VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Ресоциализация мальчиков подростков

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006089
Тема: Ресоциализация мальчиков подростков
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций

Кафедра психологии и социальной педагогики



Ресоциализация мальчиков подростков

в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Выпускная квалификационная работа









Выпускная квалификационная работа

допущена к защите

зав. кафедрой психологии 

и социальной педагогики



________     _________________

    дата                 М.А.Иваненко, 

канд. пед. наук, доцент 







Исполнитель:

Толмачева Ольга Юрьевна,

студентка ______ группы 

заочного отделения



______ _______________________

     дата                   подпись









Руководитель ОПОП:

Капустина Н.Г., канд. пед. наук,

доцент кафедры психологии

и социальной педагогики

______ ____________________

    дата                    подпись 













Научный руководитель:

Капустина Н.Г канд. пед. наук,

доцент кафедры психологии 

и социальной педагогики

______ ____________________

    дата                    подпись













Екатеринбург

2017





Оглавление



Введение	3

Глава 1. Теоретические основы ресоциализации мальчиков-подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних	6

1.1. Ресоциализация: понятие, направления, содержание	6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста	11

1.3. Формы, методы и приемы ресоциализации подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних	18

Глава 2. Опытно-поисковая работа по ресоциализации подростков в реабилитационном центре ГБУ СОН СО «СРЦН Шалинского района»	30

2.1. Анализ деятельности сотрудников по ресоциализации мальчиков подростков в  реабилитационном центре ГБУ СОН СО «СРЦН Шалинского района»	30

2.2.  Характеристика программы «Я сам автор своей жизни»	35

Заключение	42

Список использованной литературы	44

Приложения………………………………………...…………………………..…50

	











Введение



Актуальность исследования. Ресоциализация ? это приспособление человека к жизни в новом сообществе. Проблема детей ? сирот в  подростковом  возрасте приобретает большую актуальность и остроту, так как число сирот и детей, родители которых лишены родительских прав непрерывно растет. Резкое снижение жизненного уровня в нашей стране значительно усугубили истоки семейного и, в том числе, подросткового неблагополучия. Органы социальной защиты населения предпринимают различные меры по организации улучшения жизни различных категории детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке и помощи.

Практика свидетельствует, что значительная часть сотрудников, работающих в социально?реабилитационных центрах, испытывают трудности в организации социально-педагогической помощи по ресоциализации подростков.

Социальные педагоги, педагоги?психологи и другие специалисты, занимающиеся проблемами обучения и воспитания подростков, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов ресоциализации подростков, оказавшихся без попечения родителей, направленных в интернатные и исправительные учреждения. Однако практический результат по преодолению негативных процессов в среде подростков «группы риска» пока невелик. Поэтому чрезвычайно важно найти способы ресоциализации несовершеннолетних, выявить условия, обеспечивающие успешной социализации подростков.

В данный момент первоочередной задачей становится оптимизация процесса ресоциализации подростков, оставшихся без попечения родителей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Именно ресоциализация подростков служит критерием эффективности работы учреждений, работающих с подростками ? социально-реабилитационными центрами.

Понятие «ресоциализация» широко используется в социологии, психологии, педагогике, криминологии и других гуманитарных науках. Большое значение в исследовании нашей проблемы имеют труды отечественных и зарубежных ученых, в которых освещаются: механизмы социализации и ресоциализации личности (Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, Н. Смелзер и др.); проблемы социальной адаптации и реабилитации подростков (О.Ю. Мацукевич, Е.И. Сухова, Т.Д. Шапошникова); цели и содержание социально-педагогической деятельности с подростками «группы риска» (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Г.Х. Юсупова и др.), психологические особенности подростков с отклоняющимся поведением (В.К. Зарецкий, В.М. Поздняков, А.А. Федонкина и др.). Вместе с тем, проведенный анализ научной литературы показывает, что вопросы социальной работы с подростками, оставшимися без попечения родителей, в условиях социально-реабилитационного центра, являются недостаточно изученными.

Нами выявлено противоречие между наличием потенциала социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних в ресоциализации подростков в условиях неблагополучия, с одной стороны и недостаточной его реализации в социальной практике. Такое положение возникает вследствие неподготовленности кадров и отсутствия научно?педагогического и методического обеспечения. 

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования процесса ресоциализации подростков в социально-реабилитационном центре.

Тема исследования: ресоциализация мальчиков подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Объект исследования: процесс ресоциализации мальчиков подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Предмет исследования: педагогические условия ресоциализации мальчиков подростков  в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Цель исследования: рассмотреть ресоциализацию мальчиков подростков в социально?реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Гипотеза исследования: создание условий ресоциализации подростков в социально-реабилитационном Центре будет обеспечено разработкой программы по ресоциализации мальчиков подростков.

Задачи исследования:

1. Изучить ресоциализацию: понятие, направления, содержание.

2. Рассмотреть психолого?педагогическую характеристику подросткового возраста.

3. Выявить формы, методы и приемы ресоциализации подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

4. Проанализировать деятельность сотрудников по ресоциализации мальчиков подростков в  реабилитационном центре ГБУ СОН СО «СРЦН Шалинского района».

5.	Разработать программу ресоциализации подростков в условиях реабилитационного центра.

Методы исследования: анализ психолого ? педагогической литературы по проблеме исследования; метод наблюдения; количественный и качественный анализ полученных результатов.

База исследования: реабилитационный центр ГБУ СОН СО «СРЦН Шалинского района».

Структура работы: работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы.







Глава 1. Теоретические основы ресоциализации мальчиков-подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних



1.1. Ресоциализация: понятие, направления, содержание



Наметившиеся переломные качественные изменения в системе социально-экономических связей и отношений в российском обществе делают актуальной проблему оказания системной социально?педагогической поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В сегодняшний день имеют место серьезные проблемы, связанные с решением вопросов образования, обучения, социализации, приобщения к нормам жизни детей, которые в силу причин оказались склонными к  девиантному поведению, воспитываются в семье «группы риска», дети, которые вовлечены в криминогенные группы.

Подростки с девиантным и деликвентным типом поведения, попавшие в реабилитационный центр, как правило, характеризуются социальными отклонениями и социальной дезадаптацией, сопровождающейся деформацией социальных связей и их отчуждением от основных институтов социализации и, прежде всего, семьи и школы. Негативный опыт жизни, полученный за время проживания в асоциальной семье, в то же время обыденность и узость сферы общения, отсутствие условий для уединения, эталонов мужественности?женственности, суженная сфера социального взаимодействия по сравнению с «домашними» детьми. Это основные причины, мешающие наиболее быстрой и успешной ресоциализации подростка[9, с. 80].

Быстрое изменение социальных стереотипов, трансформация моральных ценностей, рост психоэмоциональных перегрузок, усиление кризисных явлений в семье способствуют формированию негативных тенденций, среди которых:

? резкий рост социальной дезадаптации, ранний алкоголизм и наркомания, аморальное и асоциальное поведение, противоправные действия криминального характера;

?возрождение детской беспризорности;

? обострение проблем первичного и вторичного социального сиротства;

? рост детской и подростковой преступности;

 ?увеличение количества детей, ставших жертвами  жестокого обращения в семье и сексуального насилия.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности, т.е.? оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и физическое воздействие и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном: т. е. в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно наказуемых действий[11, с. 47].

 Часто подростки не имеют активной жизненной позиции, уклоняются от своих гражданских обязанностей, долга, проявляют нежелание решать как личностные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонение от работы, учебы, дромоманию, ранний алкоголизм, наркозависимость, токсикоманию, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику,  приводящих  к саморазрушающему поведению (см. табл.1).

 Ресоциализацию, в структуре социально-педагогической деятельности, можно выделить в качестве самостоятельного компонента.

Ресоциализация – восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности. На ресоциализацию и ее результаты также существенно оказывают влияние различные факторы, в том числе личностные, средовые и воспитательные[13, с. 70].

Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними должна учитывать следующие противоречия между: потребностями подростков в ресоциализации и отсутствием активизации процесса к ресоциализации; потребностями в родителях, владеющих навыками социально-педагогической помощи и отсутствием у родителей  педагогического опыта и знаний. Необходимостью осуществления ресоциализации со стороны образовательных учреждений и отсутствием специальной служб в образовательных учреждениях, направленной на ресоциализацию несовершеннолетних.

Таблица 1 

Типы социальных отклонений поведения личности подростка[8, с. 76]

Социальные отклонения 

корыстной направленности 

Социальные отклонения 

агрессивной ориентации 

Отклонения 

социально-пассивного типа 

Правонарушения и проступки, 

связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду: хищения, взятки, кражи, мошенничество и т. д. 

Действия, направленные против 

личности (оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство) (вербальные и невербальные). Докриминогенный уровень – в виде проступков аморального поведения, вызывающих моральные осуждения. 

Посткриминогенный уровень – в виде преступных уголовно-наказуемых действий 

Стремление к отказу от активной 

жизнедеятельности, уклонения от своих гражданских обязанностей: уклонение от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств. Крайнее проявление – самоубийство, суицид 



Проблема ресоциализации сложна и многогранна. Особенно остро она вставала, когда в стране складывались новые общественно-экономические отношения. Большой вклад в развитие ресоциализации внесли как отечественные (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.), так и зарубежные исследователи (Э. Берн, Г. Герни, Памела С. Марр, М. Монтессори, С. Кеннеди, Д. Дж. Сноу, Р. Л. Симпсон, М. Дж. Файн, С. Френе, и др.).







Рис. 1.Ресоциализация[составлено автором]



Термин «ресоциализация» в широком его понимании обычно используют для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социальную среду в результате «дефектов» социализации или смены социокультурного окружения [3, с. 40].

По мнению С.А. Старостина, осуществление указанного процесса в реабилитацианном центре «содержит в себе взаимнопротивополжные тенденции: с одной стороны, мы изолируем человека от общества, разрывая положительные социальные связи, изменяя сферу общения, окружающую социальную среду, с другой ? ставим цель его исправления и последующего включения в общественные отношения» [5, с. 217].

Особое внимание вопросам делинквентного поведения в подростковом возрасте уделяют такие исследователи как: Каширский Д.В., Королёва И.В. и другие. В работах этих авторов различные разработаны классификации, определены причины, а также особенности и условия формирования противоправного поведения. 

Так, Каширский Д.В. отмечает, что подростки с делинквентным поведением в сравнении с нормативной группой сверстников, проявляют более слабый и нестабильный интерес к учебной и профессиональной деятельности. Придают меньше значения дружеским отношениям и не дорожат привязанностями; ведут себя с людьми более сдержанно и эмоционально отчуждённо; демонстрируют меньше ответственности за себя, свое здоровье, социальное окружение; отличаются меньшим патриотизмом; ценят высокий материальный достаток [17, с. 62]. 

Проявления делинквентного поведения связаны с  несформированностью личностных качеств подростка, а порой недостаточным развитием эмоционально-волевой сферы  подростка-правонарушителя. 

Эти  недостатки делают подростка наиболее уязвимым для различных социальных и психологических воздействий, как стимулирующих противоправное поведение, так и способствующих активизации процесса ресоциализации. Королёва И.В. в своих работах отмечает, что подростковый возраст, является положительным условием для прохождения ресоциализации и восстановления социальной адекватности, в силу неукорененности антисоциальных стереотипов в поведении (сознании), и незавершенности процесса формирования личности.

Таким образом, ресоциализация понимается как целенаправленная, комплексная, педагогически ориентированная система воспитательного воздействия, направленная на преодоление у социально-неадаптивной личности асоциальных и создание социально-нравственных установок поведения и деятельности.







1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста



Под подростковым возрастом принято считать возраст, характеризующийся активным качественным переходом из детского состояния во взрослое и сопровождающийся сложнейшими противоречивыми внутренними процессами преобразования всей личности ребенка. В этот период преобразования затрагивают все стороны жизни, начиная от физиологии до самосознания себя, своих взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром[21, с. 43].

Изменения, происходящие в подростковом возрасте, затрагивают все стороны жизни ребенка. Рассмотрим более подробно каждую сферу.

Прежде всего, обратимся к анатомо-физиологическим перестройкам организма. В этот период ребенок начинает быстро и неравномерно расти. Происходит рост тела в длину. У девочек это явно выражено до 12-13 лет, у мальчиков – до 14-15 лет. Интенсивно растет скелет и конечности, грудная клетка же и таз значительно отстают от них. Все это создает впечатление неуклюжести и угловатости. В связи с этим у ребенка появляется чувство стеснения своего тела. Он осознает, что стал угловатым, нескладным, поэтому старается принять какие-то неестественные и вычурные позы.

Наблюдаются значительные изменения и сердечно-сосудистой системы. Сердце увеличивается в объеме, начинает работать более быстро, а кровеносные сосуды отстают в развитии. Это может вызывать плохое самочувствие у подростка, выражающиеся в головокружении, учащенном сердцебиении, головных болях, усталости, слабости и быстрой утомляемости. К этому еще можно и прибавить интенсивность работы желез внутренней секреции. И все это вызывает нервные расстройства, повышенную возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Нервная система подростка не способна выдерживать такие нагрузки, что приводят либо к торможению, либо к сильному возбуждению. Именно поэтому подростки ведут себя по-разному. При переживании каких-либо важных событий одни становятся вялыми, рассеянными и безучастными, другие, наоборот, активные и нервозными. В связи с этим при организации учебно-воспитательного процесса подростков необходимо помнить и учитывать данные их особенности[11, с. 65].

Самым важным физиологическим изменением в организме подростка становится половое созревание. Начало пубертатного периода зависит от климатических, этнографических условий, а также от состояния здоровья самого подростка. У мальчиков половое созревание начинается в 12?13 лет, у девочек – в 11?12 лет. Завершение наблюдается у мальчиков к 15 годам, у девочек – к 13?14 годам. В связи с этим у подростков начинают возникать соответствующие мысли, чувства, переживания, появляется интерес к лицам противоположного пола, к книгам и фильмам, соответствующего содержания. В этот период, необходимо следить за тем, чтобы не развивался нездоровый интерес, который может повлечь за собой нежелательные психические расстройства. Избежать этого поможет правильный распорядок дня, четкий режим труда и сна, правильное питание, занятия физической культурой и спортом. Важно, чтобы у подростка было интересное для него занятие или включенность  в какую-нибудь деятельность. Внешность для подростка тоже имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей. У многих мальчиков подростков имеется явный диссонанс между физическим и социальным развитием. Части подростков свойственна приверженность к особой молодежной субкультуре, образу жизни, для которого характерно терпимое отношение к курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ. У таких подростков мало развита ценность здорового и полноценного образа жизни.

 Некоторые стороны психического развития «не успевают» за ускоренным физическим развитием, могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому влиянию, неразвитое чувство ответственности и долга, причудливо переплетающееся с внешней кажущейся «взрослостью». 

В раннем подростковом возрасте, когда ребенок переходит из начальной школы в среднее звено, происходит адаптация к новым условиям в обучения. Он начинает изучать много новых дисциплин, каждую из которых преподает новый учитель со своими требованиями, стилем ведения урока, разным отношением к учащимся.  От ребенка требуется больше самостоятельности и самоорганизованности.

Материалы Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой и других психологов показывают, что в начале подросткового возраста наблюдается большое разнообразие в уровнях развития учебной деятельности ? от наиболее низкого уровня, при котором отсутствуют элементарные умения организовать самостоятельную работу, через ряд промежуточных форм, где, например, самостоятельная работа наблюдается только при выполнении домашних заданий, до наиболее высокого уровня, при котором самостоятельно осваивается и новый материал, и даже новые области знаний. 

Однако перспективным в отношении развития является именно последний уровень. Начало подросткового возраста и связывается с началом формирования наиболее высокого уровня учебной деятельности. Для подростка постепенно раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию, направленной на удовлетворение познавательных потребностей [23, с. 112].

У подростков заметно усиливается сознательное отношение к учению, увеличивается потребность в получении новых знаний. В своей учебной деятельности они постепенно переходят на новый, более высокий уровень, связанный с новым отношением к настоящим, глубоким знаниям, которые приобретают личностный смысл. Исследования психологов установили, что мотивы учения у подростков  имеют, во-первых, социальные мотивы ? сознание общественной важности приобретения знаний и необходимость учения для подготовки к самостоятельной жизни и труду. Во-вторых, познавательные и личные мотивы ? стремление пользоваться авторитетом и играть руководящую роль в детском коллективе, связанные со стремлением к успеху, с самолюбием.

Слабой выдержкой подростков объясняются частые случаи подсказывания на уроках. Мотивы подсказок очень многообразны. Как установили психологи, в этом проявляются своеобразный моральный кодекс подростков («Товарища выручать надо всеми средствами!»), и опасение за свою судьбу («Ведь и сам можешь оказаться в безвыходном положении»). И еще присуще  тщеславное желание продемонстрировать свои знания («Хорошо знаю урок и надоело ждать, когда меня вызовут»), и даже своеобразный спортивный интерес («Очень интересно подсказывать так, чтобы даже самый опытный учитель не заметил»).

Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования, играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация проблемно-поисковой, проектной деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий. Очень важно вооружить подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха. Экскурсии, разнообразные виды литературной работы, различные кружки и секции также помогают формировать положительное отношение подростков к учению[34, с. 65].

В процессе овладения основами наук не только обогащается жизненный опыт и расширяется кругозор, но и формируются и развиваются личные интересы подростков. В этом процессе наблюдается широкий диапазон индивидуальных различий. Поэтому трудно однозначно очертить   возрастные особенности интересов подростка. Они могут быть и широкими, когда подросток интересуется многим, и узкими, когда он интересуется чем-то одним, и устойчивыми и неустойчивыми, часто меняющимися, и глубокими и поверхностными.

В подростковом возрасте совершаются глубокие изменения в духовной  сфере человека. Порой чувства, которые волнуют душу в детстве, со временем будто совсем не могут овладеть ею. Если прежде, бывало, горе близкого или незнакомого человека вызывало в детском сердце глубокие переживания, то подросток иногда может остаться глухим к человеческому горю. Подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как добро, так и зло; в отдельных фактах он видит правило, закономерность; и от того, какие мысли, настроения порождает в его душе увиденное, зависят его убеждения, взгляды на мир, мысли о людях. Стремление к самоутверждению, желание стать личностью, добиться общественного признания вызывают у подростка внутренний порыв духовных сил. Он ощущает потребность действовать [11, c. 113].

Центральным новообразованием подросткового возраста, является чувство взрослости. Действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Это новообразование самосознания является главной особенностью личности, её структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру. Это новообразование определяет   направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений подростка, переживаний и эмоциональных реакций. Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Это имеет далеко идущие последствия потому, что взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права и привилегии. Однако, чувствуя себя взрослым, подросток остается зависимым от своих родителей. 

Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и ценностей на другие ? с детских на взрослые. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества, умения, права и привилегии, причем, прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми. 

Таким образом, можно выделить характерные особенности мальчиков подростков: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. 

Для нравственного развития в подростковом возрасте, характерно формирование нравственных представлений, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении и которые формируются под влиянием окружающей среды ? семьи, товарищей, группы общения, в процессе учебно-воспитательной работы. В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются нравственные идеалы подростков.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростков является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в самовоспитании. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Это стремление к познанию и оценке морально-психологических качеств людей вызывает интерес к себе, к собственной психической жизни и качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности [23, c. 86].

В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверительность становится качеством общения с взрослыми, а «исповедальность» ? со сверстниками, что в первую очередь предполагает глубокое самораскрытие. Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения, главная цель которого ? понимание и самораскрытие. В доверительном общении с взрослыми ситуация несколько меняется, важным становится не только познание своего «сегодняшнего», «реального Я», но и познание себя с точки зрения личных жизненных перспектив, своего «желаемого», «будущего Я» [25, c. 40].

Согласно теории Левина, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира подростка, круга его общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых он ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность становиться тем выше, чем резче проявляются различия между детством и взрослостью.

Подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я», как дилемма: быть собой со своим особым и отдельным душевным миром и индивидуальными способностями или быть вместе ? с теми, кто дорог и ценим [24, c. 63].

 В этот возрастной период остро проявляется подростковый негативизм. Отсюда и «защитная реакция» подростка против «посягательств» взрослых на его самостоятельность.

Умственное развитие в подростковом возрасте тесно связано с изменением характера и форм учебной деятельности. Серьёзная и многосторонняя трудовая деятельность, возросшая пытливость ума требуют от подростка более высокой и организованной умственной деятельности. Всё это влияет на характер познавательной деятельности в подростковом возрасте. Подросток становится способным к более сложному анализу и синтезу предметов и явлений. Наблюдение, как целенаправленное организованное восприятие, начинает занимать всё большее место в умственной деятельности подростков. Содержание, логика и более сложный уровень изучаемых предметов, характер усвоения знаний формируют у подростка способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать более  глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной логической памяти; возрастает умение логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, всё больше выступает его преднамеренный характер.

Таким образом, в этот период происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. 



1.3. Формы, методы и приемы ресоциализации подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних



Проблема ресоциализации нашла своё отражение в трудах отечественных исследователей, которые выделяют этапы, особенности и направления ресоциализации: Егоровой Ю.В., Королевой И.В., Мосиной О.А. и других. 

Стребкова Ж.В. определяет ресоциализацию личности как социально-педагогическое явление, которое представляет собой педагогически ориентированную и целесообразную комплексную систему воздействия на личность несовершеннолетнего делинквента с целью его исправления и включения в социальную жизнь[29, c. 83].  

Стребкова Ж.В. отмечает, что ресоциализация является промежуточным звеном между десоциализацией и социализацией. 

По мнению Егоровой Ю.В. для организации успешного процесса ресоциализации подростков с делинквентным и девиантным поведением необходимо соблюдение следующих условий: 

1. Установка на сотрудничество (педагогу необходимо завоевать доверие и установить эмоциональный контакт с подростками). 

2. Контроль со стороны педагога и помощь в учебной деятельности. 

3. Ориентация в пространстве социальных отношений. 

4. Развитие стрессоустойчивости (педагог способствует формированию навыков преодоления жизненных трудностей, развитию защитных механизмов). 

5. Влияние педагога на интересы подростков, поиск творческой реализации. 

6. Формирование потребности во внутренней регуляции (навыки самоанализа, самовоспитания; выбор стратегии взаимоотношений). 

7. Планирование жизненных перспектив и устремлений (профессиональных, семейных, здоровьесберегающих)[14, c. 69].

С учетом вышеизложенного, были классифицированы разработанные программы и проекты работы (с 1906 по 2014 год) с подростками?делинквентами и проанализированы соблюдения условий для организации данного процесса (таблица 2). 

Таблица 2

Наличие условий организации процесса ресоциализации в анализируемых программах (проектах)

Направления





Программа, проект





Условия организации процесса ресоциализации (по Ю.В. Егоровой)







1

2

3

4

5

6

7

1. Трудовая деятельность

Трудовые дома



+



+





+



А.С. Макаренко

+

+

+

+





+

2. Клубная деятельность

С.Т.Шацкий

+

+

+



+



+

3. Творческая деятельность

В.Н Сорока-Росинский

+

+

+

+

+



+



И.В. Королёва







+



+





4.Спортивная деятельность





А.А. Самохина

+

+



+



+

+



В процессе анализа все исследуемые программы и проекты были разделены на четыре направления и соотнесены с условиями организации процесса ресоциализации, что позволит определить наиболее эффективные и реализуемые условия. 

Первое направление – трудовая деятельность. Эта идея стала активно применяться в России в начале ХХ в. В 1921 году было принято «Положение о трудовых домах для несовершеннолетних». Результатом помещения несовершеннолетних в труддома – стало перевоспитание, привитие трудовых навыков, профориентация  и обучение подростков квалифицированным видам труда, привитие им нравственных устоев и расширение кругозора, путём получения образования. Так же, трудовое перевоспитание применялось в колонии им. М. Горького (1920-1928) под руководством Макаренко А.С. Жесткая дисциплина сочеталась с уважением к личности подростка и раскрытием в нём положительных задатков[34, c. 53]. 

Второе направление – это перевоспитание путём включения подростка-делинквента в клубную деятельность. Первые в России клубы создавали С.Т. Шацкий и А.У. 3еленко в 1906 году.  Главной необходимостью, этого вида педагогического воздействия, было создание условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. Обучение направлено на усвоение практически значимых для жизни детей знаний.  [17, c. 69]. 

Третье направление – ресоциализация подростков средством творческой деятельности. Ярким примером может служить, деятельность В.Н. Сороки?Росинского и его школы?коммуны (Республика ШКИД) (1918?1925 гг.). Ресоциализация осуществлялась через религиозное воспитание, труд, приобщение к истокам культуры и устного народного творчества. 

Королёва И.В. утверждает, что включаясь в творчество, подростки смогут проявить себя в социально-положительной деятельности, получить социально направленное одобрение, изменить отношение к себе, скорректировать ценностно-нравственные ориентиры своего поведения[8, c. 93]. 

Четвёртое направление – перевоспитание путём включения подростка- делинквента в спортивную деятельность. Самохина А.А. доказала, что результатом такой ресоциализации является положительное изменение личностных качеств, повышение уровня обучаемости, самоуважения, аутосимпатии, критичное отношение к девиантному поведению, снижение уровня враждебности и самоуничижения, установление эмоциональной стабильности, уверенности в себе, самоконтроля и развития волевых качеств[28, c. 93]. 

Анализ опыта по организации ресоциализации  подростков, позволил выделить основные приёмы и методы благоприятного воздействия на личность малолетнего правонарушителя. Однако не учитывается гендерный аспект, который помог бы ускорить и улучшить процесс ресоциализации. Знание психологических особенностей и различий в поведении у девушек и юношей, позволит найти более эффективные пути и приёмы позитивного воздействия на подростка?делинквента.

Опираясь на исследование О.В. Черновой, мы выделили следующие факторы социальной среды, непосредственно влияющие на социально-педагогический механизм по ресоциализации подростков в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних: природный (состояние ок.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.