VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности формирования семейного образа жизни в молодежной среде

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006020
Тема: Особенности формирования семейного образа жизни в молодежной среде
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

 БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

УНИВЕРСИТЕТ»



Факультет философии и социологии

Кафедра социальной работы



выпускная квалификационная

работа

ПО ПРОГРАММЕ МАГИСТРА



                               БЕЛОУСОВА ЛИНИРА ТАЛГАТОВНА



      Особенности формирования семейного образа жизни в молодежной среде 

	                                                                                      

	                                                                                     Выполнил:

	                                                                                     Магистр 2 года обучения      

	                                                                                     Направление подготовки:

	                                                                                     Социальная работа

	                                                                                     Специальность:

	                                                                                     Социальная работа                     

	Допущена к защите в ГЭК и проверена на 

	рбьем заимствования :



Заведующий кафедрой                                                      Руководитель

д.филос.н.,профессор                                                         д.филос.н..проф.

_______________/У.С.Вильданов                                ________/Г.Б.Вильданова



«__»_____20__г.



Уфа-2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………..............................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДОБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЛОДЕЖИ...................................................12

1.1.Добрачные отношения молодежи как объект теоретического исследования………………………………………………………………….…12

1.2. Система ценностей выбора брачного партнера..........................................30

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР ДОБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ  РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ............................................................................42

2.1. Гендерная модель добрачных отношений и этнические и конфессиональные особенности отношения к добрачным связям………….42

2.2. Трансформация нормативов добрачного и семейного поведения молодежи по результатам авторского социологического исследования ….58

2.3. Методы оптимизации подготовки молодежи к браку..............................82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….............................................................................................105

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................110

ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................................................................. 121


ВВЕДЕНИЕ





Актуальность исследования. Современное супружество предъявляет более сложные требования к личностному взаимодействию членов семьи. В семье нарастающим темпом происходит ослабление социально - психологического эффекта общности, прочной соединенности, что провоцирует разрыв преемственности между поколениями. Молодёжь в этих условиях обретает нравственные ценности во многом самостоятельно. Если в историческом прошлом выбор брачного партнера определялся интересами рода, семьи, сословия, и индивид подчинялся стереотипам, принятым в обществе, то сегодня молодежь во многом свободна в своем добрачном поведении. Сфера общения современных молодых людей становится более избирательной и дифференцированной. Ценностные ориентации юношей и девушек утрачивают монополию: любовь, эмоциональные контакты и сексуальное удовлетворение представляют для них самостоятельные ценности, не всегда, связанные с образованием семьи. Являясь наиболее активной частью общества, молодежь через свое отношение к брачно-семейным ценностям определяет принципы добрачных отношений. Именно в добрачном периоде при выборе брачного партнера зарождаются успехи и неудачи, которые в дальнейшем прямо или косвенно проявятся в брачно-семейных отношениях. Социологи и психологи отмечают кризисные явления в состоянии современной российской семьи. Нарушены идеалы традиционной семьи. Ведь семья - это, прежде всего умение любить, сочувствовать, понимать близкого человека, прощать и терпеть. Эти чувства  создаются и развиваются в семейной обстановке. Упомянутые достоинства образуют основу человеческой нравственности и являются залогом добродетельных семейных отношений. Во многих семьях дети не получают полноценного воспитания, что ведет в будущем к деформации личности и деструкции в родительской семье, а в последствии и в своей собственной. Необходима систематическая и целенаправленная подготовка молодежи к браку и семейной жизни. Семья создается не только для продолжения рода, а, главным образом, для раскрытия личности, для духовного роста человека.   Произошедшая в конце ХХ века существенная трансформация российского общества не могла не оказать своего влияния на изменения такого социального института, как семья. Меняются экономические основы функционирования семьи, ценностные ориентации, установки и поведение, внутренние связи между членами семьи и жизненные приоритеты. 

Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью изучения факторов, влияющих на современный институт семьи. Быстрыми темпами меняются социально-демографические характеристики семьи. Происходит снижение числа регистрируемых браков, длительное откладывание регистрирования брака, внебрачное рождение ребенка. Средний возраст вступления в первый брак значительно увеличивается. Обострение между современными и традиционными стереотипами и установками в брачно-семейных отношениях приводит к росту новых социокультурных противоречий и появлению новых форм взаимоотношений внутри семьи. Эти тенденции оказывают негативное влияние на репродуктивные установки партнеров в браке, что ведет к возрастанию количества малодетных (1 –2 ребенка в семье), бездетных семей и росту неполных семей, а также быстрому распространению внебрачных отношений. Изучение потребно-ценностной сферы брачного и репродуктивного поведения молодежи становится крайне актуальным в настоящий момент. Знакомство с результатами научных исследований ценностей семейно-брачных отношений выявило и определенный дефицит, и их незавершенность. Вне исследовательского внимания, малоизученными остались ценности материнства, отцовства, детства. Пристального внимания заслуживает феномен образования разновекторной направленности ценностных ориентаций у разных возрастных, профессиональных и гендерных групп населения. Проблема заключается в том, что последствия трансформации социальной, политической, экономической, социально-культурной жизнедеятельности российского общества определили принципиально иные основания приоритетов семейной политики, направленные на усиление социального контроля над механизмом поддержания, актуализации позитивных семейно - брачных отношений. Несмотря на рост негативных явлений в сфере брака и семьи, россияне не утратили. Назрела необходимость исследовать и обобщать проблемные ситуации формирования ценностных установок выбора брачного партнера. Широкое распространение внебрачных союзов и серьезное влияние, которое оказывают эти союзы как на характер взаимоотношений в будущей семье, так и на социокультурную ситуацию в обществе, определяют актуальность изучения проблемы добрачных отношений молодежи в России. Отмеченные выше обстоятельства предоставляют основания для определения «предметного поля» и выявляют актуальность темы диссертационного исследования. 

Степень разработанности проблемы исследования. В научных работах, которые исследуют добрачные отношения, рассматриваются вопросы институциональных изменений семейно-брачных отношений, проблемы трансформации семьи, сопровождающиеся модификациями её функций. Разноплановый и междисциплинарный характер проблематики ценностных установок выбора брачного партнера в добрачных отношениях молодежи определяет многообразие используемых в магистерской диссертационной работе различных источников. В отечественном и зарубежном семьеведении конкурируют две взаимоисключающие позиции по поводу состояния семьи в современном обществе. Одна из них считает, что моногамия как таковая – утрачивается, семья переживает глубокий кризис, институт семьи изживает себя. Ученые, занимающие другую позицию, утверждают, что в семье происходят активные трансформационные процессы. В этом направлении работают А.И.Антонов, С.И.Голод, Т.А.Гурко, И.Ф. Дементьева, Г.И. Климантова, Г.И. Осадчая, Е.М.Черняк. Рассмотрению потребности в детях у российского населения репродуктивного возраста, у молодежи и исследованию проблем брачности и рождаемости также уделяется большое внимание (Е. Гольцова, А Иудин,Я. Лешенко, Л. Овчарова, Л.Прокофьева и др.).Социологические исследования посвященные сексуальному поведению молодежи, сравнительному анализу этого поведения в разных странах проведены в работах С. Голода, Т. Гурко, М. Денисенко, Ж.П. Дала Зуанна, И. Кона, И. Соловьева и др. Многообразие моделей добрачных отношений и выбора брачного партнера, описываемое наукой, определяется сложностью этого процесса. Исследования процесса выбора брачного партнера и добрачных отношений, на наш взгляд, можно разделить на несколько типов, связанных с гендерным подходом. Универсальные модели добрачных отношений и выбора брачного партнера, одинаково приемлемые как для женского, так и для мужского пола, рассмотрены в работах Г. Беккера, Дж. П. Мердока, К.Г. Юнга, Э. Фромма и др. Модели добрачных отношений и выбора брачного партнера, где ведущая роль отводится мужчине, анализируются в работах Г. Гегеля, И. Канта, Э. Гидденса, Ф. Энгельса, Т. Парсонса, В. Франкла, 3. Фрейда, А. Шопенгауэра. Также существуют иные точки зрения, по которым мужчина и женщина могут иметь присущие им специфические модели добрачного поведения и выбора брачного партнера, где, согласно феминистской традиции, доминирующая, ведущая роль отводится женщине, следует отметить работы С. Бовуар, О. Вейнингера, Л. Линдхоф, Г. Постл, Е. Полюды. А.И. Антонов, В.М. Медков, Л.И. Савинов исследуют брачный выбор как процесс движения через культурные, социальные и психологические фильтры. Одним из направлений исследований добрачного поведения стал анализ общего и различного в восприятии действительности и социальном поведении мужчин и женщин. Эти различия связывались со спецификой воспитания и образования, распространенными в каждой конкретной культуре. Добрачные отношения освещены в эмпирических социологических исследованиях Т.А. Гурко, М.К. Горшкова, Г.А. Навайтис, И.Г. Станиславской, Е.М. Черняк, Ф.Э. Шереги и др. Роль основных технологий социальной работы, направленной на оптимизацию подготовки молодежи к браку и семейной жизни, рассматриваются в работах А.А. Козлова, Е.В.Новикова, П.Д. Павленка, Л.И. Савинова, М.Я. Рудневой, Е.И. Холостовой, Е.М. Черняк, Г. Н. Чупиной, Л.Б. Шнейдер и др. Основание для вывода о многоплановости изучения данной проблемы дают результаты анализа научной литературы на разных уровнях научного знания. Есть серьезные разработки в области социологии семьи, социологии молодежи, в которых рассматривается связь молодежной субкультуры с характером добрачных отношений. 

Объектом исследования являются добрачные отношения молодёжи. 

Предмет - ценностные установки при выборе брачного партнера современной молодежью. 

Цель диссертационного исследования - выявить факторы, влияющие на ценностные установки молодежи при выборе брачного партнера, выработать практические рекомендации по оптимизации добрачных отношений молодежи. 

Задачи диссертационного исследования: 

1) проанализировать теоретические подходы изучения добрачного поведения молодежи; 

2) раскрыть сущность добрачных отношений молодежи; 

3) выявить факторы, влияющие на формирование ценностных установок добрачных отношений молодежи;

4) описать гендерную модель добрачных отношений – раскрыть гендерную специфику ценностных основ добрачных отношений; 

5) проанализировать этнические и конфессиональные особенности отношения различных возрастных групп молодежи к добрачным связям; 

	6) разработать рекомендации по методам оптимизирования взаимоотношений юношей и девушек в добрачном периоде. 

Гипотеза: формирование ценностных установок при выборе брачного партнера молодежи детерминировано факторами интегрально-личностного характера и зависят от половозрастных признаков, этнической и конфессиональной принадлежности, типа поселения, образования, дохода и жилищных условий.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения классической и современной социологии. В основе диссертационного исследования лежат идеи структурного функционализма, сформулированные Т. Парсонсом, Э. Дюркгеймом, Р. Мертоном; теории социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана. В своем исследовании автор опирается на идеи научной школы Московского гуманитарного университета в области социологии молодежи (И. М. Ильинский, А.И. Ковалева и др.), а также на работы по проблемам сексуальности С. И. Голода и И.С. Кона. Крупный вклад в развитие отечественной социологии семьи внесли: М.С. Мацковский (методология и методика), А.Г. Харчев, А.И. Антонов (теория), И.С. Голод (стабильность семьи), В.А. Сысенко (устойчивость брака), Д.Я. Кутсар (качество брака), Л. Гордон, Э. Клопов (жизненные циклы семьи), Т.А. Гурко (молодая семья), В.А. Борисов (потребность в детях), Г.А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И.В. Бестужев-Лада (прогнозирование будущего семьи), В. JI. Ружже (типология семейных групп), Э.К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), И.А. Герасимова (демографическая типология семей), В.Б. Голофаст (функции семьи), 3.А. Янкова (городская семья), И.С. Кон (сексуальное поведение), Н. В. Малярова (типология супружеских конфликтов), Ж.Г. Котовская, Е. Здравомыслова, А. Темкина (гендерология), А.Ю. Нестеров (социальная адаптация и ориентация на ценности семьи детей-сирот), А.Г. Волков (ожидаемая продолжительность брака), Н.Г. Юркевич, М. Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), Е.М. Черняк (фамилистика – наука о семье) и др. В связи с кризисными явлениями современной семьи следует остановиться на молодежных проблемах, в том числе на теориях социологии молодежи.Важным направлением в современной социологии молодежи является теоретическая и прикладная разработка проблем формирования и реализации государственной молодежной политики, осуществляемой под эгидой федеральных органов по делам молодежи и молодежной политике (Ю.В. Коврижных, Г.В. Куприянова, Т.Э. Петрова, А.Ю. Ховрин). Среди них разработка концепции государственной молодежной политики и государст-венной программы «Молодежь России» (И.М. Ильинский, В.Т. Лисовский, В.А. Родионов, В.И. Чупров, А.В. Шаронов), совершенствование законодательства о молодежи (И. М. Ильинский, Вал.А.). 

Данные разработки послужили основой при выработке методов оптимизации подготовки молодёжи к браку.

Теоретические методы исследования: методы системного анализа, синтеза, факторный анализ, модельный подход, методы обобщения и сравнения, анализ статистических и демографических данных, корреляционный анализ, вторичный анализ результатов социологических исследований. 

Эмпирические методы исследования: анкетирование, интервью. 

В диссертации использованы данные вторичного анализа социологических исследований: 

1) Бурханова Ф.Б. «Семейно-брачные установки и ценности современной студенческой молодежи» (Уфа, 2001. N=766 чел); 

2) Бурханова Ф.Б., Валиахметов Р.М., Хилажева Г.Ф. «Семья и человеческое развитие в Республике Башкортостан» (Уфа, 2012 , N=1225 чел.); 

Обоснованность выводов, сделанных в результате социологических исследований, базируется на использовании разных источников информации, сочетании количественных и качественных методов сбора данных, на репрезентативности сформированных в опросах выборок, на сравнимости авторских результатов, полученных на разных выборках, а также сопоставимости с данными, полученными другими авторами и коллективами. 

Научная новизна диссертационной работы: 

изучена система ценностных установок на выбор брачного партнера; 

выявлены новые факторы, влияющие на формирование ценностных установок на выбор партнера и распространение добрачных отношений молодежи; 

описана гендерная модель добрачных отношений; уточнены категории, относящиеся к ее описанию: гендерная асимметрия в добрачных отношениях; раскрыта гендерная специфика ценностных основ добрачных отношений; 

проанализированы этнические и конфессиональные особенности восприятия, состояние и динамика отношений различных возрастных групп молодежи к добрачным связям; 

выработаны практические рекомендации по оптимизации добрачных отношений молодежи, основанные на данных авторских социологических исследований. 

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования могут служить основой дальнейшего изучения природы добрачных отношений, ценностных установок выбора брачного партнера. Полученные результаты могут быть использованы в сфере социологии, социальной работы, педагогики, психологии и т.д. Практические наработки и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в деятельности государственных органов власти, органов управления для выработки семейной политики, вузами, школами, социальными службами и центрами, любыми другими учреждениями, работающими с молодежью и семьей, для планирования и организации систематической, целенаправленной подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни, а также для разработки федеральных, региональных, местных проектов и программ. Ряд положений работы может быть полезен при разработке специальных учебных курсов, ориентированных на подготовку молодежи к браку и семейной жизни. 

Апробация результатов диссертационного исследования: 

Основные теоретические и методологические аспекты магистерской диссертации нашли отражения в трех опубликованных работах автора на кафедре философии и социологии Башкирского государственного университета. Основные теоретические выводы отражены в 3-х статьях, опубликованных в изданиях: «Социальные проблемы современной молодежи».//Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов преподавателей кафедры социальной работы,– (Уфа: РИЦ БашГУ, 2014г.); «Репродуктивное поведение современной молодежи». Духовно-нравственное воспитание современной молодежи в условиях глобализации общества.//Сборник статей Международной очно-заочной студенческой конференции. Выпуск II, – (Уфа: РИЦ БашГУ, 2015г.); «Влияние семьи на построение семейно-брачных отношений».// Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов преподавателей кафедры социальной работы,– (Уфа: РИЦ БашГУ, 2016г.).

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, выводов и рекомендаций, заключения, списка литературы и приложений.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДОБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЛОДЕЖИ



1.1. Добрачные отношения молодежи как объект теоретического исследования

В социологии существует около тридцати тематических сфер изучения семьи: семейная коммуникация, ролевое поведение, структура семейной власти, экономика семьи, демографический процесс, репродуктивное поведение, мотивация вступления в брак, семья и социальная структура общества, социализация детей, семейный досуг, культура семейных отношений, домашнее хозяйство, качество жизни членов семьи, факторы стабильности семьи, удовлетворенность браком, неполные семьи, гендерные проблемы, семейные конфликты, молодая семья, гомогенная и гетерогенная семьи, этнические и религиозные особенности семейной жизни, семейное насилие, социальное сиротство, старики в семье, семейная девиация и др.

Переход человечества в новое тысячелетие настроил ученых на обобщение исторического прошлого и прогнозирование будущего. Накопленные за прошедшие десятилетия знания, сформировавшаяся теоретическая и методологическая база науки способствовали развитию социологии молодежи.

В широком смысле молодежь – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности, более или менее сходных черт образа жизни и массового сознания. Она не создается специально, а складывается в результате объективного хода исторического развития общества.

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в воспроизводстве социальной структуры общества, специфических интересов и ценностей. 

В качестве сущностной характеристики выделяются социальные и психофизические свойства молодости, определяющие особенности наиболее активного периода социализации, обретения молодежью собственной субъектности. Так, П. А. Сорокин определил молодое поколение как общность со сходным статусом социализируемых в рамках образовательных институтов (1916 г.). То есть основанием для выделения молодежи в самостоятельную социальную группу при таком подходе становится функция социализации. 

В дальнейшем сторонники этого подхода (К. Гросс, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, В. А. Луков, И. М. Слепенков) показали, что, хотя возраст и является биологической реальностью, значение и опыт, усвоенный индивидом в процессе социализации, являются результатом социально-исторических и социокультурных процессов. 

Сущностной характеристикой молодежи является переходность (транзитивность) как свойство молодости (В. Н. Боряз, В. А. Луков, И. М. Слепенков). Связывая переходность с объектно-субъектной спецификой молодежи, В. А. Луков определил ее социальную сущность как меру социальной субъектности. Молодежь, по его определению, – это «социальная группа, которую составляют люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, т. е. объективно связанные на определенном этапе своей жизни переходом от преимущественного свойства быть объектом социализации к преимущественному свойству быть субъектом социальной деятельности…». 

Социальная сущность молодежи рассматривается в связи с ее специфическим положением (статусом) в социальной структуре, определяемым возрастом (И.С. Кон, Л. Розенмайер, Ф.Р. Филиппов, Г. Шельски, Ш. Эйзенштадт). Молодежь с позиций такого подхода определяется И. С. Коном как «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».До развития социологии молодежи известность получила теория исторического развития Э. Фромма. Отказавшись от присущей 3. Фрейду односторонней зависимости между физиологическими потребностями, свойствами личности и обществом, он обосновал первичность общественного по отношению к человеческой личности. Согласно Фромму, в эпоху капитализма, когда меняются первичные традиционные связи, люди, с одной стороны, приобретают больше свободы, а с другой – испытывают одиночество. Попытка восстановить утраченные связи представляет собой «бегство от свободы» и ведет к полной зависимости от социально-контролируемой массы, частью которой становится сам человек. В стремлении приспособиться к такому обществу также кроется угроза потери свободы. Освобождаясь от традиций и первичных связей, человек оказывается перед альтернативой: «иметь» или «быть». Предпочтение обладания превращает его в конформиста, лишая собственного «я» и опять-таки растворяя в массе. Выход из создавшейся ситуации Фромм видел в «спонтанной активности целостной личности», гарантирующей свободу бытия, понимая под «спонтанной активностью» любовь как добровольный союз на основе сохранения собственной личности, творческий труд как интенциональное стремление преобразовать мир и солидарность как стремление «я» к возвышению через «другого». 

Своеобразное соединение фрейдизма с основами марксизма воплотилось в  новую форму - фрейдомарксизме в идее освобождения человека путем раскрепощения его сексуальности, ставшей знаковой для молодогопоколения 1960-х гг. Основоположник направления – австрийский психолог В. Райх — автор книги «Сексуальная революция», давшей название целой эпохе, считал, что подлинное социально-экономическое и политическое освобождение, гуманизация человеческой жизни возможны только при условии освобождения естественных проявлений человека, находящихся в современном обществе под постоянным прессингом и контролем. Таким проявлением является сексуальность молодежи. Ее подавление, по мнению Райха, лишает молодого человека свободы мысли и действий и является первым шагом к закрепощению и авторитаризму в обществе. 

Преодолевая известный биологизм 3. Фрейда и крайности взглядов фрейдомарксистов, отечественная социология молодежи анализировала процесс развития личности молодого человека в непосредственном его взаимодействии с социумом (В. Н. Боряз, И. С. Кон). Это послужило толчком к системному исследованию процесса социализации молодежи (С. Н. Иконникова, А. И. Ковалева, В. Т. Лисовский, А. А. Щегорцов), возрастной периодизации ее жизненного пути (JI. И. Божович, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин), социальных и социально-психологических проблем труда, образования, досуга различных категорий молодежи (В. Г. Васильев, А. С. Кулагин, М. Я. Рубина, И. М. Слепенков). 

Вместе с тем очевидна монопарадигмальная направленность данных подходов в отечественной социологии молодежи. Нельзя не видеть, что теоретические разработки и эмпирические исследования были ориентированы преимущественно на повышение эффективности целенаправленного воздействия на молодежь. Кроме того, становится ясно, что не все аспекты молодежных проблем могут быть адекватно интерпретированы в рамках психоаналитического направления. В первую очередь это касается социальных проблем молодежи, возникающих в процессе включения ее в общество и продвижения к новым статусным позициям. Это способствовало формированию теоретических подходов в рамках другого фундаментального направления – структурно функционального. 

В связи с этим детерминировано рассмотрение вопросов мотивации при вступлении в брак. 

Современные исследователи выделяют три больших группы мотивов индивидов, вступающих в брак. 

В первую группу входят эмоционально-этические мотивы, во вторую – мотивы самореализации, в третью – мотивы долга и обязанности. 

Принятие решения о вступлении в брак определяется всей совокупностью брачных мотивов, при этом один из них выступает в качестве ведущего, определяющего фактора. 

Современный автор Л.Б. Шнейдер, ссылаясь на К.Г Юнга, отмечает: «К.Г. Юнг в статье «Брак как психологическое отношение» пишет о том, что молодому человеку дана возможность неполного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не может быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе и о своих собственных. В большинстве случаев он поступает, как правило, под влиянием бессознательных мотивов». 

Бессознательные мотивации, по Юнгу, имеют как всеобщую, так и личностную природу. Прежде всего, это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для девушки определяющим является отношение к отцу, а для молодого человека – к матери. Это, в первую очередь, степень связанности с родителями, которая влияет на выбор супруга бессознательно, затрудняя или поощряя его. Сознательная любовь к матери или отцу способствует выбору супруга, сходного с матерью или отцом. Бессознательная связанность усложняет выбор и вызывает своеобразные модификации. Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит: 

1) обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли; 

2) общность интересов, когда общее увлечение, совпадение интересов принимают за родство душ; 

3) уязвленное самолюбие, которое побуждает любой ценой достичь «заветного», стимулирует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»; 

4) ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»; 

5) интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака; 

6) взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях; 

7) жалость, она же в вариантах долга, вины воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль; 

8) порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним; 

9) выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, материальное и финансовое благополучие; 

10) месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»; 

11) боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от самого себя, от своих проблем, от страха будущей жизни. 

Одним из существенных факторов индивидов, вступающих в брак, выступает длительность добрачных отношений. Как справедливо отмечает Л.Б. Шнейдер, «ухаживание у людей зависит от двух факторов: фактора времени и фактора риска». 

Здесь выявляется следующая закономерность: чем длительнее по времени добрачный период, тем меньше шансов заключения брака. У молодого человека ослабляется (замедляется) развитие социальных, физиологических реакций. 

Ситуация брачного выбора характеризуется неким  раздвоением. Человек, вступающий в брак, должен обладать набором определенных социальных характеристик: способностью материально содержать семью, иметь чувство долга и ответственности по отношению к ней и т.д. Но при этом он нередко остается «ребенком» в материнской семье, что неизбежно в дальнейшем выступит источником конфликтов во вновь создаваемой семье. 

Длительный период детства, с одной стороны, позволяет лучше и полнее индивиду подготовиться к семейной жизни, но одновременно данная длительность неизбежно приводит к проекции детско-родительских отношений. 

Молодые люди, не создавшие собственную семью и не освободившиеся от опеки материнской семьи оказываются на периферии семейно-брачных отношений. Как в современном, так и в традиционном обществе оценка их статуса определяется не критерием «хороший – плохой», а стереотипом, который звучит следующим образом «Взрослый человек обязан иметь семью». Люди, не вступившие в брак, обладают более низким социальным статусом, чем те, которые имеют брачные отношения. 

В социологии молодежи разработаны критерии, определяющие добрачный период: 

1. Родительский сценарий. Избранник похож либо на родителя, либо на тот образ, который был внушен родителями как идеальный супруг. Именно сценарное поведение заставляет выбирать себе супругов, похожих на отцов/матерей. Сценарии определяют критерии выбора, мотивации на брак, мотивы вступления в брак, поведение во время предбрачного периода и в браке, отношение к супругу, продолжительность брака, количество браков и т. д. – в общем, всю личную жизнь человека. 

2. Первые навыки общения, детский сад, школа т. д. Очень привлекают люди, похожие чем-то на первых закадычных друзей, даже если сейчас трудно вспомнить их лица. Главное – с такими людьми был положительный опыт общения на ранней стадии, что теперь дает основания предполагать, что и с новым знакомым все сложится так же удачно... 

3. Первые эротические впечатления, так называемый импринтинг полового созревания. Тот, кто вызвал первые волнующие чувства, первые желания,  вызвал притяжение и даже любовь. 

4. Определенные генетические признаки, которые тот, кто выбирает, считает положительными – часто именно те, которых не хватает у него самого. Природа так устроила, что все направлено на улучшение рода. И человек, которому тот или иной параметр его тела или организма не нравится и он не хотел бы, чтобы с этим мучились и его дети, бессознательно будет выбирать того или ту, у которой в избытке того, чего ему не хватает, – и наоборот. Удивительно,но часто такие пары бывают гармоничными. Увы, столь же часто надежды не оправдываются: у наследственности свои законы. Отечественные социологи и психологи провели исследования, которые позволили отметить благоприятные качества для вступления в брак, которые делают его успешным. 

? К ним относят (как для мужчин, так и для женщин) такие качества: 

1) оптимизм и эмоциональную живость; 

2) старательность; 

3) способность исполнять подчиненные роли при сохранении собственных суждений; 

4) доброжелательность и участливость; 

5) умение обращаться с деньгами. 

? Качества мужчин, благоприятные для вступления в брак: 

1) умение брать на себя ответственность; 

2) способность получать удовольствие, ведя за собой других; 

3) уверенность в себе; 

4) забота о поддержании равенства в общении; 

5) умение подмечать детали. 

? Качества женщин, благоприятные для вступления в брак: 

1) способность к эмоциональной поддержке; 

2) способность получать удовольствие от помощи другим; 

3) спокойное отношение к советам (мужа, свекрови); 

4) отсутствие тенденции к соперничеству; 

5) отсутствие излишней романтичности. 

Дружеские отношения между юношами и девушками являются, в определенной степени, прообразом интимно-брачных отношений в будущей семейной жизни. Именно в этих взаимоотношениях происходит своего рода естественная подготовка к браку молодежи за счет развития в общении со сверстниками продуктивных личностных форм общения, которые были, в свою очередь, усвоены в родительской семье, или овладения этими формами, если их в семье не было. 

По мнению Нестерова А.Ю., молодая семья осваивает множество новых социальных ролей самостоятельно. Среди этих ролей – содержание семьи, ведение семейного бюджета, ведение домашнего хозяйства. 

Результаты многолетних социологических наблюдений выявили, что общность комплекса отношений и факторов, влияющих на решение вступить в семейный союз, естественно воздействует на дальнейшие последующие брачные отношения, на характер привыкания друг к другу в начальный период совместной жизни. Можно обозначить следующие добрачные факторы, а именно: 

- ситуативные обстоятельства встречи будущей пары. Анализ социологических исследований показывает, что в Центральном регионе России третья часть участников опроса встретили друг друга либо по месту учебы, либо – работы. Остальные опрошенные познакомились на отдыхе, на танцах, в кино, в театре, а в некоторых случаях на днях рождениях, в гостях и т. п

Продолжительность добрачного ухаживания влияет на будущие семейные отношения. Малый период добрачного ухаживания (менее 3-х месяцев) как правило, отрицательно влияет на создание устойчивой семейной пары. Психологи и социологи считают, что за такой короткий период люди не могут достаточно глубоко узнать друг друга, чтобы создать крепкую, счастливую семью. Необходим более длительный период узнавания друг друга (от полугода до года), что благотворно влияет на дальнейшую супружескую жизнь. Эти данные убедительно свидетельствуют о зависимос.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44