VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Педагогические условия тьюторского сопровождения в дошкольной образовательной организации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002298
Тема: Педагогические условия тьюторского сопровождения в дошкольной образовательной организации
Содержание
      Департамент образования города Москвы
      Государственное автономное образовательное учреждение
      высшего образования города Москвы
      «Московский городской педагогический университет»
      Институт педагогики и психологии образования
      
      ФЕДОРОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА
      
      Педагогические условия тьюторского сопровождения в дошкольной образовательной организации
      
     ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
      Направление подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
      	
      Профиль подготовки «Тьюторство в образовании»
       
      (очная форма обучения)
     
     
      Руководитель ВКР:                                    
      к.п.н., доцент
      Полякова
      Людмила Викторовна
      ______________________
      
      
      Рецензент:
      д.п.н., профессор
      ______________________
      
      Зав. выпускающей кафедрой:
      д.п.н., профессор
      Данилюк
      Александр Ярославович
      
      ______________________
       
      
      
      Москва   
      2017
      ОГЛАВЛЕНИЕ
      
      ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......3
      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ………………………………….…10
      1.1. 	Сущность и содержание тьюторского сопровождения дошкольников………………………………………………………………...….10
      1.2. Понятие «педагогические условия» в контексте тьюторского сопровождения………………………………………………………………..…21
      1.3 Особенности развития познавательного интереса у дошкольников………………………………………………………………...….41
      Выводы по главе 1……………………………………………………….48
      ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО  ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………..50
      2.1	Изучение тьюторского взаимодействия с детьми в детском саду	……………………………………………………………………………...50
      2.2	Содержание экспериментальной работы по тьюторскому сопровождению в детском саду ……………………………………..……	……63
      2.3	Определение эффективности результатов экспериментальной работы	……………………………………………………………………….72
      Выводы по главе 2……………………………………………………….77
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….79
      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	…………………………………………….83
      ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….88
      
      
      
      
      
      ВВЕДЕНИЕ
      
      Актуальность исследования. В современном образовании отчетливо прослеживается тенденция личностно-ориентированного обучения и это делает работу тьютора актуальной и востребованной. 
      В настоящее время изменились требования к профессиональной квалификации педагога дошкольного образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.  273-ФЗ), Постановлении правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (от 17 октября  2013 г. № 1155), Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» подчеркивается, что современное  дошкольное образование нуждается в высококвалифицированных современно-ориентированных педагогах, которые имеют и высокую  профессиональную компетентностью и делают акцент на  индивидуальность ребенка, владеют навыками построения программ индивидуального развития дошкольников, в соответствии с их личностными особенностями. Именно поэтому  тьюторское сопровождение становится актуальным и значимым направлением подготовки педагогических кадров.  
      Тенденции развития современной теории и методики дошкольного образования свидетельствуют, что специально организованные занятия, направленные на репродукцию различных знаний и умений, формирование навыков, уступают место культурным детским практикам, дидактические задачи решаются на интегрированных занятиях, повышая мотивацию детей, в условиях совместной деятельности взрослого и ребенка, в условиях активизации самостоятельной деятельности воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Современное дошкольное образование ориентируется на становление ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения, на развитие у дошкольника субъектных качеств и свойств, субъектной позиции в разных видах деятельности. 
      В соответствии с ФГОС ДО, совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации.
      Несмотря на эти тенденции, в современном дошкольном образовании, организация совместной деятельности с детьми в дошкольных учреждениях, как правило, строится по принципу воспитатель-руководитель, а не воспитатель-партнер. В связи с этим отчетливо проявляется противоречия между:
      требованиями к современному обучению и практикой организации процесса обучения  в дошкольных организациях;
       необходимостью формирования личностных ориентиров учащихся и недостаточным уровнем методологической подготовки педагогов и тьюторов в этой области; 
       потребностью компетентного построения программ индивидуального развития дошкольников, в соответствии с их личностными особенностями и недостаточной разработанностью необходимых тьюторских технологий и  диагностического инструментария. 
      Одним из путей разрешения этих противоречий является тьюторское сопровождение  обучения дошкольников, направленное на приобретение учащимся в результате обучения субъектного опыта. Тьюторское сопровождение ориентировано на реализацию индивидуализированного обучения детей в рамках дошкольной образовательной организации. Этим и обусловлена актуальность исследования.
      Проблемой  тьюторского сопровождения в теоретическом аспекте занимались такие исследователи как: А.И. Адамский, Л.М. Гедгафова, Е.И. Кобыща, Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, А.А. Теров, М.Ю. Чередилина, П.Г. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин. Проблемами тьюторского сопровождения дошкольников занимались Е.А. Волошина, Л.И. Лазарева, И.В. Малахова, В.В. Филинова. Проблемами педагогической подготовки тьюторов занимались Е.А. Волошина, С.М. Ефименко, Т.М. Кузнецова, Т.Н. Петрова, И.А. Писаренко (Хоменко), М.В. Тюмина, Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева и др. Однако, эти теоретические исследования больше направлены на общие проблемы тьюторского сопровождения и особенности подготовки, в них практически не затрагиваются вопросы организации тьюторского сопровождения в дошкольных организациях. 
      Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность и общественная значимость данной проблемы способствовали выбору темы магистерского исследования: «Педагогические условия тьюторского сопровождения в дошкольной образовательной организации».
        Проблема: каковы педагогические условия организации тьюторского сопровождения дошкольников в процессе познавательной деятельности?
      Цель	исследования — выявить и теоретически обосновать педагогические условия  тьюторского сопровождения детей в детском саду.  
      Объект исследования —  тьюторское сопровождение дошкольников в детском саду. 
      Предмет исследования — условия необходимые для организации тьюторского сопровождения детей в рамках дошкольной образовательной организации.
      В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что тьюторское сопровождение дошкольников будет эффективным, если: 
      	- акценты в процессе обучения будут смещены на построение партнерского взаимодействия взрослого и ребенка;
      	- система межличностных взаимоотношений выступает в качестве регулятора познавательной активности ребенка и обеспечит эмоциональное проживание познавательной ситуации.
      	 Основная гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что эффективность развития познавательных интересов дошкольников значительно повысится при реализации технологии тьюторского сопровождения в дошкольных образовательных, организованная с учётом возраста подопечных.
       Обозначенные цель и гипотеза исследования определили необходимость в решении следующих задач: 
      1. Выявить сущность и содержание тьюторского сопровождения дошкольников; 
      2. Определить необходимые педагогические условия для организации тьюторского  сопровождения; 
      3. Разработать и внедрить модель тьюторского сопровождения дошкольников; 
      4. В ходе эксперимента оценить эффективность разработанной программы тьюторского сопровождения. 
      	Теоретико-методологическую основу магистерского исследования составляют: исследования в области тьюторского сопровождения (А.И. Адамский, Л.М. Долгова, С.В. Дудчик, Е.И. Кобыща, Т.М. Ковалева, Е.Б. Колосова, Н.В. Пилипчевская, Н.В. Рыбалкина, А.А. Теров, М.Ю. Чередилина, П.Г. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин и др.); исследований в области организации педагогического сопровождения (Л.Н. Бережнова, В.П. Бондарев, Ю.И. Васекин, А.Г. Гогоберидзе, С.Г. Косарецкий, И.Э. Куликовская, И.А. Липский, Л.Г. Субботина и др.).
      Для решения поставленных задач применись следующие методы научного исследования: анализ литературы по психологии и педагогике, опытно-экспериментальная работа, научное наблюдение и опрос, метод психолого-педагогической диагностики, анализ результатов исследования. 
      Этапы исследования. Исследование проходило в 2 этапа. 
      На первом этапе 2015-2016  гг осуществлен теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме тьюторского взаимодействия с детьми в рамках дошкольного  образовательного учреждения. На данном этапе были определены методологическая и теоретическая основы исследования, сформулирован научный аппарат, намечены основные направления экспериментальной работы.
      На втором этапе 2016-2017 годах проводилось диагностические мероприятия по выявлению представлений коллектива детского сада о тьюторском взаимодействии с детьми, определению   уровня эмоционального комфорта детей пребывающих в детском саду, а так же по оценке развитости познавательного интереса у дошкольников. В рамках формирующего эксперимента была разработана и апробирована программа тьюторского сопровождения, направленная на развитие познавательного интереса у дошкольников.  По итогам формирующего эксперимента была проведена оценка эффективности разработанной программы, сформулированы выводы и оформлен материал магистерской диссертации.
      Опытно-экспериментальная база. Экспериментальная работа проводилась на базе частного детского сада «Sun School» в городе Королев Московской области. В эксперименте приняло участие 24 ребенка в возрасте 6-7 лет. 
      Новизна исследования заключается в следующем: выявлены педагогические условия для организации эффективного тьюторского сопровождения дошкольников, отвечающие современным образовательным требованиям. 
      Теоретическая значимость магистерского исследования заключается в выявлении и экспериментальном обосновании особенностей организации тьюторского сопровождения старших дошкольников в ходе познавательной деятельности. 
      Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические и методологически выводы были отражены в разработке и апробации программы тьторского сопровождения дошкольников, а материалы диссертации могут быть использованы как на практике, так и для профессиональной подготовки педагогов в вузах. 
      Положения, выносимые на защиту:
      1. Тьюторское сопровождение дошкольников направленно на  стимулирование интереса ребенка к образовательному процессу с учетом его особенностей и способностей.
      2. Одним из важнейших педагогических условий тьюторского сопровождения дошкольников является разработка и применение тьюторских технологий в педагогической практике в дошкольном образовательном учреждении.
      3. Эффективность тьюторского сопровождения дошкольников, заключающаяся в развитии познавательного интереса у детей,  повышается в результате методической подготовки педагогического состава.  
      Публикации: 
      1) Федорова, А.В. Основные формы, методы и технологии тьюторского сопровождения//Современное образование в стране: состояние, проблемы, перспективы развития: Материалы городского межвузовского Круглого стола// Сост. и ред. Л.В. Полякова, Г.М. Коджаспирова. – М.:2017. – 199 с. 
      2) Федорова, А.В. Личностно-ориентированный подход в обучении дошкольников как педагогическое условие работы тьютора//Тьюторство как новая профессия в России: Материалы Круглого стола с международным участием./Сост. и ред. Л.В. Полякова, Г.М. Коджаспирова. – М.: 2016. – 144 с.     
      Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы магистерской диссертации докладывались на научных конференциях, круглых столах и семинарах посвященных современным педагогическим проблемам. 
      Магистерское исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 
      Объем магистерской диссертации представлен в 83 страницах печатного текста компьютерного набора, наименованиями списка источников, таблицами и рисунками. 
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
      1.1. Сущность и содержание тьюторского сопровождения дошкольников
      
      Переход на многоуровневую систему подготовки будущих педагогов обусловливает изменения, происходящие в системе высшего профессионального образования. В частности, это касается обновления целей, содержания, форм, методов и технологий, ориентированных на раскрытие потенциальных возможностей будущих педагогов, формирование таких профессионально значимых качеств личности, как инициативность, ответственность, самостоятельность и собственная активность. В связи с этим становится актуальным появление в современном образовании новой педагогической фигуры - тьютора, или педагога, обладающего компетентностью в области тьюторского сопровождения.
      Понятие «тьютор» имеет несколько значений. В переводе с
английского	тьютор	«tutor»	означает        педагог-наставник.
      Н.В. Пилипчевская, ссылаясь на исследования Е.С. Комракова, С.А. Щенникова, Л. В. Бендовой, определяет тьютора как преподавателя-консультанта, специалиста в области организации образования и самообразования. В свою очередь, Т. М. Ковалева отмечает, что тьютор - это педагог, работающий с учетом принципа индивидуализации, который позволяет обучающимся (тьюторантам) выстраивать собственное содержание образования и ориентироваться на индивидуальные образовательные цели и приоритеты. [23, с.50-53]
      Тьюторство как самостоятельное педагогическое движение в нашей стране стало оформляться только к концу 1980-х годов, и связано с именами таких ученых, как А.И. Адамский, Л.М. Долгова, Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, П.Г. Щедровицкий и другие.
      Необходимо отметить, что, несмотря на многолетний опыт инновационных школ по введению тьюторства, штатное расписание образовательных учреждений не предусматривало должности «тьютор». Поэтому тьюторские функции неофициально выполняли социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования или студенты, прошедшие соответствующую тьюторскую подготовку.
      Ситуация значительно изменилась после того, как Приказами
Министерства        здравоохранения	и	социального развития (Минздравсопразвития России) РФ от 05 мая 2008 года № 216н и 217н были утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в числе которых была закреплена должность  «тьютор».  В настоящее время в  соответствии  с  приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» должностные обязанности тьютора заключаются в следующем:
      - организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
      - совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;
      - оказывает помощь обучающемуся в преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения;
      - организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся;
      - организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся и родителей по вопросам устранения трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации;
      -поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.
      В исследованиях Е.И. Кобыща, Т.М. Ковалевой, С.Ю. Поповой (Смолик), А.А. Терова, М.Ю. Чередилиной дается определение понятию «тьюторское сопровождение», раскрываются его цель и задачи.
      Тьюторское сопровождении, с их точки зрения, - это движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою индивидуальную образовательную программу, осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости оказание помощи и поддержки. В свою очередь, цель тьюторского сопровождения заключается в полноценной реализации образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, само актуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. В соответствии с поставленной целью выделяются такие задачи, как оказание своевременной помощи и поддержки личности в образовании; обучение ее умению самостоятельно преодолевать трудности образовательного процесса; формирование ответственного отношения к своему становлению; оказание помощи личности в становлении ее полноценным субъектом своей образовательной, профессиональной, гражданской жизни.
      Резюмируя выше обозначенные концептуальные положения и исходя из должностных обязанностей тьютора, можно сделать вывод, что тьюторское сопровождение дошкольников - это деятельность педагога, направленная на индивидуализацию образования ребенка, предполагающая выявление и развитие познавательного интереса детей в процессе подготовки их к школе, поиск и актуализацию их индивидуальных образовательных ресурсов с учетом образовательного запроса семьи и возможностей образовательной среды.
      При этом по мнению Е.А. Волошиной, индивидуализация образования предполагает переход на субъект-субъектные отношения и заключается в предоставлении детям и их родителям права и возможности на формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, продвижения по индивидуальной образовательной траектории. [31, с.44]
      В свою очередь, Т.М. Ковалева под индивидуализацией образовательного процесса понимает способ обеспечения каждому тьюторанту права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа  действия,   видения  своих  учебных  образовательных  перспектив. [19, с.151]
      Индивидуализация образовательного процесса обеспечивается тьютором за счет организации самостоятельного выбора тьюторантами содержания образования, форм обучения, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности. Этот выбор оформляется как индивидуальная образовательная программа тьюторанта, которая создается на основе исследования доступных ему образовательных ресурсов.
      Вместе с тем, Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская рассматривают тьюторское сопровождение как особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого тьюторант выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления. [9, с. 217]
      Тьюторское сопровождение, по мнению О.В. Лобачевой, - это процесс поддержки и помощи в становлении и развитии личности ребенка посредством системы действий тьютора, которые основаны на том, что взаимодействие между тьютором и тьюторантом должно быть партнерским, опирающимся на естественные механизмы развития ребенка и создающим условия для индивидуального принятия решений. [26, с.92]
      Г.М.Беспалова сущность тьюторского сопровождения видит в целенаправленном создании тьютором ситуации осмысления подопечным собственных образовательных выборов и действий. При этом у него есть некая образовательная потребность. А тьютор знает, как эту потребность можно удовлетворить культурным способом. Но не удовлетворяет. Знает, но не учит готовому знанию. Тьютор обсуждает с тьюторантом, как тот сам достигает собственных целей: как выбирает цель, как определяет способы ее достижения, как действует, что получается, что не получается, каковы результаты его действий, какое они имеют значение для жизни подопечного и что меняют в его образовательных потребностях. [6, с.301] 
      Подобной точки зрения придерживается С.В. Дудчик. По ее мнению, суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы на материале реальной жизни подопечного, расширении его собственных возможностей, подключении субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху.
      В русле данных рассуждений Н.В. Пилипчевская  предлагает рассматривать тьюторское сопровождение как педагогическую технологию, основанную на личностном взаимодействии и совместной деятельности тьютора и тьюторантов, в ходе которого тьютор создает условия для осуществления, построения, осмысления и реализации программ личностного развития тьюторантов. Соответственно, предметом тьюторского сопровождения, по мнению автора, может являться любая деятельность или процесс, направленные на решение воспитательных задач. Это позволяет рассматривать тьюторское сопровождение как универсальную педагогическую технологию, эффективную для достижения программ развития.[31, с.126]
      В исследованиях Т.М. Ковалевой отмечается, что в современной российской образовательной ситуации можно выделить три типа тьюторских практик. Первая тьюторская практика открытого (дистанционного) образования предполагает использование человеком информационных технологий, при этом задача тьюторского сопровождения состоит в оказании помощи тьюторанту при выстраивании своего обучения, используя навыки работы в сети Интернет. Вторая тьюторская практика открытого образования (социальный контекст) заключается в умении жить в мире, где сосуществуют разные культуры, присутствуют разные логики и типы мышления. Основными качествами при этом становятся коммуникативность и толерантность. И, наконец, открытое образование в антропологическом контексте представляется как пространство всех возможных ресурсов для индивидуального образовательного движения тьюторанта. Главная цель открытого образования в этом случае - научить подопечного максимально использовать различные ресурсы для построения своей образовательной программы. Необходимо отметить, что данная тьюторская практика реализует сопровождение всего процесса проектирования и построения тьюторантом своей образовательной программы, начиная от работы с его первичным познавательным интересом, углублением этого интереса за счет образовательных исследований или проектов, специальной работы по формированию этого проекта, доведя его до тьюторского консультирования в области профессиональных образовательных программ.
      Выделяют шесть основных принципов, которые необходимо учитывать при организации тьюторского сопровождения:
      1. Принцип открытости заключается в том, что каждый элемент социальной и культурной среды несет в себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом.
      2. Принцип вариативности предполагает создание разнообразной образовательной среды, в которой возможно осуществление реального выбора в процессе построения индивидуальной образовательной программы.
      3. Принцип непрерывности заключается в том, что позволяет обеспечить последовательность и цикличность процесса тьюторского сопровождения на каждой возрастной ступени развития тьюторантов.
      4.	Принцип гибкости предполагает ориентацию тьюторского
сопровождения на любое направление индивидуальной образовательной
программы тьюторанта, поддержку инициативы в выборе способов,
средств и форм получения им собственного образования.
      5.	Принцип индивидуального подхода предполагает, что тьютору при сопровождении индивидуальных образовательных программ своих
тьюторантов, также как и любому другому педагогу, необходимо
подбирать методы, формы и средства обучения, ориентируясь на
индивидуальные особенности тьюторантов.
      6.	 Принцип индивидуализации предполагает оказание помощи
каждому тьюторанту в определении собственного образовательного пути и
сопровождение его в построении индивидуальной образовательной
программы.   Данный  принцип  признается  исследователями  в  области тьюторства ведущим принципом при организации тьюторского сопровождения.
      Наряду с принципами тьюторского сопровождения в науке также выделяются этапы, формы, методы и технологии, которые необходимо знать и использовать при организации тьюторского сопровождения. Остановимся на них более подробно.
      В исследованиях Г.М. Беспаловой отмечается, что процесс тьюторского сопровождения включает в себя следующие этапы:
      1. Определение познавательного интереса тьюторанта.
      2. Формулирование цели познавательной деятельности.
      3. Определение средств достижения цели (выбор источников и форм познания, видов познавательной деятельности), планирование познавательной деятельности.
      4.	 Обсуждение хода и промежуточных итогов познавательной
деятельности (анализ совершаемых познавательных действий,
эффективности используемых средств, достигнутых образовательных
эффектов, внесение необходимых коррективов в план деятельности).
      5.	Рефлексия продуктов и образовательных эффектов реализованного плана познавательной деятельности, их соответствие поставленной цели, их роль и значение в образовании подопечного.
      Кроме того, Т.М. Ковалева подчеркивает, что тьюторское сопровождение на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностико-мотивациоиного, проектировочного, реализационного, аналитического. Каждый из этапов тьюторского сопровождения имеет свою специфику, которая отражается в содержании деятельности тьюторанта и в соответствующих способах работы тьютора. Продуктом их совместного действия на каждом из этапов тьюторского сопровождения является заполнение портфолио. Итак, суть диагностико-мотивациоиного этапа - выявление и  фиксация познавательного  интереса тьюторанта.  В свою очередь, проектировочный этап служит для организации сбора и анализа информации относительно зафиксированного познавательного интереса. На реализационном этапе тьюторант осуществляет реальный поиск и затем представляет полученные им результаты этого поиска. На этом же этапе тьютор совместно с подопечным определяют перспективы работы с познавательным интересом. Наконец, на последнем, аналитическом, этапе проводится тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. В целом аналитический этап направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых результатов. Завершается данный этап планированием будущей работы.
      Выделяю формы, методы и технологии тьюторского сопровождения.  Е.Б.Колосова предлагает использовать в работе методы индивидуальной беседы, групповой сессии и последовательное сочетание обеих форм. В процессе индивидуальной беседы педагог-тьютор знакомится с ребенком и запускает совместную работу над формированием образовательного портфолио. Тьютор заинтересованно и внимательно выслушивает всю информацию, которой готов поделиться ребенок, одновременно усиливая и выделяя те эпизоды рассказанного, которые свидетельствуют о жизненном опыте, об активности, о проявленных интересах и склонностях. Главными условиями выступают конфиденциальность, безоценочность и игровой настрой, то есть ощущение атмосферы «сюрпризности», некоторой интриги. [18, с.36]
      Кроме того, И.В. Малахова, изучая специфику тьюторского сопровождения на переходе от дошкольного к начальному обучению, при организации тьюторского сопровождения с детьми предлагает использовать игровые методы и приемы, свободное сочинительство прозы, метод работы с детскими вопросами.[25, с.163]
      Формы тьюторского сопровождения рассматриваются в работах С. В. Дудчик, Т.М. Ковалевой, Е.Б. Колосовой, Н В. Пилипчевской, А.А. Терова, М. П. Черемных и др., однако все они сходятся в том, что основными формами тьюторского сопровождения на всех возрастных ступенях являются индивидуальные и групповые тьюторские консультации, тьюториалы, тренинги.
      Наряду с вышеперечисленными формами тьюторского сопровождения Н. В. Пилипчевская предлагает также использовать тьюторский проект и тьюторский клуб. Тьюторский проект – это  форма организации тьюторского сопровождения, которая позволяет удерживать в целостной связи цели воспитания, средства их достижения и образ результата и единица тьюторского сопровождения, направленная на создание ситуации порождения у подопечных гуманитарного знания (знания о способах построения себя как человека, различных реальностей, картин мира и переходов между ними), рефлексию средств и способов такого порождения и апробирование их в социальной действительности. Тьюторский клуб, по мнению автора, - неформальное взаимодействие подопечных и тьюторов, их диалог, направленный на формирование общих профессиональных и личных интересов и снижение коммуникативных барьеров в общении. [23, с.50-53]
      В исследованиях И.  Б. Ворожцовой отмечается, что в условиях современного образования практика тьюторского сопровождения осуществляется в таких направлениях, как развитие познавательного интереса ребенка, формирование его готовности к самообразованию, а также формирование его образовательной инициативы. Для работы в каждом из этих направлений тьютор опирается на определенные открытые образовательные технологии, позволяющие ему более эффективно решать поставленные задачи. [30, с.124] 
      Среди технологий, наиболее часто применяемых сегодня тьюторами, можно назвать проектирование, игру, исследования, работу с портфолио, работу с картами интереса, образовательную картографию, информационные технологии, дебаты, чтение и письмо через критическое мышление. В системе дополнительного образования успешно применяются технологии «Робинзонада» и «Образовательные путешествия». Главной целью данных технологий является получение участником опыта личных побед и навыка достижения успеха. Здесь создаются такие ситуации, в которых каждый участник находит различные способы решения поставленных задач, преодолевает сомнения на пути достижения цели и получает от этого удовольствие; сам планирует свое время и эффективно действует, используя этот ресурс; привыкает к личной ответственности за себя и команду, видит значимость своих поступков; поддерживает и проявляет заботу об окружающих.
      Выполняя работу по сопровождению образовательного движения подопечных, тьютор использует рабочую документацию, среди которой следует особо выделить:
      1.	Дневники и журналы, которые заполняются как самим тьютором, так и тьюторантами. Основное предназначение дневников – фиксация моментов, не предназначенных для других лиц, кроме самого тьютора, тьюторанта или их обоих.
      2.	 Ресурсные карты - наглядное представление разных типов
образовательных ресурсов и связей между ними. Карта представляет собой таблицу, схему, рисунок, коллаж и видоизменяется в ходе работы тьютора и тьюторанта.
      3.	Индивидуальную образовательную программу тьюторанта как описание целей, форм и способов его образовательного движения. В исследованиях М.П. Черемных выделяется структура
индивидуальной образовательной программы, включающая: анализ
индивидуальной образовательной траектории; цели и задачи образования на предстоящий период; указание на условия, возможности реализации индивидуальной образовательной программы в образовательном учреждении, которое посещает тьюторант, в этом районе, городе; индивидуальный образовательный план; описание ресурсного обеспечения индивидуальной образовательной программы; критерии оценки эффективности реализации индивидуальной образовательной программы.
      4.	Портфолио тьюторанта.
      Разумеется, тьюторы широко применяют и другие виды документации в зависимости от целей деятельности, например, анкеты и опросные листы, различные тестовые материалы при использовании элементов педагогического и психологического исследования в своей работе, экспертные карты. В рабочей документации тьютор и тьюторант могут фиксировать ответы на следующие вопросы: интересы, цели, смыслы образования для тьюторанта; места, люди, книги и другие ресурсы для построения и реализации индивидуальной образовательной программы; необходимые, освоенные, недостающие компетенции, способы действия; взаимные договоренности и обязательства, рационализаторские предложения по организации собственного сотрудничества. [32, с.218] 
      Таким образом, рассмотрев сущность и содержание исследуемых понятий, проанализировав цель, задачи, формы, методы, этапы тьюторского сопровождения и технологии работы с детьми, можно констатировать тот факт, что тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный адресный характер и зависит как от возрастных, так и от личностных особенностей тьюторанта. Это обусловлено тем, что тьютор в своей работе опирается на запрос подопечного, на его индивидуальные особенности и обстоятельства, не подгоняя их под известные шаблоны и стратегии.
      
      
1.2. Понятие «педагогические условия» в контексте тьюторского сопровождения

      Проблемами педагогических условий занимались такие исследователи как  В.И. Андреев, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева, Н.В. Ипполитова, М.В. Зверева, Б.В. Куприянов, С.А. Дынина и др. Есть несколько научных точек зрения на данное понятие.  В рамках первой, педагогические условия определяются как комплекс педагогических мер и материально-пространственных возможностей направленных на решение поставленных задач. Вторая точка зрения определяет педагогические условия как совокупность критериев, обеспечивающих эффективную  рабо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%