- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности применения логоритмики в коррекции дизартрии детей дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012223 |
Тема: | Особенности применения логоритмики в коррекции дизартрии детей дошкольного возраста |
Содержание
Введение Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития речи, от содержания которой во многом зависит процесс формирования личности человека, уровень его общей культуры. Вот почему одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду является развитие речи детей с раннего возраста. Для речи детей в период ее формирования характерно недостаточное звукопроизношение. Причиной данному факту может послужить недостаточная готовность фонематического слуха, т. е. умения понять и четко дифференцировать все звуки речи. Воспитание правильной речи у дошкольников - проблема большой общественной значимости, и значимость данного процесса должны осознавать родители, воспитатели и учителя. Среди разнообразных речевых нарушений у детей более трудными для дифференциальной диагностики и логопедической коррекции являются функциональные дислалии и легкие формы дизартрии. Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, образующееся в результате поражения нервной системы. Среди детей распространенность дизартрии составляет порядка 3-6%, однако в последние годы отмечается рост данной речевой патологии среди дошкольников. Дизартрия входит в тройку самых распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая дислалии и опережая алалию. Анализ случаев выявления у детей легких форм дизартрии показал, что для осознания данных речевых расстройств недостаточно изучения только особенностей речевого нарушения. Неполноценность речи (нарушение звукопроизношения) ограничивает способности и социальные возможности ребенка, сказывается на развитии его личности, в ряде случаев является причиной выпадения ребенка из социального окружения. Осознавая свой речевой дефект, ребенок начинает стыдиться его, становится скрытным, неуверенным в своих силах и возможностях. Обычно дефекты речи являются причиной плохой успеваемости в школе. Кроме того, ослабление даже отдельных психических компонентов, таких как внимание и память ребенка, негативно сказывается на эффективности в устранении речевых дефектов в процессе логопедической работы. Однако, при дизартрии особое влияние на процесс формирования речи и развития психических функций оказывает наличие органической неврологической симптоматики. Это обусловлено тем, что в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, поэтому данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии. У детей с дизартрией просодические нарушения влияют на четкость, ясность, и эмоциональный рисунок речи: речь монотонна, невыразительна, имеют место явные нарушения четкости артикулирования. При невнятной речи слуховое восприятие не может правильно сформироваться, что вызывает устойчивые нарушения фонематической стороны речи. У детей с дизартрией, наравне с речевой симптоматикой, отмечается целый ряд неречевых симптомов этого нарушения, например, нарушение моторных функций, проявляющееся в двигательной малоподвижности, неловкости, скованности, замедленности всех движений, или наоборот, явления двигательной гиперактивности, смятения, убыстренный темп, крупное количество дополнительных движений при выполнении определенных произвольных двигательных актов. Коррекционная роль логопедической ритмики имеет решающее значение в работе с дизартриками. Решению задачи по исправлению нарушений речи, способствует то, что дети с легкостью воспринимают музыку, склонны быстро и бессознательно познавать ее содержание и средства ее выражения. На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает речь и движения, но и считается для них руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп и остальные средства музыкальной речи, способствуют упорядочению характера и темпа движений, особенно необходимого детям, страдающим расстройствами темпа речи, часто взаимосвязанными с хаотичным, неспокойным характером движений. Представление логоритмики основывается на применении взаимоотношения слова, музыки и движения. Значимость ритмического и логоритмического влияния на детей дошкольного возраста подчеркнули некоторые исследователи, такие как В.М. Бехтерев и В.А. Гиляровский. Они считали, что логопедическая ритмика оказывает воздействие на моторику, способствует тренировке активности нервных процессов центральной нервной системы; Е.В.Чаяновая и Е.В.Конорова рассматривали влияние логопедической ритмики на развитие внимания и памяти; исследованиями коррекции речи детей занимались В.А.Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова, Д.С.Озерецковский, Ю.А.Флоренская и др. Однако, несмотря на многочисленные исследования, на практике методы и приемы логоритмических упражнений, используемые в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста мало проработаны. Исходя из вышесказанного, цель исследования: определить особенности применения логоритмики в коррекции дизартрии детей дошкольного возраста. Объект исследования: темпо-ритмические нарушения детей дошкольного возраста с дизартрией. Предмет исследования: особенности коррекции темпо-ритмических нарушений речи у детей с дизартрией дошкольного возраста средствами логопедической ритмики. Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач: 1. Провести анализ литературы по проблеме исследования. 2. Выявить психолого-педагогические особенности дошкольников с нарушением речи (дизартрией) и определить причины возникновения нарушений речи (дизартрии). 3. Изучить особенности и возможности логопедической ритмики, используемой в коррекции речевых нарушений дошкольников. 4. Составить программу коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста средствами логопедической ритмики на базе детского сада. Проблема исследования: выявить существующие и наиболее эффективные методы коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики. Гипотеза исследования: логоритмика может стать ведущим средством коррекции темпо-ритмических нарушений детей дошкольного возраста с дизартрией, если: - включать логоритмические элементы в музыкальные занятия и занятия по развитию речи; - организовать особые условия в повседневной жизни детей, включающие в себя игры со словом и музыкой; - проводить индивидуальные занятия по логопедической ритмике. Методы исследования: • теоретические: анализ источников и научной литературы по проблеме исследования; • эмпирические: педагогический эксперимент; • статистические методы обработки полученных данных. База исследования: МБДОУ Детский сад № 1119 г. Москва, поселение Внуковское, п. МВТ, улица Ленина 96А; 8 детей 5-6 лет, из них 6 мальчиков, 2 девочки. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы (40 наименований). В тексте работы представлено 9 таблиц. 1. Теоретические основы изучения коррекции речевых нарушений (дизартрии) у дошкольников средствами логопедической ритмики 1.1 История изучения нарушений речи (дизартрии) Первое научное описание дизартрии появилось в 19 веке. Данные факты нарушения речи были описаны известным немецким неврологом Литтлом Е. (1853): он дал подробное описание клинической картины детского церебрального паралича, обозначал особые расстройства речи на фоне поражения моторных систем организма. А термин «дизартрия», объединивший в себе все нарушения артикуляции, впервые был применен в 1879 году Куссмаулем [25]. С середины 20 века исследователи приходят к мысли, что нарушения речи при дизартрии носят более сложный и глубокий характер. Они рассматривают не только расстройства координации мышц речевого аппарата, но и связанную с ними патологию просодических характеристик устной речи. Таким образом, дизартрия – это обобщенное обозначение группы речевых расстройств, которая имеет несколько форм. Каждая из этих форм отличается друг от друга своей неврологической и речевой симптоматикой. Нарушение речи - «дизартрия» – тяжелое нарушение речи, сопровождаемое расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в следствии которых речь утрачивает свою членораздельность и ясность [24]. Термином «дизартрия» называют расстройство произносительной стороны речи. При этом расстройстве страдает звукопроизношение и просодическая система, которая организовывает звуковой поток. Каждый раз при дизартрии нарушается полнота функциональной системы экспрессивного речевого образования, при этом уровень поражения центральной нервной системы не влияет на эти нарушения. При данном нарушение выявляется в таких параметрах речи как: тон, громкость, высота голоса; искажается фонетическая окраска речевых