- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основы региональной экономической политики
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000016 |
Тема: | Основы региональной экономической политики |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Факультет управления Кафедра экономики, финансов и природопользования Курсовая работа (проект) на тему: «Основы региональной экономической политики» Автор работы: студентка 4 курса группы №541 заочной формы обучения Валявка Евгения Максимовна г. Ростов-на-Дону 2014 г. Содержание Введение 1. Основы региональной экономической политики. 1.1. Понятие и сущность региональной экономической политики. 1.2. Цели и задачи, принципы региональной экономической политики. 2. Инструменты региональной экономической политики. 2.1. Инструменты региональной экономической политики. 2.2. Механизмы реализации региональной экономической политики. 2.3. Перспективы региональной экономической политики. Заключение Список литературы Введение Проблема совершенствования управления экономическим развитием - одна из основных в современной России. Под региональной экономической политикой понимается совокупность целей, принципов, управленческих действий, юридических норм и хозяйственной практики, направленных на обеспечение сбалансированного территориального развития при условии баланса экономических интересов государства и регионов. В рамках продолжающегося изменения подходов к управлению экономикой и преобразованием ее отраслевой и территориальной структуры, региональная экономическая политика реализуется через комплекс экономических механизмов управления территориальным развитием. Без исследования традиционных и новых механизмов региональной политики невозможно обеспечить эффективное территориальное управление экономическим развитием. В системе методов управления региональным развитием мы можем выделить традиционные управленческие приемы (административно-правовые меры регулирования регионального развития: принятие специальных программ, постановлений и указов, регулирующих социально-экономическое развитие). Можно также выделить ряд экономических механизмов прошедших качественную трансформацию. Это, прежде всего, относится к бюджетному федерализму, имеющему значительные исторические корни в советской управленческой системе. (Часть из этих механизмов рассмотрена в работе). Это относится к системе административных методов: указы, постановления органов власти, федеральные целевые программы. Территориально-политическое устройство и система экономического районирования непосредственно не являются механизмами региональной политики, однако задают «масштаб» и правовые формы регионального экономического развития. Это же положение следует отнести и к системе федеральных округов, которая не является новым механизмом регионального развития, т.к. имеет аналоги, как в российской, так и в советской практике. Таким образом, вышеперечисленные инструменты управления региональным развитием, испытав сложные трансформации, являются традиционными для отечественной практики. Объектом исследования в работе является региональная экономическая политика, ее сущность, цели, задачи и перспектива развития. Целью работы является раскрыть понятие региональной экономической политики и изложить ее основы. В работе использовалась литература таких авторов как: Лазарев В.В., Иноземцев В.Л., Гапоненко А.Л. и т.д. 1. Основы региональной экономической политики. 1.1. Понятие и сущность региональной экономической политики. Государственная региональная экономическая политика - это совокупность организационных, правовых и экономических мер, осуществляемых государством в сфере регионального развития страны в соответствии с ее текущими и стратегическими целями. Эти меры направлены на стимулирование эффективного развития и размещения производительных сил отдельных регионов, рациональное использование природного, производственного и трудового потенциала создания нормальных (здоровых) условий жизнедеятельности населения, обеспечения экологической безопасности и совершенствования территориальной организации общества. Федеративное устройство российского государства, а также демографические, национально-культурные, природно-географические и хозяйственные различия регионов России, отводят ведущую роль региональной экономической политике в обеспечении и создании оптимальной системы экономического федерализма и экономической интеграции регионов России. Региональную экономическую политику можно определить, как систему целей и задач по управлению социально-экономическим развитием регионов, а также механизм их реализации. Следовательно, региональная экономическая политика является неотъемлемой частью общей социально-экономической политики государства обобщающей ее региональные аспекты. РЭП направлена на всевозможное использования благоприятных факторов и сдерживание действия негативных региональных факторов для реализации общих стратегических целей и задач социально-экономического развития страны. В пределах стратегических и тактических целей социально-экономического развития страны предусматривается решение определенного ряда региональных проблем, таких как: - развитие экономического федерализма и межрегиональной интеграции - поддержка проблемных регионов (отстающих, кризисных, и т.д.) - учет специфики региона и его социально-экономическое состояние -ликвидация неравномерности социально-экономического развития различных районов и регионов. Общим направлением региональной экономической политики является ее либерализация, а также стимулирование более полного использования научно-технического и производственного потенциала самих районов и регионов. Основными направлениями региональной экономической политики являются: экономические, экологические, социальные, национальные и межэтнические отношения. Все они, безусловно, взаимосвязаны, но в центре этих приоритетов находится экономическое направление. В экономическом разделе приоритетным, безусловно, является: земельные отношения и формирование земельного рынка, бюджетно-налоговые отношения, социально-экономические отношения собственности, отношения природопользования, выборочная поддержка(помощь) проблемным регионам. Все эти отношения относятся к проблемам экономического федерализма. Продуктивная реализация экономического направления требует решения следующих задач: - обеспечение продуктивной специализации региональных экономик в единое экономическое пространство России. - совершенствование механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий хозяйствующих субъектов и органов управления, разработка специальных программ проведения реформ в регионах. - Участие в хозяйственном освоении новых регионов, в том числе с привлечением иностранного и отечественного частного капитала. - Преодоление распада межрегиональных и межгосударственных экономических связей. - Поддержка прогрессивных структурных преобразований в старопромышленных районах. - Помощь при преодолении кризиса в депрессивных регионах и районах с экстремальными природными условиями. - Стабилизация финансовой и денежно-кредитной систем. Экологические задачи: - Уничтожение кризисных ситуаций в районах с чрезмерными нагрузками на природную среду. - Устранение последствий экологических катастроф (Чернобыльской, Челябинской аварий и др.). Задачи в области национальных и межэтнических отношений: - Помощь при решении проблем русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья. - Обеспечение специфических интересов и прав малочисленных народов, возрождение присущих им форм хозяйствования. - Помощь традиционным формам хозяйствования и переселению репрессированных народов. - Обеспечение условий для урегулирования военных и межэтнических конфликтов. Государственная помощь проблемным регионам должна быть направлена на обеспечение всем гражданам России независимо от места их проживания равных возможностей пользоваться правами и свободами на основе Конституции и законов РФ. Государственная поддержка призвана также исключить в регионах потери от экстремальных природно-климатических условий, и компенсировать затраты на реализацию общегосударственных программ и т.д. Государственное регулирование и выборочная помощь регионального развития осуществляется по двум каналам — прямым и косвенным. К прямым относятся трансферты из федерального бюджета, а также федеральные региональные программы. Косвенными видами государственной поддержки регионов можно считать поступления федеральных финансовых средств на социально-экономическое развитие территорий по каналам поддержки отраслей народного хозяйства. Можно сделать вывод, что региональная политика рассматривается как набор экономических механизмов для поддержания стабильности и выравнивая уровня развития регионов. Цель региональной политики - сбалансированность, т.е. сведение к минимуму неравенств, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом, или сближению в развитии ее регионов. 1.2. Цели и задачи региональной экономической политики. Целью РЭП государственных властных структур близко связаны с целями регионального развития. Поэтому перед тем как определить цели политики, рассмотрим определение целей развития экономики региона, которые имеют объективный характер и обусловленных нынешним состоянием и перспективами развития региона. В экономической сфере целью региональной экономической политики является эффективное использование разных видов ограниченных производственных ресурсов в целях повышения уровня и качества жизни на пути использования эффекта территориальной агломерации и кооперации, объективных преимуществ межрайонного разделения труда. Целью региональной политики в социальной сфере является обеспечение повышенного уровня жизни в каждом регионе, создании примерно равных жизненных шансов для всех граждан, реализации права свободного выбора места проживания и трудовой деятельности, ослаблении внутренней социальной напряженности. В условиях переходного периода государственное регулирование региональной экономики имеет немного иные целевые установки: - в качестве главной цели выступает обеспечение условий повышения уровня жизни населения регионов при помощи достижения устойчивого экономического роста; - проведение целенаправленной структурной, инвестиционной и научно-технической политики, стимулирование деловой активности реального сектора экономики, решение социальных проблем экономического реформирования; - обеспечение экономической безопасности региона. При этом под экономической безопасностью региона понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов, которые характеризуют стабильность, устойчивость поступательного развития экономики территории. Региональная политика федерального правительства реализуется для общих национальных целей развития страны. При этом в период экономического кризиса преобладают экономические цели, в периоды роста - социальные. Без четко определенной цели, объекта, инструментов и форм государственной политики нельзя определить ее направления, т.