- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Определение мотивации к занятиям спортом у подростков на примере фигуристов 10 – 12 лет
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011202 |
Тема: | Определение мотивации к занятиям спортом у подростков на примере фигуристов 10 – 12 лет |
Содержание
62 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Факультет физической культуры и спорта Кафедра ФКиОСД Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» на тему: «Определение мотивации к занятиям спортом у подростков на примере фигуристов 10 – 12 лет» Исполнитель: Студентка группы 16-131 Балцун Наталья Олеговна Научный руководитель: К.Пс.Н., доцент Соколовская Светлана Владимировна Нижний Новгород 2017 Оглавление ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......4 ГЛАВА 1.Анализ литературы по проблеме мотивации подростков к занятиям спортом…………………………………………………………………………….9 1.1. Понятие мотивации…………………………………………………………..9 1.2. Особенности мотивации подростков………………………………………10 1.3. Мотивация в спорте…………………………………………………………12 1.4.Связь тревожности c мотивацией подростков к занятиям спортом……...14 1.5. Мотивация подростков к занятиям спортом………………………………17 1.6. Специфика фигурного катания, как вида спорта…………………………20 1.7. Выводы к 1 главе……………………………………………………………21 ГЛАВА 2.Организация опытной проверки мотивации подростков к занятиям спортом…………………………………………………………………………...24 2.1. Организация исследования мотивации подростков………………………24 2.2. Методы исследования мотивации подростков……………………………24 2.3. Методика «Мотивы занятий спортом»……………………………......…..25 2.4. Опросник«Учебная мотивация»…………………………………………..26 2.5. Методика «определения уровня тревожности» ………………….....…...27 2.6. Методы математической статистики………………………………………37 Выводы ко 2 главе……………………………………………………………….28 ГЛАВА 3. 3.1. Результаты исследования по методике «Мотивы занятий спортом»…..30 3.2 Результаты исследования по методике «Учебная мотивация»…………..35 3.3. Результаты исследования по методике «определения уровня тревожности»…………………………………………………………………….38 3.4.Выводы к 3 главе…………………………………..………………………...39 Заключение…………………………………………………………………...….44 Список литературы…………………………………………………………...…47 Приложения……………………………………………………………………...50 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время весьма актуальными становятся проблемы, связанные с развитием и построением спортивной мотивации подростков. Так как именно спортивная мотивация имеет большое значение для успешного выступления на соревнованиях. Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, так как в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами. Проблема формирования спортивной мотивации подростков лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного спорта. Большую роль играет положительная мотивация для эффективности тренировок и успешного выступления на соревнованиях. Высоко мотивированный спортсмен более эффективно реализует свой потенциал, а главное он способен на максимальную отдачу всех своих физических и духовных сил. Спортивная деятельность характеризуется высокой экстремальностью, предъявляет повышенные требования к личности спортсмена, особенно к сфере самосознания и воли. Настрой на победу, обще личностная и волевая готовность в значительной степени определяют успешность выступления на соревнованиях. Цель исследования: изучение содержания мотивов занятия спортом среди спортсменов подросткового возраста, имеющих 1 и 2 спортивные разряды, КМС, МС, МСМК в фигурном катании на конькахи факторов, влияющих на ее формирование. Объект исследования: мотивация спортсменов - подростков Предметом исследования: влияние мотивации на результаты спортивной деятельности спортсменов - подростков Гипотеза:предполагается, что высокий уровень мотивации положительно влияет на результаты спортивной деятельности спортсменов – подростков, а изучение методов по увеличению мотивациии их практическая реализации, включая анализ отношения к обучению, адаптацию к соревнованиям в фигурном катании, улучшит психоэмоциональное и физическое состояние спортсменов.Также мы предполагаем, что уподростков занимающихся фигурным катанием преобладает внешняя мотивация, связанная с чувством долга, а также более выражены внутренние мотивы саморазвития. Задачи: 1) Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме мотивации спортсменов. 2)Определить особенности мотивации спортсменов. 3) Экспериментально проверить уровень мотивации к занятиям спортом среди фигуристов 10-12 лет. 4) Экспериментально проверить уровень мотивации к занятиям в школе среди фигуристов 10-12 лет 5) Экспериментально проверить уровень тревожности у фигуристов 10-12 лет. 6) Определить методический инструментарий, позволяющий изучить особенности спортивной мотивации в социально-психологическом контексте и осуществить сравнительный анализ ее структуры. 7)На основании проведенного исследования сформулировать итоговые выводы и разработать практико-ориентированные рекомендации для более эффективной подготовки профессиональных спортсменов. Методы исследования: 1) Анализ научно-методической литературы 2) Опрос; 3) Контрольные тесты; 4) Методы математической статистики (сравнительный анализ, корреляционный анализ (коэффициент корреляции r-Пирсона)) Экспериментальная база: девочки и мальчики 10-12 лет, занимающиеся фигурным катанием в ФОК «Кварц». Положения, подлежащие защите: У представителей индивидуальных видов спорта в структуре мотивации преобладают внутренние мотивы. Чем выше внутренняя мотивация «узнавания нового», а также внутренняя мотивация «саморазвития», тем в большей степени выражена направленность на дело и коллективистические ценностные ориентации, проявляющиеся при взаимодействии с семейным окружением. В свою очередь, выраженность внешних мотивов «долженствования» и «социального одобрения» способствует формированию индивидуалистических ценностных ориентации, проявляющихся при взаимодействии с друзьями и сверстниками. В структуре мотивации спортсменов КМС, МС, МСМК в большей степени выражены внутренние мотивы, а в структуре мотивации 1 и 2 спортивных — внешние. На протяжении младшего школьного возраста изменяется значимость (выраженность) трех групп учебных мотивов - социальных мотивов учения, познавательных мотивов и мотивации достижения. Динамика изменения выраженности разных мотивов различна: возможно постепенное снижение (мотив получения высокой отметки), увеличение в конце периода (ориентация на будущее), рост, переходящий в плато (познавательная мотивация), повышение в начале и в конце обучения в начальных классах (мотивация избегания неудачи), сохранение стабильного уровня представленности мотива (долг перед учителем). Становление учебной мотивации связано со стилем руководства классом: при авторитарном стиле в большей мере развиваются мотив получения высокой отметки и мотивация избегания неудачи, при демократическом стиле - познавательная мотивация. Наиболее гармонично учебная мотивация развивается при относительно высокой успешности учения, т.е. у детей, успевающих на «5» и «4» (хорошистов). У отличников и троечников менее выражена познавательная мотивация; они больше ориентированы на получение отметки и на избегание неудачи. В подростковом возрасте происходит соподчинение мотивов на надситуативном уровне, интенсивно развивается духовно-нравственная мотивация и соответствующие ей ценностные ориентации. Тревожность как устойчивая личностная черта формируется только в подростковом возрасте. Тревожность как психическое свойство оказывает неоднозначное действие на эффективность деятельности. Тревожность до определенного момента может стимулировать деятельность, оказывать мобилизующий эффект, но, преодолев рубеж «зоны оптимального функционирования» личности, достигнув своей интенсивности, начинает производить дезорганизующий эффект. Теоретическая значимость исследования:заключается в том, что уточнены и обоснованы определения ряда понятий, относящихся к мотивации занятий спортом подростков, исследованы различные подходы к понятию «мотивация», сформулированы конкретные предложения по работе тренеров со спортсменами – подростками. В результате проведенной работы были сформулированы теоретически значимые выводы и предложения по поднятию уровня замативарованность подростков к занятиям спортом. Практическая значимость исследования:результаты исследования помогут определить уровень мотивации к спортивной деятельности у подростков, определить мотивы посещения занятий, а также послужат рекомендациями для более эффективной подготовки профессиональных спортсменов. Новизна:формирование мотивов занятия спортом проходит ряд этапов: 1 этап - мечта о высоких спортивных достижениях; 2 этап - вовлечение в спортивную деятельность эмоциональных компонентов; 3 этап - прагматичность, рациональность занятия спортом на основе личного отношения к спорту и самооценки личных качеств. Структурирование мотивов спортсмена - подростка происходит на стадии формирования личного отношения к занятию спортом. На приоритетность мотивов, особенности структуры мотивов занятия спортом высших достижений оказывают влияние специфика вида спорта, уровень спортивных достижений, возраст, пол, спортивный стаж спортсмена, а также самооценка своих личных качеств. Структура дипломной работы:дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы составляет 62 страницы, из них 43 страницы основного текста, в который входят 4 таблицы и 4 рисунка, 3 страницы - список литературы, 11страниц – приложения. ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ 1.1. Понятие мотивации Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье "Четыре принципа достаточной причины". Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа), в другом случае — как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [20]. Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласноВ.Д. Шадрикову, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. В. А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев), т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ) [11]. В.Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае тоже имеется отождествление мотива с мотивацией. В.Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей, и с этим нельзя не согласиться [12]. Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка). 1.2. Особенности мотивации подростков В период подросткового возраста появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания), происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным, то же, что имеет отношение к игре, становится менее важным. В то же время у подростков по-прежнему заметно преобладание мотивов над мотивационными установками, так как в основном ими ставятся цели на ближайшее будущее, связанное с настоящими событиями. По-прежнему ведущими являются «непосредственно действующие мотивы» (Л.И. Божович), а принимаемые намерения «идут на поводу» у непосредственных побуждений, желаний (Л.C.Славина). У подроствков появляются новые социальные установки, новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, с необходимостью получения образования («быть грамотным»). Реально действующим мотивом является получение высокой отметки или похвалы; ради их получения ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание.[8] В соревновательной деятельности у подростков встает на первый план мотив работы на себя, по данным Н. Н. Власовой. Усиливается роль «внутреннего фильтра» в процессе мотивации и потому, чтоподростки ориентированы на самооценку, имеющую большое значение при формировании мотива. Очень важно и то, что у подростков развивается смысловая ориентировочная основа поступка — звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это позволяет более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения последствий и поэтому исключающий импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Прежде чем действовать, подросток начинает размышлять. У него начинает формироваться предусмотрительность. При этом происходит переход от мотивов только «знаемых» к мотивам «реально действующим» [4]. Подростки в большей мере, чем дети, способны подавлять свои желания ради блага других. Начинает функционировать возвратный механизм формирования мотива, о котором говорит А.А. Файзуллаев. У них совершенствуется умение планировать свои действия. Социальные мотивы учения по-разному выражены у школьников с разной успеваемостью. Как отмечает И.Ю. Кулагина, мотивы неуспевающих школьников специфичны. При наличии сильного мотива получения хорошей отметки и одобрения круг их социальных мотивов учения сужен[14]. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки или одобрения взрослых. У слабо успевающих школьников начальных классов мотив достижения выражен значительно хуже, а в ряде случаев вообще отсутствует. Престижная мотивация, связанная с соперничеством со способными одноклассниками, присуща хорошо успевающим учащимся с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается[17]. Мотив избегания неудачи присущ как хорошо успевающим, так и плохо успевающим учащимся младших классов, но к окончанию начальной школы у последних он достигает значительной силы, так как мотив достижения успеха у них практически отсутствует. В этом же возрасте школьники испытывают потребность реализовывать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но и как преобразователи[19] 1.3. Мотивация в спорте Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры. На начальном этапе причинами прихода в спорт могут быть: 1. Стремление к самосовершенствованию; 2. Стремление к самовыражению и самоутверждению; 3. Социальные установки; 4. Удовлетворение духовных и материальных потребностей[8]. Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. И.Г. Келишев выделяет мотив внутригрупповой симпатии как начальный мотив занятий спортом. Он выявил, что на начальном этапе спортивной карьеры этот мотив занимает важнейшее место. Сущность его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей и сверстников, т. е. чтобы быть вместе и постоянно вступать в контакты друг с другом. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении [10]. Американский психолог Б.Дж. Кретти среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет: - стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы преодолевать препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха — это один из мощных мотивов спортивной деятельности; - стремление к совершенству; - повышение социального статуса; - потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива; - получение материальных поощрений [10]. Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения успеха. Например, Л.П. Дмитриенкова показала, что спортсмены, имеющие высокий уровень мотива достижения успеха, имеют хорошо осознанные цели и не только стремятся достичь высоких результатов и утвердиться в роли лидера, но и обладают хорошо развитым чувством долга и ответственности перед тренером. Для спортсменов с низкой потребностью достижения успеха, наоборот, характерно отсутствие четко поставленных целей; в связи с этим у них преобладают более опосредованные мотивы занятий спортом: любовь к избранному виду спорта, эстетическое наслаждение, получаемое в процессе занятий и т.д. Л.П. Дмитриенкова делает вывод, что у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов средней квалификации [2]. Ю.Ю. Палайма выделил, чтоуспешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов,возможны только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Пренебрежение одним из них, игнорирование того либо другого мотива одинаково приводит к негативным результатам [17]. Доминирование мотивов, подтверждают данные Е.Г. Знаменской; спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований. 1.4.Связь тревожности c мотивацией подростков к занятиям спортом Тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство, индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к переживанию тревоги [8]. Личностная тревожность представляет собой устойчивое образование, проявляющееся в разлитом, хроническом переживании соматического и психического напряжения, к склонности к раздражительности и беспокойству даже по незначительным поводам, в чувстве внутренней скованности и нетерпеливости [2]. Таким образом, термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдаются состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительной большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности [9;10]. В этом статусе тревожность впервые была описана З.Фрейдом, который для описания «свободно витающей», разлитой тревожности, являющейся симптомом невроза, использовал термин, означающий в буквальном переводе «готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги» [31]. В настоящее время отношение к явлению тревожности в российской психологии существенно изменилось, и мнения относительно этой личностной особенности становится менее однозначными и категоричными. Современной подход к феномену тревожности основывается на том, что ее не стоит рассматривать как изначально негативную черту личности; она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации. Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности[14]. В современной психологии тревожность рассматривается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидуальное, и как личностное свойство человека. Первая точка зрения принадлежит В.С. Мерлину,который трактует тревожность как обобщенную характеристику психической деятельности, связанную с инертностью нервных процессов, то есть как психодинамическое свойство темперамента [8]. Вторая точка зрения (Прихожан А.М.) трактует тревожность как личностное свойство, которое формируется в результате фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения [6]. Так, А.М. Прихожан выделяет два типа тревожности: беспредметную тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами; тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и обобщения. При этом первый вариант тревожности обусловлен особенностями нервной системы, то есть нейрофизиологическими свойствами организма, и является врожденным, в то время как второй связан с особенностями формирования личности в течение жизни[17]. Исследования А.М. Прихожан показали, что существуют различные формы тревожности, то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности.[7] Открытая тревожность – сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах: острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека; регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться человеком в качестве стимула для выполнения соответствующей деятельности, что, впрочем, возможно преимущественно в стабильных, привычных ситуациях; культивируемая тревожность, связанная с поиском «вторичных выгод» от собственной тревожности, что требует определенной личностной зрелости (соответственно, эта форма тревожности появляется только в подростковом возрасте). Скрытая тревожность – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание пальцами по столу и т.д.):[19] неадекватное спокойствие уход от ситуации. По мнению Прихожан А.М., устойчивым личностным образованием тревожность становится к подростковому возрасту. До этого момента она является производной широкого круга социально-психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные и типизированные ситуационные реакции. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я-концепцией ребенка, становясь тем самым собственно личностным свойством [6]. В этом возрасте тревожность возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаще всего связанного с нарушениями отношений со значимым другими[5]. Важно также отметить, что, по исследованиям А.М. Прихожан, тревога начинает оказывать мобилизующее влияние только с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы[6]. 1.5. Мотивация подростков к занятиям спортом Подростковый возраст является самым трудным в формировании мотивов для занятий спортом. Именно в этот период чаще всего происходит «переоценка ценностей». Многие покидают спортивные секции. Важной причиной ухода девушек является неудачная «спортивная карьера», отсутствие способности добиться высокого спортивного результата, а также личные предпосылки уйти из секции, например, влюбленность или «есть девушка, добившаяся результатов лучших, чем я»[14]. Целью управления процессом формирования мотивов для занятий спортом у подростков 10-12 лет является правильная организация мотивационных моментов в начальном освоении этого вида спорта. [7]. В. А. Зобков, изучавший условия формирования мотивационной сферы подростков, обнаружил, что в зависимости от содержания доминирующих мотивов занятия спортом их можно разделить на две группы: «спортивно-деловой» и «личностно - престижной"мотивации. Для подростков с преобладанием спортивных и деловых мотивов характерно стремление к достижению спортивного результата, чувство социальной ответственности, активная жизненная позиция в системе отношений спортивной группы. И, как следствие, более высокая психологичекая готовность. Общей чертой спортсменов с преобладанием лично-престижных мотивов является стремление к личному самоутверждению с помощью спорта, стремление получить положительные оценки окружающих в ущерб задачам спортивной деятельности, страх поражения, и т.п.Они отличаются эмоциональной нестабильностью во время выступлений на соревнованиях, что приводит к снижению конкурентоспособности. В этой ситуации тренер может в процессе постановки цели либо увеличить концентрацию внимания на задаче, либо создать, связанную с эго, установку. Первое достигается за счет настроения к усилиям, упорной работе и конкретным личным достижениям, анализу ошибок, которые являются частью процесса обучения, и что каждому спортсмену хочется почувствовать, что он играет важную роль. Второе возникает в процессе сосредоточения внимания на том факте, что необходимо превзойти своих друзей, невозможность совершить ошибку и представление о том, что вознаграждаются только «звезды»[10]. По словам В.В. Петровского, в развитии спортивных навыков особую роль играет этап базовой подготовки, когда закладывается комплексная физическая, ментальная и морально-волевая тренировочная база, обеспечивающая достижение результатов международного класса на этапе высшего спортивного мастерства. Продолжительность этого этапа должна составлять не менее 3-4 лет. Ошибки на этом этапе обучения, заключающиеся в усилении подготовки и участия спортсмена в различных соревнованиях, вызывают непоправимые отрицательные биологические и психологические изменения, которые приводят к тому, что происходит процесс быстрого роста спортсмена, он переходит в группу высокого класса спортсменов и много лет «стоит на месте» или уходит в отставку, не раскрывсвои особенности. Определение возраста, в котором можно начать многолетнюю тренировочную деятельность, является одним из наиболее важных вопросов для обеспечения его эффективности. Отправной точкой для этого являются: возрастные и гендерные характеристики развития детей, возраст, в котором они достигают первых больших успехов, и среднее количество лет, необходимых для прохождения пути от новичка до мастера спорта[23]. Дисгармоничный поток личного развития спортсменов-подростков, занимающихся профессиональным спортом, связан с усложнением условий для формирования полноценной Я-концепции из-за ограниченного социального опыта, из-за концентрации внимания на улучшении спортивного мастерства, с увеличением вероятности в личных конфликтах из-за несоответствия между нормами и ценностями, регулирующими отношения с социальной средой в спорте и за ее пределами, с частым эмоциональным стрессом, личными и коммуникативными трудностями, преодоление которых означает, что молодых спортсменов из-за собственных возрастных характеристик недостаточно[24]. Источниками проблем личностного развития подростков в условиях ранней специализации являются несовершенство отбора, что приводит к сбоям из-за несоответствия ожидаемых и фактических достижений; несогласованность специального и общего образования по содержанию и организации, что приводит к снижению мотивации занятий спортом, сужению социального опыта; доминирование в отношениях со сверстниками, усиливая потребность в психологической поддержке[12]. Таким образом, можно констатировать, что ранняя профессионализация в спорте, направленная на решение проблемы подготовки высококвалифицированных спортсменов, может представлять угрозу личному развитию спортсменов. 1.6. Специфика фигурного катания, как вида спорта Фигурное катание — конькобежный вид спорта, относится к сложнокоординационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов под музыку[30]. Рост профессионализма в фигурном катании на коньках нельзя гарантировать лишь растущим объемом и насыщенностью тренировочных нагрузок. Эффективность многопланового процесса подготовки фигуристов может и должна быть повышена за счет использования таких средств и воздействий, которые способствовали бы раскрытию внутренних резервов спортсменов[11]. Точность и надежность управления движениями при выполнении спортивных упражнений зависят от того, насколько развиты у спортсмена психические процессы, участвующие в саморегуляции двигательной деятельности (ощущения, восприятия, представления, мышление). На их базе формируется и совершенствуется техника фигурного катания на коньках. Психологическими основами технической подготовки можно считать целенаправленное совершенствование тех процессов, которые обеспечивают регуляцию движений, характерных для обязательной и произвольной программ всех видов катания[13]. Для того чтобы почувствовать ребро конька, фигурист должен обладать отчетливыми и точными мышечно-двигательными ощущениями, которые развиваются и совершенствуются в процессе овладения упражнениями обязательной программы. Но совершенствуются они медленно. В соревнованиях фигурист работает, используя знания, умения и навыки, полученные и закрепленные в процессе тренировки. Формирование важных для выполнения соревновательных программ умений и навыков, их объем, и качественная характерность находятся в зависимости от условий, в которых совершается подготовка фигуриста и которые равномерно становятся привычными. Однако соревновательные условия существенно отличаются от привычных условий тренировки. Эти отличия сводятся в основном к следующим утверждениям: 1. соревнования играют значительную роль в жизни спортсмена; в соревнованиях всегда есть соперники; 2. выступление на соревнованиях оценивают судьи; 3. фигурист располагает всего одной зачетной попыткой в каждом упражнении; 4. время для принятия самостоятельного решения часто ограничено; 5. соревнование может проходить в непривычных климатических, временных, метеорологических условиях и сопровождаться нежелательными воздействиями со стороны соперников, судей, зрителей и даже товарищей по команде[30]. 1.7. Выводы к 1 главе Целью психологической подготовки спортсмена к соревнованиям можно считать формирование его психического состояния, в котором он может в полной мере использовать свою функциональную и особую готовность для реализации максимально возможного результата в соревновании. Противостоять многим предсоревновательным и соревновательным ситуациям, которые оказывают негативное влияние и вызывают несоответствие функций, то есть демонстрируют высокую надежность конкурентной деятельности. Ученые различают в психологической подготовке спортсмена несколько задач: формирование мотивации; развитие психомоторных качеств, развитие сферы психических процессов (внимание, память, мышление); Знакомство с конкурсным процессом; подборка самых перспективных спортсменов. Мы считаем, что основополагающей чертой психологической подготовки спортсмена является формирование мотивации к занятиям спортом. Поскольку именно в подростковом возрасте наиболее выражено ее отсутствие, так как подростки в свободное время предпочитают проводить за компьютером, на диване с наушниками в ушах, во дворе в компании себе подобных, отсюда и отсутствие интереса к занятиям спортом. Подростковый возраст является самым трудным в формировании мотивов для занятий спортом. Мотивы для занятий спортом можно разделить на «спортивно-деловой» и «лично-престижный». Для спортсменов подросткового возраста особое значение в организации учебной работы имеет внутренняя стимуляция их познавательной деятельности, то есть развитие их познавательных потребностей, интересов и мотивов для занятий спортом. Но стимулы и мотивы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда тренеры обращают внимание на этот аспект работы. На протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Она определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры. Взгляд Р.А. Пилоянома наиболее соответствует нашему взгляду на проблему мотивации подростков к занятиям спортом. Он определяетмотивацию как «...особое состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата». Тревожность как устойчивая личностная черта формируется только в подростковом возрасте. Тревожность как психическое свойство находится в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. Тр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Научная необходимость занятий спортом школьников, разработать и экспериментально апробировать педагогические условия и методику к занятиям борьбой в условиях общеобразовательной школы
- Мотивации, побуждающие людей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям спорта
- Особенности мотивации подростков