VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности политики Израиля на Южном Кавказе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002105
Тема: Особенности политики Израиля на Южном Кавказе
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дипломатическая академия 
Министерства иностранных дел Российской Федерации»

Направление подготовки «Международные отношения»
Программа «Постсоветское пространство»


Допустить к защите: 
Протокол заседания кафедры 
№___ от _________ 


Заведующий кафедрой
Политологии и политических наук, д.п.н., 
Жильцов Сергей Сергеевич
     

«____» ____________ 2017 г.




МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

на тему: «Особенности политики Израиля на Южном Кавказе»
 
магистранта 2 курса факультета
 «Международные отношения»
Козловой Ксении Александровны

________________________ 
(личная подпись) 


Научный руководитель:

Заведующий кафедрой
Политологии и политических наук, д.п.н., 
Жильцов Сергей Сергеевич



Москва, 2017г.
Содержание

Введение	4
Глава 1. Особенности политики Израиля	8
1.1 Геополитика Южного Кавказа	8
1.2 Особенности внешней политики государства Израиль за последние 25 лет	26
Глава 2. История взаимоотношений Израиля со странами Южного Кавказа	37
2.1 Азербайджан как основной стратегический партнер Израиля на Южном Кавказе	37
2.2 Военно-политическое сотрудничество Израиля с Грузией	55
2.3 Армения и Израиль с точки зрения двустороннего сотрудничества	61
Заключение	69
Список использованной литературы	75























     
Введение
     
     Актуальность исследования обусловлена интересами Израиля на Южном Кавказе, которые формируются благоприятной для Ирзаиля политической обстановкой, созданию условий для роста своего экспортного потенциала на южнокавказском рынке, развития местных еврейских общин, а также решения задачи сдерживания Ирана на южнокавказском направлении. 
     Южнокавказский регион становится растущей зоной внешнеполитического проникновения Израиля, ориентирующегося прежде всегo на азербайджанское направление. В Азербайджане представлены конкурирующие интересы внешних сил, израильские компании плотно работают на местном рынке, Израиль в значительной степени решает свои внутренние энергетические запросы с помощью нефтяных возможностей Азербайджана. Здесь создана крупная еврейская община с элементами растущего политического лоббирования, а также в наиболее потенциально эффективном режиме может решаться задача сдерживания Ирана. Кроме того, Израиль сумел добиться продвижения собственных высоких технологий военного и гражданского назначения в наибольшей степени (среди других южнокавказских республик) именно в Азербайджане. Всё это создает условие для дальнейшего продвижения израильских интересов в регионе. В свою очередь, для Азербайджана значительный интерес представляют лоббистские возможности еврейских кругов в США и в России. 
     Израиль расширяет сотрудничество с Грузией, а также с Арменией на более достойный для двух стран уровень. 
     Отличительной особенностью израильской политики на Южном Кавказе является стремление не вторгаться в зону интересов России, которая продолжает быть наиболее влиятельной силой в регионе. Более того, Израиль учитывает интересы России в Грузии, практически свернув с ней свои отношения в сфере высоких технологий военного назначения.
     Объект исследования - внешняя политика Израиля в странах Южного Кавказа. 
     Предмет исследования - механизмы реализации внешней политики Израиля в отношении стран Южного Кавказа.
     Степень научной разработанности проблемы. Среди авторов, внесших наиболее значимый вклад в изучение концептуальных основ внешней политики Государства Израиль необходимо отметить работы Р.С. Абдулмаджидова, Л.Х. Баазовой, Р.В. Борисова, С.М. Гасратяна, О.М. Горбатова, А.З. Егорина, М.А. Жирохова, И.Д. Звягельской, И.И. Иванова, Л. Кади, Т.А. Карасовой, Н.Г. Киреева, И. Кенена, В.И. Кисел?ва, О.А. Колобова, А.А. Корнилова, Г.Г. Косача, Д.А. Марьясиса, И.В. Масюковой, М.А. Новгородовой, Е.Я. Сатановского, Н.А. Семенченко, А.А. Сергунина, Д.Г. Соколова, В.А. Ушакова, А.В. Федорченко, М. Хатиной, О.О. Хохлышевой, А.Д. Эпштейна и др.
     Наиболее полно и подробно отношения Израиля со странами постсоветского пространства рассмотрены в работах И.В. Рыжова и А.И. Новикова. В этих исследованиях проведен обстоятельный анализ становления и развития внешней политики Израиля в разных районах постсоветского пространства. 
     Тем не менее, эти исследования были написаны несколько лет назад. В первом временные рамки ограничены 2000 годом, во втором - серединой 2000-х годов. Комплексные исследования, посвященные нынешнему этапу, на сегодняшний день отсутствуют. 
     Большое количество работ посвящено двусторонним отношениям Израиля с отдельными странами постсоветского пространства. Наиболее подробно анализируются российско-израильские отношения. Эта тема подробно затронута в работах С. Гоффман, И.В. Рыжова, Е.Я. Сатановского, Н.А. Семенченко, А.В. Федорченко, А.Д. Эпштейна и С.А. Кожеурова и др. 
     Отношениям Израиля с другими странами европейской части постсоветского пространства посвящены исследования А.Н. Захарченко, А.И. Новикова, И.В. Рыжова, Е.Я. Сатановского, Н.А. Семенченко, А. Харуцы и др. 
     Закавказье является стратегически важным регионом для Израиля. Поэтому весьма широк круг авторов, изучающих те или иные аспекты данной проблематики. К ним относятся А. Велиев, А. Гольденштейн, А. Григорян, А. Гут, А. Ерканян, Г.Г. Исаев, А.М. Кочарян, С.М. Маркедонов, В.И. Месамед, А.И. Новиков, И.В. Рыжов, Р.Р. Сулейманов и др.
     Целью данной работы является исследование внешнеполитического курса Израиля в отношении стран Южного Кавказа.
     Достижение поставленной цели обуславливает решение следующих задач:
     * Обобщить теоретическую основу внешней политики Израиля в отношении стран Южного Кавказа
     * Исследовать основные направления сотрудничества государства Израиль с новыми независимыми государствами
     * Выделить особенности формирования внешней политики Израиля в отношении стран Южного Кавказа
     * Определить современное состояние двусторонних отношений государства Израиль со странами Южного Кавказа
     * Выявить особенности влияния еврейской диаспоры и репатриантов из республик бывшего СССР на двусторонние отношения государства Израиль со странами Южного Кавказа.
     Научная новизна исследования. В содержательном осуществляется изучение и анализ внешней политики Государства Израиль на постсоветском пространстве за весь период времени, прошедший после распада СССР. Выделены основные особенности внешнеполитического курса Тель-Авива в данном регионе, разделены новые независимые государства на несколько эшелонов по степени их значимости для еврейского государства.
     Можно говорить о новизне в определении особенностей влияния еврейской диаспоры и репатриантов из республик бывшего СССР на двусторонние отношения государства Израиль с этими странами.
     Методологическая основа работы. Диалектический подход дает возможность анализировать строго научно предмет, изучаемый нами, обращать внимание на противоречия, рассматривать динамику развития. Системный подход позволяет исследовать внешнюю политику на постсоветском пространстве Государства Израиль как целостное явление.
     Материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебно-методических пособий, учебников, разработке специальных и общих курсов по международным отношениям на постсоветском пространстве.
     Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.
     Во введении обосновывается актуальность темы, цель и объект исследования, практическая значимость работы, формируется круг рассматриваемых вопросов.
     В первой главе выделены особенности формирования внешней политики Израиля в отношении стран Закавказья, проведено исследование основных направлений сотрудничества государства Израиль с новыми независимыми государствами.
     Во второй главе определено современное состояние двусторонних отношений государства Израиль со странами Закавказья, а также выявлены особенности влияния еврейской диаспоры и репатриантов из республик бывшего СССР на двусторонние отношения государства Израиль с этими странами.
     
     
     
     
Глава 1. Особенности политики Израиля
1.1 Геополитика Южного Кавказа
     На Южном Кавказе заметна растущая вовлеченность в региональные процессы нового внешнего игрока. К традиционно конкурирующим здесь силам в лице России, США, Турции, Ирана и крупных европейских стран добавился достаточно амбициозный игрок, не сопоставимый по своим дипломатическим и иным ресурсам влияния с указанными актерами, но стремящийся использовать имеющиеся у него возможности.
     Интересы Израиля на Южном Кавказе в целом сводятся к целям формирования благоприятной для себя региональной среды на отдалённой от собственных границ точке конкуренции крупных внешних актеров, создания поддерживающих условий и потенциала роста для своих экспортно ориентированных компаний на южнокавказском рынке, развития местных еврейских общин, а также решения задачи сдерживания Ирана на южнокавказском направлении1.
     Правая политическая элита Израиля постоянно подчеркивает абсолютную чужеродность региона Ближнего Востока для этого государства. Израиль представляется страной в окружении варваров и дикарей, от которых как можно скорее следует отгородиться стеной (что и происходит на самом деле). Однако, в то же самое время, Тель-Авив никогда не пренебрегает хорошими отношениями со странами, располагающимися подальше от собственных границ, особенно, если это мусульманские страны. В последнее время руководство Израиля начинает пристально глядеть в сторону Южного Кавказа. Это и рынки сбыта, и поставки нефти, и источник алии. 
     В регионе Южного Кавказа Израиль имеет дипломатические отношения с Азербайджаном, Арменией и Грузией (посольства в Тбилиси и Баку). Грузия имеет свое диппредставительство в Тель-Авиве. Независимость Абхазии, Нагорного Карабаха и Южной Осетии Тель-Авив не признает, равно как и независимость Косово, ПМР и Северного Кипра, придерживаясь политики непризнания сепаратистских квазигосударственных образований из-за опасения создать неблагоприятный прецедент с Палестиной2.
     Регион Южного Кавказа не входит в число приоритетов для израильской внешней политики. Этому, главным образом, способствует удаленность региона от зоны внешнеполитических интересов Тель-Авива, а также сравнительно небольшое еврейское население Южного Кавказа. Основная его часть уже перебралась в Израиль, и теперь лишь поддерживает отношения с родственниками, оставшимися дома.
     Некоторый интерес Израиля к региону обусловлен геополитическими соображениями (близость к Ирану), экономическим сотрудничеством со странами Южного Кавказа, а также наличием в Израиле большой общины выходцев из региона. В 2012 г. в СМИ появились сообщения о заходах Тель-Авива на предмет возможного использования грузинской и азербайджанской территории, а также воздушного пространства для дозаправки израильских самолетов при нанесении возможного удара по ядерным объектам Ирана. Однако официальные Тбилиси и Баку просочившуюся в прессу информацию об этом категорически опровергали3.
     Что касается экономических отношений с закавказскими республиками, то до самого последнего времени они развивались достаточно вяло, а с Арменией находились практически на нулевой отметке.
     Несмотря на высокий уровень взаимовыгодного ВТС с Грузией в период 2004-2008 гг., обусловленный перевооружением грузинской армии и крупными американскими инвестициями на эти цели, в 2008 г. все контракты на поставку в Грузию израильской продукции боевого применения были полностью заморожены в связи с вооруженным конфликтом в Южной Осетии. В 2010 г. Израиль наложил полное эмбарго на поставку продукции ВПК в Грузию. На этот раз причиной стал арест в Тбилиси израильских предпринимателей Р.Фукса и З.Френкеля по обвинению в предложении крупных взяток грузинским чиновникам4.
     Южный Кавказ трудно назвать для Израиля приоритетной зоной внешнеполитического внимания с учётом хотя бы того факта, что в Центральной Азии заметна его б?льшая активность. Вместе с тем, южнокавказский регион становится растущей зоной внешнеполитического проникновения Израиля, ориентирующегося прежде всегo на азербайджанское направление. В Азербайджане представлены конкурирующие интересы внешних сил, израильские компании плотно работают на местном рынке, Израиль в значительной степени решает свои внутренние энергетические запросы с помощью нефтяных возможностей Азербайджана, здесь имеется крупная еврейская община с элементами растущего политического лоббирования, а также в наиболее потенциально эффективном режиме может решаться задача сдерживания Ирана5. Кроме того, Израиль сумел добиться продвижения собственных высоких технологий военного и гражданского назначения в наибольшей степени (среди других южнокавказских республик) именно в Азербайджане. Всё это даёт кумулятивный эффект для продвижения израильских интересов в регионе с приоритетной внешнеполитической «стaвкой» на Азербайджан.
     Политический диалог Израиля с Азербайджаном находится на высоком уровне и включает формат постоянно проводимых внешнеполитических консультаций по широкому кругу ближневосточных и южнокавказских проблем. В данном контексте их двусторонние отношения отмечены доверительными контактами на уровне президентов и министров иностранных дел, по результатам которых фиксировалось значительное сближение позиций Баку и Тель-Авива в оценке южнокавказских процессов, затрагивающих интересы Азербайджана. Так, по итогам визитов главы внешнеполитического ведомства Израиля А.Либермана в Баку, которые представлялись в открытых источниках как шаги по укреплению связей двух стран в экономической сфере, участию израильских компаний в развитии азербайджанских инфраструктур и др., были выдвинуты экспертные предположения о более скрытых контекстах имевших место контактов. Помимо традиционной «иранской темы» в подобном формате азербайджано-израильского диалога, политические консультации включают постоянный обмен информацией, в частности, по теме процесса карабахского урегулирования6.
     Позиция Израиля по карабахскому урегулированию ближе к азербайджанскому видению проблемы. К примеру, по итогам одного из своих визитов в Баку в феврале 2010 г. министр иностранных дел А.Либерман выступил с заявлениями, в которых отмечалось, что Израиль поддерживает территориальную целостность Азербайджана, выступает за урегулирование Карабахского конфликта в соответствии с резолюциями международных организаций7.
     Визит А.Либермана в Баку имел «стратегическую значимость геополитического масштаба». Так, ими отмечалось, что «анализ результатов визита показывает, что резонанс, поднятый вокруг бакинских встреч израильского министра, служит лишь прикрытием закулисных обсуждений имеющих стратегическую значимость геополитического масштаба. Местные и израильские СМИ при освещении бакинских встреч основное внимание уделяли нескольким вопросам: расширению двусторонних связей на фоне обострения взаимоотношений между Турцией и Израилем, получению разрешения азербайджанской стороны на использование территории страны в случае проведения военных действий против Ирана»8.
     Говоря о наличии закрытых контактов азербайджанских и израильских дипломатов по актуальным региональным темам, считаем важным обратить внимание на следующее. Между Тель-Авивом и Баку есть договорённость о том, что каждая из сторон будет оперативно ставить другую в известность по ближневосточной и южнокавказской проблематике, соответственно, и, в первую очередь, по темам палестино-израильского и карабахского урегулирования. На возможность наличия подобной договорённости между Азербайджаном и Израилем указывают комментарии ряда официальных лиц. Так, заместитель генерального директора МИД Израиля, бывший руководитель департамента Центральной Европы и Евразии во внешнеполитическом ведомстве страны П.Авиви (Pinhas Avivi), которого некоторые эксперты называют «легендой израильской дипломатии», 24 декабря 2009 г. в интервью азербайджанскому информационному агентству «APA» заявил, что во время своего визита в Баку (конец декабря 2009 г.) он получил «детальную информацию по нагорно-карабахскому конфликту», а также указал на то, что во время двусторонних визитов «мы информируем друг друга в большей части по ближневосточному мирному процессу и нагорно-карабахскому конфликту»9.
     Для Азербайджана значительный интерес представляют не только лоббистские возможности еврейских кругов в США и, кстати, в России, но и фактор, на который обращают внимание лица, лоббирующие интересы Азербайджана в Израиле и за его пределами. Так, бывший руководитель ассоциации «Израиль-Азербайджан», бывший депутат израильского Кнессета, ныне посол Израиля в Белоруссии Йосеф Шагал в интервью азербайджанскому «Радио Азадлыг» (28 апреля 2010 г.) дал информацию о значительном присутствии в израильском масс-медийном пространстве лиц из числа выходцев из Азербайджана (по некоторым оценкам, в Израиле около 50 тыс. выходцев из Азербайджана, в основном горских евреев)10.
     Помимо проазербайджанских информационных возможностей в общественно-политическом поле Израиля, израильские источники говорят о военно-стратегическом сотрудничестве Израиля и Азербайджана и приводят следующий факт, который особо показателен с учётом того, что нынешним премьер-министром Израиля является тот же Б.Нетаньяху: «Израиль был, наверное, единственным государством в мире, которое в тяжёлый для Азербайджана исторический момент откликнулось на приглашение тогдашнего лидера, президента Гейдара Алиева. Премьер-министр Б.Нетаньяху встретился с ним в 1998 г. в Баку. Это была не очень широко разрекламированная встреча, но теперь, спустя 12 лет можно об этом говорить. Эта встреча продолжалась одну ночь, самолёт прилетел в одиннадцать вечера и улетел в семь утра. Именно на этой встрече были достигнуты договорённости о военно-стратегическом сотрудничестве и с тех пор оно поддерживается»11.
     Но Израиль не стал ограничиваться только азербайджанской «площадкой» своего вовлечения в южнокавказские процессы. Он стремится обеспечить ровный характер двусторонних связей с Грузией после августа 2008 г., а также вывести отношения с Арменией на более достойный для двух стран уровень.
     В настоящее время убытки, полученные из-за прекращения ВТС с Грузией, Тель-Авиву удалось с лихвой возместить за счет беспрецедентного роста сотрудничества в этой области с Азербайджаном. Тель-Авив поставляет в Азербайджан новейшие системы вооружений, такие, как БПЛА «Херон», РЛС «Супергринпайн», ЗРК «Спайдер» а также стрелковое вооружение. Общая сумма контрактов составляет 1,6 млрд. долл. В Баку также успешно работает СП по производству БПЛА «Орбитер». Азербайджан, в свою очередь, обеспечивает до 70% потребности Израиля в сырой нефти через нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан12.
     Хотя Азербайджан прочно занимает первое место по темпам взаимного торгового оборота среди республик Южного Кавказа, афишировать свои близкие отношения с Израилем Баку, с оглядкой на мусульманские страны, не собирается. До сих пор на повестке дня стоит нерешенный вопрос об открытии в Тель-Авиве посольства Азербайджана, который, как считают в Израиле, приостановился только из-за нежелания Баку ссориться с соседним Ираном.
     Несмотря на отсутствие официальных отношений Тель-Авива с Цхинвалом и Сухумом, некоторые солидные израильские бизнес-структуры в частности, «GlobalGST» проявляют значительный интерес к Абхазии и уже установили с ее правительством деловые контакты. В настоящее время израильтяне внимательно изучают перспективы сотрудничества в сфере сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, создания транспортной и туристической инфраструктуры. Израильские компании присматриваются к рынку современных электронных средств слежения для абхазско-грузинской границы, а также предлагают услуги по подготовке специалистов в области безопасности для обслуживания и эксплуатации этого оборудования. В настоящее время всемирное ультраортодоксальное движение «Хабад» изучает возможности открытия своего представительства в Абхазии. По нашему мнению, подобные заходы, которые делаются, судя по всему, с санкции израильского правительства, способствуют диверсификации ограниченных международных связей Абхазии13.
     Как представляется, Израиль в закавказских делах в политическом плане занимает позицию нейтралитета с перспективой деликатного сотрудничества на абхазском и, возможно, югоосетинском направлении. Что касается экономического сотрудничества с Азербайджаном, то здесь мы являемся конкурентами в плане экспорта последним углеводородных ресурсов для Израиля и в плане поставок продукции израильского ВПК на азербайджанский рынок.
     На нынешнем этапе можно с уверенностью предположить, что Израиль рассматривает возможности усиления связей с Арменией, чему долгие годы мешали близкие отношения с Анкарой. Вопрос Геноцида армян держится израильской стороной в резерве оказания значительного давления на Турцию и её амбициозные региональные планы, в последнее время всё больше фиксирующие вступление в противоречия интересам Израиля.
     На ближайшее время запланированы контакты израильских официальных лиц в Армении и Грузии, что подчёркивает настрой Тель-Авива выровнять и сбалансировать свой южнокавказский политический уклон на преимущественное развитие связей с Азербайджаном. В июле с.г. израильские СМИ указали, что на конец августа планируется турне министра информации и диаспоры Израиля Ю.Эдельштейна по Южному Кавказу. Министр планирует посетить Армению и Грузию. В поездке его будет сопровождать «руководитель одного из профильных государственных ведомств»14.
     Важной отличительной особенностью израильской политики на Южном Кавказе является стремление не вторгаться в зону особых интересов России, которая продолжает быть наиболее влиятельной силой в регионе. Израиль пошёл на учёт интересов России по Грузии и практически свернул с ней свои связи в сфере высоких технологий военного назначения.
     Израиль также не намерен ставить под сомнение особые российско-армянские военно-политические связи и фактор военного присутствия России на армянской территории. По сравнению с другими конкурентами России на Южном Кавказе, Израиль проводит курс подчёркнутого учёта особых интересов России.
     Политика Израиля на Южном Кавказе имеет определённый потенциал корреляции интересов не только с Азербайджаном, но и с Арменией, а также в формате: «Россия-Армения-Израиль». Тель-Авив столкнулся с пониманием долгосрочности ухудшения его отношений с Анкарой, проводящей амбициозный курс сразу на нескольких внешнеполитических направлениях, в т.ч. и на Южном Кавказе. Израиль, Армению и Россию объединяет понимание необходимости сдерживания региональных амбиций Турции15.
     В последнее время между Россией, Азербайджаном, Ираном и Турцией идут интенсивные обсуждения. Страны ищут новые возможности сотрудничества. Встречи глав России, Азербайджана и Ирана в Баку, президентов Турции и России в Санкт-Петербурге подтвердили наличие в этом аспекте обнадеживающих моментов. Переговоры Владимира Путина и Сержа Саргсяна в Москве после этих встреч носили скорее символический характер, потому что при этом договоренность о каких-либо новых направлениях сотрудничества не была достигнута. Они повторили традиционные заявления. Армянская пресса определенным образом отреагировала на эти события. Проведенный анализ показывает, что Ереван находится в неопределенности. В Армении болезненно отреагировали на то, что страна осталась за пределами геополитических процессов. На фоне этого армяне выдвигают абсурдные претензии и выражают недовольство, можно сказать, всеми. Все это тщетно, потому что Армению может спасти только реалистичная внешняя политика. А это не представляется возможным. Дело в том, что армяне все еще не освоили философию независимой государственности – они остаются в плену старых политических представлений16.
     Армения остается вне геополитических процессов, протекающих на Южном Кавказе. Ереван не только не может стать участником событий, но и не имеет возможности воздействовать на них. Российская сторона только информирует его о принятых решениях. Владимир Путин, принимая Сержа Саргсяна в Москве, передал ему нужную, как он считал, информацию о своем визите в Баку и визите Реджепа Тайипа Эрдогана в Санкт-Петербург. Очевидно, что это серьезно расстроило армянских экспертов, потому что и в средствах массовой информации Армения ощущается начало новой антироссийской пропагандистской кампании17.
     А в реальности на Южном Кавказе протекают очень интересные геополитические процессы. Очевидно, что Россия, Турция, Иран и Азербайджан ищут новые формы сотрудничества, пытаясь адаптировать отношения к требованиям современного этапа. В проведенных Хасаном Рухани, Ильхамом Алиевым и Владимиром Путиным в Баку обсуждениях были приняты регионально значимые решения18.
     Азербайджан стоит в центре этих важных событий. Россия и Иран высоко оценивают роль Баку в экономической, политической, энергетической, транспортной сферах, в сфере безопасности. Они не скрывают, что заинтересованы в сотрудничестве с Азербайджаном в этих направлениях. Другая же сторона вопроса связана с Турцией. Ряд экспертов даже подчеркивают, что, хотя Анкара на бакинской встрече не была представлена официально, косвенно она принимает принятые здесь решения. В этом смысле в Баку обсудили вопросы сотрудничества фактически четыре государства19.
     Тем самым складывается перспективный формат сотрудничества в регионе. При этом наряду с экономической, энергетической, транспортной сферами серьезно учитываются и вопросы безопасности. Следовательно, речь идет о мирном урегулировании армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. Само собой разумеется, Россия, Иран, Турция и Азербайджан могут работать над вариантом справедливого решения проблемы путем переговоров. Какой-либо другой сценарий для азербайджанской стороны неприемлем, потому что условие территориальной целостности неизменно.
     На фоне сказанного неслучайно Владимир Путин в Москве намекнул президенту Армении, что конфликт может быть урегулирован наращиванием активности некоторых членов Минской группы ОБСЕ. Армянские эксперты оценили это как сигнал к более активному подключению к процессу Турции. Отметим, что незадолго до этого Анкара предложила провести одно из заседаний сопредседателей Минской группы в Турции, что было с одобрением воспринято сопредседателями20.
     Несмотря на это, армянская сторона пытается представить этот шаг как отступление России и большее вмешательство в процесс Турции. На фоне таких сообщений слова Владимира Путина «Россия и ряд государств Минской группы могут стать гарантом урегулирования нагорно-карабахского конфликта» были встречены с тревогой. Российский президент не употребил выражение «сопредседатели», что было расценено как то, что он фактически имел в виду Турцию21.
     Ошибочные маневры и колебания: жалобщик Ереван в замкнутом кругу. Однако примечательно, что армяне и сами не верят в то, что говорят, и выдвигают другую версию. По их мнению, нагорно-карабахский вопрос из-за протестов Армении «заморожен» до весны следующего года. В качестве другой причины этого указывается на отсутствие у России, Турции и Азербайджана необходимых возможностей для урегулирования конфликта22.
     На самом деле главная причина такого рода алогичных разъяснений заключается в изолированности Армении от происходящих процессов и попытке искажения действительности надуманными аргументами. Именно поэтому армяне, с одной стороны, признают полную зависимость Армении от России, а, с другой, – говорят о демонстрации Ереваном некой «силы».
     Они пишут даже о «сопротивлении» надуманного образования, созданного горсткой армянских сепаратистов23. Эти алогично думающие люди с нездоровым духом не понимают, что так называемая Армения – прямой проект Российской империи, и Кремль в любое время может его уничтожить. И азербайджанские земли оккупировали не «героические армянские солдаты», а определенные армейские части СССР. И одна из исторических миссий России сейчас заключается в том, чтобы восстановить справедливость. Если Владимиру Путину удастся это сделать, то этим он действительно совершит исторический шаг.
     Армения как государство не может вести независимую внешнюю политику. Это – неоспоримый факт, открыто признаваемый и самими армянскими экспертами. Также нужно учитывать, что Ереван не может наладить отношения с Западом. Как член Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), он и не может поступить иначе.
     В этой связи Игорь Мурадян пишет: «...Армения – геополитически самое слабое звено Южного Кавказа, самое зависимое как государство, но наладить с ней отношений мировым силам очень сложно, нелегко»24. Именно поэтому США предлагают Еревану вместо реального сотрудничества периодически что-то вносить в «книгу жалоб». Выходит, что Армения вообще не сформировалось как государство и бессмысленно серьезно говорить о сотрудничестве с ней. У руководства Армении есть лишь глупые политические амбиции, в которые никто, кроме армян, не верит. Иначе бы Вашингтон не указал на жалобы, а Россия сразу же не пригрозила вопросами безопасности.
     Некоторые армянские эксперты, выдумав абстрактные геополитические сценарии, пытаются подчеркнуть значимость Армении, но в реальности Ереван остался в стороне от геополитической картины региона. Этот процесс все более углубляется. В настоящее время Армения находится в стороне от всех региональных форматов сотрудничества. У нее нет какой-либо значимой программы сотрудничества даже с Грузией. Нет никаких оснований рассчитывать и на то, что США и Европа проявят самоотверженность ради армян без учёта реалии региона. Опыт показывает, что даже в Сирии Запад не может действовать так, как того хочет.
     Южный Кавказ находится в поле внимания не только крупных внерегиональных сил, но и государств из условного "второго эшелона" внешних актеров. В число этих государств в последние годы уверенно вошёл Израиль. Курс Тель-Авива на Южном Кавказе определяется целями формирования благоприятной для себя региональной среды на отдалённой от собственных границ точке конкуренции крупных внешних актеров, создания условий для нормальной работы свoих экспортно ориентированных компаний на местном рынке, развития еврейских общин в регионе, а также решения задачи сдерживания Ирана на южнокавказском направлении. Интерес Израиля к Южному Кавказу на предыдущих этапах не определялся в качестве повышенного и тем более приоритетного. Но в последние несколько лет ситуация изменилась, и Южный Кавказ (вместе с Центральной Азией) попали в фокус внимания израильской внешней политики. Достаточно сказать, что в 2008-2009 годах в структуре МИД Израиля появились профильные подразделения, ответственные за кавказский и среднеазиатский регион25. С середины начала годов Израиль заметно активизировал свои отношения с Грузией и Азербайджаном. Израильский курс в регионе имеет опосредованный отношениями с Россией и противостоянием с Ираном характер. В первом случае, Тель-Авив вынужден постоянно соизмерять уровень и содержательность своих отношений с Тбилиси с фактором сложных российско-грузинских отношений. В связях же с Азербайджаном, на которые израильтяне после 2008 года сделали приоритетную ставку в регионе, превалирует фактор враждебного оппонирования Ирану, который рассматривается израильской стороной как главная угроза существованию Еврейского государства. Август 2008 года стал условным рубежом в южнокавказском курсе Израиля. После эскалации в зоне югоосетинского конфликта, признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии и установления в российско-грузинских отношениях ситуации "ни войны, ни мира", Израилю пришлось переоценивать свои приоритеты в регионе. Выбор был сделан в пользу наиболее рационального решения, которым стало дистанцирование Тель-Авива и Тбилиси друг от друга с параллельным значительным укреплением российско-израильских отношений26.  Израильтяне свернули своё военное сотрудничество с грузинами по наболее чувствительным для россиян направлениям (прежде всего, поставка новейших типов беспилотников). Одновременно они повысили в отношениях с Москвой уровень доверительности во внешнеполитической сфере. На отрезке времени 2009-2010 годов интересы России и Израиля сошлись в том, что первая пошла навстречу известным пожеланиям своих израильских партнёров по сворачиванию поставок некоторых видов вооружений и военной техники (ВВТ) определённым странам Ближнего и Среднего Востока. В свою очередь, Израиль вывел свои отношения с Грузией из формата доверительного общения и тесного взамодействия по линии военно-технического сотрудничества (ВТС). Два последовавших после рубежа "08.08.08" года были отмечены интенсивными российско-израильскими контактами на высшем и высоком уровнях. По оценке израильских представителей в Москве, в те годы отношения двух государств переживали "ренессанс" (посол Израиля в Москве Анна Азaри, интервью "Российской газете", 29.04.2010)27. 
     На официальном интернет-ресурсе внешнеполитического ведомства Израиля, в разделе, представляющем российско-израильские отношения, отмечено, что в ходе визита в Москву премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху 15-16 февраля 2010 года вновь был продемонстрирован интенсивный и интимный (дословно по тексту оригинала – прим. автора) характер российско-израильских отношений. Указанный там же достаточно внушительный объём двусторонних контактов, пришёлся именно на 2009-2010 годы. Примечательно, что участниками данных контактов часто упоминаются лица, ответственные за сферу национальной безопасности двух государств28. 
     С 2009 года Израиль пошёл на значительную перегруппировку своих ресурсов вовлечения и затрачиваемой дипломатической "энергии" с грузинского на азербайджанское направление. На это были объективные причины. Вопрос ядерной программы Ирана с годами наращивал чувство угрозы у израильтян, которые, в общем русле своей политики по сдерживанию Ирана, на южнокавказском направлении выбрали наиболее удобную для себя и наиболее конфронтационную к Ирану точку развития отношений. Связи Израиля с Азербайджаном после 2008 года пережили новый подъём. Что Израиль не сумел реализовать в отношениях с Грузией (в виду ограничительных факторов в контексте российско-грузинского оппонирования) было достигнуто в формате партнёрства с Азербайджаном, прежде всего в сфере ВТС29. 
     Отношения двух стран скреплены объёмным энергетическим сотрудничеством (торгово-экономический оборот за 2012 год составил более $4 млрд., в котором львиная доля приходится на энергетический блок), усилением гуманитарного звена в двусторонних связях с перекрёстным задействованием лоббистских групп и конкретных личностей двух стран, а также внушительной номенклатурой поставок израильских ВВТ Азербайджану. С августа 2008 года минуло почти 5 лет. Это достаточный срок для возможного инициирования Израилем пересмотра своих позиций на Южном Кавказе, их сверки с те.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44