- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности использования проблемного метода обучения в начальной школе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004774 |
Тема: | Особенности использования проблемного метода обучения в начальной школе |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5 1.1. Технологии и методы обучения в начальной школе 5 1.2. Особенности использования проблемного метода обучения в начальной школе 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26 ПРИЛОЖЕНИЯ 28 ВВЕДЕНИЕ Долгое время ученые задавались вопросом «Как заинтересовать ребенка в процессе учебы»? «Как можно поспособствовать мотивации к учению?». Одним из методов, позволяющих дать ответы на поставленные вопросы, есть метод проблемного обучения. Считается, что теоретическую основу современной технологии проблемного обучения разработал Джон Дьюи. Основываясь на результатах своей деятельности в опытной школе Чикаго (США), в 1909 г. в книге «Как мы мыслим» он заявил о высокой эффективности обучения, в котором организована активная деятельность по самостоятельному решению детьми учебных проблем. Отвергая догматическое обучение, Дьюи впоследствии обосновал и психологические механизмы способности ребёнка решать проблемы. В отечественной педагогике идеи проблемного обучения стали актуальными начиная со второй половины 1950-х гг., а в 1960-е гг. в научно-педагогической и методической литературе обосновывается богатый потенциал решения учебных проблем, и выявляются способы организации проблемного обучения. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Особенно актуален вопрос мотивации к изучению у первоклассников, поскольку именно на этом этапе формируется фундамент общего представления об образовательном процессе и модель усвоения знаний. Можно сказать, что проблемное обучение является современным уровнем развития практической педагогики и дидактики. Цель - теоретически обосновать возможность использования проблемного метода обучения в начальной школе. Объект - процесс обучения в начальной школе. Предмет исследования - возможность использования проблемного метода обучения в начальной школе. Методы - теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы. Проблема исследования: Каковы особенности использования проблемного метода обучения в начальной школе. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования 2. Рассмотреть особенности использования проблемного метода в начальной школе. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1. Технологии и методы обучения в начальной школе Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его мировоззрения, эрудиции. Инновационная деятельность на уроке - это хорошо организованная, рациональная и систематическая работа. Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. Урок без инновационных методов - это урок вчерашнего дня. Известно, что только творческий учитель может воспитать творческую личность. А воспитать творческого учителя помогают инновационные формы и методы методической работы, предполагающие моделирования реальных педагогических ситуаций, совместное решение проблем на основе анализа обстоятельств; способствуют созданию атмосферы и сотрудничества, взаимодействия; помогают учителю стать настоящим лидером детского коллектива. Педагоги учатся быть демократическими, активно общаться с другими, критически мыслить, принимать продуманные решения [3, с. 18]. Мы видим постоянный разрыв между потенциальным уровнем усвоения учебного материала учащимися и теми технологиями, которые используются в начальной школе. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной образовательной технологии, степени ее адекватности ситуации и контингента учащихся во многом зависит качество обучения. Наряду с традиционной технологией обучения существуют технологии личностно ориентированного обучения. Сегодня различные авторы называют различные технологии, которые относятся к личностно ориентированным [7, с. 44]. Общепринятая классификация пока отсутствует. В начальной школе среди технологий, которые ориентированы на личность ученика, выделяются следующие: - игровые технологии. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. Феномен ее в том и состоит, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество. Урок, который проводится в игровой форме, требует соблюдения определенных правил: предварительной подготовки, должны быть атрибуты игры, обязательной констатации результатов игры, для снятия напряжения и перенос внимания отдельные игровые моменты могут носить не учебный характер. Главное - уважение к личности ребенка, не "убить" интереса к работе, а пытаться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах [12, с. 18]; - групповые технологии. Сущность этого учения заключается в следующем: на групповых занятиях происходит взаимодействие между учителем и учениками и между самими учащимися. Преимущества группового обучения: приучать к важным навыкам жизни - умению слушать, решать конфликты, иметь свою точку зрения и становиться на точку зрения других, работать вместе; улучшается успеваемость, меняется отношение к школе; дети видят ценность взаимопомощи. Типы группового обучения: обучение в парах, маленькая команда, задания для всего класса [12, с. 22]; - технологии развивающего обучения. Главной целью этого обучения является формирование активного, самостоятельного творческого мышления ученика и на этой основе постепенного перехода в самостоятельное обучение. Задача развивающего обучения: формировать личность с гибким умом, развитыми потребностями к дальнейшему познанию и самостоятельных действий, определенными навыками и творческими способностями. Развивающее обучение - основа формирования личности, а в дальнейшем - креативной личности, что имеет внутренние предпосылки, обеспечивающие ее творческую активность, не стимулированную внешними факторами. Доказано, что при проведении традиционного урока на самостоятельную работу детей отводится 9% времени. То есть самостоятельная работа учащихся, способствует развитию их познавательной активности и которая может быть по образцу, в похожей ситуации, в новой ситуации, практически сведена к минимуму. Развивающее обучение - такой процесс деятельности учащихся, в ходе которого каждый ребенок должен самостоятельно или с помощью учителя осмыслить материал, творчески применить его в нестандартных условиях и сознательно запомнить для дальнейшего обучения [20, с. 58]; - компьютерные (информационные) технологии. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, потому что они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, и составляет главную особенность методик этого обучения. Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроля УУД. При этом он для ребенка выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды. Основной целью компьютерных технологий обучения является подготовка учащихся к полноценной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Можно ли использовать эти технологии в начальной школе? Да, если соблюдать все требования по работе на компьютере [20, с. 54]; - технологии формирования творческой личности. Придя в школу, дети должны углубляться в атмосферу творчества, поиска нового, подвергать сомнениям существующие истины. Эта технология тесно переплетается с другими технологиями, однако она имеет и свои индивидуальные черты: деятельность ученика не должна регламентироваться, нужно постоянно вызывать интерес ребенка к учебе. Важную роль в стимуляции у школьников интереса к труду играют задачи: подбор учителем задач, требующих творческой переработки, обобщения, систематизации, умений и навыков сравнивать и анализировать, поиска; использование игровых моментов, стимулирующих проявления самостоятельности учащихся, их творческих возможностей; решения творческих задач. Технология формирования творческого ученика ориентирована на личность. Это означает максимальную индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса. Учитель, который формирует творческую личность, должен быть новатором по сути своей. Только тогда новые идеи, прогрессивные принципы и приемы помогут ему создавать новые педагогические технологии, внедрять различные инновации в учебно - воспитательный процесс. И только тогда будет перестроена всю система воспитания и обучения в сторону повышения ее эффективности [20, с. 61]. Проблемное обучение рассматривается как технология развивающего обучения, направленная ??на активное получение учащимися знаний, формирование приемов исследовательской познавательной деятельности, привлечения к научному поиску творчества, воспитание социально значимых черт личности. Проблемное обучение применено в конструировании творческих учебных задач, стимулируют учебный процесс и повышают общую активность учащихся. Оно формирует познавательную направленность личности, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей [18; 23]. Проблемность представляет собой одну из главных закономерностей процесса познания. Ученые определяют проблемное обучение с разных позиций: ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ Технология (Г. Ксенгова, Н. Сави) Принцип обучения (Г. Понурова) Метод обучения (О. Оконь) Новый тип обучения (М. Скаткин, И. Лернер) Рисунок 1. Интерпретация понятия «проблемное обучение» в литературе. Так что в педагогической литературе под проблемным обучением понимают учебно - познавательную деятельность учащихся с усвоением знаний и способов деятельности на основе создания и решения проблемных ситуаций. Каждая учебная проблема - это искусственная педагогическая конструкция, моделируется учителем в структуре содержания учебного предмета. Метод проблемного изложения - это метод, применяя который, учитель: Создает проблемную ситуацию; Формирует проблемное задание: Решает его, демонстрируя этап решения проблем, последовательность рассуждения, образец рассуждения. А ученик: Воспринимает, осознает, осмысливает, запоминает знания о ходе решения целостной проблемы; Рассуждает вместе с учителем. Цель применения проблемного изложения - усвоение учащимися знаний об основных этапах решения проблемы, их содержание и последовательность изложения [10, с. 26]. Эвристический (частично - поисковый) метод - это способ поэлементного усвоения опыта творческой деятельности- есть отдельных ее этапов. Учитель: Создает проблемную ситуацию; Формирует проблему в форме проблемной задачи: Делит проблему на ряд логических подтем; Побуждает учащихся к их осознанию, активизирует опорные знания детей; Организует самостоятельную деятельность учащихся по поиску путей решения отдельных подпроблем и планирования деятельности и выполнения практических познавательных действий; Осуществляет прямой контроль и корректировка деятельности учащихся средствами управляемого же - и взаимоконтроля. Анализирует, оценивает результаты решения каждой подпроблемы и проблемы в целом. Исследовательский (поисковый) метод заключается в создании условий для самостоятельного решения учащимися целостных проблем. Специфика применения исследовательского метода проявляется: 1. В конструировании учебных задач, которые ученики будут выполнять самостоятельно (целью есть не столько получение новых знаний, сколько овладение ребенком опытом целостного решения проблем). 2. В способах управления: различные учебно - проблемные задачи требуют вариативности по степени сложности и по мере помощи. 3. В обеспечении постоянной обратной связи путем наблюдений (анализа, вопросов и обращений детей, их эмоционального состояния и своевременного корректировки самостоятельного поиска, с сохранением полной самостоятельности учащихся [24, с. 22]. Современные педагогические технологии (интерактивные, проективные, технология решения изобретательских задач, технология критического мышления) предусматривают использование в процессе их внедрения именно проблемных методов. Спецификой проблемного урока является взаимодействие учителя и учеников, когда между ними развиваются диалогические взаимоотношения при решении проблемы. 1.2. Особенности использования проблемного метода обучения в начальной школе Традиционное обучение - настрой учеников на восприятие нового материала; развитие познавательного интереса; младшие школьники - обучение с элементами внешнего любопытства; далее - в большинстве случаев: узкие интересы (установка) с ориентацией на балльную оценку; постепенная потеря мотивационным компонентом своей значимости [5, с. 23]. Личностно ориентированное и развивающее как разновидность личностно ориентированной, направленной на активизацию действенно-практической сферы учащихся (сфера интеллектуального развития, зона ближайшего развития): настройка субъекта обучения на эффективный процесс познания, на личную заинтересованность; осознание, что и зачем он сейчас будет делать. Без возникновения этих мотивов учения, без положительной мотивации учебной деятельности не может быть эффективного познания. С этой целью могут широко использоваться приемы, создают проблемные ситуации, вызывают у учащихся удивление, интерес к содержанию знаний, процесса их получения, подчеркивают парадоксальность явлений и событий. Это может быть и короткий рассказ учителя, и беседа, и демонстрации наглядности, и несложный интерактивный прием («мозговой штурм», «микрофон», «ледокол» и т.п.). Мотивация здесь четко связана с темой урока, психологически готовит учеников к ее восприятию, настраивает их на решение новых проблем. Как правило, материал, предлагается ученикам для обсуждения во время мотивации, обязательно суммируется и становится «мостиком» для представления темы урока. Этот структурный компонент должен занимать не более пяти процентов времени занятия [10, с. 34]. Проблемно-диалогическое обучение: мотивация постановки учебной проблемы Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побудительный от проблемной ситуации: диалог, подведение к теме; сообщение темы с мотивационным приемом. Побудительный от проблемной ситуации (диалог) является одним из самых сложных для учителя, поскольку требует через четкую мотивацию последовательного осуществления четырех действий: создание проблемной ситуации; побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; побуждение к формированию учебной проблемы; принятие предложенных учениками формулировок учебной проблемы. Диалог, подводит к теме, а не нуждается в создании проблемной ситуации. Это система (логическая «цепочка») посильных для ученика вопросов и задач, которые шаг за шагом (постепенно) подводят класс к формулировке темы урока на основе четкого понимания мотивов действий. Сообщения темы с мотивационным приемом - один из самых простых методов постановки учебной проблемы. Он заключается в том, что учитель сам сообщает тему урока, но перед этим вызывает интерес класса применением одного из двух мотивационных приемов [2, с. 12]. Первый прием - «яркое пятно» - сообщение классу материала, который вызывает интригу, связанную с темой урока, захватывает внимание детей. Как «яркое пятно» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрации новых, непонятных еще явлений, с помощью эксперимента или наглядности [11, с. 48]. Другой прием - «актуальность» - состоит в осознании важности предложенной темы для самих учащихся. Например: Учитель. Сегодня мы начинаем новую тему, а какую именно - вы легко догадаетесь, потому что с этим термином мы сталкиваемся практически на каждом шагу. Вы приходите в магазин, видите на ценнике: 1 ... муки стоит 4 рубля. Один чего? Чего? Так, килограмм. Берете в руки пачку сахара, на которой написано 1 ...? Да, килограмм. А где вы еще имели дело с этим термином, как часто он вам встречался? Приведите примеры. Как видите, термин «килограмм» широко вошел в повседневную жизнь. Это и есть тема нашего урока. Сходство трех указанных методов постановки учебной проблемы состоит в том, что все они обеспечивают адекватную мотивацию учащихся к изучению нового материала. Разница - в характере учебной деятельности учащихся и в развивающем эффекте. Отдельно следует остановиться на уроках математики в начальных классах, которые в большинстве случаев являются интегрированными. В структуре одного урока рассматриваются различные смысловые линии (арифметические действия, вопрос нумерации, геометрический материал, задачи, величины и т.д.). Каждая из них имеет свою логику изучения и методику изложения, последовательность, систему упражнений и тому подобное. Рассмотрение каждой содержательной линии требует постановки специфической учебной цели и мотивации, требует нового подхода к конструирования урока, структуру которого, принимая во внимание сказанное, можно назвать блочной или раздробленной [13, с. 48]. Каждый содержательный блок содержит известные этапы процесса обучения, поэтому в общей структуре урока проводится несколько этапов: актуализаций знаний, сообщений учебной цели, итогов и, безусловно, мотивации, так как каждый блок является завершающей частью процесса обучения той или иной содержательной линии. В системе уроков математики есть уроки, которые называют тематическими. На таких уроках рассматривается только одна тема и соответственно на основе одной общей мотивации реализуется одна общая цель. Проблемное обучение основывается на системе проблемных ситуаций. В 1-4 классах это постановка перед учащимися определенного познавательного задания, что включает в себя противоречие, вызывает дискуссию, побуждает к размышлениям, поисков и выводов. Цель создания проблемной ситуации: сознательно усваивать программный материал и развивать умственные способности. Среди критериев проблемной ситуации, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности, выделяют такие: ориентирование при решении проблемной ситуации на максимальную самостоятельность учащихся, их собственную познавательную и исследовательскую деятельность; значимость решения проблемной ситуации для ученика; динамичность проблемной ситуации. В начальных классах наиболее целесообразными и самыми распространенными приемами создания проблемных ситуаций через общую адекватно-полноценную положительную мо-мотивацию являются: столкновения учеников с противоречивыми фактами (металл в воде тонет, а дерево - нет; почему?); демонстрация ошибок, к которым приводит незнание определенной темы (например, трудности, которые возникают при написании буквосочетаний оро, оло) исследовательские задачи (проследите, где снег начинает таять быстрее и объясните, почему; проследите по месту ударения в словах и сделайте вывод) побуждения учащихся к обобщению фактов (сравните слова: сорняк - моряк, хмурый - бурый; сформулируйте определенное правило на основе этого) побуждения учащихся к анализу фактов и явлений, которые логически противоречат их жизненному опыту (металл в воде тонет, почему же не тонет пароход?); постановка проблемного вопроса на основе элементов дискуссии; создание ситуации, когда ученики убеждены в недостаточности своих знаний и испытывают потребность приобрести новые, чтобы ответить на поставленный вопрос (назовите слова одного корня: вода, водитель, водичка, водяной, водить, водный). Анализ деятельности школьников дает учителю возможность осуществлять индивидуальный подход к тем, кто испытывает трудности в процессе поиска. В таком случае, как правило, происходит процесс автоматического преобразования общей мотивации учебной деятельности на индивидуально-личностную. Типология проблемных ситуаций и их непосредственное применение Принцип проблемности является глобальным и всепроникающим основанием любой человеческой деятельности. На нём сегодня построены все метатехнологии социальной политики; в области же педагогики проблемному обучению сегодня отведена довольно скромная роль в модульно-локальных технологиях для построения ограниченного круга учебно-воспитательных задач [20, с. 46]. Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. Первая представляет собой особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, его закреплении, контроле [21, с. 33]. Технологическая схема цикла проблемного обучения (постановка и разрешение проблемных ситуаций): 1-й этап — постановка педагогической проблемной ситуации. 2-й этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую. 3-й этап — поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. 4-й этап - «Ага-реакция», появление идеи решения, переход к решению, его разработка, образование нового знания. 5-й этап - отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения. Учитель может использовать различные методические приёмы создания проблемных ситуаций: - подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - сталкивает противоречия практической деятельности; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагает учащимся рассмотреть явления с различных позиций (например, командира, юриста, педагога); - побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог); - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); - определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские); - формулирует проблемные задачи, например с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление «психологической инерции». Приведём примеры из практической деятельности (Приложение 1). Умение видеть проблемы - интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д. Использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся. Реализация метода проблемных ситуации в процессе обучения младших школьников русскому языку, математике, естествознанию Процесс решения проблемы начинается с детального анализа ее содержания и актуализации знаний и умений, использование которых в подобных ситуациях приводит к успеху. Убеждение детей в отсутствии необходимых для решения проблемы знаний и способов деятельности побуждает искать новые знания и новые способы деятельности. На уроке математики по теме «Письменное сложение и вычитание двузначных чисел (закрепление). Составленные задачи на увеличение и уменьшение суммы двух чисел на несколько единиц» работу организовывают по плану, к которому ученики вносят свои коррективы, учатся самостоятельно планировать учебную деятельность (Приложение 2). Перед решением задач ученики в группах составляют алгоритмы работы над задачей (Приложение 3). Дети сами открывают для себя саму закономерность, доказывают выдвинутые гипотезы. «Необходимо строить каждый урок как урок - мышление - общение, где истина предстает как спор об истине , то есть как проблемно - поисковый диалог». - отмечает А. Я. Мытник в книге « Как научить ребенка искусства мышления ». В процессе такой работы дети доказывают выдвинутые гипотезы, активно общаясь, советуясь между собой и с учителем (Приложение 5). При вычислении выражений дети с высоким уровнем развития выполняют задания самостоятельно, со средним - получают неполную инструкцию, а с низким - алгоритм выполнения, образец (Приложение 4). Большое значение придают этапу мотивации учебной деятельности. Его целью является сфокусировать внимание учащихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. Мотивация четко связана с темой урока, она психологически готовит учеников к ее восприятию, настраивает их на решение определенных проблем. Для этого использую такие приемы как «Удалить лишнее», «раздели слова», «Ледокол», «Бананы», например: 1. Запишите все слова вместе. 2. Отсоедините слова и прочитайте тему урока. Каждый имеет свой язык. Упражнение «Ледокол» на уроке чтения используют при изучении темы «Разноцветные стихи» (2 класс) 1. Начинаю урок чтения стихотворения с помощью рисунков. 2. Ученики повторяют этот «ледокол» за мной. Урок чтения по теме «Плохим быть легко, а хорошим - трудно» (2 класс) начинаю с упражнения «Интервью». Какого человека по вашему мнению, можно назвать искренним? Приходилось ли вам встречаться с жадными, скупыми детьми? Были ли в вашей жизни случаи, когда вы делились с другом, а потом жалели? Что означает - «поступить по совести»? На уроках по курсу «Окружающий мир» используют такую ??форму деятельности как дискуссия. У младших школьников хорошо развита фантазия - творческое воображение, они более раскрепощенные в своих высказываниях. Сначала к активного словарному запасу детей вводятся фразы, часто употребляемые в ходе дискуссии: «Я считаю». "По моему мнению". «Я уважаю ваше мнение, но ...», «Я с вами не согласен». Благодаря участию в дискуссии дети учатся отбирать необходимое для раскрытия замысла, сгруппировать его аргументировать свои высказывания, продумывать смысловые связи между частями диалога, находить их словесное выражение. Главное, чтобы дети с разным уровнем подготовки привлекались к решению проблем в разный, доступный для каждого способ, овладевали поисковыми умениями, включались в творческую деятельность. Основное внимание направляю не в результат усвоения определенных знаний, а на процесс постижения новой информации. Ни одна технология не будет эффективной, если ученика не научить учиться. Эта задача особенно актуальна для учителя начальных классов. Потому что в этом возрасте у ребенка формируется стремление к учебной деятельности и умение учиться. Умение учиться - это сложное синтетическое понятие, в которое входят общеучебные и специальные умения. В частности: поставить месть своей деятельности, осознать учебную задачу, определить способ ее решения, уметь контролировать и давать оценку правильности решения -означает научить учиться. Исследования ученых, опыт учителей определили три уровня умения учиться: низкий, средний, высокий (творческий). На первом - развиваются репродуктивные умения; На втором - репродуктивные с элементами производительности; На третьем - производительные, творческие. Последние приобретаются в поисковой деятельности, в процессе проблемного обучения, с целостной системой работы и характеризуется следующими особенностями: Новые знания не подаются в готовом виде, ученики овладевают ими во время активной самостоятельной деятельности; Школьники учатся использовать полученные знания в различных ситуациях, овладевают способами умственной и практической деятельности; От них требуется творческая самостоятельность; Формируются коммуникативные умения: общаться с учителем и детьми. На уроке русского языка в 4 классе по теме «Правописание окончаний существительных женского рода на -ой (-ей) в творительном падеже единственного числа» изучения начинаю по созданию проблемной ситуации (Приложение 6). В результате наблюдений и анализа чертим опорную схему. Учащиеся формулируют правило по схеме - опоре, сверяют с правилом в учебнике. На закрепление выполняют творческое задание: Составьте и запишите пословицы. Используйте правильные окончания: Завтрак ешь сам, а служба, служб ... Дружба дружбой ... то и змея из норы выползет Если ласк .... манить а вечер .... делись. По теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени» изложение материала начинают с проблемной ситуации. Вывод. В безударных личных окончаниях глаголов 2 спряжения пишем - -у (-ю) , -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют), есть, в глаголах второго спряжения пишем, и. и. Вопросы, на которые ученики должны дать ответ, базируются на приобретенных ранее знаниях. Ученики под руководством учителя решают проблемную задачу частями, этапами. Поэтому каждый вопрос является логичным шагом поиска, они все взаимосвязаны, поиск ориентирован на получение новых знаний. Ученики могут творчески использовать запас знаний, которые они имеют, учатся мыслить, анализировать и синтезировать материал, давать логические формулировки вопросом. При изучении темы «Прилагательное» в 4 классе предлагаю ученикам такие проблемные задачи: 1. На основе представленного текста составь задачу, чтобы ее можно было поместить в учебник по математике. Мой папа вчера купил на базаре 5 очень больших дынь, 2 сочные мы отнесли нашей бабушки. Сколько дынь осталось? 2. Можно ли с таким объявлением найти котика, которого разыскивают? У меня исчез сибирский котик. Его зовут Лорд. Ему 7 месяцев. Он очень хороший и я его очень люблю. Кто увидит моего котика, звоните 226-75-97. В процессе использования поискового метода проблемные задачи решаются школьниками самостоятельно и моя помощь незначительна. На уроке русского языка при изучении темы «Связь прилагательных с существительными в предложении» предлагаю создать словосочетания: Щедрый (урожай, судьба, сердце, дети) и дать ответы на вопросы: Что нужно сделать, чтобы связать прилагательные с существительными? Какие меняются прилагательные? От чего зависят прилагательные? Учащиеся самостоятельно делают вывод о связи прилагательных с существительными, об определении рода и числа прилагательного. Такой способ решения проблемы активизирует творческую мысль ребенка, развивает гибкость мышления. На уроке математики в 3 классе учащиеся должны овладеть новым способом вычислений: деление 69 на 3 таком случае деления двузначного числа на однозначное, когда каждое из разрядных составляющих делится на делитель, ученикам уже известен. Повторяем это с учениками. Далее предлагаем решить этим способом такой пример 91: 7. Но это ни число десятков (9), ни число единиц (1) не делятся на 7 следовательно, известный прием деления в данном случае не может быть применен. Противоречие между знакомым способом действия и тем, что его невозможно использовать в новых условиях учебной деятельности, приведет к возникновению проблемной ситуации. Как решить ее? Предлагаю ученикам по таблице умножения проверить не делится 91 на 7, затем спрашиваю: «Нельзя представить число 91 как сумму двух приложений, чтобы каждый из них делился на 7? Пожалуй нельзя». Начинается поиск. Дети составляют лучший, обосновывая свое доказательство. Помощь способа умножения многозначного числа на двузначное в случае, когда в обоих множителях нуле, типа 800-60 = 800 (610) = 480000, можно с элементами проблемных задач. Записываю на доске следующие примеры: Дети рассматривают все примеры, сравнивают все записи, ответы. Ученики должны осознать такие закономерности: 1. Подписывать удобно так, чтобы нули стояли сбоку. 2. Умножение выполняют, не обращая внимания на нуле. 3. Количество нулей в произведении равен их количество в обоих множителях. Закрепление этих требований дети реализуют при выполнении задач в группах, где каждый будет давать полное объяснение. Проблемное обучение, можно использовать для того, чтобы ученики умели видеть тему, проблему урока изучаемого могли поставить проблему, продумать возможности и способы ее решения. Чрезвычайно богатый материал для этого дают нам уроки - размышления по чтению. Во многих случаях темы таких уроков уже в самом названии содержат - опрос, которое (стержнем обсуждения. На него дети, как правило, не могут сразу ответить, потому что для этого нужно погружаться в текст, анализировать мотивы поведения действующих лиц, рассуждать, обсуждать различные мнения ( приложение 7). Каждый рассказ В. Сухомлинского - это описание острой морально этической ситуации, в которой оказываются ровесники современных школьников. Читая рассказ «Как Павлик списал у Зины задачу», «Лучшая линейка», «Как Коля стал храбрым», дети размышляют над тем, почему герои этих рассказов действуют именно таким образом, что одобряет, а осуждает автор, выражают собственные оценочные суждения. На таких уроках - размышлениях нельзя допускать поспешных оценочных суждений, однозначных решений. Важно, чтобы дети, читая такие произведения, стремились выражать собственные взгляды па проблему, обращались к собственному опыту. Урок природоведения в начальной школе - это идеальный материал для создания проблемных ситуаций. Именно на этих уроках у детей возникает очень много вопросов: «Почему?», «Как?», «Откуда?». При изучении темы «Степи» дети сначала решают проблемные вопросы (Приложение 7). Проблемный вопрос учителя только тогда развивать мышление учащихся, когда и они будут воспринимать его как свой личный вопрос. Еще лучше, когда ученики сами задают вопросы. Опыт убеждает, что когда ребенок сам доходит определенного заключения или определения, ей нужно заучивать наизусть содержание учебного материала путем многократного повторения. Уроки проходят живо, интересно. Мышление развивается тогда, когда ученик встречает трудности и самостоятельно их преодолевает, мысленно осматривает, исследует широкий круг фактов, явлений для изучения проблемы. Целесообразно всегда оставлять что-то н....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: