- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Обучение грамоте как особый период обучения в начальной школе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004015 |
Тема: | Обучение грамоте как особый период обучения в начальной школе |
Содержание
1.1Обучение грамоте как особый период обучения в начальной школе. Обучение грамоте является неотъемлемой частью общего образования человека. Без элементарных навыков чтения и письма невозможно дальнейшее обучение. Обучая первоклассников грамоте, мы вводим их в реальность культуры русского народа, в систематичное изучение курса русского языка. Этот этап предназначен не только для того, чтобы обучить элементарному чтению и письму, но и для того, чтобы ввести ребёнка в новую сферу жизни, заложить прочный «фундамент» для успешного овладения другими учебными предметами. Программа обучения грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы в средней школе и ориентирована прежде всего на языковое, интеллектуальное развитие ребёнка. Таким образом, обучение грамоте является стартовым этапом для овладения ребёнком всей школьной премудрости. «Грамота, как знание, — писал Константин Дмитриевич Ушинский, - есть необходимое начало всякого правильного образования» [ ]. Вопросами обучения грамоте занимались выдающиеся учёные , методисты: К.Д. Ушинский, В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, С.П. Редозубов, В.П. Вахтеров, В.А. Флёров и другие. Крупным изобретением 19 века в области обучения грамоте, стало появление звукового метода. В России звуковым методом стали обучать с 60-х годов прошлого столетия [ ] . До его появления , грамоте обучались с помощью нескольких методов: буквослагательного, слогового и метода целых слов. Продолжительность обучения по буквослагательному методу составляла не менее года, по слоговому методу и методу целых слов требовалось приблизительно 5-6 месяцев. На сегодняшний день период обучения грамоте начинается с 1 сентября и продолжается до середины апреля, но в ходе проведения уроков учитель, учитывая особенности своего класса и результаты усвоения детьми учебного материала, может сократить время до 3- 3,5 месяцев. Продолжительность обучения грамоте в разных УМК варьируется. Так, в УМК «Начальная школа 21 века» составляет приблизительно 16 учебных недель [ ]. Период обучение грамоте в УМК «Школа России» составляет около 23 учебных недель [ ] .В УМК «Перспективная начальная школа» на этот период отводится так же 23 учебные недели [ ]. В системе развивающего обучения Л .В. Занкова период обучения грамоте продолжается 22 учебные недели [ ]. Русский педагог, основоположник звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте К.Д.Ушинский рекомендовал не торопиться с обучением грамоте и считал нормальным сроком для обучения грамоте 6 месяцев [ ] . И это утверждение является вполне обоснованным для современной школы, т.к. дети, приходящие в 1 класс, имеют разный уровень подготовки и этот срок позволяет рационально распределить время учителю. Обучение грамоте ведётся по букварям или азбукам . Они предназначены для обучения по звуковому аналитико-синтетическому методу. Это первый учебник, знакомящий детей с языковыми понятиями. Насыщен орфографическим и грамматическим материалом: гласные и согласные звуки, твёрдые, мягкие согласные, непроизносимые согласные, словарные слова, встречаются элементы словообразования, суффиксы субъективной оценки, многозначные слова, антонимы. Материал располагается по принципу частотности. Частотность делает процесс обучения более интенсивным, увеличивает число слов для чтения и письма, повышается содержательная ценность чтения азбуки. Буквари и азбуки содержат иллюстрированный материал, расположенный такими образом, что он ведёт учителя по уроку[ ] .Текстовый материал интересен, разнообразен по содержанию, маленький по объёму и структуре. Тексты разнообразны по тематике: семья, профессия, природа, животные. Есть литературные тексты С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, К.Д.Ушинского, А.С.Пушкина и др. Они даются в сокращении. Встречаются тексты описательные и научные. Кроме текстового материала, букварь содержит разнообразные внетекстовые элементы: иллюстрации, схемы предложений и слов, слоговые таблицы, способствующие не только становлению навыка чтения, но и развитию речи и мышления [ ] . К внетекстовым компонентам также относятся схемы предложений и слов, таблицы слогов, «ленты» букв. В букварях и азбуках широко представлен игровой материал: ребусы, «рассыпанные слова», цепочки слов, скороговорки, чистоговорки. В букварях и азбуках так же присутствуют сюжетные и предметные рисунки. Они вводятся уже в подготовительный период. Их назначение - проведение работы по обогащению, уточнению и активизации словаря детей. Сюжетные рисунки используются для составления связных рассказов. В основной период обучения грамоте также большое значение имеет работа с рисунками. С опорой на предметные рисунки проводится слого -звуковой анализ исходных слов, завершающийся выделением изучаемых звуков. Учителю приходится выбирать первый школьный учебник из множества, представленного в отечественной педагогической науке: «Русская азбука» В. Горецкого и др., «Азбука первоклассника» Л.Ф.Климановой и др., «Букварь» Д.Б.Эльконина и т.д. Авторы обозначенных учебников спорят по вопросам назначения учебников, объёма пропедевтического и языкового и литературного образования первоклассников, по поводу продолжительности подготовительного и основного периодов обучения грамоте, последовательности изучения звуков и букв, а также по ряду других положений. Однако метод, лежащий в основе систем обучения грамоте, при наличии всех его современных модификаций, остаётся единым - звуковой аналитико-синтетический метод. Процесс обучения грамоте по содержанию, приёмам и характеру обучения распадается на 3 логически завершённых этапа: подготовительный или добукварный, основной этап ( букварный), повторительно- обобщительный этап. Первоначальное обучение грамоте начинается с подготовительного этапа. Этот этап своеобразен. Цель подготовительного этапа - подготовка учащихся к сознательному усвоению грамоты. Чтобы обучение грамоте в дальнейшем не вызывало затруднений, необходимо путём практических упражнений дать учащимся элементарное (без определения) понятие о предложении, слове, слоге, ударении, звуке и букве, познакомить с гигиеническими требованиями к письму: с разлиновкой тетради, с прописью, формированием понятия рабочая строка, нерабочая строка. Из главной цели выделяются основные задачи подготовительного этапа: - знакомство с учащимися, со школой, требованиями школьного распорядка; -изучение уровня подготовки детей к школе; - подготовка их к сознательному усвоению процессов чтения и письма; - овладение техникой чтения; - развитие фонематического слуха и артикуляционных навыков; - развитие речи. [ ] Подготовительный этап делится на 2ступени. Вводную-безбуквенную и буквенную - изучение пяти гласных букв их звуков. Главная цель первой ступени - вести детей через слуховое восприятие и артикулирование к осознанию фонемной сущности языка. Усвоение детьми новых для них терминов и стоящих за ними явлений осуществляется на уровне первичных и общих представлений. Значительную помощь в этом оказывает методически грамотное использование на уроке наглядности, особенно графической, в виде схем. Дети знакомятся с приёмами проверки ударного слога, вводится понятие звук, гласный, согласный. Кроме того, на этой ступени вводится важное, в овладении всем механизмом чтения, понятие слияния согласного звука с гласным. Принципиально новым для всех категорий первоклассников является овладение звуковым анализом слова, работа начинается именно с этой ступени. Звуковой анализ имеет важное значение для обучения чтению: буква начинает осознаваться как знак для звука, произнесенного ребёнком. И ещё более существенное значение имеет звуковой анализ для обучения первоклассников письму, для формирования речевого слуха, для создания предпосылок грамотности. Вторая ступень подготовительного этапа - буквенная. В методике употребляется и другое её обозначение- ступень 5 гласных: а, о, и, ы, у. Учащиеся начинают читать. Распространено чтение с договариванием. По окончании подготовительного периода учащиеся должны научиться: -составлять предложения, называть слова в предложении; -делить слова на слоги, выделять ударный слог, выделять звуки в словах; - составлять схему слова, по схеме придумать слово; -вычленять гласный звук, отличать его от согласного; - произносить звуки, слияния; - уметь писать элементы букв и пять гласных букв; - расширить, активизировать словарный запас [ ]. В результате занятий на подготовительном этапе обучения дети должны быть вплотную подведены к грамоте. В качестве наглядных пособий на этом этапе обучения грамоте применяются картинки с простыми, доступными детям сюжетами, предметные картинки и иллюстрированный алфавит. Основной этап начинается с изучения согласной буквы н. Следует отметить, что изучаемые буквы и звуки вводятся в соответствии с принципом частотности. Учебным материалом для обучения чтению являются слоговые таблицы, столбики слов и тексты, специально составленные и подобранные авторами азбук. Основной этап обучения грамоте направлен на решение следующих задач: - изучение всех букв алфавита; - умение соотносить звуки и букву: - усвоение сочетания букв, различных слоговых структур; - овладение слоговым, плавным и далее чтением целыми словами с соблюдением орфоэпических норм, пауз, логического ударения, интонации; - овладение умением записывать слова, простые предложения и небольшие тексты; - развитие речи и мышления, практическое усвоение правил графики.[ ] Повторительно - обобщительный этап является заключительным в обучении грамоте. Он не содержит новых букв, а содержит разнообразный, серьёзный текстовый материал для чтения. На данном этапе используются такие приёмы работы, как : выборочное чтение, по ролям, осуществляется анализ прочитанного, озаглавливание, беседа, раскрытие причинно-следственных связей, заучивание наизусть и т.д. Начиная с этого этапа, осуществляется переход к тихому чтению и чтению «про себя». Начинается самостоятельная работа с детской книгой. Отвечая на вопросы, приведённые в «Азбуке»,- «Из какого произведения взяты строчки?»,- первоклассник называет и фамилию автора, и заглавие. Рассматривая новую книгу, «считывают» всю нужную информацию с обложки. Ориентируясь на иллюстрации, пытаются понять, о чём написано в незнакомой книге. Основной организационной формой обучения в современной начальной школе является урок. Чаще всего уроки обучения грамоте в первом классе проводятся раздельно - сначала идёт урок обучения первоначальному чтению, за ним следует урок обучения элементарному письму [ ] . Однако, в современной методике встречается проведение смешанных уроков обучения грамоте. На таких уроках чтение связывается с письмом букв, слогов, слов, списыванием печатного текста. Письмо чередуется с звукобуквенным и звукослоговым анализом. Уроки такого типа практиковал Л.Н. Толстой и его учителя в Яснополянской школе [ ]. В период обучения грамоте уроки классифицируются по следующим критериям: по основному предмету обучения: уроки письма и уроки чтения. По этапам обучения : уроки в добукварный, букварный, повторительно-обобщительный этап. По наличию или отсутствию изучения нового материала: уроки изучения звуков и соответствующей буквы, письмо новой буквы и уроки, на которых новая буква не вводится. Это урок закрепления. Методика проведения уроков на каждом из этапов имеет свои особенности и структуру. Уроки подготовительного этапа направлены на речевое развитие каждого ребёнка, знакомство с детской книгой и т.д. Примерная структура урока чтения подготовительного периода: 1. Мотивационный этап. Речевая разминка. 2. Повторение ранее изученного. 3. Беседа по сюжетной картинке. 4. Звуковой анализ. Объяснение нового материала. 5. Закрепление. Работа с детской книгой [ ]. Рассмотрим примерную структуру урока первого типа ( изучение звуков и соответствующей буквы) 1. Урок начинается с постановки цели. 2. Выделение изучаемых звуков в процессе слого - звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Характеристика звуков, упражнения в их артикуляции. 3. Знакомство с новой буквой. 4. Чтение слогов-слияний. 5. Чтение слов с дополнительными пометами. 6. Работа над текстом. а ) читают сильные учащиеся или учитель б ) анализ текста в ) повторное перечитывание г) в конце читают слабые учащиеся 7. Соотнесение текста и иллюстрации. 8. Работа по развитию речи. 9. Итог урока [ ]. Урок - закрепления на основном этапе имеет иную методику проведения. В отличие от урока первого типа он не имеет жёсткой структуры. Педагогу представляется больше возможностей для раскрытия способностей каждого ребёнка. 1. Постановка целей урока. 2. Чтение слов с дополнительными пометами и работа с разрезной азбукой. 3. Чтение и анализ текста. 4. Работа с иллюстрациями. 5. Работа по развитию речи. Работа с игровым, занимательным материалом, соотнесение слов и картинок. 6. Повторение и обобщение, работа по ленте букв. На повторительно- обобщительном этапе дети читают произведения детских писателей. Итак, обучение грамоте - необходимая ступень в овладении всей системой школьных знаний. Организация обучения в этот период должна быть проведена с учётом «стартовых» возможностей каждого ученика . Первыми учебными книгами, помогающими овладеть грамотой, являются азбуки и буквари. Обучение грамоте проходит последовательно, систематично. Это обеспечивается за счёт деления всего процесса на логически завершённые этапы: подготовительный, основной, повторительно-обобщительный. Каждый этап имеет свою методическую цель, задачи, определённую структуру урока, приёмы работы. 2.2 Навык чтения и его характеристика В ряду проблем педагогической психологии вопрос об обучении чтению считается одним из главных. Процесс овладения навыком чтения сложен не только с лингвистической, но и психологической точки зрения. Психология уже в дореволюционное время выявила разницу в процессах чтения у опытного чтеца и у начинающего обучаться грамоте. Для успешного обучения чтению учителю необходимо знать, какие процессы лежат в основе формирования полноценного навыка чтения, какие этапы в овладении чтением проходит начинающий читатель, с какими трудностями он может столкнуться и как их предупредить. В методической литературе под навыком чтения понимают автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому [ ]. В методике наряду с термином навык чтения используется термин техника чтения. Т.Г.Егоров рассматривает процесс чтения как действие, которое состоит из трёх взаимосвязанных компонентов: восприятия буквенных знаков, озвучивания того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. У начинающего чтеца эти действия протекают последовательно. Формирования полноценного навыка чтения - психофизиологический процесс, в основе которого лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов: зрительного, речедвигательного, речеслухового и временных связей двух сигнальных систем [ ]. Для осуществления процесса чтения необходимы сохранность и взаимодействие названных ваше анализаторов. Русский учёный, академик, физиолог И. П. Павлов в своих работах раскрыл сущность двух сигнальных систем, влияющих на становление навыка чтения [ ] . Первая сигнальная система – это совокупность наших органов чувств, дающая простейшее представление об окружающей действительности. Это форма непосредственного отражения реальности в виде ощущений и восприятий. Вторая сигнальная система связанна со словесной сигнализацией, с речью. [ ] Между показом ребёнку первой буквы и произнесением соответствующего звука, происходят важные процессы. Итак, ребёнку показали букву. Она действует на глаз, звук на слух. Эти раздражители вызывают соответствующие возбуждения в зрительных, слуховых, двигательных клетках коры головного мозга. Под влиянием возбуждения этих клеток между ними устанавливается связь, в результате которой восприятие буквы будет вызывать у ребёнка представление соответствующего звука, и наоборот, произнесённый звук будет вызывать представление о какой-либо букве. Психофизиологической основой функциональной системы чтения является совместная деятельность различных зон головного мозга. Каждая из них значима в осуществлении сложного процесса чтения. Работа второй сигнальной системы и есть та физиологическая основа, на которой развивается процесс овладения чтением. Таким образом, навык чтения возникает через мышление и речь учащихся. Словесная работа возникает уже в тот момент, когда ребёнок видит первую букву. Вся дальнейшая работа должна быть проведена через речевое мышление. Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются сформированность устной речи, фонетико-фонематической стороны речи (произношения, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), а также сформированность лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Процесс формирования навыка чтения сложный. В связи с этим он распадается на ряд этапов. Известный психолог, профессор Т.Г.Егоров в своей работе «Очерки психологии обучения детей чтению» описывает три этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Каждый из названных этапов характеризуется определённой психологической структурой, своеобразием, качественными особенностями, задачами и приёмами овладения. Аналитический этап совпадает с периодом обучения грамоте. На данном этапе происходит формирование механизма построения чтения. Учащиеся учатся раскладывать слова на слоги, овладевают звуковым строем речи. Ребёнок анализирует позицию буквы, осваивает сочетание согласной и гласной букв, т.е. учится читать по слогам. Слог, являясь речевой и графической единицей, играет в обучении чтению стартовую роль. «Во время обучения грамоте слог становится предметом такого же осознания детьми, как и звуки-смыслоразличители, ибо он выступает в качестве основной единицы чтения и, кроме того, своеобразной ячейки, в недрах которой происходит слияние звуков в произносительные слоговые комплексы» [ ]. В аналитическом этапе выделяют две ступени: 1-я ступень-овладение буквенными обозначениями (первое полугодие 1 класса) На данной ступени «единицей чтения является не слово, а буква: ребёнок сначала изучает буквы и только потом овладевает сочетанием букв в слоге, а затем в слове. Учителю важно следить за тем, чтобы ученик, воспринимая слово по буквам, читал его не по буквам, а по слогам. На 1-й ступени понимание отделено от восприятия: ученик сначала читает слово и только потом осознаёт его значение. 2-я ступень - слого -аналитическое чтение (слоговое чтение) (второе полугодие 1 класса). Единицей чтения на этой ступени выступает не буква, а слог, причём слог выступает как часть слова. На этой ступени учащиеся стремятся повторять начальные слоги слов и затем присоединят их к следующей части слова. Это повторение является показателем того, что учащиеся пытаются складывать слоги в слова, чтобы осознать смысл читаемых слов. Многие дети на этой ступени уже способны читать целыми словами. Показательным моментом этой ступени развития навыка чтения является перестройка у детей фонематического слуха, появление новых фонематических представлений, соотнесение слов печатного текста с соответствующими словами и фразами устной речи. Следующий этап развития навыка чтения - синтетический. На данном этапе происходит синтез слов в систему и слова. В этом этапе выделяется ступень - становление целостных, синтетических приёмов чтения (второй и третий годы обучения). Переходя к синтетическому, целостному чтению, многие учащиеся стремятся угадать последующую часть слова, заменяют одни слова другими или одну форму слова другой. В связи с этим, на этой ступени допускается большое количество ошибок. Завершающим этапом на пути становления навыка чтения является этап автоматизации. Он подразумевает доведение техники чтения до автоматизма. Теперь усилия читающего направлены не на овладение техникой чтения, а на осознание идеи читаемого произведения, его композиции, средств художественной выразительности. Для этапа автоматизации характерно стремление ребёнка читать про себя. Анализируя этапы развития навыка чтения, следует отметить их связь, взаимопереход. Каждая ступень подготавливается предыдущей. В предыдущей стадии собираются те элементы, которые обусловливают собой переход к последующей, более высокой ступени. Так ступень слого-аналитического чтения возможна лишь потому, что элементы, необходимые для её построения возникли и развились на предыдущей ступени, в процессе овладения рече - звуковой символикой. Правильно понимая процесс развития навыков чтения, учитель не предъявляет к учащимся непосильных требований, а помогает подняться с одной ступени развития навыка чтения на другую. Выделяют четыре важнейших качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Проанализируем их. Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого [ ]. Выделяют несколько групп ошибок, допускаемых обучающимися чтению. 1-я группа - искажение звуко -буквенного состава: -пропуски букв , слогов, слов, строчек ; - перестановки единиц чтения (слогов, букв, слов); -вставка произвольных элементов (буквы, слоги, слова); - замена одних единиц чтения другими; Несовершенство зрительного восприятия, слабая развитость артикуляционного аппарата, чтение по «догадке» - причины подобных ошибок. 2-я группа ошибок - наличие повторов. Ребёнок повторяет буквы, слоги, слова, предложения. Повторы связаны со стремлением удержать в памяти прочитанное . Следует отметить, что на аналитическом этапе становления навыка чтения, повторы – явление закономерное и положительное. Оно свидетельствует о том, что учащиеся уже пытаются складывать слоги в слова, чтобы поскорее добраться до смысла читаемых слов. 3-я группа ошибок, связанных с правильностью чтения - нарушение норм литературного произношения. Это неправильное произношение, постановка ударения. Ошибки, связанные с «орфографическим чтением», т.е. единицы чтения озвучиваются ребёнком в строгом соответствии с написанием, а не произношением. Распространены интонационные ошибки, представляющие собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Знание причин ошибок помогает учителю организовать работу по их исправлению. Интересная система упражнений, направленных на преодоление перечисленных трудностей, предложена М.И Омороковой [ ]. Чтобы дети правильно читали, допускали меньшее количество ошибок, учителю необходимо давать определённые ориентиры, составлять «памятки», правила. 1 . Следи, чтобы глаза двигались по строчке. 2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его. 3. При чтении будь внимательным к каждому слову. 4. Старайся понять, о чём читаешь. Следующим компонентом навыка чтения является беглость. В методической литературе встречаются синонимы этого компонента: скорость, темп. Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого [ ]. Беглость зависит от поля чтения. Упражнения, направленные на отработку правильности чтения, совершенствуют и беглость. Кроме того, в методике описаны и специальные упражнения, для выработки беглости чтения. М. И. Оморокова, И.А. Рапопорт , И.З. Постоловский, рекомендуют использовать ряд упражнений: [ ]. - совместные групповые чтения небольших отрывков текста в разных темпах: в медленном, в среднем, в «скороговорочном»; - чтение отрывков на определённое время, заранее известное детям. - тренировка в чтении различных сочетаний согласных и гласных букв в словах; - чтение диалога. Важным компонентом навыка чтения является сознательность. Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного [ ]. Применительно к методике этот термин употребляется в двух значениях: - применительно к овладению техникой чтения( три компонента процесса чтения: восприятие буквенных знаков, произнесение, понимание) - применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева) Здесь говорят о трёх уровнях сознательного чтения. Первый уровень предполагает понимание большей части слов, предложений и их связей между собой. Понимание смысла отдельных частей текста. Второй уровень предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. его идейной направленности, позиции автора, собственного отношения к прочитанному. Третий уровень связан с осознанием учеником своих читательских интересов, умением сознательно определять круг чтения. Достигая этого уровня, учащийся осознаёт себя как читателя [ ]. Для того, чтобы чтение было сознательным, необходимо думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения. Работая над сознательностью чтения, учителю необходимо применять специальные приёмы: беседа, рассказ, словарная работа, чтение по ролям, пересказ. Выразительность чтения - способность средствами устной речи передать слушателям своё отношение к идее произведения. Выразительности как одному из компонентов навыка чтения большое внимание уделяли Т.Заводская, Л.Горбушина, О.В.Кубасова и другие методисты. Выразительность связана с сознательностью. Основой выразительного чтения является понимание смысла прочитанного. Только то, что хорошо понято, может быть прочитано выразительно [ ]. К основным средствам выразительности относятся: логическое ударение, дыхание, логические и психологические паузы, повышение и понижение голоса, тон, интонация, мимика, жест [ ]. Пропедевтическую работу в данном направлении целесообразно проводить с первого года обучения на уроках обучения грамоте. Учитель выделяет голосом при чтении важные слова, рассматривает вместе с учащимися знаки препинания, обращает их внимание на паузы, дополняет вместе с детьми текст «Азбуки» или «Букваря», чтобы он получил эмоциональное звучание и наполнялся смыслом. Кроме того, дети учатся находить предложения и слова в речевом потоке и устанавливать вязь в тексте с помощью вопросов. Таким образом, основой обучения выразительности являются устные практические упражнения, совершенствование устной речи. Проверка сформированности первоначального навыка чтения проводится с учётом таких основных параметров как: поле чтения, способ чтения и понимание прочитанного. Опытный чтец обладает определённым полем чтения. Поле чтения - это то количество знаков, которые человек может воспринять зрительно одновременно [ ]. Поле чтения у всех разное. Оно зависит от натренированности. У человека, владеющего навыком чтения хорошо, поле чтения значительно шире. Оно охватывает несколько букв, слов или предложений. Взор опытного чтеца движется по строке рывками. Во время чтения опытный чтец пользуется смысловой догадкой. Организуя занятия по обучению чтению, важно обучать ребёнка так, чтобы поле чтения не замыкалось на одной букве, а охватывало сразу две буквы, образующие слог-слияние. У начинающего чтеца часто наблюдаются регрессии, т.е повторы. Он читает слово по слогам, затем повторяет всё слово . Регрессии помогают осмыслить, понять прочитанное. Способ чтения - один их главных показателей сформированности навыка чтения. В методике выделяют продуктивные и непродуктивные способы чтения [ ]. К непродуктивным относят: побуквенное и отрывистое слоговое чтение. К продуктивным - плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов и чтение целыми словами [ ]. Необходимо учить продуктивным способам чтения. Наиболее распространённым способом чтения, с которым ребёнок приходит в 1 класс является побуквенный способ. Единицей восприятия является буква. Темп чтения при таком способе замедленный. Это навык неправильного чтения, его необходимо исправлять. При плавном слоговом чтении , воспринимая слово, дети не тратят времени на распознавание букв, а сразу опознают каждый слог, составляющий слово. Затем объединяет эти слоги так, чтобы получилось слитное узнаваемое слово. Понимание значения слова осуществляется только после его громкого произнесения. Отдельные слова, простые и знакомые, дети начинают читать быстро, целым словом, а слова малознакомые и трудные по своей звуко-слоговой структуре читаются ещё медленно по слогам. Поэтому темп чтения очень неровный, то ускоряется, то замедляется. Плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов является следующей ступенью в овладении чтением. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова трудные для прочтения или малознакомые ещё прочитываются по слогам. Большую роль играет смысловая догадка, но она не всегда является верной. Чтение целыми словами – это то, к чему стремится каждый начинающий чтец. Главным становится осмысливание содержания прочитанного. Ошибки практически не допускаются. Темп чтения быстрый. Понимание прочитанного является неотъемлемой частью навыка чтения. С первых шагов обучения чтению учителю необходимо проверять понимание читаемого. Процесс понимания тесно связан с такими психическими процессами как : память, внимание, воображение, мышление. Анализиуя навык чтения, мы делаем вывод, что это явление сложное, комплексное, требующее длительного времени для своего формирования. В связи с этим, выделяются три этапа его формирования. Успешное овладение навыком чтения включает в себя сформированность всех психических процессов, общее развитие речи, её фонетико-фонематической стороны: произношения, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза, достаточно высокую сформированность лексико-грамматической стороны. Кроме того, характеристика навыка чтения включает в себя следующие важные параметры: правильность, беглость, сознательность, выразительность. С первых дней обучения чтению учителю необходимо вести систематическую работу по каждому из обозначенных параметров. Правильность, беглость, сознательность и выразительность взаимосвязаны. Непонятое учеником слово не может быть прочитано выразительно. Оценивать навык чтения следует с нескольких позиций: поле чтения, способ чтения и понимание прочитанного . Отметим, что в начальной школе формирование навыка чтения не заканчивается. 1.3 Дифференцированное обучение. Его сущность и содержание. В современных условиях обучения учителю необходимо решать ряд проблем. Одна из них - добиться создания таких условий обучения, при которых не только усваивались бы соответствующие программные знания, умения и навыки, но и раскрывались интеллектуальные возможности каждого ребёнка в классе. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития» [ ]. Это может быть достигнуто при условии реальных возможностей каждого ученика. Организовать учебный процесс в соответствии с индивидуальными запросами каждого ученика представляется возможным, применяя дифференцированное обучение. Дифференцированный подход создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем готовности: для реабилитации отстающих и для продвижения обучения тех, кто способен учиться с опережением. Вопросами дифференциации обучения занимались известные педагоги, ученые: А.М. Абрамова, И.П. Подласый , И.М Осмоловская , И.Г. Унт и т.д. И в науке, и в практике преподавания разрабатывались практические подходы к дифференциации процесса обучению грамоте - С.П. Редозубов, Л.К. Назарова, В.А. Кирюшкин, но не получили широкого распространения. Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени[ ] . В педагогической литературе подходы к определению дифференцированного обучения разнообразны. Рассмотрим их. С точки зрения А.М. Абрамова, дифференцированное обучение - создание относительно стабильных или временных учебных групп, различающихся по тем или иным признакам (содержание, уровень учебных требований, интересы, формы обучения и т.п. )[ ]. Е.А. Певцова, И.Г. Унт рассматривают дифференциацию обучения как процесс, направленный на развитие способностей, интересов школьников, на выявление их творческих возможностей [ ]. Наиболее полное определение дифференцированного обучения, отражающее его суть, особенности, дано И.М. Осмоловской. Она определяет дифференцированное обучение как условие и средство индивидуализации, а цель его - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся [ ]. «Педагогика индивидуального подхода, - пишет Ковалев, - имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельным школьникам, так как цели и содержание воспитания и обучения определяются требованиями общества, государственной программой — они являются общими для всех, а приспособление форм и методов работы к этим индивидуальным способностям с тем, чтобы развить личность» [ ]. В педагогической практике выделились основные формы реализации дифференциации обучения. Внешняя и внутренняя дифференциация. Внешняя дифференциация предполагает организацию разнотипных учебных заведений-гимназий, колледжей, профильных классов с углубленным изучением отдельных предметов. В современной российской школе преобладает внутренняя дифференциация. Внутренняя дифференциация-это внутриклассная, внутрипредметная, внутригрупповая дифференциация, осуществляемая без выделения стабильных групп в гетерогенном классе, не однородном по составу [ ]. Эта форма основана на более полном, по сравнению с внешней дифференциацией, учёте индивидуальных и групповых особенностей учащихся. Она предполагает дифференциацию учебных заданий, вариативность темпов изучения материала, определение учителем степени самостоятельности выполнения заданий. Внутренняя дифференциация предполагает разделение учащихся на группы внутри класса. Эти группы подвижны, их состав меняется. Известный методист С.П. Редозубов предпринимал попытки к дифференциации. В одной из его последних статей, посвящённых обучению в первых классах детей, неодинаково подготовленных к школе он пишет: «общие занятие без учёта подготовленности детей могут принести большой вред. Слабые учащиеся будут отставать всё больше и больше, т.к не будут успевать за темпом обучения остальных детей. В то время как сильные дети будут испытывать скуку , у них не будет интереса к работе [ ]. Организовать обучение он рекомендует следующим образом: разделить класс на две подгруппы. А учитель чередует работу . Сначала ведёт общую работу ( например, по анализу и синтезу речи, письму, развитию речи), то занимается с одной группой, в то время как другая работает самостоятельно. С.П. Редозубов также наметил и виды самостоятельной работы для каждой группы. Для сильных это преимущественно складывание слов по образцу с пропущенными буквами, дописывание незаконченных предложений, подготовка к рассказу по картинке, чтение текстов про себя....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: