VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение особенностей агрессивного поведения подростков с различными акцентуациями характера

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013134
Тема: Изучение особенностей агрессивного поведения подростков с различными акцентуациями характера
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
     Агрессия, агрессивное поведение человека в современном мире, к сожалению, становится одним из постоянных проявлений человека. 
     В поведении человека появляются разрушающие образцы и стереотипы, характеризующиеся ресентиментом, особой немотивированной жестокостью, агрессией. 
     Появление агрессивного поведения связано с возникновением многих причин: утраты ценностных ориентиров развития, разрушения института семьи, потери целостности личности. 
     Основу целостности личности составляет характер, как стержень, нанизывающий на себя основу личности, человеческие качества. Подросток, находящийся в ситуации неопределенности, может приобретать патологическое поведение, приводящее к проявлениям агрессии и жестокости.
     Влияние средств массовой информации, различные психогенные факторы, индивидуальные условия развития и т.д., могут приводить к патологическим изменениям характера, возникновению акцентуаций.
     Проблема акцентуаций характера остается актуальной в психологической науке. Акцентуации подростков, как аномальные проявления, что естественно отражается на качестве учебной деятельности, отношениях с близкими и социальном взаимодействии.
     Актуальность темы, состоит в том, что в подростковом возрасте акцентуации проявляются особо остро. С течением времени, когда характер вполне сформирован эти черты, как правило, сглаживаются, благодаря приобретенному жизненному опыту. Акцентуированные черты личности, проявляются в патологических формах поведения, агрессии. В этом возрасте в работе с подростками важно  обращать внимание на выявление и коррекцию этих черт. В противном случае имеющееся поведение закрепляется и исправить его в более зрелом возрасте уже не представляется возможным. 
     
     Наличие акцентуаций характера может привести к необратимым изменениям личностной структуры человека, и явиться предпосылкой для развития психических заболеваний.
     Первым понятие «Акцентуация характера» ввел Карл Леонгард, немецкий психологи и психиатр, впоследствии разработал концепцию «Акцентуированных личностей». Наиболее благоприятное определение акцентуации - это дисгармоничное развитие характера, когда выраженность его некоторых черт проявляется явно, что определяет причину незащищенности личности при разного рода воздействии, однако, в некоторых ситуациях возможна повышенная устойчивость к определенного рода воздействиям. Акцентуация может являться причиной затруднения адаптации человека в специфичных ситуациях, или стать причиной с повышенными возможностями к социальной адаптации.
     Карл Леонгард [23].,создал классификацию акцентуаций личности, которая позднее была адаптирована и получила название К. Леонгарда - С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности»[20]., не менее значима классификация детского психиатра, А.Е. Личко [2]., следует отметить, что в обоих подходах акцентуация имеет общий смысл.
     А.Е. Личко отмечал, что акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых конкретные черты характера подростков чрезмерно усилены. Благодаря этому, к определенному роду психогенных воздействий определяется выборочная уязвимость при достаточной или повышенной стойкости к другим.
     Сами по себе акцентуации характера не могут являться клиническим диагнозом, они являются только основой для развития психогенных расстройств подростка (острых аффективных реакций, неврозов, психопатических развитий, психозов). В таких случаях избирательная чувствительность к определенным психогенным факторам и особенность клинической картины зависит от типа акцентуации.
     Превалирующие особенности черт характера сопровождают человека в течении всей его жизни. Таким образом, акцентуация служит основополагающим аспектом в становлении взрослеющей личности, обуславливает общественно значимое поведение и деятельность. В некоторых случаях акцентуации характера проявляют себя через агрессивное поведение, что не редко списывается на пубертатный период, потому как происходят глобальные перестройки, как в организме, так и в психике и структуре личности в целом. Очень важно выявить акцентуации характера именно в подростковом возрасте, поскольку возможно полное избавление от них, при правильно подобранной коррекционной работе, в противном случае акцентуации характера просто сгладятся со временем, но не перестанут приносить сложности и дискомфорт уже сформированной личности.
      
     Цель исследования - изучение особенностей агрессивного поведения подростков с различными акцентуациями характера
      Объект исследования - агрессивное поведение.
     Предмет исследования - агрессивное поведение подростков с различными акцентуациями характера.
     Гипотеза исследования - выявление зависимости  особенностей проявления определенных форм агрессии, в зависимости от имеющейся акцентуации характера индивида в подростковом возрасте.
     Задачи:
     Проанализировать литературу зарубежных и отечественных психологов касающихся следующих проблем:
* Характер, черты характера и особенности в подростковом возрасте
* Акцентуаций характера и их особенности в подростковом возрасте, 
* Агрессия и агрессивное поведение, особенности проявления в подростковом возрасте 
* Подобрать методический инструментарий и организовать эмпирическое исследование.
* Подтвердить теоретические выводы эмпирическими данными, полученными при исследовании зависимости проявления агрессии от акцентуации характера.
     Методы:
     Для выявления акцентуации характера были отобраны:
* Опросник К. Леонгарда - С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности».[20].
     Для диагностики таких личностных свойств как агрессия были применены: 
* Опросник А. Басса -А. Дарки, Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).[21].
*  Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)[22].
     
     Эмпирическая обработка данных проводились с применением выборочного вычисления коэффициента корреляции Спирмана. 
     
     ГЛАВА 1. «ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ» 
     1.1 Основные теоретические подходы к пониманию агрессии и агрессивного поведения
     В психологии термин «агрессия» насчитывает огромное число определений. Немало исследователей данному термину дают негативную оценку, однако отметим, что существует и позитивная.
     Определение понятия агрессии с различных точек зрения:
     Агрессия - деяния причиняющие вред другому лицу или объекту; акты озлобленности, разрушения, жестокости.(Дельгадо Х. 1963;).
     Агрессия - проявление физических или носящих угрозу действий одной особи, уменьшающих генетическую приспособленность или же, свободу другой (Уилсон) [8].
     Агрессия - результат реакции, при которой другой организм приобретает боевые стимулы (Басс А.1961;).
     Агрессия - Поведение являющееся неприятным, злобным, наносящий вред окружающим [9].
     Приведенные выше определения можно разделить на две группы:
     1. Представление агрессии как действия имеющие определенный мотив, нарушающие правила и нормы, причиняющие боль и страдания. Различают два вида агрессии: инструментальная и преднамеренная. Инструментальная - целью не являются агрессивные действия, а вызывается необходимостью в конкретный момент. Мотив существует, но не осознается. Преднамеренная - действия имеющие мотивацию на причинение вреда или ущерба.[10].
     2. Агрессия как акты разрушения и озлобленности (поведенческая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон[11]. дают следующее определение: агрессия - форма поведения носящая целенаправленный характер, направленная на нанесение вреда другому существу, не желающего подобного обращения.
     По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона агрессия: непременно целенаправленное, преднамеренное, подразумевающее причинение вреда или нанесение ущерба поведение, при чем жертва воздействия обязательно, обладает мотивом уклонения от данного поведения.
     Представителями отечественной психологии, разделяющими данную точку зрения являются Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Рассматривая агрессию, как социальную форму поведения, которая определяется в контексте данного взаимодействия, поведение является агрессивным при двух условиях: нарушение норм поведения и проявление пагубных последствий для жертвы воздействия.[11].
     Долларом в 1939 г. предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается, что: агрессия является результатом фрустрации, а фрустрация всегда способствует проявлению агрессии в какой - либо форме.[12].
     Бандура в своей теории социального научения давал следующее определение агрессии: это форма специфического социального поведения, поддерживающееся и усваивающееся, точно так же, как и другие формы социального поведения [10]. Например, необходимо знать и понимать, как обращаться с тем или иным предметом, какие физические действия или слова способны причинить боль и заставить страдать объект агрессии.
     Люди могут только научиться вести себя агрессивно, поскольку эти знания не являются врожденными.
     
     Мы примем за рабочее, следующее обобщающее определение, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии,:
     Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения или оскорбление.
     Нужно разграничить понятия «агрессивность» и «агрессивное поведение». 
     Агрессивность - устойчивая черта личности, которая выражается в готовности к агрессии, а так же в способности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения, в силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности,.
     Агрессия - поведение (коллективное или индивидуальное), направленное на нанесение психологического, либо физического ущерба или вреда. 
     Особенности агрессии в подростковом возрасте
     Достаточно часто агрессивное поведение ребенка подросткового возраста становится неожиданным и необъяснимым для его ближайшего социального окружения и сторонних наблюдателей.
     В теоретических взглядах на проблему возникновения агрессии в подростковом возрасте, можно проследить две основные тенденции. [13] .
     Речь в данном случае идет либо о преимуществе биологического механизма, основополагающими в этом случае выступают нейрофизиологические медиаторы и функциональные глубинные структуры мозга, либо первостепенная роль отводится динамической теории агрессивного поведения, положением которой является патологическое развитие личности, особенно в периоды жизненных кризисов.
     Довольно большое количество агрессивных поступков у проростков - следствие личностного кризиса. Зачастую признаками разлада личности выступают: болезненное восприятие собственного «Я» окружающими людьми, оторванность от окружающего мира, одиночество, несоответствие своего «Я» неким, зачастую ложным идеалам, ощущение утраты целостности внутреннего мира.
     Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.
     Так установлено[14] , что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12ти лет и 14-15 лет.
     У девочек также обнаруживаются два пика: в 11 лет и в 13 лет.
     Выраженность различных компонентов у мальчиков и девочек имеют некоторые различия. Так у мальчиков выражена большая склонность к прямой вербальной и прямой физической агрессии, в то время как у девочек, к прямой и косвенной вербальной агрессии.
     Говоря об агрессии и ее особенностях у детей подросткового возраста, необходимо учитывать тот факт, что подросток растет и воспитывается в семье, а семья основополагающий фактор социализации, так же являющаяся источником живых примеров агрессивного поведения для превалирующего большинства детей.
     Формирование агрессивного поведения у подростков - многофакторный и сложный процесс, определяющийся влиянием семьи и сверстников, не малое значение имеют и средства массовой информации. Дети научаются агрессивному поведению как путем прямых подкреплений, так и с помощью наблюдения агрессивных действий. Иногда, родители, ненамеренно поощряют то поведение своих детей, от которого хотели бы избавиться. В свою очередь родители применяющие суровые наказания и не осуществляющие контроль за занятиями ребенка, обнаруживают, что их дети агрессивны и непослушны. Дети как правило, воспроизводят те виды взаимоотношений, которые видят у родителей по отношению друг к другу. Подростки, выясняя отношения с братьями и сестрами копируют модель разрешения конфликтов у родителей, когда же они вырастают, уже отрепетированные способы разрешения конфликтов закрепляются и, замыкая цикл, передают уже своим детям, по средствам воссоздания характерного стиля воспитания. Похожие тенденции просматриваются и внутри самой личности(принцип спирали). Суровое обращение с ребенком в семье, не только повышает его агрессивность в общественном взаимодействии, но и является вспомогательным фактором развития склонности к насилию в более зрелом возрасте, затем превращая физическую агрессию и вовсе, в жизненный стиль личности.[10] .
     Еще одним источником обучения агрессии, на данный момент достаточно мало изученным и порождающим множество дискуссий вокруг себя является СМИ. Данная тема неоднократно изучалась, и активно изучается в данный момент, при помощи различных методик и приемов, как психологами, так и педагогами, но в настоящий момент доподлинно не известна степень влияния СМИ на агрессивное поведение в подростковом возрасте.
     Так все вышеперечисленные факторы нужно учитывать родителям, психологам, педагогам при взаимодействии с ребенком подросткового возраста, потому как легче предупредить, чем впоследствии корректировать агрессивное поведение.
     Так, под агрессивным поведением мы понимаем, поведение (коллективное или индивидуальное), целенаправленное на нанесение психологического, либо физического ущерба или вреда.
     
     1.2. Причины агрессивного поведения подростков. 
     
     Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у человека и у животных существует врожденный «инстинкт агрессивности». З. Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесполезными попытки остановить данный процесс.
     Агрессивность человека имеет свои физиологические и эволюционные корни. Так например, половые гормоны относятся к числу физиологических факторов агрессии.
     Согласно теории фрустрации, агрессия - это возникающее в недрах организма влечение не автоматически, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. 
     Данная теория утверждает, что, во-первых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию и, во-вторых, агрессия всегда есть следствие фрустрации.
     На сегодняшний день с когнитивной теорией научения связана самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения. Агрессивные действия рассматриваются не только как результат подражания другим людям, фрустрации, но и как следствие научения. Агрессивное поведение в данной концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов: оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных; наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться, наличие фрустрации; наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.
     Выделяют различные виды и типы агрессии.
     1. Враждебная - причинение вреда другому. 
     2. Инструментальная - агрессия используется при этом лишь в качестве средства а направлена на достижение цели нейтрального характера, (например, выстрела в захватившего заложников бандита, воспитания путем наказания, в случае шантажа). Можно подразделить на социально мотивированную и индивидуально , можно также говорить о бескорыстной и своекорыстной, или просоциальной и антисоциальной агрессии.
     3. Экспрессивная агрессия - это спонтанный, быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, нападению в данном случае, не всегда подвергается нарушитель спокойствия, или его источник.
     Среди форм агрессивных реакций, которым дают определение различные авторы, важно отметить следующие[13]:
     1. Физическая агрессия - это проявление физической силы по отношению к другому лицу.
     2. Косвенная агрессия - действия, являющиеся косвенными и имеющие направленность на другого ( шутки злобного характера или сплетни), так же сюда следует отнести и вспышки ярости не имеющие определенного направления ( хлопанье дверьми, топанье ногами, битье кулаком по столу и др.)
     3. Негативизм - обычно, это оппозиционная манера поведения, которая направлена против авторитета или же, руководства. Может носить характер пассивного сопротивления или проявляться как активная борьба против установленных правил и обычаев.
     4. Вербальная агрессия - словесные ответы, которые выступают в виде выражения негативных чувств (угрозы, проклятья, брань), так же могут иметь форму выражения (визг, крик, ссора).
     5. Склонность к раздражению - готовность проявить резкость, грубость ,вспыльчивость, при возникновении малейшего возбуждения.
     
     Формы враждебных реакций:
     
     1. Подозрительность - уверенность в том, что окружающие стремятся причинить вред, по этой причине возникает повышенная осторожность и недоверие.
     2. Обида - проявляется в ненависти и зависти окружающим, причиной тому чувство гнева, горечи на весь мир за мнимые страдания или действия.
     
     Различают агрессию и по механизму действия и возникновения, их принцип во многом зависит от оценки и восприятия человеком ситуации, в частности - расплата за агрессивное поведение, возможности достичь поставленной цели с помощью применения агрессивных действий, намерений, приписываемых другому лицу, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.
     Рассмотрим более подробно, т.к. именно эти факторы и определяют агрессивное поведение у человека.
     1. Намерение: когда человек видит, что другой хочет помешать его планам или напасть, то решающим становится то обстоятельство, имеются ли у этого другого враждебные по отношению к себе планы и агрессивные намерения. Агрессия может вызываться лишь подозрением, что у кого - то по отношению к субъекту есть враждебные намерения, при этом нападения не происходит. Иногда, ответной реакции агрессии не возникает, даже не появляется чувство гнева, если противник заранее просит прощения за свои агрессивные действия. Такой эффект объясняется различной атрибуцией мотивации, то есть, приписывании субъектом другому безобидных или враждебных намерений. Если субъект решил, что кто - то желает ему причинить вред, и возник гнев, то изменить такую атрибуцию будет достаточно сложно. Если же субъект приходит к выводу, что произошедший инцидент не имел намерений или произошла ошибка, в таком случае гнев и желание мести могут достаточно быстро пройти.
     2. Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение: пока субъект может совершать акты прямой агрессии, которая реализуется без особых трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют малозначительную роль. Приобретает значение ожидание лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии, например невозможность прямого контакта. В этом случае, может проявиться непрямая агрессия типа нанесения ущерба его репутации или собственности агрессора. Вероятность, того, что подобные действия действительно причинят вред агрессору, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия - одним из решающих детерминантов.
     3. Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители: особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей соответствует. Примером может являться эффект оружия. Если в помещении лаборатории находится оружие, то агрессивность испытуемого становиться выше. Ключевые раздражители влияют на мотивацию только в том случае, если отвечают текущему мотивационному состоянию.
     4. Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом: для человека, который подвергся агрессии и думает о возмездии, например, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что в свою очередь усиливало мотивацию. Наиболее значимое удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, особенно те, которые свидетельствуют об испытании боли и страдания. На принципе возмездия основывается враждебная агрессия, а максимальное ее удовлетворение принесет осознавание заранее обозначенной силы боли. Подобное созерцание одновременно закрепляет агрессивное поведение в аналогичных ситуациях и сводит к минимуму агрессивную мотивацию вплоть до нулевого уровня. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворит субъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.
     5. Самооценка: Решающим детерминантом агрессивности субъекта являются процессы самооценки, именно уровень самооценки представляется регулятором внутренних нормативных стандартов, которые могут как способствовать, так и препятствовать совершению актов агрессии. Если в результате несправедливого нападения, оскорбления или создание препятствия (по субъективному мнению человека), будет каким либо образом задето или умалено чувство его собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет иметь целенаправленное восстановление своего достоинства, путем свершения возмездия [14].
     
     Итак, в самых общих чертах алгоритм развития агрессивного цикла выглядит так: в начале происходят невидимые наблюдателю и чувственно не оформленные для самого человека процессы отклонения от нормального хода биологической жизни. На этом этапе происходит включение механизмов компенсации, направленных на преодоление возникших патологических изменений.
     Итак, агрессивное поведение определяется следующими факторами:
     
     
     1.3. Характер, его формирование и особенности проявлений акцентуаций характера в подростковом возрасте.
     Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. 
     Характер проявляется  в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые, легкие пути. Для одних важно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом быть впереди других людей. Для остальных это может быть безразлично, и они обходятся тем, что справились с работой не хуже и не лучше других, добившись удовлетворительного качества. 
     В общении с людьми характер человека выражается в манере поведения, в средствах реагирования  на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее  тактичной или беспардонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. 
     Говоря о характере, мы обычно предполагаем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле - тот, кто не выражает подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими. 
     В своем формировании, развитии и функционировании характер человека очень тесно связан с темпераментом. Посредствам темперамента и выражается динамическая сторона характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. 
     Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные определяет конкретный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него по большей части зависит не содержание, а особенность выполнения деятельности. Характер, так же, может проявляться и в выборе цели действия. Действительно, когда цель определена, характер становится больше инструментальным, т.е. как средство достижения определенной цели. 
     Основные черты личности, которые входят в состав характера человека:
     * Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться практичность, рациональность, осмотрительность или противоположные им качества. 
     * Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. 
     * В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, напрямую связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. Определенное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. 

     Определенные черты характера, которые являются устойчивыми в течении всей жизни, обнаруживаются и у детей раннего возраста, например, у дошкольников, это значит, что истоки стабилизации характера человека следует искать еще в самом начале жизни.
     Главную роль в формировании и развитии характера ребенка играет общение с окружающими людьми, потому как прежде всего, ребенок в поступках и формах поведения подражает взрослому, а при помощи прямого научения, через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых.
     Насколько характер является стабильным и где берет свое начало? Чтобы дать ответ на этот вопрос, следует обратиться к раннему детскому возрасту, так как уже на данном жизненном этапе можно обнаружить некоторые черты характера, которые являются устойчивыми и в течение всей человеческой жизни.
     Главным и определяющим в становлении характера ребенка становится общение с окружающими людьми. В это время он усваивает нормы и правила социального поведение через наблюдение и подражание взрослым, а так же значительную роль имеют и эмоциональные подкрепления в процессе научения.
     Для становления характера сензитивным периодом можно считать возраст от 2-х до 3-х лет, с 9-ти до 10-ти лет, именно в это время происходит активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, подражая всем и во всем дети с готовностью принимают на себя воздействия со стороны, а окружающие, в свою очередь, нередко пользуются безусловным доверием ребенка. В период сензетивности можно с легкостью воздействовать на ребенка словами и действиями, создавая тем самым благоприятные условия для подкрепления необходимых форм поведения.
     Ранним формированием отличаются такие черты личности как доброта, сердечность, общительность и антагонистичные им качества: черствость, безразличие, эгоистичность. Именно первые месяцы жизни ребенка определяют становление данных черт характера, а основополагающим фактором для этого является способ материнского обращения с ребенком( вспомним самую первую стадию личностного развития Э. Эриксона).
     Довольно большое влияние оказывает адекватная возрасту и потребностям стимуляция ребенка взрослыми в становлении черт характера, проявляющиеся в труде - аккуратность, трудолюбие, ответственность и добросовестность, а вот "деловые" качества закладываются несколько позже, в раннем и дошкольном возрасте. При том, получающие постоянные положительные подкрепления черты характера закрепляются.
     Оформление черт характера происходит в школе, в начальных классах. Когда приобретенные в семье личностные качества получают одобрение в школе, то эти черты характера закрепляются на всю жизнь. Если же ситуация сложилась таким образом, что ни учителя, ни сверстники не подтверждают правильность форм поведения ребенка, то происходит поэтапная "ломка" характера, сопровождающаяся множеством внешних и внутренних конфликтов. Произошедшая перестройка не всегда будет положительной. Как правило, она заключает в себе компромисс, между тем чему приучили ребенка дома, и тем, что требует школа.
     В период подросткового возраста активно развиваются, а за тем закрепляются волевые черты характера ,а в юности - базовые нравственные и мировоззренческие основы.
     С окончанием школы оканчивается и формирования характера, теперь он приобрел те качества, которые не смотря на обстоятельства и воздействия останутся практически неизменяемыми в течении всей жизни.
     
     
     1.3. Общая характеристика подросткового возраста и подросткового кризиса 
     
     Первая острая проблема и общая закономерность подросткового возраста - это глобальная перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным, потому как, именно этот период связан со становлением взрослеющей личности. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых.
     Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения. 
     Второй момент - окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Именно оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная, т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка, при чем не подросток в данном случае владеет этой логикой, а она возникает, как некая принудительная сила, требующая на любой вопрос ответа и оценки, «ложь или истина?», «да или нет?». В свою очередь, это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, заставляет его жертвовать дружбой, поскольку многообразие и противоречивость человеческих отношений и реальности не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё, что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок.[15] .
     Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в ласке, душевной теплоте, понимании, прощении взрослых, одобрении. Отвергая авторитеты, подросток, в то же время, нуждается в нем. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу. 
     Главным противоречием подросткового возраста можно считать диссонанс между рассудочной формой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность («сознательность») своего бытия.[15] .
     Переходный возраст - это самый короткий период жизни, но очень важный. И  крайне важно пережить его без особых травм.
     Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самоопределения и самосознания. Тесно связана с поисками смысла жизни стремление узнать самого себя, свои возможности, способности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Одна из возможностей субъективного опыта для подростка, сосредоточением которого является он сам- это внешний мир. Обретая способность наслаждаться своими переживаниями и погружаться в себя подросток открывают целый мир новых чувств, они начинают осмысливать и воспринимать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «Я». Нередко, стимулирует подростка к интроспекции и размышлению о своих проблемах и о себе даже объективная, безличная информация. Подростковое «Я» еще неопределенно, при чем, нередко переживается как ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить или имеет место смутное беспокойство. По этой причине повышается избирательность общения, отмечается, потребность в уединении. Сознание своей непохожести на других ,особенности, вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества».[16] .
     Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.
     Еще одна характеристика, подросткового возраста, которую следует отметить - это большое значение, которое девушки и юноши придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. Безусловно, с возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно соотносит связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности - волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими и умственные способности. 
     С возрастом, как правило, повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству показателей более объективны и реалистичны, чем юношеские, а юношеские, чем подростковые. Но эта тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. 
     Повышается степень осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью. 
     Рассматривая подростковый период, всегда подразумевается, что это сложный и трудный период. Трудность не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но в первую очередь в кризисе подростковой иде.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%