- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности формирования финансовой системы России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006735 |
Тема: | Особенности формирования финансовой системы России |
Содержание
11 СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ 3 1. Краткая характеристика и организационная структура ФГБОУ ВО АГТУ 4 2. Особенности формирования финансовой системы России 7 3. Анализ финансовой системы России 13 4. Проблемы финансовой системы России 16 5. Перспективы развития финансовой системы России 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 37 ВВЕДЕНИЕ Учебная практика является неотъемлемой частью учебного процесса. Местом проведения практики была образовательная организация ФГБОУ ВО «АГТУ». ФГБОУ ВО «АГТУ» - является крупнейшим образовательным комплексом Прикаспийского региона, центром науки, инноваций и технического творчества. Основной вид деятельности организации принадлежит рыночному сегменту «Образование, работа, карьера». Учебная практика в ФГБОУ ВО «АГТУ» проходила в период с 03 июля 2017 по 15 июля 2017 года, по адресу: г. Астрахань, ул. Татищева, д.16. Цель практики: практическое применение знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, а так же развитие первичных профессиональных умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Тема индивидуального задания: «Особенности формирования финансовой системы России». Задачами учебной практики являются: - дать краткую характеристику и организационную структуру ФГБОУ ВО «АГТУ»; - выполнить индивидуальное задание, в которое включалось изучение особенностей формирования финансовой системы России, анализ финансовой системы РФ, рассмотрены проблемы финансовой системы и перспективы развитии финансовой системы России. Объектом учебной практики является образовательная организация ФГБОУ ВО «АГТУ». Предметом учебной практики являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования финансовой системы России. Структура отчета состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка литературы и приложения. 1. Краткая характеристика и организационная структура ФГБОУ ВО «АГТУ» Правопреемником Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства, созданного в соответствии с приказом Народного комиссариата внешней и внутренней торговли СССР от 9 мая 1930 г. № 695 является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный технический университет». Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 3 июня 1994 г. № 547 «О переименовании Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства» и приказом Госкомрыболовства РФ от 08.07.1994 г. № 107 «О переименовании Астраханского и Калининградского институтов рыбной промышленности и хозяйства в государственные технические университеты» Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства переименован в Астраханский государственный технический университет (АГТУ). Учредителем АГТУ является Федеральное агентство по рыболовству. На основании приказа Федерального агентства по рыболовству от 08.02.2012 № 126 создан мощный университетский комплекс, объединивший головной университет, три филиала - в пос. Рыбное Дмитровского района Московской области, в городах Ейске и Темрюке и обособленное структурное подразделение «Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж» в г. Астрахани. На основании лицензии университет ведет образовательную деятельность согласно программам высшего, среднего профессионального, профессионального обучения и дополнительного образования (дополнительного профессионального образования, дополнительного образования взрослых и детей). В вузе произошло преобразование отдельных образовательных подразделений университета за отчетный период. Структура управления университетом представлена в Приложение 1. В соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется управление университетом (головным вузом), а также Уставом и договором университета с Учредителем на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности, в соответствии с организационной структурой. Принципы и функции работы, система мониторинга работы, взаимодействия с другими подразделениями АГТУ, ведения документооборота структурных, функциональных вспомогательных подразделений университета обеспечены стандартным пакетом документов (соответствующими инструкциями, положениями, планами мероприятий (работ), регламентами процессов, другой распорядительной и нормативной документацией). Центр довузовской подготовки осуществляет довузовское образование, профориентации приёма в вуз и подготовительный факультет для иностранных граждан. Среднее профессиональное образование – факультет среднего профессионального образования и его отделения. Высшее образование – Институт экономики, Институт рыбного хозяйства, биологии и природопользования, Институт морских технологий, энергетики и транспорта, Институт информационных технологий и коммуникаций, Институт градостроительства, Институт нефти и газа, юридический факультет; отдел подготовки кадров высшей квалификации. Программы дополнительного профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки – Институт дополнительного профессионального образования. В составе институтов и факультетов АГТУ, реализующих программы высшего образования, насчитывается 40 кафедр, в составе факультета среднего профессионального образования 6 отделений СПО. 2. Особенности формирования финансовой системы России Финансовая система – это совокупность финансовых звеньев, признанных обеспечить государству осуществление своих экономических и политических функций, и состоит, с одной стороны, из финансов частных предприятий, корпораций, монополий, а с другой – из государственных финансов. Конституция РФ является основным законом, закладывающим основы управления финансами в нашей стране. Также в Конституции РФ определяется федеративное государственное устройство, что объясняет выделение в составе налоговой и бюджетной систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней и влияет на принципы их построения. Кроме того, нормы, непосредственно регулирующие финансовые отношения, содержатся в ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей принцип единства экономической системы Российской Федерации; в ст. 35 — право частной собственности; ст. 71–73 определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере финансовых отношений. В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента РФ, органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе. Финансовую систему принято подразделять на сферы в зависимости от способов формирования доходов экономических субъектов (рисунок 1) . Сферы финансовой системы, в зависимости от способов формирования финансовой системы Сфера централизованных финансов (т.е. публичные финансы) Сфера децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств) Рисунок 1 - Сферы финансовой системы, в зависимости от способов формирования финансовой системы В зависимости от механизма использования и формирования финансовых ресурсов выделяют три обособленные системы финансовых отношений (рисунок 2) . Системы финансовых отношений, в зависимости от механизма использования и формирования ресурсов Публичные финансы (государственные и муниципальные) Финансы домашних хозяйств (домохозяйств) Финансы организаций (хозяйствующих субъектов) Рисунок 2 - Системы финансовых отношений, в зависимости от механизма использования и формирования ресурсов В свою очередь эти подсистемы подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма использования и формирования денежных фондов у конкретных экономических субъектов, например, финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и т. п. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Основные финансовые институты находят органическую увязку в бюджете (рисунок 3) . Основные финансовые институты бюджета Расходы Займы Налоги Рисунок 3 - Основные финансовые институты бюджета Достижение стратегических целей во внутренней и внешней политике государство обеспечивает посредством бюджета. Для вмешательства в экономическую жизнь государство использует государственный бюджет. На общественное воспроизводство государство оказывает воздействие через механизм системы бюджетных доходов и расходов в целях стимулирования экономического роста, поддержания необходимого уровня потребления как индивидуального, так и общественного товара и занятости. Российская финансовая система является частью глобальных финансов, повторяя фундаментальные тенденции, связанные с финансами. Мультиполярная финансовая архитектура сформируется в среднесрочной перспективе при сохранении главной роли англосаксонской модели, будет продолжена глобализация финансов, увеличатся финансовая глубина мировой экономики и секьюритизация, международная система финансового регулирования будет развита. Для России это дает возможность длительной, пронизанной рисками трансформации своего статуса как сырьевой экономики, утрачивающей технологическую базу, и ядерной сверхдержавы, удерживающей затратную военную инфраструктуру, в новую индустриальную экономику, обеспечивающую устойчивый экономический рост, национальную безопасность, в том числе за счет ядерных компонентов, и высокое качество жизни. Прогнозируется, что посткризисное возобновление российской экономики в 2010-2015 гг. в том же качестве, что и в 2000-е гг., неизбежно воссоздаст сырьевую финансовую систему. Будет сформирована в третий раз спекулятивная модель финансового рынка, основанная на «горячих деньгах» нерезидентов. Продолжится постепенное преодоление среднего уровня развития формирующихся рынков и переход России в категорию более зрелых финансовых систем. Останутся в пределах финансовой системы России основные параметры, характерные для срединной позиции кластера развивающихся рынков: прогнозируется дальнейший рост финансовой глубины, продолжится диверсификация финансовой структуры, монетизации экономики, повышенная инфляция останется встроенным компонентом экономики, расширится разрыв в динамике реального и номинального эффективных валютных курсов, продолжится политика вывода «избыточной» ликвидности в экстенсивные международные резервы, сохранится сверх концентрация финансовых институтов и ресурсов, операционной деятельности в Москве как финансовом центре России. Финансовую систему России образует совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации. Финансовая система состоит из следующих институтов (рисунок 4). Институты, составляющие финансовую систему России Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций, учреждений и т. п.) Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований Имущественное и личное страхование Государственный и банковский кредит Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды Рисунок 4 - Институты, составляющие финансовую систему России В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например негосударственные пенсионные фонды); фонды страховых организаций; фонды банковской системы; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц. Группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств представляет собой финансовый институт. Единство финансовой системы РФ. За рамки основ федеральной финансовой политики не должна выходить самостоятельность субъектов Федерации, а также установленных совместно общих принципов сборов и налогообложения. Также федеральным законом устанавливаются система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы сборов и налогообложения. Необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ и свободного перемещения финансовых средств представляет собой единство финансовой политики 3. Анализ финансовой системы России Финансовая система является одним из важнейших пунктов экономической науки. Финансовая система представляет собой не просто какой-нибудь инструмент экономики или пассивный элемент экономической науки. Та финансовая система, которая правильно функционирует, способствует круговороту доходов и расходов. Кроме того, она включает ещё в себя множество отношений, возникающих в процессе обращения национальной валюты в стране. Финансовая система на сегодняшний день представляет собой такую систему, в которую входят официальная денежная единица, организация наличного обращения денег и эмиссия наличных денег. Официальной валютой в РФ признан рубль, который, в свою очередь, состоит из ста копеек. Строго запрещено введение каких-либо иных денежных единиц или выпуск денежных суррогатов на территории нашей страны. Абсолютными обязательствами Банка России являются как банкноты, так и монеты, обеспечиваются всеми её активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей. Денежная масса страны является одной из важнейших составляющих финансовой системы. Денежная масса – совокупность наличных и безналичных платёжных и покупательных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которые находятся в расположении государства, физических и юридических лиц, являющаяся важнейшим количественным показателем денежного обращения. Для того чтобы описать структуру денежной массы принято использовать денежные агрегаты,которые представляют собой статистические показатели, определяющие её структуру и объём. Денежные агрегаты: - Агрегат М0 состоит из наличных денег, находящихся в обращении, а именно: бумажные деньги и металлические монеты; - Агрегат М1 включает агрегаты М0, а также средства, которые находятся на текущих счетах в банке и вклады до востребования, которые могут быть незамедлительно использованы в качестве средства платежа или средства обращения; - Агрегат М2 состоит из агрегата М1 плюс денежные средства на сберегательных и срочных счетах коммерческих банков. Эти деньги вкладчик может использовать только после истечения предусмотренного депозитным договором времени; - Агрегат М3 содержит агрегат М2, и помимо него включает в себя ценные бумаги, находящиеся в обращении на денежном рынке и сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях; - Агрегат М4 включает в себя агрегат М3 и денежные обязательства, для превращения которых в «живые» деньги требуется большой промежуток времени, такие как акции, векселя физических и юридических лиц, облигации и депозитные сертификаты коммерческих банков. Таблица 1 - Динамика денежной массы в РФ в 2014 - 2016 гг., млрд. р. Показатели 2014 2015 2016 % отношение 2016 к 2014 Агрегат М0 6920,0 6786,6 7317,2 105,7% Агрегат М1 14721,1 15258,7 16583,9 112,6% Агрегат М2 30141,9 32754,2 36433,0 120,9% Источник Центральный Банк России http://www.cbr.ru/statistics/ Исходя из данных приведённой таблицы, можно сделать вывод о том, что в 2016 году произошло увеличение по всем агрегатам по сравнению с 2014 годом. Так, агрегат М0 увеличился на 5,7%, что свидетельствует об увеличении объёмов наличных денег, выпущенных ЦБ РФ, агрегат М1 – на 12,6%, а агрегат М2 – 20,9%. Каждая денежная система состоит из различных элементов, которые обязательно регулируются законами государства. В настоящее время выделяют следующие основные элементы денежной системы современного государства: - Национальная денежная единица; - Принципы денежной системы; - Масштаб цен; - Система эмиссии денег; - Виды денежных знаков и порядок их обеспечения; - Денежно-кредитное регулирование; - Структура денежной массы; - Кассовая дисциплина. Совокупность определённого количества элементов, которые находятся в постоянном единстве и взаимодействии представляют собой современные финансовые системы. Финансовая система России в настоящее время находится в состоянии кризиса, что является следствием общего расстройства экономики страны и связанным с этим падением производственной эффективности, критическим положение финансово-кредитной системы, ростом цен на товары и услуги и большим дефицитом бюджета. 4. Проблемы финансовой системы России. В условиях на данный момент можно с полным основанием утверждать, то что в России ,к сожалению, отсутствует единая система оценки государственных финансов. В связи с этим, во-первых, особенно важно установление границ сегмента государственных финансов, во-вторых, установление способов учета государственных финансовых операций, а в-третьих, участия государства в финансово-инвестиционном процессе. Существенную роль в рамках сегмента «государственные финансы» занимает бюджет, который является основным финансовым институтом экономики и реализации финансовой политики. Бюджет выступает в роли уникального социально-экономического инструмента жизнедеятельности общества и развития страны. Это подтверждается тем, что он обеспечивает единство, соразмерность и взаимодействие двух его частей: доходов и расходов; играет существенную роль в обеспечении территориальной целостности федеративного государства и макроэкономической сбалансированности. Благодаря таким специфическим свойствам бюджетного финансирования, как непрерывности финансирования, перераспределения и высокой концентрации средств, адресности и целевому назначению, бюджет не только участвует в использовании ВВП, но и вносит вклад в создание добавленной стоимости и ВВП, как один из важнейших каналов, влияющий на выпуск денег в обращение, а значит, и на фактор накопления финансовых ресурсов и формирования уровня монетизации. Стабильность цен во многом зависит именно от бюджетной политики. Увеличение бюджетных расходов воздействует не только на спрос на деньги, но и на их предложение, так как объемы товарных фондовых рынков и потенциал товарного производства значительно расширяются при наиболее эффективном использовании бюджетных средств. Основным фактором привлечения корпоративного капитала, а значит, и увеличения инвестиционной активности является бюджетное инвестирование. Главным инструментом антикризисного управления в условиях финансовых кризисов является формирование резервных фондов. Однако подобные положительные стороны современного бюджета ослабляются бесплатностью бюджетных ассигнований, методологическим несовершенством обоснования запрашиваемых средств и невысокой ответственностью получателей денег. Бюджет, как единственный социально-экономический инструмент, отражает широкую совокупность интересов — это интересы государства и его субъектов, интересы властных структур, различных ведомств и министерств, социальной сферы и др. Подробного социологического описания особенностей различных видов интересов не существует. В действующей социально-экономической модели ранговой оценки их значимости тоже нет. Это дает возможность разработчикам бюджета широкое поле для маневрирования и субъективных решений. В условиях дефицита бюджета основными задачами бюджетного планирования является максимальное финансовое обеспечение решения на должном уровне и в приемлемые сроки стоящих перед российской экономикой проблем, при одновременном накоплении минимально необходимых резервов, снижении дефицита бюджета. Бюджетная политика в ряде аспектов остается приоритетной, несмотря на то, что и является звеном финансовой и экономической политики и зависит от их общей конструкции. В масштабе всей экономики, ключевых сфер деятельности и всей территории страны бюджет устанавливает спрос на денежные ресурсы (расходы), в основе которого лежат общественные потребности, а кроме того рекомендации по их удовлетворению в виде доходов в соответствии с их видами и сферами получения. Также бюджет не только отражает финансовое равновесие экономики, но и товарно-ресурсное равновесие. Дефицит бюджета, как правило, объединен с недостатком равновесия всей экономики, провалами в структуре, ее низкой диверсификацией, что формирует излишнюю нагрузку на импорт товаров и услуг. В России, которая является федеративным государством, бюджетная система имеет сложную конструкцию, и от обоснованности ее отдельных региональных частей, их взаимосвязей с федеральным центром зависит устойчивое развитие страны. Конструкция на сегодняшний день создана на увеличении полномочий региональных и местных органов власти, особенно в образовании, здравоохранении, культуре. Расходы из федерального бюджета превысят в 2013-2015 гг. расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ. Следует заметить, что возрастающие расходы не обеспечены соответствующими объемами их доходов. В связи с этим, по оценке ряда экспертов, в течение ближайших двух лет из-за недостатка средств около половины российских регионов будут вынуждены занимать деньги, что в будущем может привести к банкротству некоторых из них. При этом 19 субъектов уже имеют долг выше половины годового ВРП. Данная модель бюджетной политики отличается большей зависимостью от внешних условий развития, о чем говорит баланс Банка России за 2012 г. Из 21,2 трлн руб. всех активов ЦБ, средства, которые внесены в ценные бумаги иностранных эмитентов, составляют около 70%, т.е. 14,6 трлн руб. Показал отсутствие защищенности и мировой финансовый кризис 1998 г., когда курс рубля снизился в 3 раза, потребительские цены увеличились в 1,84 раза, а реальные доходы населения сократились на 25%. Введение более 200 млрд долл. в банковскую систему России предотвратило дефолт, однако цена, которую пришлось заплатить, слишком велика, потому что потери от спада производства в промышленности и в других отраслях колоссальны. Следует также заметить, что бюджетная политика не должна быть приложением к монетарной политике, которая реализуется во многом с «оглядкой» на мировые глобальные тенденции. Обособление бюджетного механизма нельзя допускать в общей системе макро регуляторов, связанного с отрывом бюджетного финансирования от реальных потребностей экономики, игнорированием национальных интересов страны. Новая модель бюджетного процесса должна основываться на системе гарантий, которая предполагает комплекс мер, направленных как на обеспечение устойчивого, стабильного, гарантированного осуществления бюджетного финансирования всех жизнеобеспечивающих сегментов государственного устройства, так и мероприятий стратегического, программного плана, связанных с реальным прогрессивным ростом экономики страны. Возможности практического осуществления по развитию новой финансовой политики и особенно бюджетной парадигмы находятся в зависимости от позиционирования Россией своего видения развития мировой финансовой системы и своего места в ней. В мировой финансовой системе абсолютной независимостью ни одна страна, в том числе и самая развитая, не обладает. Выход из мировой финансовой системы и формирование своей системы похоже на фантазию. Есть, по крайней мере, два пути: первый — самостоятельный, а второй — равняться на лидера и руководствоваться правилами и рекомендациями международных финансово-банковских и валютных организаций. По такому пути Россия шла 20 лет, но никакого нового после кризисного витка в своем развитии Россия не получила. Одной из задач денежно-кредитной и валютной политики считается формирование механизмов предотвращения чрезмерного оттока капитала и резкого колебания валютного курса. Резкие колебания курса национальной валюты считаются наиболее взрывоопасными и непредсказуемыми. Финансовые кризисы 1994, 1998, 2008 гг. в большей или меньшей степени связаны с резкими колебаниями курса национальной валюты, и на данный момент мы испытываем период значительной неустойчивости курса валюты. Следует ждать активизации системы прогнозирования курса валюты во взаимодействии с потребительскими и промышленными ценами, бюджета и социальными расходами бюджета, реальными доходами населения. Ключевой целью деятельности Центрального банка выступает защита и стабильность рубля, которую нельзя обеспечить путем подчинения денежно-кредитной политики, а главным образом, задаче снижения инфляции. Необходимо, чтобы денежно-кредитная политика вышла за ограниченные пределы регулирования инфляции и наращивания золотовалютных резервов на основе чрезмерного увеличения положительного сальдо торгового баланса. В целом экономическая политика и ее отдельные виды (денежно- кредитная и бюджетно-налоговая) должны быть ориентированы на стимулирование экономического роста в пределах 6-7% ВВП, являющиеся пределом экономически и социально безопасного развития страны. Кажется, что России необходимы прорывные меры на самом деле переломного характера. Необходимо не только удержать страну от рецессии, но и поднять экономику, придав ей динамичность. Однако это невозможно сделать без существенного роста бюджетных расходов. И сделать это необходимо особенно в предстоящем трехлетии, начиная с 2014 г. Наиболее реальным путем существенного увеличения бюджетных расходов считается непопулярная и, безусловно, вызывающая резкое отторжение финансового лобби мера как увеличение дефицита бюджета. Кажется возможным предусмотреть дефицит федерального бюджета на весь текущий трехлетний период в размере 2,5% к ВВП. Это даст возможность увеличить дефицит и расходы федерального бюджета рассчитанные за 2014, 2015, 2016 года, представленные в таблице 2. Как мы видим из нижеприведенной таблицы, более высокие темпы расходов бюджета в 2014 г. Это задает более динамичное направление в развитии на последующие годы. Таблица 2 - Динамика возможности увеличения дефицита и расходов федерального бюджета (трлн руб.) Год Возможность увеличения дефицита и расходов федерального бюджета (трлн руб.) 2014 на 1,4 2015 на 1,0 2016 на 1,6-1,7 Следует особо обратить внимание на то, что деформация бюджета, которая проявляется в необходимости накапливать разного рода резервные доходы, считается результатом деформации экономики, которая вынуждена из-за невысокой конкурентоспособности отечественного производства и небольшого объема удовлетворять потребности страны в машинах, потребительских товарах и оборудовании в значительной мере за счет импорта. Импорт же требует крупных валютных средств, которые могут быть получены в России только лишь за счет экспорта нефти и газа. Это постоянно отражает деформированную в сторону топливно-сырьевых отраслей структуру производства. Страх изменения в менее благоприятную сторону внешнеэкономической ситуации, безусловно, подталкивают к наращиванию накопления нефтегазовых доходов в резервных фондах. Для того, чтобы преодолеть эту деформацию, следует основное внимание уделять не накоплению резервных средств, а диверсификации производства на инвестиционной основе. Только это несомненно поможет вывести страну из зависимости от внешнеэкономических факторов. Для этого надо существенно пересмотреть финансово-структурную политику государства. Одним из важнейших вопросов бюджетной конструкции, особенно трехлетней, являются включенные в проектировки бюджета доходы, которые во многом «виртуальны» и зависят от решений, которые могут быть не приняты, но результат их уже заложен в проекте. Они составляют, по некоторым оценкам, до 1,6 трлн. руб. Это касается, в частности, возможного повышения пошлины на экспорт темных нефтепродуктов. Выявляется опасная тенденция в бюджете к остановке роста экономики при сохранении бюджетного статус-кво силовых структур. Безусловные сокращения затронули в основном человеческий капитал в условиях секвестра и призывов к всеобщей экономии. Общие затраты консолидированного бюджета по этой статье уменьшаются, в том числе с учетом переноса части расходов в здравоохранении на внебюджетные фонды. Часть расходов на здравоохранение должна быть более 5% ВВП, а у нас в консолидированном бюджете — 3,5%, и есть тенденция к сокращению. Доля обороны увеличивается, и даже некоторое сокращение этого роста считается не отказом от затрат, а их перенос на более поздние сроки. Расходы на оборону растут ежегодно, а экономический рост почти прекратился. Основная идея текущего трехлетнего бюджета — попытка экономить на будущем страны, что стратегически недопустимо. Парадокс основной бюджетной идеи заключается в том, чтобы научить экономику спокойно и продуманно снижать издержки, применяя маневр приоритетов. Программа по преимуществу структурных реформ, которая призвана скорее не изменить тренды в экономике, а прекратить нынешние, вероятно, в ближайшее время будет расширяться и другими мерами в других секторах. Ключевые программы бюджетного планирования обязаны не просто статистически отображать уровень бюджетных расходов на их реализацию, а преобразовываться в бюджетно-технологические платформы реализации идеологии развития в конкретных сферах экономики. Это связано с превращением их в коммуникационные инструменты, нацеленные на активизацию, координацию и стимулирование развития всех участников бюджетного процесса. Поэтому необходимо, в первую очередь, прекратить отток капитала, а для этого создавать жесткие регламенты для всех правоохранительных ведомств. Проведенный анализ состояния внебюджетных фондов хозяйствующих субъектов предоставил таким образом определить ряд проблем. Основным условием и трудноразрешимой проблемой для российской пенсионной системы считается деформация структуры расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, вследствие значительного количества пенсий, назначающихся до наступления общеустановленного пенсионного возраста. Российская система обязательного социального страхования не лишена недостатков и нерешенных проблем. Среди них можно назвать, в первую очередь, дефицит средств фондов. Ещё одним минусом считается несоблюдение страховых принципов. Данные проблемы можно связать с такими внешними факторами, как неблагоприятное состояние национальной экономики и высокий уровень дифференциации доходов населения. В системе обязательного медицинского страхования остаются нерешенными и практические задачи, отсутствуют: - правила оценки качества медицинской помощи; - единый регистр застрахованных граждан; - понятие дефекта оказания медицинской помощи, перечень дефектов оказания медицинской помощи; - регламент досудебной защиты застрахованного и правила возмещения страховой компанией вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи, основанные на системе штрафных санкций; - единый реестр досудебных экспертных решений страховых медицинских компаний и решений судов по искам застрахованных лиц к учреждениям здравоохранения – причиняющим вред здоровью пациентов. - единая федеральная шкала штрафных санкций за ненадлежащее качество медицинской помощи; Негативными тенденциями развития малого бизнеса являются: - сокращение оборота малых предприятий; - уменьшение количества хозяйствующих субъектов, снижение количество работников на микро предприятиях и снижение темпов роста данного показателя на предприятиях малого бизнеса; - спад темпов роста выручки малых предприятий. Среди главных барьеров, согласно взгляду экспертов, которые препятствуют развитию предпринимательства, в настоящий время можно назвать следующие: недостаток квалифицированных кадров на рынке труда; высокие издержки на электроэнергию, что снижает энергоэффективность предприятий, а в результате ценовую конкурентоспособность продукции; недостаточные навыки успешного ведения бизнеса, навыка управления; износ основных средств промышленных предприятий; загруженность и невозможность дальнейшего расширения промышленной зоны; незаконная предпринимательская деятельность фискальная политика государства. В свою очередь характеризуется рядом проблем также и страховой рынок. От решения данных проблем зависит не только его стабильность сегодня, но и существование завтра. В настоящее время страхование все еще отстает от потребностей экономики, которое прошло путь перехода от государственной страховой монополии к восстановлению страхового рынка. На российском рынке, такое состояние дел обусловлено невысокими финансовыми возможностями национальных страховых компаний по размещению крупных страховых рисков, что обусловлено: - малыми размерами уставных капиталов, страховых резервов у страховых компаний; - низким уровнем развития страховой инфраструктуры и методологией расчета тарифов по нестандартным страховым рискам; - недостатком опыта проведения страхования (включая управление риском, оценку страхового риска, оценку подлежащего возмещению ущерба). Для формирования потенциала рынка страхования существует ряд структурных проблем и препятствий. С историческим развитием страхового рынка связанны структурные проблемы, а к внешним препятствиям относятся высокие ставки по срочным депозитам в банках и недостаток налоговых стимулов для долгосрочного страхования жизни и накопительного страхования. Так, отсутствие финансовой стабильности и контроля связано с тем, что многие страховщики построили свою деятельность на модели «франчайзинга». Они сформировали региональные филиалы, которыми легко управлять из центра и которые также имеют все без исключения свойства страховой компании кроме собственного баланса. На местном уровне денежные потоки контролируются с существенными задержками в представлении в главный офис отчетности по заключенным договорам страхования и осуществленным страховым премиям и выплатам, размещенным на счетах в партнерских организациях. Основными проблемами при осуществлении денежно – кредитной политики являются: - рост задолженности по заработной плате и социальным выплатам; - налогово-бюджетные проблемы, которые связанны с низким уровнем собираемости налогов; - падение платежного баланса, обусловленное неблагоприятным изменением конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов и поддержание завышенного курса рубля; - повышение взаимных неплатежей и фактическое банкротство многих предприятий реального сектора; - отток капитала за рубеж; - спад курса рубля по отношению к доллару. Таким образом, решение данных проблем зависит от существенного экспертного взаимодействия и непрерывной дискуссии специалистов, представителей власти и всех заинтересованных лиц. Данные проблемы в значительной мере взаимосвязаны и взаимообусловлены. Значит, необходимо обеспечить комплексный подход к их решению, как на региональном, так и на муниципальном уровне, а также с помощью межведомственного взаимодействия. 5. Перспективы развития финансовой системы России В настоящее время финансовая сист....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: