- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности осуществления родительских прав несовершеннолетними родителями
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011175 |
Тема: | Особенности осуществления родительских прав несовершеннолетними родителями |
Содержание
Автономная некоммерческая организация высшего образования «Российский новый университет» Юридический факультет Кафедра гражданско-правовых дисциплин БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему: «Особенности осуществления родительских прав несовершеннолетними родителями» студента(ки) ___________курса очной (заочной) формы обучения направления подготовки «Юриспруденция» гражданско-правового профиля ____________________________________ ___________________________________. (фамилия, имя, отчество) Руководитель: ______________________________________ (должность, звание, фамилия, имя, отчество) Консультант: ____________________________________ (должность, звание, фамилия, имя, отчество) Допустить к защите: заведующая кафедрой _____________________ С.И. Помазкова (фамилия, инициалы, подпись) «____» ____________________ 20___ г. Москва 2018 г. Содержание Введение 3. Глава 1. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ РОДИТЕЛИ ПО СЕМЕЙНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ………………6. 1.1 Права несовершеннолетних родителей и их особенности ..6. 1.2Реализация несовершеннолетних родителей прав и обязанностей личного (неимущественного) характера, их особенности………………………………………………………..11. 1.3. Особенности реализации несовершеннолетних родителей имущественных обязанностей 19. Глава 2. РАЗРЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ УСТАНОВЛЕНИЯ ОТЦОВСТВА И МАТЕРИНСТВА: СУДЕБНЫЙ И ВНЕСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК..........................................................................32. 2.1 Установление материнства во внесудебном порядке 32. 2.2 Установление отцовства во внесудебном порядке 34. 2.3 Установление и оспаривание материнства и отцовства несовершеннолетних родителей в судебном порядке 38. Глава 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………..47. 3.1 Особенности участия несовершеннолетних родителей в рассмотрении отдельных споров о праве на воспитании детей…………………………………………………………………………..……47. 3.2 Предложения по совершенствованию законодательства в сфере семейного законодательства……………………………………………..61. Заключение………………………………………………………………………...67. Список источников информации и литературы ...………………………………70. Введение Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Своеобразие правового положения несовершеннолетних родителей состоит в том, что они, с одной стороны, являются родителями, обладающими определенным объемом прав и обязанностей по отношению к своим детям, и, с другой стороны, продолжают оставаться детьми, наделенными собственным кругом прав. Изложенные обстоятельства определяют актуальность предлагаемой в данной работе темы исследования, свидетельствуют о необходимости пересмотра подходов к регулированию правового положения несовершеннолетних родителей, с учетом их двойственного статуса. Своеобразие правового положения несовершеннолетних родителей состоит в том, что они, с одной стороны, являются родителями, обладающими определенным объемом прав и обязанностей по отношению к своим детям, а, с другой стороны, продолжают оставаться детьми, наделенными собственным кругом прав. Безусловно, охватить все области правовых вопросов, касающихся защиты прав и интересов несовершеннолетних родителей не возможно, в силу быстрого изменения ценностей общества и его развития. Многие вопросы остались за рамками их решения, например вопросы, касающиеся несовершеннолетних детей совместно с их детьми в сфере семейно-правового регулирования. Эти обстоятельства обуславливают неполноценную правовую защиту раннего материнства или отцовства. Перечисленные обстоятельства предопределили актуальность темы, коллизии в правах и защите интересов несовершеннолетних родителей, все сказанное выше лишь говорит о необходимости пересмотра. Ни до принятия действующего Семейного Кодекса, ни после, правовое положение несовершеннолетних родителей не было предметом специального монографического изучения. Комплексное исследование содержания прав несовершеннолетних родителей, особенности их реализации не входили в сферу внимания специалистов по семейному праву. Вне поля зрения оставались и особенности осуществления несовершеннолетними родителями своих прав как детей. Не уделялось отдельного внимания и особенностям участия несовершеннолетних родителей в спорах, вытекающих из семейных правоотношений. Устранение пробелов на этот счет составляет новизну настоящего исследования. Исследуется ранее не изученный весь возможный спектр прав и обязанностей по отношению к другим участникам семейных отношений. Работа построена на основе деления несовершеннолетних родителей на три категории. Выводы и предложения основываются не только на анализе правового материала, но и на особенностях психо - эмоционального состояния несовершеннолетних, ставших родителями в несвойственном для этого возрасте. Все это также свидетельствует о принципиальной новизне исследования Степень изученности проблемы. Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили в основном, научные труды отечественных правоведов прошлого и настоящего времени, а также публикации по философии, общей теории права, психологии и педагогики, особенно фундаментальные исследования специалистов в области гражданского и семейного права. Огромный научный вклад в теорию вопроса внесли ученые-правоведы Шершеневич Г.Ф., Покровский И.А., Пчелинцева Л.М., Рясенцев В.А., Ворожейкин Е.М., Нечаева А.М., Антокольская М.В. Чефранова., и другие ученые. Долгие годы они являлись бессменными энтузиастами и пропагандистами приведения прав и обязанностей в семейном праве в соответствие с нормами международного права. Нормативно-правовую базу выпускной квалификационной работы составили нормы Конституции Российской Федерации, международные правовой акт Конвенция «о Правах ребёнка», нормы Гражданского и семейного законодательства, гражданско-процессуальное законодательство, Закон «Об актах гражданского состояния» и Закон «Об образовании», Указ Президента «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы», а также законодательство субъектов РФ в данной области. Целью выпускной квалификационной работы является анализ признаков родительских прав несовершеннолетних родителей, выявление особенностей их реализации, а также внесение предложений по совершенствованию законодательства в этой области. Цель выпускной квалификационной работы предопределила следующие задачи: – изучить права несовершеннолетних родителей и их особенности – изучить реализацию несовершеннолетних родителей прав и обязанностей личного имущественного и неимущественного характера, их особенности – установить порядок разрешения вопросов материнства и отцовства во внесудебном порядке; – изучить установление и оспаривание материнства и отцовства несовершеннолетних родителей в судебном порядке – проанализировать особенности участия несовершеннолетнего родителя в рассмотрении отдельных споров о праве на воспитание детей. Предметом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, которые возникают в результате осуществления несовершеннолетними родителями своих прав и обязанностей по отношению к своему ребёнку. Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу осуществления несовершеннолетними родителями своих прав и обязанностей. Методики выпускной квалификационной работы включают в себя использование общенаучных и частнонаучных методов познания, такие как диалектический, исторический, социологический, а также статистический и сравнительно – правовые методы, анализ и синтез. Глава 1 Несовершеннолетние родители по семейному законодательству Российской Федерации: права и обязанности 1.1 Права несовершеннолетних родителей и их особенности Семейный кодекс Российской Федерации закрепил норму, которая регулирует права несовершеннолетних родителей. Следует отметить, что она единственная, которая указывает на правовые отношения, которые возникают у несовершеннолетних, связанные с деторождением. Норма, регулирующая данные отношения закреплена в статье 62 Семейного кодекса Российской Федерации1. Пункт 1 статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способность гражданина своими действиями осуществлять и приобретать гражданские права, а также создавать обязанности и исполнять их, все это общим термином называют гражданская дееспособность2. Она наступает при совершеннолетии лица, а также в двух исключительных случаях которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации. Пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации гласит о том, что лицо, не достигший 18 лет признается, ребёнком, кроме исключительных случаев эмансипации3. Рассмотрим подробно позиции авторов о понятии родительских прав несовершеннолетних родителей в юридической литературе. По мнению профессора Рясенцева В.А., предоставляя важные права несовершеннолетним родителям в отношении их детей, государство тем самым определяет некоторые обязанности, в том числе осуществлять свои права в интересах ребёнка и общества. То есть мнение профессора о правах родителей можно формулировать в то же время как обязанность, то есть право родителя на воспитание ребёнка является по своей природе относительной, но при этом абсолютным характером защиты от нарушенных прав со стороны иных лиц. Следующая противоположная позиции ученого А.И. Пергамент. По её мнению право на воспитание ребёнка возникает «вне правоотношения». Иоффе О.С. считал, что относительный характер прав в правоотношении между родителями и детьми права и обязанности принадлежат двум сторонам. «Правам родителей соответствуют обязанности, а родительским обязанностям - правомочия детей, правам и обязанностям родителей противостоят соответствующие им обязанности по правам детей». Данная цитата позволяет прийти к выводу, что обязанности родителей по воспитанию детей предопределяют право ребёнка на получение надлежащего воспитания, праву же родителей на воспитание детей предопределяет ребёнка подчиняться воспитательному воздействию от родителей. По мнению профессора А.М. Нечаевой соотношение прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, говорит о неоднозначном понятии права и обязанности по воспитанию. Понятия права заключается в поведении дозволенного, а обязанность в поступках которые обязательны для их выполнения. Родитель, независимо от его статуса обладая правами и обязанностями за детей должны знать и понимать, что он может сделать, а что он обязан делать. Делая вывод, по мнению последнего упомянутого нами профессора достаточно точно подмечены особенности родительских правоотношений, однако, к большому сожалению ответа касающегося сущности не дает. У профессора Егоровой Н.Д. точка зрения о сущности родительских прав наиболее последовательна. Она считает, что воспитание детей это элемент абсолютного правоотношения, в котором все иные лица должны воздерживаться от каких- либо действий которые могли бы препятствовать родителям в воспитании. Право родителей на воспитание никак не может быть одновременно и обязанностью перед всеми окружающими и, наоборот, в правоотношениях между родителем и ребёнком на первых лежит обязанность воспитывать ребёнка, она не может рассматриваться одновременно и как право на воспитание по отношению к ребёнку. Мнение автора можно признать верным, так как субъективные права не могут быть одновременно правом и обязанностью, так как существуют в определенных отношениях, в которых «субъективное право – это исключительно право, а не обязанность»4. Мнение отечественных ученых в этой области позволяет раскрыть признаки и содержание родительских прав и обязанностей, так как, по его мнению «в родительском правоотношении ребёнок обладает только правами, а родители только обязанностью»5. Итак, признаки присуще родительским правам: 1) Ограничение во времени; Данный признак ограниченности лежит в основе пункта 2 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации. В нем отражено, что родительские права, закреплённые законодательством, прекращаются в результате достижения ребёнком 18 лет, а также при двух случаях ранней эмансипации. Этот признак присущ несовершеннолетним родителям их правам в отношении их детей. У несовершеннолетних родителей в небольшой мере ограниченные права по отношению к своему ребёнку, пока несовершеннолетнему не исполнится 16 или 18 лет. 2) Равенство родителей; Согласно Конституции Российской Федерации пункту 2 статьи 386, родители имеют равные права и обязанности по воспитанию и заботе о своем ребёнке7. Также эта норма закреплена и в Семейном законодательстве в статье 61, родители имеют равные права и обязанности по отношению к своему ребёнку. Родительские права и обязанности предполагают определенную фактическую и правовую зрелость родителя, несовершеннолетние родители которые не состоят в браке и достигшие 16 лет обладают только родительскими правами и не имеют родительских обязанностей по отношению к своему ребёнку. Родители, не достигшие совершеннолетия, сами еще дети им не свойственно обладать каким-либо правами или обязанностями по воспитанию детей, так как не имеют ни гражданской, ни семейной дееспособности. Не логично, если бы законодатель возлагал права и обязанности по воспитанию ребёнка на несовершеннолетнего родителя, который не состоит в браке и не достиг 16 лет. Делая вывод в такой ситуации о наличии прав их в полном объёме, приводило к тому, что законодатель наделял ограниченными, то есть усеченными правами в полном объеме. Это невозможно, так как реализация родительских прав должна осуществляться в полном ее объёме, а не в усечённом. Возможное возложение обязанностей на родителей, не достигших совершеннолетия у которых не зарегистрирован брак и нет 16 лет, противоречит идеи разработчиков Семейного кодекса Российской Федерации. Смысл такой обязанности, заключается в стремлении сформулировать норму о правах несовершеннолетних родителей, которые не состоят в браке и не достигли 16 лет, чтоб ребёнка никто не мог отнять против их воли. 3) Преимущественный характер; Пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации регламентирует, что родители обладают преимущественным правом в воспитании своего ребёнка в сравнении с иными лицами. Данная норма отражена также в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.1998 года8. Сущность данного признака заключается в том, что никто не обладает таким правом как родители в воспитании их ребёнка, ни физическое, ни юридическое лицо. Защита интересов прав по воспитанию детей регламентируются нормами статьи 68 Семейного кодекса Российской Федерации, то есть согласно этой норме родитель имеет право требовать возращения ребёнка и изъятия его у любого человека, на основании закона или решении суда. Кроме случаев предусмотренных законом, например в случаях, когда родители или лицо, которое замещает их, не может, надлежаще ухаживать за ребёнком, на основании решении суда ребёнка в таких случаях передают в органы опеки и попечительства для определения его дальнейшей судьбы. Данное обстоятельство напрямую относится к несовершеннолетним родителям. В таком случае суду придётся доказывать, что в силу своей физиологической и правовой незрелости несовершеннолетний родитель не в силах заниматься воспитанием ребёнка. 4) Осуществление прав и обязанностей родителей в интересах ребёнка; В разные периоды понятие «интересы детей» трактовались по-разному. В настоящее время в современном обществе полном инновационных технологий в рамках социально-экономического развития в Российской Федерации была разработана и принята Национальная стратегия действий в интересах детей 2012-2017 года9. Главными проблемами по данной стратегии: 1)не эффективный механизм обеспечения защиты прав и интересов ребёнка; 2)неисполнение международных стандартов в области прав ребёнка на должном уровне; 3)неравенство субъектов Российской Федерации в отношении качества и возможности предоставления услуг для детей. Под «интересами детей» скрывается широкое понятие, в сравнении с понятием «права ребёнка». Права ребёнка это перечень характеристик в конкретных ситуациях, то есть данное понятие не может обладать всем многообразием общественных отношений, в которые могут вступать дети. Именно для этого ученые подобрали более широкое понятие, которое способно обеспечит реализацию прав несовершеннолетних детей10. Таким образом, можно прийти к выводу, что несовершеннолетний родитель по своей сущности является все еще ребёнком, у него есть право на приоритет интересов, но он действует в отношении родителей несовершеннолетнего родителя, но никак не в отношении его ребёнка. 1.2 Реализация несовершеннолетних родителей прав и обязанностей личного (неимущественного) характера, их особенности Несовершеннолетние родители, которые не состоят в браке, но достигших 16 лет и несовершеннолетние родители которые состоят в браке, независимо от их возраста законодатель наделяет полным объемом родительских прав в сравнении от несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке до достижения ими 16 лет. Зарегистрированный брак для родителя, не достигшего совершеннолетия, конкретизирует некоторые моменты. Данные обстоятельства связаны с исключительными случаями в законодательстве ранней эмансипации. Согласно, статье 27 Гражданского кодекса Российской Федерации согласия органов опеки могут на основании решения суда о признании полностью дееспособным лица достигшего 16 лет в связи его вступлением в брак. В случае расторжении брака утрата полной дееспособности не происходит. Однако органы опеки в силу закона могут обратиться в суд с восстановлением, прежнего положения несовершеннолетнего. Следует обратить внимание, что семейное законодательство, как и любой другой блок законодательной сферы страны, имеет свои пробелы. Невозможно охватить в решение всех ситуации, которые могут происходить с человеком, в силу изменения социальных отношений в зависимости от изменений, происходящих в окружающем мире. Как упоминалось ранее, среди ученых правоведов нет единого мнения о родительских правах. По мнению А.И. Пергамент «в тех случаях, когда закон говорит « о родительских правах» под таким термином понимают не всю совокупность возникших прав и обязанностей, а право на личное воспитание детей и вытекающие из этого права правомочия». Матвеев Г.К. раскрывая содержание личных неимущественных прав и обязанностей родителей в целом, наравне с правом и обязанностью родителей воспитывать своего ребёнка, выделял и иные права, в частности право и обязанность определять лично-правовой статус ребёнка, определять место жительства ребёнка и др. По мнению отечественных цивилистов, содержание родительских прав следует классифицировать именно в таком формате: 1)Права и обязанности по воспитанию ребёнка, а также его образованию; 2)Права и обязанности родителей по защите прав и интересов ребёнка, а также на защиту родительских прав; 3)Право родителей давать имя своему ребёнку при желании его менять до 14 лет11. Круг родительских прав имеет узкий смысл. А.М. Нечаева по сравнению с Л.М. Пчелинцевой приводит широкий круг родительских прав. Она относит: 1) право на воспитание ребёнка, заботу о нем, его здоровье, а также его развитии (психическом, физическом, нравственном и др.); 2) право требовать возврата ребёнка от лица, удерживающего без согласия родителя; 3) право на общение с ребёнком, участие в его воспитании в случаях, если родители ребёнка проживают отдельно; 4) право родителя о получении информации из всех учреждений, например из образовательного учреждения или лечебного учреждения; 5) право родителя на выбор образовательного учреждения ребёнка, формы обучения ребёнка и др. По нашему мнению, если касаться вопроса родительских прав и обязанностей, можно выделить два личных неимущественных права и две личные неимущественные обязанности: 1.Право и обязанность родителей по воспитанию ребёнка; 2.Право и обязанность родителей по защите прав и интересов своего ребёнка. Для субъектов родительских правоотношений права и обязанности по отношению к их ребёнку возникают с момента рождения их совместного ребёнка. Под обязанностью по воспитанию следует понимать, что субъекты родительских правоотношений будут осуществлять беспрекословно воспитание своего ребёнка, то есть это не желание, этого требует закон, заботиться о ребёнке, следить за его психическим и физическим развитием. Это обязанность является основной для родителя и закреплена в пункте 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации12. Вопрос о том, могут ли обладать такой обязанностью несовершеннолетние родители, сложен в его решение, так как для осуществления этой обязанности в полной мере родитель должен быть достаточно зрелом, чтоб адекватно мог оценить поведение своего ребёнка. Вопрос зрелости несовершеннолетнего ребёнка нельзя определить путем таких факторов, как если находится в браке, значит, достаточно зрелый. Данные обстоятельства исключительно зависят от возраста и индивидуального развития субъекта. Правильное суждение М.Е. Шадонова о том, что вступление в брак несовершеннолетнего родителя не доказывает его достижение нужного уровня интеллектуальной зрелости13. Законодатель признает уважительными причинами для снижения брачного возраста: 1) беременность; 2) рождение ребёнка. Эти обстоятельства говорят о том, что несовершеннолетние не понимают полностью свои действия в нужной мере, не понимая, к чему могут привести те, или иные действия, не могут давать отчет своим действиям и достаточно верно руководить ими. Действующее законодательство дает возможность для субъектов Российской Федерации самоопределяться в данном вопросе. Самим определять порядок и условия вступления в брак, исключением являются особые условия по возрасту. Из практики современной России наблюдается, что возраст снижается уже и до 15 и до 14 лет в некоторых субъектах. Кроме того, в некоторых субъектах страны установлен минимальный возраст при особых обстоятельствах вступления в брак, но не моложе 14 лет. Безусловно, мотивом снижения брачного возраста служит заботой о молодой матери, чтоб она не осталась одна с ребёнком на руках, чтоб ребёнок появился в семье на законных основаниях. Идея действительно выглядит гуманной и разумной, но несовершеннолетняя мама, которая стала дееспособной в связи с особыми обстоятельствами в силу законодательства, не может достойно самостоятельно воспитывать ребёнка. В силу статьи 44 закона «об образовании в РФ» родители являются первыми учителями своих детей, они обязаны заложить основы психического, физического и нравственного развития в своего ребёнка14. Кроме того молодые родители в силу своей не опытности, не могут обеспечить своему ребёнку достойную материальную поддержку. Таким образом, что хоть и государство предпринимает попытки помочь малообеспеченным семьям, матерям одиночкам, но пособия настолько маленькие, что назвать действительной помощью таким слоям будет не верно. Более того ситуация обостряется, если несовершеннолетний родитель, а именно мать выходец из неблагополучной семьи, в ее сложной жизненной ситуации помочь соответственно некому, а второй родитель является той же возрастной группы, как и мама ребёнка, он не может ей помочь или не желает помогать. В таких случаях молодая мама находится в растерянности и пребывает в страхе, из-за сложности жизненной ситуацией. Однако важно отметить и то, что нельзя говорить про всех несовершеннолетних родителях, что они будут плохими родителями своим детям. Безусловно, все зависит от умственного и, психологического и нравственного развития несовершеннолетнего родителя. То есть несовершеннолетняя мать в 14 лет и 17 лет, будут совершенно разные по своему развитию, три года разницы в возрасте могут сыграть существенное значение. Что касается раздельного проживания родителя и ребёнка обязанности за воспитанием ребёнка сохраняются, однако отсутствуют возможность в регулярном уходе15. Законодательство, не предусматривает каких – либо ограничений общения и участия в воспитании ребёнка отдельно проживающего родители. Следует обратить внимание, если родитель ведет аморальный образ жизни, в силу статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации, могут ограничить или запретить общение ребёнка с таким родителем. Следующее правомочие и обязанность по воспитанию родителя является выбор образовательного учреждения для ребёнка, а также выбор формы обучения. Обязанность родителей выражается в том, что родитель независимо от его возрастной группы должен обеспечить все условия для ребёнка, чтобы он получил полное общее образование. Что касается права выбора формы обучения и самого образовательного учреждения исходит из приоритета родительских прав. То есть, в данном случае речь идёт о том, что никто не может ограничивать этого права родителя, кроме того родители в свою очередь при выборе формы обучения и учреждения согласно действующему законодательству должны учитывать мнение детей, все это регламентируется статьями 57 и 63 Семейного кодекса Российской Федерации16. Выбор учреждения, а также выбор формы обучения, то есть получение ребёнком общего полного образования, предопределяет дальнейшую судьбу ребёнка, играет не маловажную роль в его судьбе. Так именно в этом возрасте у ребёнка закладываются нравственные особенности характера, формируется база интеллектуального развития ребёнка. Далее, следующим важным правомочием родителей является защита прав и интересов ребёнка. Данное правомочие вытекает из преимущественного характера родительских прав и означает, что именно родитель, и никто другой не вправе выбирать место, время и способ защиты прав и интересов ребёнка. Пункт 2 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает исключение из правил. Речь идет о том, что несовершеннолетний родитель не может представлять интересы ребёнка и защищать в случаях, когда органом опеки и попечительства установлен факт противоречия между родителями и детьми. В таких случаях ребёнку несовершеннолетнего родителя назначают опекуна. Было бы не разумно перекладывать правомочие защиты прав и интересов ребёнка на несовершеннолетнего родителя, так как он и так уже оказался в сложной жизненной ситуации, а обязанность защиты прав и интересов ребёнка в их глазах будет рассматриваться еще один груз не посильный на их юные плечи. Как практика показывает, в основном большая часть несовершеннолетних родителей относятся к неблагополучным семьям, малообеспеченным. В связи с этим они не могут даже защитить свои права и интересы, а законом предусмотрена ответственность еще и за детей, защита их прав и интересов. Федеральным законом от 2015 года о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации уточнен пункт 2 статьи 62 Семейного кодекса Российской Федерации. Действующая редакция предусматривает, что пока ребёнку не исполнится 16 лет, ребёнку несовершеннолетнего родителя назначают опекуна, который будет помогать в реализации прав и обязанностей несовершеннолетнего родителя. Редакция, которая девствовала ранее, предусматривала назначение ребёнку несовершеннолетнего родителя опекуна и речи о совместном воспитании и реализации прав и обязанностей родителей. Как упоминалось ранее, бывают исключения из правил. Родитель может самостоятельно осуществлять свои родительские права по воспитанию ребёнка, однако это он может, не справится с таким правомочием как защита прав и интересов ребёнка в полной мере, законодатель в таком случае согласна статьи 622 Семейного кодекса Российской Федерации также предусмотрел назначения опекуна ребёнку несовершеннолетнего родителя. Теперь следует сконцентрировать внимание на личных неимущественных правах несовершеннолетнего родителя не состоящих в браке до достижения ими 16 лет. Это установлено пунктом 1 статьи 62 Семейного кодекса Российской Федерации. Законодатель относит: 1) Право на проживание вместе с ребёнком; 2) Право на участие в воспитании ребёнка. Такой объем прав несовершеннолетних родителей по своей правовой природе является усеченным. Семейный кодекс Российской Федерации, определяя содержание родительских прав и обязанностей несовершеннолетних родителей, не предусматривает самостоятельное проживание ребёнка с родителем. Это право является усеченным на личное воспитание ребёнка и содержится в праве и обязанности родителей по воспитанию своих детей. Таким образом, право на проживание вместе с ребёнком и правом жить и воспитываться ребёнка в семье переплетаются по своей правовой природе. Конвенция о правах ребёнка предусматривает право ребёнка и жизнь и воспитание его в семье, то есть нормы этой конвенции регламентируют, что государство не будет разлучать родителей и детей против их воли, за исключением особых обстоятельств. Согласно Гражданскому кодексу статье 20 место жительство ребёнка признается местом жительства их родителей до достижения первого 14 лет17. В свою очередь Жилищный кодекс Российской Федерации имеет норму, по которой при вселении ребёнка родителю не требуется согласие собственника или нанимателя жилого помещения. Это регламентируется статьей 70 данного кодекса18. Право несовершеннолетнего родителя на участие в воспитании своих детей, также являются усеченным. В данном случае речь идёт о том, что при воспитании ребёнка несовершеннолетнего родителя опекун должен предоставлять возможность участия в воспитании ребёнка несовершеннолетнему родителю. Опекун не только должен принимать во внимание желание несовершеннолетнего родителя участвовать в воспитании ребёнка, но также помогать и содействовать разными способами, методами, подсказывать время и место для осуществления мер воспитательного воздействия. Можно считать, что законодателем такое решение принято, осознано, так как несовершеннолетний родитель не обладает до достижения им 16 лет полной семейной дееспособностью, вследствие чего не имеет родительских обязанностей по отношению к своему ребёнку. Таким образом, можно считать, что право на воспитание ребёнка является главным правом родителей, который состоит из блока правомочий. Несовершеннолетний родитель может реализовывать все права по воспитанию, но при условии, что он будет это делать не самостоятельно, а с законным представителем ребёнка, то есть опекуном. Что касается обязанностей у несовершеннолетних родителей, то законодатель не регламентирует никаких норм, он лишь указывает на права несовершеннолетнего родителя. 1.3. Особенности реализации несовершеннолетних родителей имущественных обязанностей Анализ прав и обязанностей родителей позволяет выделить единственную имущественную обязанность по отношению к ребёнку – это обязанность по содержанию. Однако статья 62 Семейного кодекса Российской Федерации ни другие нормы регулирующие данные правоотношения не говорят об иных правах и обязанностях несовершеннолетних родителей. То есть, они не наделены какими-либо родительскими обязанностями, в том числе и обязанностью по содержанию детей. Причина кроется в возрасте несовершеннолетнего родителя, а также его положении, то есть не позволяющем иметь свой доход и нести расходы по содержанию ребёнка. Приведем пример из судебной практики. Решением Норильского городского суда Красноярского края от 08.10.2012 года был рассмотрен иск о взыскании детских пособий в составе председательствующего судьи Лубенец Е.В. Участниками процесса, были заявлены истец Понаморева А.М., действующей с согласия законного представителя Давыденко Т.В. к Управлению социальной политики Администрации города Норильск обязать назначить и выплатить единовременное пособие в связи с рождением ребёнка, обязать назначить ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет и ежемесячное пособие на ребёнка, и компенсацию морального вреда. Суд установил: Понаморева А.М.(далее истец), действующая с согласия законного представителя Давыденко Т.В., обратилась в суд к Управлению социальной политики Администрации (далее ответчик) о обязать назначить и выплатить единовременное пособие в связи с рождением ребёнка, обязать назначить ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет и ежемесячное пособие на ребёнка, и компенсацию морального вреда, мотивируя тем, что она является одинокой несовершеннолетней матерью Понаморевой И.В. 2012 года рождения. Истцу были возвращены все документы и устно разъяснено, что указанные пособия могут быть назначены в случае назначения опекуна ребёнку несовершеннолетний матери и не достигшей 16 лет. Истец повторно обратилась с письменным заявлением к ответчику с прежними требованиями, ответчик возвратил документы и отказал в назначении пособий, ссылаясь на статью 62 Семейного кодекса Российской Федерации, одновременно указав на то, что она утратила свое право, так как ее дочери исполнилось 6 месяцев, в связи, с чем истец утратил право получения единовременного пособия по рождению ребёнку. По мнению Понаморевой А.М. в действиях ответчика усматривается грубое нарушение закона, так как действующее законодательство не запрещает ей самостоятельно без согласия родителей распоряжаться своим заработком. Истец заботиться о дочери, разногласий с матерью по уходу и воспитанию ребёнка нет, в связи с чем, истец не считает необходимым и обязательным оформление опеки над дочерью, с чем связывает свои исковые требования. В судебном заседании истец и ее представитель поддержали исковые требования. Ответчик в судебном заседании (по доверенности) Алексеева А.А. исковые требования не признала и суду пояснила, к ним обратилась, законный представитель Понаморевой А.М. за оформлением единовременного пособия при рождении Пономаревой И.В., ей был выдан перечень документов необходимый для получения пособия. Далее Давыденко Т.В. получила отказ в назначении пособия, с пояснением, что ее дочь несовершеннолетняя и без оформления опеки не может представлять интересы своей дочери и ее внучки. Истец письменно обратилась с разъяснением причины отказа. Письмом ответчика был дан исчерпывающи....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: