VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности института гражданства в зарубежных странах

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002292
Тема: Особенности института гражданства в зарубежных странах
Содержание
     ОГЛАВЛЕНИЕ
      
     
     
     Введение	3
      Глава 1. Понятие, сущность и значение института гражданства в зарубежных странах	6
      1.1.  Понятие и значение института гражданства в зарубежных странах	6
      1.2. Правовое регулирование института гражданства в зарубежных странах	6
      Глава 2. Особенности института гражданства в зарубежных странах	34
      2.1. Понятие и принципы гражданства	34
      2.2. Основания приобретения гражданства	34
      2.3. Основания прекращения гражданства	42
      2.4. Институт двойного гражданства	47
      Заключение	55
      Список использованной  литературы	59
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Введение
     
     Гражданство - понятие, неразрывно связанное с государственностью. Более того, неоспорима связь между гражданством и государственным суверенитетом. Именно с позиции распространения на личность суверенитета государства мы говорим о том, что гражданство является основой правового положения этой личности в государстве: наличие гражданства гарантирует полное распространение на личность всех прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве данной страны. 
     В условиях глобализации в результате коррозии принципа государственного суверенитета все большее воздействие на содержание гражданства стало оказывать международное право. Гражданство является центральным звеном отношений между государством и индивидом, поэтому рассуждения о судьбах национального государства в условиях глобализации неизбежно приводят к необходимости исследования «судеб» института гражданства.
     На современном этапе развития общества в условиях интернационализации мирового хозяйства существует проблема миграции населения, которая приводит к притоку иммигрантов. Быстрыми темпами растет население стран с высоким уровнем жизни. Передвижения иммигрантов - индивидуальные и групповые, браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.
     Современное законодательство зарубежных стран о гражданстве и иммиграции, судебная практика находятся в процессе постоянного совершенствования. Некоторая часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью норм международного права (в соответствии с договорами, заключаемыми между государствами). В условиях современной геополитики необходимо своевременное регулирование вопросов, которое возможно только при условии создания эффективных правовых механизмов, в том числе и по вопросам предоставления статуса гражданина.
     Отмеченные обстоятельства обусловили выбор темы исследования и дают основания рассматривать ее в качестве проблемы, имеющей важное значение как с точки зрения международного права и конституционно-правовой теории, так и в аспекте правоприменительной практики.
     Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе приобретения и прекращения гражданства в зарубежных странах.
     Предметом исследования служат нормы права, составляющие институт гражданства в зарубежных странах и выступающие в качестве правового регулятора в вопросе приобретения и прекращения гражданства.
     Цель исследования заключается в выявлении проблем института гражданства в зарубежных странах.
     Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
     1. Выявить понятие и значение института гражданства в зарубежных странах.
     2. Рассмотреть правовое регулирование института гражданства в зарубежных странах.
     3. Проанализировать основания приобретения гражданства.
     4. Охарактеризовать основания прекращения гражданства.
     5. Рассмотреть институт двойного гражданства.
     Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания. Использованный автором в качестве направления методологии научного познания, системный подход позволил рассмотреть конституционноправовое регулирование института гражданства РФ как с позиции выявления закономерностей и взаимосвязей, присущих его структурным элементам, так и с позиции нацеленности конституционно-правовых норм на достижение фактических результатов. Также использовались сравнительно-правовой, формально-логистический, структурно-функциональный и иные общенаучные методы.
     Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ), международные договоры; федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон о гражданстве, а также иные конституции и законодательство зарубежных стран в сфере гражданства.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 1. Понятие, сущность и значение института гражданства в зарубежных странах
     
     1.1.  Понятие и значение института гражданства в зарубежных странах
     
     
     Понятие гражданства известно со времен античности. Термин «римский гражданин» упоминается в том числе и в Библии (Новый завет). Римское гражданство являлось высшим социальным статусом римской античности, означающим возможность пользования всей полнотой юридических прав, предоставляемых римским законодательством.
     Первое известное определение понятия «гражданин» мы находим еще в III книге трактата «Политика» древнегреческого философа Аристотеля, для которого «гражданином по преимуществу является тот, кто обладает совокупностью гражданских прав»1. Гражданин, согласно автору «Политики», должен был в первую очередь определяться статусом свободного человека, а также возможностью участия в жизни государства (как совокупности граждан) через отправление законосовещательных и судебных функций, т. е. своим активным политико-правовым состоянием. Поэтому даже известные древнегреческие философы (Сократ, Платон, Аристетель и др.) никогда не находились в роли внешних наблюдателей, а открыто выступали с позиций добропорядочных граждан или просвещенных политиков: «Именно выступая в качестве «наставника» законодателя, философ представляется преимущественно мудрым и просвещенным гражданином, судией в решении политических конфликтов»2. Таким образом, античный город «вменяет индивиду определенную идентичность, в рамках которой тот может реализовать себя, а может и нет»3. В результате в рамках классической традиции контуры института гражданства изначально сужались до пределов жестко нормированного культурного пространства и ограничивались соответствующими этико-политическими критериями. Ибо «не всякий хороший человек в то же время является гражданином, но гражданин только тот, кто стоит в известном отношении к государственной жизни, кто имеет или может иметь полномочия в деле попечения о государственных делах или единолично, или вместе с другими»4.
     Собственно современная версия гражданства как специфического способа взаимодействия между государством и индивидами возникает уже в условиях времени модерна, будучи изначально тесно связанной как с новой концепцией государства, так и с понятием суверенитета в качестве его принципа и субстанции: «Понятие суверенитета, сформулированное Боденом в его знаменитом труде Шесть книг о республике (1576), стало основой теории государства Нового времени»5. Эта теория, отвечавшая в тот исторический период социальным запросам на образование единых светских национальных государств, будет впредь развиваться и совершенствоваться «от Гоббса к Руссо, от Локка к Монтескье», постепенно очищаясь от абсолютистской оболочки и наполняясь модернистской спецификой понимания суверенитета и легитимности власти, в рамках которых государственный суверенитет производен от народа: народ является высшей властью и источником всякой власти в государстве. Таким образом, суверенитет предстает в модернистской традиции как принцип организации публичной власти в государстве и контроля над ней со стороны общества. Хотя даже Ж. Ж. Руссо не мог не осознавать, что идея суверенитета народа — это скорее базовая политическая фикция новой теории государства, чем реальность: «Если бы существовал народ, состоящий из богов, то он управлял бы собою демократически. Но Правление столь совершенное не подходит людям»6.
     Активное развитие институт гражданства получил после буржуазных революций XVI - XVII веков. Именно тогда институт гражданства в странах с республиканской формой правления был противопоставлен монархическому институту подданства.
     Подданство существует в монархических государствах и характеризуется как односторонняя и личная связь лица непосредственно с монархом, выражающаяся прежде всего в обязанности платить налоги. Термин «подданный» буквально означает «находящийся под данью». Его происхождение связано с феодальными отношениями вассалитета, что и обусловило использование данного термина исключительно в государствах с монархической формой правления. Однако в современных конституционных монархиях статус подданных не имеет принципиальных отличий от статуса граждан7. Примечателен пример Японии, которая является конституционной монархией, однако в своей Конституции (ст. 10) устанавливает институт гражданства как следствие суверенной власти народа.
     На сегодняшний день в юриспруденции сложились четыре основных научных подхода к пониманию правовой природы гражданства:
     во-первых, гражданство как особая правовая или политико-правовая связь лица с государством;
     во-вторых, гражданство как правовая принадлежность лица к государству; в-третий, подход, который объединяет «принадлежность лица к государству» с «устойчивой связью», причем принадлежность чаще всего ставится на первое место;
     в-четвертых, основной характеристикой гражданства признается наличие определенного правового состояния лица, находящегося в нем, т. е. содержательно гражданство представляется как комплекс прав и обязанностей, установленных каждым конкретным государством.
     С гражданством связаны как правовой статус личности, так и юрисдикция государства, предполагающая ответственность лица перед государством. По справедливому замечанию выдающегося русского ученого В. О. Ключевского, «права без обязанностей — юридическая нелепость, как следствие без причины — нелепость логическая»8.
     В конечном итоге эти подходы, скорее, высвечивают различные ракурсы данного института и не противоречат друг другу в своем исходном принципе. Международное право разделяет оценку института гражданства, выработанную во внутреннем праве, как устойчивой политико-правовой связи, объединяющей личность с государством и служащей предпосылкой влияния государственного суверенитета на индивидов. Но традиционно к этому определению добавляют еще один ракурс феномена гражданства: в основу данной связи между государством и индивидами положен факт социальной общности, солидарности сосуществования, обоюдных интересов и чувств, объединенных взаимностью прав и обязанностей личности и государства.
     Но в реальности существует не одна, а, как верно отмечает российский исследователь В. С. Малахов, «две основные перспективы, из которых принято рассматривать феномен гражданства. Это перспектива солидарности и перспектива конфликта»9. Если первая перспектива (перспектива солидарности) избирательно акцентирует внимание на принадлежности индивидов некоей политической общности и описывает феномен гражданства через категории «интеграция», «идентичность», «принадлежность», «сплоченность», то вторая перспектива (перспектива конфликта), делающая акцент на неравенстве и отказе некоторым категориям населения в доступе к определенным политическим правам и социальным благам, позволяет тем самым «анализировать механизмы включения и исключения, лежащие в основе феномена гражданства»10. Действительно, уже исторически изначально, в рамках античной политической традиции, проблематика гражданства выступала, прежде всего, как проблематика исключения определенных категорий индивидов или отдельных личностей из политико-правового и культурного пространства гражданства (например, рабы, метеки и др.). Ибо условием возможности самого этого института является наличие, наряду с гражданами, не граждан, наряду с обладателями прав, — тех, кто их лишен или только может попытаться на них претендовать на тех или иных основаниях. С одной стороны, гражданство является основанием права на получение защиты со стороны своего государства, но, с другой — оно выступает в качестве инструмента защиты прав и интересов самого государства.
     В современной юридической науке и практике термин «гражданство» употребляется в трех значениях: как публично-правовое состояние индивида, как конституционно-правовой институт и как суверенное право государства.
     Под гражданством в международном праве понимается устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Каждое государство самостоятельно определяет, кто может являться его гражданами, и данное положение признаётся другими государствами, если не противоречит нормам международного права.
     В Соединённых Штатах для обозначения гражданства используются два термина: «nationality-» и «citizenship». «Citizenship» в буквальном переводе означает «гражданство», «nationality» - это «национальность, национальная принадлежность», в то время как в американской юридической науке и практике и этот термин обозначает гражданство.
     Закон «Об иммиграции и гражданстве» 1952 г. (Immigration and Nationality Act of 1952) выделяет два понятия - «гражданин США» (citizen of the USA) и «лицо американской национальности», (national of the USA). К последним относятся как граждане США, так и те, кто не является гражданином Соединённых Штатов, но сохраняет им «постоянную верность».
     К этим двум категориям Конституция США добавляет третью, используя понятие «прирождённый гражданин» (native-born citizen). Среди американских исследователей не существует единого мнения о том, какой смысл вкладывался в данное понятие создателями Конституции. Он может означать «родившийся на территории США», «родившийся от американских граждан» или и то, и другое вместе.
     «Nationality» - более широкий термин, обозначающий устойчивую правовую связь не только с самими Соединёнными Штатами, но и с их заморскими владениями. В то же время лица, именуемые «nationals», имеют менее богатую по содержанию правовую связь с государством, что объясняется некоторой неопределённостью действия Конституции и законов США в пространстве. Верховный суд Соединённых Штатов определил, что только «фундаментальные» конституционные права распространяются на зависимые территории, а остальные подлежат применению в случае, если это указано в законе. «Фундаментальные» права включают в себя свободу выбора вероисповедания, право на личную свободу и собственность, свободу слова и печати, свободный доступ к правосудию, равенство перед законом, право на защиту от необоснованных обысков и арестов, право на защиту от жестоких и необычных наказаний, право не свидетельствовать против себя. Не распространяются на зависимые территории право на защиту имущества, право на рассмотрение дела судом присяжных и на законное, скорое и публичное судебное разбирательство.
     С другой стороны, обладание статусом «nationals» включает в себя право лица на покровительство со стороны США за рубежом, право свободного въезда на территорию страны и выезда из неё, право на облегчённый порядок приобретения гражданства (citizenship), а также льготы на приобретение американского гражданства детьми такого лица.
     Соответственно, только обладание статусом «citizenship» порождает в полном объёме права и обязанности между лицом и государством.
     Первая попытка дать юридическое определение понятия «гражданство» была предпринята в «Статьях Конфедерации», которые обязывали каждый штат предоставить гражданам остальных штатов, вошедших в союз, такие же права и привилегии, которыми пользовались его собственные граждане.
     В Конституции США вопросы иммиграции и гражданства также не удостоены серьёзного внимания. В разделе 8 ст. 1 говорится о праве Конгресса устанавливать «единые правила натурализации». Несколько раз упоминаются такие понятия, как «гражданство штата» и «федеральное гражданство», однако точного определения им не даётся и не указывается, как они взаимосвязаны.
     Фактически определение гражданства появилось только в связи с принятием XIV поправки к Конституции, которая установила, что «все лица, родившиеся или натурализованные в Соединённых Штатах и подчинённые их власти, являются гражданами Соединённых Штатов и штата, в котором они проживают»11.
     Под гражданством в международном праве также понимается конституционно-правовой институт - совокупность правовых норм, регулирующих отношения гражданства и тесно связанные с ними вопросы: правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вопросы выдачи (экстрадиции) человека другому государству, а также предоставление политического убежища.
     Гражданство как суверенное право государства предполагает реальную возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Гражданство в этом понимании прямо обусловлено наличием государственного суверенитета, что влечет невозможность существования собственного гражданства в несуверенных образованиях12. В этом отношении проблема гражданства в федеративных государствах напрямую связана с дискуссией о наличии у субъектов федерации собственного суверенитета. С учетом практики Конституционного Суда РФ, субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, соответственно, в нашем государстве действует принцип единого федерального гражданства. Закрепление отдельными республиками в составе России так называемого гражданства субъекта фактически означает всего лишь регистрацию по месту жительства в соответствующей республике.
     Основным документом, помимо Конституции РФ, регулирующим вопросы гражданства в нашем государстве, является Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Данный Закон закрепляет основные понятия в сфере гражданства, принципы российского гражданства, порядок его приобретения и прекращения, закрепляет компетенцию органов государственной власти в данной сфере, определяет процессуальные и процедурные вопросы.
     Примечательно, что в законодательстве многих государств, к примеру США и Великобритании, не дается определения понятия гражданства (подданства). Вместо этого законодатель закрепляет основания приобретения такого статуса, а также права и обязанности лиц, имеющих такой статус.
     Американские юристы определяют гражданство как юридическое признание факта политической вовлеченности в дела государства, влекущее наличие специфических прав, гарантий и обязанностей. Гражданство США, в их трактовке, является «правом иметь права», а также основой для производных прав. К их числу относятся:
     - право проживать, перемещаться и работать на территории США;
     - право въезжать и выезжать за границу США;
     - право голосовать на выборах в федеральные органы власти;
     - право поступать на государственную службу (однако для занятия некоторых должностей дополнительно необходимо проживать на территории США определенный срок) 13.
     Наличие гражданства США предполагает следующие гарантии:
     - консульская защита за пределами США;
     - возможность иммиграции для родственников гражданина США, проживающих за рубежом;
     - защита от депортации.
     Гражданство США также предполагает и обязанности:
     - обязанность участвовать в отправлении правосудия в качестве присяжного;
     - воинскую обязанность (в настоящее время призыв на военную службу в США не осуществляется, но в определенные периоды истории такая обязанность устанавливалась, например во время войны во Вьетнаме);
     - обязанность платить налоги. Американские граждане обязаны уплачивать федеральные налоги независимо от места своего жительства, а иностранные граждане и лица без гражданства являются налогоплательщиками по законам США в случае нахождения более 180 дней на территории США.
     В Великобритании используется два термина для описания политической принадлежности человека: citizenship (гражданство) и nationality (подданство). Подданство - более общий термин, означающий политическую принадлежность лица к государству. Гражданство - лишь один из шести вариантов подданства, установленных Актом о Британском подданстве 1981 г. Британскими гражданами считаются лица, получившие соответствующий статус в силу связи с Соединенным Королевством, островами канала и островом Мэн, либо бывшие граждане Великобритании и колоний, прошедшие процедуру иммиграции в соответствии с Актом об иммиграции 1971 г. Данный статус является самой распространенной разновидностью подданства и автоматически предоставляет право проживания на территории Великобритании. Остальные права граждан зависят от способа приобретения гражданства. Например, имеются ограничения в возможности приобретения гражданства детьми натурализованных граждан, если первые рождены вне территории Великобритании. Для детей урожденных граждан Великобритании таких ограничений нет.
     Статусом подданства обладают также:
     - граждане заморских территорий Великобритании (British Overseas Territories citizens);
     - заморские граждане Великобритании (British Overseas citizens), к которым относятся лица из бывших колоний, таких как Малайзия и Кения;
     - британские подданные (British subjects), к которым относятся лица, не имеющие какого-либо статуса из перечисленных выше, но имеющие связь с Великобританией в силу проживания в Индии или Ирландии до 1949 г.;
     - лица, проживавшие в Гонконге до 1985 г., не получившие гражданства КНР (British Nationals);
     - лица, находящиеся под защитой (British protected persons), - т.е. ранее проживавшие в протекторатах Великобритании, бывших номинально независимыми государствами14.
     За исключением статуса гражданина Великобритании и гражданина заморских территорий, все остальные разновидности являются временными, так как не предполагают распространения такого статуса на детей подданных. Все иные статусы, кроме гражданства Великобритании, не дают автоматического права проживания на ее территории.
     Примечательно, что в учебной литературе Великобритании гражданство и подданство связывают прежде всего с правом на получение паспорта и лишь потом с правом доступа к военной и гражданской службе, политическим правам, трудоустройству и землевладению. Вплоть до XX в. в Великобритании вообще отсутствовало законодательное регулирование вопросов подданства и иммиграции, они решались в рамках общего права (common law) и вытекали из полномочий монарха на включение (исключение) человека из юрисдикции короны.
     В немецком языке понятие гражданство обозначается терминами «Staatsangehorigkeit» (буквально - «государственная принадлежность») и «Burgerschaft» (буквально - «гражданство»)15. Немецкое законодательство о гражданстве состоит из Основного закона (Конституции) Германии, федерального законодательства («О гражданстве ФРГ», «Об иностранцах», «О переселенцах» и т.д.). Аналогичным образом компетентными органами утверждаются подзаконные нормативные акты (положения, инструкции).
     Основной закон ФРГ состоит из краткой преамбулы, 14 разделов и 146 статей, причем три раздела были включены в базовый текст уже в период его действия. Особенностью этого акта является отличие от других конституций зарубежных государств. Первый раздел посвящен основным правам и свободам человека. Они представляют собой систему ценностей и требований к государственному строительству страны, пережившей фашизм. Большое внимание уделяется личным (гражданским) правам. Специально фиксируется право на человеческое достоинство. Закрепление в первом разделе фундаментальных прав и свобод человека является не случайным явлением, т.к. создатели подчеркивают особую значимость основных прав, исходя из идеи официального признания неотчуждаемости основных прав человека. Следует обратить внимание на содержательное разграничение в конституционно-правовом регулировании статуса личности Германии: Основной закон различает «права немцев» и «права человека». Понятие «немец» означает наличие у лица гражданства ФРГ16. В соответствии со ст. 116 п.1 и п. 2 Основного закона немцем является каждый, кто обладает германским гражданством, или в качестве беженца или изгнанного лица немецкой национальности. Также немцем признается лицо немецкой национальности либо его супруг(а) или потомок, которое нашло убежище на территории Германии в границах, существовавших на 31 декабря 1937 г. Бывшие граждане Германии, лишенные гражданства в период между 30 января 1933 г. и 8 мая 1945 г. по политическим, расовым и религиозным мотивам, и их потомки подлежат восстановлению в гражданстве по их ходатайству. Они считаются не утратившими гражданства, если после 8 мая 1945 г. поселились в Германии и не выразили иной воли17.
     В ряде случаев правообладателями называются только немцы. Так, например, все немцы имеют право на мирные собрания без специальной регистрации или разрешения властей (ст. 8), на создание союзов и обществ, которые не противоречат законодательству и конституционному порядку (ст. 9), право свободного передвижения и проживания в пределах страны (ст. 11), право на свободный выбор профессии, места работы или учебы (ст. 12). Избирательными правами Основной закон ФРГ наделяет только немцев. Статья 16 устанавливает, что ни один немец не может быть выдан иностранному государству.
     В немецком законодательстве существуют законы, согласно которым иностранцы могут получить немецкое гражданство. Это AUSLAN DERRECHT (AuslG) - Закон о правах иностранцев и STAATS AN GEHORIGKEITSCESETZ (StAG) - Закон о гражданстве18. Указанные акты за последний период подверглись значительным изменениям с целью предоставления немецкого гражданства большему числу людей в более короткие сроки. 21 мая 1999 федеральный совет (Bundesrat), представительный орган земель, одобрил Закон о реформе правовых норм, регулирующих вопросы гражданства. Его основные части вступили в силу с 1 января 2000 г. Новый и важный момент нововведений - появление в законе принципа приобретения гражданства по рождению. Это дает возможность детям иностранных граждан, которые родились в Германии, получить шанс расти немцами среди немцев. В новом законе закреплена еще одна важная возможность для интеграции иностранцев: это сокращение срока, который необходимо прожить в Германии для приема в гражданство до 8 лет. Закон содержит минимальные требования к интеграции: тот, кто желает постоянно жить в Германии, должен соблюдать законы страны, знать немецкий язык, иметь возможность обеспечивать себя и свою семью. При этом социальная помощь или помощь по безработице источником существования не считаются; отказаться от прошлого гражданства (не касается контингентных беженцев); не привлекаться к судебной ответственности.
     Традиционно немецкое законодательство о гражданстве основывалось на принципе права «крови», в отличие от законодательства стран, допускающих массовую иммиграцию. Согласно закону, принятому еще в 1913 г., соискатель гражданства должен был доказать свое бесспорное немецкое происхождение. Однако, сегодня, когда в Германии проживает более 7 миллионов иностранцев, проблема реформы законов о гражданстве закономерно возникла в повестке дня и с учетом последних миграционных процессов беженцев.
     В период 1998-1999 гг. эта проблема являлась актуальной в политической жизни Германии, вызывала острые дискуссии. Предложенный сначала законопроект, предусматривающий введение в ФРГ двойного гражданства, вызвал бурные протесты со стороны партий консервативной и националистической ориентации. Баварские консерваторы инициировали распространение писем протеста, которые собрали более 5 миллионов подписей. Поэтому принятые в июле 1999 г. и вошедшие в действие с 1 января 2000 поправки к закону о гражданстве стали результатом сложного политического компромисса и вряд ли являются окончательными19. 
     Неизбежность унификации законодательства в объединенной Европе с усилением акцента на правах человека, объективная потребность самого немецкого общества в притоке и интеграции иностранцев - все это, очевидно, приведет к дальнейшему реформированию законов о гражданстве.
     
     1.2. Правовое регулирование института гражданства в зарубежных странах
     
     В конце XX в. правовая система ряда государств и регионов мира в силу взаимозависимости мировых процессов была подвергнута испытаниям. Исчерпывающую оценку этому явлению в настоящее время давать сложно в силу прошедшего человечеством недостаточного отрезка времени.
     Европейской и российской юриспруденции конца XX - начала XXI в. пришлось пережить слишком много политизированных вторжений в свою сферу. Это имело отношение ко всем отраслям юридической науки: от конституционного до международного права. История же, особенно политическая, как это очевидно, в большинстве случаев оперирует масштабными дистанциями. Но некоторые характерные, связанные с атрибутикой самого главного субъекта международного права - государства институты уже могут быть оценены. Прежде всего это касается института гражданства, которое в соответствии с общепринятой терминологией представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством - Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г.).
     Следует указать, что одно из ключевых слов данного понятия, а именно «устойчивость», подверглось в силу больших геополитических изменений испытанию на прочность20. Провозглашая в качестве одной из доминант рыночной экономики свободу передвижения капитала, услуг и рабочей силы, основатели новолиберального учения о государстве переходного типа «раскачали» именно эту основу - устойчивость, на которой и базируется институт гражданства.
     Человек, находящийся вне государства своего гражданства, предлагающий свои услуги по трудовому найму по всему миру, стал выступать едва ли primus inter pares - образцом инициативного индивидуума конца XX - начала XXI в. Изучение политико-правовой системы США (как и нормы права ЕЭС) в силу малой доступности до начала 90-х гг. зачастую представляло для многих отечественных законодателей и ученых terra incognita. В силу этого в период «перестройки» и возникла потребность в калькировании зачастую непроверенных и неприемлемых инициатив21. Стремление к всепоглощающей унификации государств зачастую превалировало у ряда отечественных политиков и идеологов над здравым смыслом о недостижимости подобных перспектив в силу веками устоявшейся природы человечества, его географического, биологического и культурного многообразия, а также невозможности создания более интегрированной мировой правовой и политической системы взамен уже разработанной человечеством в 1945 г. Необходимо подчеркнуть, что Организация Объединенных Наций была создана именно в 1945 г. после понесенных потерь Второй мировой войны численностью более 30 млн. человек.
     Либеральные идеи о передвижении рабочих масс, разработанные в конце 40-х гг. XX в. идеологами европейской интеграции во имя сохранения мира в европейском регионе и экономической стабильности населения ЕЭС, были проецированы на иную почву начала 90-х гг. - на разоренную и разрозненную территорию бывшего СССР, «главным субъектом» которого оставалась Россия. Тем самым необходимость поддержания устойчивой связи человека с государством была теоретически подвергнута сомнениям не только рядом экономистов и политологов, исследующих вопросы мировой (глобальной) экономики, но и учеными, занимающимися проблемами международного и европейского права, а также других юридических отраслей. Тем не менее эта «устойчивая устойчивость» неизбежно оставалась в терминологии конституционного (национального) права, что было обусловлено самим Основным Законом государства (Конституцией)22. Характерной особенностью данного периода в праве было провозглашение гражданства Российской Федерации в Законе 1991 г. - ранее, чем был провозглашен ее суверенитет Конституцией 1993 года.
     В связи с тем, что принятие Закона о гражданстве состоялось в 1991 г., до формального распада Советского Союза, он был опубликован с небольшими изменениями 6 февраля 1992 г. и в тот же день вступил в силу. 10 апреля 1992 г. в Российской Федерации было принято Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента России от 10 апреля 1992 г. В дополнение 28 мая 1992 г. Министерство внутренних дел Российской Федерации утвердило распоряжение, касающееся Инструкции по организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации23. 
     Стремление сохранить систему в нормативном закреплении статуса человека и гражданина, а также большая гуманистическая направленность характерны именно этому периоду развития как конституционного, так и международного права. Закон Российской Федерации о беженцах 1993 г., Закон Российской Федерации о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации 1993 г., Закон Российской Федерации о вынужденных переселенцах 1995 г. - лишь краткое перечисление законов, регулирующих статус населения. Между странами СНГ было принято большое количество международных соглашений, направленных на цивилизованное решение проблем, связанных с населением24. Государственное (конституционное) право России в начале 90-х гг. разрабатывало законы, целью которых было не допустить умаления прав человека, сохранить его достоинство в духе Устава ООН. В качестве примера следует назвать развитие института соотечественников в правовой системе России, которое имело целью защиту прав человека, относящегося к исторически обусловленной территории некогда единого государства. В принятом 24 мая 1999 г. Федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» давалось достаточно объемное толкование этого понятия25.
     Как показывает статистика двадцатилетней давности, процесс невольного/недобровольного передвижения населения государств региона бывшего государства, насчитывающего несколько веков, не ослабевал. К трудностям с получением гражданства приезжих лиц добавлялись более серьезные проблемы, связанные с укреплением государственных границ стран СНГ. Безусловно, государственная граница является своего рода зеркалом системы безопасности государства. Именно благодаря этой системе и определяются основные параметры государства: территория, население, власть26. Ведь именно через границу противоправно попадают на территорию государства не только оружие и наркотики, но и люди (незаконные мигранты), цели пребывания которых в стране не соответствуют государственным интересам по соображениям безопасности27. Безусловно, в международно-договорной деятельности по вопросам пограничной политики России и далее необходимо .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44