VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Человек в экстремальных ситуациях его реакции и поведение

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000075
Тема: Человек в экстремальных ситуациях его реакции и поведение
Содержание


Элективный курс
 «Человек в экстремальных ситуациях его реакции и поведение».

Пояснительная записка.
Ежедневно в нашей стране происходит множество чрезвычайных ситуаций как и природного, техногенного и социального характера. Курс «Человек в экстремальных ситуациях его реакции и поведение» предназначен для формирования системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выживания в случае экстремальной ситуации и принятия действий по ее избежанию. Целью любого занятия – не только и не столько сообщить соответствующий объем знаний, сколько выработать достаточно твердые умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях.
                 
        Цель курса: приобретение знаний и навыков действий в условиях чрезвычайных ситуаций.       
      
        Задачи: 1) привитие знаний и элементарных навыков безопасного поведения в групповом скоплении людей
2) формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности;
3) ориентироваться в различных типах экстремальных ситуаций и формах поведения людей в этих ситуациях;.
4) систематизация знаний о факторах риска в толпе.
5) определить стратегию социальной помощи человеку, пережившему экстремальной воздействие;
Планируемый результат: приобретение обучающимися навыков правильного анализа и адекватного поведения в жизнеопасных ситуациях, психической устойчивости в условиях повышенной опасности; формирование первичных навыков помощи в критических ситуациях
                            Программа курса
Человек в экстремальных ситуациях его реакции и поведение.(8ч)

Проблема состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях в последние годы вызывает серьезную озабоченность ученых и практиков всего мира. Вероятно, следует признать, что, несмотря на значительный объем достаточно обоснованных данных о воздействии различных экстремальных факторов и особенностях организации спасательных и антитеррористических операций, ряд аспектов проблемы, в частности, динамика состояния и поведения пострадавших.Готовность к действиям в экстремальных ситуациях. Предупреждение и оценка обстановки.

                   Тематическое планирование курса


Название тем и  занятий
Всего
Лекций
Практич.
занятий
Человек в экстремальных ситуациях его реакции и поведение
Вводное занятие



1



1

Понятие экстремальной ситуации
1
1

Классификация экстремальных ситуаций
1
1

 Основные психические реакции участников экстремальных ситуаций
1
1

 Поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
2
1
1
Групповое поведение людей в экстремальных ситуациях
1

1
 Социальные формы поведения в экстремальной ситуации
2
1
1

Тема: Понятие экстремальной ситуации.
Экстремальная ситуация (лат. extremum - крайнее, предельное; situatio - положение) - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях. Философский смысл понятия этого понятии сопряжен с отражением экстремального развития событий и их познания во взаимосвязи с функциональной деятельностью субъекта. Понятие экстремальной ситуации отражает не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью людей, их существованием.
Экстремальные ситуации (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, кризисы, конфликты), являющиеся порой неизбежными реалиями жизнедеятельности людей, в том числе их профессионально осуществляемой деятельности, несмотря на разнообразный характер, имеют ряд общих сущностных характеристик:
1) внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальностям;
2) резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний; 3) насыщенность развивающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разрешения;
4) прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений Э.С., т.е. темпоральность изменений;
5) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний;
6) релевантность, переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам, критичности;
7) порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем);
8) насыщенность ситуации неопределенностью ряда изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны;
9) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования) и др.
Экстремальная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека.
Факторы, порождающие психическую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное мобилизующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие. Нас интересует ресурсное состояние в экстремальных ситуациях, поэтому рассмотрим положительные, мобилизующие изменения в эмоциональной, познавательной и поведенческой сфере личности, вызываемые воздействием таких ситуаций.
По мнению В.Г. Андросюк, к таким изменениям относятся:
- снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;
- понижение утомляемости, исчезновение или притупление чувства усталости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;
- повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;
- активизация деловых мотивов, чувств долга. У человека возникает деловое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;
- доминирование положительного эмоционального фона. Решение задачи сопровождается возникновением и поддержанием азарта, переживанием удовольствия и радости при каждом успешном действии. Наблюдается обострение чувства социальной справедливости;
- активизация познавательной деятельности. Человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуиция.
- проявление интереса, энтузиазма.
В последние годы понятие эктсремальной ситуации обретает статус одной из унифицированных, генерализующих категорий в катастрофологии, конфликтологии, теории безопасности, теориях менеджмента по оптимизации управления, оперативному управлению и др.

Тема:  Классификация экстремальных ситуаций

Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития
ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:
• по степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;
• по скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстро распространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;
• по масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;
• по продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;
• по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.
По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:
– ЧС техногенного характера;
– ЧС природного происхождения;
– ЧС биолого-социального характера.
Типы техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы, аварии с выбросом аварийно-химических отравляющих веществ (АХОВ) и отравляющих веществ (ОВ), аварии и катастрофы с выбросом радиоактивных веществ (РВ) или сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), внезапное обрушение сооружений, аварии на электро- и энергетических системах (ЭЭС) или коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях,, гидродинамические аварии.
Типы природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические, агрометеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары.
Типы биолого-социального характера: голод, терроризм, общественные беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия.
Природные катастрофы: землетрясения; цунами; наводнения; селевые потоки; сход ледника; тайфуны и др. Эпидемии. Препятствия непреодолимой силы и их последствия: разрушения водопроводов, резервуаров с пригодной для питья водой; разрушения канализационных систем; вероятность масштабных эпидемий и др. Влияние природных катастроф на психологические особенности поведения человека.
Техногенные катастрофы: взрывы газа; аварии на атомных станциях; авиа– и автокатастрофы и др. Препятствия непреодолимой силы и их влияние на психологию поведения человека.
Социальные катастрофы: военные действия; межэтнические конфликты; теракты; бандитские нападения; захват заложников и др. Влияние социальных катастроф на психологические особенности поведения человека.
Тема: Основные психические реакции участников экстремальных ситуаций.
 Ваш организм привык работать в определенном режиме. Когда возникает неожиданное (часто неприятное, порой непоправимое) для Вас событие - организм должен психологически приспособится, чтобы начать работать в новых, стрессовых условиях. Организм реагирует тем, что готовится к новому режиму? пульс учащается, давление повышается, мышцы спины и шеи напрягаются, дыхание ускоряется, пищеварение замедляется, наблюдается сухость во рту, и, возможно, потоотделение. Это типичные признаки стресса. Как правило, реакция длится до тех пор, пока присутствует стрессовая ситуация. Далее организм возвращается в обычный режим работы.
Чем опасен стресс. В случае если человек долгое время находится в режиме стресса то у него могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем.
К примеру? психические нарушения - невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам, нарушение аппетита.
Или телесные - язвенной болезни желудка, гипертонической болезни, инсульту, астме, инфаркту, потере иммунитета.
Любой орган и любая система организма могут разладиться после перенесенного стресса. Последствия стресса крайне важно выявлять и, конечно же, лечить как можно раньше.
Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на физическом и психическом состоянии. В условиях катастроф и стихийных бедствий нервно-психические нарушения проявляются у пострадавших в виде различных невротических реакций. Их тяжесть зависит от многих факторов, в т.ч. от возраста? индивидуальных особенностей и других. При некоторых состояниях до прибытия медиков пострадавшим можно оказать посильную помощь.
АПАТИЯ. Может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы, в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу и считает свою деятельность бессмысленной. При этом он ощущает сильную усталость, опустошенность, безразличие. В случае если человека оставить без поддержки, апатия может перейти в депрессию — более тяжелое состояние, характеризующееся подавленным настроением, пассивностью, ощущением беспомощности, бесперспективности и т. д. В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель.
В этом случае нужно разговаривать с пострадавшим. Задавайте ему простые вопросы? ??как вас зовут???, ??как вы себя чувствуете???, ??хотите есть???. Проводите его к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снимите с него обувь). Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб. Желательно, чтобы он уснул. В случае если нет условий для отдыха, то предложите прогуляться, выпить кофе и т. п.
СТУПОР. Эта защитная реакция организма возникает у перенесших сильнейшее нервное потрясение, к примеру, после землетрясения, взрыва, теракта и т. п. Человек затратил столько энергии на выживание, что уже не хватает сил на контакт с окружающими.
Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Это состояние характеризуется резким снижением или отсутствием реакций на внешние раздражители — шум, свет, прикосновения, щипки; застыванием в определенной позе, оцепенением, а также отсутствием речи.
Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу между линией роста волос и бровями. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. По этой причине говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).
ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ. Характеризуется отсутствием адекватной оценки происходящего? человек перестает понимать, что происходит вокруг, он не в состоянии определить, где опасность, а где спасение. При этом он может производить резкие движения, осуществлять бессмысленные действия. Отмечается повышенная речевая активность, часто отсутствует реакция на замечания, просьбы, приказы.
Для оказания помощи можно использовать прием ??захват??? обхватите пострадавшего со спины под мышки и, прижав к себе, слегка приподнимите его. Спросите его об ощущениях, которые он испытывает, говорите с ним спокойно, не спорьте, не задавайте вопросов. В разговоре избегайте фраз с частицей ??не??, содержащих запрет? ??не беги??, ??не размахивай руками??, ??не кричи??.
Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.
НЕРВНАЯ ДРОЖЬ. Иногда человек после перенесенного стресса сильно дрожит. Со стороны кажется, будто он замерз. Таким образом организм сбрасывает напряжение. В случае если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва желудка и других.
Для оказания помощи прежде всего нужно помочь усилить дрожь. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно потрясите в течение 10 — 15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение. После прекращения дрожи желательно уложить пострадавшего в постель.
ПЛАЧ. Известно, что после того, как человек даст волю слезам, он испытывает чувство облегчения. Так, ребенок после плача быстро засыпает. Подобная реакция обусловлена тем, что при плаче в организме вырабатываются вещества, обладающие успокаивающим действием.
Не оставляйте плачущего человека одного. Возьмите его за руку, положите свою ладонь ему на плечо, погладьте по голове. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, выплеснуть из себя отрицательные эмоции. Не задавайте вопросов, не давайте советов.
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – один из непроизвольных способов, при помощи которого организм человека пытается снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно долгое время и мешать самому пострадавшему и окружающим. Для агрессии характерны? раздражительность, недовольство, гнев по любому незначительному поводу. Человек в данном состоянии может наносить окружающим удары руками или какими-либо предметами, словесно оскорблять. У него отмечается мышечное напряжение, повышение кровяного давления.
В этом случае нужно свести к минимуму количество окружающих. Дайте пострадавшему возможность ??выпустить пар?? (к примеру, выговориться или ??избить?? подушку). Можно поручить работу, связанную с высокой физической нагрузкой. Демонстрируйте благожелательность. Не укоряйте пострадавшего, иначе агрессия будет направлена на вас. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями. Иногда агрессия должна быть остановлена предупреждением об ответственности за поведение.
СТРАХ. Ребенок боится заснуть, потому что увидел во сне чудовищ. Попав в автомобильную катастрофу, взрослый человек впоследствии не может заставить себя сесть за руль. А люди, пережившие землетрясение или пожар, отказываются жить в своих уцелевших квартирах. Тот, кто подвергся насилию, с трудом заставляет себя входить в подъезд.
Причиной является страх. Внешне он проявляется напряжением мышц (особенно лицевых), при этом у человека отмечается сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание. Панический страх может побудить к бегству, вызвать оцепенение или, напротив - возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек теряет контроль над своим поведением и может не осознавать происходящее.
Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш пульс. Это будет для него сигналом ??я рядом, ты не один??. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте его дышать в одном с вами ритме. В случае если пострадавший говорит, слушайте его, проявляйте заинтересованность, понимание, сочувствие. Сделайте ему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.
ИСТЕРИЧЕСКИЙ ПРИПАДОК. Длится от нескольких минут до нескольких часов. При этом человек находится в сознании, он чрезмерно возбужден, совершает хаотичные движения, речь его эмоциональна, он может кричать, рыдать и т. п.
Удалите окружающих, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, в случае если это не опасно для вас. Неожиданно совершите действие, ??????? может сильно удивить? облейте водой, с грохотом уроните предмет, резко крикните на пострадавшего, дайте пощечину. Говорите с пострадавшим коротко и уверенно, приказным тоном.
После истерики ощущается упадок сил. Уложите пострадавшего в постель. До прибытия медиков наблюдайте за его состоянием.
Во время катастроф, аварий, стихийных бедствий человек может оказаться изолированным — в автомобиле, в завале, на крыше дома, на дереве (при наводнении) и т. п. Пострадавшему в такой ситуации необходима связь с внешним миром. По возможности говорите с ним — громко, медленно и четко. Сообщите о том, что помощь уже идет, подскажите, как крайне важно себя вести? не растрачивать силы; дышать медленно, неглубоко, через нос — это позволит экономить кислород в организме и окружающем пространстве. Запретите пострадавшему делать что-либо самому для освобождения. Одновременно предпринимайте все возможное для его спасения.
Тема: Поведения человека в чрезвычайных ситуациях.


В общем виде человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации, целесообразно действовать следующим образом:
* преодолеть стресс;
* оценить сложившуюся обстановку;
* принять решение;
* действовать в соответствии с принятым решением.
Изначальное преодоление стресса, хотя бы и частичное, весьма важно, ибо в противном случае дальнейшие действия могут оказаться ошибочными и привести к ухудшению обстановки. В преодолении стресса могут помочь методы эмоционально-волевой саморегуляции. Полезными бывают и физические воздействия либо раздражители: резкие потирания ладонями лица, висков; удары по щекам; резкие движения частей тела либо всего тела, подобные снятию сонливости; опрыскивание либо обливание лица, головы или всего тела водой; принятие успокаивающих лекарств. Методы и способы снятия стресса зависят от индивидуальной эмоционально-волевой устойчивости человека, глубины стресса и имеющихся средств (вода, медикаменты). Определяющим является и лимит времени. Если человек заблудился в лесу, то у него есть какое-то время для снятия стрессового состояния. Другое дело, если на него рушится стена или движется лавина огня — здесь уже всё решают мгновения.
После полного либо частичного снятия стрессового состояния следует оценить сложившуюся обстановку. Во-первых, надо определить, закончилось или нет опасное воздействие, создавшее экстремальную ситуацию, и вероятно ли его повторение. Далее следует незамедлительно определить состояние здоровья — своё и окружающих людей, количество больных и раненых, требующих первоочередной помощи. После этого надо учесть наличие материальных средств: воды, продуктов питания, медикаментов и др. Вполне очевидно, что наиболее важным будет наличие в жаркое время воды, зимой — тёплых вещей и топлива, при ведении боевых действий — оружия и боеприпасов. При оценке обстановки следует учитывать время года, погоду, время суток, местность (лес, болото, дороги, удалённость населённых пунктов) и другие моменты, важные в данной сложившейся обстановке.
На основе оценки обстановки принимается решение. В некоторых ситуациях может быть лишь одно верное решение, в других же — несколько вариантов с различной вероятностью благоприятного исхода. В короткий срок нужно принять оптимальное решение. Чтобы научиться этому, необходимы тренировки. При этом не обязательно задавать все возможные ситуации, ибо их может быть множество. Важно научиться действовать логично, последовательно, рационально и быстро. Следует выработать у себя поведенческий стереотип действий в экстремальных ситуациях и постоянно совершенствовать его как по спектру возможных ситуаций, так и по быстроте и точности принимаемых решений.

Тема: Групповое поведение людей в экстремальных ситуациях.
Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка. Групповое поведение людей связано с одним и тем же внешним событием и зависит от таких эмоциональных факторов, которые связаны с групповым умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций. Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории.
Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.
Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв. Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2 % от числа всей группы. В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением “стадного инстинкта”. Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно. Громкоговорящее оповещение населения (громкоговорители на улицах, в помещениях) позволяет обеспечить безопасность поступков лиц, находящихся в кризисной (катастрофической) ситуации. Сообщается об опасности пользования лифтом (остановка и невозможность его покинуть) и даются указания о действиях по защите и выходу из опасной зоны и т. д.


Тема: Социальные формы поведения в экстремальной ситуации.
Существуют две основные формы социального поведения в экстремальных ситуациях: социальная активность (тип А) и выраженная социальная пассивность (тип Б).
Поведение типа А — специфический стиль поведения, который характеризуется агрессивностью, нетерпением, чрезмерной вовлеченностью в работу, стремлением к достижениям, соперничеству, преувеличенным чувством: недостатка времени, торопливой речью, напряженностью мышц лица и тела.
Основная черта поведения этого типа — стремление достигнуть как можно большего за минимальный промежуток времени, преодолевая любое сопротивление окружающих.
Существует мнение, что лица с поведением типа А склонны сами создавать себе определенный стиль жизни с повышенной вероятностью возникновения стрессов. Однако поведение типа А часто проявляется вне связи с ситуацией, его вызывающей (т.е. ситуационная специфичность поведения типа А отсутствует).
У поведения типа А есть много общего с работоголизмом — типом поведения, характеризующимся стремлением к постоянному успеху и одобрению со стороны окружающих. Такой тип поведения сопровождается личностными изменениями, затрагивающими прежде всего эмоционально-волевую сферу. Во время психокоррекционных занятий людей с поведением типа А обучают приемам снижения чрезмерной эмоциональной напряженности, адекватному решению конфликтов и планированию своей деятельности.
Поведение типа Б — специфический стиль поведения, который характеризуется расслабленностью, спокойствием, умеренной вовлеченностью в работу при чередовании работы и отдыха, напряжения и релаксации, отсутствием непрерывной эмоциональной напряженности, уравновешенностью.
Поведение типа Б,  противоположность поведению типа А, можно
считать поведением гармонической личности. У людей с поведением типа Б не отмечается снижения активности и в социальном плане.














 
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44