VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности международно-правового регулирования участия детей в вооруженных конфликтах.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001741
Тема: Особенности международно-правового регулирования участия детей в вооруженных конфликтах.
Содержание






















     План

Введение
Глава 1. Особенности международно-правового регулирования участия детей в вооруженных конфликтах
1.1. Положения Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв вооруженных конфликтов 1977 г.
1.2. Положения Конвенции о правах ребенка 1989 г. и Факультативного протокола к ней от 25.05.2000по защите детей в ходе военных действий 
Глава 2. Анализ нарушений международно-правовых норм, связанных с вовлечением детей в военный конфликт в Сирии
2.1. Действия по вербовке детей в ИГИЛ как нарушающие международно-правовые нормы. Вовлечение детей в занятие террористической деятельностью как нарушение норм международного права 
2.2. Несовершеннолетние дети-солдаты на сирийской войне
Глава 3. Ответственность за нарушение норм международного права о положении детей в условиях войны 
3.1. Применение общих норм об ответственности за нарушение прав детей во время вооруженных конфликтов
3.2. Положения международных договоров, предусматривающих ответственность непосредственно за нарушение прав детей во время вооруженного конфликта
Заключение
Библиография


ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования. По данным ООН с начала конфликта, вспыхнувшего в Сирийской Народной Республике в 2011г. в стране погибло более 210.000 человек и среди погибших около 10.664детей1.Сегодня сотни тысяч детей по всему миру оказываются вовлеченными в различные вооруженные конфликты – это около 80%. Имеют место разные формы влияния на детей, например: насилие, ущемление прав и свобод, использование детей в качестве солдат.
     Вербовка детей представляет собой серьезную угрозу для каждого государства и общества. Многих детей похищают и принуждают вступить в ряды незаконных формирований, часть из них вступает в вооруженные группировки лишь ради того, чтобы спастись от бедности или защитить свои семьи.
     Так, согласно нормам международного права вербовка детей является нарушением. Однако обеспечить защиту в отношении их получается не всегда.
     В основе этой системы лежат нормы обычного гуманитарного права; IV Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.; Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям 1977 г.; Конвенция о правах ребенка 1989 г.; Конвенция о наихудших формах детского труда 1999 г.; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах 2000 г.; Резолюции Совета Безопасности 1539 (2004 г. Дети и вооруженные конфликты) и 1612 (2005 г. Дети и вооруженные конфликты). 
     Несмотря на значительный перечень указанных источников правовой охраны детей в условиях действующих вооруженных конфликтов, многие права ребенка нарушаются. Положения Римского статута, действующего Международного уголовного суда, в котором предусмотрены санкции для лиц, существенно нарушивших нормы права, касающиеся детей, не оказывают превентивного воздействия.
     На настоящий момент, по сведениям СМИ, члены террористических организаций непосредственно вербуют семьи для отправки, участия в войне. Дети обладают доступом к сайтам, содержащим экстремистский характера, к сведениям о технических свойствах оружия, взрывчатки2. 
     Несмотря на значительное признание в праве необходимости охраны населения, данная проблема имеет особую актуальность. Исследование современных войн определяет, что возникли новые виды вооруженных конфликтов. Их спецификой считается постепенное стирание разграничения между комбатантами, населением как объектов, субъектов войны, увеличение роли экономических факторов в войне (часто выигрывает сторона, которой непосредственно удастся быстрее уничтожить экономическую мощь противника, что предполагает нанесение ударов не только по военным объектам), развитие военной техники (значительные масштабы уничтожающего действия современного оружия сильно затрудняют его точечное применение) (Югославия, Ангола и т. д.). В итоге в современных конфликтах главные потери приходятся на часть гражданского населения, непосредственно включая детей как самую уязвимую часть последнего.
     Вопрос о правовой защите детей поднят международным гуманитарным правом. Прежде всего в период после Второй мировой войны, которая оставила сильный отпечаток в истории. На тот момент дети не выделялись в особую категорию, требующую защиты. Защита детей проходила в границах охраны всего гражданского населения, базирующейся на принципе гуманности.
     Данная работа является попыткой исследования современного состояния различных аспектов международно-правового регулирования положения детей в период вооруженных конфликтов, прежде всего с учетом современного международного конфликта на примере Сирии. Кроме того, исследование темы предоставляет возможность получить более глубокое представление о положении детей во время военных действий, позволяет понять тенденции развития международно-правовых норм, регулирующих правоотношения в данной области.
     Все это предопределяет значимость и актуальность выбора темы исследования.
     Степень научной разработанности темы. Правовое положение детей во время военных действий и вопросы, которые касаются защиты и реализации их прав, представляют интерес для ученых в области международного права. Так, изучением и разработкой данной темы среди отечественных ученых занимались В.В. Алешин, С.В. Бахин,  А.В. Белов, И.П. Блищенко, Р.М. Валеев, В.С. Верещетин, А.Г. Волеводз, Л.Н. Галенская, С.В. Глотова, И.К. Городецкая, А.Я. Капустин, В.А. Карташкин, А.Р. Каюмова, Ю.М. Колосов, И.И. Котляров, Л.В. Корбут, Г.И. Курдюков, И.И. Лукашук, И.С. Марусин, Т.Д. Матвеева, А.Б. Мезяев, О.П. Мирошниченко, О.В. Пишкова, А.С. Подшибякин, С.В. Поленина, М.Г. Смирнов, Т.А. Титова, О.И. Тиунов, Е.Н. Трикоз, С.В. Черниченко, О.Н. Яцентюк и др.
     Особый вклад внесли и зарубежные ученые, такие, как: Т. Бетанкурт, 
Д. Бонн, Р. Виллиамсон, Э. Давид, М. Дутли, М. ДеСилва, Л. Досвальд-Бек, 
Ф. Кальсховен, Ф. Крилль, Г. Машел, Д. Платтнер, Р. Чарвин, Ж.-М. Хенкертс, 
Д. Энью.
     Обращались к проблеме незаконной вербовке детей в одной из стран Латинской Америки такие российские исследователи: В.И. Буренко, З.В. Ивановский, В.А. Крючков, В.Г. Ледяев, В.А. Ситаров, О.Ф. Шабров.
     Между тем, комплексные работы на тему международной защиты прав детей во время вооруженных конфликтов, особенно в Сирии, отсутствуют. 
     Объектом исследования является система общественных отношений, касающихся вопроса защиты прав ребенка на международном уровне в условиях вооруженного конфликта.
     Предметом исследования выступают международно-правовые отношения защиты детей об участии в военных действиях.
     Цель работы состоит в выявлении особенностей международно-правового регулирования защиты детей от участия в вооруженных конфликтах. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
     1. Изучить положения Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв вооруженных конфликтов 1977 г.
     2. Проанализировать нормы Конвенции о правах ребенка и Факультативного протокола к данному документу в части защиты детей во время военных действий.
     3. Установить действия по вовлечению детей в занятие террористической деятельностью как нарушение норм международного права
     4. Рассмотреть различные аспекты ответственности за нарушение норм международного права о вовлечении детей в военные действия.
     Теоретическая основа исследования. В работе были использованы труды российских ученых: А.Х.Абашидзе, Е.С. Алисиевич, Ф.Р. Ананидзе, Г.П. Жуков, В.А. Карташкин, Н.Ф. Кислицына, А.Е. Конева, М.Н. Копылов, Е.В. Мартыненко, Н.В. Остроухов, Н.С. Семенова, А.М. Солнцев, Г.С. Стародубцев, А.А. Сырхаев.
     Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты (конвенции, договоры, декларации, касающиеся защиты прав детей), документы Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности ООН, решения и резолюции других международных организаций, судебная практика международных уголовных судебных органов.
     Структура исследования обусловлена целями и задачами настоящей работы и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
     1.1 Положения Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв вооруженных конфликтов 1977 г
     На сегодняшний день Женевские конвенции являются ядром современного международного гуманитарного права. Они предоставляют «возможность, если не полного, то хотя бы частичного решения»3 вопросов, касающихся вооруженных конфликтов или гражданских войн. По словам ученых, истинная ценность данных Конвенций «кроется не только в том добре, которое они помогают сделать»4, но, вероятно, - в еще большем зле, которое они предотвращают. 
     Порядка 25 статей Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним регламентируют порядок защиты детей в ходе вооруженных конфликтов. Это правила «о запрете смертной казни, обеспечении доступа к продовольствию, медицинской помощи и образованию»5, а также содержанию под стражей, разлуке с родителями и пр. 
     До Женевских конвенций использовались конвенции Гаагские: 2-я Гаагская 1899 г. и 6-я Гаагская 1907 г. В преамбулах данных документов присутствовала так называемая «оговорка Мартенса», гласившая, что в случаях, которые не предусмотрены международными соглашениями, как гражданское население, так и воюющие должны оставаться «под защитой и действием начал международного права»6. Кроме того, в Гаагском положении о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. (приложение к 6-й Гаагской конвенции 1907 г.) отмечались особые гарантии, предоставляемые гражданскому населению в ходе войны.
     Между тем, после окончания ВОВ мировое сообщество нуждалось в новой системе правовых норм, ориентированных на регулирование вооруженных конфликтов. Такую задачу выполнили четыре Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г. 
     Безусловно, события, происходящие на тот момент в мире, различные международные и внутренние вооруженные конфликты подтверждали значимость вышеуказанных нормативных правовых актов. Стоит подчеркнуть, что в Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женевская конвенция I) были закреплены нормы, которые регулируют «правовое положение раненых и больных, санитарных формирований и учреждений»7.
     Женевская конвенция об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женевская конвенция II) определила правила обращения с данными категориями лиц. Правовой акт закрепил также термин «кораблекрушение», отметив, что оно относится к любому «кораблекрушению, независимо от обстоятельств, при которых оно произошло»8, даже в случае вынужденной посадки самолетов на море или их падение в море. В документе говорилось о том, что в процессе оказания помощи не должно быть никаких различий между гражданскими лицами и военными. Каждому необходимо обеспечить гуманное обращение и уход.
     В положениях Женевской конвенции об обращении с военнопленными (Женевская конвенция III) были регламентированы правила обращения с военнопленными: возможность военнопленным иметь личные вещи, создание для них особых лагерей оказания медицинской и духовной помощи и пр. Кроме того, в Конвенции присутствовали статьи, в которых описывались следующие моменты: дисциплина в лагерях, сохранение за военнопленными воинских званий, привлечение их к работам и оплата труда.
     В Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (Женевская конвенция IV) были утверждены нормы о необходимости «защиты медицинского и духовного персонала, раненых, больных, женщин и детей»9. Например, в ст. 16 документа говорилось о том, что раненые и больные, инвалиды и беременные женщины пользуются особым покровительством и защитой; в ст. 17 отмечалось, что «соглашения об эвакуации из осажденной или окруженной зоны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей и рожениц»10, включая пропуск в эту зону служителей культа любой веры, санитарного персонала и имущества; в ст. 24 было регламентировано, что воюющие стороны должны принимать соответствующие меры, «чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями»11 ввиду  войны, не были предоставлены самим себе, обеспечить по возможности их содержание и т.д.). 
     В указанном документе установили, что гражданскими лицами считаются все лица, не входящие в состав вооруженных сил. Помимо этого, в положениях Конвенции присутствовал запрет «на использование гражданского населения»12 как прикрытие от вражеского нападения. 
     Разумеется, дети как самая уязвимая категория населения, не принимающая непосредственного участия в военных действиях, должна пользоваться особой защитой, которая выражается в предоставлении им основных гарантий. Как и иные гражданские лица, дети имеют право на уважение их жизни, а также физической и психической неприкосновенности. С детьми, как и с остальными категориями гражданского населения, запрещено жестоко обращаться, применять пытки, коллективные меры наказания, репрессалии.
     Добавим, что детям во время военных действий должны быть гарантированы преференциальные меры в плане питания, медицинского ухода и защиты, которые имели место до оккупации (IV Женевская конвенция, ст. 50), дополнительное питание для интернированных детей согласно их физиологическим потребностям (IV Женевская конвенция, ст. 89).
     Отметим, что в ст. 24 IV Женевской Конвенции 1949 г. были предусмотрены «меры по установлению личности всех детей до 12 лет»13 при помощи ношения опознавательного медальона или иными способами (в настоящее время применяется процедура дактилоскопии). 
     Международный комитет красного креста (МККК), толкуя положения Женевских конвенций, указывает на то, что все должны уважать установленные в них правила, а те, кто нарушает положения — «умышленно или по незнанию»14, — были привлечены к ответственности. МККК подчеркивает, что в ст. 1, общей для четырех Женевских конвенций, страны-участницы должны соблюдать и заставлять соблюдать нормы международного гуманитарного права.
     Заметим, что четвертая Женевская конвенция, по мнению президента МККК Пауля Рюггера, возглавлявшего организацию до 1955 г., - чудо, которое заполнило «один из самых больших пробелов, которые выявили Вторая мировая война и все другие предшествовавшие ей войны»15.
     Вышеприведенные Женевские конвенции посвящены не только «проблемам международных вооруженных конфликтов»16. Отметим общую для всех этих конвенций статью 3, которая затрагивает немеждународные военные действия. Так, в данной статье говорится о необходимости защиты лиц, которые не участвуют в военных конфликтах, «включая сдавшихся или захваченных в плен солдат, больных и раненых»17 и, конечно, все мирное население. 
     Следует упомянуть, что Международный комитет Красного Креста (МККК) в течение нескольких десятилетий выступает в качестве хранителя и исполнителя всех положений, лежащих в основе Женевских конвенций 1949 г., которые определили «содержание и направление деятельности всех организаций Красного Креста»18. С момента принятия вышеприведенных конвенций юристы МККК смогли внести весомый «вклад в обогащение целого комплекса вопросов»19, касающихся норм международного гуманитарного права. Особый акцент делался на вопросы защиты гражданских лиц в условиях военных действий. Как результат, это наглядно проявилось в военных действиях Америки и их союзников по НАТО в Югославии, а затем в Ираке и Афганистане. 
     Международное сообщество решило не останавливаться на достигнутом, и в 1977 г. «на дипломатической конференции в Женеве были приняты тексты двух дополнительных протоколов»20 к принятым ранее конвенциям. Если говорить о первом дополнительном протоколе (Протокол I), то он был посвящен защите жертв международных вооруженных конфликтов. Что кается второго дополнительного протокола (Протокол II), то его нормы касались защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов. 
     Отметим, что согласно Дополнительному протоколу I особой защитой в ходе военных действий пользуются дети. Документ добавил несколько новых норм права, чтобы «распространить защиту, предоставляемую ч. 1 и III конвенции»21, на детей и на иных лиц, которые до начала военных действий являлись апатридами или беженцами (предоставление убежища или государства проживания, содействовать любыми возможными способами воссоединению семей, разлученных в результате вооруженного конфликта). 
     Учитывая тот факт, что государства «не желают международного вмешательства или контроля»22 ввиду внутренних вооруженных конфликтов, предложенный МККК проект Протокола II сильно урезали «по объему и сфере применения»23. По сравнению с Протоколом I, где достаточно подробно расписаны меры защиты гражданского населения и военнопленных, включая конкретные ограничения на методы и средства ведения войны, Протокол II содержит общие гарантии защиты жертв вооруженных действий. 
     Важно подчеркнуть, что на основании ст. 26 Женевской конвенции IV и положений Конвенции о правах ребенка дети пользуются особым уважением со стороны всех участников вооруженного конфликта, и по отношению к ним нужно применять «принципы сохранения и единства семьи, поддержания ее культурных традиций»24, а также надлежащей системы воспитания и образования.
     Важно перечислить отраслевые принципы защиты детей в ходе вооруженного конфликта международного характера. 
     Заметим, что отраслевые принципы права вооруженных конфликтов представляют собой основополагающие правила поведения воюющих сторон. Они обладают общим характером «и распространяются на всю сферу вооруженной борьбы»25, формируя нравственно-правовую основу для определенных норм данной отрасли. Подчеркнем, что отраслевые принципы ориентированы «на регулирование поведения воюющих сторон в конкретных ситуациях»26.
     Система принципов международно-правовой защиты прав ребенка начала развиваться в первой половине XX в. Так, в 1924 г. на основании предложения Международного союза спасения детей в Женеве Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка. Между тем, этот документ не смог сплотить государства для международного сотрудничества в этой области ввиду «отсутствия единых принципов взаимодействия и механизмов реализации норм»27. Как результат, институт защиты прав детей на тот момент не был создан, а международная защита прав ребенка не сформировалась
     После окончания Второй мировой войны становление системы отраслевых принципов международно-правовой защиты прав ребенка осуществлялось «в направлении разработки международных стандартов»28 в сфере защиты прав детей и учреждения механизмов контроля за их соблюдением. Отметим, что права ребенка были закреплены в универсальных декларациях и конвенциях по правам человека: во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Согласно Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (ст. ст. 3, 6, 8, ст. 2 Протокола I) ЕСПЧ были разработаны конкретные правовые стандарты, регулирующие положение детей в международном праве.
     Выделение вопросов, касающихся прав детей, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека обусловлено, главным образом, причинами объективного характера. Другими словами, повлияли различные исторические, экономические, политические факторы, понимание того, что социальный статус детей намного ниже, чем у взрослых. В силу этого международно-правовая защита прав ребенка нацелена на обеспечение им равных прав и возможностей со взрослыми.
     В настоящее время институт международной защиты прав ребенка «основывается на принципиальных правовых положениях»29 такой отрасли как международное право прав человека. Как справедливо указывает 
М. Ю. Калинкина, мировое сообщество признало ребенка не только объектом защиты, но и субъектом прав человека. 
     Итак, отраслевые принципы защиты ребенка во время вооруженного конфликта международного характера следующие:
     * стороны, которые находятся в вооруженном конфликте, должны предпринимать «все меры к тому, чтобы дети, не достигшие»30 возраста 15 лет, не участвовали в военных действиях в качестве комбатантов. Данное требование содержится в п. 2 ст. 77 вышеуказанного Протокола I (воюющие стороны должны предпринимать меры для того, чтобы дети, не достигшие 15 лет, не участвовали в военных действиях). Кроме того, воюющие стороны обязаны воздерживаться от вербования детей в ряды вооруженных сил;
     * поскольку «полностью запретить участие подростков в военных действиях»31 не представляется возможным, в п. 2 ст. 77 Протокола I указано, что «при вербовке в армию лиц в возрасте от 15 до 18 лет»32 стоит отдавать предпочтение лицам более старшего возраста. Подобная установка, по сути, условна, потому что страны-участницы «могут сослаться на сложность военной ситуации»33, чтобы на законных основаниях проводить «молодой» призыв; 
     * если в ходе международного вооруженного конфликта на службу были призваны дети в возрасте до 15 лет, несмотря на запрет, которые предусмотрен п. 2 ст. 77 Протокола I, они должны быть под «особой защитой»34; 
     * дети в условиях вооруженного конфликта всегда пользуются особым уважением, их нужно защищать от непристойных посягательств; 
     * если дети были арестованы, задержаны или интернированы воюющей стороной, они «должны содержаться в помещениях, отдельных от помещений для взрослых»35; 
     * смертный приговор в случае совершения правонарушения, непосредственно связанного с вооруженным конфликтом, не может быть приведен в исполнение в отношении несовершеннолетних лиц; 
     * «освобождение и возвращение детей в места их постоянного проживания»36 либо размещение их в нейтральной стране должны быть облегчены; 
     * эвакуация детей осуществляется только с согласия их родителей или опекунов (п. 1 ст. 78 Протокола I); 
     * в ходе эвакуации необходимо обеспечить обучение каждого ребенка; 
     * в обязанности органов власти принимающей страны входит идентификация детей и предоставление сведений  о них в Центральное агентство по розыску Международного Комитета Красного Креста, чтобы в дальнейшем облегчить «возвращение детей в их семьи и страну их гражданской принадлежности» 
     
     Если вооруженный конфликт немеждународного характера, то воюющие стороны должны учитывать п. 3 ст. 4 Протокола II, где установлен запрет на «участие в военных действиях детей, не достигших 
     15-летнего возраста»37, а также их вербовку. Подчеркнем, что, как и в ситуации конфликта международного уровня, ввиду вовлечения детей в военные действия, к ним применяется особая защита. 
     Однако положения Протокола II не предлагают «детальной правовой регламентации правового статуса детей»38, которых могут задержать в качестве вооруженных участников воюющей оппозиции. Отметим, что нормы Протокола I обращены исключительно к самим участникам международного конфликта, а нормы Протокола II ориентированы «в этой части на прямой запрет участия в вооруженной борьбе в отношении детей и подростков»39. Это говорит о том, что современному международному гуманитарному праву нужно более предметно подойти к вопросу статуса детей, участвовавших по своему желанию «или чужой воле в войне на стороне оппозиции и попали в военный плен»40. 
     Помимо этого, в Протоколе II, посвященному защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, усилена эта защита, так как в его положениях предусмотрен строгий запрет вербовки детей, не достигших возраста 15 лет, в вооруженные силы, включая «их участие - непосредственное или косвенное - в военных действиях»41. 
     Разумеется, война не должна умалять и отменять основные права ребенка. Напротив, она «вызывает к действию нормы международного гуманитарного права»42, которые, в свою очередь, предоставляют детям особую правовую защиту. В настоящее время ключевая задача, стоящая пред мировым сообществом, состоит в том, чтобы предоставить реальную возможность обеспечения прав детей во время войны и не оставлять безнаказанными преступления в отношении детей, которые произошли во время вооруженных конфликтов. 
     Подводя итог, можно сказать, что Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним закрепили основные положения международного права в отношении детей, участвующих в военных действиях по своей или по чужой воле. В Конвенциях были установлены нормы об обеспечении предоставления медицинских услуг детям, питания, неприменения в отношении них телесных наказаний, репрессалий и пр. Новизна Дополнительных протоколов заключалась в том, что они определили возможность эвакуации и идентификации детей. При этом они отличаются тем, что положения первого Протокола применяются в части международных конфликтов, а положения второго – в части немеждународных. Однако, с точки зрения профессора И.И. Лукашука, сегодня внутренние вооруженные конфликты зачастую несут большие беды, чем межгосударственные конфликты, значит, положения Дополнительного протокола II не менее важны, чем нормы Протокола I. 
     Дети – это часть мирного населения, которые не должны вовлекаться в вооруженные конфликты, а если это произошло, то к ним нужно применять особые меры защиты.
     1.2 Положения Конвенции о правах ребенка 1989 г. и Факультативного протокола к ней от 25.05.2000 по защите детей в ходе военных действий
     Основополагающим международным документом в защите детей является Конвенция о правах ребенка. В 1978 г. правительство Польши направило Комиссии ООН по правам человека первый проект Конвенции, указав, что принятие данного документа в 1979 г. необходимо, так как этот год был объявлен Международным годом ребенка. Между тем, Комиссия ООН, рассмотрев проект Конвенции, указала на необходимость более тщательной работы над текстом, сформировав «специальную рабочую группу, которая проводила по одному заседанию в год в течение 80-х годов»43. Эта группа достигла соглашения в части окончательного варианта Конвенции незадолго перед сессией Генеральной Ассамблеи ООН 1989 г. 
     Стоит указать, что на последнем этапе подготовки Конвенции, 10 ноября 1989 г. в Третьем главном комитете ООН от имени советской общественности выступил с официальной поддержкой проекта данного документа Председатель Советского детского фонда, писатель А. Лиханов. В момент подписания Конвенции ООН, на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, принимавшей Конвенцию, «делегация СССР не взяла, таким образом, слова, удовлетворившись заявлением представителя общественности»44. 
     Конвенцию по правам ребенка приняли 20 ноября 1989 г., в тридцатую годовщину Декларации 1959 г., ставшей основой исследуемого документа. В преамбуле Конвенции отмечается, что дети в силу своей «физической и умственной незрелости»45 должны жить в семье, ощущая заботу. 
     Добавим, что в ходе работы над Конвенцией и уже после ее принятия Генеральной Ассамблеей состоялись совещания, в которых принимали участие организации, органы и специализированные учреждения ООН, чтобы привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, которая имела «глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей»46.
     Подписание Конвенции началось 26 января 1990 г. Она вступила в силу 2 сентября 1990 г. после ратификации ее 20 странами. Кроме того, на Венской конференции по правам человека в 1993 г. «было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств»47.
     Ключевая идея Конвенции - наилучшее обеспечение интересов ребенка. Документ призывает государства сформировать такие условия, при которых дети смогут принимать активное участие в социально-политической жизни своих стран.
     Исследуемая Конвенция включает в себя 54 статьи, охватывая гражданско-политические, социально-экономические и культурные права детей со дня их рождения и до момента достижения совершеннолетнего возраста. Благодаря данному правовому акту для детей были введены новые права, а именно: 
     * на «жизнь и развитие»48 (ст. 6);
     * на «сохранение индивидуальности»49 (ст. 8); 
     * на свободу выражения своих взглядов (ст. 12 – «Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка»);
     * на неучастие в военных конфликтах (ст. 38 – «Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях»); 
     * на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст. 39 – «Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка»). 
     Помимо этого, в Конвенции оговаривалась роль средств массовой информации. Так, страны-участницы должны поощрять СМИ к распространению различных материалов, которые могут быть полезны ребенку «в социальном и культурном отношении»50, чтобы у него был доступ к информации из источников национального и международного уровня. Также страны-участницы должны «широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей»51. 
     Важно упомянуть, что первым документом по правам ребенка была Женевская декларация 1924 г., где были закреплены пять ключевых принципов:
     * предоставление детям средств, которые нужны для их нормального развития в физическом и духовном плане;
     * голодного ребенка нужно покормить, больному ребенку – оказать помощь, ошибающегося – поправить, а сироте и бездомному предоставить приют и поддержку;
     * получение ребенком помощи в тяжелое время испытаний;
     * дети должны расти в атмосфере любви, родители должны защищать их от всех форм эксплуатации;
     * воспитание ребенка должно проходить в понимании того, что его лучшие качества могут пойти на пользу другим людям.
     Вышеприведенные принципы направлены против «детского труда и рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних»52.Заметим, чторазработчики Декларации определили «ответственность тех, кто обязан обеспечивать, воспитывать, учить несовершеннолетних, но не делает этого»53.Кроме того, нормы данного правового актабыли ориентированы на создание оптимальных условий, которые обеспечивают нормальное физическое и психическое развитие каждого ребенка. При этом документ носил декларативный характер, и реальная правовая защита была возможна только посредством формирования «и введения норм национального права на основе принятия развитыми государствами соответствующих международных договоров»54. 
     Принятие Конвенции о правах ребенка в 1989 г. «стало значительным событием в области защиты прав детей»55. После этого ребенок впервые рассматривается не только в качестве объекта, который требует особого уровня защиты, но и в качестве субъекта права, у которого имеется «весь спектр прав человека»56. 
     Отметим, что 25 мая 2000 г. в качестве дополнения к Конвенции о правах ребенка 1989 г. приняли Факультативный протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах ввиду частых случаев вовлечения несовершеннолетних лиц в различные вооруженные столкновения. 
     На основании положений Конвенции о правах ребенка под термином «ребенок» следует понимать лицо, которое не достигло 18 лет. При этом в ходе принятия Конвенции в ней указывалось, «что минимально разрешенный возраст для непосредственного участия в военных действиях составляет 15 лет»57. Протокол повысил минимальный возраст призыва лиц в национальные вооруженные силы на добровольной основе, указав, что в соответствии с положениями Конвенции лица младше 18 лет имеют право на особую защиту (ст. 3).
     Добавим, что страны-участницы Протокола, допускающие добровольный призыв несовершеннолетних, обязаны представить национальные гарантии, а именно: 
     * призыв действительно добровольный; 
     * призыв осуществляется с согласия родителей или законных опекунов; 
     * призываемые лица получили подробную «информацию об обязанностях военной службы и представили достоверные доказательства своего возраста»58.
     Другими словами, Протокол увеличил «минимальный возраст для непосредственного участия детей в военных действиях до 18 лет»59, наложив при этом на государство вышеприведенные обязательства. 
     Если говорить о вербовке, то составители Факультативного протокола ввели в качестве минимального возраста 18 лет, указав условие, что обязательный призыв на службу в вооруженные силы (с 18 лет) и добровольное поступление на военную службу (допускается с 15 лет) различаются. 
     По сути, Факультативный протокол выступил универсальным стандартом, который объединил мировое сообщество в части строгого исполнения запрета по привлечению детей к участию в военных действиях, включая обязанность сторон отчитываться за его невыполнение. 
     Конвенция предъявляет к государствам-участникам следующие требования: 
     * принимать все возможные меры, чтобы дети до 15 лет не участвовали в вооруженных конфликтах (п. 2 ст. 38); 
     * воздерживаться от призыва в вооруженные силы лица, не достигшего установленного данным документом возраста (п. 3 ст. 38);
     * отдавать предпочтение «детям старшего возраста»60 при вербовке в вооруженные силы (п. 3 ст. 38).  
     Вышеуказанные пункты служат доказательством того, что Конвенцией не был введен запрет «на непосредственное или косвенное участие детей в военных действиях»61, ранее установленный в Протоколе II к Женевским конвенциям 1949 г.
     Изначально кажется, что Конвенция о правах ребенка в некотором роде ослабляет защиту, введенную Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами, «что можно обосновать положениями пп. 2 и 4 ст. 38»62. Так, п. 2 практически идентичен требованию, зафиксированному в п. 2 ст. 77 ДП I (стороны принимают меры для того, чтобы дети, не достигшие 15 лет, не участвовали в военных действиях и не были завербованы в вооруженные силы), но отличается от положения, закрепленного п. 3 ст. 4 ДП II (детям нужно обеспечивать необходимую заботу и защиту), которое не проводит различия между прямым и косвенным участием, потом что запрещает сторонам вербовать лиц, не достигших 15-летнего возраста, или разрешать им участвовать в военных действиях (прямо или косвенно).
     Однако это не так, и п. 2 ст. 38 Конвенции о правах ребенка не ослабляет действия п. 3 ст. 4 ДП II, поскольку в обязанности стран-участниц Конвенции о правах ребенка входит принятие позитивных мер с целью предупреждения участия детей в военных действиях, а Дополнительные протоколы ограничив.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44