- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности организации методического сопровождения педагогов инклюзивных дошкольных групп.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016212 |
Тема: | Особенности организации методического сопровождения педагогов инклюзивных дошкольных групп. |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Академия психологии и педагогики Кафедра дошкольного образования Стрельцова Наталья Ивановна ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ИНКЛЮЗИВНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по направлению 44.04.01 – Педагогическое образование Магистерская программа «Проектирование образовательного процесса дошкольной организации» Научный руководитель д.п.н., профессор Куликовская Ирина Эдуардовна Рецензент: заведующий МБ ДОУ №26 города Батайска Хозяенко Галина Витальевна г. Ростов-на-Дону 2018 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы организации методическогосопровожденияпедагоговинклюзивныхдошкольныхгрупп 10 1.1. Цели, задачи методической работы в образовательной организации в условиях модернизации системы дошкольного образования 10 1.2. Спецификадеятельности педагогов инклюзивных дошкольныхгрупп 29 Глава 2. Исследование организации методическогосопровожденияпедагоговинклюзивныхдошкольных групп 41 2.1. Состояние методической работы с воспитателями в инклюзивной дошкольной группе 41 2.2. Апробация модели методической службы для педагогов инклюзивных дошкольных групп 64 2.3. Измененияметодической работы с педагогами инклюзивной дошкольнойгруппы 78 Заключение 83 Список литературы 85 Приложения 95 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Одним из основополагающих принципов создания единого мирового образовательного пространства и, соответственно, включения в него Российской Федерации является доступность качественного образования для всех детей. Инклюзивное образование становится наиболее востребованной формой образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Основным правовым актом является Конституция РФ (1993 г.), которая регламентирует основы социального и государственного устройства, основные права и обязанности граждан. С учётом положений Конституции создаются другие законы и подзаконные акты, направленные на образование детей с ОВЗ. Так, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» ст. 79 посвящена организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям и создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребностей. К социально-педагогическим предпосылкам развития инклюзивного дошкольного образования относятся: смена целевых установок в сфере образования от «знаниевых» к компетентностным; идеи гуманизации общества и образования; реализация принципа равных возможностей в образовании для всех детей; включение родителей в образовательный процесс в качестве его субъектов. Трудностью на пути принятия решения о создании инклюзивной группы в дошкольной образовательной организации является неготовность или низкая готовность педагогов к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Исследования Е.В.Соколовой, Е.А.Стребелевой, С.Г.Шевченко о методиках раннего выявления нарушений у детей стали теоретической основой для разработки технологий уравнивания стартовых возможностей у детей с разными образовательными возможностями. Всё это обусловливает необходимость методического сопровождения педагогов групп инклюзивной направленности. Разработка новых подходов к построению модели методической работы в дошкольной организации приобретает в настоящее время особую актуальность. Необходимость исследования особенностей организации методической работы с педагогами инклюзивных дошкольных групп обуславливается, во-первых, недостаточностью нормативно-правовой базы; во-вторых, современными тенденциями развития методической работы в дошкольной организации. Некоторые предпосылки решения данной проблемы раскрыты в целом ряде исследований: – повышение качества педагогической деятельности рассматривались в работах В. И. Гинецинского, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, А. Е. Марона, Э. М. Никитина, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др.; – методическая деятельность в работах В. Г. Быковой, В. В. Дудникова, Н. Д. Иванова, В. М. Лизинского, Н. В. Немовой, А. П. Ситник, В. И. Дружинина, Л. Ф. Спирина и др.; – организации методической работы в дошкольной образовательной организации посвящены труды Богословец Л.Г., Белой К.Ю., Волобуевой Л.М., Виноградовой Н.А., Голицыной Н.С., Елжовой Н.В., Климентьевой З.А., Колодяжной Т.П.,Поздняк Л.В., Фалюшиной Л.И, Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева, Ю.К. Бабанский, Ю.А. Долженко, В.И. Ерошина, Л.П. Ильенко, М.В. Кларин, Е.В. Коротаева и Н.Н. Чернякова, И.М. Курдюмова, П.И. Пидкасистый, М.М. Поташник, И.П. Третьяков, П.В. Шамова и других. Особое внимание в последнее время уделяется основам методического сопровождения инновационной деятельности педагогов и образовательных организаций (О. М. Зайченко, Е. И. Казакова, Т. А.Каплунович, М. Н. Певзнер, Е.Е. Сергеева, А. П. Тряпицына, Р. М. Шерайзина, А. Г Ширин). Исследования показывают, что потребность в организации методической работы в дошкольной образовательной организации сохраняется и так же актуальна, как и прежде, но ощущается необходимость пересмотра содержания и форм деятельности с учетом актуальных научных направлений. Анализ исследований позволил сформулировать тему исследования: «Особенности организации методической работы с педагогами инклюзивных дошкольныхгрупп». Цель исследования:разработка и апробация модели методической службы для педагогов инклюзивных дошкольных групп. Объект исследования: процесс организации методической работы с педагогами дошкольной образовательной организации. Предмет исследования: особенности организации методической службы для педагоговинклюзивных дошкольныхгрупп. Гипотеза исследования заключается в следующем: методические проблемы развития инклюзивного образования в конкретной группе будут успешно решаться, если будет выбрана оптимальная модель методической службы,включающая следующие структурные компоненты: -целевой (создание организационно-методических условий для педагогов инклюзивных дошкольных групп); -диагностический (диагностика уровня методической компетентности педагогов инклюзивных дошкольных групп, мониторинг внедрения ФГОС ДО, выявление запросов педагогов и специалистов); -консалтинговый (проведение круглых столов, мастер-классов и др.), ориентированный на повышение квалификации педагогов в области инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями. С учетом цели и гипотезы, были определены следующие задачи: 1. Теоретически обосновать проблему организации методической работы в дошкольной образовательной организации, имеющей группы компенсирующей направленности. 2.Изучить специфику работы с педагогами инклюзивных дошкольныхгрупп. 3.Исследовать состояние методической работы с воспитателями инклюзивных дошкольных групп. 4.Апробировать модель методической службы дляпедагогов инклюзивных дошкольных групп. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: изучение и анализ научной литературы и документации по данной проблеме; наблюдение; устный опрос; анкетирование; изучение продуктов деятельности по данной проблеме. Теоретико-методологическую базу исследования составили: -положения отечественной психологии об объективных законах психического развития нормального и аномального ребёнка, начало которых заложено в теории культурно-исторического развития высших психических функций Л.С.Выготского, реализованные в деятельностном подходе к исследованию психики С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева; -концепция эволюции отношений государства и общества к людям с особыми возможностями здоровья (Н.Н.Малофеев, Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина, Н.М.Назарова, Н.Д.Шматко и др.); -теории социально-педагогического и психологического сопровождения в системе образования (А.А.Архипова, Л.Н.Бережнова, М.Р.Битянова, И.Э.Куликовская, И.В.Серебрякова и др.); -теории интегрированного и инклюзивного образования (Н.В.Борисова, Н.Н.Малофеев, Э.К.Наберушкина, С.Н.Прушинский,Е.Р.Ярская-Смирнова и др.); -исследования сущности и специфики методической деятельности в современных условиях (Ю.В.Васильев, В.И.Зверева, Ю.А.Конаржевский, Г.С.Лазарев, Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Г.Н.Сериков и др. Методы исследования: для достижения поставленной цели и решения задач был использован комплекс методов, среди которых: изучение нормативно-правовой, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ практики методического сопровождения педагогов групп инклюзивной направленности; моделирование процесса организации методической работы с педагогами; педагогический эксперимент. Этапы исследования: Первый этап исследования поисковый (сентябрь 2016–декабрь 2016 гг.) был посвящен поиску литературы, изучению состояния проблемы, анализу педагогической, психологической, методической литературы, нормативно-правовых актов и распорядительной документации, определению цели, задач, объекта и предмета исследования. На втором этапе исследования (январь 2017 – август 2017 гг.) экспериментально-диагностическом был проведён констатирующийэтап опытно-экспериментальной работы, включающий контент-анализ нормативной и учебно-методической документации, наблюдение и анкетирование; изучение результатов и продуктов деятельности педагогов и руководителей ДОУ. Третий этап (сентябрь 2017 - март 2018 гг.) – экспериментально - преобразующий – предполагал проведение формирующего эксперимента с целью апробации и внедрения модели методической службы для педагогов инклюзивных дошкольных групп. Четвертый этап (март 2018 – май 2018 гг.) - системно-обобщающий- направлен на осмысление, обобщение и описание опытно-экспериментальной работы; анализ результатов внедрения модели методической службы для педагогов инклюзивных дошкольных групп; оценку результативности научного исследования и предложенных рекомендаций на основе итогового диагностического среза; уточнение выводов; оформление выпускной квалификационной работы в целом. Научная новизна, теоретическая значимостьисследования заключаются в том, что: -систематизированы и обобщены научные подходы к понятию «методическое сопровождение педагогов инклюзивных дошкольных групп»; -разработанамодельметодической службы для педагогов инклюзивных дошкольных групп, предполагающая взаимосвязь следующих структурных компонентов (целевой, диагностический, консалтинговый); - систематизированы критерии, показатели и уровни оценки методического сопровождения педагогов инклюзивных дошкольных групп. Практическая значимостьисследования заключается в том, что: - апробирован комплекс диагностических методик, позволяющих определить особенности методического сопровождения педагогов инклюзивных дошкольных групп; - апробирована модель методической службы для педагогов инклюзивных дошкольных групп. Полученные результаты исследований могут служить основой решения проблемы организации инклюзивных групп в дошкольных образовательных организациях. Положения, выносимые на защиту: 1. Методическая служба для педагогов инклюзивных дошкольных группрассматривается как наиболее оптимальный способ организации методического сопровождения педагогов инклюзивных дошкольных групп – систематического, организованного взаимодействия заместителя заведующего и воспитателя, направленного на оказание помощи педагогу в выборе способов решения проблем, возникающих в педагогической практике. 2. Модель методической службы для педагогов инклюзивных дошкольных групп включает следующие компоненты: -целевой (создание организационно-методических условий для педагогов инклюзивных дошкольных групп); -диагностический (диагностика уровня методической компетентности педагогов инклюзивных дошкольных групп, мониторинг внедрения ФГОС ДО, выявление запросов педагогов и специалистов); -консалтинговый (проведение круглых столов, мастер-классов и др.), ориентированный на повышение квалификации педагогов в области инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями. Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечены методологическими и общетеоретическими подходами к исследуемой проблеме, полученными результатами, доказательность которых подтверждается качественными изменениями в методической работе с педагогами дошкольной образовательной организации. Апробация результатов исследования. Ведущие положения и результаты магистерского исследования докладывались и обсуждались на научно-практических, научно-методических семинарах и конференциях разных уровней. База и организация исследования.Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБ ДОУ № 11 г. Батайска. На разных этапах исследования приняли участие 1 –заместитель заведующего, 10 педагогов групп компенсирующей направленности. Объём и структура выпускной квалификационной работы. Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы организации методическогосопровожденияпедагогов инклюзивных дошкольныхгрупп 1.1. Цели, задачи методической работы в образовательной организации в условиях модернизации системы дошкольного образования Модернизация системы образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы. Основной целью образовательной политики в сфере образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования. Обеспечить доступное качественное образование для каждой российской семьи позволили Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Реформа образования в России вызвала ряд серьезных изменений в привычной практике обучения и воспитания. Трудные, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений образования. Раньше основным содержанием методического обеспечения являлась методическая работа, которая предполагала: - повышение профессионального мастерства педагогических кадров; - оказание практической помощи педагогам; - изучение, обобщение и распространение положительного опыта России. Сегодня актуализируются возможности методической работы оперативно и эффективно реагировать на запросы государственной образовательной политики, которая определена нормативными правовыми документами (Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг.., федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»). В соответствии с действующими документами в дошкольной образовательной организации формируется новая парадигма организации методической работы, в основе которой лежат системный и ситуативный, программно-целевой подходы к управлению, теории стратегии, инновации и лидерства, проектные технологии, в которых главное внимание сосредоточено на человеке как ключевом ресурсе организации. Методическая работа занимает особое место в системе управления образовательной организацией. Ее основная роль проявляется в активизации человеческого фактора – личности и творческой деятельности педагогов [24, С. 9]. Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта [3, С. 8]. Сегодня методическая деятельность в дошкольной образовательной организации осуществляется в инновационном режиме. Понятие «методическая работа» рассматривается многими теоретиками и практиками. По мнению Л.М. Волобуевой, методическая работа является частью системы непрерывного образования педагогов, ориентированная на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду [8, С. 33]. По определению Ю.К. Бабанского, управление методической работой представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие всех участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей. К.Ю. Белая даёт следующее определение: методическая работа в образовательной организации - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов системе взаимосвязанных мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога и развития творческого потенциала всего педагогического коллектива в целом на достижении качественных результатов образования, воспитания и развития детей [3]. Л.И. Фалюшина рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двустороннем процессе обучения и учения её объекта, направленного на углубление, расширение знаний, умений и навыков педагогов, необходимых для качественного осуществления педагогической деятельности по всестороннему воспитанию детей[7, с. 3-6]. Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод о том, что методическая работа – это организационно-педагогическая система реализации задач государственной политики в организации с учетом специфики и условий ее деятельности, направленная на развитие профессиональной компетенции педагогических работников. Методическая работа в образовательной организации строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно - правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. В системе методической работы ДОО существует ряд проблем, разрешение которых будет способствовать ее развитию: * придание методической работе характера системы (как совокупности систем ее проектирования, осуществления и управления) со всеми признаками: целенаправленностью, целостностью, полиструктурностью, управляемостью, критериальностью и др.; * изменение подхода к методической работе, когда на первый план выходит развитие и самообразование педагога, его желание творить, создавать образовательный продукт; * формирование комплексного характера методической работы, направленного на выделение приоритетов с использованием сетевой формы ее организации, методических проектов; * переход в методической работе на активные формы обучения педагогов; * отход от стереотипов этой деятельности, от механического заимствования систем методической работы одних ДОО другими в сторону научно обоснованного выбора оптимального варианта ее задач, структуры, содержания и форм в соответствии с государственной политикой и уровнем профессиональной компетентности педагогов. Изменения в содержании и организации дошкольного образования, практическая реализация компетентностного и системно-деятельностного подходов в образовании, использование современных образовательных технологий и средств, наличие вариативных программ, инновационная и экспериментальная деятельность – все это потребовало от методической работы ДОО адаптации к изменениям, что повлекло за собой определение новых целей и задач. Целью методической работы по мнению И.В. Клемешовой и А.И Теребякиной является обеспечение качества образования и развития системы непрерывного образования педагогических кадров [7, С. 7]. П.Н. Лосевым считает, что целью методической работы должно быть постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива, а также создание организационно-педагогических условий развития компетентного, конкурентоспособного, ответственного педагогического работника, готового к непрерывному профессиональному совершенствованию и мобильности, обеспечивающих качество и эффективность образовательной деятельности ДОО. Самые главные и существенные задачи методической работы: 1. Обеспечивать функционирование и развитие ДОО, инновационный характер образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО. 2. Осуществлять научно-методическое, учебно-методическое, консультативное сопровождение участников образовательных отношений (педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников ДОО). 3. Организовывать всестороннюю поддержку (педагогическую, психологическую, методическую, правовую и др.) педагогических работников в решении задач профессиональной деятельности. 4. Формировать систему программно-методического обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования. 5. Способствовать удовлетворению информационных, учебно-методических, образовательных потребностей и повышению квалификации педагогических работников. Методическую работу можно рассматривать по следующим основаниям: * содержательному – информирование педагогических работников о результатах исследований в дошкольном образовании; ознакомление с правовыми, нормативными документами органов управления образованием; освещение положительного и эффективного педагогического опыта; * организационному – на уровне ДОУ, муниципального методического центра, регионального учреждения дополнительного образования (ИПК, ИРО и др.); * процессуальному – реализация в различных организационных формах. С учетом внешних и внутренних факторов социального и экономического развития определяются ведущие направления современной методической работы в ДОО. 1. Аналитическая деятельность: * мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогических работников; * создание базы данных о педагогических работниках; * изучение, анализ состояния и результатов методической работы в ДОО, определение направлений ее совершенствования; * выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательной деятельности; * сбор и обработка информации о результатах освоения образовательной программы дошкольного образования в ДОО; * изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта. 2.Информационная деятельность: * формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.); * ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях; * ознакомление педагогических работников с опытом инновационной и экспериментальной деятельности; * информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии дошкольного образования, о содержании образовательных программ, новых учебников, об учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативно-правовых документах; * создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности. 3. Организационно-методическая деятельность: * изучение запросов, методическое сопровождение молодых педагогических работников и оказание им практической помощи в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды; * прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования; * организация изучения и обобщения педагогического опыта педагогов-исследователей; * организация работы методических объединений педагогов и других форм методической работы; * участие в разработке авторских программ и технологий; * участие в разработке программы развития учреждения, образовательной программы дошкольного образования (ОП ДО); * комплектование фондов программно-методического обеспечения дошкольного образования. 4. Консультационная деятельность: * организация консультаций участников образовательных отношений (педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников) по ФГОС ДО, ОП ДО; * популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований. 5. Мониторинговая деятельность: * о содержании и результатах образовательной деятельности организациии отдельных педагогов, характере их отражения в программе развития и ОП ДО; * о качестве образования воспитанников; * о педагогической диагностике воспитанников; * о характере, состоянии и результатах разнообразной деятельности с детьми. Методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления учебно-воспитательным процессом [20, С. 6]. Такая работа является важной составляющей управленческой деятельности руководителя. При этом нужно рассматривать ее как систему, с одной стороны, закрытую относительно предмета своей деятельности, с другой – открытую, входящую в общую систему управления и подверженную влиянию извне. В гуманистических образовательных системах, к которым относятся современные ДОО, методическая работа направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности педагога, социальную защиту воспитателей через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств. При выстраивании системы методической работы необходимо организовывать ее в трех плоскостях (К.Ю. Белая): – по отношению к конкретному педагогу, где главная задача – формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя; – к педагогическому коллективу детского сада: методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников; – к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление направлений развития образовательной политики, внедрение достижений науки и передовой практики в деятельность детского сада [11]. Непосредственный организатор методической работы в ДОО – старший воспитатель, должностные обязанности которого связаны с выполнением функций по руководству работой воспитателей [13]. В таком деле, как организация дошкольной образовательной организации, управление педагогическими кадрами и методическая работа с ними, очень важно проявлять максимум изобретательности и ответственности. Именно педагогические кадры составляют сердцевину, основу воспитательных и образовательных процессов в детском саду, а значит, определяют и качество его функционирования, как образовательного учреждения. Какими бы замечательными не были педагоги поодиночке, в коллективном взаимодействии их между собой не только рождаются прекрасные идеи, но и, в противовес, обнажаются проблемы и противоречия. Поэтому так важно грамотно и ответственно подходить к организации методической работы. Модернизация образовательного процесса через создание модели инновационной деятельности определяется основными направлениями, которые открывают дорогу к цели, наполняют ее содержанием. В основные направления инновационной деятельности входит: модернизация структуры управления дошкольной образовательной организации, интеграция деятельности специалистов в организации новых форм работы, работа дошкольной образовательной организации в экспериментальном режиме, профессионально-личностное развитие педагогов, развитие форм социального партнерства. Работа дошкольного образовательного учреждения» в условиях модернизации образования и работы в инновационном режиме потребовала новых подходов к организации методической работы для создания такой образовательной среды, в которой полностью реализуется творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Главным принципом методической работы является системный подход к ее организации. Современное дошкольное образование характеризуется интенсивным развитием инновационных процессов. В условиях модернизации системы Российского образования ориентирами становятся доступность, качество, эффективность, и вместе с этим происходит смена требований к ДОО: - удовлетворение потребностей родителей в новых формах обслуживания детей дошкольного возраста; - предоставление широкого спектра образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; - организация своевременной коррекционной помощи детям-дошкольникам; - обеспечение равных стартовых возможностей детям предшкольного возраста педагогами и воспитателями дошкольного образовательного учреждения. Все образовательное учреждение проходят следующие этапы: становление, функционирование и развитие. На первом этапе работа методической службы направлена на создание целостного педагогического коллектива, выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса. На втором этапе коррекцию педагогического процесса в процессе реализации общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Если же коллектив дошкольного образовательного учреждения переходит на работу в инновационном режиме, то это предполагает создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход дошкольного образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Она направлена на: организацию образовательного процесса на основе современных научных подходов с использованием новым методов, способов, технологий; повышение профессиональной компетенции сотрудников дошкольного образовательного учреждения; обеспечение педагогам необходимой информации об основных направлениях развития образования; научно-методическое обеспечение содержания образования; объединение усилий педагогов и родителей по развитию личности ребенка; мониторинг результатов педагогического процесса. Такая оптимальная организация педагогического процесса гарантирует компетентность педагогов, комфортность и эмоциональность пребывания ребенку в дошкольном образовательном учреждении и методическую помощь родителям в семейном воспитании при условии компетентного управления и действенности работы с педагогическим коллективом. Методическая работа в ДОУ строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Ежегодно в конце учебного года проводится анализ профессиональной деятельности, который основывается на самооценке, самоанализе педагогов и анализе педагогической деятельности родителями и администрацией. При этом выявляются реальные затруднения, нерешенные проблемы, намечаются перспективы. Такой подход к работе позволяет легче проводить анализ выполнения годовых задач, планировать работу дошкольной образовательной организации на следующий учебный год, находить новые эффективные формы работы с детьми, объективно отследить возможные расхождения, изменения, провести анализ и определить дальнейшие тенденции, осуществить необходимую коррекцию. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом 14 ноября 2013 года, одной из ведущих целей является обеспечение государством равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования (с 46). В связи с важностью обозначенной проблемы и определяя цель дальнейшего развития детского сада, необходима модернизация образовательного процесса через создание модели инновационной деятельности. Поэтому одним из решающих условий модернизации образования, повышения его качества является обеспечение образовательного процесса педагогическими кадрами. Современной дошкольной образовательной организации нужен образованный специалист: - обладающий высоким творческим потенциалом, - владеющий гибкостью педагогического мышления; - постоянно развивающаяся конкурентоспособная личность, стабильно добивающаяся высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Это те качества, которые характеризуют педагогическую компетентность. Основу развития профессионального взаимодействия составляет гуманно-личностный подход, который способствует развитию сотрудничества и равноправия во взаимоотношениях. Выбор такого подхода при организации образовательного процесса означает: - создание в образовательном сообществе гуманистических взаимоотношений; - признание того, что ребенок обладает определенными правами, которые священны для педагога; - отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых», понимание того, что все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других; - переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся». Целенаправленная работа способствует профессиональному развитию и саморазвитию педагогов, что влияет на качество образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Методическая деятельность образовательной организации – это целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге – на повышение качества и эффективности образовательного процесса, на рост уровня воспитанности и развития обучающихся [7. стр.6]. Деятельность образовательной организации находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому возрастает роль методической службы. Надо создать все условия для роста методической службы. Это диктует необходимость совершенствование профессионального мастерства педагога. Очевидно, что в основе обновления деятельности всех образовательных учреждений, лежит идея развития, которая охватывает все категории педагогических работников. Стремясь осуществить развитие учреждения в соответствии с ФГОС, руководители активизировали методическую деятельность, а педагоги с удвоенным вниманием отнеслись к своей методической работе. Эта взаимная активность породила новые направления, содержание и формы работы с педагогическими кадрами. Содержание методической рабо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: