VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации» на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003726
Тема: Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации» на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет физической культуры и спорта
Кафедра медико-биологических дисциплин
Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
направленность (профиль)  "Безопасность жизнедеятельности"
На тему: «Применение интерактивных технологий при изучении темы    «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской       Федерации» на уроках   основ безопасности жизнедеятельности»
                                     Выполнил:
студент 4 курса факультета физи-ческой культуры и спорта
группы ПБЖ–41 очной формы обучения
                                     Батухтин Виктор Владимирович
_____________________/подпись/
Научный руководитель: 
кафедры медико – биологических дисциплин и БЖ
                                      Тулякова Ольга Валерьевна
                                     _____________________/подпись/
Допущено к защите в ГЭК:______________
    (дата)
Заведующий  кафедрой МБД
______________                          .         канд. биол. наук, доцент  М.А Морозова
(подпись)
Декан факультета физической культуры и спорта
______________                                   канд. пед. наук, доцент А. Г. Капустин
(подпись)
Киров
2017
Оглавление 
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1 Интерактивные технологии и их использование на уроках безопасности жизнедеятельности………………………………………
7
1.1 Интерактивные технологии как вид педагогических технологий……
7
1.2 Возрастные особенности старшего школьного возраста……………...
22
1.3 Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации……………………………………………………………………
28
Глава 2 Методологические основы научного исследования……………...
47
2.1 Объект, предмет и рабочая гипотеза исследования……………………
47
2.2 Цели и задачи исследования……………………………………………
47
2.3 Методы исследования……………………………………………………
47
2.4 Организация исследования……………………………………………...
48
Глава 3 Педагогический эксперимент………………………………………

Заключение……………………………………………………………………

Библиографический список…………………………………………………










Введение
     Актуальность. Повышение качества образования является одной из важнейших задач, и поэтому образовательные результаты в настоящее время характеризуются не только суммой усвоенных знаний и умений, но и опытом деятельности по применению знаний для решения нестандартных ситуаций.
     Эффективность дидактического процесса в большей степени зависит от выбора и внедрения тех или иных педагогических технологий. Функция преподавателя в рамках образовательного процесса – обеспечение последовательных, технологических операций, организация и контроль деятельности учащихся. Совокупность действий преподавателя и познавательной деятельности учащихся определяет дидактический процесс.
     Проектирование образовательного процесса включает в себя выбор форм, методов, подходов и методик, планирование применения различных методов обучения, анализ проведенной работы, структурирование учебного материала, определение оптимальных уровней знаний, умений, навыков и компетенций, которыми должны овладеть учащиеся; определение меж- предметных и других связей и т.д., а значит, выбор, прежде всего, педагогической технологии, которая будет использоваться в образовательном процессе.
     Решение проблемы государственной политики в области противодействия терроризму и экстремизму является одной из главных проблем больших государств, которые помогали странам ближнего Востока на территории которых были войны, так как за последнее время произошло большое количество террористических и экстремистских атак, в которых пострадало немалое количество человек. В нашем мире политическая обстановка быстро меняется, поэтому необходимо защитить страну от террористических и экстремистских угроз.
      В настоящее время современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом. Вышеперечисленные факторы в определенной степени стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, начинают появляться различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через экстремизм и терроризм.
      Экстремизм и его разновидность терроризм продолжают представлять реальную опасность как для международного сообщества в целом, так и для нашего государства в частности.
      Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, но и в немалой степени, это задача и самой молодежи. Эта работа зависит от четкой позиции государства, общеобразовательных учреждений, общественных объединений, студентов. В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и укреплении нашего экономического и политического потенциала.
     Терроризм во всех его формах и проявлениях, и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости относится к числу опаснейших преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Терроризм превратился в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости, а прогнозы ученых и практиков относительно дальнейшего развития террористической деятельности кажутся не самыми утешительными.
          Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, даже те, кто не имеет никакого отношения к конфликту. Вот поэтому уделяется большое внимание изучению темы «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации».
      Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика.
      Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.
      Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации образования.
      Использование интерактивных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (ОБЖ, биологии, географии, иностранному языку, истории, литературе, математике, русскому языку, физике, химии, …) мог подготовить и провести урок с использованием интерактивных технологий. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
      При использовании интерактивных технологий происходит развитие способностей не только у обучающихся, но и у самого учителя, так как при создании такого урока учитель задействует все свои способности и умения.
     Теоретическая значимость. Изучение основ противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации, позволяет теоретически обосновывать целостную картину экстремизма и терроризма на современном этапе с учетом выявленных проблем, пробелов, достижений и успехов в решении данной проблемы.  
     Практическая значимость заключается в создании рабочей тетради, содержащей учебные материалы с применением интерактивных технологий, а также контрольные задания по теме «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации».
      
      
      
      
      
Глава 1 Интерактивные технологии и их использование на уроках безопасности жизнедеятельности
1.1. Интерактивные технологии как вид педагогических технологий 
      Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Исследованиями педагогических технологий в образовательном процессе занимались Беспалько В.П., Панфилова А.П., Кукушкин В.С., Полат Е.С. и др. [3, 4, 18]
      Технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, её структурой, средствами, методами и формами. В структуру педагогической технологии входят:
       а) концептуальная основа;
       б) содержательная часть обучения;
           - цели обучения - общие и конкретные;
           - содержание учебного материала;
      в) процессуальная часть - технологический процесс;
          - организация учебного процесса;
          - методы и формы учебной деятельности школьника;
          - методы и формы работы учителя;
        - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
          - диагностика учебного процесса.
     Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям.
     Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философские, психологические, социально - педагогические обоснования достижения образовательных целей. 
     Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех её частей, целостностью.
     Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.
      В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения.  В процессе совершенствования технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования как важная часть образовательной технологии во многом определяет и её процессуальную часть. Таким образом, процессуальная и содержательная части технологии образования адекватно отражают друг друга.
     Между ними есть ещё один компонент - важное дидактическое средство - школьный учебник, играющий важнейшую роль в определении содержания образования, процессуальной части технологии и в реализации их единства. В последние годы создано много вариативных учебников, что в сочетании с выбранной технологией делает возможным повышение качества образования.
     Одна и та же технология может исполняться различными педагогами более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. В этом исполнении неизбежно присутствует личностная компонента мастера, определенная специфика, но определяющей является компонента, характеризующая закономерности усвоения материала, состав и последовательность действий учащихся. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется.
     Любая современная технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, германизацией и демократизацией общества. Её источниками и составными элементами являются:
       - социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
       - наука - педагогическая, психологическая, общественные науки;
       - передовой педагогический опыт;
       - опыт прошлого, отечественный и зарубежный;
       - народная педагогика.
     Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем- либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия. Учитель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). 
     Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими школьниками. 
     Задачами интерактивных форм обучения являются: 
      * пробуждение у обучающихся интереса; 
      * эффективное усвоение учебного материала; 
      * самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); 
      * установление взаимодействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства; 
      * формирование у обучающихся мнения и отношения.
      При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы: 
      * Круглый стол (дискуссия, дебаты) 
      * Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака) 
      * Деловые и ролевые игры 
      * Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ) 
      * Мастер класс 
      Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы. Принципы работы на интерактивном занятии: 
      * занятие – не лекция, а общая работа. 
      * все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы. 
      * каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу. 
      * нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея). 
      * все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению. 
      Интерактивные технологии мы рассматриваем как вид педагогических технологий, которым присущи следующие характеристики: технологичность, концептуальность, системность, эффективность, взаимосвязь содержательной и процессуальной технологии. Эффективность применения интерактивных технологий на занятиях в школе зависит, в том числе и от педагогического мастерства преподавателя. 
     После того как мы рассмотрели технологии обучения, стоит обратить внимание и на методы обучения. Определение «метод» происходит от греч. «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине.
     Метод обучения -  способ представления информации студенту в ходе его познавательной деятельности. Это действия, которые взаимосвязывают учителя и ученика, то есть бинарные, двойственные по своей сути.
     По мнению И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, предложивших выделить пять методов обучения по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
     Первый объяснительно-иллюстративный метод, обучающиеся получают свои знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, выводы, оценки, учащиеся остаются в рамках репродуктивного мышления. В школе данный метод находит широкое применение для большого количества информации.
     Второй метод репродуктивный. К нему относится применение изучаемого на основе образца или правила. Деятельность учащихся принимает алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам сходных, аналогичных с показанным образцом ситуациях. 
