VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экологическое воспитание учащихся на уроках «основы безопасности жизнедеятельности»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012852
Тема: Экологическое воспитание учащихся на уроках «основы безопасности жизнедеятельности»
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Факультет физической культуры, спорта и безопасности
Кафедра безопасности жизнедеятельности

Экологическое воспитание учащихся на уроках «основы безопасности жизнедеятельности»
Выпускная квалификационная работа



 Квалификационная работа                           Исполнитель:
допущена к защите                                         Шестернин Антон  Анатольевич,
Заведующий кафедрой                                    обучающийся 5 курса	
безопасности жизнедеятельности                 гр.-БЭ-51     
 
____________________________                  ______________________                                                                                   
          дата            подпись                                                   подпись                                                                                               
              

                                                                          Научный руководитель:                                               
                                                                          Мельникова Наталья Фёдоровна,                                                         
                                                                          доцент 
                                                                          _______________________
                                                                                        подпись
Екатеринбург
 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ  В  УСЛОВИЯХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ  …..……………………………………………………………..6

1.1. Экологическое  воспитание: основные понятия,  структура………………6
1.2. Федеральные  государственные образовательные стандарты- 
       нормативный компонент содержания экологического  воспитания.............14
1.3. Педагогические условия экологического  воспитания  на уроках ОБЖ …17

ГЛАВА  II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО  ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ……………………………………………………………………………......36

2.1.  Определение  исходного уровня  экологического  воспитания                
      школьников  (констатирующий эксперимент) ................................................36
2.2.  Использование    форм и методов  экологического воспитания  на 
      уроках    ОБЖ с целью повышения его уровня у  учащихся 5 класса 
      (формирующий         эксперимент) ...................................................................42
2.3.  Анализ результатов экспериментальной работы   использования               
      методов и форм экологического     воспитания на уроках ОБЖ………....49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….…………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..63
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. 
 Многолетние  изменения человеком  природной среды породили глобальную  проблему – проблему экологическую. Она связана с ухудшением качества окружающей человека природы в результате развития промышленного производства, роста городов и транспорта, с истощением  энергетических и сырьевых ресурсов, разрушительными последствиями военных конфликтов,  увеличением  отрицательного влияния человека  на природу и связанными с ними нарушениями естественных природных процессов.
Как показал анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме,   в настоящее время сложилась противоречивая ситуация:
– между  необходимостью усиления внимания к экологическим вопросам в  школе и имеющимся  спектором  естественнонаучных дисциплин в решении задач экологического образования и воспитания  учащихся, возрастанием  интереса к решению данной проблемы со стороны учителей и учащихся, а с другой-  отсутствие системной работы в области  экологического  образования и воспитания;
– между  первоочередными задачами по  экологическому  воспитанию  и недостаточными темпами становления основ экологической культуры у школьников ;
– между повышением  у старшеклассников уровня теоретических знаний по экологии и недостаточной практической экологической деятельностью, в результате чего наблюдается отсутствие навыков экологической деятельности в окружающей среде и быту.
Важность и актуальность  исследуемой проблемы, ее недостаточное  практическое  решение  определили выбор темы исследования: «Экологическое воспитание  на уроках ОБЖ», проблема которой сформулирована нами следующим образом: какие  формы и методы  экологического воспитания наиболее эффективны в учебной деятельности  на  уроках ОБЖ.
Объект – процесс экологического воспитания  школьников на уроках
 « Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет – педагогический процесс совершенствования экологического
воспитания  учащихся  в учебной деятельности на основе изучения дисциплины  ОБЖ.
Цель исследования – выявление, разработка и теоретическое обоснование  педагогических  форм и методов  экологического воспитания  учащихся  в процессе учебной деятельности на уроках ОБЖ.
Вышеназванные объект, предмет и цель  позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал  по определению  основных тенденций развития экологического воспитания.
2. Выявить  наиболее эффективные  формы и методы экологического воспитания.
3.Разработать методику по повышению эффективности экологического воспитания  обучающихся на уроках ОБЖ.
4.Экспериментальным путём проверить эффективность данной методики   в 5 классе.
Методы исследования: 
Теоретические- анализ философской, психолого-педагогической, методической и экологической литературы по исследуемой проблеме; изучение директивных, нормативных и программно-методических документов об образовании, охране окружающей среды, экологическом образовании;
Практические - прямое и косвенное наблюдение на уроках ОБЖ,  изучение  педагогического опыта; анкетирование, анализ и синтез результатов   исследования;
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №  6 им. П. П. Бажова» 
  г. Сысерть, 2016-2017 учебный год . Возрастная группа –  28 учащихся 5-а класса  и  26 учащихся 5-б класса.
























ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ  В  УСЛОВИЯХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ  

     1.1. Экологическое  воспитание: основные понятия, структура
              Воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения динамики  развития общества.
              В педагогике можно встретить понятие «воспитание», употребляемое в нескольких значениях:
1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая  максимальному развитию личности ребёнка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей;
2) целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно- воспитательных учреждениях, специально подготовленными специалистами. [5] 
   Слово «экология»  прочно вошло в наш словарный  запас. Термин «экология» был предложен в 1866 году Э. Геккелем для обозначения «общей науки об отношениях организмов к окружающей среде». Позже появилось обозначение: экология – наука, которая исследует закономерности жизнедеятельности организмов (в любых её проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественном окружении с учетом тех изменений, которые вызываются деятельностью человека (согласно В. А. Радкевичу, 1983 г.). В настоящее время экологию все чаще определяют  областью знаний о природе, которая объединила  в себе естественнонаучные, социальные, технические сведения о взаимодействии сложных живых систем, включая человека, обеспечении и развитии жизни, благополучии человечества [6].
     Довольно долго экологическому воспитанию не уделялось должного внимания. Термин «экологическое образование и воспитание» был принят в нашей стране в результате обновления образования и принятия Стандартов. Ввел это понятие в 1980 году И. Д. Зверев. Являясь относительно новым разделом воспитания, экологическое воспитание находится на этапе развития.
     Следует отличать понятия «экологическое воспитание» от «экологического образования». Определение экологического образования принято связывать с первой конференцией по этой тематике, прошедшей в 1970 году в городе Карсон-Сити (США, Невада). Там была принята такая формулировка: «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды» [16]. Это определение определяет   не только принципы экологического образования, но и воспитания и просвещения.
     Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема  отношения  человека к окружающей среде с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической науки  (Я.А. Коменский,  Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие).
     В современной научной, философской, социально-психологической, педагогической литературе имеется несколько трактований  понятия «экологическое воспитание»: как совершенствование форм и способов взаимодействия человека и природы, в соответствии с регламентирующими их нормативными актами и общественным сознанием (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович и др.) [2], как целенаправленное формирование у людей экологического стиля мышления , как процесс формирования экологических установок и ориентаций личности (желаний, стремлений, хотений, убеждений и т.п.), т.е. формирование мотивационной готовности личности к экологической деятельности (С.В. Алексеев, Т.В. Корнер и др.) [1], как формирование качеств личности, которые обусловили бы готовность к экологически правильному взаимодействию с природой 
     .
     Мы рассматриваем экологическое воспитание как  1) целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности; 
2) развитие у обучающегося чувства  экологической ответственности и экологически ответственного поведения , бережного отношения к природе. [5] 
     Следовательно, школа как один из основных элементов государства, должна создавать условия для воспитания экологически подготовленной личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся окружающем мире, социально-экономических условиях, самостоятельно работать над развитием собственной образованности, повышением своего культурного уровня,  особенно уровня экологической культуры. 
     Анализируя содержание требований государства, учитывая высокий уровень образовательных запросов современного общества, мы пришли к выводу, что для получения  высоких результатов в  воспитании экологической культуры у детей в образовательном учреждении необходимо создание оптимально организованной образовательной среды.
     Обратим внимание на основные  компоненты образовательной среды. 
               С.В. Тарасов отмечает, что образовательная среда школы имеет следующую структуру: 
-пространственный компонент (архитектурно–эстетическая окружение жизненного пространства школьников,  традиции и др.); 
-содержательно–методический компонент (методики  обучения и воспитания, образовательные программы, формы и методы организации 
обучения и др.); 
-коммуникационно–организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная сфера) [29]. 
                В.И. Панов  в качестве основных структурных компонентов образовательной среды выделяет: 
-  деятельностный ( объединение  различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся); 
- коммуникативный ( способы взаимодействия учащихся с данной образовательной средой и другими ее субъектами); 
- пространственно-предметный (пространственно-предметные средства,  которые обеспечивают возможность пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды) [20]. 
     Таким образом, рассматривая  составные части  образовательной среды, мы предполагаем, что образовательная среда - это специально созданная и определенным образом организованная  часть образовательного пространства, в которой осуществляется целенаправленная образовательная деятельность в целях осуществления процесса воспитания экологической культуры у подростков. 
         Заметим, что экологическое воспитание представляет собой
педагогическую систему, включающую взаимосвязанные элементы: цель, принципы, содержание, средства, методы.
         Известно, что цель – определяющая характеристика воспитательной системы.
          Нет единого определения главной цели экологического воспитания. В одних случаях, цель утверждается как «подготовка экологически грамотного человека»  [24]; в других – «воспитание ответственного отношения к социоприродной среде» ; в-третьих – «формирование экологического сознания»  [3]; в-четвертых –«экологическая культура» (Н.С. Дежникова, Д.Л.Теплов и др.) [7].
           Проанализировав ряд  исследований указанных  авторов, мы пришли к выводу, что цель экологического воспитания – формирование экологической культуры как нового качества личности, основанного на влиянии на интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы, т.е. формирование личности безопасного типа , под которой подразумевается:
1) человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений;
2) человек с экологическим сознанием, т.е. способностью  понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и неизменности природной среды и использование этого понимания в практической деятельности. [5] 
Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач: воспитательных - формирование  определённых  знаний об экологических проблемах окружающей среды и пути их разрешения; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оцениванию  состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие желания  к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности анализировать создавшуюся  экологическую  ситуацию), эмоционального (отношение к природе как части самого себя), нравственного (порядочности в действиях к  природному окружению, ответственности).
     Результатом экологического воспитания является наличие  и развитие экологической культуры личности, начало  которой  берётся   в многовековом истории  народа: в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. 
              Экологическое воспитание как педагогический процесс базируется на всех традиционно- педагогических  принципах [17].
Так, А.Н. Захлебный выделяет следующие принципы экологического воспитания:
- принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого походов;
- принцип сотрудничества;
- принцип прогностичности;
- принцип междисциплинарности;
- принцип систематичности и системности;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип непрерывности;
- принцип единства интеллектуального и эмоционального
восприятия окружающей среды с практической деятельностью по
ее защите, уходу и улучшению.
- принцип комплементарности (взаимно-дополнительности) экологического воспитания ко всем другим направления.
            Цель предопределяет другие компоненты системы воспитания и, в первую очередь, содержание.
Содержание экологического воспитания отражается в следующих его разделах [13]: научный, ценностный, нормативный и деятельностный.
Научный - ведущие понятия, определения, теории , дающие характеристику здоровью человека и природной  среде его обитания.
Ценностный - экологические  взгляды  человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как  единое целое; понятие экономической  ценности  окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.
Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.
Деятельностный (формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера).
Экологическое воспитание  в школе выполняет ряд функций, которые кратко можно представить следующим образом:
- Просветительская функция помогает ребенку осознать природу как  самую главную ценность, а также  усвоить  мысль о том, что необходимо применять знания о природе с целью ее сохранения .
- Развивающая функция формирует у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать взаимосвязи,  делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, давать рекомендации по сохранению окружающей природы.
- Воспитательная функция помогает сформировать  у детей  нравственное и бережное отношение к природе, что мотивирует  учеников осуществлять посильную природоохранную деятельность. Эта деятельность является одним из проявлений патриотизма.
- Организационная  функция активизирует  деятельность учащихся по охране природы. 
- Прогностическая функция развивает у школьников умения прогнозировать возможные последствия тех или иных действий человека в природе.



1.2. Федеральные  государственные образовательные стандарты-
нормативный компонент содержания экологического  воспитания

          Экологическое воспитание и образование, как приоритетные задачи современного образования прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). 
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, зафиксировал, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать […] формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий» [33] 
В приказе от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Письма Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) указано, что Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): любящего свой край и свое Отечество […]; осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды […]. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: […] формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. [34] 
В приказе от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (в ред. Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645) обозначено, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: эстетическое отношение к миру […], сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности . [35]  
Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы ( в таблице 1) адекватно отражают  требования ФГОС общего образования и соответствуют  возрастным возможностям обучающихся:

                                                                                                              Таблица 1

Начальное общее образование
Предмет
 « Окружающий мир»

     Осознание целостности  окружающего мира, освоение основ  экологи-ческой культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, норм  здоровьесбе-регающего поведения в природной среде и простейших умений в ЧС. Освоение доступных способов изучения природы.

Основное общее образование.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельно
сти».

     Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности. Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека. Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источ-ников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределен-ности. Овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности.

Среднее (полное) общее образо-вание.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельно-сти».

     Сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора. Знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций при-родного, техногенного и социального характера. Умение применять получен-ные знания в области безопасности на практике, проектировать модели безо-пасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвы-чайных ситуациях.


     .
     В содержании новых ФГОС показана значимость экологического обра-зования школьников. Это отражено в требованиях к результатам освоения образовательных программ на личностном и на метапредметном уровнях  в таблице 2. 
                                                                                                              Таблица 2
Из требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП)
Уровни результатов освоения освоения основной образовательной программы
Из требований к результатам освоения основной образовательной программы
Личностные
«...формирование основ эколо-гической культуры., развитие опыта экологически ориентированной деятельности в жизненных ситуациях...» [ С.5-7]
Метапредметные
«.умение ... определять способы действий в рамках предложенных условий ., корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; .формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в .социальной практике» [ С.7-8]




1.3. Педагогические условия экологического  воспитания   на уроках ОБЖ
К педагогическим условиям  экологического воспитания относятся:
*  учет возрастных особенностей учащихся;
*  учет склонностей, интересов и потребностей школьников;
*  непрерывность экологического образования и воспитания;
*  единство познавательной и практико-преобразовательной деятельности;
*  разнообразие форм, методов и видов экологической и  деятельности.
*  организация целенаправленного общения, взаимодействия с природой как особое условие, обеспечивающие формирование экологической культуры человека.
          Остановимся более подробно на некоторых из них.
Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с учащимися  по их экологическому воспитанию.
Формы экологического воспитания классифицируют на:
 а) массовые, б)групповые, в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и
озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные
компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые
игры, работы на пришкольном участке.
К групповым – клубные, секционные занятия  друзей природы;
факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории;
экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический
практикум.
Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
     Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.
     Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания
свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.
     Основное содержание экологического воспитания на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании  на уроках ОБЖ  целостной системы , включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. 
Начальная школа (I-IV классы): У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. И. В. Цветкова, рассматривая младший школьный возраст , отмечает следующие показатели проявления нравственно- экологической позиции:
-  усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
-наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое их применение; 
- потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление положительных чувств;
-умение видеть и понимать прекрасное;
- проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения.
    Основные формы,  используемые в работе с учащимися начальной школы - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
           Основная школа (V- IX классы): основной школе принадлежит особая роль в системе экологического воспитания. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков. Так, творческая поисковая  деятельность при организации и проведении научно-практических конференций, включенных в образовательный процесс, заставляет учащихся мыслить в ином контексте, смотреть на поставленные проблемы с практической стороны, в итоге расширяется кругозор, формируется экологическое мировоззрение. 
       Использование метода case-study (метод анализа ситуации) в практике образовательного процесса дает возможность учащимся представить реальную экологическую ситуацию на аналитическом и коммуникативном уровнях, осмыслить и предложить комплекс мер по ее решению.
                Этот метод создает условия для личностно-ориентированного подхода в обучении детей  с различным уровнем подготовки. Для школьника создаются такие условия, в которых он может выполнять только те задания, которые ему по силам. Представление результатов выполненных задач также дает полную свободу для творчества , так как нет определенного стандарта для их представления - это может быть и доклад, и отчет в письменной форме. Особенно эффективным представлением отчетов является использование слайдовых презентаций.
              Достаточно эффективной формой  экологического воспитания на уроках ОБЖ  являются экскурсии, в процессе которых внимание переключается на ценностные ориентиры жизни: человека, природу, безопасность.
Задачи экологической экскурсии:
1) углубление знаний учащихся;
2) формирование умений по изучению и охране окружающей среды;
3) развитие экологической наблюдательности;
4) знакомство с научными методами исследования;
5) обогащение ценностных ориентаций учащихся.
Лекции, семинары, доклады, рефераты, школьные  научные конференции, ролевые игры с экологическим содержанием, связанные с жизнью удачно подобранными примерами, вводят учащихся в сущность экологических проблем; раскрывают многообразие теоретических подходов к их решению; воспитывают ответственное отношение к природе через преобразование общественно-значимых экологических ценностей в личностно-значимые, направленные на формирование экологического сознания и мышления.
Основные виды  работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях, природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистый город», походы и рейды). Для активизации учебного процесса с учётом индивидуальных способностей детей практикуют подготовку докладов, рефератов, сообщений по наиболее актуальным проблемам, составление учащимися кроссвордов.                                                
               Средняя (полная) школа (Х-XI классы): на ступени средней (полной) школы экологическое воспитание на уроках ОБЖ осуществляется в большой степени через научно-исследовательскую  и  проектную деятельность учащихся.
Метод проектов- совокупность учебно- познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. [15] Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.  Воспитание через наблюдение, эксперимент, анализ и выводы. Исследование - это всегда проблема, которую надо решить, анализ результатов - поиск причины этой проблемы, а выводы и рекомендации предлагают способы решения проблемы. Таким образом, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ребята сами пытаются решать некоторые экологические проблемы своей местности. Следует отметить целесообразность интегративного подхода к организации проектной деятельности школьников, реализация которого позволяет осуществлять более масштабные и значимые исследования (например, интеграция содержания предметов ОБЖ и экологии, биологии, химии, обществознания и др.).  При этом важно, что такая предполагаемая интеграция находит свое отражение во  ФГОС в части требований к результатам освоения ООП не только на уровне личностных и метапредметных, но и на уровне предметных результатов , представленных в таблице 3.
                                                                                                                                             Таблица 3
Из требований  ФГОС среднего (полного) общего образования к предметным результатам освоения курсов «ОБЖ» и «Экология»
Учебные курсы
Из требований к предметным результатам освоения учебных курсов
ОБЖ
«.сформированность представлений о культуре экологической безопасности.; знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; .умение применять полученные знания в области безопасности на практике; проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.» [ С.25-26]
Экология
«.сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; .владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях.; .владение знаниями экологических императивов . в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; .сформированность способности к выполнению проектов . социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью» [ С.24-25]

 Как показывает педагогическая практика, руководство такими исследованиями могут осуществлять совместно учителя экологии, биологии, ОБЖ (преподаватели-организаторы ОБЖ), учителя других предметов. Эффективным является взаимодействие в этой области с учреждениями дополнительного образования, взаимодействие и сотрудничество субъектов экологического воспитания и социальных институтов.
                Большое значение в обучении ОБЖ имеет использование на уроке компьютерных технологий, которые позволяют не только наглядно преподнести изучаемый материал, но и самим учащимся выполнить ряд заданий: тесты, практические задания, что способствует более полному усвоению изучаемого материала и развитию познавательного интереса к предмету.
           Экологическое воспитание как педагогическая система включает не только цель, содержание, средства, но и методы.
Методы воспитания – это способы воздействия на личность, коллектив в целях формирования сознания и соответствующего поведения
    Соответственно выделяются следующие группы методов воспитания:
- методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности;
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
1. Методы формирования сознания:
 методы убеждения (словесные) - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Они  являются ведущимт  в воспитательной работе.
– рассказ
– беседа
– лекция
– диспуты
– инсценирования
– разъяснение
– лекция
Назначение этой группы методов – формирование взглядов, убеждений; побуждение к правильному действию
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности 
К ним относятся:  упражнение- это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы. 
Приучение. Педагогическое требование. Общественное мнение. Поручение. Воспитывающая ситуация. Переключение в деятельности.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности:
- поощрение.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%