- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Экологическое воспитание учащихся на уроках «основы безопасности жизнедеятельности»
| Код работы: | W012852 |
| Тема: | Экологическое воспитание учащихся на уроках «основы безопасности жизнедеятельности» |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Факультет физической культуры, спорта и безопасности
Кафедра безопасности жизнедеятельности
Экологическое воспитание учащихся на уроках «основы безопасности жизнедеятельности»
Выпускная квалификационная работа
Квалификационная работа Исполнитель:
допущена к защите Шестернин Антон Анатольевич,
Заведующий кафедрой обучающийся 5 курса
безопасности жизнедеятельности гр.-БЭ-51
____________________________ ______________________
дата подпись подпись
Научный руководитель:
Мельникова Наталья Фёдоровна,
доцент
_______________________
подпись
Екатеринбург
2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ …..……………………………………………………………..6
1.1. Экологическое воспитание: основные понятия, структура………………6
1.2. Федеральные государственные образовательные стандарты-
нормативный компонент содержания экологического воспитания.............14
1.3. Педагогические условия экологического воспитания на уроках ОБЖ …17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ……………………………………………………………………………......36
2.1. Определение исходного уровня экологического воспитания
школьников (констатирующий эксперимент) ................................................36
2.2. Использование форм и методов экологического воспитания на
уроках ОБЖ с целью повышения его уровня у учащихся 5 класса
(формирующий эксперимент) ...................................................................42
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы использования
методов и форм экологического воспитания на уроках ОБЖ………....49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….…………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..63
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Многолетние изменения человеком природной среды породили глобальную проблему – проблему экологическую. Она связана с ухудшением качества окружающей человека природы в результате развития промышленного производства, роста городов и транспорта, с истощением энергетических и сырьевых ресурсов, разрушительными последствиями военных конфликтов, увеличением отрицательного влияния человека на природу и связанными с ними нарушениями естественных природных процессов.
Как показал анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме, в настоящее время сложилась противоречивая ситуация:
– между необходимостью усиления внимания к экологическим вопросам в школе и имеющимся спектором естественнонаучных дисциплин в решении задач экологического образования и воспитания учащихся, возрастанием интереса к решению данной проблемы со стороны учителей и учащихся, а с другой- отсутствие системной работы в области экологического образования и воспитания;
– между первоочередными задачами по экологическому воспитанию и недостаточными темпами становления основ экологической культуры у школьников ;
– между повышением у старшеклассников уровня теоретических знаний по экологии и недостаточной практической экологической деятельностью, в результате чего наблюдается отсутствие навыков экологической деятельности в окружающей среде и быту.
Важность и актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточное практическое решение определили выбор темы исследования: «Экологическое воспитание на уроках ОБЖ», проблема которой сформулирована нами следующим образом: какие формы и методы экологического воспитания наиболее эффективны в учебной деятельности на уроках ОБЖ.
Объект – процесс экологического воспитания школьников на уроках
« Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет – педагогический процесс совершенствования экологического
воспитания учащихся в учебной деятельности на основе изучения дисциплины ОБЖ.
Цель исследования – выявление, разработка и теоретическое обоснование педагогических форм и методов экологического воспитания учащихся в процессе учебной деятельности на уроках ОБЖ.
Вышеназванные объект, предмет и цель позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал по определению основных тенденций развития экологического воспитания.
2. Выявить наиболее эффективные формы и методы экологического воспитания.
3.Разработать методику по повышению эффективности экологического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ.
4.Экспериментальным путём проверить эффективность данной методики в 5 классе.
Методы исследования:
Теоретические- анализ философской, психолого-педагогической, методической и экологической литературы по исследуемой проблеме; изучение директивных, нормативных и программно-методических документов об образовании, охране окружающей среды, экологическом образовании;
Практические - прямое и косвенное наблюдение на уроках ОБЖ, изучение педагогического опыта; анкетирование, анализ и синтез результатов исследования;
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 6 им. П. П. Бажова»
г. Сысерть, 2016-2017 учебный год . Возрастная группа – 28 учащихся 5-а класса и 26 учащихся 5-б класса.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Экологическое воспитание: основные понятия, структура
Воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения динамики развития общества.
В педагогике можно встретить понятие «воспитание», употребляемое в нескольких значениях:
1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей;
2) целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно- воспитательных учреждениях, специально подготовленными специалистами. [5]
Слово «экология» прочно вошло в наш словарный запас. Термин «экология» был предложен в 1866 году Э. Геккелем для обозначения «общей науки об отношениях организмов к окружающей среде». Позже появилось обозначение: экология – наука, которая исследует закономерности жизнедеятельности организмов (в любых её проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественном окружении с учетом тех изменений, которые вызываются деятельностью человека (согласно В. А. Радкевичу, 1983 г.). В настоящее время экологию все чаще определяют областью знаний о природе, которая объединила в себе естественнонаучные, социальные, технические сведения о взаимодействии сложных живых систем, включая человека, обеспечении и развитии жизни, благополучии человечества [6].
Довольно долго экологическому воспитанию не уделялось должного внимания. Термин «экологическое образование и воспитание» был принят в нашей стране в результате обновления образования и принятия Стандартов. Ввел это понятие в 1980 году И. Д. Зверев. Являясь относительно новым разделом воспитания, экологическое воспитание находится на этапе развития.
Следует отличать понятия «экологическое воспитание» от «экологического образования». Определение экологического образования принято связывать с первой конференцией по этой тематике, прошедшей в 1970 году в городе Карсон-Сити (США, Невада). Там была принята такая формулировка: «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды» [16]. Это определение определяет не только принципы экологического образования, но и воспитания и просвещения.
Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема отношения человека к окружающей среде с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической науки (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие).
В современной научной, философской, социально-психологической, педагогической литературе имеется несколько трактований понятия «экологическое воспитание»: как совершенствование форм и способов взаимодействия человека и природы, в соответствии с регламентирующими их нормативными актами и общественным сознанием (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович и др.) [2], как целенаправленное формирование у людей экологического стиля мышления , как процесс формирования экологических установок и ориентаций личности (желаний, стремлений, хотений, убеждений и т.п.), т.е. формирование мотивационной готовности личности к экологической деятельности (С.В. Алексеев, Т.В. Корнер и др.) [1], как формирование качеств личности, которые обусловили бы готовность к экологически правильному взаимодействию с природой
.
Мы рассматриваем экологическое воспитание как 1) целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности;
2) развитие у обучающегося чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения , бережного отношения к природе. [5]
Следовательно, школа как один из основных элементов государства, должна создавать условия для воспитания экологически подготовленной личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся окружающем мире, социально-экономических условиях, самостоятельно работать над развитием собственной образованности, повышением своего культурного уровня, особенно уровня экологической культуры.
Анализируя содержание требований государства, учитывая высокий уровень образовательных запросов современного общества, мы пришли к выводу, что для получения высоких результатов в воспитании экологической культуры у детей в образовательном учреждении необходимо создание оптимально организованной образовательной среды.
Обратим внимание на основные компоненты образовательной среды.
С.В. Тарасов отмечает, что образовательная среда школы имеет следующую структуру:
-пространственный компонент (архитектурно–эстетическая окружение жизненного пространства школьников, традиции и др.);
-содержательно–методический компонент (методики обучения и воспитания, образовательные программы, формы и методы организации
обучения и др.);
-коммуникационно–организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная сфера) [29].
В.И. Панов в качестве основных структурных компонентов образовательной среды выделяет:
- деятельностный ( объединение различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся);
- коммуникативный ( способы взаимодействия учащихся с данной образовательной средой и другими ее субъектами);
- пространственно-предметный (пространственно-предметные средства, которые обеспечивают возможность пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды) [20].
Таким образом, рассматривая составные части образовательной среды, мы предполагаем, что образовательная среда - это специально созданная и определенным образом организованная часть образовательного пространства, в которой осуществляется целенаправленная образовательная деятельность в целях осуществления процесса воспитания экологической культуры у подростков.
Заметим, что экологическое воспитание представляет собой
педагогическую систему, включающую взаимосвязанные элементы: цель, принципы, содержание, средства, методы.
Известно, что цель – определяющая характеристика воспитательной системы.
Нет единого определения главной цели экологического воспитания. В одних случаях, цель утверждается как «подготовка экологически грамотного человека» [24]; в других – «воспитание ответственного отношения к социоприродной среде» ; в-третьих – «формирование экологического сознания» [3]; в-четвертых –«экологическая культура» (Н.С. Дежникова, Д.Л.Теплов и др.) [7].
Проанализировав ряд исследований указанных авторов, мы пришли к выводу, что цель экологического воспитания – формирование экологической культуры как нового качества личности, основанного на влиянии на интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы, т.е. формирование личности безопасного типа , под которой подразумевается:
1) человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений;
2) человек с экологическим сознанием, т.е. способностью понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и неизменности природной среды и использование этого понимания в практической деятельности. [5]
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: воспитательных - формирование определённых знаний об экологических проблемах окружающей среды и пути их разрешения; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оцениванию состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие желания к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности анализировать создавшуюся экологическую ситуацию), эмоционального (отношение к природе как части самого себя), нравственного (порядочности в действиях к природному окружению, ответственности).
Результатом экологического воспитания является наличие и развитие экологической культуры личности, начало которой берётся в многовековом истории народа: в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли.
Экологическое воспитание как педагогический процесс базируется на всех традиционно- педагогических принципах [17].
Так, А.Н. Захлебный выделяет следующие принципы экологического воспитания:
- принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого походов;
- принцип сотрудничества;
- принцип прогностичности;
- принцип междисциплинарности;
- принцип систематичности и системности;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип непрерывности;
- принцип единства интеллектуального и эмоционального
восприятия окружающей среды с практической деятельностью по
ее защите, уходу и улучшению.
- принцип комплементарности (взаимно-дополнительности) экологического воспитания ко всем другим направления.
Цель предопределяет другие компоненты системы воспитания и, в первую очередь, содержание.
Содержание экологического воспитания отражается в следующих его разделах [13]: научный, ценностный, нормативный и деятельностный.
Научный - ведущие понятия, определения, теории , дающие характеристику здоровью человека и природной среде его обитания.
Ценностный - экологические взгляды человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как единое целое; понятие экономической ценности окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.
Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.
Деятельностный (формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера).
Экологическое воспитание в школе выполняет ряд функций, которые кратко можно представить следующим образом:
- Просветительская функция помогает ребенку осознать природу как самую главную ценность, а также усвоить мысль о том, что необходимо применять знания о природе с целью ее сохранения .
- Развивающая функция формирует у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать взаимосвязи, делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, давать рекомендации по сохранению окружающей природы.
- Воспитательная функция помогает сформировать у детей нравственное и бережное отношение к природе, что мотивирует учеников осуществлять посильную природоохранную деятельность. Эта деятельность является одним из проявлений патриотизма.
- Организационная функция активизирует деятельность учащихся по охране природы.
- Прогностическая функция развивает у школьников умения прогнозировать возможные последствия тех или иных действий человека в природе.
1.2. Федеральные государственные образовательные стандарты-
нормативный компонент содержания экологического воспитания
Экологическое воспитание и образование, как приоритетные задачи современного образования прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, зафиксировал, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать […] формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий» [33]
В приказе от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Письма Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) указано, что Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): любящего свой край и свое Отечество […]; осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды […]. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: […] формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. [34]
В приказе от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (в ред. Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645) обозначено, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: эстетическое отношение к миру […], сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности . [35]
Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы ( в таблице 1) адекватно отражают требования ФГОС общего образования и соответствуют возрастным возможностям обучающихся:
Таблица 1
Начальное общее образование
Предмет
« Окружающий мир»
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологи-ческой культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, норм здоровьесбе-регающего поведения в природной среде и простейших умений в ЧС. Освоение доступных способов изучения природы.
Основное общее образование.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельно
сти».
Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности. Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека. Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источ-ников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределен-ности. Овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности.
Среднее (полное) общее образо-вание.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельно-сти».
Сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора. Знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций при-родного, техногенного и социального характера. Умение применять получен-ные знания в области безопасности на практике, проектировать модели безо-пасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвы-чайных ситуациях.
.
В содержании новых ФГОС показана значимость экологического обра-зования школьников. Это отражено в требованиях к результатам освоения образовательных программ на личностном и на метапредметном уровнях в таблице 2.
Таблица 2
Из требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП)
Уровни результатов освоения освоения основной образовательной программы
Из требований к результатам освоения основной образовательной программы
Личностные
«...формирование основ эколо-гической культуры., развитие опыта экологически ориентированной деятельности в жизненных ситуациях...» [ С.5-7]
Метапредметные
«.умение ... определять способы действий в рамках предложенных условий ., корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; .формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в .социальной практике» [ С.7-8]
1.3. Педагогические условия экологического воспитания на уроках ОБЖ
К педагогическим условиям экологического воспитания относятся:
* учет возрастных особенностей учащихся;
* учет склонностей, интересов и потребностей школьников;
* непрерывность экологического образования и воспитания;
* единство познавательной и практико-преобразовательной деятельности;
* разнообразие форм, методов и видов экологической и деятельности.
* организация целенаправленного общения, взаимодействия с природой как особое условие, обеспечивающие формирование экологической культуры человека.
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с учащимися по их экологическому воспитанию.
Формы экологического воспитания классифицируют на:
а) массовые, б)групповые, в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и
озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные
компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые
игры, работы на пришкольном участке.
К групповым – клубные, секционные занятия друзей природы;
факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории;
экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический
практикум.
Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.
Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания
свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.
Основное содержание экологического воспитания на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании на уроках ОБЖ целостной системы , включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы.
Начальная школа (I-IV классы): У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. И. В. Цветкова, рассматривая младший школьный возраст , отмечает следующие показатели проявления нравственно- экологической позиции:
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
-наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое их применение;
- потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление положительных чувств;
-умение видеть и понимать прекрасное;
- проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения.
Основные формы, используемые в работе с учащимися начальной школы - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Основная школа (V- IX классы): основной школе принадлежит особая роль в системе экологического воспитания. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков. Так, творческая поисковая деятельность при организации и проведении научно-практических конференций, включенных в образовательный процесс, заставляет учащихся мыслить в ином контексте, смотреть на поставленные проблемы с практической стороны, в итоге расширяется кругозор, формируется экологическое мировоззрение.
Использование метода case-study (метод анализа ситуации) в практике образовательного процесса дает возможность учащимся представить реальную экологическую ситуацию на аналитическом и коммуникативном уровнях, осмыслить и предложить комплекс мер по ее решению.
Этот метод создает условия для личностно-ориентированного подхода в обучении детей с различным уровнем подготовки. Для школьника создаются такие условия, в которых он может выполнять только те задания, которые ему по силам. Представление результатов выполненных задач также дает полную свободу для творчества , так как нет определенного стандарта для их представления - это может быть и доклад, и отчет в письменной форме. Особенно эффективным представлением отчетов является использование слайдовых презентаций.
Достаточно эффективной формой экологического воспитания на уроках ОБЖ являются экскурсии, в процессе которых внимание переключается на ценностные ориентиры жизни: человека, природу, безопасность.
Задачи экологической экскурсии:
1) углубление знаний учащихся;
2) формирование умений по изучению и охране окружающей среды;
3) развитие экологической наблюдательности;
4) знакомство с научными методами исследования;
5) обогащение ценностных ориентаций учащихся.
Лекции, семинары, доклады, рефераты, школьные научные конференции, ролевые игры с экологическим содержанием, связанные с жизнью удачно подобранными примерами, вводят учащихся в сущность экологических проблем; раскрывают многообразие теоретических подходов к их решению; воспитывают ответственное отношение к природе через преобразование общественно-значимых экологических ценностей в личностно-значимые, направленные на формирование экологического сознания и мышления.
Основные виды работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях, природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистый город», походы и рейды). Для активизации учебного процесса с учётом индивидуальных способностей детей практикуют подготовку докладов, рефератов, сообщений по наиболее актуальным проблемам, составление учащимися кроссвордов.
Средняя (полная) школа (Х-XI классы): на ступени средней (полной) школы экологическое воспитание на уроках ОБЖ осуществляется в большой степени через научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся.
Метод проектов- совокупность учебно- познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. [15] Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность. Воспитание через наблюдение, эксперимент, анализ и выводы. Исследование - это всегда проблема, которую надо решить, анализ результатов - поиск причины этой проблемы, а выводы и рекомендации предлагают способы решения проблемы. Таким образом, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ребята сами пытаются решать некоторые экологические проблемы своей местности. Следует отметить целесообразность интегративного подхода к организации проектной деятельности школьников, реализация которого позволяет осуществлять более масштабные и значимые исследования (например, интеграция содержания предметов ОБЖ и экологии, биологии, химии, обществознания и др.). При этом важно, что такая предполагаемая интеграция находит свое отражение во ФГОС в части требований к результатам освоения ООП не только на уровне личностных и метапредметных, но и на уровне предметных результатов , представленных в таблице 3.
Таблица 3
Из требований ФГОС среднего (полного) общего образования к предметным результатам освоения курсов «ОБЖ» и «Экология»
Учебные курсы
Из требований к предметным результатам освоения учебных курсов
ОБЖ
«.сформированность представлений о культуре экологической безопасности.; знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; .умение применять полученные знания в области безопасности на практике; проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.» [ С.25-26]
Экология
«.сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; .владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях.; .владение знаниями экологических императивов . в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; .сформированность способности к выполнению проектов . социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью» [ С.24-25]
Как показывает педагогическая практика, руководство такими исследованиями могут осуществлять совместно учителя экологии, биологии, ОБЖ (преподаватели-организаторы ОБЖ), учителя других предметов. Эффективным является взаимодействие в этой области с учреждениями дополнительного образования, взаимодействие и сотрудничество субъектов экологического воспитания и социальных институтов.
Большое значение в обучении ОБЖ имеет использование на уроке компьютерных технологий, которые позволяют не только наглядно преподнести изучаемый материал, но и самим учащимся выполнить ряд заданий: тесты, практические задания, что способствует более полному усвоению изучаемого материала и развитию познавательного интереса к предмету.
Экологическое воспитание как педагогическая система включает не только цель, содержание, средства, но и методы.
Методы воспитания – это способы воздействия на личность, коллектив в целях формирования сознания и соответствующего поведения
Соответственно выделяются следующие группы методов воспитания:
- методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности;
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
1. Методы формирования сознания:
методы убеждения (словесные) - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Они являются ведущимт в воспитательной работе.
– рассказ
– беседа
– лекция
– диспуты
– инсценирования
– разъяснение
– лекция
Назначение этой группы методов – формирование взглядов, убеждений; побуждение к правильному действию
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
К ним относятся: упражнение- это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы.
Приучение. Педагогическое требование. Общественное мнение. Поручение. Воспитывающая ситуация. Переключение в деятельности.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности:
- поощрение....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