звуков и ритмико-интонационный уровень высказывания, и в целом искаженно осуществляется фонетический строй речи. Данную патологию членораздельной речи объединяют с паталогией иннервации мышц периферического речевого аппарата. В результате происходит нарушение нейромоторной регуляции мышечного тонуса, которое считается следствием органического или функционального поражения центральной нервной системы[10]. Причиной возникновения патологии функционирования речеобразовательной системы являются нейромоторные рарушения. Выделяют два существенных типа нейромоторных речевых расстройств: дизартрия и апраксия речи, которые вызывают расстройства моторной стороны речеобразовательного механизма [10]. Патологии нейромышечного контроля речи могут привести к поражению фонации и резонирующих полостей дыхания, а также артикуляции и просодики. Такие свойства речи как внятность, четкость, а значит и ее разборчивость, объединены с патологией временной точности и совершенства речевых процессов. Исследования Л.Т.Журбы, Е.М.Мастюковой, М.Б.Эйдиновой, Е.Н.Правдиной-Винарской и других ученых свидетельствуют о том, что в настоящее время отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, обусловленные перинатальной патологией. В число этих нарушений входит и дизартрия, поэтому необходимо более детально рассмотреть подходы к ее изучению [24]. Сегодня в изучении дизартрии выделяют четыре основных подхода: 1. Клинический (неврологический). 2. Лингвистический. 3. Нейропсихологический. 4. Психолого-педагогический. При клиническом подходе исследуются клинические проявления дизартрии. Данные проявления сопостлвляются с уровнем органического или функционального поражения ЦНС, ее периферических или центральных отделов. Данный подход исследует причины возникновения дизартрии, область локализации поражения, и характер поражений ЦНС. Также изучается симптоматика, включающая: - характер изменений мышечного тонуса; - особенности движений различных отделов речевого аппарата и др. Причины возникновения дизартрии напрямую связаны с наличием органических или функциональных поражений головного мозга. Данные поражения вызваны разнообразными вредоносными факторами, воздействовавшими на организм ребенка: - пренатальными - в процессе внутриутробного развития; - перинатальными - во время рождения; - постнатальными - вскоре после родов. Пренатальное поражение головного мозга вызывается: инфицированием матери или плода, острым токсикозом в 1-2 триместре беременности, различными патологиями плаценты и т.д.[1] Причины могут возникнуть и в период родов. В этот период отягчающими факторами могут быть родовые травмы, ведущие к неправильному мозговому кровообращению или кровоизлиянию в мозг ребенка, а также затяжные или стремительные роды [1]. Основными факторами после родов, ведущие к органическому поражению мозга, являются разнообразные инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек ребенка (менингит, энцефалит и др). В старших возрастных периодах, как у подростков и взрослых, органические и функциональные нарушения, которые провоцируют появление и развитие дизартрии, могут развиваться вследствие черепно-мозговых травм, кровоизлияний в мозг, воспалительных процессов, опухолей, сосудистых и инфекционных заболеваний ЦНС [24]. В логопедии, согласно неврологическим данным, выделяются следующие клинические формы дизартрии: псевдобульбарная и бульбарная, подкорковая, мозжечковая и корковая. В психолингвистическом аспекте изучаются: - нарушения акустических характеристик звукопроизносительного процесса; - просодическая организация звукового потока, влияющая на характеристику голоса, его высоту, продолжительность, силу, способность к модуляции речи, темп, сочетание ударных и безударных слогов, ритм, мелодику речи; - артикуляционные данные звукопроизносительного процесса, такие как сила, точность, переключаемость, плавность, синхронность, свобода выполнения речевых движений [6]. Нейропсихологический подход используется в изучении нарушения различных структур мозга как специфическая форма анализа психических процессов. При проведении исследования в этом направлении, специалисты выявили такие нарушения возникающие при дизартрии как: нарушения эфферентных исполнительных механизмов, нарушения кинестетического анализа и синтеза, искажение образа кинестетического артикуляционного действия. Здесь артикуляция рассматривается в качестве особого случая любых других произвольных движений, которые могут быть нарушены у лиц с дизартрией. В свою очередь патологический кинестетический характер артикуляторного действия приводит к особенным своеобразным методам организации речевых движений, к формированию аномальных двигательных стереотипов. Рассмотрим психолого-педагогическое направление. Так как речевое нарушение у детей как правило объединено с патологией раннего этапа развития центральной нервной системы, значит данное направление обладает своеобразным значением в изучении детской дизартрии. При этом изучаются особенности нарушения звукопроизношения и голоса, специфика формирования грамматической структуры речи, связного высказывания и письма, качественных и количественных характеристик словаря. В логопедической науке разработаны технологии, способствующие организации эффективной работы при исследовании компенсации самостоятельных процессов целостной речевой системы, установлении базовых принципов реабилитации лиц с дизартрией, на основе которых разграничиваются этапы психолого-педагогической работы, определяются пути формирования речи и речевого развития детей с дизартрией [6]. В литературе посвященной вопросу изучения и преодоления дизартрии (Н.В. Серебрякова, С.И. Маевская, Л.В. Лопатина, Г.В. Гуровец, Р.И. Мартынова и др.), отмечается, что у детей с дизартрией, наравне с речевой симптоматикой, замечается ряд неречевых симптомов, в том числе, нарушение моторных функций. У дизартриков замечается двигательная неловкость, малоподвижность, зажатость, заторможенность абсолютно всех движений, или явления моторной гиперактивности, смятение, стремительный темп, огромное число ненужных движений при выполнении произвольных двигательных актов [24]. Данные, которые были получены в процессе разбора литературных источников, показывают, что, у детей с дизартрией не получается спонтанно выйти на онтогенетический путь формирования речи и моторных функций, характерный нормально развивающимся детям. Таким образом, дизартрия, исследованию которой отдано великое число работ медицинского и педагогического плана, часто встречается в логопедической деятельности. Главные жалобы при предоставленной форме речевого нарушения вызывают: неясная невыразительная речь, плохая дикция, изменение и замена звуков в трудных по слоговой структуре словах. Дети с дизартрией имеют ограниченное количество активных движений, неловки в произвольных движениях, мышцы очень быстро утомляются при различных активных нагрузках. Данные специфические особенности проявляются в темпах усвоения двигательно-речевых умений и способностей. Нейропсихологические обследования А. Р. Лурии, Л. С. Цветковой и прочих ученых представляют, что базой развития функциональной организации речи у детей считается адекватный уровень развития темпо- ритмических функций, проявляющихся в дошкольном периоде, прежде всего, в пребывании темпо-ритмической организации движений[26]. 1.2 Причины возникновения и особенности проявления нарушений речи (дизартрии) у детей дошкольного возраста Подчеркивание клинических форм дизартрии у детей считается в значительной степени условным. Это обусловлено тем, что проявления дизартрии у детей крайне редко бывают едиными для всех локальных поражений головного мозга, с коими связаны точно определенные синдромы моторных нарушений. И еще дизартрия у детей часто наблюдается на фоне остаточных явлений ДЦП [36]. Согласно анализу литературы выделим единые клинические симптомы дизартрии у детей и взрослых, которые по многим признакам схожи, это: - нарушение тонуса мышц; - нарушение движений артикуляции; - нарушение голоса; - нарушения дыхания. Все эти особенности дизартрии у детей спровоцированы расстройством иннервации мышц периферического речевого аппарата. Иными словами, при дизартрии нарушается механизм моторной речи из-за органических поражений центральной нервной системы. Структура речевого дефекта включает в себя нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи [25]. Нарушение артикуляционных моторных навыков проявляется в изменении тонуса речевых мышц, ограничении объема движений, расстройстве координации движений, наличии различного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка и губ, паталогии дыхания, расстройствах голоса. Фраза формулируется нечетко, хаотично расставлены акценты, искажается расстановка пауз, свойственны пропуски звуков, слов. Обычно голос то тих, то громок, однообразен, монотонен, интонационно неточен. В целом, речь дизартриков является нечеткой, размытой, однообразной. [6] Дизартрия у детей, не обращая внимания на задержку речевого развития, не приводит к нарушению лексико-грамматической стороны речи. Все-таки нарушение двигательных механизмов речи в совокупности с сенсорными расстройствами в доречевой период, имеет возможность приводить к сложной патологии всех частей речевой системы ребенка[18]. Органическое поражение головного мозга у детей считается причиной, влияющей на особенности развития речи, из-за которой в ходе онтогенеза происходит искажение речевой деятельности, и данные паталогии также можно отнести к дизартрии. Неспособность детей с самого начала своего речевого развития осуществлять определенные двигательные образы тормозит формирование слухового анализатора - утрачивается произношение некоторых звуков речи, что приводит к вторичному нарушению в облике фонематического недоразвития [5]. Как и ДЦП, дизартрия, вызванная в пренатальном, перинатальном периоде или в итоге раннего органического поражения мозга, обладает специфическими особенностями. Ключевые проявления причин риска возникновения дизартрии могут быть обнаружены при сборе анамнеза: крик новорожденных с органическими поражениями головного мозга отличается от здоровых детей: короткий плачь, слабость крика, небольшая продолжительность, отсутствие звучности голоса. Сосание, в сравнении с нормально развитыми детьми, у дизартриков замедленное, затяжное. Иногда характерен неполный захват соска, дети могут задыхаться, поэтому происходит вытекание молока через носовую полость. Гуление и лепет в плане внешнего проявления имеют запоздалые проявления, характеризуются ограниченным диапазоном вокализации в сочетании с задержкой сроков формирования психомоторных функций. Кроме того, родители не всегда могут определить моменты возникновения первых слов. Чаще всего это происходит потому, что слова неразборчивы и малопонятны. Словарный запас накапливается медленно по соотнесению с нормой. Единым является то, что все пункты развития речи у детей с дизартрией являются ограниченными и задерживаются по времени. При одной и той же форме дизартрии речь у одного ребенка незначительно не похожа на норму, у других может быть грубо искажена и сопровождаться задержкой в развитии [30]. При одной и той же форме дизартрии паталогии звукопроизношения имеют все шансы быть разными и, в тот же момент, незначительно различаться при различных ее формах. В связи с особенностями дыхания и фонации, у детей с дизартрией страдает вся просодика: голос, ритм, интонация. Нарушение дыхания связано с задержкой созревания дыхательной функции и с паталогией развития фонационного и речевого дыхания, и обладает сложным патогенезом. Голос множества детей охрипший, иногда прерывающийся, часто назализированный. Как правило, дети не могут изменять непринужденно силу и высоту голоса [8]. Значительно позже, чем в норме развития, формируется фразовая речь. В то же время она имеет возможность быть сформирована в полном объеме лексико-грамматического плана при полноценной коррекционной работе, проводимой в дошкольном периоде. Анатомо-физиологическая уникальность артикуляционного аппарата у дизартриков характеризуется обнаружением готического уплощенного твердого нёба. Практически у всех дошкольников замечаются тугоподвижность и укороченная подъязычная уздечка, что непосредственно обусловлено небольшой моторной энергичностью языка с первых дней жизни. Рассмотрим несколько классификаций дизартрии у детей. Классификация Е.М. Мастюковой (1966) предполагает наличие дизартрии: - с малой мозговой дисфункцией; - с небольшой задержкой психического формирования; - с обычным психофизическим созреванием и церебральным параличом [24]. Систематизация по этому типу характеризуется вероятностью соотнести симптоматику речевых патологий с нарушением функционирования некоторых структур мозга, участвующих в речеобразовательном процессе. Подобная классификация изображена в работах Е.Н. Правдиной-Винарской (1959), М.Б. Эйдиновой, К.А. Семеновой (1968), М.Я. Смуглина (1972), Л.М. Шипицыной, И.И. Мамайчук (2001), К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, и др. Эта классификация отображена также в пособиях по логопедии О.В. Правдиной (1973), К.П. Беккера, М. Совак (1981), а также в учебнике под редакцией Л.С. Волковой (2004) [11, 24, 30]. Все авторы помечают оригинальность форм детской дизартрии по сопоставлению с дизартрией у взрослых. У детей не выделяют дизартрию бульбарной формы, потому что свойственные ей нарушения состояния продолговатого мозга у новорожденных несовместимы с жизнью. Синдромологический подход в классификации дизартрии. Этот подход подробно подробнее описан в работах И.И. Панченко (1974, 1977). Проверка по этому типу связана с выделением основного неврологического синдрома и основных феноменов патологии моторики и бывает: - спастико-паретическая; - спастико-ригидная; - гиперкинетическая; -атактическая [30]. Все авторы доказывают то, что почти всегда дизартрия у детей имеет смешанный характер, говорящий про разноуровневые поражения мозговых структур. В работах И.И. Панченко (1977) выделяют три формы звуковых патологий у подростков с ДЦП. 1-й вид звукового расстройства - элементарное фонетическое, но с сохранностью абсолютно всех дифференциальных фонематических свойств. 2-й вид звукового расстройства - фонетико-апраксическое расстройство, содержащее апраксические расстройства, мешающие реализации дифференцированных фонематических признаков. 3-й вид звукового расстройства - фонетико-апрактико-фонематические расстройства. Данные патологии свойственны для детей со спастико-ригидным синдромом, возбуждающим более жесткие нарушения фонетической системы, такие как: неточное грамматическое использование фонем в конце слова, многократная замена согласных, искажение звуков, недоразвитие синтаксических структур слова, неустойчивая слоговая структура слов. Несмотря на то, что систематизация клинических видов дизартрии у детей условна, для проведения коррекционной работы требуется полная диагностика с выделением в дизонтогенезе ведущих признаков. В связи с этими данными выделяют ключевые признаки, которые могут соответствовать определенной форме дизартрии. Рассмотрим классификацию детской дизартрии, выделенной по степени тяжести ее проявлении: - стертая дизартрия, или наименьшие проявления дизартрии; - тяжкая степень выраженности дизартрических явлений – анартрию [36]. Также у детей классифицируют дизартрию по степени внятности речи для окружающих: – патологии звукопроизношения незначительны и обнаруживаются в ходе обследования ребенка специалистами; – патологии произношения видимы для окружающих, но в целом речь ребенка понятна для всех; – речь ребенка понимают только близкие и отчасти окружающие; – речь неясна даже близким людям ребенка[36]. В педагогической литературе небольшие проявления дизартрии обычно обозначаются как «стертая дизартрия». Это название было введено в логопедию сравнительно недавно, до настоящего времени считается дискуссионным и все чаще в литературе стертая дизартрия означается как малые проявления дизартрии [25]. Эксперты в последнее время отмечают, что у многих дошкольников звукопроизношение не соответствует установленной норме родного языка. Тем не менее, не обращая внимания на то, что нарушение звукопроизношения выражено, словарный запас и грамматические структуры у таких детей отвечают нижней границе нормы. Развитие речи таких детей сопровождается рядом специфических черт. В школе они сталкиваются с трудностями при обучении чтению и письму. Первые слова у них возникают с некоторой задержкой, лексика менее эмотивна; в дошкольном возрасте есть ошибки в грамматическом структурировании слова. Для этих детей особенно типичны нарушения просодического оформления устной речи: тон повествования почти не меняется в контексте речи и чтении стихов, что приводит к слиянию отдельных фраз. Характерна незавершенность интонации высказывания. Данной группе детей, в целом, свойственна некоторая ритмическая неорганизованность речи. Речевой онтогенез детей со стертой дизартрией обладает рядом особенностей. Первый крик зачастую короткий, не звучный, хотя у большинства гуление и лепет возникают своевременно. Мышечный тонус несколько снижен, в основном проявляется в артикуляции, в мимических мышцах и гипотонусе рук. Язык вялый или спастический, в своих движениях несколько ограничен. Как правило, в корне языка есть напряжение, недостаточная подвижность кончика языка. Язык, при открывании рта, слегка засасывается внутрь. Проявляется определенное беспокойство. Характерной чертой при дизартрии со стертой степенью является то, что в мышцах языка у определенных детей отмечается напряжение. Так, например, при повышенном мышечном тонусе корня языка может иметь место снижение тонуса с одной его боковой стороны. Моторика детей со стертой формой дизартрии немного отстает в своем формировании от моторики детей, развивающихся без нарушений, отличается сниженными пластичностью и точностью движений. Особенно сильно страдают движения пальцев. В мелкой моторике пальцев рук ярко выражено общее отставание в развитии. Во время обследования детей со стертой формой дизартрии выявляется диспраксия различного характера. В процессе речи в ротовой полости происходит чрезмерное накапливание слюны, это обусловлено затруднениями в формировании автоматизации сглатывания. Также детей, у которых выявляется стертая дизартрия, отличает от детей имеющих ярко выраженные нарушения дизартрического характера, то, что у многих из них логопедическая работа достаточно эффективно компенсирует нарушение звукопроизносительной стороны речи. Все дети такой группы направляются в общеобразовательную школу. 1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией По психолого-педагогическим характеристикам дети с дизартрией представляют довольно полиморфную группу. Различные патологии речевой функции дизартриков ограничивают их общение со здоровыми ровесниками и взрослыми, что негативно сказывается на развитии познавательной работе таких детей. Так как развитие детей с дизартрией обусловлено сочетанием речевого и двигательного нарушений, то такие дети, ограниченные в движении, не получают должного запаса знаний и понятий об окружающем мире, каким владеют их однолетки с обычным речевым развитием. Как следствие, эти условия ограничивают развитие детей с дизартрией в когнитивной сфере; задерживают развитие манипуляторной и игровой деятельности - необходимой основы для формирования пространственных представлений; оптико-гностических функций. Развитие звукопроизношения тесно объединено с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. Так, к примеру, здоровый ребенок одновременно развивает общую моторику и овладевает звуковой системой языка. У детей с нарушениями речи имеются по большей части легко проявленные парциальные расстройства движений, которые в гнозисе, праксисе могут иметь частичные отклонения. Эти особенности выступают особенно ярко при сравнении с нормой. У детей с дизартрией замечаются недостатки в формировании когнитивных процессов: - наблюдаются нарушения внимания и памяти; - снижена мелкая моторика пальцев рук и артикуляционная моторика; - словесно-логическое мышление также недостаточно сформировано [38]. Согласно исследованиям Н.С. Жуковой, у ребенка неполноценная деятельность речи накладывает отпечаток на формирование аффективно-волевой и интеллектуальной сферы. У подобных детей замечается недостаточная устойчивость внимания, низкий уровень переключаемости. При относительно сохранной логической и смысловой памяти снижена вербальная память и ее объем. Для детей с дизартрией характерно быстрое забывание сложных инструкций, а также ее составных элементов, последовательности предложенных заданий [19]. Когнитивная сфера и речевая деятельность имеют тесную взаимосвязь, значит, словесно-логическое мышление у детей с недоразвитием речи обладает более низкими показателями, чем показатели, свойственные для данной возрастной нормы. У детей с дизартрией в связи с ухудшением внимания и памяти может быть определенное вторичное понижение мыслительной деятельности [18]. Суждения и умозаключения часто логически не объеденены друг с другом, отрывочны и бедны. Таким образом, речевое развитие дизартриков протекает замедленно и своеобразно, в некоторой степени спонтанно. Это служит причиной того, что разные части речевой системы остаются недоразвитыми. Возникающие трудности в формировании лексического словаря и грамматического строя, сниженное речевое развитие в комплексе со спецификами восприятия обращенной речи, удерживают речевые контакты ребенка со сверстниками и взрослыми. Они препятствуют осуществлению полноценной коммуникативной деятельности. Понимание слышимых звуков, осознание детьми связной речи предшествует освоению отдельных морфем, слов, словосочетаний и, соответственно, предложений. Иными словами - появляется возможность вычленять их из речи. Значительное большинство детей с дизартрией в подготовительной группе уже к началу обучения в школе способно к пересказу иаленьких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам и созерцаемым действиям, т.е. готовы к связным высказываниям. Однако, данные высказывания существенно непохожи на связную речь детей с обычным развитием речи [15]. Дети-дошкольники чувствуют большие трудности в нахождении последовательности событий предпочтенного сюжета и его устного пересказа. Подобным образом, детям с дизартрией с большим трудом дается творческое рассказывание. Экспрессивная речь дизартриков может служить средством общения, но только при помощи взрослого, выраженной в виде наводящих вопросов, подсказок, суждений. У детей с дизартрией выявляется нарушения концентрации внимания в большей степени, в меньшей степени - внимание выражено, но не достаточно по сравнению с нормой. Для детей не всегда понятны словесные инструкции; они не способны быстро переключиться на выполнение следующего задания. После окончания работы в результатах не проявляют заинтересованности. Также для дизартриков характерны определенные особенности в выполнении действий: не любят самостоятельно застегивать пуговицы, засучивать рукава и шнуровать ботинки. И в изобразительной деятельности испытывают определенные затруднения: не могут пользоваться ножницами, правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на кисточку и карандаш. При выполнении физических упражнений, танцев проявляются затруднения в произвольных движениях; дизартрики не могут менять вид движений по ударному такту; стоя на одной ноге не могут удержать равновесие, и часто на левой или правой ноге не умеют прыгать [36]. У дизартриков, по данным Е.М. Мастюковой и М.В. Ипполитовой, замечается замедленное развития логического мышления: - не сформирована большая часть обобщающих, понятий по несущественным свойствам зачастую устанавливаются сходства и различия между объектами и явлениями окружающего мира; -классификация предметов ведется по типу конкретных ситуационных отношений. У детей с дизартрией замедленное формирование логического мышления смешивается с низким уровнем познавательных интересов. Свойственен органический психосиндром, который выявляется в замедленности психических процессов, высокой раздражительности с чертами сходства выполняемых действий и плохой переключаемости в интеллектуальной деятельности. Психоорганический синдром выявляется в различной симптоматике: при гиперактивности в рамках синдрома недостатка внимания или гипердинамического синдрома, при церебрастеническом синдроме и гипертензионно-гидроцефальном синдроме. Церебрастенический синдром выявляется в виде нервно-психической истощаемости с доминированием или общего эмоционального и моторного беспокойства, или пассивности и вялости [8]. В виде скорой истощаемости присутствие гипертензионно-гидроцефального синдрома характеризуется патологией умственной работоспособности. Эта симптоматика проявляется в виде изменений мышечного тонуса у детей с дизартрией, патологий координации движений, недостаточности дифференцированной мелкой моторики рук и артикуляционной моторики. Гипердинамическая симптоматика - это невнимательность, отвлекаемость, импульсивность и гиперактивность. Страдает исходная стадия познавательного действия - сосредоточение и случайный выбор информации, что выражается в следующих этапах познавательного процесса, при запоминании и осмыслении. Высокая истощаемость внимания проявляется в трудности переключения с одного задания на другое, низкой интеллектуальной трудоспособности, высокой инертности, наличии «трафаретных» способов решения познавательных задач. Развитие психологической диады «мать-малыш» для детей с органическим поражением мозга уже в раннем возрасте нарушается. В этой диаде связь поддерживается внушительным участием большинства сенсорных функций, хотя взаимоотношения искажаются при рождении ребенка с фактором риска дизартрии, а тем более, параличей. Ослабление сенсорных ощущений отмечается со стороны ребенка, со стороны матери - грубое изменение эмоциональных взаимоотношений к....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: