VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста на занятиях

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002672
Тема: Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста на занятиях
Содержание
 

Просим Вас внести необходимые изменения и по готовности отправить работу на нашу электронную почту.
Оценка оригинальности должна быть не менее 40%.
Ссылка для самостоятельной проверки работы на плагиат: https://www.antiplagiat.ru/

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР 
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Телефон: 8 (800) 555-30-69
E-mail: www.razvitum.org



Дипломная работа

Тема: «Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста на занятиях 
по физической культуре»
* 




Программа переподготовки: 



Выполнил:


ФИО (полностью)
Должность
Название образовательного учреждения


САНКТ-ПЕТРЕБУРГ

2017 год
                                              





Содержание
      
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
1.1 Проблема социально-коммуникативного воспитания в психолого-педагогических исследованиях …………………   ……………………………7
1.2 Особенности физического развития детей дошкольного возраста …….14
1.3 Формирование личности дошкольника в процессе занятий по физической культуре …………………………………………………………………………18                                 
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
2.1. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания……………………………………………………….23
2.2 Анализ программ дошкольного образования…………………………….26
2.3 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о физическом воспитании……………………………………….29
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ  НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Программа и концепция эксперимента: влияние сюжетно-игровых занятий на физическое развитие детей среднего дошкольного возраста…..32
3.2 Педагогические условия физического развития детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-игровых занятий……………..37
3.3 Динамика физического развития детей среднего дошкольного возраста42 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………............46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...............................51
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................56

Введение
          Актуальность: тема является актуальной, значимой, вызывает общий интерес ученых, психологов, педагогов, врачей, инструкторов по физическому воспитанию дошкольных образовательных организаций, родителей воспитанников, так как современное общество предъявляет высокие требования к работникам ДОО, призванных заложить основы крепкого здоровья, нервно-психического и физического  развития ребенка дошкольного возраста, формирование его личности.
     В последние годы (2000-2017гг) отмечается тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Все авторы отмечают негативную тенденцию увеличения числа детей, имеющих недостатки в физическом развитии и ухудшение здоровья (Е. А. Бабенков, Г. Н. Лезжова, Е. З. Пужаева).
     Большинство программ по физическому воспитанию рассчитано на здоровых детей, и здесь необходимо отметить, что от 60 до 90 % дошкольников остаётся без адекватной физической подготовки. Такая ситуация требует внесения корректив в методические основы физического воспитания дошкольников (В. Г. Алямовская, Л. Д. Глазырина, Э. Я. Степаненкова, С. О. Филлиппова). 
     В научно-методической литературе индивидуализировать физическое воспитание рекомендуют: в зависимости от свойств нервной системы, физического развития (Я. И. Ковальчук, М. Д. Маханева, В. Н. Шебеко и др.); от состояния здоровья (Т. Л. Богина, И. И. Брехман, З. И. Кузнецова, Л. С. Усова и др.); от биологического возраста (Л. И. Абросимова, С. Б. Тихвинский, А. Г. Щедрина и др.); от уровня физической подготовленности (А. П. Антропова, Т. Ю. Кравчук, Г. А. Пташинская. О. Э. Сердюков и др.).
      Эти рекомендации применительно к физическому воспитанию дошкольников достаточной разработанности не получили.
     Некоторые авторы (Г. А. Единак, О. Ф. Жуков, Р. Р. Салимзянов и др.) в своих исследованиях отмечают, что повышение эффективности занятий физической культурой достигается при использовании нетрадиционных методик и средств достижения каждым человеком его индивидуальной нормы на основе выявления конституционально-типологической принадлежности. 
     Основной особенностью физического воспитания является учет индивидуально-типологических характеристик ребенка в процессе массового физического воспитания. Это обстоятельство определило актуальность и тему настоящей  работы.
          2 августа 2009 года был утвержден официальный документ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года». Предлагается новая национальная система физкультурно-спортивного дошкольников. «Вся работа среди дошкольников должна осуществляться с учетом реальных потребностей. Занятия, основанные на научной основе,  должны быть интересными для обучающихся,  учитывать новые эффективные формы, методы и средства проведения. Ни один обучающийся не должен быть освобожден от занятий. Необходимо решить проблему качественной подготовки кадров» 1.
          ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) дошкольного образования разработан впервые в российской истории педагогической мысли, утвержден 1.09. 2013 года, вступил в силу 01.01. 2014 года2.
__________________________________________________

1Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г. 
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО"

          Все определенные выше обстоятельства: слабое здоровье детей, недостаток двигательной активности; низкая физическая подготовленность дошкольников; открытие новых закономерностей возрастного развития; разработка новых технологий физического воспитания дошкольников - свидетельствуют о том, что сегодня как никогда остро встала задача умелого использования особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях. 

Цель работы: изучение теоретического материала об особенностях физического воспитания детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности физического воспитания на физкультурных занятиях.
Гипотеза: предполагается, что умелое использование особенностей физического воспитания на физкультурных занятиях поможет укрепить здоровье каждого ребенка, развить его психические и физические качества.
Задачи исследования: 
1. Провести ретроспективный анализ особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре
 и обосновать методологические подходы к  исследованию проблемы.
2. Выявить состояние проблемы  особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.
3. Раскрыть сущность  особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.
     Методологической основой исследования явились: учение о всестороннем развитии личности ребенка (Я. А. Коменский, П. Ф. Лесгафт и др.); основные научные положения дошкольной педагогики (Т.В.Доронова, Т. С. Комарова, Р. Б. Стёркина); научные подходы: личностно-ориентированный (Л. И. Божович, И. С. Якиманская) и деятельностный (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).
     Теоретическую базу исследования составила концепции физического воспитания дошкольников (В. Г. Алямовская, Т. Н. Доронова, О. М. Дьяченко, Н. Н. Ефименко, М. Д. Маханева, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Д. В. Хухлаева и др.).
          Опытно-экспериментальной базой практики выступало МК ДОУ Детский сад № 23 с.Балахоновское Кочубеевского района Ставропольского края. В экспериментальной работе участвовало  20 детей среднего дошкольного возраста. 
           Работа представлена введением, теоретическими и практической главами, заключением, литературой и приложением.
















     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
     
1.1 Проблема социально-коммуникативного воспитания в психолого-педагогических исследованиях

          Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, педагогические наблюдения показывают, что физическое воспитание – первая ступень комплексной системы воспитания, обучения и развития дошкольников. Мы считаем, что важно организовывать процесс физического воспитания именно в детстве, потому что это позволит организму ребенка накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.
           Многие известные врачи и педагоги занимались вопросами детского здоровья и физической культуры.
          Ян Амос Коменский, великий чешский педагог, считал (свои взгляды на обучение он изложил в книге «Великая дидактика»), что «нет таких детей, которых нельзя было бы обучить и воспитать», высоко оценивал роль учителя и в своих работах дал полезные советы, которые необходимо учитывать по физическому воспитанию, определив золотое правило, что «все видимое необходимо предоставлять зрению, обоняемое - обонянию, осязаемое - осязанию, то что слышно - слуху, то что доступно нескольким органам чувств, предоставлять этим органам чувств» 1. 
________________________________________________________________ 
1. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989 г., 416 стр, ISBN 5-7155-0164-4)
           
          Академик А. П. Протасов1, профессор анатомии, впервые в России в конце XVIII в. вводит понятие «физическое воспитание». В опубликованных им работах по физическому воспитанию обоснована необходимость движений для сохранения здоровья.
          Вторая половина XVIII в. стала важным периодом в развитии идеи физического воспитания. Физическое воспитание рассматривается как часть всестороннего воспитания. Физической культуре уделялось серьезное внимание всеми народами, проживающими в России, поэтому у многих людей так популярны были разнообразные подвижные игры, которые возникли еще в далеком прошлом.
          Значительное внимание вопросам физического воспитания уделял известный русский хирург Н.И. Пирогов. Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в образовательных учреждениях научно обоснованной системы физического воспитания, которой тогда в России не существовало.
           П.Ф. Лесгафт, отечественный педагог, анатом и врач, внес огромный вклад в развитие теории физического воспитания. Его творческая научная деятельность относится к концу XIX — началу XX в. Он является признанным основоположником научной системы физического воспитания в России. Ученый подчеркнул «необходимость сознательного усвоения физических упражнений, выступил против метода слепого подражания» 2.
_____________________________________________________________
1  История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - ТЦ "Сфера", 2001.                                                                                                                                            
2 Симонкина Ю. С., Иохвидов В. М. Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 55-57.    
           Идеи П.Ф. Лесграфта и В.В. Гориневского в области дошкольного физического воспитания продолжил Е.А. Аркин, профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач – гигиенист. Е.А. Аркин в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными закономерностями высшей нервной деятельности, выявленными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым, режимом дня, организацией жизни ребенка, указывал на важность взаимодействия детского сада и семьи. Его фундаментальный труд «Ребенок в дошкольные годы» 1 не утратил своего значения до настоящего времени.
          Л.И. Чулицкая, профессор, доктор медицины, углубила педагогические взгляды П.Ф. Лесгафта и В.В. Гориневского. Она опиралась на анатомо-физиологические и психологические нормы его воспитания и обучения детей.
           Е.Г. Леви-Гориневская, продолжая разработки предшественников, создала ряд работ по развитию навыков основных движений у детей дошкольного возраста.
             А.И. Быкова разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию.
            Важную роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н.А. Метлов. Среди важнейших его публикаций по физическому воспитанию следует отметить «Утреннюю гимнастику в детском саду». 
Он написал учебник для педагогических училищ «Методика физического воспитания», а также книгу для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку».
_______________________________________________________           
1Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы (в двух частях) /Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - М.: Издательство «Просвещение», 1968.
          Особое  место среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В. Кенеман. Она разработала научную основу физического воспитания детей дошкольного возраста и значительно углубила методические подходы к физическому воспитанию. Большое место в трудах А.В. Кенеман отводилось обучению двигательным действиям. 
          Особо следует отметить заслугу А.В. Кенеман1 в создании учебника «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», изданного в соавторстве Д.В. Хухлаевой. 
           Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д.В. Хухлаева2. Ею написаны работы по формированию двигательных навыков у детей, разработаны методы и приемы обучения метанию, созданы программы и методические пособия. 
           Важную роль в разработке методики физического воспитания ребенка сыграли методисты М.Ф. Литвинова, Т.Ф. Саулина и др.
          Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений, в процессе физического воспитания происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу всех органов и систем.

_________________________________________________________

1Кенеман А.В. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». – М: Просвещение, 1985.- 144с.

2Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е , испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 272 с.
           Закономерности управления воспитания и обучения ребенка в процессе его развития, учитывая возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития,  изучает теория  физического воспитания детей дошкольного возраста. 
          Содержание всех форм организации физического воспитания и оптимальные педагогические условия его реализации разрабатываются в соответствии с теорией физического воспитания детей дошкольного возраста.
           Учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.
           Физическое  воспитание и оздоровление дошкольников - сложный процесс. Сначала ребенок обучается технике выполнения физических упражнений  на специально организованных физкультурных занятиях, но это не самоцель, так как, в дальнейшем ребенок может использовать эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии инструктора по физической воспитанию, воспитателя группы и семьи.
          Для того чтобы эта работа была эффективна, необходимо ясно представлять, какого рода отдача ожидается от каждого из них: воспитателя, инструктора по физической работе, родителя. 
           Роль инструктора по физическому воспитанию сложна и разнообразна. Ему следует предусматривать соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом. Превышение требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. 
          Задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания комплексно решаются в процессе физического воспитания. Поэтому возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.
           Тем не менее, сегодня наблюдается хронический дефицит двигательной активности детей, который тормозит их нормальное физическое и психическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего – «излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать уровень развития детей, их интересы, а также возможности ДОУ» (В.И. Лях и др.) 1.

________________________________________________________________
1 Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с..           
          На преобразование дошкольной физической культуры, направлены исследования, которые связаны, прежде всего, «с повышением творческой инициативы педагога, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности и нетрадиционности содержания НОД, учитывающих задачи и условия их проведения, особенности контингента детей, поиском нестандартных организационно-методических приемов, игровой направленности деятельности». Это отмечают многие исследователи: Е.Н. Вавилов1, С.И. Гальперин, О. А. Козырева2, А.Н. Щербак3 и др.
           В последние десятилетия усилилась необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения физкультурных занятий в ДОО, это привело к появлению эффективных вариантов программ физического воспитания дошкольников. Однако существующие программы не всегда позволяют в полной мере учитывать условия, особенности работы ДОО, запросы конкретного педагога и ребенка.
           Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находятся в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков. 
          В научной литературе подчеркивается, что конкретным объектом управления всегда является деятельность или отдельные ее составляющие. 
__________________________________________________________
1Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение,1983.-144с.
2Козырева О. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки // Дошкольное воспитание, №12-1998.
3Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольника: Методическое пособие.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999.


1.2 Особенности физического развития детей дошкольного возраста
          Прежде всего, физическое развитие детей дошкольного возраста связано с ростом.  Физическое развитие дошкольников отличается от развития детей младшего возраста. С четырех до шести лет рост и прибавка в весе становятся неравномерными: за три года ребенок становится выше в среднем на 15 см, а его вес увеличивается всего на 5 кг. 
         Физическое развитие дошкольников постепенно приближает их к организму взрослых. Но при этом следует помнить, что они все еще остаются детьми, и особенности детского организма (строение некоторых органов и систем, быстрая утомляемость) не позволяют им выдерживать высокие нагрузки.
          Основные особенности физического развития дошкольников: 
  1. У детей дошкольного возраста происходит активное формирование опорно-двигательного аппарата. У них еще не закреплены естественные изгибы позвоночника, поэтому очень важно следить за правильной осанкой ребенка: у большинства сколиозов, кифозов и других нарушений осанки «ноги растут» именно из этого возраста. Процесс окостенения хрящевой ткани у дошкольников еще не окончен, поэтому чрезмерные нагрузки (особенно на нижние конечности) ребенку противопоказаны: возможны травмы. Поскольку у ребенка достаточно слабые мышцы и связки, а хрящевая ткань еще не до конца окостенела, возможна деформация стопы, которая приведет к плоскостопию. Поэтому профилактике плоскостопия нужно уделить особое внимание.
  2. Мышечная система дошкольников отличается от мышечной системы взрослых: дети быстрее утомляются, но утомляемость эта и проходит быстрее, чем у взрослых. Поэтому детям в этом возрасте противопоказаны однообразные длительные нагрузки, нужно постоянно чередовать упражнения для разных групп мышц.
   3. Быстрая утомляемость дошкольников связана и с особенностями развития сердечно-сосудистой системы. У дошкольников больше относительный объем крови на килограмм массы, чем у взрослых, сосуды шире, путь передвижения крови по сосудам короче, а скорость кровообращения - выше. Сердце ребенка легко возбуждается при изменившейся нагрузке, тяжело к ней приспосабливается (нарушается ритм сокращений) и быстро утомляется.
    4. У детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому дошкольники подвижны и непоседливы. У них быстрые и импульсивные движения, неустойчивое внимание. Из-за того, что движения дошкольника беспорядочные и неточные, в работу вовлекаются лишние группы мышц, возрастает нагрузка на дыхательную и сердечно-сосудистую систему.
          Основные особенности физического развития дошкольников нужно учитывать при планировании рациона и физических нагрузок детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте у детей высокий обмен веществ, поэтому важно обеспечить дошкольнику разнообразное, полезное и рациональное питание. Также нужно следить за тем, чтобы ребенок как можно больше находился на свежем воздухе.
          Детям дошкольного возраста нужна умеренная физическая нагрузка. И здесь лавное - выбрать оптимальный уровень нагрузки: она не должна быть ни слишком высокой, ни слишком низкой. Мы уже говорили, что из-за физиологических особенностей дошкольник быстро устает, но при этом быстро восстанавливается. Поэтому, оптимальный вариант - кратковременные нагрузки, перемежаемые частными перерывами.
         Фундамент здоровья и полноценного физического развития закладывается в дошкольные годы. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.
          Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч.
          В среднем дошкольном возрасте, к 4,5 - 5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.
          У детей 6-лет появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.
          Можно отметить такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменными - замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 - 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация». Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.
          Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств - важная сторона повышения эффективности физического воспитания. Дошкольный период физического развития еще называют «периодом первого вытяжения».
          Ребенок за год вырастает на 7-10 см. В 5 лет средний рост ребенка равен 106,0-107,0 см при весе -- 17,0-18,0 кг. В 6 лет ребенок прибавляет примерно по 200 г в месяц и вытягивается на полсантиметра.
          В дошкольном возрасте части тела развиваются неравномерно. В 6 лет у детей обоих полов расширяются плечи и таз, вытягиваются конечности. Однако, например, у девочек грудная клетка развивается интенсивнее, чем у мальчиков. Зато мальчики увереннее прибавляют в весе.
          Большой вклад в изучение вопроса об особенностях возрастного развития внес Л.С. Выготский1. В своей работе «Психология развития ребенка» автор подробно описывает возрастные особенности каждого периода детства, большую роль отводит игре. «Игра создает зону ближайшего развития, в ней ребенок становится как бы на голову выше самого себя».
1.3 Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями

            Личность - это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения или общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало готовность и умение создавать новое.
  Дошкольный возраст – это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. 
____________________________________________________________
1 Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.,ЭКСМО, 2004
          Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду.          
          Детская фантазия питается движением, движение развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.
          Важнейшая особенность творчества дошкольника – насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность.
          Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.
          Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения, которые всегда интересны детям, они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. 
          Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.
          Направленность личности, система ведущих мотивов в поведении – важная характеристика. Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека, отражающих требования внутренней среды организма или внешних условий жизни и побуждают его к активности. 
          Одна из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни – формируется благодаря двигательной деятельности и представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин: здоровый образ жизни,- показатель уровня развития общества, в котором он живет.
          Организм ребенка пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды, в этом возрасте легко сформировать потребность в здоровом образе жизни. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. 
          Для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены – все это ребенок осознает с помощью взрослого.
          Элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма ребенок получает на занятиях физическими упражнениями. Дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка)  с помощью специальных упражнений и игр, здесь же они учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. 
          Самооценка начинает складываться в дошкольном возрасте – это наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Факторы формирования самооценки: собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. 
          Сначала самооценка дошкольника является отражением оценочных суждений окружающих, прежде всего взрослых. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечения внимания ребенка к художественному образу, «картине мира» окружающей его природы; к способности создавать собственный художественный образ – «образ красивого тела»; красивому двигательному поведению окружающих взрослых.
          Увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты), в большой мере способствует этому. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. По мере развития самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
          Воля ребенка проявляется в сложных действиях – преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. 
          Подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий являются особенно ценными в этом отношении. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.
          Вместе с тем двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. 
          В играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий, это ярко проявляется. 
          Воспитатель .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%