к. это приведет к неуправляемому процессу чрезмерной дифференциации региональных различий. Цели регионального развития в глазах региональной администрации связаны в первую очередь с рационaлизaцией использoвания прирoдных, трудoвых и капитальных ресурсов региона, обеспечением системного подхода к развитию регионального хозяйственного, социального и природно-экологического комплекса. Цели государственной региональной политики достаточно многообразны. Среди них можно выделить следующие: - укрепление социально-экономических основ российского государства и сохранение его целостности, обеспечение военной и экономической безопасности и экологической устойчивости; - повышение уровня жизни населения регионов России; - создание условий для полноценного национально-культурного развития всех народов РФ; - обеспечение социальной стабильности по жизненному уровню отдельных регионов и социальных групп, сбалансированности их интересов с социально-экономической политикой государства; - формирование в регионах социально ориентированной рыночной экономики, механизмов обеспечения социальной защиты населения. К принципам региональной политики можно отнести: - экологическую защиту России, на основе которой можно добиться целостного подхода к решению территориальных проблем отдельных субъектов РФ и их ассоциативных образований. Проблема сохранения экологического «каркаса» России связана с особенностями традиционного природопользования; - отраслевую специализацию регионов, структурная перестройка которых осуществляется в соответствии с научно-технической и инвестиционной политикой страны; - использование прогрессивных форм пространственной организации общественного производства и размещения квалифицированных кадров; - формирование равных институциональных условий, преодоление региональных различий в уровне экономического развития территориальной структуры хозяйства с учетом социальной, этнополитической и экологической обстановки. Территориальное регулирование экономики - это процесс выработки и установления рациональных территориальных пропорций в развитии экономики страны и способ проведения региональной экономической политики. 2. Инструменты региональной экономической политики. 2.1. Инструменты региональной экономической политики. Современная трансформация социально-экономической ситуации в регионах в кризисных условиях вносит радикальные перемены в механизме, методах и инструментах региональной экономической политики. Многообразие инструментов регулирования регионального развития можно объединить в две группы: - средства макроэкономической политики - средства микроэкономической политики Из средств макроэкономического регулирования можно выделить три набора инструментов реализации целей государственной политики. Первый блок (общегосударственный) включает общенациональные инструменты макроэкономического регулирования, которые объединяют методы прямого государственного воздействия через государственный сектор экономики, а также методы косвенного государственного регулирования (единая денежно-кредитная политика, единая налогово-бюджетная политика, единая политика доходов). Второй блок (региональный) включает приведение в действие региональных факторов макроэкономического равновесия. Они представляют собой действия, способствующие функциональной и территориальной интеграции национальной экономики. Третий блок (вариативный) - это специфические инструменты регионального воздействия на экономику, учитывающие региональные особенности экономического развития конкретной территории. Это дифференцированный набор мероприятий региональных органов власти, способствующих достижению макроэкономического равновесия. К числу макроэкономических инструментов относятся монетарная, внешнеторговая и фискальная политики, которые используются двояким образом: либо на уровне центрального правительства, когда оно обеспечивает дифференциацию воздействий на регионы, либо контроль над инструментами региональной политики передается на уровень отдельных регионов. Кредитно-денежная политика традиционно определяется на национальном уровне. Поскольку на рынке капиталов отдельные регионы выступают как ценополучатели, попытки дифференцировать процентные ставки для различных регионов практически не предпринимаются. Внешнеэкономическое регулирование также осуществляется, как правило, на национальном уровне, за исключением случаев особого регулирования в отдельных регионах, например, свободных экономических зонах. Наиболее распространенным инструментом макроэкономического регулирования является фискальная политика, которая используется на национальном уровне и на уровне отдельных регионов. Государственная фискальная политика состоит в воздействии на уровень выпуска продукции и доходов через изменение налогов и государственных расходов. Ее использование на национальном и региональном уровнях исходит из двух основных посылок: - рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и ведет к расширению объема выпуска продукции и уровня занятости; - увеличение суммы налогов сокращает располагаемый доход и ведет к сокращению расходов, снижению спроса и через него – к снижению объема выпуска продукции и занятости. Средства микроэкономической политики определяются в зависимости от выбора: -объекта воздействия (труд или капитал); -направлений воздействия (внутренняя или внешняя перестройка условий деятельности). К средствам микроэкономический политики относятся: -политика воздействия на труд (переориентация труда на месте, пространственное перемещение, повышение эффективности рынков труда);- политика воздействия на капитал (налоги и субсидии, повышение эффективности рынка капиталов, повышение эффективности управления фирмами, административный контроль за деятельностью предприятий). Целью микроэкономической политики является воздействие на локационные решения фирм и домашних хозяйств, т. е. стимулирование труда и капитала к перемещению в те регионы, которые субъекты региональной политики считают наиболее предпочтительными. Микроэкономические инструменты используются для прямого влияния на предложение товаров на локальных рынках. 2.2. Механизмы реализации региональной экономической политики. Успешность реализации региональной экономической политики в основном зависит от того, как организована в регионе система связей и отношений в заданных параметрах, которая характеризуется термином «механизм». Механизм - это такое внутреннее устройство какой-либо системы (региональной социально-экономической системы), в которой силы воздействия и взаимодействия, приводящие в движение всю систему, одну или несколько структур (подсистем), подчиняются определенному порядку и последовательно преобразуются в единое согласованное движение во времени и пространстве. Отдельные элементы механизма управления не могут быть противоречивыми, иначе их воздействие на региональные воспроизводственные и иные процессы будет носить разнонаправленный характер. Механизм реализации региональной экономической политики рассматривается как сложная многоуровневая система. Он представляет собой совокупность достаточного количества составляющих и предназначен посредством совокупности конкретных методов, инструментов, связей и отношений (вертикальных, горизонтальных, прямых, обратных, непосредственных, косвенных, ближайших, отдаленных, промежуточных, конечных и т.п.) воздействовать на функционирование и развитие региона в соответствии с целевыми установками. Подсистему обеспечения механизма реализации региональной экономической политики можно представить в виде такой «цепочки»: методическое, правовое, организационное, информационное, кадровое, материальное и финансовое обеспечение. Главное требование, которое предъявляется к механизму реализации региональной экономической политики в условиях его относительной экономической самостоятельности - это, с одной стороны, содействовать активизации модернизационных процессов, становлению и развитию рыночной системы, обеспечивающих рост эффективности производства, сбалансированность спроса и предложения, повышение качества товаров и услуг, а с другой - ограничивать приоритет рыночных отношений особенно при решении проблем, которые не могут решаться с помощью рынка, прежде всего социальных и экологических. Приоритетную роль в механизме реализации региональной экономической политики призван сыграть государственно-регулятивный компонент, который ориентирован на сохранение и укрепление социально-экономического пространства региона. Методы, инструменты, применяемые в управлении территориями, используются по поручению государства, т.е. официально, а также в установленном порядке. Они должны отвечать определенным требованиям: обладать способностью формировать и обеспечивать реализацию управляющих воздействий, быть разнообразными и приспособленными к использованию в управлении, реальными и гибкими и участвовать в той или иной мере во всех фазах воспроизводственного процесса. При разработке механизма реализации региональной экономической политики следует учитывать то обстоятельство, что не все стороны (компоненты) региона поддаются прямому управлению. Многие из них развиваются по принципам самоорганизации в силу объективных причин. Важно понять, каким образом они приходят в движение, и выработать систему стимулирования их движения в определенных направлениях, задаваемых специально. 2.3. Перспективы региональной экономической политики. Чтобы эффективно воздействовать на ход социально-экономического развития территории, необходимо учитывать закономерности и факторы современного социально-экономического развития, и в первую очередь новые особенности воспроизводственных процессов. Одни люди работают в материальном производстве, непосредственно воздействуя на вещественный предмет труда, преобразуя его с помощью орудий труда. К ним относятся представители таких профессий, как слесарь, ткачиха, сельскохозяйственный рабочий, сталевар, шахтер, буровик, строитель. Другие люди работают в нематериальном производстве, их предмет деятельности - услуги, коммуникации с другими людьми или обработка информации. К ним относятся врач, учитель, государственный служащий, продавец, военный, бухгалтер, программист. Основной тенденцией развития современного общества стало сокращение относительной доли занятых в материальном производстве и увеличение доли тех, кто занят в нематериальном производстве. Выявлению более детальных тенденций современного экономического развития общества помогает классификация секторов общественного производства, предложенная американским социологом и экономистом Д. Беллом. В соответствии с его классификацией все общественное производство подразделяется на три сектора: первичный, вторичный и третичный. К первичному сектору относятся сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, рыболовство и лесоводство, т.е. те виды деятельности, которые связаны преимущественно с природными ресурсами. К вторичному сектору относятся отрасли, занятые обработкой добытых ресурсов: металлургия, машиностроение и металлообработка, химия и нефтехимия, легкая и пищевая промышленность, энергетика, строительство и пр. К третичному сектору относятся наука, искусство, телекоммуникации, производство программного обеспечения, оборона, торговля, медицинское обслуживание, образование, административное управление и другие виды услуг. Цивилизацией накоплено немало знаний об устойчивости государства, сфер общественно-экономической деятельности, в том числе и об устойчивости развития. Люди всегда пытались выяснить, при каких условиях устойчивость развития сохраняется или утрачивается, к чему это приводит, обосновывали соответствующие меры сдерживания, ускорения и т.п. Устойчивость - это относительная неизменность основных параметров территориальной социально-экономической системы, ее способность сохранять их в заданных пределах при отклоняющих (как негативных, так и позитивных) влияниях извне и изнутри. Повышение устойчивости территориальной системы означает повышение степени активного преодоления ею неблагоприятных, в том числе случайных, вариаций внешней среды. Высшей формой устойчивой организации системы является такая, при которой система способна устойчиво развиваться, саморегулироваться, самоуправляться, самосовершенствоваться, максимально используя внутренние, а также заемные ресурсы. Устойчивое социально-экономического развитие региона характеризуется его возможностью обеспечивать положительную динамику уровня и качества жизни населения, использовать в этих целях новые факторы и условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального, природно-ресурсного и экономического потенциала, локализованного на его территории. Таким образом, устойчивое развитие региона характеризуется его способностью, во-первых, удовлетворять общественные потребности, объективно за ним закрепленные в результате территориального разделения труда; во-вторых, организовать надежное воспроизводство, внутренний экономический оборот и с приемлемой эффективностью удовлетворять потребности местного сообщества; в-третьих, создавать условия (ресурсные, социальные, организационные и др.), гарантирующие достойную жизнедеятельность не только живущим, но и будущим поколениям. Для обеспечения устойчивости было и остается признание того, что регион может надежно функционировать в том случае, если обеспечит максимально возможный вывоз и реализацию в других районах своей конкурентоспособной или же уникальной продукции, а также закупку всего необходимого для организации своего жизнеобеспечения. Заключение В результате проведенного исследования региональной экономической политики и механизма ее реализации можно обобщить следующие выводы. Региональная политика представляет собой набор экономических мер для равномерного территориального развития с учетом специфики социально-экономического состояния входящих в состав этого государства административно-территориальных единиц. Современная региональная экономическая политика России характеризуется сложной и многообразной структурой и направленностью. Она включает демографическую, структурную, финансовую, экологическую, инвестиционную и инновационную политику, а также политику занятости, информационного обслуживания и предполагает разработку механизмов выравнивания региональных социально-экономических диспропорций развития, достижение политической и социальной стабильности. Важную роль в реализации современной региональной экономической политики играют органы власти в регионах, а также формы, методы и механизмы государственного регулирования. Все большую роль в региональном развитии приобретают такие методы активного вмешательства федеральных и региональных органов власти в процессы социально-экономического развития, как разработка федеральных и региональных программ, приоритетных проектов в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ и сельского хозяйства. Список литературы 1. В.И. Видяпина, М.В. Степанова: Региональная экономика. Основной курс: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 686 с. - (Высшее образование). 2. В.В. Лазарев: Региональная промышленная политики в условиях кризиса. М.:,2009, стр.58. 3. А.Г. Гранберг: Основы региональной экономики. Учебник для вузов.-М.: ГУ ВШЭ, 2009. 4. М.А. Баринов: Построение модели региональной экономической политики. Динамика сложных систем XXI век. 2011. 5. В.В. Курнышев: Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: Учебное пособие.-М.: КноРус, 2013. 6. Ю.А. Симагин: Региональная экономика России.-М: Финансы и статистика, 2011. 7. Г.Г. Фетисов: Региональная экономика и управление.- М.:ИНФРА-М, 2012. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: