- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности общения со сверстниками у мальчиков и девочек в подростковом возрасте
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000335 |
Тема: | Особенности общения со сверстниками у мальчиков и девочек в подростковом возрасте |
Содержание
РИЛИНАМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономноe образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Инженерно-технологическая академия Институт компьютерных технологий и информационной безопасности Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности К защите допустить: Зав. кафедрой _______________ Н.А. Лызь «____»____________ 2014г. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: Особенности общения со сверстниками у мальчиков и девочек в подростковом возрасте Руководитель дипломной работы: (фамилия, имя, отчество) (должность, ученая степень и звание) «____»_________ 2014г. (подпись) Студент: (фамилия, имя, отчество) (группа) «____»_________ 2014г. (подпись) Таганрог 2014 г. УДК 159.9:316.35.023.4 Кирилина М.В. Особенности общения со сверстниками у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Дипломная работа. - Таганрог, ТТИ ЮФУ. 2014. - 109 с. Аннотация Данная дипломная работа посвящена вопросам теоретического и практического исследования особенностей общения со сверстниками у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. В первой главе работы проводится теоретический анализ, касающийся вопросов различий и особенностей в общении со сверстниками в подростковом возрасте. Выявлено, что на различия в общении могут влиять такие факторы, как эмоциональность подростков, половое созревание, круг общения подростков, их психическое состояние и т.д. Во второй главе дипломной работы представлены результаты эмпирического изучения особенностей общения со сверстниками у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Были выявлены явные различия в общении со сверстниками у мальчиков и девочек в отдельных сферах. Также видно, что в некоторых сферах взаимодействия мальчиков и девочек проявляются схожие тенденции. В соответствии с полученными результатами, можно сделать вывод о том, что значимые различия в общении со сверстниками у мальчиков и девочек в подростковом возрасте действительно существуют. Эти различия касаются широты круга общения, его содержания и близости, особенностей взаимоотношений со сверстниками противоположного пола, представлений о настоящем друге и т.д. Дипломная работа содержит 95 страниц, 17 рисунков, 5 таблиц, 30 библиографических источников, 6 приложений. UDC 159.9:316.35.023.4 Kirilina M.V. Особенности общения со сверстниками у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. - Taganrog, SFU, 2014. - 109 с. Summary This diploma work is devoted to the issues of theoretical and practical research of boys and girls communication specialty in the adolescence period. In the first chapter theoretical analysis, concerning to teen’s communication features is present. Revealed, that differences in communication can be influenced by such factors as teen’s emotionality, puberty, teenager’s communication sphere, their psychical state and etc. Results of empirical research of boys and girls communication specialty in the adolescence period are represented in the second chapter of this diploma work. Explicit differences in communication of teenagers with coevals were revealed in the single spheres. Also seen, that the same tendencies appear in some spheres of boys and girls interaction. Regarding obtained results, we can conclude that significant differences in boys and girls communication with coevals in the adolescence period are really present. These differences relate to communication sphere breadth, its content and vicinity, features of the relationships with coevals of the opposite sex, ideas about a true friend and etc. The diploma work contains 95pages, 17 pictures, 5 tables, 30 bibliographical sources, 6 appendices. Содержание: Введение. 1. Теоретический анализ проблемы общения: 1.1. Психологические особенности мальчиков и девочек в подростковом возрасте 1.2. Психологические особенности общения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте 1.3. Психологические особенности общения со сверстниками противоположного пола у мальчиков и девочек в подростковом возрасте 1.4. Дружба в подростковом возрасте и ее особенности. 1.5. Выводы по первой главе 2. Эмпирическое изучение проблемы общения: 2.1. Организация эмпирического исследования; 2.2. Результаты эмпирического исследования; 2.3. Анализ и интерпретация результатов. 2.4. Выводы по второй главе Общие выводы по работе Заключение Список использованной литературы Приложение А Приложение Б…… Введение Проблема общения относится к числу важнейших проблем в развитии подростков. Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят и успешность профессиональной деятельности, и активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого. «Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию». [29, стр.293] Психологи сходятся во мнении, что общение оказывает огромное влияние на личностное становление ребенка. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому в современном мире проблема межличностного общения в подростковом возрасте приобретает все большую актуальность. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться. Для современного подростка общение – это одна из самых важных и животрепещущих областей жизни. У подростков потребность в общении велика, а жизненного опыта и навыков конструктивного общения немного. Проблема межличностного общения у подростков является актуальной еще и потому, что важна для развития возрастной психологии. При вступлении в подростковый возраст для ребенка первостепенное значение имеет общение со сверстниками. Общаясь со сверстниками, они активно осваивают нормы, цели, социальное поведение. Появляются стремления, с одной стороны, быть такими же, как все, с другой - желание выделится, отличится. В подростковом возрасте появляется страстное желание иметь верного близкого друга, которое сосуществует с лихорадочной сменой приятелей. При этом следует отметить, что половые различия играют существенную роль в общении подростков. Пол ребенка оказывает влияние на то, как они общаются со сверстниками, как выбирают друзей, какие тенденции наблюдаются в общении. Таким образом, цель исследования: выявить особенности общения со сверстниками у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Объект исследования: подростки 12-13 лет. Предмет исследования: общение со сверстниками мальчиками и девочками в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: в подростковом возрасте у мальчиков и девочек наблюдаются различия в общении. Частные гипотезы: 1. Девочки в общении проявляют себя более эмоционально, они более эмоционально реагируют на собеседника, чем мальчики; 2. Чувство принадлежности к группе у мальчиков выше, чем у девочек, они предпочитают находиться в группе из 5-6 человек, когда девочки предпочитают общаться парами; 3. Девочки в подростковом возрасте проявляют большую заинтересованность в общении с противоположным полом, нежели мальчики; 4. Уровень оценки своих отношений со сверстниками у мальчиков выше, чем у девочек, следовательно, уровень притязаний в общении также будет выше у мальчиков, чем у девочек. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ проблемы общения в подростковом возрасте. 2. Выделить и изучить психологические особенности мальчиков и девочек в подростковом возрасте; 3. Эмпирически изучить различия в общении со сверстниками у мальчиков и девочек в подростковом возрасте; 4. Провести сравнительный анализ различий в общении у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Использованные методики: «Мой круг общения», модифицированная методика Дембо-Рубинштейн, тест «Настоящий друг». Удачи и трудности общения особенно эмоционально переживаются подростками. Поэтому изучение субъективного восприятия детьми своих взаимоотношений со сверстниками может раскрыть специфику этого общения и выявить те проблемные области, которые могут стать предметом коррекционно-развивающей работы с подростками с целью оптимизации их взаимоотношений со сверстниками. Теоретический анализ проблемы общения мальчиков и девочек в подростковом возрасте 1.1. Особенности подросткового возраста Подростковый период – это этап, на котором ребенок выходит из детства и вступает в новую, взрослую жизнь. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. В воспитательном отношении подростковый возраст считается одним из самых сложным периодов. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием, которое может стать причиной личностных расстрой, психических или психофизиологических отклонений.[1] Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве и часто этот этап обозначается одним термином - подростковый возраст. Правда, при этом выделяют обычно две стадии - ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), (или подростковый и юношеский возраст). [2] Д.Б. Эльконин подразделяет подростковый возраст на две фазы. Ведущей деятельностью 11-15-тилетних детей (средний школьный возраст) он считает общение в системе общественно полезной деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. Внутри этой деятельности подростки учатся строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, ориентироваться в поведении других людей, в их качествах и особенностях, овладевают способностью сознательно подчиняться нормам, которые приняты в коллективе. У 15-17-ти летних детей (старший школьный возраст) ведущей становится учебно-профессиональная деятельность (хотя общение по-прежнему не перестает быть ведущей деятельностью), благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. [4, 6] Способность к рефлексии, которая формируется в среднем школьном возрасте, у подростков направляется на самих себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость, признали, что он уже не ребенок. Основные психологические потребности подростка ? стремление к общению со сверстниками (группированию), стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Чувство взрослости ? это психологическая особенность, которая и закладывает начало подросткового возраста. По словам Д.Б. Эльконина, чувство взрослости – это новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. [3,5,8] Психологические особенности подростка в определенной мере обусловлены особенностями психических процессов, которые уже не похожи на психические особенности детей младшего школьного возраста и которые еще далеки от особенностей взрослых людей. Так, в подростковом возрасте конкретно-образное мышление, характерное для детей, все больше уступает место абстрактному. Оно становится более самостоятельным, активным и творческим. Если подростков младшего возраста, так же как и детей, больше увлекает предметность, внешняя занимательность, то для старшего подросткового возраста гораздо интереснее сам процесс мышления, все то, над чем можно самостоятельно подумать. Характерные черты подростков – пытливый ум и жадное стремление к познанию, широта интересов, сочетающиеся, однако, с непостоянностью, отсутствием системы в приобретении знаний. Свои новые умственные способности подростки чаще всего направляют на сферы деятельности, которые становятся для них особенно интересными. Последнее очень важно при анализе умственных способностей так называемых «трудных» подростков. Как правило, если применять к ним стандартные методы, то интеллект их будет многим ниже среднего. В то же время, они довольно часто проявляют незаурядные способности и смекалку при решении каких-либо жизненных задач, по сравнению с обычными подростками. Поэтому ни в коем случае нельзя основывать только на средних показателях интеллекта «трудного» подростка. Это может быть ошибочным. Тем более, что подростковый возраст – довольно сложный период, когда перестраиваются все системы организма из-за чего подростков может быть эмоционально неустойчив, проявлять больше агрессии, чем обычно. Такие бурные проявления эмоций, которые зачастую возникают в ответ на фразы о внешности подростка или просто замечания, с точки зрения взрослых, могут показаться неадекватными. [7,10,11] В период подросткового возраста начинают активно накапливаться знания, подростки обогащают свой внутренний мир, расширяют сознание. Развиваются новые способности, меняются процессы мышления, воображения. Подростки узнают много интересного, что открывает перед ними не только новые вопросы, но и новые проблемы, с которыми раньше не сталкивались. Таким образом, происходит обогащение внутреннего мира. [5] В подростковом возрасте мышление становится все более абстрактным, все чаще используется метапознание. Благодаря этому, у детей улучшается память, расширяются ее границы, они ищут новые способы решения проблем, учатся смотреть на них с разных сторон. [5] В подростковом возрасте возникает главная новая особенность – половое созревание, которое характеризуется перестройкой всех систем организма. Для подростка эта перестройка крайне болезненна и трудна. Стоит отметить, что одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие ? немного позже, поэтому пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Подросковый период, начавшись с кризиса, как правило, протекает очень тяжело и для самого ребенка и для его близких, которые находятся, «как на вулкане», не зная чего ожидать от своего чада. [5,9,10] Эндокринные изменения в организме во многом влияют на половое созревание. Самая главная роль в этом процессе отводится гипофизу и щитовидной железе, которые начинают активно выделять гормоны, а те, в свою очередь, стимулируют работу других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем этот пик приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь и до 17. У девочек же он обычно начинается и кончается на два года раньше, однако в дальнейшем рост может быть более медленным. Различия здесь не только половые, но и индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается. По мере изменения роста и веса меняются и пропорции тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, ступни и кисти рук, затем начинают удлиняться конечности и лишь затем – все туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Это приводит к тому, что тело подростка выглядит несколько непропорционально, угловато. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Начинают проявляться вторичные половые признаки ? и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других же, наоборот, голос меняется очень медленно и они этого практически не замечают. [5,6,7] В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Быстро развивающийся и взрослеющий ребенок может очень долго заниматься активной деятельностью, например, играть в футбол и заниматься танцами, не ощущая при этом и нотки усталости, а в относительно спокойный период времени он вдруг может буквально не стоять на ногах от усталости. При этом меняется и его настроение: вот еще ребенок был бодрым, оптимистичным, у него были радужные планы на все, а тут вдруг он пассивен, испытывает чувство разбитости, печали, горя. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». Многие дети чувствуют, что в подростковый период их тело будто бы и не принадлежит им самим, она будто взбесилось. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания и которое усиливается с каждым днем. Большинство мальчиков все в большей мере осознает истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство ? более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении). [5,6,16] По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Тем не менее, именно в этот период половая идентификация достигает нового уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но при этом, подросток может сочетать в себе и то, и другое. Так, например, девочки, которые хотят в будущем сделать серьезную карьеру, часто обладают мужскими чертами характера и интересами, при этом одновременно обладая и истинно женскими качествами. [15] Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, которые могут быть как действительными, так и мнимыми. Непропорциональные части тела, неловкость движений, неправильные черты лица, неуклюжесть, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба ? все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости и даже неврозу. Известны случаи нервной анорексии: девочки, стремясь, стать изящными как фотомодель, соблюдают строгую диету, а затем совсем отказываются от пищи, тем самым доводя себя до нервного истощения. Подростков, страдающих таким своеобразным заболеванием, принудительно кормят и лечат в больницах. [11,14,16] Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, возникающего как субъективное переживание по отношении к самому себе и к взрослому. Подросток видит, что физически он возмужал и это дает ему ощущение взрослости, однако социальный статус его в школе и семье остается неизменным. Именно тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. [6] Продвигаясь к взрослости, подростки вынуждены столкнуться с новыми для них аспектами морали. Например, так как теперь они способны заниматься сексом, им нужно решить, что он для них значит, вступать ли в сексуальные отношения до брака, равно как и вопрос «как далеко можно зайти в таких отношениях?». Они должны оценить поведение и установки сверстников, которые, возможно, употребляют наркотики, алкоголь или связаны с преступными группировками. Им самим надо принять решение относительно того, с кем общаться, а с кем нет. Им предстоит решить, важно ли хорошо учиться в школе и нужно ли им это. Подросткам также нужно понять, что они чувствуют по отношению к обществу, которое измеряет успех в большей степени на основании богатства и силы, и какую роль будет играть в их жизни религия (если будет играть вообще). В результате им приходится решать более широкие проблемы, которые в дальнейшем определят их будущее. [5] Таким образом, можно сказать о том, что подростковый возраст по праву считается самым сложным возрастным периодом. Ведь именно тогда дети переживают переход от детства к взрослости, что характеризуется появлением чувства «взрослости». Осложняется подростковый период еще и бурным половым созревание. В связи с этим у подростков довольно часто бывает плохое настроение, приступы отчаяние, нежелание общаться со взрослыми. Очень часто дети переживают из-за малейших изъянов в своей внешности, не понимая, что со времен они это перерастут. Это может привести к различным проблемам и даже к психическим расстройствам, например, анорексия у девочек-подростков довольно распространенное явление. Также в подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Теперь подростки склонны больше общаться с товарищами своего возраста, нежели с людьми старшего поколения. Через взаимодействие со сверстниками они обмениваются информацией, учатся проигрывать различные роли, осваивают нормы и образцы поведения. Сложность подросткового возраста состоит еще и в том, что теперь подростку предстоит решить, что хорошо, а что плохо. Они должны принять решение, например, стоит ли хорошо учиться в школе. Подросткам предстоит решать более сложные проблемы, которые во много определят их будущую жизнь. 1.2. Психологические особенности общения в подростковом возрасте Вступая в период подросткового возраста, ребенок чувствует, что на него оказывает влияние некая сила, которая действует на внутреннее и внешнее состояние. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперед, волнует душу, бросая ее из одной крайности в другую. Мечтательность является ключом к этому периоду. Лишь с этим периодом начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчеркивание своих желаний и порывов, причем без всякого учета того, насколько они реализуемы. Ребенок не хочет считаться с реальностью, он хочет жить в своем собственном миром, и придает всем своим идеям и замыслам характер мечты. В этом периоде для подростка характерен большой вкус к асоциальности – к уединению и одиночеству, к трагическому чувству непонятности и ненужности никому, общей отстраненности ото всех. [12,14] Для подростков первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек – сверстник, а содержание общения и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Подростки заводят новые знакомства, активно взаимодействуют друг с другом. Они стараются найти себе настоящего друга, при этом очень часто меняя приятелей. Общение со сверстниками в этот период отмечено яркой половой сегрегацией. Мальчики и девочки разделяются на два отдельных лагеря, «измена» своему лагерю резко осуждается. Разнополая дружба еще очень редка и, как правило, скрывается от сверстников своего пола. Интересы резко разделены по полу. Собственное поведение со сверстниками другого пола оценивается в свете установок референтной однополой группы. Но, тем не менее, мальчиков и девочек не разделяет глухая стена, они проявляют себя в общении как носители половых различий и особенностей. Половая сегрегация совпадает со стремлением обратить на себя внимание нравящегося представителя другого пола и (или) утвердить себя как представителя своего пола не только в глазах однополых сверстников. Девочки привлекают внимание мальчиков громким смехом, подтруниванием над ними. У мальчиков внимание к девочке выражается внешне агрессивно. Это может выражаться, например, в дергании за косу. У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подростку трудно найти свое место в классе, если он чувствует себя изгоем, то зачастую он уходит из школы и в психологическом и в буквальном смысле, то есть, либо замыкается в себе, не пытаясь что-либо объяснить, либо переходит в другую школу, надеясь, что там все изменится. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста меняется: в 10-11 лет подростки хотят быть в обществе сверстников, занимаясь совместной деятельностью; в 12-13 лет для них становится важным занять определенное место в коллективе сверстников, этот мотив становится ведущим; в 14-15 лет подросток начинает стремиться к автономии, он ищет признания ценности собственной личности. [7, 8, 11, 24] В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на кодексе товарищества, реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личностноее общение со сверстниками ? это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики. [6, 8] В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Дети начинают интересоваться друг другом, совместно занимаются какой-либо деятельностью, познают окружающий мир и друг друга в нем. Все это приобретает для них особую ценность. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и других домашних обязанностях. Постепенно связи с родителями начинают ослабевать, хотя еще совсем недавно они были очень крепкими. Но теперь они не столь непосредственны. Подросток теперь не так сильно зависит от родителей, как в детстве. Свои дела, планы, идеи, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Подросток не станет выслушать мнение родителей об обретенном друге, ему важно только то, что он сам при этом чувствует. Причем, дети в этом возрасте не приемлют никакого обсуждения их друга, будь то даже его похвала. Любое высказывание расценивается ими как покушение на его личный выбор, на его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. В такой ситуации подросток очень негативно настроен по отношении к родителям. Именно в связи с таким отношением к родителям, у подростков возникает переориентация на сверстников. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или резко и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников, как мы видели, неодинаков, но происходит она в обязательном порядке. Такая переориентация во многом зависит от личности самого подростка, от его качеств. [8] Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути является коллективно-групповым. [17] Во-первых, общение со сверстниками ? очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.[17] Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. [17] В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. [17] Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. [17] Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. У подростков возникает желание побыть одному, в уединении, но при этом они не испытывают чувство одиночества. Таким понятиям как уединение и одиночество подростки придают особое значение. Они видят в этом и положительную и отрицательную стороны. [17, 18] Можно сделать выводы о том, что общение у подростков действительно имеет свои психологические и особенности и отличается от общения на других этапах возрастного развития. 1.3. Психологические особенности общения со сверстниками противоположного пола у мальчиков и девочек в подростковом возрасте Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить для себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому способствует бурное телесное развитие и идентификация подростка со взрослыми. Отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте претерпевают существенные изменения. К концу подросткового возраста возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, и, как следствие, этого появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения, соответствуют половой идентичности: «Я как мужчина», «Я как женщина». Особое значение в этой связи придается личной привлекательности – это имеет первостепенное значение в глазах сверстников. [9, 12] Вначале интерес к человеку другого пола приобретает характерное для подростков необычайное внешнее выражение. Мальчики начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной внешности» и атрибутики в поведении: равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся в V-VI классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравиться, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит. [5, 14] Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола. [8, 14, 16] Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к установившимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников. [8,16] У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных реакций. Интерес отрока к сверстникам другого пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Поставленное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя. Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола. [8, 9, 14] В VII – VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием. Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении театров, музеев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я ему нравлюсь». Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это как бы немой объект к предпочтению другим. Другой становиться предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе. Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он не любит меня!». [8,9,16] Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводник....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: