VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности осведомленности москвичей о проблемах лиц с инвалидностью.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001193
Тема: Особенности осведомленности москвичей о проблемах лиц с инвалидностью.
Содержание
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Клиническая и специальная психология»
Кафедра «Специальная психология»
Дипломная работа
Особенности осведомленности москвичей о проблемах лиц с инвалидностью
Направление/специальность Психолого-педагогическое образование
Профиль/специализация/магистерская программа «Специальная психология и педагогика
«Допустить к защите»
«___»__________________201_ г.
Заведующая кафедрой Специальная психология Басилова Т.А.
«Процент оригинального текста составляет ______ %»
Методист учебно-производственной
лаборатории математических моделей
в психологии и педагогике
Руководитель Басилова Т.А.
Студент, группа Комлачёв И.А. КСПЗ 4,1



Москва, 2016
ВВЕДЕНИЕ
     
     
История людей с инвалидностью, была жестока. В Галлии инвалидов приносили в жертву Богу, и в Спарте, по закону, они были брошены в море с высокой скалы, как и другие дети, с любым дефектом. Инвалиды от рождения оставались без прав. Нет нужды объяснять, насколько далек подобный подход от человеческого сострадания.
Люди с физическими недостатками и проблемами со здоровьем были в обществе всегда. Но были ли они в этом обществе как равные? Давайте совершим своеобразный историческую экскурсию, в ходе которого рассмотрим положение инвалидов в нашем обществе в разных временах.
Кто знает? Кто помнит? Когда и как возникли первые сообщества людей, которых природа, жизнь или другие люди лишили возможности видеть мир вокруг себя, слышать звуки, передвигаться легко и быстро, преодолевать без труда любыетрудности, как это делают нормальные люди?
Исторические летописи сохранили свидетельства о благотворительной деятельности русских князей. Во времена князя Владимира, которого называли “настоящим отцом бедных”, был введен порядок, когда «…любой убогий мог приходить на княжеский двор и получать всякую потребу и яства». Для больных людей, которые не могли дойти до двора, хлеб, мясо, рыбу, овощи и квас разносили по улицам люди князя.
С появлением на Руси христианства появился и первый «ответственный» за благотворительность и призрение — церковь. Все инвалиды включены по Уставу святого Владимира в число церковных людей. Церковные люди жили от приношений, живя при церквях и монастырях, либо прося Христовым именем по дворам и дорогам.
Царь Федор Алексеевич продолжил традицию и в 1682 году выпустил указ, согласно которому в Москве были построены две богадельни, «чтобы впредь по улицам бродящих и лежащих нищих не бывало». Этот указ действительно отделил инвалидов от тунеядцев.
А подробно к этому вопросу приблизился Петр I. Со свойственной ему категоричностью он объявил нищету и тунеядство социальным злом и частнуюблаготворительность — помощником этому злу. Под угрозой штрафа запретили подавать милостыню, за этим следили специальные люди. С другой стороны, государь стал с особым рвением строить богадельни и госпитали по монашескому указу. Так же в этом документе были прописаны и правила заботы: «…для десяти больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое вспоможение им чинил». В одной только Москве было построено 90 таких заведений, где содержалось около четырех тысяч человек. Кстати, ныне знаменитая тюрьма «Матросская тишина» в свое время была построена как дом для больных и увеченных матросов.
Благотворительность была реабилитирована со вступлением Екатерины II. При ней впервые появились особые больницы для «пристройства безумных». Но особая заслуга императрицы в том, что она подошла к решению проблемы очень серьезно. В своем указе 1775 года «О создании в составе губернских учреждений приказов общественного призрения» она сказала каждой губернии «…устройство народных школ, сиротских домов, убежищ для неизлечимо больных, домов для умалишенных, работных и смирительных домов».
Благотворительность нашла свое развитие и при Александре I, который учредил «Императорское человеколюбивое общество», содержащее дома и дешевые квартиры, ночлежные приюты и столовые. А после Отечественной войны 1812 года стало широко употребляться слово «инвалид». Изначально им называли людей, получивших увечье на военной службе.
Таким образом, в XIX веке в нашем Отечестве существовала несравнимая ни с одной страной мира сеть общественных институтов и организаций, призванных на деле осуществлять милосердие в форме конкретной помощи всем нуждающимся. Приютов, больниц, странноприимных домов, монастырских гостиных, богаделен и комитетов, занимавшихся оказанием материальной и иной помощи инвалидам, сиротам, престарелым, ветеранам на территории безграничной России, было в изобилии.
Перелом в отношении государства к нуждающимся произошел с приходом к власти Советов — частная благотворительность была запрещена. Да ни до этого было новым правителям, когда все силы были брошены на борьбу с белогвардейцами?
Гражданская война, а потом Великая Отечественная существенно пополнили армию инвалидов.
С 1921 года до середины 1950-х стали создаваться артели инвалидов, причем часто на средства самих инвалидов, и управлялись они аукционерами на демократической основе. Артели находились на полном хозрасчете — сами обеспечивали своих работников пособиями и пенсиями, помощь государства заключалась только в налоговых льготах. Инвалиды изготавливали бочки, инструменты, товары народного потребления, фотографировали на улицах и курортах, подстригали и брили. В 50-х годах прошлого века в артелях работало около 219 тысяч человек, они выпускали продукцию на 22 млрд рублей. В то время хозяйство инвалидов можно было смело приравнять к имуществу министерства: множество предприятий, домов культуры, собственные санатории и дома отдыха, различные административные здания. Все принадлежало инвалидам до гвоздя.
Но в 1956 году Совет Министров СССР принял постановление, по которому значительное число предприятий отходило к государству. Это привело к росту безработицы среди инвалидов, ухудшило их материальное и духовное состояние. Как дамоклов меч над всеми предприятиями стоял Госплан.
Надежды на улучшение положения инвалидов появились только в постсоветский период: под нажимом двух общественных организаций — Всероссийского общества инвалидов и Всероссийского общества слепых — в 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ». Это был по-настоящему прогрессивный документ в области обеспечения прав инвалидов наравне с другими гражданами. Он закладывал основу основ, гарантируя человеку, получившему инвалидность, реабилитационную систему мер и его интеграцию в общество. В законе впервые были заложены такие понятия, как доступная среда, квотирование рабочих мест и т. п.
Понимая необходимость защиты своих интересов, люди с ограниченными возможностями здоровья в 2003 году провели Молодежный форум Всероссийского общества инвалидов, на котором приняли обращение к федеральному руководству. В нем, в частности, говорилось: «Слабая толерантность нашего общества по отношению к тем, кто по тем или иным параметрам не похож на большую часть людей, заставляет инвалидов искать пути общественного диалога. С учетом национального менталитета, образовательного и культурного уровня населения, профессионализма российских властей быстрых позитивных результатов социального партнерства инвалидов и общества ожидать не следует.
Цель исследования-изучить Особенности осведомленности москвичей о проблемах лиц с инвалидностью

     Задачи исследования:
1.Изучение и анализ психологической литературы по теме исследования; 
2. Проанализировать современное отношение в обществе к инвалидам.
Курсовая работа состоит из: содержания, введения, основной части, заключения и библиографии.

1. Инвалидность

1.1. Медицинские аспекты инвалидности

Определение инвалидности (инвалида) зависит от ее понимания. Существует четыре модели инвалидности: моральная, медицинская, реабилитационная, социальная. 
1. Моральная модель — первое понимание инвалидности, но мало используется в наши дни. Определяла инвалидность как позор и религиозное наказание за грехи.
2. Медицинская модель инвалидности возникла в связи с бурным развитием медицины в XIX веке. Она рассматривает физические и психические отличия между людьми в терминах патологических отклонений и дефектов, «неполноценности». Так, инвалиды вынуждены исполнять традиционную роль больного. Эта роль заключается, с одной стороны, в неспособности к независимой жизни и отказе от ответственности и обязательств перед обществом, а с другой — в ожидании повышения своего статуса после медицинского излечения.
3. Главная проблема инвалида с точки зрения реабилитационного подхода — это наличие у больного, не соответствующего норме тела или психики и нуждающегося в медицинском лечении и реабилитации, чтобы устранить или компенсировать возникшие функциональные расстройства. Так, данная модель предполагает адаптацию социальной сферы для нужд инвалидов.
4. Социальная модель не отрицает наличия дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на социальную дискриминацию как на наиболее значительную проблему, связанную с инвалидностью.
В 1975 году ООН принимает Декларацию о правах инвалидов. В соответствии с ней, инвалид — это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей.1
Официальные же документы России определяет инвалида как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.2
Чаще всего сейчас используется определение инвалидности, пропагандируемое Международным движением за права инвалидов. Инвалидность, по мнению этой организации, — это препятствие или ограничение деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванными существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни.
Вследствие перехода к социальной модели инвалидности и изменения подходов к определению инвалидности, понятие «инвалид» в России стало заменяться понятием «лицо с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ).
На настоящем этапе понятие «лицо с ограниченными возможностями» четко не определено, несмотря на частое использование в законодательных, нормативных, методических и других документах, в печати и СМИ. К лицам с ОВЗ относят как инвалидов, так и лиц, которым не назначена инвалидность, но имеющие любое (пусть даже и временное, и незначительное) ограничение в здоровье. Таково, например, отнесение к лицам с ОВЗ в порядке приема в высшие учебные заведения, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009 и 2011 годах.3
Четче определено образование лиц с ОВЗ и инклюзивное образование. Так, понятие совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ получило право на существование в новом законе об образовании, принятом в конце 2012 года.4
Подводя итог в определении понятий «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья», можно отметить следующее. Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» не отражает в полной мере основные характеристики социальной группы инвалидов и не меняют их положение, отношение к ним со стороны общества, но вносит запутанность, неясность, двусмысленность в теории и практике. Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» объединяет собой различные категории населения, которые принадлежат к группам риска, у которых ограничены возможности жизнедеятельности, а сам термин «инвалидность» не несет в себе негативного смысла. Лицо с ОВЗ, имеющее постоянные проблемы со здоровьем, можно полностью соотнести с понятием «инвалида». Именно эта категория лиц с ОВЗ будет рассматриваться нами, потому что именно постоянные проблемы со здоровьем накладывают отпечаток на жизнь человека. Временные же ограничения здоровья могут и не повлиять на развитие психики человека.
В отличие от проблем, связанных с нормальным развитием профессионального самосознания, проблемы профессионального самоопределения лиц с ОВЗ не получили достаточного освещения в психологической литературе — исследования по данной проблематике немногочисленны. В работах, посвященных психологическим особенностям лиц с ограниченными возможностями, подчеркивается значимость клинико-физиологического аспекта для указанных лиц. Их ведущая соматическая патология и сопутствующие ей расстройства сильно влияют на использование навыков, в том числе сформированных в процессе профессионального обучения. Эти расстройства определяют систему личностных отношений лица с ОВЗ, в том числе с окружающими и с обществом в целом. Таким образом, медицинский аспект в развитии самосознания и профессиональном самоопределении лиц с ОВЗ играет приоритетную роль, определяя специфику данного процесса.
Характеристика человека как индивида определяется его биологическими особенностями: наследственностью, особенностями организма, состоянием здоровья, физической и психической энергетикой. Индивидные особенности влияют на темп и уровень развития человека и как личности, и как профессионала. К ведущим личностным характеристикам человека относятся его отношения, мотивы, интеллект, эмоционально-волевая сфера. Они косвенно, опосредованно влияют на индивидное развитие и в основном обусловливают профессиональное становление. Уровень профессиональных достижений человека определяется и индивидными особенностями, и личностными характеристиками.
Но кроме состояния здоровья также важнейшими факторами в профессиональном самоопределении лиц с ОВЗ выделяют и социально-психологические факторы. Заболевания студентов с ОВЗ влияют на нормальное развитие личности (в большинстве случае) и ее профессиональное становление (во всех случаях). Также проблемы со здоровьем влияют и на социализацию. По мнению Б.Г. Ананьева, социализация протекает в двух направлениях: становление человека как личности и как субъекта деятельности. Результатом является образование индивидуальности. Процесс социализации сопровождает весь онтогенез человека. Социализация протекает в семье, школе, профессиональных учебных заведениях, неформальных объединениях, других социальных институтах и может носить регулируемый, целенаправленный и нерегулируемый, стихийный характер. Особо выделяется роль семьи. Поскольку семья является в основном ближайшим окружением лица с ОВЗ на протяжении всей жизни, то ее влияние значительно при решении проблем его профессионального самоопределения.5
Развитие профессионального самосознания у лиц с ОВЗ рассматривается в отечественной литературе по тем же этапам (уровням), что и для физически здоровых людей, но с учетом специфики здоровья инвалида, влияния нозологии на процесс психологического развития, временем и причинами приобретения заболевания.
Так, на стадии формирования профессионального самосознания проблемы лиц с ОВЗ связаны с особенностями внутрисемейных отношений. К этим особенностям в первую очередь относится родительская позиция в отношении профессионального выбора ребенка, которая часто бывает неадекватной. Также важными факторами являются наличие деформаций взаимоотношений, недостаточность компетенции членов семьи в отношении динамики заболевания, медицинских, социальных и трудовых перспектив ребенка с таким заболеванием.
Другим важным аспектом в личностном и профессиональном развитии лиц с ОВЗ является низкая общепрофессиональная информированность, недостаточность (отсутствие) сформированностиобщетрудовых умений и навыков, профессиональных интересов, а также неадекватность самооценки собственных возможностей в будущей профессиональной (трудовой) деятельности, способных предопределять специфику профессионального самоопределения на стадии роста.
В исследованиях, посвященным реабилитации и профессиональному становлению инвалидов, отмечается, что при получении высшего образования основной проблематикой, во многом обусловливающей его специфику, может являться характер динамики заболевания студента. Соматическое неблагополучие, стабилизация или ухудшение болезни, способны затруднить или сделать невозможным продолжение профессиональной деятельности вообще, либо по имеющейся основной специальности.
Основной проблематикой, во многом определяющей особенности профессионального самоопределения лиц с ОВЗ, может являться характер динамики основного заболевания — резкие или постепенные стабилизации, или ухудшения состояния, проявлений болезни. Эти показатели способны затруднить и даже сделать невозможным продолжение профессиональной деятельности, как в целом, так и по основной специальности.6
В современной практике социальной работы развитие профессионального самосознания инвалидов рассматривается наряду с медицинской и социальной и в рамках профессиональной реабилитации. Профессиональное самоопределение в данном случае понимается в контексте комплекса мероприятий, направленных на включение инвалида в работу в доступных по состоянию здоровья условиях труда. Тем самым развитие профессиональной Я-концепции лица с ОВЗ способствует материальной независимости и интеграции инвалида в общество. В контексте реабилитации инвалида его профессиональное самоопределение в первую очередь должно строиться с учетом доступности профессии и специфики заболевания, а также склонностей, интересов, возможностей инвалида и потребностей рынка труда.7
Специфику профессионального самоопределения лиц с ОВЗ определяют факторы объективного и субъективного плана. Среди объективных показателей стоит отметить:
- трудовой потенциал;
- характер и особенности заболевания, последствий травмы;
- характер и степень нарушения функций;
- клинический и трудовой прогноз, показания и противопоказания к трудовой деятельности по определенной профессии, реабилитационный потенциал инвалида в целом.
Кроме того, специфика профессионального самоопределения лица с ОВЗ также тесно связана с общей социально-экономической ситуацией региона, где проживает инвалид, уровнем безработицы, спросом на рынке труда, выделения квот для инвалидов на предприятиях, организациях и т.д..
В контексте определения адекватности профессионального выбора и эффективности последующего профессионального образования и трудоустройства инвалидов также отмечается весомая роль субъективных факторов. Так, существует большой разрыв между имеющейся социально-педагогической и трудовой ориентацией инвалидов после получения профессионального образования и их профессиональным становлением.
Наиболее часто встречающимися у лиц с ОВЗ проблемами субъективного плана в контексте их профессионального самоопределения являются:
- незнание своих личных, социальных и профессиональных возможностей и ограничений деятельности, неадекватность самооценки своего образования и последующего трудоустройства;
· недостаток информации о доступных профессиях, их характеристиках и предъявляемых к их представителям требованиях, о возможностях получения профессии;
- недостаточная социальная адаптация, несформированность важных социальных навыков;
- отсутствие общей готовности к труду, инфантильность, низкий уровень активности в профессиональном обучении и трудоустройстве.
В большинстве случаев эти проблемы обусловливаются, с одной стороны, практически недоступной квалифицированной про ориентационной консультации, предполагающей возможность получения информации о вариантах профессионального развития в данном регионе, учитывающей специфику лиц с ОВЗ по сравнению с практически здоровыми людьми. Но в практике профессиональной консультации не учитывается специфика профориентации лиц с ОВЗ, заключающаяся в большем внимании на социально-медицинских параметрах их состояния, в придании им ведущего значения в отношении подбора доступных видов профессиональной деятельности. Также не учитывается повышенное значение коррекционных мероприятий по созданию положительных установок на подходящие виды труда с учетом течения заболевания.8
Если подвести итог, то можно отметить, что применительно к лицам с ОВЗ профессиональное самоопределение можно понимать, как длительный процесс:
- поиска и нахождения личностного смысла в выбираемой и осваиваемой профессиональной деятельности;
- формирования готовности осознанно и самостоятельно определять, планировать и реализовывать профессиональную карьеру, исходя из имеющихся социальных и конкретных жизненных условий, медико-физиологической специфики, особенностей системы отношений лиц с ОВЗ, определенных заболеванием и его последствиями.




1.2. Классификация и критерии

Первая группа инвалидности. 
Первую группу инвалидности могут получить люди с постоянной или очень длительной полной потерей трудоспособности. Кроме того, такие больные нуждаются в постоянном уходе и специальной помощи. Как правило, к ним относятся пациенты с очень тяжелыми заболеваниями, например, больные раком в последней стадии, полностью парализованные люди, лица с ампутированными конечностями. Люди с врожденной или приобретенной слепотой, глухотой, немотой тоже относятся к инвалидам первой группы. Также эта группа инвалидности может быть присвоена лицам, абсолютно не способным к самостоятельному передвижению из-за врожденных или приобретенных заболеваний, ориентации в пространстве, общению и самоконтролю. Трудиться такие люди, как правило, не могут. Иногда, при создании особых условий труда, инвалиды первой группы способны выполнять определенные виды работ, но при этом они по-прежнему нуждаются в постоянном уходе. Например, полностью слепые или глухие люди могут трудиться в специально организованных условиях, например, изготовлять пуговицы и тп. 
Вторая группа инвалидности. 
Вторую группу инвалидности могут получить люди, имеющие значительные нарушения здоровья и практически полностью нетрудоспособные. При этом инвалиды второй группы не нуждаются в постоянном уходе, но часто для нормальной жизнедеятельности им необходимы специальные средства. Например, больной после ампутации конечности может передвигаться самостоятельно, но с помощью протеза или инвалидного кресла. Пациент, перенесший удаление мочевого пузыря, нуждается в специальных мешках для сбора мочи. Такие люди могут трудиться, если позволяют условия труда и работа не приводит к ухудшению самочувствия. Например, человек, передвигающийся в инвалидном кресле, может быть переведен на такую работу, которую сможет выполнять из-за ограничения передвижения, и эта деятельность не должна негативно отражаться на его здоровье. 
Третья группа инвалидности. 
Третью группу инвалидности могут получить лица со стойким, но не тяжелым нарушением состояния здоровья. Например, больные бронхиальной астмой (легкой и средней степенью тяжести), ревматоидным артритом (на начальной стадии) могут получить третью группу. При этом человек сохраняет возможность заниматься трудовой деятельностью с небольшими ограничениями и полностью способен к самообслуживанию. Как правило, для инвалидов третий группы должны быть созданы облегченные условия труда. Например, если человек до заболевания работал в ночное время, он может быть переведен на дневную работу.

2. Современный взгляд на людей с инвалидностью.

2.1. Представления об обучении инвалидов.
Теперь рассмотрим, как реализуется процесс образования инвалидов. В мировой практике уровень обеспеченности образования для лиц с особыми потребностями является одним из показателей степени участия инвалидов в жизни общества. Так, в 1994 году ЮНЕСКО провозгласило ведущим принципом в области специального образования всеобщность. На практике это должно означать прохождение обучения инвалидов максимально возможно в обычных учебных заведениях. В массовой школе должны быть обеспечены условия для их обучения и удовлетворения их познавательных потребностей. Инклюзивное образование отталкивается от интересов личности [6, с. 18].
Но, несмотря на это, нет единого мнения, проводить ли обучение инвалидов сугубо в специализированных заведениях или интегрировать его в общий образовательный процесс совместно со здоровыми учащимися. В других странах используются смешанные подходы. В России на получение инвалидами образования накладывается российская специфика. Инвалид с врожденным или приобретенным в детском возрасте заболеванием, мешающим передвижению, с детства практически изолирован от общества. Проблемы с передвижением не позволяют регулярно посещать школу, и, как правило, ребенок-инвалид учится по индивидуальной программе обучения. Но система надомного образования не везде достаточно развита. Такая форма обучения тоже дает слабые знания, и такой абитуриент не может конкурировать со своими сверстниками.
Трудности в получении образования инвалидами связаны и с особенностями инфраструктуры образовательных учреждений. Их здания, в основном, не приспособлены и потому не доступны в физическом плане для лиц, чьи заболевания препятствуют передвижению (нарушения опорно-двигательного аппарата, проблемы со зрением).
Но и получение профессионального образования не может гарантировать инвалидам трудоустройство (тем более по полученной специальности). ЛОВЗ не имеет возможности реализоваться в профессии из-за конкуренции на рынке труда, недостатка практики, особенностей нозологии, нарушений в социализации инвалида.
Тем самым можно сделать вывод, что ни вузы, ни сами инвалиды не готовы к обучению лиц с ОВЗ. Хотя, как уже отмечалось, понятие инклюзивного образования включено в новый закон об образовании. Предполагается, что и инвалиды будут иметь возможность также получать образование через всю систему образования. Но при этом в научной литературе в качестве одной из основных проблем профессионального образования отмечается ее неприспособленность к получению инвалидами полноценного профессионального образования. Поэтому они не могут найти работу и реализовать себя.
На сегодняшний день нормативная база получения инвалидами высшего образования практически не проработана. Нет конкретных подзаконных актов в данной области. Необходима нормативно-правовая система, которая бы регулировала порядок нахождения студента-инвалида в учебном заведении, а именно: условия приема и обучения, сроки обучения, наполняемость групп, соотношение «преподаватель—студент»; нагрузка профессорско-преподавательского состава, занимающегося со студентами-инвалидами, надбавки к их заработной плате, оплата вспомогательного персонала (тифлопедагогов, сурдопереводчиков, тьюторов), соотношение аудиторных и индивидуальных занятий.9
Если говорить в целом о причинах, ограничивших возможности инвалидов в получении высшего образования, то к таковым можно отнести:
* недостаточную подготовку школьных выпускников с ОВЗ, которые не могут конкурировать со своими сверстниками;
* психологические барьеры, возникающие в результате обучения;
* различные ограничения в системах поступления в вузы и обучения в них (отсутствие сурдопереводчиков, тифлопедагогов на вступительных экзаменах и в процессе обучения);
* отдаленность от вузов и низкое материальное положение семей.
Каждое учебное заведение, занимающееся обучением инвалидов, отличается друг от друга контингентом обучающихся, формой обучения, адаптированностью учебных планов и программ. Но в России пока не сложилась единая модель профессионального обучения инвалидов, основанная на четко определенной методологии в сочетании с региональной политикой в области образования и сложившейся системой образования в регионе. При этом стоит учитывать, что программы профессионального образования для инвалидов — это не просто организация учебного процесса. Принципиальной составляющей таких программ становится создание реабилитационно-образовательной среды, предназначенной компенсировать ограничения в получении образования, в жизнедеятельности студента-инвалида, позволяя ему на равных получить высшее образование и выступать в последующем на рынке труда. Таким образом, реабилитационно-образовательная среда рассматривается как приспособленная в образовательном учреждении среда к специальным образовательным потребностям инвалидов. Подходы к этому могут быть разными. Так, Т.Н. Дегтярева на основе материалов сибирского региона делает вывод, что основополагающими принципами создания реабилитационно-образовательной среды должны быть:
* создание системы комплексной реабилитации, включающей различные типы реабилитации (медицинской, социальной, психологической);
* техническое и архитектурное обустройство вуза для лиц с ОВЗ;
* использование современных образовательных технологий;
* внедрение информационной коммуникативной среды;
* организация медицинского, психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ;
* развитие социокультурных отношений10


2.2. Отношение нормальных людей к инвалидам.
В ходе исследования, я проводил опрос людей, в котором просил ответить на вопросы, об их отношении к инвалидам.
Им задавались следующие вопросы:
1. Кто в вашем понимании инвалид? Охарактеризуйте его
2. По какой причине появляются инвалиды?
3. Каких инвалидов с детства вы считаете самыми тяжелыми? Почему?
4. Чем, на ваш взгляд, отличается жизнь инвалида от “нормального” человека в современном обществе?
5. Встречали ли вы инвалидов? В каких ситуациях? Какое впечатление получали от этих встреч?
В опросе участвовало 68 человек, в возрасте от 18 – 48 лет (45 женщин и 23 мужчины).
На первый вопрос практически все отвечали, что инвалид – это человек с ограниченными возможностями. Только 6 человек ответили, что – это человек, который не может работать.
На второй вопрос, люди давали разные ответы, но практически все говорили, что инвалид может быть рожденным, т.е. заложено в ДНК. И может быть инвалидом из-за физической травмы. 8 человек дали еще такой ответ: что инвалидом можно стать из-за моральной травмы, которая произошла в семье.
На третий вопрос люди отвечали по-разному.
30 человек говорили, что самые тяжелые инвалиды с детства – это слепые, т.к. они не могли видеть окружающий их мир.
17 человек говорили, что глухие, т.к. они не могли слышать, пение птиц, шум ветра и т.д.
15 человек ответили, что с синдромами Дауна, Имбицила, Дебила, т.к. на их взгляд их очень трудно обучить.
Остальные говорили, что самое ужасное быть без каких-либо конечностей.
На четвертый вопрос было получен один ответ, только по-разному чуть-чуть сказан. Все опрошенные ответили, что у инвалида больше трудностей в жизни, чем у нормального человека.
И на последний пятый вопрос, об их личном опыте знакомства с глухими, большинство ответили, что только наблюдали глухих в метро, на улице (58 ответов) и 10 человек ответили, что никогда их не видели. Только 10 из опрошенных имели какой-то опыт общения с инвалидами. Четверо проходилиознакомительную практику в школах для инвалидов в своем вузе. Один опрошенный рассказал о своем опыте общения с глухими: о бабушке, которая потеряла свой слух в 18 лет, и о глухом друге, который живет в Италии, которому предлагали сделать операцию, чтобы вернуть возможность слышать, но он отказался. Одна опрошенная рассказала о наличии у нее опыта общения с оглохшей в пожилом возрасте свекровью.
По поводу своих чувств по отношению к инвалидам, 58 человек пояснили, что относятся к ним нейтрально, но человек 10 ответили,если бы произошло у меня в семье, то я бы очень переживал и делал все, что в моих силах.  10 человека ответили, что им жалко инвалидов.Интересен тот факт, что, зачастую, из-за недостаточной осведомлённости по проблеме инвалидов, людям было трудно выразить личное отношение к ним.
Анализ проведенного нами опроса показал, что большинство опрошенных понимают, что инвалид имеет определенные ограничения в жизни и образовании. Большинство опрошенных относятся к инвалидам равнодушно или нейтрально, опыт общения с инвалидами есть только у 12 из 68 опрошенных нами. Двое из этих трех указали на чувство жалости по отношению к членам своей семьи, которые потеряли слух.











2.3. Методика Дерево
Методика «Дерево», разработанная Дж. и Д. Лампен11, была использована для определения характера отношения к человеку с ограниченными возможностями здоровья. Результаты выполнения проективной методики «Дерево» определяются тем, какие позиции выбирает респондент для человека с ограниченными возможностями здоровья, с учетом его комментариев.




Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9 - мотивация на развлечения

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
В этой методике я попросил опрашиваемых показать где они тут видят именно инвалида с детства. По их мнению.

1Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. — Т. 1. — М., 1997.
2Шлогова Е.В. Процесс социальной реабилитации детей-инвалидов: социологический анализ: автореф. дис. … канд. социол. наук. — М., 2001.
3Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.10.2009 № 442 «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования».
4Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf.
5Гордиевская Е.О. Особенности родительской позиции в отношении выбора будущей профессии детьми-инвалидами вследствие ДЦП // Актуальные вопросы реабилитации детей-инвалидов: сборник статей. — СПб., 1998. — С. 35—36.
6Скок Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции // Социологические исследования. — 2005. — № 4. — С. 45—60.
7Принцип активизации в социальной работе / под ред. Ф.Парслоу. — М., 1997.
8Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1998. — № 5. — С. 3—10.
9Гордиевская Е.О. Особенности родительской позиции в отношении выбора будущей профессии детьми-инвалидами вследствие ДЦП // Актуальные вопросы реабилитации детей-инвалидов: сборник статей. — СПб., 1998. — С. 35—36.
10Дегтярева Т.Н. Профессиональное образование лиц с ОВЗ в условиях вхождения в болонский процесс: социологический аспект // Вестник Томского государственного универ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%