VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности экстренной психологической помощи в экстремальных ситуациях

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010929
Тема: Особенности экстренной психологической помощи в экстремальных ситуациях
Содержание
     Особенности экстренной психологической помощи в экстремальных ситуациях
     ВВЕДЕНИЕ
     Глава 1.  Теоретические подходы к определению экстренной психологической помощи в экстремальных ситуациях
     1.1.  Психология экстремальных ситуаций: подходы, классификация, последствия
     1.2.  Понятие, цели и задачи экстренной психологической помощи
     1.3. Техники экстренной психологической помощи в экстремальных ситуациях
     Выводы по главе 1
     Глава 2. Эмпирическое исследование личности, оказавшейся в экстремальной ситуации 
     2.1. Выборка и процедура исследования
     2.2. Описание методик исследования
     2.3. Результаты эмпирического исследования
     Выводы по главе 2
     Глава 3. Практическая деятельность психолога в экстремальных ситуациях на примере Ассоциации иммигрантов из стран Восточной Европы "Единство"
     3.1. Основные направления психологической помощи беженцам и вынужденным переселенцам на примере работы Ассоциации иммигрантов из стран Восточной Европы "Единство"
     3.2. Методы оказания экстренной психологической помощи беженцам и вынужденным переселенцам
     Выводы по главе 3
     Заключение
     Список литературных источников
     Приложения
     
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Экстремальные ситуации возникают во всех областях человеческой жизни и не считаются нормальными событиями: каждый периодически попадает в различные ситуации, которые можно назвать экстремальными.
     Психология экстремальных ситуаций является довольно новой, но быстро развивающейся отраслью прикладной психологии, исследующей особенности поведения людей в стрессовых ситуациях и их последствия для психики человека, а также помогающей предвидеть, оценить и оптимизировать поведение и психические состояния человека. 
     С каждым годом экстремальных ситуаций в жизни человека становится все больше. Помимо опасных для жизни природных катаклизмов, современный человек подвергается испытаниям, вызванным его деятельностью: техногенные катастрофы, преступность, войны, терроризм, аварии, тяжелые условия труда. 
     В результате экстремальных ситуаций у человека возникают различные негативные психические состояния: фрустрация, стресс, депривация, кризис, конфликт, характеризующиеся доминированием хронических или острых эмоциональных переживаний: депрессии, тревоги, страха, раздражительности, агрессии, дисфории. Аффекты, которые возникают в этих состояниях, могут стать настолько интенсивными, что начинают оказывать дезорганизующее воздействие на психическую деятельность человека, затруднять адаптацию к происходящим событиям. Подобные  явления, которые отражают поведение человека в экстремальных ситуациях, становятся объектом внимания психиатров, психотерапевтов, психологов, оказывающих людям, пострадавшим в экстремальных ситуациях психологическую помощь.
     В экстренной психологической помощи нуждаются людям, оказавшиеся в остром стрессовом состоянии, представляющем собой переживание умственной и эмоциональной дезорганизации.
     Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на востребованность и важность изучения поведения человека в экстремальных ситуациях, данная проблема еще мало изучена и поэтому требует более пристального внимания.
     Объект исследования: экстремальные ситуации в жизни человека.
     Предмет исследования: особенности экстренной психологической помощи в экстремальных ситуациях.
     Цель: проанализировать особенности экстренной психологической помощи в экстремальных ситуациях.
     Задачи исследования:
     1. Проанализировать подходы, классификации и последствия экстремальных ситуаций.
     2. Изучить подходы к понятию экстренной психологической помощи, выявить ее цели и задачи 
     3. Проанализировать техники экстренной психологической помощи в экстремальных ситуациях
     4. Провести эмпирическое исследование личности, оказавшейся в экстремальной ситуации 
     5. Проанализировать практическую деятельность психолога в экстремальных ситуациях на примере Ассоциации иммигрантов из стран Восточной Европы "Единство"
     Теоретико-методологическая основа исследования. Изучение вопросов, связанных с экстремальными ситуациями, главным образом, осуществлялось в процессе анализа деятельности спасателей, работников милиции или военных (О.Д. Сафин, Н.В. Тарабрина, О.В.Тимченко, Ю.С. Шойгу), влияния катастроф (B.L.Green), посттравматических расстройств у жертв преступления (L.Weisaeth) или сексуального насилия (K.L.Cassiday). Вопросы психологической помощи в кризисных ситуациях были освещены               В.В. Антиповой, А.Б. Леоновой, И.Г. Малкиной-Пых, Р.Р. Поповой,           И.А. Семеновой, С.Л. Соловьевой и др. 
     Гипотеза исследования: люди, находящиеся в экстремальных ситуациях (вынужденная иммиграция), испытывают симптомы посттравматического стресса: дистресс достаточно большой интенсивности, тревожность, соматические расстройства, признаки депрессии. 
     Методы исследования: в исследовании применялись методы теоретического анализа, обобщения и интерпретации научных данных; методы статистической обработки и анализа данных, опроса, интервью, тестирования. 
     Методики исследования:
     1. Методика «Шкала депрессии» Т.И. Бехтерева
     2. Методика личностной и ситуационной тревожности Спилбергера-Хaнинa
     3. Миссисипская шкала оценки степени выраженности посттравматических стрессовых реакций
     4. Шкала выраженности психопатологических симптомов (Simptom Check List-90-Revised — SCL-90-R)
     Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав: одной теоретической и двух практических, заключения, списка литературных источников и приложений. Работа представлена на ___ страницах.
     
     
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

1.1. Психология экстремальных ситуаций: подходы, классификация, последствия
     
     Термин «экстремальная ситуация» на сегодняшний день используется в психологии, философии, педагогике. Понимание сущности экстремальности и экстремумов, принципов экстремального развивалось со времен античности (Аристотель, Дж. Бруно, Н. Кузанский, Г.В. Лейбниц и др.), когда считалось, что экстремальность указывает на предельные состояния существующих вещей. Экстремумы, по сути, являются границами, за которыми вещи перестают быть собой и получают иное существование.
     Слово «экстремальный» с переводе с латинского «extremum», означает «крайний». Экстремальные условия возникают не только из-за максимизации (сверхвоздействие, перегрузка), но и из-за минимизации (недогрузки: недостаток информации, движения и т.п.) действующих факторов. Результат  воздействия на состояние и деятельность человека в обоих случаях может быть одним и тем же. 
     В большинстве случаев под термином «экстремальная ситуация» понимают внезапно возникшую ситуацию, которая угрожает или субъективно воспринимается человеком как угрожающая его здоровью, благополучию, жизни, целостности личности и ее ценностям. Подобная  угроза превращает ситуацию в трудную, стрессовую и экстремальную1.
     С. Ожегов под «экстремальным» понимает «крайний, необычный по сложности, трудности»2.
      В философии термином «экстремальная ситуация»  называют интегративную характеристику внезапно или радикально изменившейся обстановки, связанные с этим особо неблагоприятные или угрожающие для жизнедеятельности человека факторы3.
     Ц.П. Короленко к экстремальным условиям относит находящиеся на грани переносимости и имеющие высокую способность  нарушать адаптацию. К таким условиям он отнес: температуру, ветер, атмосферное давление, электромагнитные колебания, воздействия, которые ставят организм человека на грань переносимости4. 
     В.И. Лебедев под экстремальной ситуацией понимал изменение условий окружающей среды, происходящее вокруг человека в течение короткого промежутка времени и приводящее к персональному порогу адаптированности. 
     В.И. Лебедев писал, что ошибочно относить к «экстремальным ситуациям» те, в которых необходимо напряжение психических или физиологических процессов, так как в этом случае грань, которая отделяет обычные жизненные условия от измененных, становится неопределенной и расплывчатой. С его зрения такой гранью являются ситуации, когда под воздействием психогенных факторов социально-психологические и психофизиологические механизмы, исчерпав свои резервные возможности, не в состоянии больше обеспечивать адекватное отражение и регуляторную деятельность человека. Другими  словами, после разрушения адаптивного барьера, «ломки» динамических стереотипов в ЦНС, наступает кризис или психическая дезадаптация5.  
     На человека влияют 7 психогенных факторов: измененные временная и пространственная структуры, монотония, ограничения значимой для личности информации, групповая изоляция, одиночество, угроза для жизни.
     Особо трудны экстремальные ситуации, вызванные факторами и явлениями техногенного, природного и социального характера, нередко нарушающие нормальную жизнь людей, порядок и общественную безопасность на определенной территории6. 
     Выделяют следующие типы экстремальных ситуаций:
     1) объективные (в них сложность и опасность исходят из внешней среды, они перед человеком возникают объективно);
     2) потенциальные (опасность выражается в виде скрытой угрозы);
     3) лично спровоцированные (опасность порождает сам человек, его намеренный или ошибочный выбор, поведение);
     4) воображаемые (ситуации не несущие угрозы, опасности) 7.
     Круг проблем, связанных с экстремальными ситуациями, постоянно расширяется. В последние годы в работах психологов кроме аварий, природных катаклизмов, техногенных катастроф, вооруженных конфликтов, обусловленных профессией экстремальных ситуаций, отмечаются семейные конфликты и кризисы, экстремальные виды досуга, эмоциональные кризисы, заболевания близких и алкоголизм, чрезвычайные ситуации в бизнесе и т.д.
     Экстремальные ситуации, опасные для человека возникают под воздействием факторов физической или социальной внешней среды.
     Физическая среда – это внешние условия жизни человека, включающая в себя ряд факторов: климат, местность проживания, условия труда и жизни, режим и т.д. Физическая среда также может представлять угрозу для жизни и здоровья человека  (например, человек может жить там, где часты землетрясения, ураганы, наводнения, цунами и т.п.) 
     Социальная среда – это окружение человека, тех людей, с которыми он взаимодействует. Выделяют макро- и микросреду.
     Макросреда объединяет следующие факторы:
     - демографический (при высокой плотности населения, особенно в мегаполисе, опасностей становится больше: преступность, более высокий темп жизни и т. п.);
     - экономический (плохая экономическая ситуация усиливает социальную напряженность);
     - социокультурный (наличие и количество в обществе неформальных движений и группировок);
     - религиозный (определяется доминирующими религиозными учениями).
     - национальный (межнациональные отношения в регионе).
     Микросреда зависит от социально-психологических особенностей личности, взаимодействия человека с окружающими, особенностей воспитания, традиций, направленности референтной группы, стратегий поведения8.
     Существует множество классификаций экстремальных ситуаций.
     А.М. Столяренко выделил 3 вида экстремальных ситуаций в зависимости от силы их воздействия на человека:
     - параэкстремальные (вызывают значительное нервное напряжение, способное стать причиной неудач);
     - экстремальные (вызывают перенапряжение, существенно снижают вероятность успеха);
     - гиперэкстремальные (кардинально изменяют поведение человека из-за предъявления к нему требований, значительно превышающие его обычные способности) 9.
     Также экстремальные ситуации могут классифицироваться в зависимости от следующих признаков:
     1. Степень внезапности: непрогнозируемые (внезапные), прогнозируемые (ожидаемые);
     2. Скорость распространения: экстремальные ситуации могут носить стремительный (большинство техногенных аварий, военных конфликтов, стихийных бедствий), взрывной, быстрораспространяющийся или плавный (ситуации экологического характера), умеренный характер. 
     3. Масштаб распространения: местные, локальные и территориальные, т.е. те, которые не выходят за пределы функционального подразделения, населенного пункта, производства, а также региональные, федеральные, трансграничные, т.е. охватывающие целые регионы и государства.
     4. Продолжительность действия: кратковременные и имеющие затяжное течение (загрязнение окружающей среды). 
     5. Характер: умышленные, или преднамеренные (большинство национальных, военных и социальных конфликтов, террористические акты) и неумышленные, или непреднамеренные (стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы). 
     6. Источник происхождения: экстремальные ситуации техногенного (катастрофы, транспортные аварии, пожары и взрывы, выбросы отравляющих химических, сильнодействующих ядовитых, радиоактивных, веществ, внезапное обрушение сооружений…) и биолого-социального характера (терроризм, голод, наркомания, алкоголизм, токсикомания, общественные беспорядки, насилие); природного происхождения (геологические, геофизические, агрометеорологические, метеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары)10.
     Влияние экстремальных ситуаций на человека
     У человека экстремальные ситуации нарушают чувство безопасности, веры в организации жизни в соответствии с определенным порядком, приводят к развитию травматического и посттравматического стресса, различных психических и невротических расстройств.
     Экстремальные ситуации становятся причиной возникновения у человека значительного нервного напряжения и стресса. Иногда нервные перегрузки превышают порог, за которым возникают аффективные реакции, нервное истощение, патологические состояния.
     Сложно однозначно сказать, какой вид экстремальных ситуаций оказывает максимально тяжелые последствия, а какие легче переживаются — антропогенные или природного происхождения11. 
     Существует мнение, что экстремальные ситуации природного происхождения обычно переживаются гораздо легче, чем антропогенные. Стихийные бедствия пострадавшие склонны расценивать как «божью волю», на которую нельзя повлиять. А экстремальные ситуации антропогенного характера, настолько разрушительно действуют на личность, что не только дезорганизуют ее поведение, но и «взрывают» образ мира. 
     Важное значение для прогнозирования и оценки психических последствий имеет, был ли человек непосредственным участником экстремальной ситуации, свидетелем или жертвой12. 
     Люди, в качестве субъектов экстремальных ситуаций, подразделяются на 6 групп:
      * специалисты, т.е. люди, которые оказывают помощь пострадавшим, принимают участие в ликвидации последствий экстремальной ситуации. При  выполнении профессиональных обязанностей, которые связаны с помощью людям, эмоциональные переживания становятся приглушенные, в первую очередь специалист ориентирован на выполнение задачи. Часто это беспокоит специалистов. Основа этого явления – диссоциация (взгляд на ситуацию со стороны), часто проявляющаяся у тех, кто по роду деятельности постоянно сталкивается со страданиями и болью других людей; 
      * жертвы (заложники, люди, оказавшиеся на крышах затопленных домов, под завалами и т.д.). Как правило, они потратили на борьбу за жизнь много сил и факт того, что они живы, является для них серьезным ресурсом для возвращения к нормальной жизни. Их психические реакции можно разделить на 4 стадии: героизм; «медовый месяц» (гордость за то, что человек); разочарование («мне казалось, что в моей жизни должно все измениться, а все по-прежнему, о моем подвиге забыли, о нем помню только я»); восстановление (осознание, что нужно возвращаться к своим обязанностям, налаживать быт);
      * пострадавшие (физически или материально). Это потерявшие близких домов, имущества и т.д. У них проявляются самые тяжелые и длительные эмоциональные реакции, наибольшее количество отсроченных психических последствий;
      * свидетели. Люди, оказавшиеся в непосредственной близости или проживающие в зоне экстремальной ситуации;
      * наблюдатели (зеваки). Люди, которые получили информацию о происходящем и прибыли на место. Степень травматизации свидетелей и наблюдателей во многом зависит от личностных особенностей и наличия в прошлом травматических ситуаций;
      * телезрители13. 
     Таким образом, экстремальная ситуация – термин, который означает интегративную характеристику внезапно или радикально изменившейся обстановки, связанные с этим угрожающие или особо неблагоприятные факторы для жизнедеятельности человека. Наиболее важными факторами, определяющими экстремальность ситуации являются: влияние неблагоприятных внешних условий; эмоциогенные воздействия, которые связаны с ответственностью, внезапностью, опасностью, трудностью, новизной ситуации; крайнее психическое, физическое и эмоциональное напряжение; наличие неудовлетворенных физических потребностей; избыток или недостаток противоречивой информации.
     
     1.2. Понятие, цели и задачи экстренной психологической помощи
     
     В экстренной психологической помощи нуждаются люди в остром стрессовом состоянии, представляющее собой переживание умственной и эмоциональной дезорганизации.
     К особенностям оказания экстренной психологической помощи относят:
     - произошедшее психотравмирующее событие;
     - ограниченность во времени: стадия шока пострадавших характеризуется краткосрочностью, поэтому оказание помощи должно произойти в сжатые сроки; 
     - оказание помощи в непривычных условиях – в экстремальной ситуации отсутствуют кабинеты для сеансов терапии или консультирования, практически невозможно найти комфортные условия и остаться с человеком наедине;
     - большое скопление людей - обычно экстренную психологическую помощь приходится оказывать при чрезвычайных ситуациях, когда собирается много людей как пострадавших, очевидцев, прохожих, свидетелей14
     К задачам экстренной психологической помощи относят:
     * поддержание состояния человека на оптимальном физиологическом и психологическом уровне;
     * предотвращение негативных эмоциональных и отсроченных реакций;
     * информирование и консультирование пострадавших и их родных о стрессовых реакциях;
     * помощь специалистам, участвующих в ликвидации последствий экстремальной ситуации.
      Цель экстренной психологической помощи: профилактика острых панических реакций, нервно-психических нарушений психогенного характера; повышение у человека адаптационных возможностей; психотерапия пограничных нервно-психических нарушений15. 
      Главные принципы оказания экстренной помощи:
     - безотлагательность: помощь пострадавшему необходимо оказать максимально быстро, так как со временем увеличивается вероятность возникновения посттравматического стрессового расстройства;
     - приближенность: помощь должна быть оказана в привычном социальном окружении и обстановке;
     - ожидание, что восстановится нормальное состояние: с теми, кто перенес стрессовую ситуацию, необходимо обращаться как с нормальным человеком, а не как с пациентом;
     - единство психологического воздействия: его источником должен быть один человек или процедура должна быть унифицирована;
     - простота психологического воздействия – пострадавшего необходимо отвести от источника травмы, предоставить ему  безопасное окружение, отдых, пищу и возможность быть выслушанным16.
     Функции службы экстренной психологической помощи:
     - практическая: непосредственное оказание населению психологической и, в случае необходимости, доврачебной медицинской помощи;
     - координационная: обеспечение взаимодействия со специализированными психологическими службами17.
     Помимо людей, непосредственно оказавшихся в экстремальной ситуации, помощь необходима их родственникам, с которыми проводятся мероприятия, направленные на снятие панических реакций, тревоги, психоэмоционального возбуждения, устранение душевной боли и принятие утраты.
     Третья группа людей, которым необходима психотерапия – спасатели. Спасатели должны владеть умением своевременно увидеть симптомы психологической проблемы не только у коллег, но и у себя, уметь организовать и провести психологическую разгрузку, снять стресс и эмоциональное напряжения. Благодаря этим навыкам можно предупредить психическую травматизацию, повысить устойчивость к стрессовым воздействиям и готовность быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях18.
     Таким образом, экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии. Цели и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Экстренная психологическая помощь основана на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами.
      
     1.3. Техники экстренной психологической помощи в экстремальных ситуациях
     
     В экстремальной ситуации у человека появляется ряд симптомов:
     * бред;
     * ступор;
     * галлюцинации; 
     * апатия;
     * двигательное возбуждение;
     * агрессия;
     * нервная дрожь;
     * страх;
     * истерика;
     * плач.
     Помощь психолога, в первую очередь, заключается в создании условий для «разрядки».
     Бред и галлюцинации. В критической ситуации у человека возникает мощный стресс, приводящий к сильному нервному напряжению, нарушающему равновесие в организме, негативно сказывающемуся на физическом и психическом здоровье. Это может обострять уже имеющиеся психические заболевания.
     Признаками бреда являются ложные умозаключения или представления, в ошибочности которых нельзя разубедить пострадавшего.
     Для галлюцинаций характерно наличие у пострадавшего ощущения присутствия каких-либо воображаемых объектов, в данный момент не воздействующих на органы.
     В таких случаях необходимо:
     1. Обратиться за помощью к медикам, вызвать скорую психиатрическую помощь.
     2. До момента прибытия специалистов проследить, чтобы пострадавший не нанес вред себе или окружающим, убрать до зоны недосягаемости  предметы, которые могут представлять потенциальную опасность.
     3. Изолировать пострадавшего и не оставлять его в одиночестве.
     4. Говорить с пострадавшим спокойным тоном, соглашаться с ним, не пытаться разубедить19. 
     Причиной апатии может быть длительная напряженная, но безуспешная работа, ситуация серьезной неудачи, отсутствие смысла своей деятельности, смерть близкого.
     К основным признакам апатии можно отнести:
     • безразличное отношение к происходящему;
     •  заторможенность, вялость;
     • медленная речь с длительными паузами.
     Характерными особенностями апатии являются пустота в душе, безразличие, навалившееся ощущение усталости, отсутствие желания двигаться, разговаривать, есть, все действия даются с огромным трудом. 
     Состояние апатии может длиться от нескольких часов до месяца. Если человеку не оказать вовремя помощь и поддержку, то апатия перерастает в депрессию.
     Алгоритм действия:
     1. Поговорить с пострадавшим, задать простые вопросы: «Как ваше имя?»; «Как ваше самочувствие?»; «Хотите воды?» и т.д.
     2. Отвести пострадавшего в место для отдыха, помочь максимально комфортно устроиться.
     3. Взять пострадавшего за руку.
     4. Дать возможность полежать, а по возможности поспать.
     5. Если возможность отдохнуть отсутствует, то постараться как можно больше разговаривать с пострадавшим, вовлечь его в любую деятельность (погулять, выпить кофе, оказать помощь другим пострадавшим)20.
     Ступор – это одна из сильнейших защитных реакций, наступающая после огромного нервного потрясения (нападение, взрыв, насилие). Ступор возникает из-за того, что для выживание человек затратил столько энергии, что ее не достаточно для контакта с окружающими.
     Длительность ступора может варьировать между несколькими минутами и несколькими часами. Если пострадавшему длительное время не оказывать помощь, то это станет причиной физического истощения. 
     К признакам ступора относятся:
     • отсутствие речи или резкое снижение произвольных движений;
     • отсутствие реакций на внешние раздражители (свет, шум, прикосновения);
     • «застывание» в одной позе, оцепенение, неподвижность;
     •  напряжение отдельных мышц.
     Алгоритм действия:
     1. Сжать ладони пострадавшего в кулаки, выставив большой палец вверх (знак «класс»).
     2. Помассировать точки на лбу, расположенные на уровне зрачков посредине между бровями и линией роста волос.
     3. Подстроить свой ритм дыхания ритм пострадавшего, положив ладонь на его грудь. 
     4. У человека, находящегося в состоянии ступора, остаются сохранными слух и зрение, поэтому нужно сказать ему на ухо четко, тихо и медленно о том, что может вызвать у него сильные негативные эмоции. Любыми средствами постараться вызвать у пострадавшего любую реакцию и вывести из оцепенения21. 
     Двигательное возбуждение. Иногда в результате экстремальной ситуации человек испытывает настолько мощное потрясение, что перестает понимать происходящее вокруг, не различает врагов и помощников, опасность от спасения, не может мыслить логически и принимать адекватные  решения.
     К основным признакам двигательного возбуждения относят:
     • бессмысленные и резкие движения;
     • чрезмерно громкая и быстрая речь;
     •  отсутствие реакции на окружающих.
     Алгоритм действия:
      1. Использовать прием «захват»: стать сзади, просунуть руки под мышки пострадавшему, прижаться и слегка опрокинуть на себя.
     2. Изолировать человека от окружающих.
     3. Спокойно сказать про испытываемые чувства («Тебе хочется убежать от происходящего?»…)
     4. Не нужно спорить, задавать вопросы, использовать фразы с частицей «не» (например: «Не кричи»).
      Двигательное возбуждение недолго длится и на смену ему могут прийти нервная дрожь, плачь, агрессия22.
     Агрессия – это непроизвольный способ снижения внутреннего напряжения. Агрессия может проявляться достаточно долго и мешать пострадавшему и окружающим.
     К основным признакам агрессии относят:
     • недовольство, раздражение, гнев;
     •  удары руками или предметами;
     • мышечное напряжение;
     • словесные оскорбления;
     • повышение артериального давления.
     Алгоритм действия: 
     1. Постараться удалить из поля зрения окружающих.
     2. Дать возможность безопасно «выпустить пар».
     3. Дать максимальную физическую нагрузку.
     4. Демонстрировать благожелательность: даже в случае своего не согласия с пострадавшим, обвинять не его личность, а действия. 
     5. Постараться разрядить обстановку.
     6. Агрессию можно погасить угрозой наказания.
     7. Отсутствие помощи агрессивному человеку может стать причиной необдуманных поступков, нанесения увечья себе и окружающим23.
     Страх. Страх может быть вызван различными психотравмирующими ситуациями и отразиться на всей дальнейшей жизни. Панический страх побуждает к бегству, вызывает оцепенение или возбуждение, агрессию. Человек недостаточно контролирует себя, плохо осознает свои действия и происходящее вокруг.
     К признакам страха относят:
     • напряжение мышц;
     • учащенное сердцебиение и поверхностное дыхание;
     • сниженный контроль над своим поведением.
     Алгоритм действия:
     1. Положить руку пострадавшего на свое запястье, чтобы он почувствовал спокойный пульс и получил сигнал, что он не один
     2.  Постараться подстроить дыхание пострадавшего к своему спокойному ритму.
     3. Слушать, что говорит пострадавший, проявлять заинтересованность и сочувствие.
     4. Сделать легкий массаж максимально напряженных мышц24.
     Нервная дрожь. Экстремальная ситуация может стать причиной возникновения неконтролируемой нервной дрожи. Благодаря этому происходит «сбрасывание» напряжения. Если эта реакция купируется, то оставшееся в теле напряжение вызовет мышечные зажимы, а в дальнейшем вызвать различные серьезные заболевания, например гипертонию, язву, рак и т.д.
     К основным признакам нервной дрожи относят:
     •  внезапное начало – сразу после экстремальной ситуации или через какое-то время;
     •  сильная дрожь во всем теле или отдельных его частях;
     • длительность реакций (до нескольких часов);
     •  сильная усталость и потребность в отдыхе после ее окончания.
     Алгоритм действия:
     1. Постараться усилить дрожь.
     2. Взять пострадавшего за плечи и 10–15 секунд резко, сильно трясти. При этом не переставать разговаривать с ним, чтобы он не расценил действия как нападение.
     3.  После того, как дрожь закончилась, позволить пострадавшему отдохнуть. 
     5. Нельзя укрывать пострадавшего, обнимать, успокаивать его, приказывать взять себя в руки25.
     Плач. Плачь приводит к выделению веществ, обладающих успокаивающим действием. 
     К основным признакам плача относят:
     •  плачь или готовность разрыдаться;
     • подрагивание губ;
     •  ощущение подавленности;
     • отсутствие признаков возбуждения.
     Если сдерживать слезы, то эмоциональная разрядка и облегчение не происходит, психическому и физическому здоровью человека может быть причинен непоправимый ущерб.
     Алгоритм действия:
     1. Не оставлять пострадавшего в одиночестве.
     2. Установить с ним физический контакт.
     3. Использовать технику «активного слушания».
     4. Не стараться успокоить пострадавшего, так как ему необходимо «выплеснуть» из себя негативные эмоции.
     5. Не задавать вопросы, не давать советы. Нужно просто слушать26.
     Истерика. Истерический припадок может длиться от минуты до нескольких часов.
     К основным признакам истерики относят:
     • чрезмерное возбуждение, театральные позы;
     •  быстрая и эмоционально насыщенная речь;
     •  рыдания.
     Алгоритм действия:
     1. Удалить свидетелей и создать спокойную обстановку. 
     2. Неожиданно совершить нестандартное действие (пощечина, облить водой, уронить предмет, крик).
     3. Использовать короткие фразы в повелительном наклонении («Выпей», «Умойся»).
     4.  Истерика вызывает упадок сил, поэтому нужно дать пострадавшему отдохнуть до прибытия специалиста.
     5. Нельзя потакать желаниям пострадавшего27.
     Экстремальные ситуации, связанные с угрозой для здоровья и жизни (захват террористами, разбой, ограбление).
     За короткое время изменяется образ мира, для человека жизнь делится на до и после события. У него возникает ощущение, что его чувства и переживания никто не понимает. Даже в случае отсутствия физического насилия, человек получает сильную психическую травму.
     Алгоритм действия.
     Если в роли пострадавшего взрослый, то ему следует:
     1. Помочь выразить, связанные с пережитым событием чувства.
     2. Показать, что даже из самых ужасных событий можно сделать полезные выводы.
     3. Дайте возможность пообщаться с теми, кто пережил эту же трагическую ситуацию.
     4. Не позволять выступать в роли «жертвы» и использовать ситуацию, чтобы  получить выгоду28.
     Если в роли пострадавшего ребенок, то ему следует:
     1. Дать понять, что  к его переживаниям относятся всерьез и есть другие дети, которые тоже столкнулись с подобной ситуацией.
     2. Создать атмосферу безопасности (обнять, поговорить, поиграть).
     3. Посмотреть вместе «хорошие» фотографии.
     4. В разговорах о событии переходить от описания деталей к чувствам.
     5. Акцентировать внимание на том, что негативные эмоции – это  совершенно нормально.
     6. Повышать самооценку ребенка.
     7. Поощрять игры с природным материалом.
     8. Не позволять ребенку превратиться в тирана29. 
     Сексуальное насилие. У пострадавшего появляется комплекс переживаний: стыд, чувство вины, страха, безысходности, невозможность контролировать события, брезгливость к своему телу.
     Если насилие совершил незнакомый человек, то пострадавший в большей степени винит внешние обстоятельства (время суток, отсутствие людей и т.д.). Если насильник знаком жертве, то человек ищет причину в себе. Стрессовая реакция после изнасилования знакомым человеком является менее острой, но длится дольше.
     Алгоритм действия:
     1. Исключить тактильный контакт: максимум, что можно позволить - взять за руку или положить свою руку на плечо. Если пострадавшему это неприятно, избегайте и такого контакта.
     2. Не решать за пострадавшего, что ему необходимо в данный момент (он должен знать, что у него есть контроль над реальностью).
     3. Не расспрашивать о подробностях происшедшего. 
     4. Дать понять пострадавшему, что он может рассчитывать на поддержку.
     5. Если пострадавший рассказывает о происшедшем, побуждайте говорить об эмоциях, которые связанны с событием30. 
     Таким образом, для каждого из травмирующих событий характерны свои эмоциональные реакции и определенный алгоритм действий. Это система приемов позволяет людям, без психологического образования, помочь себе и окружающим, оказавшимся в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями.
     
     
     
      
     
     
     
     Выводы по главе 1
     
     В ходе теоретического анализа имеющейся литературы нами были проанализированы подходы к пониманию экстремальных ситуаций, выделены психогенные факторы, влияющие на человека, описаны экстремальные ситуации, возникающие под воздействием факторов физической или социальной внешней среды. Представлены классификации экстремальных ситуаций в зависимости от силы их воздействия на человека, последствия степени внезапности, скорости и масштаба распространения, продолжительности действия, характера и источника происхождения. Раскрыты особенности влияния экстремальных ситуаций на человека. Описаны группы людей, в качестве субъектов экстремальных ситуаций.
     Раскрыты особенности оказания экстренной психологической помощи. Выделены задачи и цели, а также описаны главные принципы ее оказания и функции службы экстренной психологической помощи. Проанализированы особенности оказания помощи людям, непосредственно оказавшихся в экстремальной ситуации, их родственникам и спасателям. 
     Были описаны техники экстренной психологической помощи в экстремальных ситуациях: признаки, характерные особенности разных симптомов, возникающими у человека в разных экстремальных ситуациях и особенности работы с ними. 

     
     
     
     
     
     
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ, ОКАЗАВШЕЙСЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
     
     2.1. Выборка и процедура исследования
     
     Исследование проводилось на базе Ассоциации иммигрантов из стран Восточной Европы "Единство" г. Сетубал. Выборку составили 40 человек – иммигрантов из России и Украины, обратившихся з.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44