     Третий метод проблемного изложения. Используя различные источники и средства, педагог, прежде чем изложить материал, ставит перед учащимися проблему, формулируя в ней познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивает точки зрения, различные подходы, показывает способы решения поставленной задачи. Учащиеся становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в настоящем, и в прошлом данный подход широко используется.
     Пятый метод исследовательский. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдение и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.  Методы учебной работы перерастают непосредственно в методы научного исследования.
     Распространённая классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы.
* Словесные: рассказ, беседа, инструктаж и др.;
* Практические методы: упражнения тренировки, самоуправление и др.;
* Наглядные методы: иллюстрирование, показ, предъявление материала.
     В отечественной дидактике получила распространение классификация методов обучения, которая принадлежит Ю. К. Бабанскому.
     В данной классификации выделяют три большие группы методов.
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
* Словесные, наглядные и практические (аспект воспитания и передачи учебной информации);
* Индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);
* Репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);
* Самостоятельная работа и работа под руководством преподавателя (аспект управления учением).
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
* Интереса к учению;
* Долга и ответственности в учении.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
* Устный, письменный контроль;
* Лабораторно-практический.
     Также В. Ф. Харламов предложил подразделить на пять групп методов обучения:
1. Методы устного изложений знаний педагогом и активизации познавательной деятельности учащихся – рассказ, объяснение, беседа, лекция, метод иллюстрации и показа при устном изложении материала;
2. Методы закрепления изученного материала: беседа и работа с учебником;
3. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
4. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения и лабораторные занятия;
5. Методы контроля знаний, умений и навыков учащихся: устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка домашних заданий и пр.
     Различные подходы к классификациям методов позволяют нам всесторонне рассмотреть многообразие методов и выбрать наиболее эффективные, применительно к конкретным занятиям.
     Четвертый частично-поисковый или эвристический метод, данный метод заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задачах либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом процесс поэтапно корректируется и направляется педагогом или самими учащимися, или на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Данный метод, один из разновидностей которого – эвристическая беседа, - проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.
   Высокое качество учебно-воспитательного процесса невозможно без ориентации на личность каждого отдельного ученика с учетом его индивидуальных склонностей и возможностей, его интересов. Следовательно, одной из целей современного обучения, в частности по предмету ОБЖ, должно стать создание благоприятных условий для развития личности как индивидуальности. 
   Перед школой стоит задача: перейти в новое, более качественное состояние, учитывающее тенденции развития современного общества, и, как результат, сделать свою жизнь содержательной и безопасной. 
   Подготовка подрастающего поколения в условиях современного, быстро меняющегося окружающего мира должна происходить на базе современной педагогики. Но такой подход к образованию возможен только на основе технологической подготовки, которая должна пронизывать весь учебный процесс. 
   Современная педагогика предполагает в обучающем процессе соавторство учителя и ученика, чтобы ученик принял цели обучения, научился планировать свою работу, оценивать, корректировать, самостоятельно овладевать знаниями. 
   Педагог - основной источник разнообразных воздействий и влияний на школьников, важнейший гарант их интеллектуального и личностного роста и развития. 
   В арсенале педагога целый арсенал активных форм познавательной деятельности, используемый на занятиях при изучении предмета ОБЖ. Это: 
* семинар;
* диспут; обсуждение сообщений, докладов, рефератов; 
* конференция; 
* защита проектов и рефератов; 
* викторина с вариантами ответов; 
* аукцион знаний и умений; 
* мозговая атака; 
* смотр знаний и умений; 
* философский стол. 
   Методика ролевого поведения в дискуссии хорошо прослеживается при проведении занятия в форме «философского стола». 
   Быть философом - значит отдать себе отчет в собственной жизни. Так говорят некоторые философы, и с позиции такого понимания «философский стол» как форма групповой деятельности школьников - это коллективная, интеллектуальная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явлений в жизни. 
   Содержание «философского стола» самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на существующие обстоятельства. Планирование данного группового занятия и заключается в развитии у школьников умений обнаруживать объективные закономерности в частном и случайном. 
   Философские размышления - необходимый элемент в становлении личности школьника как субъекта собственной судьбы и жизни. Во время «философского стола» более чем когда либо школьник реализует в полной степени основную функцию человека - мыслить. 
   К общим вопросам обсуждения относятся такие, как «Жизнь и смерть», «Безопасность и опасность», «Свобода и долг», «Цена и ценность» и т. д. Но предметом разговора может стать и узкий вопрос, выдвинутый конкретными обстоятельствами в школе, классе. Например, «Конфликт в классе», «Нужна ли самодисциплина человеку», «Безобидна ли шалость с огнем». Обсуждаться философски «за столом» могут и отдельное понятие (например, «доброта») или один вопрос (например, «духовность - это со причастность жизни»). Разумеется, составляется некоторая программа разговора в виде трех-пяти вопросов. Эти вопросы логически связанны и тем самым определяют движение коллективной мысли в ведомом разговоре. Вопросы оглашаются задолго (за неделю) до «философского стола». 
   Педагог договаривается с некоторыми учениками о том, что они возьмут на себя начало обсуждения какого-то одного вопроса, рекомендует посмотреть книги, словари, справочники, газеты, журналы, вспомнить кинофильмы. В течение недели ученики могут побеседовать на эту тему с родителями, приятелями, учителями, продумать свои жизненные события и ситуации и наблюдения или специально организовать наблюдения за людьми на улице, в общественных местах. 
   «Философский стол» сопровождается ритуалом зажжения свечи как символа живой мысли, музыкой, помогающей создать необходимое психологическое состояние. Располагаются участники разговора «по кругу», где все они равные участники беседы. Только одному ведущему даются некоторые дополнительные полномочия организационного плана. 
   Участие педагога обязательно, но следует сделать все, чтобы исключить момент поучения, наставления. Полезно пригласить на «философский стол» учащихся на год моложе, чтобы ознакомить их с такой формой занятий и более плодотворно в будущем устраивать такого рода дискуссии. 
   Эффективным приемом для стимулирования духовной активности детей является разделение всех участников на две группы: одна - выдвигает суждения, ей оппонирует другая. При этом нужны фигура судьи (рефери, арбитр или группы судей (жюри), а также четкие этические правила ведения разговоров. 
   Но философская беседа за столом может протекать спокойно, ровно, без азарта и жажды первенства. Если система заготовленных вопросов логически выдержана, то движение вопроса к вопросу станет постижением истины, движением к сущности явления, ситуации от его формы. Важно, чтобы философские размышления не уводили детей от повседневной жизни, а, наоборот, помогали обрести способность видеть философскую проблему в конкретности жизни. Поэтому чрезвычайно важным становится наряду с системой вопросов подбор ярких иллюстраций, примеров анализируемого явления. 
   К сожалению, нередко на уроках ОБЖ деятельность учителя сводится к объяснению, рассказу нового материала и традиционному опросу, а ведь школа должна дать не только знания по предмету, она должна научить самостоятельной деятельности, умению разрешать быстрые и нестандартные ситуации; учить терпимости, взаимопомощи, умению ценить взаимоотношения и общение с другими людьми, что создает условия для развития творческого, самобытного в человеке и формирует у него волевой компонент в деятельности по отстаиванию, защите своего мнения, убеждения и достижения. 
   Одной из форм организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках ОБЖ, в ходе которой происходит овладение знаниями, формирование у детей умения и навыков, является групповая работа: работа малыми группами, работа в микрогруппах. 
   Данная форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся относится к личностно ориентированным технологиям обучения, ставящим в центр внимания личностное развитие каждого школьника с учетом его индивидуальных возможностей. Цель обучения в малых группах - освоение новых знаний, умений и навыков на уровне, соответствующем индивидуальным особенностям, процесс социализации, формирование коммуникативных умений у учащихся. 
     Технология групповой работы выглядит следующим образом: 
     1. Подготовка к выполнению группового задания: 
* постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); 
* инструктаж о последовательности работы; 
* раздача дидактического материала по группам. 
     2. Групповая работа: 
* знакомство с материалом, планирование работы в группе; 
* распределение заданий внутри группы; 
* индивидуальное выполнение задания; 
* обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; 
* обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); 
* подведение итогов группового задания. 
     3. Заключительная часть: 
* сообщение о результатах работы в группах; 
* анализ познавательной задачи, рефлексия; 
* общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели;
* дополнительная информация учителя. 
     Групповая работа по содержанию заданий может быть: 
* однородной (единое содержание групповой работы); 
* дифференцированной (различные задания у каждой группы); 
* комбинированной (как одинаковые, так и различные задания). 
     По составу групповая работа подразделяется: 
* на работу в малых группах постоянного состава; 
* работу в малых группах переменного состава. 
     Кроме этого группы могут получать задания разные, но работающие на общий результат (проработка каждой группой отдельных вопросов темы). Отметим, что групповая работа может быть включена в урок как отдельный этап или как способ организации урока в целом. 
     Групповая форма работы возможна при изучении всех разделов курса и интенсивной самостоятельной работе, обмене мнениями, совместном поиске истины (например, темы «Нарушение экологического равновесия» - 8 класс, «Международное гуманитарное право» - 9 класс, «Здоровый образ жизни» и др.). 
     Так же эффективна групповая работа при подготовке и проведении тематических учебных конференций, посвященных какой-либо проблеме, диспутов, а также нетрадиционных уроков: 
* урок-суд; 
* урок-путешествие; 
* урок-диалог; 
* урок-конкурс; 
* урок открытых вопросов; 
* урок-анализ; 
* урок-практикум; 
* Интегрированный урок. 
     Итоговым уроком по теме может быть «общественный смотр знаний». Это коллективные отчеты учащихся по наиболее сложной теме. Длится такой «смотр» один час. Включает и устные ответы, и письменные работы, и решение ситуаций. 
     Таким образом, в арсенале учителя ОБЖ имеется большой спектр интерактивных технологий для использования их на уроках. Их применение будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся, эффективности усвоения нового материала, выработки умений и навыков.
     В последнее время в образовательной практике общеобразовательной школы широко задействуются и используются интерактивные методы, Данные методы можно разделить на следующие группы:
* Методы создания положительной мотивации (построение профессиональных перспектив, эмоциональное стимулирование, учет личных учебных достижений, создание психологически комфортных условий обучения), соответствующие ориентировочно-мотивационному этапу;
* Методы организации интерактивной познавательной когнитивной и практической деятельности учащегося (обсуждения, дискуссия, решение задач на основе анализа конкретных ситуаций, проекты, учебные исследования), соответствует операционно-исполнительскому этапу;
* Рефлексивно-оценочные методы (анализ результатов контроля и само контроля знаний, диагностика учебных затруднений, оценивание значимости приобретённых знаний и умений);
* Методы развития личной образовательной среды обучения (привлечение личного опыта обучающегося, практическая ориентация, открытое планирование обучения, работа с дополнительными источниками информации).
     Мы можем выделить следующие основные пути повышения активности обучающихся и эффективности учебного процесса:
        * Усиление учебной мотивации учащихся за счет внутренних и внешних мотивов (мотивов-стимулов);
        * Создание условий для формирования у учащихся новых и более высоких форм мотивации, формировать стремление к самовыражению и самопознанию в процессе обучения;
        * Давать учащемуся больше новых и более эффективных средств для реализации им своих установок на активное овладение новыми видами деятельности и компетенциями;
        * Обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения данному содержанию;
        * Интенсифицировать умственную работу учащегося за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой;
        * Обеспечение научного обоснованного отбора подлежащего усвоению материала на основе выделения его основного (инвариантного) содержания;
        * Более полно учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
     В конкретных вариантах активных методов обучения акцент делается на одном или нескольких из перечисленных выше данных приемов повышения эффективности образовательного процесса, но ни один из известных методов не может в равной степени использовать ее приемы. Выбор того или иного метода обучения можно определить с помощью ряда факторов.
     Тем самым, владея арсеналом различных методов обучения и воспитания, преподаватель имеет возможность находить пути оптимального решения поставленных на данном уроке задач. В наибольшей степени в последнее время стали востребованы активные и интерактивные методы обучения, которые могут максимально позволить активизировать учащихся, более полно освоить элементы будущей профессиональной деятельности. [2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 18, 19, 22, 24, 25] 
     Интеллект-карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.
     Интеллектуальной картой считается изображение информации в графическом виде на большом листе. В себе оно отражает связи между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Данный способ понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Словесное же описание порождает массу лишней информации, заставляет работать мозг в не свойственной ему манере. В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрому утомлению.
     Первые примеры создания интеллект-карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетие назад, широкое применение интеллектуальных карт началось во второй половине ?? в. благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Он систематизировал использование ментальных к.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%