- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности формирования профессионального самоотношения у сотрудников УИС
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004669 |
Тема: | Особенности формирования профессионального самоотношения у сотрудников УИС |
Содержание
Содержание Введение Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессионального самоотношения сотрудников УИС (гендерный аспект) 1.1. Феномен самоотношения как предмет психологического исследования в зарубежной и отечественной психологии…………………….... 1.2. Профессиональное самоотношение личности и особенности его психологической диагностики……………………………………………………. 1.3. Особенности формирования профессионального самоотношения у сотрудников УИС (гендерный аспект)……………………………………………. Глава 2. Эмпирическое исследование характеристики профессионального самоотношения сотрудников УИС (гендерный аспект) 2.1. Организация и методика проведения исследования………………… 2.2. Результаты исследования и их интерпретация……………………….. Выводы………………………………………………………………………. Заключение…………………………………………………………………... Рекомендации………………………………………………………………... Список использованных источников………………………………………. Приложения…………………………………………………………………. Введение Самоотношение является традиционным объектом исследованияй в области психологии за последние сто лет своей истории. За это время накоплены богатые теоретические и экспериментальные данные изучения самоотношения как объекта психологического анализа, раскрыты механизмы его формирования, особенности функционирования и строения. На современном этапе развития отечественной психологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира конкретной личности [1]. Определенные социальные условия, которые повлияли на изучение самоотношения в отечественной психологии, привели к условно схематическому его рассмотрению вне целостной теории личности. Фундаментальные исследования феномена отношения человека к себе осуществили отечественные ученые А.Н. Леонтьев, Е.В. Шорохова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин и теоретические работы И.С. Кона и И.И. Чесноковой. В отечественной психологии «самоотношение» рассматривается преимущественно как формирование самооценки, самопознания, самосознания, образа «Я» (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, А.И. Визгина, А.И. Захарова, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, СР. Пантилеев, А.Р. Петрулите, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, Д.Н. Узнадзе, И.И. Чеснокова и др.) [23]. В отечественной психологии также существует большое количество иногда недостаточно четко разделенных терминов, обозначающих самоотношение: самоуважение, самоприятие, самоотношение, эмоционально – ценностное отношение к себе, эмоциональный компонент самооценки. Изучением проблеммой самоотношения интенсивно занимаись такие зарубежные авторы как (Р. Берне, У. Джеймс, К. Роджерс, М. Розенберг, X. Каплан, П. Кули, С. Куперсмит, У. Марвел, Д. Мид, Л. Уэлс, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), рассматривающими природу, сущность, механизмы и факторы его становления [23]. Проведенный анализ исследований отечественных и зарубежных психологов показывает нескрываемый интерес к проблеме развития самоотношения личности. Значительно активизировались исследования в данной области за последние десятилетия (Ю.В. Александрова, Е.М. Зимачева, Т.Л. Садовская, Р.Б. Сапожникова, О.Л. Сибгатуллина, Н.Г. Станкевич, И.А. Чайковская и др.)[23]. Исследование проблемы самоотношения, его психологической и психодинамической структуры как регулятора поведения в последнее время находится в центре внимания специалистов по юридической психологии в частности при изучении личности современного молодого человека, в том числе и курсантов, обучающихся в ВУЗах ФСИН России [19; 20; 21; 22]. В психологической литературе самоотношение личности определяется также как эмоциональный компонент самосознания [11; 14; 15]. Отношение личности к себе как аффективная составляющая самосознания чаще всего возникает в силу того, что его когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично. Теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания были заложены И.И. Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие «эмоционально-ценностное самоотношение», наиболее распространенное, с помощью которого описывается эмоциональный компонент самосознания [17]. В то же время изучение современной специальной научной литературы показывает, что в отечественной психологии недостаточно четко прослеживаются особенности влияния профессионального самоотношения на отношение к другим людям [14]. Таким образом, актуальность данного вопроса позволяет сформировать тему нашей работы: «Характеристика профессионального самоотношения сотрудников УИС (гендерный аспект)». Объект исследования: профессиональное самоотношение сотрудников УИС. Предмет исследования: характеристика профессионального самоотношения сотрудников УИС (гендерный аспект). Цель исследования: выявление характеристики профессионального самоотношения сотрудников УИС (гендерный аспект). Задачами исследования, в соответствии с темой и целью работы, определены следующие: 1. Изучить имеющиеся научные материалы по проблеме исследования для разработки рабочего понятия «Профессиональное самоотношение сотрудников УИС» и дать психологическую характеристику исследуемому феномену. 2. Охарактеризовать профессиональное самоотношение личности и особенность его психологической диагностики. 3. Описать особенности формирования профессионального самоотношения сотрудников УИС (гендерный аспект). 4. Экспериментальным путем исследовать содержательные особенности профессионального самоотношения сотрудников УИС в зависимости от гендерного аспекта. 5. Провести сравнительный анализ особенностей по всем изученным показателям профессионального самоотношения сотрудников УИС (гендерный аспект). 6. Разработать рекомендации по оптимизации процесса развития профессионального самоотношения сотрудников УИС (гендерный аспект) в рамках служебной подготовки. Гипотеза: мы предполагаем, что имеются различия в самоотношении между сотрудниками УИС мужского и женского пола. Для решения поставленных задач использовали следующие методы исследования: теоретический анализ литературы; метод сбора эмпирических данных – психологическое тестирование; методы статистической обработки данных, сравнительный анализ, количественная и качественная обработка и интерпретации экспериментальных данных. Методики: - методика исследования самоотношения (МИС, С.Р.Пантелеев). - опросник самоотношения / В.В. Столина. - методика исследования самооценки личности С.А. Будасси; Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессионального самоотношения сотрудников УИС (гендерный аспект) 1.1. . Феномен самоотношения как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии Личность – это системное образование не только обладающее определенным статусом в системе социальных отношений и установочным отношением к социальному окружению, но и особым образом относящееся к самому себе и характеризующееся особым образованием – подструктурой самоотношения. Отношение индивида к себе влияет на проявление социальной активности личности, обусловливает ее адекватность и дифференцированность. Оно выступает как мотив саморегуляции поведения и актуализируется на всех этапах реализации поведенческого акта, начиная с его мотивирующих компонентов и заканчивая собственной оценкой достигнутого поведенческого эффекта, участвует в механизмах регулирования поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных намерений. Рассмотрев, что личность не является субстанциональным образованием, и модус ее существования определяется включенностью в социальные отношения и способностью самому устанавливать отношения к внешнему миру и к себе. Несубстанциональность природы личности означает, что человеческое "Я", его "самость" не являются самодовлеющей онтологической реальностью или абстрактной сущностью. Поэтому, следует четко определить, что сущность личности выводится из системы ее отношений, а не наоборот. Не особенности личности определяют характер связи субъекта с миром, а напротив - особенности такой связи обуславливают личностные характеристики. Термин "самоотношение" впервые в психологии применили в 1974 г. Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего достигается путем разграничения двух аспектовс в одном процессе самосознания: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процессе самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Данное разграничение является в определенной степени научной абстракцией, поскольку крайне трудно разделить знание о себе и отношение к себе в рамках психологической реальности (а не только концептуально). Ведь любая попытка человека себя охарактеризовать содержит так или иначе содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, восприятием уровня достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д. Следовательно, оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию. Которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, в сочетании с их оценкой. Описательный компонент самооценки чаще всего называют образом "Я" или представлением о себе. Самоотношение – это термин, используемый для обозначения специфики отношения индивида к собственному эго. При обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, существует гораздо меньшая терминологическая определенность. Структура самоотношения может включать: чувство собственного достоинства, симпатии, самопринятие, самолюбие, чувство расположения, самоуважение, уверенность в себе, самоунижение, самообвинение, неудовлетворенность собой и т.д. Самым устоявшимся в психологии является термин «глобальная самооценка» (self-esteem). Слово «самооценка» происходит от латинского «aestimare», означающего оценивание, которое человек делает в отношении чьей-либо значимости. Глобальная самооценка стала предметом психологического анализа, благодаря изданным в конце XIX века работам У. Джеймса (1890). В ряде источников этот термин принципиально разводится с термином «самопознание». Так, западные психологи в самопознании традиционно обнаруживают причину и смысл собственного поведения человека, его отношения к другим людям, в то время как самооценка подчеркивает позитивный или негативный модус восприятия себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Для обозначения самопознания как когнитивного блока самосознания личности (когнитивная самооценка, интеллектуальная, когнитивный уровень «образа Я») западные психологи чаще всего используют такое понятие как «self-evaluatiоn». В процессе формирования глобальной самооценки психологи обнаруживают такие механизмы как проекция осознаваемых качеств на внутренний эталон; суждение индивида о самом себе, относящееся к степени, в которой он или какие-либо аспекты его «Я» соответствуют желаемым свойствам; сравнение реального «Я» с идеальным «Я»; отражение субъектом информации о себе с точки зрения определенной системы ценностей; личностное суждение о собственной ценности, отражающее субъективную значимость «Я»; оценка своих характеристик как способствующих или препятствующих самореализации; оценка личностью реализации своего «Я»; своей успешности. Анализ психологических механизмов формирования глобальной самооценки позволяет утверждать, что в ее основании обнаруживаются такие процессы как усвоение субъектом внешних оценок (это может быть и непосредственное отражение чужих оценок, и равнение на генерализированного другого), социальное сравнение по признакам «лучше – хуже» или «похожий – непохожий» и самоатрибуция, когда индивид заключает о себе и о своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях. Традиционно глобальная самооценка личности рассматривается как производная от ее частных самооценок. Выделяют три подхода в описании механизмов формирования глобальной самооценки из частных самооценок: - глобальная самооценка как конгломерат частных самооценок, которые связаны с различными аспектами Я-концепции; - как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости; - как иерархическая структура, включающая частные самооценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное «Я», которое находится наверху иерархии. Понимание глобальной самооценки как простой суммы частных самооценок подвергается критике. Наиболее популярным среди исследователей является второй подход, когда влияние частной самооценки на глобальную самооценку варьирует в зависимости от уровня ее значимости: высокий уровень значимой парциальной самооценки выраженно повышает общую самооценку, в то время как низкий уровень существенно снижает. Вклад менее значимых самооценок в общую самооценку соответственно оказывается меньшим. Как первый, так и второй подходы не получили в современной психологии эмпирического подтверждения, их концептуальные основания подвергаются критике. В. В. Столин (1985) выделяет три эмоциональные оси самоотношения: симпатия – антипатия; уважение – неуважение; близость – отдаленность Следуя логике такого рассуждения, можно заключить: Я" существует постольку, поскольку оно является одновременно и субъектом и объектом отношения, самость - это способ отношения к себе; самоотношение конституирует самость. При этом, самоотношение личности включено в качестве определенной подструктурной единицы в общую систему отношений человека, а с содержательной и функциональной точек зрения самоотношение теснейшим образом связано с особенностями отношения субъекта к внешнепредметному и социальному миру. Теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания были заложены И.И. Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие «эмоционально-ценностное самоотношение», наиболее распространенное, с помощью которого описывается эмоциональный компонент самосознания. Она определила эмоционально-ценностное самоотношение как специфический вид эмоционального переживания, в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя. Переживание при этом понимается как внутренняя динамическая основа, способ существования самоотношения, через который человек осознает ценностный смысл собственных отношений к себе. Оно может протекать как в форме непосредственной эмоциональной реакции, так и в «инактуальной форме» (П.М. Якобсон), «когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство, а свернутая, в определенное время непосредственно пережитая эмоциональная реакция». Специфика самоотношения не связана со способами отношения, которые указывают, как субъект относится к себе и внешнему миру; его специфика связана только с референтом отношения, т.е. с тем, на что направлен субъект. Различие между самоотношением и отношением к внешнему миру ограничина лишь различием в референтах: в одном случае референтом отношения является собственное тело или психосоциальные и личностные характеристики, а в другом случае - объекты внешнего мира или другие люди. В соответствии с этими представлениями, самоотношение может быть представленно следующим образом. Существует два уровня самоотношения - уровень частных самооценок и уровень обобщенной самооценки, основным принципом организации этих уровней в единой системе является интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости. Структура же самосознания, фактически, сводится к структуре входящих в Я-конпепцию аспектов "Я". Несмотря на преобладание этих взглядов и их очевидных, прямых доказательств обоснованности соответствующих представлений до еще не получено. Рассмотрим компонентную структуру самоотношения, которая включает в себя когнитивные, эмоциональные и конативные компоненты. При анализе когнитивного компонента самоотношения, прежде всего, возникает вопрос о том, посредством каких психических функций, относящихся к разряду познавательных (ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение) реализуется гностическое отношение субъекта к самому себе. В плане самосознания невозможно назвать какую-либо одну из всех познавательных функций, которая «взяла бы на себя» всю нагрузку самоотражения. В гностическом смысле самоотличие «обслуживается» процессами ощущения и восприятия, представления и памяти, мышления и воображения. Самоощущение, как это показано В.В. Столиным, связано с организмическим уровнем активности человека. В самосознании тело со своими внутренними состояниями презентируется посредством самоощущения и на ее основе формируется "схема тела". В отногенетическом плане на роль диссоциации ощущения и самоощущения в возникновении самосознания указывал И.М. Сеченов. По мнению М. Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу «Я». Соответственно, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности Близким к данному пониманию самоотношения в зарубежной психологии является взгляд на отношения человека к себе, разрабатываемый в рамках теории «Я»-концепции. «Я-концепцией» принято обозначать совокупность всех представлений индивида о себе Процессы восприятия также в значительной степени "обеспечивают" субъекта необходимой, селективной, а также избыточной информацией о самом себе. Самовосприятие внешнего вида играет большую роль на разных этапах жизни человека, а в некоторые периоды развития личности (например, пубертатный и постпубертатный) его функция интенсифицируется и значительно определяет форму и содержание жизнедеятельности личности. Представление о самом себе является необходимым звеном в саморегуляции и самоконтроле поведения на личностном уровне человеческой деятельности. Представленное "Я" соотносится с задачей конкретной деятельности и соизмеряется с ней, на основе которой субъект вырабатывает определенную стратегию действий. Представление своих определенных состояний является эффективным психотерапевтическим инструментом, например, в технике аутотренинга. Более того, в конкретном человеческом общении роль того, насколько человек может представить себя на месте другого, дает информацию одновременно о состоянии другого и о самом себе. Существуют специфические социально-культурные нормы - "поставь себя на место другого", которые способствуют социальному регулированию межличностных отношений. Итак, когнитивная составляющая самоотношения по тому признаку, какие гностические функции включены в его функционирование, сложное гетерономное образование. При анализе этого компонента не следует забывать о следующем важном обстоятельстве: процессы самоотражения (самосознания и самопознания) сопровождаются самооценкой, или скорее, когнитивная составляющая самоотношения включает в себя самооценку, поскольку задача "работы" самосознания и самопознания заключается не только в принятие себя в процессе активности и знать что-то о себе, но и для оценки своих свойств и возможностей в соответствии с определенными критериями ("хороший-плохой", "годный-негодный" и т. д.). Благодаря процессам самопознания личность стремится понять не только то, кто она есть, но и то, чем она является, не только то, что она сделала, но и то, как и что она может сделать. Самоотношение, понимаемое как отношение к себе, включает в себя эмоциональный компонент. Человек не только знает что-то о себе, но может любить или презирать себя в отношении знаемого. Как уже отмечалось ранее, эмоциональное отношение к себе некоторыми авторами неправомерно, по нашему мнению, приравнивалось к самооценки в целом. Являясь феноменом установки, самоотношение характеризуется трехкомпонентностью строения, а эмоциональное отношение к себе - лишь один из его компонентов. Эмоциональное отношение к себе не приравнивается к самоотношению и первое соотносится со вторым как часть с целым. Литература по проблеме самосознания изобилует данными об эмоциональных отношениях себялюбия, аутосимпатий самоуважения, самовосхищения, неудовлетворенностью собой и т.д. Дж. Лихтенберг рассматривает «самоотношение» как четырехступенчатую схему развития в осознании собственного «Я». Первый элемент - развитие до уровня самодифференциации (формирования первичного опыта), второй элемент представлен объединением упорядоченных групп представлений о себе, третий - интеграцией в «связное Я» всех телесных представлений о себе и грандиозных «образов Я», а четвертый - упорядочиванием «связного Я» в психической жизни и его влиянием на эго. Понимание «образа Я» Р. Бернсом связано с представлениями о самооценке как совокупности установок «на себя» и как суммы всех представлений индивида о самом себе. Это, по мнению Р. Бернса, следует из выделения описательной и оценочной составляющих «образа Я». Описательной составляющей соответствует термин «картина Я», а составляющей, связанной с отношением к себе или к отдельным своим качествам - термин «самооценка», или «принятие себя». По мнению Р. Берна, «образ Я» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Рассматривая структуру «Я-концепции», Р. Бернс отмечает, что «образ Я» и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. В. В. Столин выделяет три эмоциональные оси самоотношения: симпатия-антипатия; уважение-неуважение; близость-отдаленность. По мнению автора, эти оси определяют также строение эмоционально-ценностного отношения человека к другому человеку, а их представленность в самоотношении объясняется указанным Л.С. Выготским механизмом перехода интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу. Конативный компонент выступает в качестве внутренних действий в собственный адрес или в качестве готовности к таким действиям. Простое перечисление таких, действий или готовностей рисует нам довольно пеструю картину: подразумевая в виду манипуляторно-инструментальное и диалогическое отношения к себе, самоуверенность (отбрасывание сомнений) и самопоследовательность, самоприятие (одобрение самого себя, доверие к себе и самосогласие) и самообвинение, самоснисходительность и самобичевание, самоконтроль и самокоррекция, ожидаемое отношение от других (отбор информации о себе) и самопредставление другому и т. д. Действия связанные с самим собой, по-разному осуществляются в зависимости от того, как личность относится к себе – как обект воздействия или как к субъект действия. Однако способы отношения к себе – "Я" как объект и "Я" как субъект – внутренне дифференцируют не только действия по отношению к себе, т. е. конативную составляющую самоотношения, но и познавательные и эмоциональные отношения к себе (когнитивный и эмоциональный компоненты самоотношения). Анализируя научные труды, мы можем выделить три основных понимания термина самоотношение, каждый из которых отражает различные теоретические подходы: Любовь к себе. Она рассматривается как глубокий процесс, включающий в себя интенсивные драйвы и энергии (в психоаналитических теориях), базисные небезопасности (в экзистенционально ориентированных теориях). Самоприятие. Исходными механизмами в теориях само восприятия являются структура и направление отношений, формирующихся у индивида с миром и самим собой (неофрейдистские и феноменолистические теории). Чувство компетентности. При таком подходе акцент делается на сравнении и оценки объекта, события с некоторым эталоном, основной характеристикой является переживание успеха или неудачи, чувства уверенности в своих силах. При любом теоретическом подходе можно утверждать, что самоотношение - это реакция на то или иное содержание образа Я, отражающее устойчивую степень положительного или отрицательного отношения индивида к самому себе. Таким образом, самоотношение личности включено в качестве определенной подструктурной единицы в общую систему человеческих отношений, а с содержательной и функциональной точек зрения самоотношение связано с особенностями отношения субъекта к внешнепредметному и социальному миру. Компонентная структура самоотношения включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Становление сотрудника пенитенциарной системы невозможно без его становления как личности, осознающей и принимающей себя как социально активное и социально ответственное начало На сегодняшний день, анализ научных источников показывает, что, несмотря на значительную практическую значимость, проблема самоотношения личности сотрудников УИС, в теоретическом и практическом аспекте, изучена недостаточно. В частности важным аспектом исследования структуры самоотношения сотрудника является изучение субъективного и объективного качества жизни. Самоотношение является важным фактором в организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека. 1.2. Профессиональное самоотношение личности и особенности его психологической диагностики В настоящее время исследование отличительных черт личности специалиста является наиболее актуальным, данная необходимость исследований новейших подходов и путей активизации личностных ресурсов при оценке профессиональной пригодности. Деятельность служащих в уголовно исполнительной системе требует от сотрудника высоких адаптационных возможностей и мобилизации сил в своей деятельности. Негативным последствием напряженной работы сотрудников УИС может явиться снижение креативного настроя в отношении собственной работы, затруднение процессов самоактуализации. Ежедневная работа, в которой сотрудник сталкивается с контингентом преступников и мошенников постепенно формирует негативное представление не только об окружающем мире, но и о себе самом. В результате значительно снижается эффективность работы. Кроме того, затрудняется возможность развития личности в профессии. Самоотношение влияет на все сферы жизнедеятельности человека, позволяя воспринимать себя и окружающих адекватно ситуации и реальных событий. Мы можем избежать негативных последствий профессиональной деятельности сотрудников Уголовно исполнительной системы, изучив особенности самоотношения. В настоящее время при оценке профессиональной пригодности больший акцент делается на изучение типологических особенностей как будущего сотрудника, так и при промежуточной аттестации действующего сотрудника. Наиболее важным является изучение путей дальнейшего развития в профессиональной деятельности, то есть оценка потенциала кандидата на служебную деятельность. Некоторые авторы отмечают, что недостаточно познание себя личности через оценку окружающей действительности, также важен опыт познания себя через призму взаимодействия с другими людьми. Например, С.Л. Рубинштейн отмечал, что исследование процессов самосознания является важной составляющей при исследовании личности и ее раскрытия на завершающем этапе исследования. При этом развитие самосознания неотделимо от процесса развития самой личности. В фундаментальных работах по психологии труда глубоко и всесторонне аргументирован тезис о том, что состав психических регуляторов профессиональной деятельности не ограничивается только лишь субъективными образами ее предмета, средств и условий. Трудовая деятельность регулируется субъективным обра- зом самого субъекта, для обозначения которого вводится понятие «профессиональное самосознание личности». Регулирующая роль профессионального самосознания заключается, прежде всего, в том, что на его основе человек начинает выделять и воспринимать себя в качестве действующего субъекта, от которого «исходит» профессиональная деятельность и который «присваивает» ее результаты. Это поднимает профессиональную деятельность на качественно новый уровень произвольности, управляемости; делает ее процессом, сознатель- но соотнесенным с субъектом и подчиненным интересам реализации его ценностей, мотивов и целей. Профессиональное самосознание обеспечивает субъекту ориентировку в собственных свойствах и состояниях, существенно влияющих на процесс и результаты профессиональной деятельности, и на этой основе: 1) опосредует осознанную саморегуляцию трудовой деятельности, делового общения и служебной карьеры, т.е. дает возможность учесть индивидуальные особенности в качестве значимых условий в содержании профессиональных целей, планов, программ, прогнозов, решений, критериев оценки успеха-неуспеха и т.д. 2) обусловливает осознанную саморегуляцию возникающих в процессе труда функциональных состояний. 3) управляет формированием оптимального стиля профессиональной деятельности, компенсирующего недостатки и мобилизующего индивидуальные достоинства субъекта. 4) детерминирует процессы профессионального самоопределения и переопределения. 5) координирует процессы самодетерминации, которые совершаются в форме профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования. 6) конституирует «вершинные» проявления личности в качестве субъекта профессии, в частности, профессиональную зрелость и профессиональную мудрость. Психологическая структура профессионального самосознания представляет собой единство трех сторон – познавательной (само- познание субъекта профессии), эмоционально-оценочной (самоотношение субъекта профессии) и регулятивной (саморегуляция субъекта профессии). На сегодняшний день психология профессиональной деятельности еще только подступается к осмыслению профессионального самоотношения личности. Теоретический анализ зачастую не идет дальше констатации того, что оно является эмоциональным компонентом профессиональной «Я-концепции» или аффективной подструктурой профессионального самосознания. В специальной литературе преобладают описательные и расширительные толкования данного феномена, что симптоматично именно для начальной стадии формирования научного понятия В действительности профессиональное самоотношение личности представляет самостоятельный психический феномен, который формируется, структурируется и функционирует по особым закономерностям. Он несводим ни к общему самоотношению, ни к другим явлениям профессионального самосознания и характеризуется собственным содержанием, источниками, формой представленности во внутреннем мире личности. Кроме того, во взглядах на профессиональное самоотношение изредка «реанимируются» ошибочные представления, не до конца изжитые в общепсихологической концепции самоотношения личности. В их числе необходимо упомянуть следующие: 1) объектом самоотношения являются индивидуальные свойства человека в своей данности и отдельности; 2) самоотношение выступает продуктом деятельности замкнутого в себе самосознания, т.е. зарождается и существует исключительно в пространстве субъективной реальности; 3) самоотношение представляет собой непосредственную аффективную реакцию человека на знание о себе, своеобразный эмоциональный «аккомпанемент» самопознания, эмоциональную «ткань» образа «Я». В отечественной психологии предложена конструктивная альтернатива данному ограниченному подходу, именуемая онтологией человеческого бытия в мире или онтологией жизненного мира..Главный позитивный тезис этой онтологии применительно к нашей проблеме заключается в том, что субъективное отношение к самому себе является дериватом реальных жизненных отношений, складывающихся между индивидуальными свойствами человека и его объективно существующими потребностями, мотивами, ценно- стями в контексте практической деятельности. Следовательно, для лучшего понимания психологической природы и сущности профессионального самоотношения необходимо соблюсти два условия: во- первых, вывести анализ в плоскость профессионального бытия человека с тем, чтобы обнаружить действительный объект, запечатленный в самоотношении, и локализовать источники, из которых оно реально проистекает; во-вторых, выйти за рамки тех форм, в которых самоотношение явлено в сознании, и спуститься на неосознаваемые уровни организации человеческой психики, на которых залегает психологический субстрат самоотношения. Такую возможность предоставляет смысловой подход, впитавший в себя методологические принципы «онтологии жизненного мира» и уже не единожды доказавший свою эвристичность применительно к проблеме само- отношения личности. Его преимущество как раз и заключается в том, что он позволяет рассмотреть профессиональное самоотношение не только как психический феномен, лежащий «на поверхности» индивидуального сознания, но также отыскать онтологические основания и глубинные формы его представ- ленности в смысловой сфере личности. система воззрений на профессиональное самоотношение личности базируется на методолого-теоретических подходах, сформулированных в общей психологии и психологии профессиональной деятельности. В первую очередь, это «онтология жизненного мира», утверждающая производность любых психических новообразований от практического взаимодействия человека с миром и позволяющая понять эти новообразования как феноменологически превращенные формы реальных жизненных отношений . Далее необходимо обозначить субъектный подход в его и профессионально психологических вариантах. С позиций данного подхода профессиональное самоотношение надлежит рассматривать как «функциональный орган», служащий субъекту для овладения самим собой и приобретения способности к саморегуляции и самодетерминации в трудовой деятельности, деловом общении, служебной карьере. Обязательно следует упомянуть смысловой подход к личности и «отпочковавшуюся» от него концепцию личностного смысла «Я». В их свете профессиональное самоотношение может быть истолковано как динамическая система смысловых структур и процессов, ориентирующих человека в инструментальных связях между его индивидуальными свойствами и процесса- ми реализации профессиональных мотивов и ценностей, а также регулирующих его рабочее поведение, трудовую деятельность, деловое общение сообразно этим связям. В зависимости от того, как отдельное человеческое свойство участвует в процессе профессиональной деятельности, общения и карьеры, можно различать несколько инвариантов профессионального смысла «Я»: 1) положительный профессиональный смысл «Я», при котором индивидуальное свойство объективно благоприятствует успешной реализации профессиональной деятельности, облегчает деловое общение, оптимизирует строительство карьеры; 2) отрицательный профессиональный смысл «Я», при котором индивидуальное свойство объективно препятствует достижению успеха в профессиональном труде, затрудняет деловое общение, тормозит карьерный рост; 3) конфликтный профессиональный смысл «Я», при котором индивидуальное свойство однов....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Становление и развитие системы дополнительного профессионального образования сотрудников МВД России
- Теоретические и методологические основы исследования профессионального выгорания в служебной деятельности сотрудников полиции
- Теоретические аспекты формирования, систем стимулировании работы сотрудников