VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности агрессивного поведения подростков

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002351
Тема: Особенности агрессивного поведения подростков
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Экстремальной психологии»
Кафедра «Научных основ экстремальной психологии»


КУРСОВАЯ РАБОТА


Особенности агрессивного поведения подростков
(название курсовой работы)
Направление/специальность 37.05.02 Психология служебной деятельности
(код)	(наименование направления)
Профиль/специализация/магистерская программа Психологическое обеспечение                           служебной деятельности в экстремальных условиях
(наименование)



«Допустить к защите»
«___»__________________2016 г.
Руководитель
Подпись
Дата




«Процент оригинального текста составляет ______ %»
Документовед ФЭП
Подпись
Дата
Зинатуллина Г.Т.
Руководитель
Подпись
Дата

Студент группы ЭП-2.2
Подпись
Дата






Москва, 2016 г.



 Введение 
Актуальность. Природа агрессивности подросткового поведения довольно давно является предметом пристального изучения. Данную проблему в своих работах затрагивали многие ученые: Бандура А., Коннор Д., Лоренц К., Семенюк Л. М, Иванова Ю., Невский И. А., Пирожкова В. Ф., Платонова К. К., Павлова Н. Н и др. Но, не смотря на это, до сих пор не существует единого мнения о том, что следует называть агрессией и в чем ее сущность. 
В основном под агрессией понимают вредоносное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, и приносящее объекту данного действия физический, психический или моральный дискомфорт. При том, под это определение попадают поведенческие акты различной формы и силы - от шуток и сплетен до насильственных действий с применением грубой физической силы и нанесением физического ущерба пострадавшему.
Природа подростковой агрессивности лежит в области возрастных физических и психологических изменений в переходный период от детства к взрослости. Индивид достигает определенной степени зрелости, которая позволяет ему чувствовать свою силу и самостоятельность. В то же время, объективные данные (недостаточная сила, выносливость и эмоциональная устойчивость), а также окружающие устои (общественные стереотипы определения взрослости и ответственности) не позволяют ему реализовывать себя как личность. Именно этот разрыв между желаемым и дозволенным и вызывает фрустрацию, приводящую к агрессивному поведению.
В той или иной степени проблема подростковой агрессивности существовала во все времена. Наши далекие предки нивелировали это явление ранним включением подростков во взрослую жизнь через проведение обрядов инициализации. Таким образом, разрушительная энергия подростковой агрессивности направлялась «в мирное русло» и ставилась на путь служения интересам сообщества. 
В средние века на страже выплеска подростковой агрессивности стояли религиозные, общественные и семейные институты. В период подростковых «метаний» индивид оказывался в самом центре устойчивой системы социальных запретов и ограничений (церковные школы, работные дома, закрытые институты и проч.). При этом, воспитательный процесс (в первую очередь семейный и религиозный) начинался столь рано и был столь неоспоримым, что к моменту взросления молодой человек уже имел устойчивые внутренние ценности и четко сознавал свое место в социальной системе. 
В Новое время, с появлением демократических тенденций в обществе, в молодежной среде стали набирать силу явления нигилизма, протеста и анархизма. Именно молодежь стала рупором всех революционных перемен Нового времени. С этого периода проблема управления подростковой агрессивности начала обретать социальную важность.
В наши дни, в современном демократическом обществе, наблюдается пик роста явлений подростковой агрессивности и тяжелых психологических кризисов в подростковой среде. Неуклонно растет статистика подростковой преступности и даже детских самоубийств. Сложная социально-экономическая обстановка, изменения в системе межличностных и внутри семейных отношений влияют на психическое и эмоциональное состояние молодого человека, а именно: возрастает беспокойство, напряженность, злоба, прогрессирует жестокость и насилие. При этом высокая степень демократизации общества, крушение традиционных семейных, социальных и религиозных институтов, наряду с разрушением традиционных форм хозяйствования и преемственности поколений приводят к потере каких-либо устойчивых нравственных ориентиров для формирующейся личности, что, в свою очередь, многократно усиливает подростковую тревожность и агрессивность.
    Цель исследования: цель данного исследования состоит в изучении особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте в современном обществе. 
Задачи:
1. Рассмотреть представления о подростковой агрессии в современной психологии. 
2. Выявить закономерности агрессии, как черты характера и проявления агрессивного поведения подростков в социальной среде;
3. Определить сущность становления и усвоения агрессивного поведения личностью в подростковом возрасте, а также факторы, оказывающие доминирующие воздействие на проявления агрессии в подростковом возрасте в современном обществе; 
4. Сформулировать выводы по работе.
Объект исследования-
Предмет исследования-



 Содержание
Введение	2
Содержание	4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивности подростков	5
1.1 Проблема агрессии в психологии	5
1.2 Особенности психологии подростка	11
1.3 Причины и формы проявления агрессивного поведения у подростков	16
Глава 2. Методы диагностики и предупреждения агрессивного поведения подростков	22
2.1 Методы прогнозирования и предупреждения агрессивного поведения подростков	22
2.2 Психологические меры  коррекции агрессивного поведения	27
Заключение	32
Список литературы:	34


 















 





Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивности подростков
 1.1 Проблема агрессии в психологии
    Агрессивное поведение и насильственные действия постоянно присутствуют в жизни человека и являются непременным атрибутом как  жизни одного индивида, так и  жизни различных групп. В истории человечества насчитывается огромное количество военных действий, только за последние 10 лет в мире произошло около 100 локальных войн. Поэтому можно сказать, что агрессия и насилие это один из самых масштабных и неискоренимых феноменов жизни общества.
    Проблема агрессии до конца не решена в психологии. К. Лоренц писал, что агрессия ассоциируется у людей с самыми разнообразными явлениями, начиная от петушиной драки и заканчивая атомной бомбой. Такая методологическая неразбериха приводит к тому, что появляется множество различных позиций на тему того, что является причиной агрессии и какую функцию она несет для человека и общества. Существует огромное количество определений термина «агрессия». По Налчаджяну агрессия это специальная форма поведения человека и животных, направленная на другие объекты, главной целью которой является причинение вреда. [8] Общим во всех определениях является то,  что агрессия — это действие, основной целью которого является причинение вреда другому человеку или группе людей. Агрессия - это не только индивидуальный, но и групповой феномен. В агрессивных группах распространены такие процессы, как идентификация, подражание, внушение, сплочённость, слабое чувство индивидуальной ответственности. В норме агрессия носит исключительно оборонительный характер и является фактором выживания, источником активности индивида и стремления к достижениям.
     Банщикова Т. Н. в своей статье выделяет несколько подходов, которые используются для определения агрессии. Согласно первому подходу в определениях агрессии выделяют явления, которые поддаются объективному наблюдению и измерению. В большинстве случаев это поведенческие акты, их результаты и последствия. Второй подход при определении сущности агрессии концентрирует внимание на ее нормативности и не нормативности. По этому подходу агрессия рассматривается как средство для успешной эволюции, адаптации, выживания или захвата жизненно важных ресурсов. Третий подход к агрессии заключается в том, что для определения данного понятия недостаточно оценивать формы проявляемого поведения, необходимо еще и знать исходное намерение. То есть агрессия обязательно имеет какой-то умысел и служит человеку для достижения каких — либо личностных целей. Четвертый подход — многоаспектный — в понятии агрессии включены все выше перечисленные подходы и их различные комбинации, а так же различные определения этого понятия.[14] Не смотря на столь обширные представления об агрессивности и такой высоки интерес научных деятелей к этой тематике, учеными все еще не найдено однозначное мнение о том, что же такое агрессия и каковы причины ее проявления. Леонард Берковиц в своей книге пишет о том, что все агрессивные действия имеют нечто общее. Многие исследователи считают целью агрессивного поведения намеренное причинение ущерба другому человеку. То есть агрессор понимает, что жертва  против такого обращения, и намеренно совершает данное действие. Тогда можно сделать вывод о том, что агрессия, это вид поведения, мотивированный намерением причинить кому - то вред. [7] Такая агрессия может является эмоциональной — когда агрессор получает удовольствие от совершаемых агрессивных действий. Но, помимо этой цели, агрессия зачастую является средством для реализации своих индивидуальных целей. Такая агрессия в психологии называется инструментарной агрессией. Существуют различные классификации агрессии. Различают виды агрессивности, обусловленные раздражителем или побуждением, реактивную или проактивную, импульсивную и умышленную, эмоциональную или инструментарную, компенсаторную или игровую. [15] Реактивная агрессия заключается в проявлении агрессивных действий в ответ на реальную или предполагаемую угрозу. Проактивная агрессия заключается в поведении, направленном на достижение определенного позитивного результата. Кроме выше перечисленных видов, некоторые психологи выделяют  управляемую и неуправляемую агрессивность. Неуправляемая агрессивность  вредна, как и любая неконтролируемая эмоция, а управляемая агрессивность может оказаться полезной в некоторых ситуациях, например для защиты своих интересов.
Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:
1. По степени личностной вовлечённости:
- краткосрочные ситуативные агрессивные реакции;
- агрессивное состояние на фоне продолжительного психического раздражителя, такого как стресс или кризис;
- устойчивое постоянное агрессивное поведение индивида.
2. По степени активности:
- пассивное агрессивное поведение (бездействие в какой-либо ситуации);
- активное агрессивное поведение (насильственные действия).
3. По эффективности:
- конструктивное агрессивное поведение (направленное на адаптацию к стрессовой ситуации);
- деструктивное агрессивное поведение (приносящее ущерб самой личности или другим людям).
4. По выраженности психопатологической составляющей:
- нормальное агрессивное поведение;
- агрессивное поведение в рамках патологических реакций;
- агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств;
- агрессивное поведение в рамках личностных расстройств;
- агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов. 
    Е. Г. Шестакова, Л. Я. Дорфман говорят о том, что агрессию можно рассматривать как индивидуальную особенность отдельной личности. У любой личности существует определенный набор склонностей реагирования определенным образом в различных жизненных ситуациях. То есть у любого индивида существует свойственный ему шаблон действий, мыслей и эмоций.  Наблюдения наводят на мысль о том, что  эта точка зрения не лишена оснований. Многие из нас могут припомнить среди своих знакомых людей, которые из-за  резкой или мягкой манеры поведения и других различных факторов, оказывались особенно склонными или же, наоборот, совершенно не склонными к агрессии. Другими словами, черты характера имеют крайне значимую роль в прогнозировании вероятности того, станет ли определенный индивид агрессором или жертвой.[15] Раздражительность, боязнь общественного мнения, склонность находить враждебность в чужих действиях, убежденность человека в том, что он всегда остается хозяином своей судьбы, тенденция испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях — эти индивидуальные психологические характеристики могут влиять на степень проявления агрессии у индивида.  Например, считается, что страх наказания может способствовать подавлению агрессии. Л. Берковиц  писал, что «склонность к агрессии у индивида напрямую связана с ожидаемым им наказанием или неодобрением за агрессию». Но страх наказания лишь сдерживает индивида от осуществления агрессивных действий, но не подавляет исходный мотив. В таком случае агрессия может переместиться на другого человека, нападение на которого несет меньшие последствия для агрессора. [7]
    Стоит отметить, что не все научные деятели считают агрессию исключительно отрицательным фактором поведения индивида. Некоторые исследователи считают, что агрессия может иметь и положительный характер и способствовать защите личности, ее адаптации и выживанию. Например, К.Лоренц в своей книге «Так называемое зло», которая выпускается в России под названием «Агрессия» пишет о том, что агрессия, которую принято считать злом, на самом деле таковым не является, а выступает естественным, биологически целесообразным механизмом выживания живых существ. [1] Этой точки зрения придерживался и Выгодский. Он определял важнейшим фактором для возникновения агрессивного поведения социальную ситуацию развития. Социальная ситуация развития — это специфичная для каждого возрастного периода система отношений человека к социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.  Если индивид развивается в жестокой и насильственной социальной среде, то агрессивное поведение служит нормой для его выживания, и, таким образом, формируется культурная норма поведения для человечества. Во многих древних цивилизациях агрессивное поведение было необходимым условиям для выживания народа. [19]
    Принято считать, что существует два уровня агрессии. Первый уровень обусловлен биологическими явлениями и является врожденным. В разной мере и степени он может наблюдаться у всех живых существ, в том числе и у человека. Такая агрессия связана с связана с необходимостью занять территорию и защищать ее. Практически, не существует видов животных или групп людей, для которых абсолютно не свойственны агрессивные тенденции. Второй уровень свойственен исключительно человеку, так как он формируется под влиянием социума. Например, люди придумали различные орудия убийства, которые используются не только для самозащиты, но и для различных корыстных целей индивидов. [3] Вообще многие ученые говорили о врожденных предпосылках агрессии.  Например, Шагарко Д.С  говорит о том, что агрессия обладает некоторым врожденных механизмом и в какой-то мере заложены в человека от природы. В ходе опытов над животными было замечено, что при стимуляции их головного мозга агрессивное поведение появлялось само по себе, вне зависимости от ситуации. То есть их агрессивность связана с их особенностями функционирования нервной системы и с механизмом торможения. Еще одним примером является агрессивность, которую можно наблюдать у детей младенческого возраста. Такому методу реагирования в столь юном возрасте их просто невозможно обучить. В-третьих, существуют виды агрессивного поведения, которые свойственны всем животным. [22] На эту тему рассуждала и Н.Д. Субботина. В своей статье она критикует советскую психологию за то, что в ее рамках агрессивное поведение людей и животных относились к абсолютно разным категориям. Например, в психологическом словаре от 1990-го года говорится о том, что агрессия животных и человеческая агрессия — это два качественно разных понятия. Тем не менее, между ними есть значительная связь. Биологически обусловленная агрессивность является предпосылкой для социальной агрессии. Но, социум сдерживает ее проявления. Эту точку зрения доказывает связь уровня агрессии и тестостерона у животных и у людей. У животных, которым в рамках экспериментов вводили тестостерон, увеличивались тенденции к агрессивному поведению. У людей мужского пола, совершавших насильственные преступления, также наблюдался повышенный уровень данного гормона. Вообще гормональный фон играет не малую роль в уровне агрессивности. Например, нехватка серотонина может в некоторых ситуациях, в зависимости от характера и темперамента человека, приводить к проявлению агрессивного поведения. Всем известный гормон адреналин вырабатывается в ситуациях, когда человек испытывает гнев, и играет важную роль в агрессивном поведении.  [4]
    Помимо представлений об агрессивности, как о врожденном механизме, существуют и другие теории. Шагако  Д. С. говорит о теории фрустрационного происхождения агрессии. По этому подходу, в первую очередь, агрессия носит не инстинктивный, а ситуативный характер. Под фрустрацией понимается негативно окрашенное психологическое состояние, которое возникает в ситуации несоответствия желаний существующим возможностям и невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. То есть любой негативный аффект является подстрекателем агрессии. Одним из наиболее важных факторов для прогнозирования последствий фрустрации и степени их проявления являются особенности характера индивида. Например, жадный человек будет проявлять агрессию, если ему не удается выбить цену или купить что-то максимально дешево. Нарцисстическая личность склонна испытывать фрустрацию, если не получает нужного ей внимания и восхищения. Таким образом, от характера человека зависит, во-первых, то, что вызывает в нем фрустрацию и, во-вторых, то, с какой силой индивид будет реагировать на нее. Но эта теория не нашла подтверждения, так как не всякий вид агрессии возникает вследствие фрустрации. Например, инструментарная агрессия  никак не связана с этим понятием. [22]
    Интересный факт заметил К. Лоренц. В своей книге он говорит о спонтанности агрессии. Лоренц является выдающимся зоопсихологом, поэтому проанализировав поведение различных видов, он пришел к выводу о том, что агрессия не является только лишь реакцией на внешние раздражители. Без этих раздражителей агрессия будет скапливаться, а пороговое значение запускающего раздражения может снизиться вплоть до нуля. Примером такого поведения среди людей служит экспедиционное бешенство, которое возникает в изолированных небольших группах людей, в которых доходит до убийства близких людей по малейшему поводу без очевидных причин. Это явления происходит из-за того, что люди вынуждены длительное время находиться в крайне ограниченном кругу общения, и не имеют возможности выплеснуть свои эмоции на постороннего человека.  В такой ситуации человек настолько переполнен негативными эмоциями и раздражением, что неадекватно реагирует на раздражители. [1]
 
1.2 Особенности психологии подростка
    В психологическом словаре подростковый возраст понимается как стадия онтогенетического развития, которая находится между детством и взрослостью (от 11–12 до   16–17 лет) и характеризуется новыми качественными изменениями, которые связанны с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Процесс физиологической перестройки организма подростка является фоном, на котором протекают различные психологические изменения. В этом возрасте из-за взаимодействия гормона роста и половых гормонов происходит крайне интенсивное физическое развитие. Происходит резкое увеличение роста и веса ребенка, причем у мальчиков и девочек пик роста приходится на несколько разные возрастные периоды.  У мальчиков это обычно период 13-15 лет, а у девочек 11-13. Такие внезапные изменение роста и веса приводят к изменением пропорций тела ребенка. Сначала увеличивается голова,  затем конечности, и в последнюю очередь туловище. Рост скелета значительно опережает развитие мускулатуры. Все эти изменения приводят к непропорциональности тела. Поэтому в подростковом возрасте дети часто ощущают себя неуклюжими, неловкими.
    Психология подростка в этот период тоже претерпевает ряд изменений. С одной стороны, для этого периода характерны негативные проявления, а именно: дисгармония в строении личности, протест в поведении по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и рядом положительных моментов: увеличивается самостоятельность ребенка, значительно расширяется сфера деятельности подростка. Но главное отличие данного возрастного периода состоит в том, что он отличается переходом ребенка на новую социальную позицию, в рамках  которой формируется его сознательное отношение к себе, как к члену общества. Ж. О. Каневская и Л. С. Кириллова описывают в своей статье особенности подросткового возраста.  В подростковом периоде человек в своем развитии проходит длинный путь: через внутренние конфликты, через внешние срывы и восхождения. Человек уже стремится стать взрослым, но этому  мешает объективная действительность. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение, заменяя учебную деятельность. [5]
    Одной из особенностей личности подростка является эмансипация. Это формирующееся чувство зрелости является основным новообразованием младшего подросткового возраста. Реакция эмансипации вызывает у подростка непереносимость критики, усложняет адаптацию к существующим в обществе порядкам.  Чувство взрослости приводит подростка к самопознанию. Частой особенностью этого возраста является неадекватная самооценка. Она может быть слишком завышенной или наоборот слишком заниженной. У подростков чувство собственного «Я» формируется на основе оценки окружающих. [2] Чувство взрослости подростка крайне противоречиво. Оно состоит в том, что подросток уже не желает, чтобы его воспринимали как ребенка  и начинает претендовать на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности ребенок пока не может. Поэтому, эта потребность выражается у подростка во "внешней взрослости", которая заключается в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д. Другими словами, подросток внешне копирует поведение взрослых, хотя внутри таковым не является. Об этом писал и Выгодский. Он говорил, что чувство взрослости является центральным новообразованием этого возраста. И для подростка является существенно важным, чтобы взрослые относились к нему, как к равному. [21]
    Основной проблемой подросткового возраста является переход к самостоятельной жизни, движение от детского к взрослому. Это сопровождается различными физиологическими изменениями, в том числе бурной гормональной перестройкой организма. Эти факторы делают подростков более восприимчивыми к изменениям окружающей обстановки.[13] Физиологические перестройки организма в этом периоде жизни приводят к изменению поведения детей. В этом возрасте уменьшается период активности доминирующего центра коры головного мозга. Это приводит к снижению внимания и уменьшению возможностей концентрации у подростка. Так же у подростков замедляются процессы  реагирования, поэтому часто ребенок становится более медлительным и не может сразу быстро и четко ответить на поставленный вопрос. Ухудшаются возможности подростка к дифференцированию, и, как следствие, ухудшается способность к усвоению материала. Поэтому успеваемость в школе в этот период часто снижается. Ослабляется деятельность второй сигнальной системы, речь подростка становится более отрывистой и стереотипной. И, самое главное,  подкорковые процессы выходят из-под контроля коры головного мозга. Поэтому  подростки не способны контролировать свои эмоции и не способны к саморегуляции.  Эти физиологические перестройки отражаются не только на внутренних перестройках организма, но и на эмоциональном состоянии подростка. С подростковым возрастом совпадает период полового созревания, происходит идентификация себя со своим полом, дети уделяют большее внимание своей внешности и противоположенному полу.
    Существуют и другие особенности старшего подросткового возраста. К ним относятся интенсивная социализация и высокая ценность близких эмоциональных контактов. В этот период ведущая деятельность ребенка смещается с учебной деятельности на общение со сверстниками. Подросток активно общается, заводит себе друзей. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели и средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Но при этом подросток склонен к переменам в симпатиях и проявлению крайностей. С одной стороны, он стремится во что бы то ни стало быть таким же, как все, с другой — он хочет выделиться, быть отличным и уникальным, быть лучше, чем остальные; с одной стороны, он стремится заслужить уважение товарищей, с другой — происходит бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь одного верного близкого друга «на всю жизнь» сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей.  Они не могут определить свой круг близких друзей, поэтому постоянно вливается в новые компании, пытаясь найти близких по духу людей. Именно в этот период у детей появляется тяга ко всяким неформальным группировкам и общинам, в которых они всячески стремятся найти свое место и показать обществу свою уникальность и непохожесть на других. Подросток в этом возрасте верит в то, что он лучше и умнее взрослых, и может вести себя правильнее и не совершать таких же ошибок. И так  как  он все знает гораздо лучше, то и в советах и в воспитании он не нуждается. [21]
    В процессе общения подростка с ровесниками могут возникать различные сложности. Подросток ощущает себя взрослым, но его социальный статус в обществе остается неизменным. Тогда начинается противостояние за свои права, и это зачастую приводит к обострению отношений между подростками и взрослыми. В результате этого «непризнания» может возникнуть кризис подросткового возраста. [24] Кризис подросткового возраста заключается в том, что подросток всячески стремится показать всем, что он может сделать все сам, без родителей, ему важно, чтобы никто не вмешивался в его жизнь и личное пространство, подростку хочется независимости и отсутствия родительского контроля. Подросток всячески стремится стать взрослым, использовать все новые возможности взрослого мира, но он еще не умеет полностью управлять своим поведением, не является полноценным взрослым, и не имеет соответствующих прав и возможностей.   Биологических предпосылок для кризиса в этом возрасте нет, он обусловлен только социальными факторами. Это доказывают наблюдения за различными племенами, в которых  из-за особенностей культуры общества, более раннего включения детей в обязанности взрослых и более спокойного отношения к половому созреванию подростковый кризис может длиться всего несколько месяцев и не иметь явных проявлений. В современном мире период взросления значительно удлинен и человек становится социально самостоятельным и полноправным в том возрасте, когда физическая зрелость уже давно наступила. Отсюда — затяжной период фрустрации и метаний между «хочу» и «могу», значительное усиление тревожности и агрессивности у молодого поколения.
    Подростки очень подвержены влиянию окружающей среды и атмосферы в обществе. Поэтому семья оказывает огромное влияние на психологическое развитие подростка.  Сочетание различных социальных факторов, в том числе и семейных, может очень сильно отражаться на образе жизни подростка. При попадании в неблагоприятную среду у подростка развивается девиантное поведение. [26] Основные сферы жизни подростка это семья, район и место обучения (школа).  В условиях семьи подростки придают наибольшее значение материальным ценностям, и социальным ценностям в двух других сферах. Наиболее приоритетные направления во всех сферах это общение и статус в группе. [22] Статус в группе особенно важен для подростка, так как за счет него происходит формирование самооценки ребенка, на основе внешней оценки его личности. У человека существует несколько образов восприятия самого себя: Я - реальное и Я - идеальное. Я - реальное — это представления человека о себе в текущий момент, то, каким он является на самом деле. Я-идеальное — это то, каким человек хочет быть, представления об идеале. Соотношения между Я-реальным и Я-идеальным выражаются в адекватности восприятия человеком самого себя, и, следовательно, в его самооценке. Под влиянием оценки других людей, у индивида складывается отношение к   самому себе и самооценка своей личности, которая определяет социальную адаптацию и не адаптацию личности, а также различных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. 
     Вообще, основная проблема,  возникающая у подростков в этом возрасте, — это проблема взаимоотношений с родителями. Происходит отдаление ребенка от родителей, мнение родителей теряет былую авторитетность и значимость. Позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если отношения в семье достаточно благоприятны, если подросток чувствует любовь и заботу родителей, если они внимательны к нему, но не  уходят в навязчивость и контроль, то  этот сложный период взросления может пройти у ребенка гладко. И наоборот, если подросток ощущает отчужденность, ненужность, то появляется чувство озлобленности на весь окружающий мир, эгоизм, агрессия по отношению к другим людям. В таком случае подросток отдаляется от семьи и ищет понимание и внимание к  себе в различных группировках и компаниях. Но, даже в самых благополучных семьях может появиться некоторая сложность в общении с детьми. Эта сложность часто усугубляется поведением родителей, которые не всегда понимают, что с подростком уже нельзя общаться как с маленьким. Родители не должны забывать и о том, что ребенку в подростковом возрасте крайне необходимо личностное пространство, как в поведении и принятии каких-то решений, так и в уединении. Но, не смотря на его отдаленность и отчужденность, подростку крайне важно наличие взрослого друга. Чтобы не потерять хорошие отношения с ребенком, родителям важно найти совместные увлечения, которые будут интересны и подростку и взрослым, и которые укрепят их отношения и увеличат эмоциональную и духовную близость. Эта близость очень важна для того, чтобы подросток мог доверить свои переживания близким людям, поделиться своими сокровенными мыслями и  получить поддержку и дельный совет.
    Л. В. Зубова, А. А. Кириенко в своей статье говорят о том, что подростки  формируют свои нормы поведения на основании их представлений о собственной значимости.  Ориентировка в этом вопросе идет на окружение их сверстников и на те правила, которые одобряются обществом. Важнейшей особенностью подростков является постепенный переход от ориентировки на оценки взрослых к самооценке. С помощью  самопознания у подростка и появляются критерии самооценки. Основной формой самопознания подростка является сравнения себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками.  [22]
    Существуют также и гендерные различия в переживании подростками этого периода жизни. В подростковом возрасте мальчики более восприимчивы к воздействию различных психических факторов.  Они плохо контролируют свои эмоции в сложных жизненных ситуациях, часто высказывают свои мысли и чувства в негативной форме. [10] Для девочек наиболее значимой становится их внешность, а для мальчиков — такие качества, как храбрость, смелость. Поэтому для мальчиков образом-идеалом становится человек, который проявляет себя «как настоящий мужчина» и обладает мужеством, смелостью и выносливостью, часто этот  идеал берется из фильмов или историй. У девушек идеал женщины чаще всего формируется из ближайшего окружения. Чаще всего им становится мать, сестра, бабушка и тд. Поэтому в воспитании подростков особенно важно для родителей работать над собой, и подавать необходимый пример подрастающему поколению.
 
1.3 Причины и формы проявления агрессивного поведения у подростков
В подростковом возрасте увеличиваются проявления агрессивность в поведении подростка. Этому есть ряд объяснений объективного как биологического, так и психологического характера.
Наступает половое созревание,  появляются  резкие смены настроения, обидчивость, плаксивость, раздражительность. Подросток часто не понимает, что с ним происходит. Его тело претерпевает различные изменения, которые чаще всего оказываются непропорциональными, что порождает различные комплексы, меняется голос, появляются выраженные половые признаки. Подросток нередко начинает отрицать свою физиологию, всячески старается скрыть свои «недостатки» еще больше подрывая свою самооценку, а это приводит к проявлением аутоагрессии и негативизма. 
    По мнению Ж. О. Каневской и Л. С. Кирилловой подростковый возраст является наиболее сенсетивным периодом для проявления агрессивного поведения. Свойства личности (к которым относится и агрессивность)   уже почти полностью сформировались, и в этом возрасте наблюдается высокая эмоциональная напряженность, нестабильность и впечатлительность.  Это связано с  психологическими трудностями взросления, проблемой поиска себя, противоречивость уровня притязаний и образа «Я». [5] Подростки очень зависимы от мнения окружающих, особенно от мнения сверстников, хоть и часто стараются всячески это скрыть. Агрессивное поведение дает определенный статус в подростковом окружении и часто поощряется, что может стать одной из причин для агрессивного поведения.  Подростки очень высоко ценят мнение сверстников, поэтому особенно важную роль в их психологическом портрете играет окружение, в котором они оказываются. 
    Основными причинами агрессивного поведения в подростковом возрасте являются: конфликт между реальным и желаемым положением (статусом) в обществе, желание самоутвердиться, изменение восприятия себя и других. [5] Подросток балансирует между детскостью и взрослостью, но, ни там, ни там не может найти себя и свое место. Если рассмотреть эти причины подробнее, то можно выделить следующие факторы: 
1) Проблемы внутри семейных отношений, обостренные отношения и конфликты. 
2)  Агрессивное поведение взрослых членов семьи.
3)  Равнодушие взрослых к интересам ребенка и к его жизни в целом.
4)  Чрезмерная опека над ребенком и отстранение его от принятия решений и самостоятельных действий.
5) Чрезмерно сильная привязанность ребенка к одному из родителей.
6) Противоречия в воспитании, неоднозначность родительских решений и запретов.
7) Непоследовательность воспитания.
Фактор семьи играет существенную роль в проявлении агрессии подростка. Дети часто копируют поведение родителей, перенимая на себя их манеру общения и поведения. Постоянные ссоры и скандалы отмечаются в 39% семей подростков-правонарушителей, драки между родителями - в 24% семей, постоянная вражда между супругами - в 12% . На конфликтные отношения в семье как источник негативных переживаний указывают 56% мальчиков и 78% девочек из группы трудных подростков и 47% мальчиков и 18% девочек из группы благополучных. [20] Проводил .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44