- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Взаимосвязь показателей агрессивного поведения с типами половой идентичности старших подростков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004335 |
Тема: | Взаимосвязь показателей агрессивного поведения с типами половой идентичности старших подростков |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Факультет педагогики и психологии Кафедра психологии образования и развития На правах рукописи Зарипов Ринат Ильгизович Взаимосвязь показателей агрессивного поведения с типами половой идентичности старших подростков Выпускная квалификационная работа Вид образования: Профессиональное образование Уровень образования: Высшее образование (бакалавриат) Квалификация выпускника: бакалавр Направление подготовки: 37.03.01 Психология Направленность (профиль) образовательной программы: Психология развития и образования Научный руководитель: доцент, кандидат психологических наук Снегирева Т.В. Допущен к защите «____»___________201__ г. Зав. кафедрой ПОиР ___________________ Дата защиты «___»__________201__ г. Отметка ___________________________ ___________________________ (Председатель ГЭК) Нижневартовск – 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ 3-6 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СООТНОШЕНИИ С ТИПАМИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. 7-29 1.1. Проблема агрессивного поведения и решение её в психолого-педагогической науке. 1.2. Содержание понятия половой идентичности старших подростков и её структурные компоненты. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ. 2.1 Методы и методики исследования. Организация констатирующего эксперимента. 2.2 Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента. 7-15 15-30 31-42 31-36 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В настоящее время в нашей стране существующие изменения в общественно-политической, экономической и социальной жизни приводят к появлению новых социальных проблем, что требует принципиально новых подходов к их решению. Рост агрессивных тенденций отражает одну из социальных проблем нашего общества. Одна из форм поведения “агрессивное” которую подростки проявляют, учась жить в этом мире, пытаются проявлять, чтобы достичь гармонии в общение со сверстниками. Система образования не может быть в стороне от решения данной проблемы. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) направлен на обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. ФГОС ООО ориентирован на становление личностных характеристик, таких как: осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества; социально активный, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Именно поэтому проблема агрессивного поведения подростков и её положительное разрешение в условиях образовательной среды приобретает на сегодняшний день особую значимость. Значимость исследования обусловлена тем, что подростковый возраст это кризис идентичности. На первое место выступает общение со сверстниками, достижение определенного статуса среди одноклассников с помощью определенного рода мужского или женского поведения. Именно в этот момент формируются нравственные ценности, происходит понимание самого себя и своих способностей. Появляется стремление стать взрослым. К центральной задаче подросткового возраста относится половая идентификация и обретение социальных ролей, связанно с половой идентичностью. Ориентация в стереотипах и смыслах маскулинности и феминности. В современной культуре у подростков социальные роли не только размыты, но и зачастую противоречивы. Именно поэтому половую идентичность необходимо рассматривать как важнейшее условие их индивидуального формирования. Как доказано учёными, И.В. Борисовой и В.И. Бирякиной чем выше феминность, тем выше враждебность и чем выше маскулинность, тем выше агрессивность. В процессе исследования психологической андрогинии Эллен Кук выделила несколько потенциальных проблем андрогинных личностей. По ее мнению, андрогины далеко не всегда способны эффективно контролировать свое поведение, и в неблагоприятных социальных ситуациях им «грозит» высокий уровень тревожности и подавленности и агрессивности. Значительно менее изученной в социально-психологическом плане является взаимосвязь показателей агрессивного поведения с типами половой идентичности старшего подросткового возраста. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена соответствием агрессивного поведения с типами половой идентичности. Цель: исследования взаимосвязи показателей агрессивного поведения с типами половой идентичности старших подростков. Объект исследования: старшие подростки с различными типами половой идентичности. Предмет исследования: взаимосвязь показателей агрессивного поведения старших подростков с различными типами половой идентичности. Гипотеза: Показатели агрессивного поведения старшего подростка детерминированы характером его половой идентичности в соответствии с типами “маскулинности”, “феминности” и “андрогинности” а именно: -Высокий показатель индекса “агрессивности” у типа половой идентичности “маскуллиность”. -Высокий показатель индекса “враждебности” у типа половой идентичности “феминность”. -Высокий показатель индексов “агрессивности” и “враждебности” у типа половой идентичности “андрогинность”. Цель, предмет, объект исследования и его гипотеза получили конкретизацию в следующих задачах. Задачи исследования: 1. Описать направления исследований агрессивного поведения старших подростков в психолого-педагогической науке. 2. Раскрыть содержание агрессивного поведения и половой идентичности старших подростков в рамках заявленного исследования. 3. Соотнести типы половой идентичности старших подростков с показателями агрессивного поведения. 4. Разработать проект психолого–педагогической программы, направленную на решение проблемы агрессивного поведения подростков. Теоретико-методологическую базу исследования составили следующие философские, психологические, педагогические концепции и теоретические положения: Философский уровень – философские представления о взаимоотношениях социума и культуры в жизненном процессе и концепции общей теории культуры (В.С. Брулин, М.С. Каган, В.М. Межуев, В.И. Бакштановский, Л.П. Буева и др.) На общенаучном уровне: психологические теории подросткового возраста (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина); положение агрессивного поведения (А.Г.Лидерс, А. Басс, Г. Фишбах, Х.Кауфман, К. Лоренц, К. Хорни, О.Ф. Кернберг, Л. Семенюк, Л. Берковиц, Т.Г. Румянцева и др. методологические основы половой идентичности (Н. Ю. Флотская, Е. Дуван, В.С.Мухина, Дж. Мани С. Бем, В. Г. Каган, Дж. Марсиа). Уровень частных методик – исследование агрессивности (методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса И А. Дарки.), исследование «Маскулинность-фемининность» (Полоролевой опросник С.С. Бем) статистический анализ результатов (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Методы и методики исследования: Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической литературы; Эмпирические: метод тестирования (методика диагностики агрессивности А.Басса и А.Дарки), опросный метод (полоролевой опросник С.С. Бем.) Математические: статистический анализ результатов констатирующего эксперимента (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы педагогами-психологами в процессе решения психологической проблемы подростков старшей школы. База экспериментального исследования: Исследование проводилось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №10» города Нижневартовска. В состав выборки вошло 35 подростков старшего школьного возраста (9 «Б» и 9«В» класса). Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, программы, заключения, списка литературы и приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОДХОДОВ К ПОНЯТИЯМ АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. 1.1 Проблема агрессивного поведения и решение её в психолого – педагогической науке. Термин «агрессия» не имеет достаточно чёткого определения, в народе принято представлять агрессию как насильственные, захватнические действия в отношение к объекту. Оно имеет резко негативную сторону как выражение насилия и грубой силы. Но в определённые жизненные ситуации агрессия имеет и положительный характер, например: энергично наступательные действия, такую картину мы можем увидеть в спортивных играх или в деятельности которой присутствует дух соперничества, отсутствия данного компонента является существенным недостатком. Всё же, положительная агрессия имеет место быть в узко - специальных сферах жизни. К агрессивности сопутствует состояние враждебности. Согласно Арнольду Бассу (Buss, 1961) враждебность — состояние, всегда имеет определенный объект. Часто враждебность и агрессия сочетаются вместе, но не всегда находятся в этих состояниях, так, как нам заранее представляем, какие отрицательные моменты могут принести для “агрессора” . Обычно агрессивные действия разные по форме и по вреду, которые они могут причинить. Большинство преступлений расцениваются как проявление агрессии. Само агрессивное поведение в частых случаях выражается в дерзких, оскорбительных, насмешливых или язвительных словах. Такого рода агрессивные слова порой воспринимаются даже более болезненно, чем агрессивные действия. В настоящее время все больше утверждается идея агрессии, как мотивированные внешние действия, которые нарушают нормы, правила сосуществования. Также они могут причинять повреждения, вызывающие боль и страдания у людей. Необходимо отметить, что существует инструментальная и намеренная агрессия. Инструментальная агрессия представляет собой агрессивное поведение , в котором действия не являются выражением эмоциональных состояний, а служат каким-то положительным целям. Намеренная же агрессия, носит цель причинить боль себе, кому-то или чему-то. Фишбах (Feshbach S., 1964) предложил дифференцировать три вида агрессии: «случайную», «инструментальную» и «враждебную». Кауфман (Kaufmann H., 1965) справедливо против того, чтобы случайное, т. е. непреднамеренное действие, которое принесло вред, называть агрессивным. Но он не прав, сомневаясь в необходимости проводить различие между инструментальной и враждебной агрессии или осуждения. Однако в некоторых случаях нелегко установить, является агрессия средством или целью, но это различение очень важно. Лазарус (Lazarus R., 1963), считает, что основным возбудителем агрессии является угроза, полагая, что в последствие вызывается стресс, а агрессия является реакцией на стресс. Однако, следует отметить, что не всякая угроза вызывает агрессивное состояние, а с другой стороны, не всегда агрессивны, а спровоцированная угрозой. Однако, в тех случаях, когда правильное понимание этой угрозы, ее объективный анализ и оценка-весьма важные познавательные элементы агрессивного состояния. Это понимание само возникновение данного состояния, его форма и сила. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы и сознания своего опыта. Важны и эмоциональные компоненты агрессивности. В первую очередь при агрессии выделяется гнев, чаще всего человек испытывает эту эмоцию, при действии или подготовке к совершению данной деятельности. В ходе чего гнев может перерасти в ярость или аффект. Но не во всех случаях они протекают вместе и совершенно неверно думать, что всяких гнев будет спровоцирован агрессией. При фрустрации, когда нет возможности снять преграду, закрывающий ход к желаемому объекту называется бессильным гневом. Молодые люди, переживающие подростковый возраст чувствуют гнев к взрослым, но он даже в словесной форме не проявляется. Нельзя не рассматривать волевую сторону агрессии. При чём, в агрессивной деятельности сопутствуют определённые качества, присуще волевой сфере. Часто при проявлении агрессии выделяется и образовывается борьба, чьи качества идентичны силы воли. В работах К. Лоренца (Lorenz К., 1966), который пишет: “Инстинкт агрессии к себе подобным выявлен в той же силе, как и у других позвоночных форм жизни”. Лоренц не считает обидным сравнивание человека с животным поскольку: “человек не способен взять под контроль своё поведение в полной мере к представителям своего же вида”. Не имеют все шансы не настораживать применения данных знаний, приобретенных при исследовании в поведениях животных, для поведения людей, без учета такого, что человек считается беспринципно замечательным живым существом, уже в силу такого, что собственно наделен сознанием и проживает в людском обществе. Между тем преувеличение роли подсознательных устройств в поведении людей, можно уследить у множества адептов психоанализа, в том числе у самого Фрейда (Freud S., 1959). Концепция ортодоксальных фрейдистов довольно аналогична со взорами этологов. Они еще считают, что агрессивность содержит внутренний ключ, а для такого, чтобы не случилось неконтролируемого насилия, надо, чтобы агрессивная энергия каждый день разряжалась (наблюдением за ожесточенными деяниями, разрушением неодушевленных предметов, участие в спортивных соревнованиях, достижением позиций преобладания, власти и пр.) Подростки проявляют агрессию по самым различным причинам, течение агрессивности может проявляться в данном возрастном периоде как латентно для самого подростка, так, и открыто демонстрировать агрессивное поведение на такие объекты как: школу, семью или сверстников. Оно демонстрируется по-разному и по половой принадлежности, у мальчиков желание проверить свою развивающуюся физическую силу, продемонстрировать свою мужественность. Девочки искусно овладевая навыками манипулирования над подругами, приятелями и родителями, оперируя разговорным жанром препирательства, метких цитат социальных сетей или же реплик кинофильмов. Агрессивное поведение может проявляться как форма взросления, так как подросток считается ещё ребёнком, но его физиологические и психологические компоненты могут быть уже сформированы. А.Г.Лидерс выделил такие компоненты формированности как: * Половое развитие * Интеллектуальное развитие * Личностное развитие * Развитие самосознание Подросток, чувствуя себя взрослым, пытается вести себя, как взрослый. Он начинает пользоваться привилегиями взрослого мира. Распоряжение материальными благами, доступ к разным “реквизитам” веселого времяпрепровождения (алкоголь, сигареты т.п.) отсутствие ограничения во времени, всё это заставляет подростка чувствовать себя взрослым. С помощью агрессии подросток демонстрирует протест своим родителям, стремление добиться равного с взрослыми положения. В определённом смысле это считается нормальным способом отстоять свою независимость, право индивидуально реализовать свои жизненные ориентиры и способы решения постепенно возникающих проблем. По мнению многих психологов причиной агрессивного поведения может служить нарушение детско-родительски отношений, когда по прежнему родители стремятся сохранить детские формы общения по отношению к подростку. Агрессивность подростка может являться как последствие семейных проблем, таким проблем как: * Неадекватный стиль воспитания * Искажения восприятия личности * Эмоционального отверждения * Безнадзорности Как правило, агрессивные подростки, вырастают в семьях, где родители равнодушно относятся к агрессивному поведению и к самим детям, где с раннего возраста дети чувствуют недостаток любви и домашнего тепла, где используются физические наказания, а личность ребёнка не ценится. Физические наказания, проявляющиеся по отношению к подростку, служат для него же самого, примером, где в социуме будут явные отражения собственного не адекватного воспитания, и формирование агрессивности, зависти, ненависти будут сопутствовать в качествах личности данного подростка. Насильственные методы воспитания, присутствующие в семье и проявляющиеся периодически, будут формироваться сначала за стенами дома – там, где подросток, находясь в сфере непосредственного контроля, перевоплотиться на грубость и жестокость на членов семьи. Физические наказания неоднозначно сложены в отношении агрессивного поведения ребёнка, так же и учитывается холодное отношение матери, это конечно не говорит, главной причиной агрессивности подростка кроется в родителях, дистантность может быть следствием высокой агрессивности их подростка. Наш жизненный опыт показывает нам, что определённые люди склонны к совершению агрессивных и деструктивных действий, а остальные вовсе нет. Одни могут спокойно могут держать себя в стрессовых ситуациях, а другие “взрываются” без видимых причин. Темперамент, характер или стиль поведения - большинство учёных сходятся во мнении, что существуют врожденные предпосылки агрессивного поведения. Данные тенденции заложены в человеке для реагирования на опасность и самозащиты, но в течение всего исторического периода, переформировались с помощью большей социальных требований, установок и этнокультурных норм. Многие учёные расходятся во мнение, что генетическая предрасположенность имеет такой способ реагирования как агрессивное поведение, если так оно и есть, то можно прямо, сказать, что агрессивность является генетическим механизмом, изменить которую мы не в силах. Но помимо этого существуют базовые характеристики личности, такие как пол и темперамент. Если агрессивность дифференцирована по половым различиям, по подтверждению учёных, то остаётся вопрос о врождённой агрессивности особенности пола. Мужской гормон тестостерон, преобладание которого, в большом количестве повышает уровень агрессивности, и дают существенные различия между поведением юношей и девушек. Нельзя однозначно сказать, что доминирует генетический или социальный фактор развития, так как в ходе онтогенеза они переплетаются и оказывают друг на друга влияние. Влияние социальных факторов помогает преодолеть отрицательное действие гормонов, и индивид всегда имеет возможность сохранять адекватный уровень социализации. Даже у животных наблюдается зависимость между повышением уровня интеллекта и снижением значимости гормональной регуляции поведения. У человека гормоны действуют в зависимости от социального контекста и вступают во взаимодействие с внешними факторами среды. Качественный анализ поведения юношей и девушек позволяет сделать заключение о том, что существуют различия в характере проявления агрессивности. Подростки – мальчики более склонны к проявлению открытой, физической агрессии они позже и хуже начинают контролировать своё поведение. Хотя это не говорит, что девушки менее привержены к агрессии. Характер агрессивных действий подростков – девушек другой. Девушки столь же часто используют косвенную агрессию, как юноши – прямую. Мальчики и девочки по-разному интерпретируют агрессивные действия. Для девочки отношение к агрессии является как средству выражения гнева, раздражения, недовольством ситуацией. Для них агрессивное поведение несёт экспрессивный характер и высвобождение агрессивной энергии. Мальчики же видят агрессивность как способ поведения, который корректирует ситуацию или регулирует поведение сверстников. Очень часто агрессивное общение можно спутать с иным общением, в силу не сформированных коммуникативных навыков, ошибочно интерпретируя намерения объектов общения или в отсутствие способности распознать провокацию со стороны другого человека. В исследованиях было обнаружено, что агрессивное поведение подростков по-другому воспринимаются сигналы из социума, чем неагрессивные сверстники. Агрессивный подросток на нейтральные действия другого человека расценит как враждебные, с 50% вероятности выше, чем неагрессивные мальчики и девочки. Они плохо или неправильно могут понимать информацию из окружающего мира, характер вербальных и не вербальных взаимодействий. Дёргая за косу, девочка воспримет как акт агрессии, а мальчик этим самым может уделять знаки внимания. Проблема в том, что очень часто такое поведение может оцениваться как позитивное, могут считать, что такое поведение может привести к положительному результату, такие подростки уверены, что это естественные проявления и что агрессивное поведение поможет им самоутвердиться. Агрессивное поведение для подростка может быть отдушиной, с помощью которой можно привлечь к себе внимание. Неважно, каким оно было бы главное внимание со стороны, для подкрепления своей собственной значимости в этом мире. Особенно для привлечения внимания противоположного пола, что обусловлена нами врождённо. Игнорирование такого демонтсративно-агрессивного поведения сулит и способствует к ещё более реакциям, направленным на восстановление эффекта. Взрослые в этот момент должны распознать, что за этим поведением кроется человек, которому всего лишь не хватает тепла и принятия. Проявление агрессии в искаженной, инвертированной форме оказывается самоубийство. Очень часто в подростковом возрасте суицид является местью, желание разобраться с обидчиками или с проблемами. Агрессивность может быть проявлением страха, разнообразные исследования показывают: страх перевоплощается в агрессию, и если навести на человека страх, то его агрессивность возрастёт. Неуверенность является для подростка неким катализатором агрессивного поведения, подростки часто испытывают страх стать объектом насмешек, быть отверженным сверстниками, попасть под пренебреженное отношение взрослых. В первую очередь причинами агрессии выступают такие процессы как: стресс и фрустрация базовых потребностей подростка. Агрессивное поведение как проявление защитной реакции: часто оборона является для подростка защитой от причинения им вреда. Бегство от агрессии может представлять, по мнению пострадавшего, как поощрение негативных действий агрессора, тогда как ответная активная реакция может, расцениваться, как возможность не дать себя в обиду и дать отпор агрессору, также получить поощрение за собственную агрессию, повысить собственную значимость. Неадекватная реакция у подростка ведёт к ответным реактивным действиям окружающих, в связи чего конфликт нарастает. При аффективной реакции, подросток способен найти оправдания собственной не успешности в окружающих людях или случайных событиях. Подобный способ реагирования привычен для большинства людей. Людям легче обвинить в своих неудачах кого-то вместо того чтобы взглянуть на себя, а все достижения приписывают собственным достоинствам. Агрессивное поведение как способ защиты ведёт к искажению в развитии личности подростка и требует коррекции. Агрессивное поведение может выступать как выход внутренней энергии. Проявления у подростка гнева, ярости и злости третируется со стороны взрослого. В такие моменты, когда подросток со всеми внутренними конфликтами подавляет ещё такие эмоции, может быть катализатором для взрыва агрессивности, либо подавленная негативная энергия или научным языком эмоции психического напряжения находят выход в форме соматических заболеваний. Из области психического в область соматического. Бывает, что непосредственное отражение внутреннего состояния, может стать как снятие этого напряжения в роли агрессивного поведения. Потребность организма в активном движении сначала тормозится, затем выплескивается в хаотичной активности, которая может привести к деструктивному поведению. Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа: * Мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность; * Инструментальная агрессия, как средство. При этом подразумевают, что оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями - гневом, враждебностью. Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур и является опросник Басса-Дарки. 1.2 Содержание понятия половой идентичности и её структурных компонентов. Термин «идентичность» образован от понятия «идентификация» (от лат. «identifacare»—отождествлять). Под идентичностью понимается отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Классическое определение идентичности личности определяет ее как самотождественность, как «твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру», с идентичностью связывают «соответствующе формы поведения человека, его систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности и социальные роли». Е. Дуван (Douvan, 1979) выделяет три аспекта половой идентификации: родовую идентичность, половые роли и половую идентичность. Родовая идентичность – это телесные аспекты представления о себе и своем поле. Она развивается довольно рано и является примитивной формой принятия телесного образа мальчика или девочки. Половая роль – это представление о себе как о существе мужского или женского пола в категориях типичного для тех или иных социальных ситуаций поведения, вкусов и предпочтений. Половая идентичность – это представление о себе, имеющее отношение к поведению при непосредственных сексуальных контактах. С. Бем (Bem, 1981) под половой идентичностью понимает схемы, которые применяются ребенком к собственному Я в зависимости от подкрепления или поощрения поведения, принятого в той или иной культуре для данного пола. В. Г. Каган (1987) определяет половую идентичность как «соотнесение личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности. Модель половой идентичности он строит на двух принципах: уровневой ее организации и ортогональности маскулинности и фемининности как измерений личности». В. Г. Каган выделяет четыре уровня. На первом, более глубоком уровне находится базовая половая идентичность, объединяющая филогенетические и онтогенетические аспекты личности. Второй уровень касается персональной половой идентичности, описывающей сравнение собственных личностных характеристик с моделями личностей мужчин и женщин вообще. Третий уровень – полоролевая идентичность или «адаптационный образ Я» как представителя пола. Четвертый уровень – полоролевые идеалы, ориентации. Первые два уровня – это собственно половая идентичность, а третий и четвертый описывают половые роли. Термин «гендер» стал использоваться в психологии совершенно недавно, это понятие было заимствовано из лингвистики (gender — род (англ.)). «Гендер» стал использоваться для маркирования культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от понятия «пол», обозначающего совокупность таких биологических характеристик, как генетические, физиологические и репродуктивные особенности. Таким образом, при помощи понятия «гендер» было проведено структурное разделение естественного и приобретенного в психике человека. Теория биологического детерминизма, сторонники которой излагают, что биологические особенности мужчин и женщин обозначают их социальные роли, психологические характеристики и другие личностные качества, в том числе особенности характера. В то время, гендерная теория, признавая реальным существование биологических, социальных и психологических различий, добавляет новый вариант интерпретации этих различий и совершенно новый подход к решению вопроса о том, как на их основе выстраивается система власти и доминирования. Разделяя понятия «пол» и «гендер» его перевоплощение оказалась мощным стимулом для развития исследования в психологической науке и в совершенно разных областях, она выдала возможность раскрыть новые аспекты социальных процессов современности, позволила расширить поле междисциплинарных исследований. Половая идентичность - есть результат идентификации, в процессе которого девушки и юноши приобретают навыки полового самосознания, ценностно-смыслового отношения к мужской/женской индивидуальности, образца полоролевого поведения. В терминологии полоролевой идентичности отечественными и зарубежными авторами несколько дифференцировано. Отечественные психологи придерживаются концепции, что полоролевая идентичность может быть определена как усвоенные личностью социально-культурных особенностей своей половой принадлежности – внешнего облика, манер поведения, способов действий, психологических и нравственных качеств. Среди представителей зарубежной психологии доминирует идея, что половая идентичность – это установки, способы поведения, взаимодействия, специфические для мужчин и женщин (О. Кернеберг), согласно Дж. Мани, половой идентичность – это субъективное переживание половой роли, а половая роль – социальное выражение половой идентичности. В целом, обобщая, можно определить полоролевую идентичность как обусловленную полом пару сознательных или бессознательных взаимодействий с другими людьми. Этот аспект своего образа формируется на основе разнообразных взаимодействий между родителями и ребенком с самого рождения. Подводя итог термины «половая идентичность», «полоролевая идентичность» и «гендерная идентичность» по значению близки, но всё же они существенно дифференцированы. В понятии «половая идентичность» выделяются биологические, половозрастные особенности самовосприятия и самосознания человека, термин «полоролевая идентичность», помимо биологичеcких оснований, уделяет внимание роли, поведения по базисной модели проявлениям личности, которые обусловлены, социальными причинами. В понятии «гендерная идентичность» объединяет в целое все возможные характеристики личности, связанные с полом. Полоролевая идентификация предполагает принятие и усвоение индивидом определенной половой роли, с которой в дальнейшем соотносится самосознание личности и все свойства поведения индивида. Половая роль понимается как вид социальной роли, имеющий нормативный характер и выражающий определенные социальные ожидания, проявляющиеся в поведении. В процессе полоролевой идентификации важную роль играет эмоциональная окрашенность образа и собственно половая роль. В разных культурах половые роли развиты в контексте определенной системы стереотипов маскулинности и фемининности. Маскулинность и фемининность, как биопсихосоциальное явление, представляют, филогенетически обусловленные характеристики психики и социокультурные образования, складывающиеся в процессе онтогенеза и добавленными индивидуальными психологическими свойствами. Принятие и усвоение индивидом определенной половой роли дает ему половую идентичность. Понятие «фемининность» предполагает некоторые, традиционно принятые считать как женские качества: застенчивость, нежность, уступчивость, заботливость и способность приспосабливаться. В условиях обыденности эти качества были преобладающими, так как роль женщины ограничивалась лишь только семейной жизнью, в которой женщина была во всех сферах подчинена мужчине. Поэтому женщины должны были проявлять достаточную гибкость для того, чтобы соответствовать системе ценностей и требованиям потенциальных супругов. Современное общество предъявляет к девушкам иные требования: поощряется приобретение ими различных знаний и умений, необходимых для полноценного развития личности, получения профессиональной и экономической самостоятельности и независимости. Представления о маскулинности изменились в меньшей степени: они по-прежнему включают в себя такие качества как мужественность, сильную личность, высокий уровень ответственности, решительность, способность содержать семью и т. п. В целом идеалы маскулинности и фемининности в обществе исторически, изменчивы, и не лишены противоречивости. Процесс половой идентификации начинается с раннего детского возраста. Первый уровень понимания, достигаемый 2-5 годами, называется половой идентичностью. Позднее, между 5-7 годами, дети достигают постоянства пола, то есть понимания того, что мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и что пол внеситуативен и устойчив во времени. Дальнейшее развитие половой идентичности происходит в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Каждый из этих возрастных этапов характеризуется решением задач, связанных с половой идентичностью, на каждой стадии онтогенетического развития индивид приобретает новые психологические качества, связанные с осознанием своей половой принадлежности и связанных с ней социальных ролях и типах поведения. «Застревание» или «неудача» на определенной стадии развития становится причиной неадекватной половой идентичности и может создать проблемы социального и психологического характера, как у мужчин, так и у женщин. Изучая, процесс половой идентификации и социализации в онтогенезе, психологи уделяют большое внимание подростковому и юношескому возрасту, как этапам, играющим значимую роль в целом в личностной и, в частности, в половой идентификации человека. На основании этого можно выделить основные направления развития половой идентичности в старшем подростковом возрасте: * Адекватная идентичность (эмоциональное принятие своей гендерной роли, самопредставленние себя носителя определенного пола, дифференцированность способов поведения относительно своего или противоположного пола); * Спутанная (диффузная) идентичность (эмоциональное восприятие себя инфантильно по отношению к себе, либо противоположно полу, несформированность взглядов о том, какие должны быть настоящие мужчины и настоящие женщины, недифференцированность паттернов поведения относительно своего и противоположного пола). Дж. Марсиа на основе работ Э. Эриксона была предложена концепция статусов эго-идентичности, в которой были выделены четыре статуса: а) достигнутая идентичность; б) мораторий; в) предрешение; г) диффузная идентичность. На основе данной концепции Дж. Адамс и его коллеги разработали тест «Объективный способ измерения статусов эго-идентичности». [53,c. 344] Однако, в современных условиях происходят значительные сдвиги в процессе формирования половой идентичноcти в подростковом возрасте. На основании анализа концептуально-теоретических подходов к исследованию половой идентичности как социально-психологического феномена С.А. Филиппова разработала структурную трехуровневую модель, структурные составляющие которой отражают содержание полоролевой идентичности именно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: