VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности мотивационного профиля личности абитуриентов Ростовского областного Училища Олимпийского резерва

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008678
Тема: Особенности мотивационного профиля личности абитуриентов Ростовского областного Училища Олимпийского резерва
Содержание
МИНОБРНАУКИ  РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
« ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики

Кафедра психологии образования


МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Особенности мотивационного профиля личности абитуриентов Ростовского областного Училища Олимпийского резерва

Степень - магистр
Направление - 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
Программа магистерской подготовки - «Когнитивная психология в образовании»




«К защите допускаю»
«__» ______________2017 г.
И.о. зав.кафедрой психологии 
образования М.А. Вышквыркина

Исполнитель:
 Магистр  3 курса 
заочной формы обучения
Горшкова Светлана Викторовна 
________
Научный руководитель:
доктор психологических наук,
профессор 
Белоусова Алла Константиновна 
________    
Рецензент:
доктор психологических наук,
профессор, зав. кафедрой психологии и управления персоналом ИУБиП
Пищик Влада Игоревна
_________









Ростов-на-Дону
2017 год


Оглавление
Введение	3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования мотивации спортивной деятельности в психологической науке:	10
1.1. Исследования феномена мотивации в психологии: подходы к определению	10
1.2. Исследования мотивации спортивной деятельности в психологии	16
1.3. Особенности психического развития и мотивационной сферы в подростковом возрасте	29
Выводы к Главе 1	34
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивационного профиля личности абитуриентов Ростовского областного Училища Олимпийского резерва	37
2.1. Организация исследования	37
2.1.1. Методы и процедура исследования	37
2.1.2. Характеристики выборки исследования	39
2.1.3. Этапы проведения исследования	42
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей мотивационного профиля личности абитуриентов Ростовского областного Училища Олимпийского резерва	43
2.2.1. Особенности осознанных мотивов абитуриентов Ростовского областного Училища Олимпийского резерва	43
2.2.2. Особенности преобладающих мотивов абитуриентов Ростовского областного Училища Олимпийского резерва	52
2.2.3. Особенности мотивов занятий спортом абитуриентов Ростовского областного Училища Олимпийского резерва	56
2.3. Мотивационный профиль абитуриентов Ростовского областного Училища Олимпийского резерва	60
Выводы к Главе 2	63
Практические рекомендации по формированию мотивации спортивных достижений у обучающихся Ростовского областного Училища Олимпийского резерва в рамках психолого-педагогического сопровождения	66
Заключение	70
Список литературы	75
Приложения	81



Введение
    
    Актуальность исследования. Современный спорт с его рекордами и достижениями предъявляет высокие требования не только к физическому состоянию организма, но и к психической деятельности спортсмена. Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям – это результат воздействия многих факторов, в том числе и развития потребностно-мотивационной сферы личности. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения (Ковалев А.Г., Леонтьев А.Н., Симонов, Верной М.). 
    Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении. В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях [Акимова Л.Н., 2004, С. 45]. В узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин выбора вида деятельности, осуществления деятельности, преодоления препятствий и т.д. [Акимова Л.Н., 2004, С. 45]. Опустив обсуждение теоретических концепций природы и механизмов мотивов и мотивации, остановимся на существенно важных моментах понимания и диагностики мотивации спортивной деятельности. Б.Г. Ананьев относил мотивацию поведения, в отличие от мотивов деятельности, к вторичным свойствам личности и подчеркивал, что на формирование мотивации накладывают отпечаток индивидуально-типологические свойства, социальные условия и ценностные ориентации, уровень развития психофизических функций [Логинова Н.А., 2005]. В этом проявляется подвижность, динамичность направленности и активности мотивации поведения. В спортивной деятельности наблюдаются мотивы и стремления различного характера: индивидуалистского, эгоистического, материального, духовного.
    В исследованиях мотивации спортивной деятельности обозначено два направления. Первое изучает причины, почему спортсмены предпочитают один вид деятельности другому, влияние различных мотивов, ценностей и потребностей [Волков И.П., 2002, 2005]. Во втором направлении делается попытка объяснить, почему спортсмены работают с различной степенью интенсивности. Оно связано с исследованиями возбуждения и активации, которые влияют на интенсивность выполнения двигательных задач [Волков И.П., 2002, 2005]. Причины, по которым спортсмены занимаются определенным видом спорта, могут быть самыми различными, и их трудно свести к каким-то очевидным принципам. Различными бывают не только мотивы, в результате которых спортсмен становится членом какой-либо команды, но и мотивы, побуждающие спортсмена выступать во время сезона или в какой-то конкретной игре или соревновании.
    В связи с чем, особо актуальным является исследование особенностей мотивации спортивных достижений на этапе поступления в специализированные учреждения. Такие данные позволят определить целесообразные методы и формы психолого-педагогического сопровождения спортсменов на протяжении всего обучения в специализированном учреждении, более корректно составить программы индивидуального сопровождения и дальнейшую образовательную траекторию будущих студентов.
    Цель исследования: изучение особенностей мотивационного профиля личности абитуриентов Ростовского областного Училища Олимпийского резерва.
    В качестве объекта исследования выступают абитуриенты Ростовского областного Училища Олимпийского резерва. Предметом исследования являются  особенности мотивационного профиля личности абитуриентов Ростовского областного Училища Олимпийского резерва (далее – РОУОР).
    Гипотезы исследования:
    1. Мотивация к занятиям спортивной деятельностью абитуриентов РОУОР может включать различные категории осознанных мотивов (личностные, профессиональные, статусные), которые могут различаться у абитуриентов по различным видам спорта.
    2. У абитуриентов РОУОР среди базовых мотивов, направленных на удовлетворение основных потребностей, могут преобладать группы потребностей в признании и самовыражении, которые могут различаться у абитуриентов по различным видам спорта.
    3. Мотивы занятий спортом у абитуриентов РОУОР могут иметь равное распределение, и могут различаться по различным видам спорта.
    4. Мотивационный профиль занятий спортом абитуриентов РОУОР может складываться из сочетания различных компонентов. 
    В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:
    Теоретические задачи:
    * провести анализ понятия «мотивация» в работах зарубежных и отечественных психологов;
    * описать феномен мотивации достижения;
    * проанализировать проблему мотивации спортивных достижений в психологии;
    * рассмотреть проблему диагностики мотивационной сферы спортсменов в научной литературе.
Методические задачи:
    * провести обзор существующих методов и подобрать методический инструментарий к исследуемой проблеме, адекватные целям и объекту исследования; 
    * составить план исследования, определить методы и стратегию последующего анализа; 
    * определить выборку исследования репрезентативную его цели.
Эмпирические задачи:
    * провести эмпирическое исследование особенностей мотивационной сферы абитуриентов РОУОР;
    * провести количественно-качественный и статистический анализ результатов исследования;
    * проанализировать особенности мотивационной сферы абитуриентов РОУОР;
    * описать мотивационный профиль абитуриентов РОУОР;
    * разработать практические рекомендации по формированию мотивации спортивных достижений у обучающихся РОУОР в рамках психолого-педагогического сопровождения.
    База исследования: Ростовское областное Училище Олимпийского резерва. В исследовании приняли участие 133 абитуриента Ростовского областного Училища Олимпийского резерва. 
    Методы исследования. Был использован теоретический анализ психологической литературы, направленный на детальное изучение исследуемой проблемы; анализ различных подходов к исследованию мотивации, мотивации спортивной деятельности, мотивации достижения; анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблемам мотивации в спорте.
    В эмпирическом исследовании были использованы следующие методы: диагностический метод, шкалирование, метод опроса, контент-анализ, количественно-качественный и статистический анализ результатов (описательные статистики, ?2-критерий для двух эмпирических распределений, ?2-критерий для сравнения эмпирического и теоретического распределений,  непараметрический критерий Крускала-Уоллиса для нескольких несвязанных выборок), метод сравнительного анализа полученных эмпирических данных. Компьютерная обработка данных проводилась с использованием прикладной программы SPSS 20.0 
    Методический инструментарий: 
    1. Исследование социальных характеристик абитуриента и осознанных мотивов занятий спортом: анкета «Социальная ситуация развития»; мини-сочинение «Почему Я пришел в спорт».
    2. Диагностика преобладающих мотивов абитуриентов: диагностика сте-пени удовлетворенности основных потребностей «Метод парных сравнений» В.В. Скворцова (модификация И.А. Акиндиновой).
    3. Диагностика доминирующих мотивов занятий спортом: методика «Изучение мотивов занятий спортом» И.В. Тропникова.
    Теоретико-методологической основой исследования являются: 
    – отечественные и зарубежные концепции мотивации человека (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.К. Вилюнас, К. Мадсен, X. Хекхаузен, J.W. Atkinson, Е.L. Deci, А.Н. Maslow, D.S. McClelland, J.G. Nicholls, G.C. Roberts, R.M. Ryan);
    – отечественные и зарубежные концепции мотивации спортивной деятельности (Н.А. Батурин, Е.А. Калинин, Р.А. Пилоян, Ю.Ю. Палайма, К. Bargmann, V. Gagne, F. Guay, G.A. Mageau, R.J. Vallerand).
    Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены  и описаны особенности мотивационного профиля абитуриентов РОУОР; описаны особенности осознанных мотивов абитуриентов, в том числе, по видам спорта; описаны особенности  базовых мотивов абитуриентов РОУОР; описаны особенности иерархии мотивов занятий спортом абитуриентов РОУОР; составлен и описан мотивационный профиль абитуриентов РОУОР.
    Теоретическая значимость исследования заключается в расширении теоретических представлений о мотивации спортивной деятельности на этапе поступления в специализированное учреждение. Полученные данные позволяют расширить представление о структурных и содержательных особенностях мотивационного профиля абитуриента. 
    Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они позволят определить целесообразные методы и формы психолого-педагогического сопровождения спортсменов на протяжении всего обучения в специализированном учреждении, более корректно составить программы индивидуального сопровождения и дальнейшую образовательную траекторию будущих студентов.
    	Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалось обоснованностью исходных теоретико-методических позиций, с применением комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, их валидностью, надежностью, репрезентативным объемом выборки, стандартизации процедуры исследования, содержательным анализом и статистической обработкой данных, полученных в результате диагностики.
    	Положения, выносимые на защиту:
    1. Осознанные мотивы занятий спортом абитуриентов РОУОР имеют продуктивный характер, образуя комплексную мотивацию к занятиям спортивной деятельностью, а именно, направленность абитуриентов на обучение в специализированном учреждении, характеризующуюся ориентацией на спортивные достижения и официальное признание этих достижений (профессиональные мотивы), подкрепленную личностными и статусными мотивами.
    2. Осознанные мотивы различаются у абитуриентов по различным видам спорта, а именно: личностные мотивы преобладают у абитуриентов в группах пулевая стрельба, синхронное плавание, парусный спорт, плавание, греко-римская борьба, футбол; профессиональные мотивы преобладают у  абитуриентов в группах триатлон, художественная гимнастика, гребля; статусные мотивы преобладают у  абитуриентов в группе фехтование; смешанные группы, где личностные и профессиональные мотивы выражены в равной мере наблюдаются у абитуриентов групп дзюдо, пятиборье, гандбол, легкая атлетика, велоспорт, бокс.
    3. Базовые мотивы, направленные на удовлетворение основных потребностей, неравно распределены у абитуриентов РОУОР, преобладающими являются группы потребностей в признании и самовыражении.
    4. Мотивы занятий спортом у абитуриентов РОУОР неравнораспределены: ведущими мотивами являются повышение престижа, желание славы, физическое совершенствование, развитие характера и психических качеств, эстетическое удовольствие и острые ощущения  и коллективистская направленность.
    5 Мотивационный профиль занятий спортом абитуриентов РОУОР складывается из следующих компонентов: статусные мотивы (повышение престижа, желание славы), личностные мотивы (развитие характера, эстетическое удовольствие, улучшение здоровья и самочувствия, приобретение полезных знаний и навыков) и социальные мотивы (коллективистская направленность, общение, материальные блага).
    Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были представлены на научно-методических семинарах кафедры психологии образования Академии психологии и педагогики Южного Федерального Университета (Ростов-на-Дону, 2014-2016 гг.); научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей Академии психологии и педагогики в рамках университетской «Недели науки» (Ростов-на-Дону).
    Публикации. По теме магистерской диссертации опубликовано 2 работы общим авторским объемом 0,4 п.л.
    Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения; двух глав, выводов, заключения, списка литературы включающего 72 наименования, практических рекомендаций. В тексте содержатся рисунки и таблицы. В приложениях представлены результаты математической обработки данных. Объем основного текста диссертации, включая список литературы из 72 источников, составляет 80 страниц.
     


Глава 1. Теоретические аспекты исследования мотивации спортивной деятельности в психологической науке:
1.1. Исследования феномена мотивации в психологии: подходы к определению
    
    В настоящее время в психологии можно выделить два подхода к пониманию мотива. Первый рассматривает мотив лишь как конструкт мышления, второй – рассматривает  мотив как реально существующий феномен, как то, что побуждает к поступку, к действию [Ильин Е.П., 1995]. Но при этом в качестве мотива принимаются самые различные психологические феномены. А.Н. Леонтьев отмечал, что работы по проблеме мотивации почти не поддаются систематизации, потому что значения, в которых употребляется термин «мотив» крайне различны [Леонтьев А.Н., 1972].
    Е.П. Ильин все же выделяет несколько точек зрения на понимание мотива как реального психологического феномена. Одна из них – это рассмотрение мотива как побуждения. Здесь мотив рассматривается не как любое возникшее в организме побуждение, а как внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к активности (И.В. Имедадзе, В.А. Крутецкий, К.К. Платонов, Г.Г. Голубев, Х. Хекхаузен) [Ильин Е.П., 2002] .
    Другие авторы рассматривают мотив как потребность. То есть, мотив трактуется как осознанная социальная потребность, побуждающая человека к активности (В.Д. Шадриков, В.И. Ковалев, В.С. Магун, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн) [Ильин  Е.П., 1995].  
    Следующая точка зрения, представленная А.Н. Леонтьевым, на мотив как предмет удовлетворения потребности. Таким образом, мотив – это не переживание потребности, а то, на что направлена деятельность, то есть предмет [Леонтьев А.Н., 1972; Ильин Е.П., 2000].
    Л.И. Божович понимает мотив как намерение. Намерения являются побудителями поведения в тех случаях, когда в качестве последних выступают принятые решения [Хрум С.Х., 2005].
    Е.П. Ильин так же отмечает, что наиболее перспективным является толкование мотива как сложно интегрального психологического образования, включающего и потребность, и идеальную цель, и побуждение, и намерение [Ильин Е.П., 2000]. Таким образом,  границы мотива определяются с одной стороны потребностью, а с другой – побуждением к достижению реальной цели. Между ними располагаются мотивационные детерминанты, а процесс образования мотива составляет содержание термина «мотивация».
    Понятие «мотив» было введено в научный оборот А. Шопенгауэром в начале XX века [Ильин Е.П., 2000]. Е.П. Ильин систематизировал различные подходы к пониманию мотива и выделили следующие направления в исследованиях детерминации активности человека [Ильин Е.П., 2000].
    Потребностные теории мотивации. Данное направление представлено трудами греческих философов (Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ), мотив в данном случае рассматривается как нужда, объясняющая причина активности человека и животного. 
    Демокрит рассматривал нужду (мотив) как первопричину обретения человеком языка, речи и стремления к труду. Мотив, согласно взглядам философа, запускал эмоциональные переживания и одновременно развивал ум человека [Философия: Энциклопедический словарь…, 2004].
    Сократ рассматривал потребности и желания, как естественные компоненты человеческой природы, основной целью выступает способность «укротить» свои потребности для достижения богоподобного состояния [Философия: Энциклопедический словарь…, 2004].
    Аристотель, помимо постулирования существования мотива, описывает виды побуждающих активность причин, а именно, движущая, материальная, формальная и целевая [Философия: Энциклопедический словарь…, 2004]. Движущие причины активизируют поведение и соотносятся по смыслу с мотивационной сферой. 
    Б. Спиноза в учении о страстях основными побудительными силами называет аффекты, которые представлены телесными и душевными влечениями [Философия: Энциклопедический словарь…, 2004].
    Бихевиористские теории мотивации (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Э. Толмен, Б. Скиннер). Бихевиористы, рассматривающие поведение человека через схему «стимул – реакция», определяют раздражитель, как активный источник реакции организма. Проблема мотивации здесь выводится на второй план, так как способность организма отвечать специфическим образом на раздражители является естественной для него. Мотивация вводится в расширенную формулу бихевиористов «стимул – мотивация – реакция», так как экспериментальные исследования показали, что организмы обладают различной реактивностью, то есть, по-разному реагируют на предъявляемый стимул. Мотив в теории бихевиористов сводится к физиологическому компоненту, объясняющему различию в чувствительности организма к данному стимулу, и понимается как энергизатор и сенсибидизатор [Ильин Е.П., 2000; Психология личности…, 2015]. В теории оперантного научения Б. Скинера мотив можно усмотреть в условном или безусловном стимуле, которые запускают безусловный рефлекс или формирование условного. При этом условное подкрепление может «гасить» безусловное поведение и формировать новые поведенческие алгоритмы, посредством оперантного научения  [Сарычев С.В. и др., 2010; Психология личности…, 2015].
    Когнитивные теории мотивации (Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен, Дж. Роттера и др.). Когнитивисты рассматривали сознательный преднамеренный мотивационный акт, как процесс принятия решения. Факторы, задерживающие или способствующие принятию решения, и называются мотивами. В качестве таких факторов выступаю как объекты внешней среды, так и внутренние детерминанты (мысли, чувства и пр.) [Сарычев С.В. и др., 2010; Психология личности…, 2015]. Концепци Дж. Роттера, Г. Келли, Х. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклелланда постулировали ведущую роль сознания в детерминации поведения человека [Сарычев С.В. и др., 2010; Психология личности…, 2015]. В рамках этого направления описаны «классические» виды мотивов: мотив достижения, мотив аффилиации, мотив власти и т.д. [Ильин Е.П., 2000].
    Психоаналитические теории мотивации (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм). Психика рассматривается З. Фрейдом как многоуровневая структура, в которой сознание является внешним слоем, а бессознательное – границей, соединяющей сознание и физиологический компонент [Психология личности…, 2015, С. 26]. Побудительными силами активности человека, с точки зрения классического психоанализа, выступают сексуальные и агрессивные инстинкты, содержащиеся в бессознательном [Психология личности…, 2015, С. 27]. Социальные ценности и нормы, усваиваемые индивидом в ходе социализации, препятствуют удовлетворению инстинктов, порождая борьбу Эго и бессознательного. Таким образом, мотивационная сфера здесь обозначена как содержание бессознательного, а основной задачей психики является снятие напряжения конфликта Эго и бессознательного. В дальнейшем, в работах Э. Эриксона, А. Фрейд, Г.С. Салливана, личность определяется как биосоциальное существо, основной задачей которого является адекватное приспособление к окружающей среде, то есть, мотивационная сфера приобретает социальный аспект [Психология личности…, 2015, С. 31].
    У. Макдугалл разрабатывал созвучную классическому психоанализу концепцию мотивации. В своей «гормической» концепции движущей силой поведения, в том числе и социального, он называл особую врожденную энергию., определяющую характер восприятия объектов и создающую эмоциональное возбуждение, направляя умственные и телесные действия организма к цели [Ильин Е.П., 2000].
    Биологизаторские теории мотивации (Ж. Нюттен, Г. Селье). Понятие мотивации используется здесь для объяснения причин активности организма. Естественным для организма является состояние неактивности, мотивация же является мобилизующей силой, побуждая организм к активности [Нюттен Ж., 2004]. Если рассматривать организм, как активное от природы образование, то понятие мотивации является исключительным для психологии.
    Гуманистические теории мотивации (А. Маслоу, К. Роджерс). В данном подходе личность рассматривается как активная от природы, а мотивация заключается в стремлении каждого человека к самореализации собственных возможностей [Хьелл Л., 2007]. А. Маслоу сформулировал иерархию потребностей, которая представлена следующей последовательностью: потребности в безопасности, потребности в принятии и любви, потребности в уважении, познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самореализации [Маслоу А., 2012].
    В отечественной психологии проблема мотивации рассматривалась в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, А.А. Ухтомского, Л.С. Выготского, В.И. Ковалева, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, Л.И. Божович, Е.П. Ильина и др.
    Понятие мотивации в отечественной науке было введено юристом М.И. Петражицким в  работе «О мотивах человеческих поступков» (1904), по мнению которого научная тория мотивации является обязательным условие существования гуманитарных дисциплин [Ильин Е.П., 2000].
    В.М. Козубовский выделяет различные направления исследований теории мотивации в отечественной науке [Козубовский В.М., 2008].
     Таблица 1
     Теории мотивации в отечественной психологии по В.М. Козубовскому
     
Направление
Авторы
Краткое содержание
потребностная концепция 
Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов
мотив полностью совпадает с потребностью, которая всегда связана с активностью субъекта
концепция «опредмечивания потребности»
А.Н. Леонтьев
мотив появляется тогда, когда человек осознает, что способно удовлетворить потребность; расширение мотивации возможно благодаря механизму «сдвига мотива на цель», при котором цель деятельности приобретает личностный смысл и становится мотивом
концепция личностных диспозиций
Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлин, К.К. Платонов
поведение определяется личностными диспозициями, которые в результате их обнаружения приводят к формированию мотивационных структур
деятельностная концепция
А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков
мотивы – это осознанные стремления к деятельности; деятельность опосредована сознанием; человек развивается только через деятельность, которая имеет несколько форм: игра, учение, труд, общение
    
    Таким образом, анализ литературы показал, что на сегодняшний день в науке не существует единого определения понятий «мотив» и «мотивация». Одни авторы рассматривают мотив как реальный психический феномен (Е.П. Ильин, В.А. Крутецкий, К.К. Платонов и др.). Другие – рассматривают мотив как потребность (В.Д. Шадриков, В.И. Ковалев, В.С. Магун, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн) или намерение (Л.И. Божович).
    Однако Е.П. Ильин предлагает рассматривать мотив как сложное интегральное образование и выделяет несколько точек зрения на понимание мотива как реального психологического феномена. Одна из них – это рассмотрение мотива как побуждения (И.В. Имедадзе, В.А. Крутецкий, К.К. Платонов, Г.Г. Голубев, Х. Хекхаузен). Другие авторы рассматривают мотив как потребность (В.Д. Шадриков, В.И. Ковалев, В.С. Магун, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн).  Следующая точка зрения, представленная А.Н. Леонтьевым, на мотив как предмет удовлетворения потребности. Л.И. Божович понимает мотив как намерение. 
    Помимо этого существуют различные подходы к пониманию мотива сообразно отраслям современного психологического знания: бихевиористские, когнитивные, гуманистические, биологизатоские, психоаналитические теории мотивации. В отечественной психологии можно выделить четыре подхода к исследованиям мотивационной сферы: потребностная концепция, концепция опредмечивания потребностей, концепция личностных диспозиций, деятельностная концепция.
    
    
1.2. Исследования мотивации спортивной деятельности в психологии
    
    Мотивационной сфере отводят особое место в  спортивной психологии. Термин мотивация в спорте так же определяется в широком и узком смыслах. В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают один вид деятельности другому [Акимова Л.Н., 2004, С. 45].
    Кузьмин М.А. мотивацию в спортивной деятельности рассматривает как фактор адаптации [Кузьмин М.А., 2012]. При этом различают мотивацию как характеристику личности и деятельности. Как характеристика личности мотивация в спортивной деятельности рассматривается с точки зрения мотивации достижения. Как характеристика деятельности мотивация рассматривается через положение о том, что отношение спортсмена к деятельности определяется связью мотивации (величины потребности в достижении цели) и возможностей (субъективной оценкой вероятности достижения цели) [Кузьмин М.А., 2012].  
    В исследованиях мотивации спортивной деятельности выделяют два направления: 1) почему спортсмены выбирают тот или иной вид деятельности; 2) почему спортсмены работают с разной степенью интенсивности. 
    Существуют различные классификации мотивов спортивной деятельности. По источнику возникновения выделяют внешние (материальные, одобрение, семейные традиции и пр.)  и внутренние мотивы (потребности в успехе, признании, общении, физической деятельности и пр.) [Акимова Л.Н., 2004].
    Дж. Кретти предлагает три параметра для классификации мотивов [Кретти Дж., 1978]:
    I.  Мотивы осознаваемые и неосознаваемые.
    II.  Мотивы, источником которых являются физиологические, психологические, социальные потребности.
    III. Группа мотивов, формирующаяся под воздействием прошлого опыта, недавнего прошлого опыта, непосредственным опытом деятельности и общения с другими людьми.
    Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. описывают структуру мотивов, побуждающих человека заниматься спортом [Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.]:
    1) Непосредственные мотивы спортивной деятельности:
    – потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;
    – потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;
    – стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;
    – стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;
    – потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.
    2) Опосредованные мотивы спортивной деятельности:
    – стремление стать сильным, здоровым;
    – стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;
    – чувство долга;
    – потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.
    При этом авторы отмечают, что в процессе занятия спортом у спортсмена наблюдается смена мотивов деятельности [Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.].
    Спортивная подготовка включает ряд этапов: начальная подготовка, предварительная базовая подготовка, специализированной базовой подготовки; 4) максимальной реализации индивидуальных возможностей; 5) сохранения достижений [Акимова Л.Н., 2004]. Каждый этап включает четко определенные цели и задачи. Проблема мотивации актуальна для всех этапов, но содержательно будет различаться. Так, на этапе специализированной базовой подготовки работа будет проводиться для формирования устойчивого интереса будущего спортсмена к профессиональным занятиям спортом [Акимова Л.Н., 2004]. На этапе максимальной реализации своих возможностей наиболее значимой будет выступать мотивация достижения, непосредственно направленная на достижение спортивного результата [Акимова Л.Н., 2004]. На этапе сохранении достижений так же будет актуальна мотивация достижения, но ее акцент будет смещен в сторону развития и повышения уровня мастерства спортсмена [Акимова Л.Н., 2004].
    Е.П. Ильин выделяет 4 стадии профессиональной спортивной карьеры: начальный этап, стадия специализации, стадия спортивного мастерства, стадия завершения выступления на соревнованиях [Ильин Е.П., 2012]. Проблема мотивации актуальна именно на стадии специализации, потому что здесь возникает устойчивый интерес не просто к занятиям спортом, а к его конкретному виду, познавательный интерес к технике и тактике в данном виде спорта, стремление к достижениям в данном виде [Дятлова А.А. и др., 2013].
    А.Ц. Пуни описал динамику мотивов спортивной деятельности в процессе занятий спортом [Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.].
    На начальной стадии занятий спортом  предпринимаются первые попытки включиться в спортивную деятельность. Побуждающие мотивы: характеризуются диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним, а несколькими видами спорта); имеют непосредственный характер (занятия спортом нравятся, главная движущая сила – любовь к физической культуре); связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта (популярность вида по месту жительства, интерес окружающих людей); часто включают в себя элементы долга (обязанность посещать уроки физической культуры, секции) [Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.].
    На стадии специализации в избранном виде спорта мотивами являются: развитие интереса к определенному виду спорта; стремление развить обнаруженные способности к определенному виду спорта; стремление к закреплению успеха; расширение специальных знаний, приобретение более высокой степени тренированности (выражается в стремлении к установлению личных рекордов – выполнение третьего разряда, второго, первого и т.д.). Кроме того, спортивная деятельность становится потребностью [Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.].
    На стадии спортивного мастерства основные мотивы выражаются в стремлении: поддержать свое спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов; служить своими спортивными достижениями Родине; содействовать развитию данного вида спорта, потребности передать свой опыт молодым спортсменам [Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.].
    Исследователи отмечают, что мотивы спортивной деятельности характеризуются ярко выраженной социальной направленностью и педагогическими стремлениями.
    Другие исследователи, анализируя динамику изменения мотивов спортивной деятельности и содержательные особенности ведущих мотивов у спортсменов, выделяют стадии спортивной деятельности: генерализация, дифференциация, стабилизация, инволюция (В. Гошек, М. Ванек, Б. Свобода). На стадии генерализации ведущими мотивами становятся внешние, среди внутренних выделяются мотивы здоровья, физической формы. Стадия дифференциации характеризуется мотивами самоутверждения, соперничества. На стадии стабилизации ведущими являются мотивы достижения, удержания. Стадия инволюции характеризуется кардинальными изменениями в мотивационной сфере, ведущим мотивом становится не сама спортивная деятельность, а те материальные и социальные блага, которые можно получить, занимаясь ею. При этом нужно отметить, что вторая и третья стадия являются самыми результативными, на этой стадии мотивы самореализации, достижений, самоутверждения являются ведущими, соответственно они являются для спортсмена тем внутриличностным ресурсом, который позволяет добиваться высоких результатов. Снижение бытийных потребностей и замена их на дефицитарные потребности (материальные) совпадает с инволюционным этапом.
    Ведущим типом мотивации в спортивной психологии является мотивация достижения. Исторически мотивация достижения связана с исследованиями мотивации, проводимыми двумя пионерами немецкой психологии – Н. Ахом  и К. Левиным. У первого попытки объяснения направленного на достижение, поведения испытуемых его лаборатории, были связаны с концепцией «детерминирующей тенденции», у второго – с использованием понятия «квазипотребности» [Хекхаузен Х., 2003].
    Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался, как устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле [Хьел Л., 2004].
    Г. Мюррей предложил, перечень органических и вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. К психогенным потребностям он отнес потребность в достижении успеха и избегании неудач. 
    Согласно Г. Мюррею, потребность в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать — в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать таланты и тем повышать самоуважение [Хекхаузен Х., 2003].
    Д. Мак.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44