VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001686
Тема: Особенности агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей
Содержание
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

Заочный факультет

Кафедра социальной психологии
  
 



Дипломная работа

      Особенности агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей


Выполнила студентка
V курса заочного факультета
Ляшко Анастасия Евгеньевна
(подпись)
Научный руководитель: ст.п.
Ботикова Анна Викторовна
_____________________
(подпись)
 
 






Допустить к защите

Зав. кафедрой 
_________________________
     (ученая степень, звание)
_________________________
     (фамилия, имя, отчество)

_________________________
                      (подпись)
«____»   ______________20 ___ г.
Дипломная работа защищена

«___»   _______________20 ___ г.

Оценка  ___________________
Председатель ГАК

_________________________
     (фамилия, имя, отчество)
_________________________
                      (подпись)



  

Санкт-Петербург
2016 г.
Содержание

Введение	3
Глава 1. Проблема агрессивного поведения младших школьников в психолого – педагогической литературе	7
1.1. Понятие, теории, виды агрессивности	7
1.2. Особенности формирования детской агрессивности	16
1.3. Семья как фактор агрессивного поведения	27
Выводы по 1 главе	45
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей	49
2.1. Программа исследования	49
2.2. Методы и методики	51
2.3. Результаты эмпирического исследования особенностей агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей	53
Выводы по 2 главе	62
Заключение	64
Список использованной литературы	69
Приложения	72

     
     
     

Введение
     
     Актуальность исследования. Преобразования, которые происходят на современном этапе формирования общества, выдвинули ряд проблем, определенных ростом разных отклонений в поведении и личностном развитии подрастающего поколения. Это привело к детской агрессии и жестокости. Одной из острых проблем как для психологов и педагогов, так и для общества в целом является повышенная детская агрессивность.
     На первый план тенденция увеличения детской преступности и роста числа детей, которые склоны к агрессивным формам поведения, выдвигает задачу анализа педагогических критерий, которые такие опасные явления предостерегают.
     Согласно исследованиям, агрессивность является достаточно стабильной во времени, и вероятность того, что детская агрессия может перейти в стойкое антисоциальное или  асоциальное поведение у подростков, весьма велика. Ребенок, который в детстве сверстниками оценивался как агрессивный, скорее всего став взрослым окружающими будет оцениваться так же. Причины детской агрессивности, очевидно, зарождаются в семье, поскольку ребенок первичную социализацию проходит именно в семье. 
     Сейчас социально-экономические процессы, которые происходят в нашем обществе, сказались на экономическом положении многих семей, определили снижение престижа некоторых профессий, это привело к существенным переменам в жизнедеятельности семьи. Рушатся  образовавшиеся традиции и нравственно-этические нормы семейного уклада, случается несоблюдение жизни семей. Больше соответствующими для семей стали конфликтные отношения между детьми, родителями, супругами. Это определило снижение роли семьи в социализации ребенка, ее воспитательного потенциала.
     Количество неполных семей, главным образом, материнских, в которых присутствует дефицит воспитательных и иных социально ориентированных возможностей, растет на современном этапе. Нередко развитие личности ребенка в неполной семье осуществляется под воздействием разных состояний, в частности, обида, неуверенность, переживания развода родителей.
     Большинству детей присущи определенные формы агрессии. Осложняется ситуация тем, что агрессия у конкретной категории детей в качестве устойчивой формы поведения не только сохраняется, но и развивается, при этом превращаясь в устойчивое качество. В итоге потенциал ребёнка снижается, его личностное развитие деформируется, способности полноценной коммуникации сужаются. Агрессивный ребёнок массу проблем приносит  самому себе и окружающим.
     Своевременное выявление детей с характерными признаками агрессивного поведения, необходимо для предупреждения их неблагоприятного развития. Актуально это особенно для младшего школьного возраста, поскольку он наиболее сензитивен для предупреждения агрессивности в поведении.
     Проблема агрессивного поведения и агрессии является предметом исследования ученых различных стран, наибольшим признанием среди которых пользуются работы А. Бандуры, Л. Берковица, К. Лоренца, Э. Фромма, З. Фрейда.
     Отечественные исследования в данной области, несмотря на востребованность, немногочисленны. В основном они представляют обзор зарубежных исследований Л. М. Семенюк, С. Ю. Чижова.
     Следовательно, проблема агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте, изучаемая нами, актуальна и в теоретическом, и в практическом плане. 
     Объект исследования - младшие школьники из полных и неполных семей.
     Предмет исследования - особенности агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей.
     Гипотеза исследования. Особенности агрессивного поведения школьников из неполных семей имеют отличия от аналогичного поведения  у школьников из полных семей. 
     Частные гипотезы:
     1. Социально – психологические факторы (семья) связаны со следующими личностными особенностями агрессии, как: подозрительность, враждебность, неприязнь, недоброжелательность, тревожность, фрустрация.
     2. Комплексная, целенаправленно организованная научно – обоснованная программа для работы с субъектами семейного воспитательного процесса может быть результативным средством снижения агрессивных проявлений в поведении младших школьников из неполных семей.
     Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей.
     Цель определила задачи исследования:
     1. Выполнить теоретический анализ литературы по выбранной теме.
     2. Исследовать взаимосвязь особенностей агрессивного поведения младших школьников из неполных семей.
     3. Исследовать уровни и формы агрессии у младших школьников из полных и неполных семей.
     4. Определить выраженность агрессивности, уровень тревожности, фрустрации у младших школьников.
     5. Выявить отношение ребенка к членам семьи.
     Для решения выдвинутых задач использовались методы исследования: теоретические (анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы), эмпирические (педагогическое наблюдение, изучение школьной документации, анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование). А также были использованы следующие методики:
     1. Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут) 
     2. Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний»
     3. Рисуночная методика «Кинетический рисунок семьи»
     Опытно-экспериментальная база: средняя общеобразовательная школа № 5  и № 106 г. Алматы. В эксперименте принимали участие 60 школьников начальных классов, 30 школьников из полных семей и 30 школьников из неполных.
     Научная новизна исследования заключается в следующем:
      Раскрыто содержание агрессивного поведения детей из неполных семей, проведен анализ причин агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
      установлено влияние состава семьи на формы и природу проявления агрессивности младшего школьника.
     Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
     

Глава 1. Проблема агрессивного поведения младших школьников в психолого – педагогической литературе
     
1.1. Понятие, теории, виды агрессивности
     
     Во всем мире, за последнее десятилетие, особенно в России, отмечают рост насильственных действий, которые сопряжены с особой жестокостью, глумлением над людьми и вандализмом. Подобные социально опасные проявления, связанные обычно с понятием агрессивности и агрессии, вызывают серьёзнейшее беспокойство, поскольку в поведении агрессивные наклонности возникают уже у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
     Термин социально опасные проявления агрессивного поведения наполнен только отрицательным смыслом. Однако агрессии присущи и положительные черты. Агрессия, во - первых, является неотделимой характеристикой адаптивности и активности индивида. Во-вторых, личность в социальном плане должна непременно обладать некоторой степенью агрессивности. В норме она может стать социально допустимым качеством и даже необходимым. Это в противном случае ведет к ведомости, податливости, пассивности поведения. [1, с.224]
     Объективно человеческая агрессивность относится к категории феноменов, которые изучены, могут быть лишь посредством совместных усилий некоторых научных дисциплин, как социальных, так и естественных. Например, в пределах некоторых естественных наук (генетики, нейрофизиологии, биохимии, биологии) были сделаны открытия, которые позволили начать систематическое исследование причин агрессивного поведения, его биологических основ и их воздействия на поведение людей.
     Агрессивность – ответный процесс, по итогу которого другая система организма приобретает стимулы болевого характера. 
     Под агрессией также стоит понимать такое действие или поступок физического типа, различная угроза, проявляющаяся со стороны одного из людей или особи, понижающее свободу или генетическую приспособленность другого живого вещества. 
     Не бывает в мире защиты от любого выражения действий агрессии. Агрессия не такое эмоциональное состояние, которое имеет возможность своего появления в течении секунду и зачастую такое эмоциональное состояние обладает способностью «упасть» на первого человека, на которого был брошен взгляд нападающего. По сути, сущность агрессии состоит в том, что более сильный «обрушивает» свое негативное накопившееся состояние на более слабом; а дальше уже все идет по данной цепочке, выражая у нападающих проявление удовлетворения садистской наклонности. Интересным фактом является то, что агрессивное состояние может вернуться к тому, кто его и создал.  
     Понятия агрессии и агрессивности все же немного, да отличаются. Агрессивность – это довольно стабильное свойство индивидуума, которая выражается в решимости к воплощению самой агрессии, а также принятие практически любых действий второй стороны как покушающиеся или враждебные.  
     Агрессия же, в свою очередь, тип поведения, неважно, коллективного же или одной особи, ориентированное на причинение психологического увечья или физического вреда. Агрессивность обладает способностью предопределять этапы развития и изменения поведения, благодаря своей стабильности и вхождения в сущность нашей человеческой природы. [2, с.122]
     Для изучения агрессивности также важны социальные науки, поскольку понять ее вне культуры и общества просто невозможно.
     Тема детской агрессивности, сама по себе, долгое время была закрытой и вследствие этого не получила в отечественной психологии и педагогике должной разработки. Даже сегодня публикации на данную тему у нас единичны и главным образом представляют собой обзор зарубежных исследований. 
     Существует большое количество теоретических обоснований природы агрессии, причин ее возникновения и факторов, которые влияют на ее проявление. Однако они все подпадают под следующие категории. Относится агрессия:
      к врожденным задаткам и побуждениям;
      к потребностям, которые стимулируются извне;
      к эмоциональным и познавательным процессам;
     4)	к социальным условиям в совокупности с предшествующим научением.
     Объяснить наклонность человека к агрессивным действиям пробовали по- разному. Выделяют  четыре теории (подхода) отличные друг от друга, которые поясняют природу агрессивности.
     З. Фрейд становление и возникновение агрессивности объединяет со стадиями детского развития. Например, он подчеркивает, что на оральной стадии развития фиксация может приводить к развитию таких агрессивных черт характера, как склонность к сплетням и сарказму. К развитию упрямства, переходящего иногда в упорство и к которому с легкостью присоединяется склонность к мстительности и гневу может привести фиксация на анальной стадии.
     Во многом взгляды З. Фрейда разделяют и другие исследователи, которые рассматривают агрессивный компонент мотивации в поведении человека в качестве одного из основополагающих. [3,с.268]
     В рамках теории влечения проблема агрессивности новое изучение нашла в трудах К. Лоренца. Он в своей теории выделил два элемента. С его точки зрения, первый заключается в том, что человеческая агрессивность врожденная и содействует выживанию особи и вида. Следовательно, согласно К. Лоренцу, человек обладает инстинктом агрессии. С помощью второго элемента К. Лоренц объясняет жестокость человека и его склонность к разрушению. Агрессивная энергия, по его мнению, которая имеет своим источником инстинкт борьбы, образуется в организме непрерывно, спонтанно, в постоянном темпе, накапливаясь регулярно с течением времени. Следовательно, агрессивные действия – это совместная функция числа накопленной агрессивной энергии и наличия силы особенных стимулов, которые облегчают разрядку агрессии, в непосредственном окружении. Иными словами, чем больше в данный момент имеется агрессивной энергии, тем меньшей силы требуется стимул для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне.
     К. Лоренц считает, что участие в различных действиях, которые не связаны с нанесением вреда, способно предотвратить накапливание агрессивной энергии до критичных знаний и, значит, снизить вероятность приступа насилия.
     С точки зрения К. Лоренца, дружеские отношения и любовь могут оказаться с выражением открытой агрессии несовместимыми и имеют все шансы ее проявление блокировать. 
     В основном теория К. Лоренца базируется на неоправданной переноске результатов исследования, которые получены на животных, на поведение человека. Еще одним слабым местом данной теории является обусловленность способов управления агрессией: существует точка зрения, что человек со своей злостью преодолеть никогда не может. И так как непременно накопленная агрессия должна быть выплеснута, то направление ее по надлежащему руслу остается единственной надеждой. Так, сторонники этой теории утверждают, что для человека самой цивилизованной формой разрядки агрессии является конкуренция, разного рода состязания, участие в спортивных соревнованиях. [4,с.188]
     В двадцатом веке был сформирован новый взгляд на предпосылки и истоки агрессивного поведения и связан он был с теорией фрустрации. Основателем данного направления исследования агрессивности считают Дж. Доллард. Агрессия, в соответствие с его воззрениями, это не влечение, которое автоматически возникает в человеческом организме, а реакция на фрустрацию, то есть стремление преодолеть барьеры на пути к достижению эмоционального равновесия и удовольствия, удовлетворению потребностей.
     Авторы данной теории считают, что, агрессия, во-первых, всегда является следствие фрустрации и, фрустрация, во-вторых, всегда за собой влечет агрессию. Теория основывается на четырех понятиях: замещение, торможение, фрустрация и агрессия. 
     Фрустрационная концепция, как и предыдущая, замечаний, в свой адрес не избежала. Прежде всего, критике подверглась гипотеза о взаимопредопределенности схемы «фрустрация-агрессия». Люди, как было отмечено, фрустрацию испытывают очень часто, но при этом агрессивно ведут себя не всегда.
     С этим замечанием сторонники этой теории согласились и свою точку зрения несколько изменили. Л. Берковиц является представителем подобной пересмотренной формы теории вызывания агрессии фрустрацией. Во-первых, им была введена новая, дополнительная переменная, которая характеризует возможные переживания, которые возникают вследствие фрустрации. Во-вторых, им признается, что агрессия преобладающей реакцией на фрустрацию является не всегда и при некоторых условиях, возможно, ее подавление.
     В теории социального научения представлена еще одна точка зрения на агрессивное поведение. А. Бандура является самым известным представителем этой теории. Им агрессия рассматривается, как особенное социальное поведение, которое поддерживается и усваивается, также как и большинство других форм социального поведения. Повседневная жизнь, по его мнению, постоянно показывает модели агрессивного поведения в средствах массовой информации, субкультуре и семье. 
     Хотя в этой теории особенно отмечается роль научения посредством наблюдения и опыта в освоении агрессии, однако не отрицается роль биологических факторов. В свою очередь, непосредственный опыт тоже играет важнейшую роль в понимании агрессивных реакций. А. Бандура, считает, что научение путем наблюдения обнаруживает большее влияние. 
     Еще один важный элемент данной теории - это социальное подкрепление. Обычно под подкреплением понимается какое-либо действие, которое призвано усилить некоторую реакцию. Выражается социальное подкрепление в словесном или несловесном обращении, которое контролируется другими людьми, сюда относятся выговор и похвала, насмешка и улыбка, враждебные и дружеские жесты.
     Теория социального научения представляет собой одну из наиболее результативных теорий в прогнозировании агрессивного поведения.
     Современная точка зрения сопряжена с когнитивной теорией. В теориях, которые рассмотрены выше, основные моменты человеческого опыта не учитываются. 
     На основе анализа названных теорий возможно сделать выводы:
     - вызываться агрессивные тенденции могут социальными и биологическими причинами;
     - агрессивность является нормальной и деструктивной реакцией человека, характеристикой его адаптивности и активности в социуме;
     - агрессивные воздействия ослаблены или же ориентированы в социально-допускаемые рамки, могут быть при помощи ориентации человека на позитивную модель поведения, перемена критерий, которые содействуют проявлению агрессии.
     Агрессия происходит от латинского слова «aggression» - агрессивное нападение. Первое научное определение агрессии было дано А. Бассом. По его утверждению, агрессией является всякое поведение, которое содержит угрозу или наносят ущерб другим.
     Д. Зильманн огласил точку зрения, которая ограничивает использование термина «агрессия» попыткой нанесения иным физических или телесных повреждений. [5,с.5]
     Э. Фромм под агрессией понимает всякие действия, причиняющие или имеющие намерение нанести ущерб группе людей, другому человеку или животному, в том числе причинение ущерба любому неживому объекту.
     Агрессия по Д. Майерсу - это «физическое или же вербальное поведение, которое нацелено на причинение вреда кому-либо». К агрессии ученый относит рукоприкладство, прямое обида, «дразнилки». Он заявляет, что агрессивное поведение считается агрессивным воздействием с целью нанесения морального или физического вреда другому человеку. Возникает оно в качестве импульсивной реакции в условиях конфликта.
     По мнению Ю.Б. Можгинского, агрессия - это акты враждебности, разрушения, атаки, иными словами действия, вредящие другому объекту или лицу.
     М. Раттер агрессивность рассматривает как один из факторов появления антиобщественного поведения, определяя её связь с иными факторами: многодетность, тяжёлая обстановка в семье, стиль воспитания в семье, негативная школьная обстановка, отставание в освоении знаний, стиль преподавания и воспитания в школе.
     В развитии агрессивного поведения основную роль  играют воспитание и обучение. Н. Левинсон и Р. Кратчфилд считают, что над агрессивными выражениями возможен контроль, который связан с процессом социализации.
     Социализация агрессии - это процесс научения контролю личных агрессивных устремленностей и выражения их в формах, которые приемлемы в рамках этой цивилизации.
     Следовательно, предрасположенность к агрессивным действиям развивается при недостаточно согласованной социализации. [6,с.298]
     Проанализировав всевозможные точки зрения на проблему агрессии, мы можем заявить, собственно что различные создатели, исходя из целей и задач собственного исследования, вносят личный акцент в проблему агрессивности, вкладывая в это понятие иногда различные знания. С одной стороны, агрессию оценивают как биологически полезную форму поведения, которая содействует адаптации и выживанию. Агрессия, с иной стороны, агрессия расцениваются как зло, как поведение, которое противоречит положительной сути людей. Различное осознание агрессивности считается следствием различий в общепсихологических подходах к интерпретации природы и развития человеческой личности.
     Изучение многогранного и сложного феномена агрессии без рассмотрения разных видов агрессии невозможно, хотя и в данном вопросе среди исследователей общего мнения не существует.
     А. Басс предлагает деление агрессии на прямую и косвенную. Ровная агрессия направлена именно напротив потерпевшие, жертва при косвенной агрессии не присутствует.
     Агрессия имеет возможность быть доброкачественной и злокачественной, по воззрению Э. Фромма. Как «естественная», «защитная», в качестве продуктивной агрессии, которая роднит человека с животными, выступает доброкачественная агрессия. Такая агрессия ориентирована на достижение любого конкретного результата, который особи необходим для выживания. В свою очередь, злокачественная агрессия выражается бытием человека в социальном мире, который ему враждебный, и протестом против него, который рождается в поисках способов и путей социальной адаптации. Связана она тесно с жестокостью и разрушительностью, всякий раз содержит чувственно протестный, деструктивный нрав.
     В собственных работах Д. Майерс, Г. Паренс, З. Фишбах, что, собственно что нрав злости имеет возможность определяться инструментальностью или враждебностью. Направлена агрессивная враждебность на причинение вреда жертве. Инструментальная враждебность - на достижение цели, а причинение вреда– это не цель. В этом случае агрессивные реакции используются в качестве инструмента для достижения различных желаний.
     В. В. Знаковым различается агрессия инициативная и оборонительная. Агрессия «инициативная», когда захватчик считается организатором, а «оборонная», когда агрессия делается  реакцией на злость.
     По мнению И. Б. Бойко, враждебность случается адаптивная и патологическая. Адаптивная агрессия – манера поведения, который соответствует стандартом, произведенным в микросоциуме и среде. Патологическая агрессия, обусловленная каким-либо психическим расстройством или недоразвитием.
     Следовательно, вероятны различные систематизации видов агрессивных проявлений в зависимости от выбранного причины классификаций и целей изучения. При данном обращается внимание на собственно , что агрессивные тенденции в некоторые периоды жизни могут увеличиваться на фоне возрастания активности человека вследствие его аффективного формирования. Зачастую динамика проявлений агрессии является специфическим показателем затруднения и огромной гибкости в методах взаимодействия человека с его ближайшим окружением.
     Обзор литературы зарекомендовал, что не существует общей точки зрения на проблему агрессивного поведения и его источников. Вызываться агрессивные тенденции могут социальными и биологическими факторами. С позиции биологического фактора агрессивность имеет органическую или наследственную основу, а зависит ее проявление от того, как устроен и функционирует организм человека. Общественный момент предполагает что проявления человеческой агрессивности - это итог научения.[7,с.288]
     Отметим, что оказывать воздействие на проявление злости могут оба фактора. Агрессивность установить бывает трудно в том случае, если они оба неблагоприятны, если благоприятны, то вырастает человек не агрессивной личностью. В том случае, когда один из моментов считается подходящим благоприятным, а иной неблагоприятен, то вопрос об недоступности или  существовании у человека агрессивного поведения остается не закрытыми : агрессия имеет возможность проявляться или не проявляться.
     Между исследователей не существует совместного понятия  и в отношении видов агрессии, собственно что одобрят еще один сложность и многогранность феномена агрессии. 
     С нашей точки зрения, к часто встречающимся видам агрессии относятся косвенная и прямая, враждебная и инструментальная, доброкачественная и злокачественная.
     Чтобы уяснить природу агрессивного поведения при ее исследовании придерживаться необходимо комплексного подхода: рассматривать взаимосвязь всех факторов – социального и биологического, во внимание принимать все проявления агрессии, при исследовании агрессивного поведения рассматривать личностные особенности, прослеживать и выявлять у детей симптомы деструктивной агрессии. Чтобы решить вышеназванные трудности, нужно рассмотреть особенности развития детской агрессивности. [8,с.124]
     
1.2. Особенности формирования детской агрессивности
     
     В развитии детской агрессивности выслеживаются некоторые особенности. По мере подъема и развития человека эволюционируют формы проявления агрессивности.
     По мнению научных работников, агрессивные действия наблюдать у ребенка можно уже с самого раннего возраста. У только что родившегося малыша довольно элементарно квалифицировать положение, когда он доволен и когда не доволен чем-нибудь. У малыша на первом году жизни бывают замечены первые вспышки злости, которые носят импульсивный, нервозный, бесцельный нрав и выражаются в форме крика, кусания, брыкания, которые, как правило, обращены на зрелых. Малыш полностью находиться в зависимости от взрослых, он не в состоянии удовлетворять собственные актуальные необходимости, не умеет держать под контролем собственные побуждения и стремления и формулировать их. Отсюда и агрессия - естественная реакция малыша, который не имеет возможности достичь чего-то актуального для себя.
     По мнению Чижовой С.Ю. и Калининой О.В., основаниями вознекновения гнева у младенцев, могут быть следующие: 
     1) боль, которая считается врождённым отправным механизмом гнева, переживание которого делает побуждение к действию и возможного агрессивного поведения; 
     2) гнев вызывает чувство дискомфорта: стресс, утомление, голод; 
     3) ограниченность физической свободы также является причиной агрессивной и яростной реакции.
     В течение второго года жизни малыш начинает именно обдумывать находящуюся вокруг реальность и становиться больше чувствительным к фрустрационным реакциям. Его агрессивное поведение из незатейливого сигнального становиться все больше целенаправленным и проявляется как в разрушительных действиях, нападении, например и нытье, фырканье, упрямстве. Эти проявления в раннем возрасте носят ненамеренный нрав .
     Возраст от 1,5 до 2,5 лет для здорового, нормального малыша- это этап «первого негативизма», интенсивного отрицания и сопротивления среде. На протяжении этого периода абсолютно обычными числяться взрывы раздражения у малыша, которые добиваются наибольшей силы к 2-м годам, а так называемое «негативное сопротивление» - к 2,5 годам.
     По мнению Фурманова И.А., на первый проект в детском возрасте все активнее выдвигаются ссоры и конфликты с ровесниками, которые связаны с обладанием вещами, зачастую с игрушками. 
     По мнению А. И. Баркан, в три года агрессивное поведение малыша представляет собой не чистую враждебность, а разновидность протеста напротив взрослых. И в случае если за это малыша будут наказывать, реакция протеста нарастает. [9,с.275]
     Л. Бендер отмечает, что у ребят 4 - 7 лет возрастает дееспособность держать под контролем собственные впечатления, поведение, растет дееспособность расценивать отрицательные воздействия другого как «намеренные» или «случайные». Способствует этому овладение правилами поведения, развитие чувства эмпатии, сопереживания, страх перед наказанием, умение себя поставить на место другого. Ребенок в данном возрасте сталкиваться начинает с увеличением количества притензий и запретов со стороны взрослых, это ведет к понижению самооценки, выходу в свет негативных впечатлений. Увеличение количества социальных контактов, неудовлетворение базовых необходимостей, эмоциональное неблагополучие, авторитарно-отчужденный манера общения - все это считается источниками агрессивного поведения малыша.
     В основном проявления агрессивного поведения наблюдать можно в ситуациях защиты интересов и превосходства, в момент когда агрессивные действия применяются в качестве средства достижения конкретной цели. Таким образом, дети максимальное удовлетворение получают при достижении своей желанной цели, после этого агрессивные действия прекращаются.
     Агрессивные действия детей в большинстве случаев имеют реактивный и инструментальный характер. У отдельных детей в тоже время наблюдаются агрессивные действия, которые не имеют определенной цели и направлены лишь на нанесение вреда другому человеку. В этом случае унижение или физическая боль сверстника вызывает удовлетворение, а агрессия является лишь самоцелью. Подобное поведение свидетельствует о склонности ребенка к жестокости и враждебности.
     Среди особенностей, которые провоцируют агрессивное поведение, выделяют как правило недостающее становление коммуникативных способностей и разума, неразвитость игровой работы, пониженный  степень произвольности, нарушения в отношениях со сверстниками, заниженную самооценку. Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова в собственном исследовании попробовали узнать, какие именно из названных особенностей в большей мере влияют на враждебность ребят. Анализ данных характеристик у неагрессивных и агрессивных ребят зарекомендовал, что агрессивные малыши в принципе от собственных сверстников не достаточно чем выделяются. В среднем степень формирования интеллекта агрессивных ребят соответствует их возрастной норме, в некоторых случаях даже ее превышает. [10,с.388] 
     У агрессивных детей отмечаются более значительные расхождения между ожидаемой оценкой сверстников и их самооценкой. Агрессивные дети в группе по своему социальному статусу мало отличаются от других: есть среди них и лидеры, и отвергаемые, и предпочитаемые.
     Рассмотрим больше детально младший школьный возраст, особенности развития и предпосылки агрессивности в представленном возрастном периоде, так как тема нашего исследования непосредственно связана с данным возрастом.
     В данный период происходит дальнейшее психофизиологическое и физическое развитие ребенка, которое обеспечивает возможность регулярного школьного обучения. 
     Начало обучения способствует коренному преобразованию социальной ситуации формирования ребенка. В данный момент он делается публичным субъектом, у него бывают замечены социально важные  прямые обязанности, исполнение которых получает оценку обществом. 
     В этом возрасте у ребенка начинает формироваться новый тип отношений с окружающимися людьми. Постепенно утрачивается абсолютный авторитет взрослого и для ребенка все большее значение к завершению младшего школьного возраста начинают приобретать сверстники.
     Основной в этом возрасте становится учебная деятельность. То есть она выявляет важные изменения, которые происходят в становлении психики детей на этом возрастном этапе. Формируются психологические новообразования в этом возрасте на основе именно данной деятельности.
     Младший школьный возраст считается временем высокоинтенсивного становления и качественного изменения познавательных процессов: они приобретают опосредствованный характер и  делаются случайными и осознанными. Постепенно ребенок овладевает психическими процессами, научается управлять памятью, вниманием, восприятием. [11,с.568]
     В данном возрасте наиболее общими умственными являются саморегуляция и активность. У младших школьников активность, главным образом, выступает в непосредственной любознательности, которая составляет первоисточник будущей познавательной мысли. Способность к саморегуляции преобразуется в подражательность, поспешность и непосредственность в действиях младших школьников.
     Еще развиваются личностные проявления: малыши обладают настойчивостью, перед собой могут ставить более отдаленные цели и даже достигать их, им свойственны первые проявления ответственности и ощущения долга, делают первые шаги в оценивании действий.
     Ребенок активно учится управлять собой, выстраивать свою деятельность согласно, поставленным целям, сознательно принятыми решениями и намерениями, становится более самостоятельным, сам решает, как именно ему поступать в конкретных ситуациях. Основой такого поведения являются нравственные мотивы, которые формируются в данном возрасте.
     В этом возрасте происходит увеличение стремления к достижениям. Доминирующим мотивом в этом случае становится мотив достижения успеха. Изредка встречается иной вид подобного мотива - мотив избегания н беды. Малыш стремиться к поощрению зрелыми или же закрепить собственную сделку в группе сверстников. Им впитываются моральные ценности, он старается следовать конкретным законам и правилам. Для того чтобы развитие личности ребенка проходило продуктивно и успешно, важной является оценка и внимание.[12,с.224]
     В этом возрасте происходят значительные изменения, и очень стремительно, и принять их сразу способен не каждый ребенок. Появляется желание, чтобы все оставалось, как и прежде, возникает сопротивление. В случае если принимать во внимание еще гигантские учебные нагрузки, то естественно это разъясняет, почему именно в этот этап основная масса ребят начинают показывать агрессивные реакции: отказываются выполнять требования взрослых,  начинают грубить, нервно откликаться на замечания (разбрасывают предметы, злятся, портят учебные принадлежности). В том случае, если ученик со школьной программой не совладает, то возможность становления злости увеличивается.
     Выделить в младшем школьном возрасте возможно следующие симптомы агрессивности:
      постоянные возражения, упрямство, игнорирование просьб;
      драчливость;
      длительная или постоянная раздраженность, подавленность;
      озлобленность;
      стремление унизить;
      неспособность понять других, эгоцентризм;
      душевная черствость, эмоциональная глухота;
      завышенная самооценка, самоуверенность. [13,с.322]
     С точки зрения 3. Матейчека  их три:
      незрелость личности малыша - это то агрессивное озорство, которое отображает запас энергии в детском организме, которая разряжается нецивилизованно;
      нерешительность, стресс, интенсивность, подавленность. В данном случае, агрессия – асоциальная защита от ощущения тревоги;
      эмоциональный голод, чувствительная неудовлетворенность малыша, которая приводит к заменителям на больше невысоком уровне поведения: в ряде случаев дети, которые страдают от чувственного голода, удовлетворение находят, к примеру, в собственных переживаниях и замкнутости на для себя, обжорстве, временами в причинении боли другому без разбора и без оснований. Этим образом, они обретают внутреннее равновесие.
     Младши.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44