- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности одиночества у мальчиков-подростков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014543 |
Тема: | Особенности одиночества у мальчиков-подростков |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА …………………………………………………………………5 1.1. Эволюция отношений к одиночеству в исторических и философских трудах………………………………………………………………………………5 1.2. Теоретические подходы к проблеме одиночества в психологии………..10 1.3. Психическое развитие человека в период взросления ………………......14 1.4. Особенности психического развития мальчиков-подростков……………. 1.5. Проблема одиночества у подростков ……………………………………..19 1.6. Особенности переживания одиночества у девочек и мальчиков-подростков…………………………………………………………………..…...22 Выводы по главе 1……………………………………………………………….26 ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ СОСТОЯНИЕ ОДИНОЧЕСТВА……………………...27 2.1. Организация и методика исследования……………………………………27 2.2. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….29 Выводы по главе 2……………………………………………………………….38 Заключение……………………………………………………………………… Литература ………………………………………………………………………39 Приложение ……………………………………………………………………...41 ВВЕДЕНИЕ Мы живём в то время, когда происходят огромные изменения в стиле жизни, связанные с изменениями социальных, политических, экономических и других основ. Эти изменения носят глобальный характер, и русское общество сегодня оказалось в том состоянии, которое раньше назвали бы «переломом». Такие периоды бывают в жизни каждого общества. Именно тогда человек вдруг начинает осознавать собственную бесполезность и невозможность реализовать свои личностные способности. На уровне общества это застой, кризис; на уровне человека – распад высших ценностей и социальное отчуждение. «Человек в современном мире, в той культурной ситуации, которую мы определяем как промежуточную, оказался в децентрированном пространстве, в дискретном времени, для него исчезла линейная целевая направленность, устарела былая просвещенческая идея о том, что главной является точка в конце пути. Он действительно живёт «здесь и сейчас», в пути, как перекати-поле, утратившее прочные корни и прикреплённость к почве» [9, с. 327]. Итак, одиночество порождается утерей смысла бытия человека в современном обществе. Но зависит это не только от самого человека. Скорее это не его вина, а его беда. «Слишком много объективных факторов выпало на наш стремительный век, и противостоять им каждая отдельная личность сама по себе просто не в силах. Именно поэтому мы и говорим, что наше время – время отчуждения и одиночества» [19, с. 48]. Одним из таких факторов превращения чувства одиночества в психологическое качество, а его переживание в одну из глобальных человеческих проблем можно считать полную и повсеместную победу современного научного мышления. Так, к началу XX века наука проникла во все сферы человеческой жизни и стала основной формой осмысления не только мира, но и самого человека. Человек оказался «аналитически» разобранным на составные части. «Аналитичность науки привела к утрате в массовом сознании представления об уникальности и целостности человека» [19, с. 68]. Как следствие, развитие производства стало требовать наличие у человека какого-то одного умения, доведённого до автоматизма, как у робота, совершенно не интересуясь его внутренним миром и воспринимая человека как трудовую единицу. В свете всего вышеизложенного становится понятен тот факт, что проблема одиночества, равно важная для всех времён, стала предметом особого интереса в наши дни. Не только психология , но и другие науки занимаются исследованием изменений, возникающих в психике личности, по тем или иным причинам испытывающей чувство одиночества. Цель работы: изучить и выявить особенности одиночества у мальчиков-подростков. В соответствии с целью нашей работы решались следующие задачи: 1. Проанализировать психологическую и философскую литературу по проблеме одиночества. 2. Определить личностные особенности подростков, чувствующих себя одинокими. 3. Проанализировать мнение подростков об одиночестве. 4. Выявить переживание подросткового одиночества, как поиск смыслов жизни. Объект исследования: изучить особенности переживания одиночества у мальчиков- подростков. Предмет исследования: особенности подросткового одиночества. Гипотеза исследования:уровень социального одиночества у девочек выше чем у мальчиков. А у мальчиков экзистенциальное одиночества выше чем у девочек. Теоретическая и методологическая основа исследования: представления о формировании и развитии личности подростка (Л.С.Выготский, И.С.Кон, Д.Б.Эльконин, Миюскович Б и др.). Методологической основой работы являются принцип уединения-трансцендентализм (Генри Торо), принцип системности, принцип детерминизма, принцип единства психики, сознания и деятельности. Теория о сознании непрерывного потока переживаний, отдельного от внешнего мира (Эдмунд Гуссерль). Методы исследования: 1. Анализ теоретической литературы по проблеме переживания одиночества в подростковом возрасте; 2. Метод сбора эмпирических данных- диагностика (анкета, тестирование); 3. Метод статистической обработки и интерпретация результатов. Методики исследования: 1. Анкета. 2. Опросник MEF. 3. Опросник Э.Элбинга (FSE). Глава 1. Философско-психологический анализ проблемы одиночества. 1.1. Эволюция отношений к одиночеству в исторических и философских трудах Одиночество существует как состояние уже очень долго. Можно это заметить в нашихпословицах и поговорках: от старорусской «одинокое дерево ветра боится, одинокий человек людей страшится», до современной «каждый умирает в одиночку». Иными словами, «одиночества как состояние редко воспринималось как личная проблема» [10, с. 107].Теоретическое осмысление проблемы одиночества начинается с середины XIX века. В психологическом словаре даются много определений этому термину, к примеру,«Одиночество – социально-психическое состояние субъекта находящегося в социальной и коммуникативной изоляции, это характеризуется разными депрессиями или чувством тревоги». В XIXвеке важную роль играет писательи философ Генри Торо. Он рассматривал принцип уединения как первую ступень на пути к уединению высшему, духовному.Трансцендентализмы стали первыми приводить различия между одиночеством – продуктом «полной отчаяния» городской жизни и уединением – необходимой для концентрации своих внутренних духовных потенциалах. Уединение рассматривают как средство для защиты личности. Другую концепцию одиночества и уединения выдвинул современник Торо, СёренКьекегор писал – «одиночество это замкнутый мир внутреннего самосознания, не размыкаемый никем, кроме бога» [26, с. 193]. СёренКьекегор признавал веру в бога, которая отвергает церковь. «Духовному человеку» по Кьекегору не нужны уединения для самосовершенствования. Человек с рождения «посторонний» по отношению к жизни в целом. Идеи Кьекегора были восприняты европейским экзистенциализмом философской теорией Эдмунда Гуссерля, чьи работы относятся к концу XIX – началу XX века. В работах Эдмунда Гуссерля основа представления о сознании непрерывного потока переживаний, отделённого от внешнего мира. Гуссерль считал, что сознание должно быть очищено от всего, что вне этого и называл этот процесс - редукцией. Весь оставшийся мир Гуссерль считал проекциями сознания субъекта. Теперь, между субъектом и миром возникала преграда отчуждения и одиночества. В след за Гуссерлем в ХХ веке пошел один из главных идеологов экзистенциализма Жан Поль Сартр, сделав одиночество и абсурдность бытия, важные темы своих работ. По словам Сартра, человек, который хочет познавать себя, выходит за границы своего «я», но не всегда его границы жизни дают такую возможность. Человек теряет все, он стаёт одиноким в этом большом мире, все связи стают поверхностными. Чувство одиночества, становиться основой всего бытия.Мартин Б. в своей статье «Проблема человека. Перспектива» делает вывод: «Человеческая личность одновременно воспринимается в качестве человека и личности». ОдиДж. Рэлф, продолжая анализ феномена одиночества, в своей работе «Человек-существо одинокое: биологические корни одиночества» говорит о необходимости различия между периодами простого одиночества и его длительными состояниями. По Оди Дж. Рэлф, человеку необходимы периоды для уединения, и он постепенно начнёт их искать. Некоторые люди начинают замыкаться и раздумывать в обществе незнакомы людей. Уединение должно всегда быть наравне с общением. «Патологическое одиночество –это добровольный разрыв с обществом, часто сопровождается жалостью к самому себе и ведет к осмыслению человеческих взаимоотношений. Одиночество может выражаться в замкнутости, неактивности, депрессии ». Можно заметить, что все авторы вышеуказанные в своих работах склонны к рассмотрению феномена одиночества, как отрицательного существа в жизни. Авторы рассматривают одиночество в определенной степени эмоциональной и социальной изолированности человека с развитием разных экономических отношений. Но, Мустакас в своей книге «Одиночество» рассматривал: «Человек движется вперед, обращаясь к небесам, ищет реализацию своих определенных способностей. Находясь в состоянии одиночества, человек обретает всю полноту своего внутреннего мира». Нужно отметить, что Мустакас не отрицает, что одиночество это болезненное ощущение, но рассматривает одиночество как творческое состояние. Концепции в философии, социальные и психологические подходы к проблеме одиночества, разрабатывались в ХХ веке. Индивидуализация каждого существа порождала острые формы взаимного отчуждения, распада социальных связей. Часто состояние одиночества приводит любое существо к общему состоянию бытия, что является разрушительной силой в некоторые момент жизни. Из-за этого серьезная проблема смогла заинтересовать специалистов, которые пытались разрешить её, вследствие угрозы жизни существа. Большинство учёных на Западе вели исследования в этой области, анализируя феномен одиночества с разных позиций. В контексте американского психолога Маргарет Мид, отношение к проблеме одиночества надо рассматривать как важные характерные особенности. Современная культура ведет к тому, что у человека может появиться чувство ролевой раздробленности, и поэтому его личность начинает разделяться на разные «я». Есть обстоятельства которые складываются так, что человек может не получитьпризнания на каком-либо уровне, то данная ситуация приводит к глубокому психологическому кризису личности, и появляется чувство одиночества. Большой вклад в разработку феномена одиночества внесли философы-экзистенциалисты. Они признают тот факт, что люди могут быть с самого начала одинокими, но расходятся во мнении о том, как люди смогут жить одинокими. Сартр Ж.П. рассматривал одиночество как основу бытия индивида. Он хотел субъективизировать мир, но понимал субъективизм в двух смыслах:1) субъект выбирает сам себя; 2)человек не сможет выйти за пределы своей субъективности. В данный момент второе высказывания, это и есть экзистенциализм. Экзистенциалисты рассматривают, что одиночество это неотъемлемый компонент человека. В целомэкзистенциализм отразил духовный кризис в современной эпохе, смог открыть ее противоречия, но выхода из ситуации найти не смог, так как недооценил человеческие отношения. Одним из важных «антиодиночества» стал философ Эрих Фромм. Он показывал на человеческие свойства психики, которые ощущают страх от изоляции. В своей книге Эрих Фромм «Побег от одиночества» пишет: «Трудным положением человека становится тот моментом, когда человек осознаетсвоё одиночество, и у человека нет возможности создать новые социальные связи. Человек начинает бояться чувство одиночества: он начинает ощущать полную изолированность, которая приводит к психическому разрушению». «Чувство одиночества, раскладывающееся на дискретные части, по мысли Фромма, приводит к агрессивности и насилию» [16, с. 19]. 1.2. Теоретические подходы к проблеме одиночества в психологии В ХХ веке родилась проблема одиночества. «К основе физическим характеристикам, одиночествообретает психологическую окраску. Одиночество является личностным» [19, стр. 37]. В XX веке давления общества на человека, определяется своим положением в обществе, которое зависит от внутреннего мира человека [8, с. 107-108].Нет сомнений, что одиночества изучают зарубежные исследователи. Почти все произведения выделяют, что одиночество связанос тем что человек отрывается от сообщества, своей семьи и природного мира" [6, с. 8]. И в это же время другие исследователи признают тот факт, что одиночество не всегда сопровождается физической изолированностью.«Нельзя одиночество человека приравнивать к физическому состоянию изолированности. Не все люди могут испытыватьв изоляции мучительное одиночество, и в каждом обществе. Для обнаружения физической изоляции, бывает достаточно одних глаз, но узнать одиночество, надо испытать»[6, с. 24-25]. Почто всеисследователи разделяют oдинoчествo и изoляцию.Ю. П. Кошелева выделяет зарубежные исследования одиночества, которые сводятся к изучению характера и качеств личности, возрастных особенностей. В зарубeжной психoлогии разработaн ряд теоретическиx моделей одиночествa: 1.Психодинамическая модель. Представители: Ф. Фромм, Салливан. В данной модели, одиночество определяется внешними условиями. 2.Гуманистический подход. Представители: К. Роджерс. В данном подходе конфликт одиночества происходит между «истинным» и «социально желательным»я-проявлением слабой приспособляемой личности человека. 3.Экзистенциальный подход. Представители: К.Мустакас. Одиночества берёт свои истоки в природе человека, человек одинок. Надо преодолевать свой страх одиночества и позитивно использовать его. 4.Когнитивный подход. Представители: Б.Морош. Возникновение одиночества происходиткогда человекосознает расхождения между определёнными факторами, между желаемым и достигнутым уровнем социальных связях. 5. Социологический подход. Представители:Рисман. Рассматривают одиночество,как состояние (нормальное и ненормальное). Причины одиночества человека вне его личности. 6. Интеракционистская точка зрение.Представители:Вейс. Результат одиночества это недостаток социальных взаимодействий индивида. Садлерсчитает одиночество- это переживание, которое вызывает комплексное и острое чувство [6, с. 27]. Садлерощущает одиночество как внутренний мир и динамический процесс. Потеря связей, которые значимы для человека, ведут к переживанию чувства одиночества. Садлер ввёлопределение «жизненного мира личности» – оно ориентировано на реализацию 4 возможностей: 1. Традиция и культура личности;2. Уникальность судьбы индивида; 3. Восприятие других людей;4.Социальное окружение индивида. Если несколько возможностей не смогут реализоваться, то жизненный мир личности теряет целостность, и человек узнаетстрадание и одиночество. Очевидно что одиночество связано с особенностями общения и свойствами личности. Из этого следует что если человек чувствует своё одиночество вне зависимости окружением его людей. Выделяют две точки зрения на проблему одиночества в психологической литературе: 1. Восходит к «советскому» пониманию одиночества как состоянию, «противоречащему самой сути человека как существа общественного». 2. Провозглашает амбивалентное отношение к одиночеству. 1.3 Психическое развитие человека в период взросления Кризис 1 года жизни обусловлен такими факторами как развитием речи, начинают учиться ходить и появляютсяпервые протесты. Кризису 1 года свойственны гипобулические реакции [2]. Можно наблюдатьситуации в отношениях ребенка - родителей: ребенок начинает быть независимым, требует желаемого, тем самым проявляет негативизм, а родители все запрещают. Период раннего детства от 1 года до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет. Л.С. Выготский выделяет 7 симптомов на выявления кризиса 3 лет: негативизм; упрямство и требование; строптивость; своеволие; протест-бунт;симптом обесценивания; деспотизм. Кризис3 лет протекает – это кризис в социальных отношениях [2]. В дошкольном возрасте свободное время ребенка проходит от мира предметного к миру взрослых людей. Ведущая деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Новообразования в дошкольном периоде являются: развитие памяти, появление общей картины природы и общества, формирование отношений между взрослым и ребёнком, развивается мотивация и потребности, происходит усвоение этических норм, формируется самооценка и тенденция деятельности неигрового характера.Начинают возникать предпосылки кризиса 7 лет. Младший школьный возраст от 6 -7 до 10-11 лет. Это новое положение ребенка в обществе, онстаёт учеником, ведущая деятельность стаёт обучение. У ребенка появляются права и обязанности. Кризис отрочества или предподростковый кризис. У учёных есть ряд разговоров по кризису отрочества. Многие исследователей обуславливают это началом стабильного подросткового периода (Л.С. Выготский) [2], остальные учёные - критическим подростковым возрастом (Л.И. Божович), конец детского возраста и латентной стадией(З. Фрейд. Д.Б. Эльконин).У детей появляется негативное отношение к образованию и нежеланием выполнять задания, из-за этого начинаются конфликты в школе [28]. Подростковый возраст от 10-11 до 14-15 лет. Подросток сравнивает себя со всеми, приобретает чувство взрослости, стремление стать независимым. В данном периоде у подростка перестраивается организм и психологические образования. По словам Л.С. Выготский, это стаёт переломным моментом в 12-13 лет, а в 14-15 лет посткризисным. Анализ вышесказанногоотмечает, что переход к юности от 15-18 лет зависит от человека как субъекта. Нужно понимать, что юность как психологический возраст в схеме возрастной периодизации онтогенеза рамки которого обозначены между 17 - 21 годом для юношей и 16 - 20 годами для девушек. В современных рамках юношеский период охватывает период от 14 до 18 лет. Юность как социальное самоопределение является последним этапом первичной социализации. В психологических периодизациях А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконинаакцент ведется на сменуведущей деятельности. Л.И. Божовичпишет, что данный период связан с мотивационной сферы развития. Период юности это серьёзный период для развития человека. В периоденадо самоопределяться во всех сфера жизни. Важная особенность юношеского возраста, когда развивается чувства. В период зрелости личностное развитие этосложнаяпроблема в психологии. В возрастной психологии есть раздел, который изучает развитие взрослого человека - акмеология. Важная задача развитиясостоит в феномене акме (А.А. Бодалев). В данном периоде человек всегда в социальных отношениях.Социальным составляющим в развитии зрелого человека этосамостоятельность и ответственность. В период зрелости ведущая деятельность является труд. Итак, в период зрелости у человека есть стремление достигать все больше.Ученые выделили 3 стадии: ранняя взрослость-молодость; средняя взрослость; поздняя взрослость-старение и старость. Особенности: развитие; приспособление; ответственность; преодоление зависимости; черта характера. Ориентирызрелого человека: созидательность, производительность,самореализация,генеративность.В возрасте от 17 до 33 лет это начало вступления во взрослость и новых начинаний. Возрастной период стаёт стрессовым. В возрастном периоде есть кризис 40 лет, кризис проходит медленно. В периоде зрелости от 44 до 60 лет есть психологические особенности, развитие личности. Ряд способностей: реализоваться в разных ролях жизни; меняется образ жизни. Если человек не преодолевает кризис 40 лет, то кризис постепенно возвращается к 50-60 годам, и человек погружается в него. Ученые говорятчто данная стадия - старения; факторы данной стадии это пенсия или смерь. В период старения есть ряд психологических трудностей. Ученые выделили 3 периода геронтогенеза: пожилой возраст: для мужчин от 60 до74 года, для женщин от 55 до74 года; старческий возраст от 75 до 90 лет; долгожители от 90 лет и старше. Социальная проблема – это старость, потеря социальных связей, смерь близких, безысходность. Итак, в старости начинаетсяпотетеря социальных контактов и идет разрушение взаимоотношений. 1.4. Особенности психического развития мальчиков-подростков 1.5. Проблема одиночества у подростков В психологии в древности человек не мог осознать себя как личность.Сознание индивида – это «мы сознание»[19, с. 52]. Это сознание индивидаработает как носитель ценностей и норм. Противостояние может быть только наше «мы» и другие «они». В данных условиях одиночеств не может существовать. В древней истории происходят изменения в структуре сознания и «я – сознания» [19, стр. 53], но не самосознание. «С индивидуальными качествами и характеристиками самоопределения «я – сознания»»[19, стр. 53]. Разделение личности и «я – сознание» стало доминирующим в следующей эпохе. Всоветскую эпоху в России «мы – сознания» стаёт ведущей. Ценная идея классапринадлежит не только к государству, но и стаёт особенностью индивидуального сознания» [19, стр. 55]. Социальная проблема одиночества в данной ситуациивозникает как массовое явление потому что человек не может быть одинок. Одиночество-это лица «выпадающиеиз системы», которая преследуется государством. Культурная традиция и отношение к одиночеству это большой опыт в Восточной и Западной культуре. Одиночество это необходимая часть развития личности на Западе, часть психологического механизма в его отделение. А на Востокеэто прежде всего самопознание, уединение. Россия относится к западному восприятию чувства одиночества. «Одиночество- это и есть полное развитие личности и его разделение» [19, стр. 32]. Подростковый возраст называютпериодом формирования идентичности и происходит влияние феномена одиночества. Самосознание возникаетврезультате осознания подростками заметных изменений во внешности и возникает интерес к самому себе. Из-за этого возникает дисгармония психического и физическогоизображениекоторая проецирует на окружающий подростка мир, подросток стаёт напряженным и начинаются конфликты. «У подростка начинаются романтические отношения, нахождение своего идеала, подросток понимает что такое «переходное» поведение». Можно заметить, что романтические отношения подростка приводят кпротивопоставления себя обстоятельствам, порядку и людям. Подросток из-за романтическихотношенияхготовиться к столкновению, в результате данные столкновения приводятся к открытию пространства возможностей, значений и смыслов. Подросток стремится доказать себе и всем окружающим свою самостоятельность, свою личность и её уникальность, сталкивается с состоянием одиночества, с разговором самим собой, это помогает ему в разделение и развитии личности. Конфиденциальность помогает подростку реализовать разные роли, моделирование ситуаций.«Рождение внутренней жизни – это и есть одиночество», - пишет И. С. Кон [5, с. 62]. Но уиндивидуализации есть и обратная сторона. «Когда человек достигает уровень индивидуального самосознания и устанавливает уникальное тождество, начинает сталкиваться со своим одиночеством. После чего человек отправляется в самоотверженный путь назад к единству и абсолютному бытию» [5, с. 70 - 71]. Подросток защищая границы своего «я» пытается отделить свои границы стремясь к уединению, чтобы потом избавиться от одиночества. Единственный способ добиваться цели через другого человека, который поможет с пониманием и поддержкой. Правильное утверждение: «Личность - это одиночество которому окружение людей придает определенные формы бытия» [17, с. 14]. 1.6. Особенности переживания одиночества девочек и мальчиков-подростков ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ Переживание чувства одиночества определяет степень внешней и внутренней изолированности личности. В подростковом возрасте переживание чувства одиночества становится частью жизни почти каждого, отличаясь лишь по частоте и интенсивности переживания. Психологической особенностью возникновения чувства одиночества в подростковом возрасте является его связь не столько с объективными фактами социальной изоляции человека, сколько с субъективным переживанием нарушения значимых межличностных отношений, разрыву дружеских связей. Дополнительными факторами частоты и интенсивности переживания чувства одиночества являются: личностные качества человека, уровень развития навыков межличностного взаимодействия; критические жизненные ситуации, ухудшение физического или психического здоровья, а также уровень адаптированности к изменениям в образе жизни.Одиночество подростков - остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Для одного - это отчаянная тоска по утраченной любви и близкому человеку, заглушить которую он пытается в алкоголе и наркотиках; для другого - преходящее чувство скуки из-за отсутствия возможности общения, для третьего - это трагедия всей жизни, ощущение бессмысленности и ненужности собственного существования. В любом случае одинокие люди чувствуют себя несчастными. Подводя итоги анализа проблемы одиночества, выявлено следующее: общим в различных психологических и философских подходах является понимание одиночества как состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей; отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворенных;одиночество осознается человеком в подростковом возрасте, что связанно, с развитием рефлексии, переходом на новый уровень самосознания; одиночество связано с усилием потребностей личности в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки; одиночество предполагает переориентацию общения с родителей и значимых взрослых на ровесников, что, при отсутствии жизненного опыта, создает коммуникативные проблемы. ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ СОСТОЯНИЕ ОДИНОЧЕСТВА 2.1. Организация и методика исследования Цель исследования: выявить особенности подросткового одиночества. Объект исследования: ученики 6-8 классов (12-14 лет) средней школы №5 города Можги в количестве 14 человек. Предметом исследования являются особенности подросткового одиночества. Задачи исследования: 1. Выявить переживание подросткового одиночества как поиск смыслов жизни. 2. Определить личностные особенности подростков, чувствующих себя одинокими. 3. Изучить подростковое болезненное осознание внутренней разъединенности с другими людьми и возникающая при этом тоска по удовлетворяющим и придающим смысл человеческим отношениям. Методы исследования: 1. Наблюдение 2. Беседа 3. Психодиагностические методы Группы психодиагностических методов составляет: 1. Анкета. 2. Опросник MEF. 3. Опросник Э.Элбинга (FSE). Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы. Тестирование. С помощью этого метода автором осуществлялось основное исследование. Для его проведения использовались следующие конкретные методики: АНКЕТА Предназначена для определения понимания глубины переживания одиночества подростками. Инструкция: дополнить предложения по смыслу их понимания и содержания. Смотрите приложение 1. Опросник MEF (MultidimensionalEinsamkeitFragebogen). Предназначен для определения подросткового болезненного осознания внутренней разъединенности с другими людьми и возникающая при этом тоска по удовлетворяющим и придающим смысл человеческим отношениям. Инструкция. Прочитайте, пожалуйста, следующие высказывания и оцените их относительно себя – подходит ли это для Вас или нет, «да» или «нет». Социальное одиночество: «да» - 2, 7, 8, 10, 11, 17, 22, 29; «нет» - 12, 18, 19, 25. Эмоциональное одиночество: «да» - 5, 6, 23, 26, 27, 33, 34; «нет» - 3, 14, 16, 21, 24, 30, 32, 35, 37. Неспособность быть одному: «да» - 4, 15, 28; «нет» - 1, 9, 13, 20, 31, 36. Смотрите приложение 2. Опросник Э. Элбинга (FSE) Опросник измеряет переживание одиночества как поиск смыслов жизни. Инструкция: для каждого суждения выберите тот ответ, который наиболее для вас подходит: «Это точно про меня» (1) «Скорей всего, это про меня» (2) «Наверное, это про меня» (3) «Скорей всего, это не про меня» (4) «Это не про меня» (5) В пунктах, отмеченных звездочкой, ответы оцениваются в обратном порядке. Общий балл остроты переживания одиночества складывается из суммы всех пунктов. Смотрите приложение 3. 2.2.Результаты исследования и их обсуждение Для проведения исследования были применены: анкета; опросник MEF; опросник Э. Элбинга (FSE). Рассмотрим результаты анкеты: 1. Я переживаю одиночества, когда …….. Мальчики Девочки Я один дома -28,4% 7,1% 14,2% Со мной никто не общается- 14,2% 7,1% 7,1% Когда мне скучно- 14,2% 7,1% 7,1% Нет рядом моих друзей- 7,1% 0% 7,1% Не переживаю- 35,5% 14,2% 21,3% 2. По-моему мнению одиночество – это…… Мальчики Девочки Когда слушаешь грустную музыку- 7,1% 0% 7,1% Когда мне скучно- 21,3%7,1% 14,2% Когда бросил лучший друг-7,1% 7,1% 0% Тоска и грусть- 7,1% 0% 7,1% Когда человек один- 56,8% 21,3% 35,5% 3. Если я чувствую себя одиноким, тогда я…….. Мальчики Девочки Не чувствую себя одиноким- 21,3% 14,2% 7,1% Слушаю музыку-21,3% 7,1% 14,2% Иду гулять-14,3% 7,1% 7,1% Делаю своё любимое дело- 14,2% 0% 14,2% Веселю себя-7,1% 7,1% 0% Плачу- 7,1% 0% 7,1% Сплю-7,1% 7,1% 0% Стою холодной- 7,1% 0% 7,1% 4. В то время, когда мне одиноко, я чувствую себя еще и …….. Мальчики Девочки Ненужной- 14,2% 0% 14,2% Плохой- 7,1% 0% 7,1% Хуже-7,1% 0% 7,1% Плачу- 14,2%0% 7,1% Скуку- 7,1% 7,1% 0% Грустным- 7,1% 0% 7,1% Ничего- 28,4% 21,3% 7,1% Обиженным-7,1% 0% 7,1% 5. Если мне одиноко, то в своём теле я ощущаю………. Мальчики Девочки Грусть-14,2% 7,1% 7,1% Пустоту-14,2% 7,1% 7,1% Ничего-28,4% 14,2% 7,1% Дрожь, мурашки- 14,2% 0% 14,2% Скуку-7,1% 0% 7,1% Слабость-7,1% 0% 7,1% Боль-7,1% 0% 7,1% Кровь-7,1% 0% 7,1% 6. Моё переживание одиночества похоже на……… Мальчики Девочки Грусть- 14,2% 0% 14,2% Плохое настроение- 7,1%7,1%0% Я не чувствую себя одиноким- 21,3% 14,2% 7,1% Не знаю- 21,3%14,2% 7,1% Долгу, морозную ночь- 14,2% 7,1% 7,1% Ревность- 7,1% 0% 7,1% Как я сижу в клетке- 7,1% 0% 7,1% Не знаю- 7,1% 7,1% 0% 7. Если я переживаю одиночество, то в это время обычно думаю о…… Мальчики Девочки Рыбалке- 7,1% 7,1% 0% Неудачных днях- 7,1% 0% 7,1% О хороших моментах- 7,1% 0% 7,1% Не о чем-35,5%21,3% 14,2% Грустной музыке- 7,1% 0%7,1% Родных- 7,1% 0% 7,1% Друзьях- 28,4% 14,2% 14,2% 8. Когда мне одиноко обычно я (делаю)……. Мальчики Девочки Ничего- 21,3% 14,2% 7,1% Мастерю- 7,1% 7,1% 0% Плачу- 14,2% 0% 14,2% Слушаю музыку- 21,3% 7,1% 14,2% Гуляю- 7,1% 0% 7,1% Пью чай- 7,1% 0% 7,1% Ем сласти- 7,1% 0% 7,1% Смотрю телевизор- 7,1% 7,1% 0% Задумываюсь- 7,1% 0% 7,1% 9. Когда я чувствую себя одиноким, то для других я………. Мальчики Девочки Грустная- 7,1% 0% 7,1% Грубая- 7,1% 0% 7,1% Незнаю-7,1% 7,1% 0% Бедная- 7,1% 0% 7,1% Друг- 7,1% 7,1% 0% Не одинокий- 28,4% 14,2% 14,2% Весёлый- 14,2% 14,2% 0% Умер- 7,1% 7,1% 0% Человек- 14,2% 7,1% 7,1% 10. Если я переживаю одиночество, для других – это……….. Мальчики Девочки Не знаю- 21,3% 14,2% 7,1% Переживание- 14,2% 7,1% 7,1% Грусть- 14,2% 0% 14,2% Не обращают внимания- 7,1% 7,1% 0% Я не одинокий человек- 21,3% 14,2% 7,1% Веселье- 21,3% ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: