- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Цели и задачи региональной государственной политики.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015861 |
Тема: | Цели и задачи региональной государственной политики. |
Содержание
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт социальных и гуманитарных знаний» ЧОУ ВПО «ИСГЗ» ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Курсовая работа по дисциплине «Региональная экономика и управление» на тему: «Цели и задачи региональной государственной политики» Студентки 4 курса, группы 33.14.14-2.2 Куклина Т.А. Научный руководитель Допущена к защите «__» _________2018 г. Оглавление Введение 3 Глава 1. Региональная политика: основные понятия, цели, задачи 6 Глава 2. Региональная политика как часть государственной политики 18 Глава 3. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления 22 Заключение 29 Библиографический список 31 Введение Во всем мире разные государства несут меньшую ответственность за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем перед территориальными сообществами. Большинство государств вполне могут отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, придерживаясь косвенного регулирования при помощи системы налогов, экологических, антимонопольных и других правовых ограничений, а также законов о труде, деятельности профсоюзов и прочих общественных организаций. При этом любое государство ответственно за экологические, экономические, этнические и иные региональные кризисы, происходящие на его территории, за жизнеобеспечение народа и территориальную целостность страны. Это является обычной нормой политики каждого государства в относительно спокойной фазе его существования. Но эта норма превращается в приоритетную функцию в периоды коренной ломки прежних и формирования новых общественных устоев. В настоящее время наиболее важной проблемой в сфере внутренней политики является вопрос о государственном регулировании территориального развития. По этому поводу существуют принципиальные расхождения между существом проблемы и методами ее решения, между разумной теорией и конъюнктурной практикой. Это вполне естественно, так как дореформенная модель отношений государства и регионов себя изжила не меньше, чем модель экономических отношений. Нестабильная обстановка не позволяет реализоваться долгосрочной региональной стратегии и побуждает государственную власть к чрезвычайным действиям. Такая вынужденная политика лишь временно приглушает внутренние и межрегиональные проблемы, но в дальнейшем постоянно их воспроизводит. Выход из этого возможен при сильной политической воле к упорядочению государственного регулирования территориального развития. Такое упорядочение должно быть основано на непротиворечивых представлениях о предмете, смысле и содержании государственного регулирования. В результате образуется система организационно-правовых механизмов, воздействующих на процессы территориального развития в интересах России, ее регионов, народа. Для реализации данных механизмов применяются различные формы государственной селективной поддержки субъектов федерации и муниципальных образований. К ним относятся действия политического, правового, социального, финансового, экономического или иного характера, организуемые органами государственной власти Объект исследования – сущность региональной политики. Предмет исследования – раскрытие понятия «региональная политика», ее основных целей и задач. Целью исследования является изучение проблемы региональной политики, ее основных особенностей и характеристик. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи: 1)исследовать основные понятия, цели и задачи региональной политики в Российской Федерации; 2)проанализировать особенности региональной политики; 3)выявить достоинства и недостатки в развитии федеративных отношений. В качестве гипотезы выдвигается следующее положение: региональная политика определяется государством и имеет региональный аспект. Для решения вышеперечисленных задач использовались следующие методы исследования: метод системного анализа, а также общие методы описания. Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографического списка. Общий объем курсовой работы составляет 33 страницы. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотеза исследования и методы, используемые в работе. В первом разделе рассматриваются основные понятия, цели, задачи региональной политики, во втором разделе – особенности региональной политики, в третьем – развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления. Список литературы содержит 27 источников. Глава 1. Региональная политика: основные понятия, цели, задачи Специалисты в области региональной политики предлагают различные подходы к определению данного термина. Региональная политика – это система мер, направленных на регулирование развития регионов ради достижения заданных целей. Она может быть субъективной и динамичной. Региональная политика проводится государственной властью в отношении регионов в целях частичного перераспределения ресурсов между ними, а также для сглаживания территориальных различий и оптимизации структуры общества. В структуре региональной политики можно выделить следующие основные элементы: 1)Налоговая политика, представляющая собой определение налоговых платежей и льгот, режим налогообложения предпринимательской деятельности, а также в целом налоговую систему всего региона. 2)Бюджетная политика – механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами. 3)Ценовой политикой принято считать способы и формы государственного регулирования цен и тарифов. 4)Инвестиционная политика – мера поддержки инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределения бюджетных капиталовложений. 5)Структурная политика – система мер по поддержке и реструктуризации предприятий. 6)Институциональная политика – это реорганизация отношений собственности, в том числе и управление государственной собственностью в регионах и взаимодействие с негосударственным сектором. 7)Социальная политика как определение условий и требований к хозяйствующим субъектам для достижения внеэкономических целей. Исследователи, занимающиеся сферой региональной политики, выделяют следующие ее уровни: а) федеральный – определение объективных критериев отношения центра к регионам разного типа в сочетании с системой «индивидуальных» мер, направленных на решение конкретных региональных проблем; б) региональный – выбор модели поведения региональных властей: «либеральная модель», предполагающая отказ от вмешательства власти в хозяйственную деятельность, и «консервативная модель», предполагающая сохранение государственного контроля. Региональная политика в Российской Федерации включает в себя систему целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, механизм их реализации. Регионы – это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации или объединять территорию нескольких субъектов. Региональная политика Российской Федерации ставит перед собой ряд целей, таких как: - обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства; - обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов; - выравнивание условий социально-экономического развития регионов; - предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов; - приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; - максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; - становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. В России региональная политика определяется системой целей и задач органов государственной власти по управлению социально-экономическим развитием внутриреспубликанских регионов, а также механизмом их реализации. Государство занимается регуляцией развития регионов на различных уровнях управления – республиканском и региональном. С одной стороны, регулируется республиканскими органами развития областей, районов, городов; а с другой стороны – местными органами власти развития соответствующих регионов. При переходе экономики к рыночным отношениям меняются соответственно формы и методы взаимодействия территориальных органов управления с республиканскими органами, а также с хозяйственными субъектами рыночной системы. Следовательно, требуется четкое разграничение функций государственных республиканских и местных органов управления, их прав и сфер деятельности при обеспечении наиболее благоприятных условий и возможностей для самоуправления регионов. Это обусловлено децентрализацией процессов управления, переносом ряда направлений реформы на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы, использовании природных ресурсов, а также усилением ответственности региональной администрации за ход экономической реформы. Любой регион вправе самостоятельно использовать свои ресурсы, создавая научно-технический и социально-экономический потенциал для ускорения территориального развития. В этом случае предусмотрена дифференцированная региональная политика, которая зависит напрямую от местных условий. Также необходимо обеспечить экономическую целостность республики, единство экономической системы. Учитываются при этом различные стартовые условия вхождения на региональный рынок, а также ограниченные возможности самообеспеченности и самофинансирования. Государство способствует поддержанию экономической, социальной и политической стабильности в каждом регионе. В его обязанности входит также обеспечение эффективного взаимодействия регионов, единства общих принципов функционирования рынка на всей его территории, применение конкретных методов для решения проблем в отдельных регионах. Центр регулирует основные параметры регионального развития с помощью законодательных и нормативных актов, ценообразования, налоговой политики и др. Выработав единую научно-техническую политику, которая в силе стабилизировать экономику в регионах; центр формирует интеллектуальный и кадровый потенциал. Многие исследователи утверждают, что основными направлениями социально-экономического развития России определяется приоритетная цель региональной политики, которая заключается в рациональном использовании объективных преимуществ социально-экономического и экологического потенциала регионов, в том числе территориального разделения труда для создания благоприятных условий жизни населения во всех регионах страны. Для этого необходимо: - максимально задействовать и активировать внутренний потенциал каждого региона; - сократить неоправданный разрыв в социально-экономическом развитии регионов; - удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных городах. В ближайшей перспективе важнейшими направлениями региональной политики являются: - формирование региональных систем социальной и производственной инфраструктуры; - обеспечение экологической безопасности проживания населения; - формирование и развитие региональных рынков трудовых ресурсов, потребительских товаров и др. Региональная политика направлена на создание в каждом регионе ресурсно-финансового потенциала, который, в свою очередь, должен быть достаточным для решения основных задач социально-экономического развития. Эти задачи включают в себя обеспечение комплексного развития региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и качестве жизни в городах различных категорий. В системе внутренней политики регионов особое место занимает социальная политика. Социальная политика представляет собой особый аспект внутренней политики, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Социальные отношения возникают и развиваются между людьми в процессе их общения, которое может приобретать различные формы: а) общение между социальными группами; б) общение между классами; в) общение между нациями; г) общение внутри социальных групп, классов и наций; д) общение между семьями и внутри них. Таким образом, все виды политики государства тесно взаимосвязаны между собой. Но важное значение в развитии общества имеет диалектическая взаимосвязь между экономической и социальной политикой. Она находит свое отражение в двух аспектах: а) экономическая политика как процесс регулирования деятельности людей по созданию материальных и духовных благ является важнейшим условием роста народного благосостояния; б) социальная политика как процесс воздействия на взаимоотношения между людьми по использованию ими материальных и духовных благ, т.е. всестороннего совершенствования всех членов общества, исходя из принципов социальной справедливости. В результате, то, что для одной политики является конечным итогом, для другой – исходным пунктом. Социальная политика в условиях рыночной экономики создает необходимые условия для удовлетворения потребностей населения страны и обеспечения социального мира в обществе. Также в ее задачи входит нахождение консенсуса в вопросах между различными социальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе, что в свою очередь напрямую воздействует на нормальное функционирование рыночного хозяйства. Для полной реализации социальной политики региона учитывать следующие требования: - во-первых, принцип экономической свободы человека, а также признания прав предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующуюся на социальном партнерстве; - во-вторых, принцип доверия к регулирующей роли рынка. Спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция определяют положение на рынке; - в-третьих, принцип ответственности государства за «игру» рыночных сил, выработку и соблюдение ее правил, за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; - в-четвертых, принцип большей загруженности более трудоспособных, с целью помочь менее трудоспособным; - в-пятых, принцип участия работников в управлении производством, общественной и государственной жизни. Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации содержится в программе социальных реформ, которая выделяет следующие стратегические цели социальной политики: - достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения страны; - обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; - гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры и т.д.; - переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям; - нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; - существенное улучшение социальной инфраструктуры. Для достижения указанных целей требуется выполнение следующих условий: 1)восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников; 2)обеспечение справедливого распределения доходов, на основе использования новой системы налогового законодательства и введения эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением; 3)стимулирование вложения доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности в инвестирование и кредитование социально-значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности, в том числе улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования; 4)проведение разумной политики в сфере занятости населения, которая с одной стороны, не допустит массовой безработицы, а с другой, – не будет препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики; 5)конкретизация социальной поддержки нуждающимся гражданам на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий; 6)создание благоприятных условий жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизнеобеспечения детей; 7)увеличение значения социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков; 8)стабильное финансирование отраслей социальной инфраструктуры и программ, гарантирующих гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта. В соответствии с этой программой социальных реформ в России намеченные цели социальной политики планируется достигнуть в два этапа. На первом этапе разрабатываются такие задачи, как: - стабилизация уровня жизни населения; - постепенное сокращение масштабов бедности; - уменьшение разрыва в уровне качества жизни между различными категориями населения; - недопущение массовой безработицы; - усиление защиты трудовых и социальных прав граждан. Решению задач поможет реализация следующих мер: - ликвидация и дальнейшее предотвращение задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; - систематизация действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления; - комплектование системы государственных минимальных социальных стандартов; - законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета, исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги; - предотвращение массовой безработицы в регионах с критической ситуацией на рынке труда. Второй этап характеризуется более благоприятными экономическими условиями. В результате появляются предпосылки для динамичного развития российской экономики, которое основывается на материальных и финансовых возможностях для увеличения расходов на социальные нужды. Также предполагается реальный рост денежных доходов населения, искоренение массовой бедности, обеспечение оптимального уровня занятости. На этом этапе намечается решить следующий комплекс задач: - повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соответствующих групп населения; - введение нового стандарта оплаты труда – часовую тарифную ставку; - внедрение на основе социального партнерства механизма тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики; - увеличение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы до уровня заработной платы в производственных отраслях; - изменение системы налогообложения индивидуальных денежных доходов населения в направлении, обеспечивающем более справедливое распределение доходов и уменьшение их дифференциации; - реализация комплексной программы создания и сохранения рабочих мест; - создание полноценную системы защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса; - реализация широкомасштабной пенсионной реформы. В социальной политике регионов делается акцент на некоторых чрезвычайно важных вопросах, по которым и осуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе. К ним можно отнести: а) политику в сфере доходов и личного потребления семей; б) политику в сфере общественного благосостояния; в) политику в сфере воспроизводства населения рабочей силы и занятости; г) политику по поддержке «слабых групп» в обществе; д) политику по развитию отраслей социальной инфраструктуры. Объектом политики в сфере доходов и личного потребления семей является оплата труда лиц, работающих по найму. Такая политика ставит перед собой цели – содействие стимулированию результатов трудовой деятельности, профессиональной и территориальной мобильности населения, сокращение необоснованно высокой в настоящее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановление и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда. Политика в сфере общественного благосостояния предусматривает разработку и использование в качестве инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты населения от инфляции, а также поддержку со стороны государства нерыночного сектора национальной экономики, т.е. неориентированных на коммерческие критерии отраслей и видов деятельности. Политика в области труда и занятости содержит мероприятия по созданию новых рабочих мест, обеспечению функционирования служб и Фонда содействия занятости, выплаты пособий по безработице, организации оплаты общественных работ для временно незанятых. Основное содержание политики по поддержке социально незащищенных групп населения выражается в постоянном совершенствовании пенсионной системы на основе: а) обеспечения соответствия минимального размера пенсии величине прожиточного минимума пенсионера; б) периодической индексации пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране; в) использования механизма начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника; г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов. Политика в отношении отраслей социальной инфраструктуры содержит комплекс мероприятий, направленных на создание условий для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы; своевременное выделение бюджетных ассигнований на всех уровнях хозяйственной системы страны и в полном объеме; выделение средств на реализацию федеральных целевых программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и культуры, укрепление их материально-технической базы; расширение жилищного строительства; совершенствование коммунального хозяйства. Таким образом, для реализации в практической деятельности по регулированию происходящих в обществе процессов всех перечисленных аспектов социальной политики государства необходим особый механизм решения социальных проблем, важным структурным элементом которого является стратегическое планирование. Глава 2. Региональная политика как часть государственной политики Государство является центральной частью политики. Исследователи, занимающиеся этой сферой, выделяют ряд определений государственной политики. Но большинство из них обладают схожими чертами, которые и образуют в конечном счете более полное определение: - реагирование на реальные проблемы и потребности общества в целом или его отдельных групп; - ориентация на достижение цели; - выработанный курс действий; - решение о «действии» или «бездействии»; - обоснование причин и действий, заложенных в основе государственной политики; - принятие решений, а не их намерение. Обобщая выше указанные характеристики, можно сделать вывод о том, что государственная политика – это система взаимосвязанных, последовательных, управленческих воздействий, объединенных единством цели, объекта и принципов деятельности. Государственная политика является одним из видов государственно-управленческой деятельности. Ее анализ предполагает сопоставление политики с другими видами управления, например, рутинным управлением, единичными мерами, программным (программно-целевым) и стратегическим управлением. Вне зависимости от наличия или отсутствия государственной идеологии, государственная политика идеологически обосновывается. В случае, если государство напрямую не сообщает о нравственных и эстетических взглядах, то это эта обязанность возлагается на СМИ. Отказ от идеологии имеет место быть, но тогда государственная политика лишается содержания. Одним из популярных способов изучения и планирования госполитики является представление через обязательные, последовательные этапы. В целом, эти этапы соответствуют классическим функциям управления, однако наиболее общий анализ государственной политики ограничивается, как правило, выделением трех базовых функций: принятия решений, их реализации и оценки результатов. Государственной политики базируется также на твердом фундаменте права, который представляет собой основу эффективного функционирования власти и ограничения правовыми рамками. Политические явления могут рассматриваться в разных ракурсах: в отдельно взятых регионах, в рамках компаративного анализа для группы регионов и в срезе отношений между центром и регионами. Необходимо отметить также, что государственная политика, как наука, включает большой комплекс междисциплинарных исследований. Политологи для ее изучения привлекают обширный материал по экономике, правоведению, этнологии, культурологии, используя при этом также наработки других гуманитарных дисциплин. Считается, что такой подход дает комплексное знание о развитии политического процесса в регионе и в государстве в целом, поскольку политика может определяться и неполитическими факторами. В современной правовой литературе наряду с термином «государственная политика» используется близкий ему термин «общественная политика». Разница заключается в том, что государственная политика формируется преимущественно государством, общественная же политика предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества. Однако, и в том, и другом случае политика направлена на решение общественных проблем. Существование этих терминов выявляет разные подходы к их разработке, а также подтверждает размывание в современных условиях грани между субъектами и объектами государственной политики: государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, а также отдельные граждане вправе выступать как субъектами политики, так и ее объектами. В современной России понимание государственной политики рассматривается на трех уровнях: 1)местный (город, район и ниже); 2)региональный (область, край, республика); 3)федеральный. Наибольший интерес для исследователей представляет региональный уровень. Попытки вывести определение «региона» встречаются в работах разных исследователей. Вообще термин «регион» (от лат. regionis – область) имеет значение обширного территориального массива, большого района, который может охватывать несколько территориальных единиц. Также регион может включать и группу стран. Существует и другое определение «региона», которое наиболее точно характеризует его – это определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и собственно пространственного потенциалов государства, находящаяся в юрисдикции органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. В настоящее время термин «регион» стал употребляться чаще как синоним «субъекта», в следствии чего происходит постепенное замещение одного термина другим. В рамках государственной региональной политики это особенно актуально, так как в практике государственного управления России понятия «регион» и «субъект РФ» являются тождественными. Государственная региональная политика – это самостоятельное направление государственной политики по регулированию регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами. В целом, государственная региональная политика является более широким понятием региональной политики. Под региональной политикой в РФ понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Объектом исследования государственной региональной политики являются отношения между центром (государством в целом) и регионами (отдельными территориями). Целью государственной региональной политикой в РФ является реализация конституционно установленных принципов федеративных отношений и обеспечение целостности страны как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. К основным задачам государственной региональной политики относятся: - формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории Российской Федерации, с учетом интересов и приоритетов регионального развития; - создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона; - создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах Российской Федерации. Глава 3. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления Сохранение и укрепление единства и правового пространства Российского государства зависит от успешного формирования федеративных отношений, организации взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Преобразование российской государственности предполагает последовательную реформу федеративного устройства страны, реализацию в полном объеме его конституционных основ. Для реализации этой стратегии необходимо выполнить следующие задачи: - обеспечение защиты интересов Российской Федерации в целом, а также на территории отдельных регионов; - сохранение территориальной целостности Российского государства; - децентрализация власти, расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ и повышение степени их ответственности перед населением; - уравнение реальных прав и компетенции субъектов Российской Федерации; - осуществление мер экономического, административного и правового характера, обеспечивающих самостоятельность регионов, в сочетании с государственной поддержкой и стимулированием экономической активности отдельных регионов; - реальное обеспечение действия прав и свобод человека и гражданина на всей территории государства; - четкое определение круга полномочий федеральных органов государственной власти. В Российской Федерации разработаны основные положения региональной политики, которые включают в себя: 1)децентрализацию власти, которая достигается с помощью закрепления за субъектами РФ большего числа полномочий в сферах совместного ведения, а также усиление влияния населения на принятие решений федеральными органами государственной власти. Такие меры способствуют увеличению эффективности взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов субъектов Российской Федерации. В результате чего достигается обеспечение стабильности развития и укрепления единства Российского государства. 2)осуществление действующего принципа равноправия субъектов Российской Федерации между собой и в отношении с федеральными органами государственной власти. Это обеспечивается с учетом специфики каждого из них путем достижения реального конституционно-правового равенства субъектов Российской Федерации, а также соблюдения прав и интересов субъектов РФ в ходе подготовки и принятия правовых актов федеральных органов государственной власти. Для учета мнения субъектов РФ на этапе разработки планов законопроектов необходимо усовершенствовать существующий законодательный процесс. Особенно важно обеспечить соответствие норм конституций (уставов), законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции и Федеральным законам РФ. Для этого определяется соответствие действующих и вновь принимаемых актов субъектов РФ с Конституцией Российской Федерации. Механизмом достижения такой гармонии должна стать функционирующая независимая судебная власть, способная оперативно и непредвзято рассматривать споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Особая роль здесь принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. В региональной политике важное место занимает пункт, связанный с местным самоуправлением. Дополняя комплекс отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, реформа местного самоуправления завершает построение целостной системы власти в государстве на принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Основной задачей органов местного самоуправления является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения, в результате чего достигается политическая и социальная стабильность в регионе путем взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Компетенция местного самоуправления определяется исходя из принципа возложения субъектом Российской Федерации и Российской Федерацией на органы местного самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии выполнить. Такой метод ясно показывает способность органов местного самоуправления успешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности населения. Для создания единой для всего Российского государства системы территориальной организации местного самоуправления и развития институтов местного самоуправления был принят Федеральный закон № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по которому территория субъекта РФ имеет четкое разграничение между городскими и сельскими поселениями. Сельское поселение включает в себя один или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией. Если на его территории плотность сельского населения в три раза ниже средней плотности сельского населения по России, то оно может быть отнесено к межселенным территориям. Сюда не входят также города и поселения, наделенные статусом городского округа. Поселения и межселенные территории входят в состав муниципальных районов. Проблема реализации территориальной реформы местного самоуправления заключается в определении административно-территориального статуса городов. Существует две альтернативы – стать городским округом или городским поселением. Крупные города в таком случае становятся городами областного или республиканского подчинения, а небольшие – самостоятельной частью муниципального района. В результате возникает проблема наличия у прилегающих к городу (городскому округу) муниципальных районов с достаточн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: