- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности мотивации подростков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011264 |
Тема: | Особенности мотивации подростков |
Содержание
Глава 1 «Анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме» Возраст (в психологии) - конкретная, относительно ограниченная по времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с развитием индивидуальных особенностей (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013). Подростковый возраст Подростковым возрастом считается период жизни от 11-12 до 15-17 лет. Его впервые выделили как особый этап в жизни человека в эпоху становления капитализма. На данном этапе происходят изменения в физиологии человека, а так же на уровне психики. Начинается формирование репродуктивной функции, что является основным физиологическим новообразованием этого отрезка жизни. В подростковом возрасте активно работает симпато-адреналиновая система (в 12-13 лет у девочек, в 14 лет у мальчиков, у тех и у других снижается к 17-18 годам). Это даёт адекватное энергообеспечение и приспособление разных систем организма к внешним условиям (Т.Д.Марцинковская,2007). Возрастные изменения в состоянии нервной системы подростков формируются шаг за шагом, имея свои особенности, которые определены динамикой полового созревания. Они находят отражение в психике и поведении подростка. Установлено, например, что пубертатное возрастание уровня половых гормонов коррелирует с появлением или усилением некоторых психических особенностей. Так, количество тестостерона в плазме крови у мальчиков связано с такими явлениями, как ночные поллюции, мастурбация, повышенный интерес к женскому полу (х.Ремшмидт, 1994)(прив.по Т.Д.Марцинковской, 2007). Слово «подросток» происходит от глагола adolescere – что в переводе означает «расти, созревать, двигаться вперед». Именно в этом возрасте перед ребенком ставится сложные задачи – обрести самостоятельность, социализироваться, найти свое место в жизни. На данном этапе у ребенка появляется большой интерес к миру, социуму, поэтому ему очень важно обрести себя в этом самом мире. Это время особенно тем, что у подростка меняется место его в обществе, он вступает в отношения с взрослыми, сталкивается с их ценностями, что добавляет в его сознание новое и у него появляется самосознание. Подростковый возраст довольно сложный и тяжелый процесс не только для ребенка, но и для окружающих его взрослых. «Подростковый кризис» - переломный момент в психологическом развитии ребенка. Подросток становится грубым, агрессивным в своем поведении, возможна замкнутость, идёт против требований взрослых и так далее. Изменения могут наступить как резко, так и пройти постепенно. У детей этого возраста часто ухудшается успеваемость в школе, случается множество конфликтов, как со сверстниками, так и с взрослыми, ребенок очень болезненно всё переживает, прежние увлечения ему становятся неинтересными. Всё это показывает, что у подростка начинают меняться потребности, которые ему пока ещё трудно удовлетворить. Возникновению подросткового кризиса способствуют такие факторы как: чрезмерная забота родителей и взрослых, зависимость в их опеке, некоторые привычки и черты характера. В этом возрасте ребенок считает, что он уже взрослый и самостоятельный человек, который не нуждается в опеке взрослого. Подросток стремится познать себя, хочет самоутвердиться и показать себя с наилучшими качествами, которые, по его мнению, у него есть, желает осознать свои особенности, ответить себе на вопрос «почему я такой?». Особенно пристально подросток наблюдает за своими недостатками, старается их исправить, потому что они мешают развитию отношений между ним и его окружением. Дети такого возраста остро реагируют на замечания со стороны, из-за чего возникает множество конфликтов. Ребенок нацелен искать положительные черты в других и готов брать с них пример. Подросток приписывает себе роль взрослого человека, у него возникает некое «чувство взрослости», но на самом деле это всего лишь потребность в признании его взрослым. Ведущей деятельностью подросткового возраста выступает общение. Общаясь со сверстниками в неформальных группах, у подростка идет активное усвоение норм социального поведения, определяются критерии, по которым ребенок оценивает себя и других. Но поведение подростков в этом возрасте очень противоречиво: они хотят быть как все, но при этом выделяться из толпы. Также, в этот период жизни дети очень часто меняют друзей, это связано с огромным желанием иметь близкого друга, но они склонны к быстрой смене двух чувств – очарования и разочарования в человеке, поэтому и происходит частая смена приятелей. Также происходит и с увлечениями подростка. Одним из важных видов деятельности выступает учеба, что требует от подростка организовать свою умственную деятельность на более высоком уровне. Нравственные понятия, которыми руководствуется подросток в дальнейшем, формируются именно в этом возрасте, а именно в учебной деятельности, под влиянием окружающей среды. Познавая новые науки, подросток формирует свой кругозор, определяется с увлечениями. Ребенок в этом возрасте выбирает индивидуальный труд, так как хочет самореализоваться в труде, совершенствоваться, выделиться – сделать что-то по своему, не как у всех. Но это осложнено тем, что есть некоторые преграды, такие как: не доверяют взрослые и не всегда есть все возможности осуществить задуманное. В школе подросткам младшего возраста особенно важно получать хорошие оценки, так как успеваемость может повлиять на положение в классе среди сверстников. По сравнению с детьми младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст – время, когда ребенок особенно стремиться познать и оценить самого себя. Подросток всегда выбирает образцом для подражания реального человека, в особенности сверстников, так как подростку проще сравнивать себя с ними, чем с взрослым человеком. Сравнение себя со сверстником позволяет подростку оценить себя с учетом реальных возможностей, так как у них одинаковые возможности. На самооценку подростка влияют сравнения себя со сверстником, мнение сверстников и оценка взрослых. Подростковый возраст – время, когда ребенок активно стремиться к познанию, у него много энтузиазма, проявляется инициативность, он даже склонен к риску. Особенно развиваются волевые черты характера: ребенок учится преодолевать трудности, быть более настойчивым в своих действиях, способен проявлять упорство. В этот отрезок жизни подросток уже в состоянии сам ставить цели и планировать их достижение. Однако это наблюдается только в каком-то одном виде деятельности. На данном этапе жизни у подростков можно наблюдать такие черты как: импульсивность, агрессивность, неуравновешенность, склонность к частой смене настроения. Часто бывает так, что подросток сначала сделает, а потом подумает, понимая, что следовало поступить иначе. Трудности, которые возникают в период подросткового возраста, связаны не только с развитием самого ребенка, но и с отношением к нему взрослых. Подросток ждет, что взрослый начнет к нему относиться иначе, но этого не происходит в силу того, что взрослый не знает о возрастных нормах. Отсюда возникают конфликты между подростками и окружающими их взрослыми людьми. У подростков появляются несколько образов «я», на которые оказывают влияние внешние факторы, посредством которых эти образы изначально могут меняться. По окончанию подросткового возраста образы «я» объединяются в «я-концепцию», которую можно считать за основное новообразование данного периода. Юношеский возраст Период юношества имеет примерные возрастные рамки – свое начало он берет в 17-18 лет, а его окончание в 21-23 года. На данном этапе жизни у человека заканчивается половое созревание, завершается процесс сепарации, происходит поиск партнера и друзей. В этом возрасте личностью достигается высокий уровень интеллектуального развития, ментальный опыт становится значительно больше, человек больше присматривается к своей индивидуальности и своему внутреннему миру. Юноши и девушки определяются с выбором профессиональной деятельности, строят как профессиональные планы, так и планы на будущую жизнь, осознанно направляю свой взгляд в будущее. Все это указывает на то, что личность переходит к этапу взрослости. В юношеском возрасте человек выходит на границу зрелости. Именно в юношеском возрасте завершается первая социализация, заканчивается бурное развитие организма. Очень часто юноши и девушки этого возраста испытывают на себе кризис идентичности. Идёт активный процесс самоопределения, утверждение мировоззрения, стремление к неповторимости, поэтому люди данного возраста проявляют большую активность, нежели подростки, в сфере коммуникации, демонстрируют более высокий уровень учебной деятельности, смотрят на свои перспективы в будущем, как в близком, так и в отдаленном. В период юношества перед человеком встает важная задача – принять решение о профессиональном будущем в плане реального выбора. В юношестве меняются потребности, происходят процессы формирования и усложнения личности. Этот период важен тем, что человеку необходимо выбрать свой жизненный путь, произвести сложные процессы, такие как самоопределение и самореализация, которые непосредственно связаны с выбором профессии. Юношеский возраст приходится на старшие классы школы, где значительно усложняется и меняется структура учебной деятельности, увеличиваются объёмы материала, которые необходимо знать, соответственно меняется уровень требований к ученикам. От старшеклассников требуют организованности, самостоятельности, четких и ясных ответов, высокий уровень производительности. Ориентирование на будущее, постановка задач личностного и профессионального самоопределения отражается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов. Основным видом деятельности становится учебно-профессиональная деятельность. Опыт, который юноши и девушки получают в старших классах школы, непосредственно связан с их жизненными смыслами, именно поэтому интерес учебе в этом возрасте возрастает. Старшеклассники больше интересуются книгами, кино, телевидением. Наблюдается самостоятельное приобретение знаний извне. Ребята понимают, зачем они учатся. Познавательные интересы получают широкий, действенный и устойчивый характер. Конкретные и определенные интересы, выбираемые старшеклассниками, напрямую связаны с будущими планами на жизнь. Объем уровня памяти значительно повышается, школьники меняют способы запоминания информации. Помимо непроизвольного запоминания, дети все чаще прибегают к осознанному, нацеленному, произвольному запоминанию чего-либо. В этом возрасте дети старших классов приобретают самоконтроль, саморегуляцию. Периоду юношества характерны такие виды мышления как формально-операциональное, формально-логическое. Это теоретическое, гипотетико-дедуктивное, абстрактное мышление. Одним из новообразований этого периода является теоретическое мышление и процесс его развития. Юноши и девушки часто задаются вопросом «почему?» Если подростков интересует увлеченность предметом, его теоретическая и практическая часть, то юношей интересует все новое и неизведанное. Они очень ценят необычную подачу знаний от учителя. Так как юношескому возрасту характерна широта увлечений, то у людей этого возраста можно наблюдать дилетантизм. Также, в этом возрасте люди склонны к тому, чтобы преувеличивать свои умственные способности, уровень знаний, считать, что они уже достаточно самостоятельны и их уровень интеллекта достаточно высок. В старших классах часто можно встретить таких учеников, которые как будто скучают во время урока, материал, подаваемый учителем, им не интересен, кажется скучным и однообразным, они считают, что этот материал им вряд ли понадобится. Задавая учителям хитрые вопросы, старшеклассники получают ответ, на который могут только пожать плечами или развести руки. Интеллектуальное развитие в данный период - это и накопление навыков и знаний, изменение структуры и свойств интеллекта, становление особой линии интеллектуальной деятельности - своеобразно-индивидуальной системы психологических средств, использующиеся человеком, стихийно или сознательно, с целью лучшей уравновешенности собственной индивидуальности с внешними, предметными условиями деятельности. Более сложные операции анализа и синтеза даются людям в юношеском возрасте значительно легче, без труда ими приводится множество аргументаций в пользу той или иной проблемы. У старшеклассников наблюдается последовательность, самостоятельность в творчестве, без особых усилий они устанавливают причинно-следственные связи, их мышление становится более критичным и устойчивым. Ж. Пиаже считал, что логика юношеского возраста - это глубокомысленная коррелированная система, отличающаяся от детской логики, она являет собой суть взрослой логики и источник элементарных форм научного мышления. В активную фазу развития приходят специальные особенности, особенно те, которые связаны с выбором профессиональной деятельности. Когнитивные структуры в юношеском возрасте принимают непростое строение, становятся своеобразными у каждого по-своему. Изменение когнитивных структур является условием создания способности к рефлексии и интроспекции. Особое внимание, как юноши, так и девушки уделяют своим мыслям, чувствам, поступкам – именно они являются содержанием их мыслительного анализа. Именно в этом возрасте люди учатся видеть разногласия между словами, действиями и мыслями, использовать лучшие обстоятельства и ситуации. Есть возможность создания идеала, например, человека и семьи, а также осуществляются попытки их реализации и происходит процесс сравнения с реальной жизнью. Один из основных психических процессов данного возраста – это создание постоянного образа «Я». Именно в этом возрасте происходит активное развитие самосознания. Условия, которые способствуют этому развитию: 1. Интеллект все также развивается - возникает абстрактно-логическое мышление; 2. На первых этапах юношества происходит открытие внутреннего мира – люди этого возраста «часто уходят в себя», получают удовольствие от своих переживаний, изменяется взгляд на мир, ими изучаются новые чувства, познаются новые ощущения своего тела. По-особому воспринимаются проблемы внутреннего, психологического характера. 3. Образы рассматриваемых людей меняются. Юноши и девушки оценивают других людей с точки зрения умственных способностей, интересов, волевых качеств, эмоций, отношения к другим людям. Более точно удается подвергать анализу поведение окружающих людей, также, не составляет особого труда объяснить его. 4. Выражение острых переживаний и появление тревожности связано с открытием внутреннего мира – люди, находящиеся на данном этапе жизни, очень боятся остаться в одиночестве, может возникнуть чувство одиночества. Образ «Я» в этом возрасте до конца не сформировано, исходя из этого, молодые люди и девушки часто чувствуют себя беспокойно и опустошенно. От этих чувств, как и от чувства одиночества, им нужно избавляться. Данные чувства компенсируются общением, которое довольно избирательно в юношеском возрасте. Общение в этом возрасте занимает одну из главных ролей в жизни человека, оно очень важно для юношей и девушек, но, несмотря на это, люди данного возраста, всё-таки, нуждаются в уединении. 5. Периоду юности и людям, переживающим этот этап жизни, свойственно преувеличение своей уникальности. В это время человеку необходимо раскрыться, почувствовать внутренний мир другого человека, благодаря чему, юноши и девушки осознают разницу между собой и остальными. 6. Возникает ощущение устойчивости во времени. Развитие временных перспектив обусловлено с умственным развитием и изменением жизненной перспективы. Временная перспектива юности распространяется на прошлое и будущее, включая в себя социальные и личные перспективы. Особую роль юноши и девушки уделяют своему будущему. Увеличивается потребность в достижении целей, ориентация сознания направлена на внутренний самоконтроль. Молодыми людьми осознается, что время необратимо. Осознание того, что смерть неизбежна, нагоняет на юношей и девушек чувство страха и ужаса, но некоторые начинают наполнять свою повседневность различными делами, увлечениями и занятиями. Именно это осознание толкает молодых людей на то, чтобы задуматься о смысле жизни. Постоянный образ «Я» - полное представление о себе. Ребята в юношеском возрасте начинают задумываться о своих перспективах и возможностях, чего они могут добиться в жизни. Ими осознаются свои качества как личности. Особое внимание, как юношами, так и девушками уделяется собственной внешности. Появление недостатков на коже в виде прыщей воспринимается ими очень резко. Самой главной проблемой является лишний вес, особенно для девушек, которые чаще юношей прибегают к диетам, что категорически запрещено в данном возрасте, так как это может вызвать осложнения. Молодые люди начинают активно следить за своими мышцами, постоянно наращивая их физическими упражнениями, а девушки хотят иметь фигуру «как на обложке журнала», приближая ее «идеалу». В период юношеского возраста осуществляется профессиональное, личностное самоопределение. Сообразно понятию И.С. Кона, самоопределение профессиональное подразделяют на некоторое количество ступеней. 1) Детская игра. Примеряя на себя игровую роль представителя разнообразных профессий, ребенок "проигрывает" какие-либо элементы поведения, связанного с ними. 2) Фантазия подростковая. Ребенок подросткового возраста воображает себя в роли заинтересовавшей его профессии. 3) Ориентировочный выбор профессии. При рассматривании специальностей молодежь руководствуется на первых порах своими интересами - "Мне интересна математика. Буду учителем математики", потом способностями - "Я хорошо осваиваю иностранный язык. Стану переводчиком", а затем системой ценностей - "Хочу творческую работу". 4) Практическое принятие решения. Осуществляется конкретно выбор специальности, включающий в себя составляющие: выбор определенной профессии и определение уровня квалификации труда, продолжительности и объема подготовки к нему. Выбор профессии определяется социально-психологическими условиями. Если в семье, где воспитывается юноша, у родителей есть высшее образование, то очень велика вероятность того, что их ребенок захочет также иметь диплом об окончании высшего учебного заведения – это социальное условие. Компоненты психологической готовности к самоопределению: - развитость на значительном уровне психологических структур - основ гражданского и научного мировоззрения, теоретического мышления, развитой рефлексии, самосознания; - сформированность потребностей, способствующих содержательной наполненности личности - потребность в труде, общении, временные перспективы, ценностные ориентации, нравственные установки; - возникновение предпосылок индивидуальности, чему способствуют осознание и развитие собственных интересов, способностей и критического к ним отношения. При выборе профессии очень важно, чтобы молодежь была достаточно осведомлена о профессиях, между которыми идет выбор. Не менее значимую роль играет, насколько хорошо знает самого себя человек. Зачастую молодые ребята и девушки мало знают о рынке труда, его условиях и содержании, деловых и профессионально-личностных качествах, которые требуются в той или иной профессии, что ведет к неправильному выбору. Очень важно, чтобы человек четко осознавал, что он может делать, а что нет, умел адекватно оценивать свои способности и возможности. Период юношества очень значимый отрезок в жизни каждого человека. Именно на этом этапе встает вопрос о выборе жизненного пути, создании семьи, выбора профессии. Новообразованиями юношеского возраста являются: система ценностных ориентаций, мировоззрение, большая свобода от мнения людей. Понятие мотивации Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен [К. Madsen, 1959]; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас, 1990). Особенности мотивации подростков Рассматривая мотивационную сферу подростков, следует обратить внимание на те новообразования, которые представляют начало перемен в мотивации подростка. При исследовании мотивации подросткового возраста следует учесть: биологические изменения (половое созревание), психологические изменения (осложнения в формах мышления, развитие самосознания, расширение сферы волевой активности), социальную жизнь подростка. В подростковом возрасте создается иерархическая система мотивов. Мотивы подростков становятся постоянными, они возникают на основе осознанного принятия решения, выбора, поставленной задачи, цели. У подростка появляется возможность управлять своими потребностями, так как возникают потребности косвенного характера. Молодыми людьми строятся долгосрочные планы и перспективы на жизнь. Подростковый возраст – это время активного развития эмоциональной сферы человека. А, как известно, мотивация непосредственно связана с эмоциями. Эмоционально ценностное отношение человека к миру, оценочные отношения выражают значимые для человека моменты и составляют ту общую обширнейшую сферу, в пределах которой развертываются не только пассивно-эмоциональные процессы, переживания, но и активно-действенные, актуальные мотивационные процессы. Мотивация поведения принципиально не возможна вне пределов эмоциональной, мотивационно ценностной сферы. Эмоции как бы задают ориентир человеку, показывая, что для него является значимым и важным, а что нет. Это помогает человеку целесообразно распределять свои энергетические силы. Еще одна из функций эмоций это установка на тот или иной функционально-энергетический уровень жизнедеятельности, примером такой установки может выступать настроение человека. Эмоции, таким образом, выполняют важную функцию в регулировании динамической, функционально-энергетической стороны мотивации. Мотивация детей в подростковом возрасте, структура ее мотивов, связанная с учебной деятельностью, влияние учебы на образование мотивов изучены достаточно глубоко, но информации о мотивах других видах деятельности довольно мало. Общественно полезная деятельность, ее мотивы играют наиважнейшую роль в подростковом возрасте в развитии мотивационно-потребностной сфере личности. Именно в этой деятельности формируются, как личностное самоопределение, так и социально-нравственные мотивы. Сильное влияние на становление мотивации оказывает способность к адаптации. Чем выше адаптивность учеников, тем больше шансов, что они будут активно включены в учебный процесс, что является одним из условий изменения мотивационной сферы человека. Ребята с высокой адаптивностью усваивают тот материал, который поможет им в дальнейшем личностном росте и развитии, в то время как ребята с низкой адаптивностью усваивают только то, что помогает им сохранять уже имеющийся уровень развития личности. Мотивацией предопределяется целенаправленность деятельности, а также ее упорядоченность и стабильность. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют большую роль в системе мотивационных факторов. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: