- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятия социальной интеграции лиц с инвалидностью
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014056 |
Тема: | Понятия социальной интеграции лиц с инвалидностью |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………3 ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………...4 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6 ГЛАВА 1. ИНВАЛИДНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН…8 1.1. Проблемы молодых инвалидов в современном обществе……………….8 1.2.Стратегия государственной социальной политики в области социально- педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………………………………..20 Выводы по первой главе………………………………………………………...24 ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО……………………………………………………………………...25 2.1. Теоретические основы сущности и понятия интеграция молодых инвалидов в современное общество……………………………………………25 2.2. Содержание деятельности специалистов в процессе интеграции молодых инвалидов в современное общество……………………………………………29 Выводы по второй главе………………………………………………………...37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………40 АННОТАЦИЯ В работе рассматриваются и обобщаются подходы к пониманию понятия социальной интеграции лиц с инвалидностью. Анализируются факторы, способствующие успешной социальной интеграции лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются критерии социальной интегрированности людей с инвалидностью, предлагаемые отечественными авторами. Анализируются пути социальной интеграции лиц с инвалидностью, находящие свое отражение через различные модели инвалидности. Анализируется предлагаемое в рамках данных моделей понимание инвалидности и вытекающая из него политика и отношения к лицам с инвалидность в обществе, использующем ту или иную модель инвалидности. Дается краткий обзор современных подходов к реабилитации инвалидов. ГЛОССАРИЙ Дискриминация по признаку инвалидности – любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или какой-либо другой сфере. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении. Инвалид – лицо со стойким расстройством функций организма, что при взаимодействии с внешней средой может приводить к ограничению его жизнедеятельности, в результате чего государство обязано создать условия для реализации им прав наравне с другими гражданами и обеспечить его социальную защиту. Инвалидность – мера потери здоровья в связи с заболеванием, травмой (ее последствиями) или врожденными пороками, что при взаимодействии с внешней средой может приводить к ограничению жизнедеятельности лица, в результате чего государство обязано создать условия для реализации им прав наравне с другими гражданами и обеспечить его социальную защиту. Мейнстриминг инвалидности (mainstream (англ.) – главный поток) – комплексный подход, учитывающий различные интересы и предоставляет равные возможности лицам с инвалидностью, обеспечивает их включение во все аспекты жизнедеятельности. Их потребности должны быть учтены уже в начале формирования политики, законодательных инициатив, программ, стратегий, планов и тому подобное на всех уровнях, а не рассматриваться только в рамках специальных программ, специальных стратегий. Общественные организации лиц с инвалидностью, их союзы – объединения граждан, образуются с целью обеспечения равных прав и возможностей лиц с инвалидностью и их социальной защиты, выявления, устранения преград и барьеров, препятствующих обеспечению прав и удовлетворению потребностей таких лиц. Представители всероссийских общественных организаций инвалидов, их союзов привлекаются (по их обращению) в состав коллегий и консультативно-совещательных органов федеральных и местных органов исполнительной власти. Представители местных общественных организаций инвалидов, их союзов привлекаются (по их обращению) в состав коллегий и консультативно-совещательных органов местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в соответствии со своим статусом и территорией деятельности. ВВЕДЕНИЕ Граждане с инвалидностью есть среди всех слоев населения любого общества. Это люди с такими проблемами здоровья, как поражение опорно-двигательного аппарата и центральной и периферической нервной системы; психическими заболеваниями и умственной отсталостью; поражениями органов слуха и зрения; поражениями внутренних органов; онкологическими заболеваниями. Количество лиц с особыми потребностями постоянно растет, хотя причины и последствия инвалидности могут быть разными: обусловленными как неодинаковыми социально- экономическими обстоятельствами, так и различной степенью обеспечения государствами благосостояния своих граждан. В настоящее время можно говорить о глобальном характере проблемы инвалидности – во всем мире те или иные возможности ограничены примерно у каждого десятого человека (650 млн. человек), из них почти 470 млн. человек трудоспособного возраста.Источник, год Актуальность выбранной темы объясняется проблемами социальной интеграции инвалидов, что состоят в отсутствии должного уровня медицинского обслуживания, недостаточной разработанности законодательства в сфере регуляции прав инвалидов, бытовыми условиями, многочисленными вопросами в экономической сфере, сферах образования и трудовой интеграции. Каждая из обозначенных областей имеет множество неурегулированных вопросов. Также одним из важных представляется фактор психологического дискомфорта функционирования инвалида в обществе, что предвзято относится к людям с ОВЗ в виду ряда стереотипов. Для России проблема социальной защиты инвалидов является особенно значимой в связи со стойкой тенденцией к росту доли инвалидов в общей структуре населения. Если за рубежом изучение социальной интеграции людей с ОВЗ имеет длительную историю (Т.Гобсс, Дж.Локк, М.Вебер, Т. Парсонс, Э.Дюркгейм, П. Сорокин и др.), то отечественные исследователи начинают обращать свое внимание на данную проблематику лишь в последнее десятилетие (Фоминых Е.С., Ярская-Смирнова, Е.Р., Яковлева А.А., Волкова И.П., Шипицына Л.М.и др.). Яковлева А.А. трактует социальную интеграцию лиц с ОВЗ как «процесс и результат включения инвалида в жизнь общества на равных правах с остальными людьми» [17]. Волкова И.П. говорит о социальной интеграции лиц с инвалидностью, как о «включении в социальные связи и отношения на равных правах с другими членами общества» [5]. Егорова Т.В. предлагает понимать под социальной интеграцией лиц с ОВЗ «процесс и результат предоставления прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей» [8]. Целью нашей работы является изучение проблемы интеграции инвалидов в общество. Данная цель предполагает решение следующих задач: 1. Изучить проблемы инвалидов в современном обществе. 2. Определить эффективность действия законодательства РФ в области социальной политики в социально-педагогической помощи инвалидам. 3. Раскрыть понятие и сущность интеграции инвалидов в общество, а также формы интеграции. 4. Изучить деятельность специалистов данной области и основные методы интеграции инвалидов в общество. Объектом исследования является интеграция инвалидов в общество. Предмет исследования составляют формы деятельности специалистов в области методов по интеграции инвалидов в общество и виды осуществления деятельности. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. ГЛАВА 1. ИНВАЛИДНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 1.1. Проблемы молодых инвалидов в современном обществе В России нет единого термина в отношении лиц, имеющих физические и психические отклонения в здоровье. Слово «инвалид» произошло от латинского «инвалидус», что означает «слабый». Инвалидами являются лица, имеющие врожденные или приобретенные, физические или психические, полные или частичные расстройства функционирования организма[1, с.17]. Инвалидность- это полное или частичное, психическое или физическое расстройство функционирования организма человека, приводящие к социальной недостаточности, неполноценной жизнедеятельности и потребности человека в социальной защите [4, с.21]. В социологии существуют две точки зрения об инвалидах. 1 инвалиды - нездоровые девианты с патологией, которую необходимо исправить. Если же патологию исправить невозможно, такие люди нуждаются в общественной изоляции. В своей концепции конститутивного порядка Т. Парсонс считал, что инвалиды должны иметь освобождение от множества социальных обязанностей, полностью положиться на волю врача, который лечит их и несет ответственность за их жизнь [19, с.43]. Таким образом, инвалиды не имели никакой социальной роли, кроме роли больного почти бесполезного в обществе человека, которому необходимо лечение, также другая социальная защита и поддержка. С точки зрения социального конструктивизма инвалидность зависит от самого человека от его восприятия, пола возраста, также от социальных условий, в которых он проживает, от общественного отношения к инвалидам, от общественной культуры. Таким образом, инвалидность можно рассматривать не как патологию, а как социальное определение человека. Т. Бергер и П. Лукман рассматривали инвалидность через социальную роль. При таком подходе ролевое поведение определяется и ограничивается представлениями самой личности и общества о том, как должен вести себя человек, занимающий то или иное социокультурное положение в обществе [16]. В данной работе мы будем рассматривать инвалидность с точки зрения социального конструктивизма. Несмотря на различия в социальных условиях, общественной культуре и общественном восприятии, большинство инвалидов имеют одни и те же проблемы. Инвалиды имеют социально-бытовые и социально-психологические проблемы, а также проблемы трудоустройства и получения образования. Рассмотрим каждую из данных групп по отдельности. Проблема социально-бытовой адаптации инвалидов к общественной жизни является одной из самых важных и острых, поскольку подходы к инвалидам слишком различны. Проблемы социально-бытовой адаптации рассматривали такие учёные, как В.Д. Давыдов, М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, В.В. Радаев. Тем не менее, эта проблема все еще находится в процессе изучения. Выделяют две группы социально-бытовых проблем: 1.Ограничение в самообслуживании (способность самостоятельно одеваться, есть, передвигаться в пространстве, садится, вставать, соблюдать личную гигиену). 2. Ограничение осуществления социальной роли (ограничение в осуществлении социальной роли в семье, в общении полное или частичное ограничение в труде). Потребности инвалидов также можно разделить на две группы. Общие (идентичные потребностям людей, не имеющих инвалидности) и особые (присущие только инвалидам). Типичными особенными социально-бытовыми потребностями инвалидов являются: компенсация нарушенных способностей в разных видах деятельности, передвижение, общение, доступ к объектам различных общественных сфер (социально-бытовой, социокультурной и др.), комфортные бытовые условия, материальная поддержка [3;7]. Инвалидность ставит перед людьми множество социально-психологических преград, поэтому необходимо выделить социально - психологические проблемы инвалидов, как отдельную группу. Большинство инвалидов по статистике имеют низкий доход, сложности в получении образования (большинство имеют неполное среднее образование, мало людей имеют возможность получить общее среднее и высшее профессиональное образование), единицы имеют собственные семьи.По данным Росстата, на начало 2015 г. в России проживало 12,9 млн. инвалидов (9,0% общей численности населения). Несмотря на развитие законодательства о защите занятости инвалидов и распространение мер, направленных на интеграцию инвалидов в жизнь общества, инвалиды остаются социально не защищенной группой населения, которую отличает более низкий, чем у других групп и слоев населения, уровень жизни, образования и занятости. В 2014 г. уровень занятости среди всех инвалидов составлял 12,1%, против 65,3% в среднем по стране, уровень безработицы почти в 4 раза превышал средний уровень (19,4% против 5,2%). В связи с этим многие теряют интерес к жизни, не видят ее смысла и не желают двигаться вперед. Отношения людей с ограниченными возможностями здоровья и людей, не являющихся инвалидами, - не односторонний процесс. Хотя многие инвалиды придерживаются позиции «я инвалид, вы мне обязаны». Из-за этого не могут достойно показать себя в работе, хорошо проявить себя в общении с коллегами, знакомыми друзьями, работодателями, прохожими (к примеру, если нужна помощь в передвижении по улице). Многие инвалиды оценивают качества людей лишь в отдельных аспектах (доброта, коммуникабельность, готовность помочь), не желая или не имея возможности заметить другие качества. Между самими инвалидами складываются непростые отношения. Бывает, что инвалиды, имеющие одну и ту же болезнь пытаются найти друг в друге большее проявление слабости этой болезни, урвать друг у друга кусок послаще, если дело касается льгот, получения помощи от других людей и других привилегий. Бывают случаи, когда люди, имеющие большее нарушение, чем другие инвалиды (к примеру, абсолютно слепые имеют большее нарушение, чем люди, у которых есть небольшое остаточное зрение) используют инвалидов с меньшей патологией для достижения своих целей, прося помощи. Все это происходит от ощущения собственной неполноценности, неумения преодолеть психологический барьер в общении со здоровыми людьми, в изоляции инвалидов от общества. Разумеется, не все инвалиды такие. Есть люди, готовые помочь другим, благодарные и признательные за оказанную им помощь. По этим причинам некоторые инвалиды предпочитают общаться с людьми, имеющими идентичное заболевание, недружелюбно относятся к здоровым людям. Главным фактором, определяющим социально-психологическое состояние инвалида, является его отношение к жизни. По результатам специального социологического исследования 50% инвалидов считают свою жизнь неудовлетворительной, одна треть считает ее приемлемой [22, с. 150-153]. Причем удовлетворенность собственной жизнью напрямую в большинстве случаев зависит от стабильности дохода инвалида. Немаловажным фактором является оценка инвалида собственного здоровья. Только 3,8% считают свое самочувствие хорошим. Показатели психологического состояния инвалидов различны в зависимости от того, к какой группе по получению низкого или высокого дохода принадлежит инвалид. Каждый десятый инвалид считает себя счастливым, каждый шестой - необщительным и замкнутым, треть инвалидов считают себя пассивными, четверть инвалидов - грустными. Также многое зависит от тяжести заболевания. Большинство «несчастных», «необщительных и замкнутых», «злых», «пассивных» и «грустных» имеют нестабильный доход и тяжелую патологию, когда «добрые» «счастливые», «веселые», «коммуникабельные» инвалиды имеют менее сложное заболевание и стабильно зарабатывают себе на жизнь. Самооценки работающих и безработных инвалидов отличаются. У безработных, разумеется, она значительно ниже. Это объясняется тем, что работающие чувствуют себя более полноценно, принося заработок в дом и пользу обществу, так же взаимодействуя с разными людьми, соответственно, будучи более приспособленными и социально-адаптированными[17, с. 22-27]. Инвалиды с врожденной патологией (ДЦП) являются менее социально-адаптированными, чем инвалиды с приобретенным заболеванием. Одинокие инвалиды менее приспособлены и адаптированы. Можно сказать, они представляют некую своеобразную группу риска. Несмотря на незначительную разницу в доходах, их социально-психологическое состояние является более тяжелым. Большинство из них считают себя «злыми», «необщительными и замкнутыми», «грустными» и «несчастными». Также угрозой для инвалидов является нестабильная политическая или экономическая ситуация в стране. Иногда и политика, и экономика оставляют желать лучшего. Небольшое чувство ущербности, зависимости от других так или иначе присутствующие, неуверенность в завтрашнем дне, страх потерять работу, общая напряженная угнетающая обстановка приводят к тяжелому эмоциональному состоянию. Анализ показал, насколько важно для инвалидов быть полезными в обществе, зарабатывать и иметь стабильный доход. Теперь рассмотрим проблемы трудоустройства и занятости инвалидов. Многие инвалиды, несмотря на болезнь, готовы трудиться. По данным федеральной службы государственной статистики на 2015 год) число нетрудоустроенных инвалидов составляет около 12% [22, с.156]. Выделим причины слабой занятости инвалидов: - недостаточность взаимодействия общественных и государственных структур, обеспечивающих трудоустройство, поиск работы и профессиональную подготовку инвалидов; - незаинтересованность государственных структур в обеспечении экономической и правовой поддержки работодателей, занимающихся трудоустройствам людей с ограниченными возможностями здоровья; - слабость и недоработка законодательных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие бизнеса и государства в вопросах создания специализированных рабочих мест для людей с ограничениями здоровья и их квотирования; - негативное отношение к инвалидам некоторых работодателей и всего общества в целом, ложное представление о том, что все инвалиды не хотят работать, а желают оставаться на обеспечении государства; - социальная и психологическая дискриминация инвалидов со стороны потенциальных работодателей; маленькое продвижение правового, социального и экономического подхода к профессиональной подготовке инвалидов с последующим устройством на работу; - отсутствие региональных площадок по трудоустройству данной категории соискателей; - небольшое число (особенно в регионах Российской федерации) организаций, предоставляющих профессиональную ориентацию и трудоустройство молодых специалистов с ограниченными возможностями здоровья; - слабый контроль государственных органов за исполнением федерального закона Российской федерации от 23 февраля 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам квотирования рабочих мест для инвалидов», предписывающий ужесточение санкций за невыполнение обязанностей по трудоустройству людей с ограничениями здоровья, созданию рабочих мест для инвалидов в рамках квоты, установленной региональными властями; - отсутствие доступной среды, способствующей развитию личных и профессиональных интересов инвалидов; - развитие адаптированной для граждан данной категории городской инфраструктуры. Одной из самых больших проблем является трудоустройство выпускников вузов и дипломированных специалистов с инвалидностью [25]. Несмотря на санкции и государственное квотирование, многие работодатели не готовы принимать инвалидов. Таким соискателям очень сложно устроиться на работу без трудового стажа и хороших коммуникативных навыков, без умения правильно презентовать себя. Впоследствии, многие не могут остаться на новом рабочем месте. Несмотря на все сложности, около 50% инвалидов не в полной мере или совершенно неудовлетворение выполняемыми обязанностями, трудовыми условиями и уровнем заработной платы. Показатели по удовлетворенности профессиональной деятельностью и профессиональной реализации людей с ограниченными возможностями здоровья очень низки, практически не выражены и оставляют желать лучшего. Немаловажную роль в трудоустройстве инвалидов играет получение образования, однако в нашей системе образования существует немало проблем для людей с ограниченными возможностями. Что касается проблем дошкольного и среднего общего образования, в России они относительно решены. Созданы специализированные детские сады, реабилитационные центры для детей и школы. В данном исследовании мы не будем подробно описывать проблемы этих систем образования, поскольку объектом нашего исследования является молодежь. Образование стало частично доступным для инвалидов с 1930 года по 1960 год. Такие вузы как МВТУ им. Баумана, северо-западный политехнический институт в Ленинграде начали внедрять специализированные программы для отдельных видов инвалидности и принимать людей с ограничениями здоровья. Но эта проблема была периферийной для государства. С 1960-х годов другие вузы стали принимать инвалидов на индивидуальное и групповое обучение, кроме выше упомянутых это также институт культуры, Мухинское высшее училище, Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, ленинградский государственный университет. Увеличилось число специальностей. До 1990-х годов социальная политика по отношению к инвалидам сводилась предоставлению социальных услуг и денежных выплат. В 1995 году был принят закон о социальной защите инвалидов в Российской федерации, который преобразовал политические институты и закрепил новые понятия инвалидности, цели государственной политики в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья, новые понятия реабилитации инвалидов, изменения институциональной основы политики целью государственной политики стало «обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации политических, гражданских, экономических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Существовал ряд различных документов, связанных с изменением социальной политики в области образования инвалидов: национальная доктрина образования в РФ (2000), приказ министерства образования Российской Федерации от 12.11.2003 № 4206 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов». Постепенно начали разрабатывать федеральные целевые программы с получением целевого финансирования на укрепление материально-технической базы высшего образования инвалидов. Это дало возможность увеличить прием в вузы людей с ограничениями здоровья, расширить вариативность и увеличить число образовательных программ не только технических, но и гуманитарных. Целевые программы подготовки студентов-инвалидов реализовали МГТУ им. Баумана, Московский институт-интернат, Новосибирский государственный технический институт до 2000 года. Государство продолжало оснащение этих и других вузов с реализацией образовательных программ для людей с ограниченными возможностями (Красноярский торгово-технический институт, московский городской педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена в Санкт-Петербурге). Позже сформировалось четыре направления деятельности вузов в данной области высших учебных заведений: специальные отделения в вузах, специальные вузы для людей с инвалидностью, центры психолого-педагогической помощи инвалидам, обучающимся в вузе, центры специальной подготовки для инвалидов, поступающих в ВУЗ. В связи с подходом министерства образования студент и инвалид - это два разных дополняющих друг друга статуса в отношениях между государством высшим учебным заведением и индивидом. В первом случаи затрагивается моральный аспект. Требование, чтобы к инвалидам относились так же, как к людям без ограничений здоровья, уважали и помогали. С другой стороны в таком случаи студент может быть исключен из вуза, так как не смог выполнить, предоставляемые ему на равных требования в связи с неприспособленностью пространства высшего учебного заведения к их специфике. Во втором случае студент с инвалидностью имеет статус не только обучающегося, но и человека с ограниченными возможностями здоровья. Это отражается в учебных планах, распределении нагрузки, способах преподавания, в специфике штатного расписания вуза, в услугах и приспособлениях вузовской среды, которые позволяют абитуриенту, возможно, студенту в дальнейшем получить навыки обучения и поведения в интегрированной среде, без препятствий добраться до любого места в высшем учебном заведении, иметь доступ к специальному оборудованию. Существует реабилитационный компонент высшего образования и коррекционная составляющая учебного плана. Реабилитационную компоненту финансирует регион, а коррекционную составляющую - министерство образования. Получение высшего образования происходит в определенной социокультурной среде вуза, которая формируется тремя группами: вузовскими администраторами, преподавателями и студенческой средой. Каждая группа имеет особое восприятие изучаемой проблемы, поскольку группы отличаются в выполнении социальных ролей в процессе обучения. Следует обратить внимание на такие аспекты как осознание необходимости специальных навыков работы с людьми с ограничениями здоровья в стенах высшего учебного заведения, отношение преподавателей к студентам-инвалидам, отношение студентов к инвалидности в целом и к своим товарищам-инвалидам. Большинство преподавателей считают, что в отношениях студентов, преподавателей и инвалидов преобладают взаимопомощь и дружелюбие. Немаловажную роль играют отношения в студенческом коллективе. Большинство студентов относятся к инвалидам, как к людям с особыми потребностями, также готовы помочь, но не знают истинных возможностей этих людей. Студентов, относящихся к инвалидам на равных и готовых помочь единицы. Меньшинство студентов подшучивают над инвалидами или просто сторонятся их. Не менее противоречивые мнения у администрации вузов. Не все готовы принять инвалидов на поступление, не все знают, что они умеют, некоторые уважают их за маленькие достижения, думая, что на большее они не способны, другие считают, что они усердно учатся и во многом превосходят людей без ограничений здоровья, так как им больше нечем заняться в жизни. Так же многие люди не представляют, где могут работать инвалиды. Большинство считают, что инвалиды должны иметь работу, не требующую физических усилий, где человек будет нести ответственность только за свою работу(секретарь, библиотекарь). Несмотря на то, что инвалиды могут занимать высокие должности. Мы рассмотрели проблемы получения высшего образования. Также существует дополнительное образование. Условно его можно разделить на два вида: досуговое (танцы, музыка, рисование) и профессиональное (курсы повышения квалификации, семинары). В 2015 г. РФ насчитывалось более 10 миллионов таких людей. Из них более 4 миллионов трудоспособны, но профессии, которыми они овладели, не востребованы в современных социально-экономических условиях. Но у них нет возможности пройти переподготовку, так как рынок дополнительных образовательных услуг недоступен для людей с ограниченными возможностями здоровья. Получение дополнительного образования создает благоприятные условия для комплексного развития личности инвалида, получению новой профессии или повышению квалификации, способствует трудоустройству и началу независимой самостоятельной жизнедеятельности. Немаловажным является тот факт, что в большинстве учреждений программы дополнительного образования, ориентированные на потребности людей с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют. Но это не значит, что их нет вовсе. Существуют специализированные учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные училища для людей с инвалидностью, реабилитационные центры. В этих учреждениях реализованы специальные программы. Примером организации, предоставляющей услуги дополнительного образования является всероссийское общество слепых (ВОС). В основном туда попадают поздно ослепшие люди. Их обучают плетению из лозы и бисера, специальному рельефно-точечному шрифту Брайля для письма и чтения, азам компьютерной грамотности. Изредка предоставляют бесплатные лекарства, специальные технические средства (магнитофоны, увеличительные стекла), бумагу для письма по Брайлю, также ВОС решает проблемы трудоустройства, например, направляет на обучение по массажу. Специализированные школы для слепых и слабовидящих не входят в ВОС, но оно также оказывает им материальную помощь. Существует множество производственных предприятий, где созданы условия труда с учетом функциональных возможностей незрячих. Но количество таких предприятий уменьшается, так как большая часть не выдерживает высокого налогообложения. Чаще всего в ВОС вступают пожилые люди, молодежь не пользуется услугами данного общества. Немаловажную роль играет месторасположение учреждения или организации, где можно получить дополнительное образование. Большинство организаций расположены на окраинах городов, где не создана доступная среда, к примеру, для инвалидов по зрению или для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (пандусы, тактильная плитка). Также доступная среда не всегда создана в самих зданиях учреждений. Большинство людей считают, что существует только один вид дополнительного образования - досуговое. Его предоставляют в специализированных школах или организациях в роде ВОС. Так же инвалиды могут посещать не специализированные учреждения дополнительного образования, к примеру, курсы повышения квалификации, но здесь так же как в получении профессионального образования будут играть роль отношения студентов и преподавателей к инвалиду. Месторасположение так же немаловажно. 50 по данным опроса проведенного в 2015 году 46 % инвалидов хотели бы получать дополнительное образование на месте работы, 30%- вблизи от дома, 20% ответили, что данный вопрос не важен для них. Так же мнение преподавателей, людей, получающих дополнительное образование совместно с инвалидами, играет важную роль. Большинство из них считают инвалидов беспомощными людьми и не знают их возможностей. [22, с.153] 1.2. Стратегия государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья С 1996 г. инвалидом признавался человек, который имел нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. После введения Закона № 181 произошло реформирование системы освидетельствования инвалидов. Права инвалидов закреплены в Декларации прав и свобод человека и гражданина, 1991 г., Конституции Российской Федерации 1993 г., Законе Российской Федерации «О защите инвалидов в Российской Федерации», 1995 г., в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, 1993 г., Указах Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» и «О мерах по формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», 1992 г., Постановлении Совета Министров Правительства Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов», 1993 г. др. Правовой основой регулирования труда и занятости инвалидов в Российской Федерации являются: Конституция, Трудовой кодекс, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации [2]. Основополагающим документом, определяющим политику Российской Федерации в сфере реабилитации инвалидов, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон). Закон определяет понятие реабилитации инвалидов, ее цели, основные направления, требования к организациям, осуществляющим реабилитацию инвалидов. Законом установлено, что реабилитация инвалидов представляет собой «систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности», направленные на «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество». Так, трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрена система льгот для работников-инвалидов. Установление таких льгот и гарантий направлено на создание благоприятных условий для реализации инвалидами в полном объеме своего конституционного права на труд, на создание оптимальных условий для продуктивной и безопасной работы инвалидов, недопущение дискриминации инвалидов при принятии на работу и увольнении с работы. Постановлением Минтруда России от 8 сентября 1993 г. № 150 утвержден перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Между тем согласно Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.), ратифицированной Российской Федерацией, реабилитация призвана «наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни». Аналогичный подход зафиксирован и в «Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов» (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 4 марта 1994 г.), устанавливающих (правило 3), что «Государствам следует обеспечить предоставление инвалидам услуг по реабилитации, с тем чтобы позволить им достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности». Собственно, эти различия являются по своей природе не только лингвистическими, но находят отображение в разнице реализации законодательства. С 1 января 2002 г. вступили в силу Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которые предусматривали три вида пенсий по инвалидности: трудовую, государственную и социальную. Во-первых, введенная пенсия по инвалидности по государственному обеспечению превышала по размеру пенсии других видов, но назначалась ограниченному кругу лиц: военнослужащим, космонавтам, участникам ВОВ, блокадникам или пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Во-вторых, изменилась формула расчета пенсии, она стала включать базовую, страховую и накопительную части. Базовая часть устанавливалась в твердом размере, страховая часть рассчитывалась на основе расч?тного пенсионного капитала (пенсионных отчислений лица), а также ожидаемой продолжительности выплаты пенсии. Накопительная часть определялась на основе суммы пенсионных накоплений и ожидаемой продолжительности выплат пенсий. Предусматривалась индексация пенсии работающим инвалидам. В связи с изменение....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: