- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006628 |
Тема: | Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ |
Содержание
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет» (ВятГГУ) Факультет физической культуры Кафедра медико – биологических дисциплин и БЖ Интерактивные методы обучения учащихся средней школы при изучении темы «Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ» Выполнил: студент 3 курса факультета физической культуры группы ПБЖ–31 очной формы обучения Батухтин Виктор Владимирович _____________________/подпись/ Научный руководитель: кафедры медико – биологических дисциплин и БЖ Тулякова Ольга Валерьевна _____________________/подпись/ КИРОВ 2015 Введение Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов. Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика. Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации образования. Использование интерактивных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (ОБЖ, биологии, географии, иностранному языку, истории, литературе, математике, русскому языку, физике, химии, …) мог подготовить и провести урок с использованием интерактивных технологий. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Проблема исследования: повышение эффективности обучения на уроках безопасности жизнедеятельности. Цель исследования: выявить эффективные интерактивные технологии применяемые на уроках безопасности жизнедеятельности. Предмет исследования: обучение безопасности жизнедеятельности. Объект исследования: использование интерактивных технологий на уроках безопасности жизнедеятельности. Гипотеза исследования: если на уроках безопасности жизнедеятельности использовать интерактивные технологии, то процесс обучения будет эффективнее. Задачи исследования: 1. Описать интерактивные технологии как вид педагогических технологий; 2. Охарактеризовать возрастные особенности подростков. 3. Обобщить примеры использования интерактивных технологий на уроках безопасности жизнедеятельности. 4. Экспериментально проверить эффективность использования интерактивных технологий на уроках безопасности жизнедеятельности Глава 1. Интерактивные технологии и их использование на уроках безопасности жизнедеятельности 1.1. Интерактивные технологии как вид педагогических технологий Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Исследованиями педагогических технологий в образовательном процессе занимались Беспалько В.П.[2], Панфилова А.П.[11], Кукушин В.С.[3], Полат Е.С.[12] и др. Технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, её структурой, средствами, методами и формами. В структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения; - цели обучения - общие и конкретные; - содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс; - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности школьника; - методы и формы работы учителя; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; - диагностика учебного процесса. Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философские, психологические, социально - педагогические обоснования достижения образовательных целей.[2, 4] Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех её частей, целостностью. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения. В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования как важная часть образовательной технологии во многом определяет и её процессуальную часть. Таким образом, процессуальная и содержательная части технологии образования адекватно отражают друг друга. Между ними есть ещё один компонент - важное дидактическое средство - школьный учебник, играющий важнейшую роль в определении содержания образования, процессуальной части технологии и в реализации их единства. В последние годы создано много вариативных учебников, что в сочетании с выбранной технологией делает возможным повышение качества образования. Одна и та же технология может исполняться различными педагогами более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. В этом исполнении неизбежно присутствует личностная компонента мастера, определенная специфика, но определяющей является компонента, характеризующая закономерности усвоения материала, состав и последовательность действий учащихся. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется. Источники и составные части новых педагогических технологий. Любая современная технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, германизацией и демократизацией общества. Её источниками и составными элементами являются: - социальные преобразования и новое педагогическое мышление; - наука - педагогическая, психологическая, общественные науки; - передовой педагогический опыт; - опыт прошлого, отечественный и зарубежный; - народная педагогика. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем- либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия. Учитель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими школьниками. Задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение у обучающихся интереса; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); установление взаимодействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства; формирование у обучающихся мнения и отношения. При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы: Круглый стол (дискуссия, дебаты) Мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака) Деловые и ролевые игры Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ) Мастер класс Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы. Принципы работы на интерактивном занятии: занятие – не лекция, а общая работа. все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы. каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу. нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея). все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.[4,14] Интерактивные технологии мы рассматриваем как вид педагогических технологий, которым присущи следующие характеристики: технологичность, концептуальность, системность, эффективность, взаимосвязь содержательной и процессуальной технологии. Эффективность применения интерактивных технологий на занятиях в школе зависит, в том числе и от педагогического мастерства преподавателя. 1.2 Возрастные особенности подросткового возраста То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и социального развития. Множественность схем возрастной периодизации отражает объективный факт многомерности и многовариантности человеческого развития, включающего в себя и онтогенез, и социализацию, и творческий жизненный поиск. До некоторой степени их можно как-то усреднить, сказав, что переход от детства к зрелости охватывает в целом возраст от 11-12 до 23-25 лет и делится на три этапа: подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет), ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) и третий период, от 18 до 23-25 лет, который можно условно назвать поздней юностью или началом взрослости.[1] Подростковый, отроческий возраст является переходным прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости – главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала "вырастания" из него.[5, 6] Известно, что в области человеческого развития прослеживаются следующие закономерности: – отдельные стороны, компоненты психики и даже органы человеческого тела развиваются относительно друг друга неравномерно. – физически, психически и социально человек также развивается неравномерно: в чем-то быстрее, в чем-то медленнее. Это побудило психологов и педагогов сформулировать закон неравномерности развития как отдельных сторон и свойств растущего человека, так и темпов его общего развития. В исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева и других установлена другая закономерность, которая в развитии человека выделяет так называемые сензитивные периоды. Сущность этой закономерности заключается в следующем. Для каждого отдельного вида психической деятельности существует оптимальное время наиболее интенсивного развития, которое получило наименование сензитивного периода. [1] Так, для интеллектуального развития сензитивным периодом считается возраст до 13 лет. Это не значит, что после 13 лет не происходит развития интеллектуальных способностей. Просто после 13 лет можно считать, что лучшие годы для интенсивного интеллектуального развития в основном прошли. После 13 лет человек овладевает еще очень большим числом интеллектуальных умений, приемов, но пик для сензитивного развития интеллектуальных способностей уже пройден. Мир подростка – это сложный мир ребенка и взрослого одновременно. Развитие органов идет быстро и крайне неравномерно. Движения подростка плохо скоординированы, порывисты, угловаты. Рост сознания и самосознания порождает повышенное стремление к самостоятельности, независимости, что часто проявляется и в повышенной критичности к другим людям. Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой. Многие психологи и педагоги связывают это с кризисом полового созревания, который часто проходит в душевных переживаниях, в честолюбивых устремлениях, в бурных фантазиях и самоуверенном поведении. Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания. Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему. Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений и выводов, его речь становится более образной, выразительной и доказательной. Понимание материала порой идет не через конкретизацию и иллюстрацию, а через логическое рассуждение, доказательство, умозаключение. Активно идет процесс социализации подростка. В этот период происходит процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Хотя термин "социализация" обозначает процесс, продолжающийся в течение всей жизни (люди постоянно учатся и улучшают свои навыки), он чаще используется применительно к периодам детства и юности (М. Корууэлл,. 1999). Формируется миропонимание подростка, вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в его поведении и поступках. Мир подростка – это мир романтики и жажды приключений. В этом возрасте часто меняются интересы и увлечения. Нередко подростки пытаются заниматься в нескольких кружках сразу. Появляется интерес к приключенческой и детективной литературе. При чтении для подростка главное – не внутренний мир литературного героя, а сам сюжет, само событие. В подростковом возрасте происходит и крушение идеалов, что приводит к замкнутости, отчужденности, резкой смене настроения и вспышкам гнева. Благородные порывы подростков часто остаются непонятыми взрослыми. Более того, лицемерие и явная ложь взрослых не остаются бесследными для неокрепшей, легко ранимой души подростка.[8,9] Задача родителей и учителей в этот ответственный период в жизни подростка, используя разнообразные педагогические ситуации, побуждать его правильно, прежде всего с нравственных позиций, принимать решения, систематически корректировать его поведение. Взаимоотношения с подростком должны быть всегда доброжелательно-требовательными. Как подчеркивал А. С. Макаренко, в этот период особенно важно сочетать требовательность с уважением к его личности. Особенно опасно грубое вмешательство взрослых в интимный мир подростка.[7,8] Поскольку в подростковом возрасте сила и смелость особенно высоко ценятся, то они тянутся к лидерам, которые обладают этими качествами. Притягательными в этом возрасте могут быть и явные хулиганы, которые «ничего не боятся», которым «все можно». Попадая под их влияние, подростки быстро «осваивают» их приемы жестокости и аморального поведения. Именно в этом возрасте подростки втягиваются в референтные группы и в так называемые группировки, а затем попадают в среду правонарушителей. Девочки в этом возрасте также очень быстро могут попасть под влияние мнимых кумиров и ложных идеалов.[9,10] И так, возрастными особенностями детей подросткового возраста являются: бурное физическое развитие организма, неустойчивость психического состояния, интенсивное интеллектуальное развитие, склонность к творчеству, потребность в социализации. 1.3. Примеры использования интерактивных технологий на уроках безопасности жизнедеятельности Высокое качество учебно-воспитательного процесса невозможно без ориентации на личность каждого отдельного ученика с учетом его индивидуальных склонностей и возможностей, его интересов. Следовательно, одной из целей современного обучения, в частности по предмету ОБЖ, должно стать создание благоприятных условий для развития личности как индивидуальности. Перед школой стоит задача: перейти в новое, более качественное состояние, учитывающее тенденции развития современного общества, и, как результат, сделать свою жизнь содержательной и безопасной. Подготовка подрастающего поколения в условиях современного, быстро меняющегося окружающего мира должна происходить на базе современной педагогики. Но такой подход к образованию возможен только на основе технологической подготовки, которая должна пронизывать весь учебный процесс. Современная педагогика предполагает в обучающем процессе соавторство учителя и ученика, чтобы ученик принял цели обучения, научился планировать свою работу, оценивать, корректировать, самостоятельно овладевать знаниями. Педагог - основной источник разнообразных воздействий и влияний на школьников, важнейший гарант их интеллектуального и личностного роста и развития. В арсенале педагога целый арсенал активных форм познавательной деятельности, используемый на занятиях при изучении предмета ОБЖ. Это: семинар; диспут; обсуждение сообщений, докладов, рефератов; конференция; защита проектов и рефератов; викторина с вариантами ответов; аукцион знаний и умений; мозговая атака; смотр знаний и умений; философский стол. Методика ролевого поведения в дискуссии хорошо прослеживается при проведении занятия в форме «философского стола». Быть философом - значит отдать себе отчет в собственной жизни. Так говорят некоторые философы, и с позиции такого понимания «философский стол» как форма групповой деятельности школьников - это коллективная, интеллектуальная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явлений в жизни. Содержание «философского стола» самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на существующие обстоятельства. Планирование данного группового занятия и заключается в развитии у школьников умений обнаруживать объективные закономерности в частном и случайном. Философские размышления - необходимый элемент в становлении личности школьника как субъекта собственной судьбы и жизни. Во время «философского стола» более чем когда либо школьник реализует в полной степени основную функцию человека - мыслить. К общим вопросам обсуждения относятся такие, как «Жизнь и смерть», «Безопасность и опасность», «Свобода и долг», «Цена и ценность» и т. д. Но предметом разговора может стать и узкий вопрос, выдвинутый конкретными обстоятельствами в школе, классе. Например, «Конфликт в классе», «Нужна ли самодисциплина человеку», «Безобидна ли шалость с огнем». Обсуждаться философски «за столом» могут и отдельное понятие (например «доброта») или один вопрос (например «духовность - это со причастность жизни»). Разумеется, составляется некоторая программа разговора в виде трех-пяти вопросов. Эти вопросы логически связанны и тем самым определяют движение коллективной мысли в ведомом разговоре. Вопросы оглашаются задолго (за неделю) до «философского стола». Педагог договаривается с некоторыми учениками о том, что они возьмут на себя начало обсуждения какого-то одного вопроса, рекомендует посмотреть книги, словари, справочники, газеты, журналы, вспомнить кинофильмы. В течение недели ученики могут побеседовать на эту тему с родителями, приятелями, учителями, продумать свои жизненные события и ситуации и наблюдения или специально организовать наблюдения за людьми на улице, в общественных местах. «Философский стол» сопровождается ритуалом зажжения свечи как символа живой мысли, музыкой, помогающей создать необходимое психологическое состояние. Располагаются участники разговора «по кругу», где все они равные участники беседы. Только одному ведущему даются некоторые дополнительные полномочия организационного плана. Участие педагога обязательно, но следует сделать все, чтобы исключить момент поучения, наставления. Полезно пригласить на «философский стол» учащихся на год моложе, чтобы ознакомить их с такой формой занятий и более плодотворно в будущем устраивать такого рода дискуссии. Эффективным приемом для стимулирования духовной активности детей является разделение всех участников на две группы: одна - выдвигает суждения, ей оппонирует другая. При этом нужны фигура судьи (рефери, арбитр или группы судей (жюри), а также четкие этические правила ведения разговоров. Но философская беседа за столом может протекать спокойно, ровно, без азарта и жажды первенства. Если система заготовленных вопросов логически выдержана, то движение вопроса к вопросу станет постижением истины, движением к сущности явления, ситуации от его формы. Важно, чтобы философские размышления не уводили детей от повседневной жизни, а, наоборот, помогали обрести способность видеть философскую проблему в конкретности жизни. Поэтому чрезвычайно важным становится наряду с системой вопросов подбор ярких иллюстраций, примеров анализируемого явления. К сожалению, нередко на уроках ОБЖ деятельность учителя сводится к объяснению, рассказу нового материала и традиционному опросу, а ведь школа должна дать не только знания по предмету, она должна научить самостоятельной деятельности, умению разрешать быстрые и нестандартные ситуации; учить терпимости, взаимопомощи, умению ценить взаимоотношения и общение с другими людьми, что создает условия для развития творческого, самобытного в человеке и формирует у него волевой компонент в деятельности по отстаиванию, защите своего мнения, убеждения и достижения. Одной из форм организации коллективной, учебно познавательной деятельности школьников на уроках ОБЖ, в ходе которой происходит овладение знаниями, формирование у детей умения и навыков, является групповая работа: работа малыми группами, работа в микро группах. Данная форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся относится к личностно ориентированным технологиям обучения, ставящим в центр внимания личностное развитие каждого школьника с учетом его индивидуальных возможностей. Цель обучения в малых группах - освоение новых знаний, умений и навыков на уровне, соответствующем индивидуальным особенностям, процесс социализации, формирование коммуникативных умений у учащихся. Технология групповой работы выглядит следующим образом: 1. Подготовка к выполнению группового задания: постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); инструктаж о последовательности работы; раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы в группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); подведение итогов группового задания. 3. Заключительная часть: сообщение о результатах работы в группах; анализ познавательной задачи, рефлексия; общий вывод о групповой работе и достижении поставлен- ной цели; дополнительная информация учителя. Групповая работа по содержанию заданий может быть: однородной (единое содержание групповой работы); дифференцированной (различные задания у каждой группы); комбинированной (как одинаковые, так и различные задания). По составу групповая работа подразделяется: на работу в малых группах постоянного состава; работу в малых группах переменного состава. Кроме этого группы могут получать задания разные, но работающие на общий результат (проработка каждой группой отдельных вопросов темы). Отметим, что групповая работа может быть включена в урок как отдельный этап или как способ организации урока в целом. Групповая форма работы возможна при изучении всех разделов курса и интенсивной самостоятельной работе, обмене мнениями, совместном поиске истины (например темы «Нарушение экологического равновесия» - 8 класс, «Международное гуманитарное право» - 9 класс, «Здоровый образ жизни» и др.). Так же эффективна групповая работа при подготовке и проведении тематических учебных конференций, посвященных какой-либо проблеме, диспутов, а также нетрадиционных уроков: урок-суд; урок-путешествие; урок-диалог; урок-конкурс; урок открытых вопросов; урок-анализ; урок-практикум; интегрированный урок. Итоговым уроком по теме может быть «общественный смотр знаний». Это коллективные отчеты учащихся по наиболее сложной теме. Длится такой «смотр» один час. Включает и устные ответы, и письменные работы, и решение ситуаций. Таким образом, в арсенале учителя ОБЖ имеется большой спектр интерактивных технологий для использования их на уроках. Их применение будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся, эффективности усвоения нового материала, выработки умений и навыков.[14,15] 1.4 Понятие и виды преступлений террористического характера и преступлений экстремистской направленности. Внешние и внутренние признаки характеристики преступлений террористического характера в РФ. Многие допускают смешение понятий «терроризм», «радикализм» и «политический экстремизм», «террор». В литературе отсутствуют общепринятые строгие определения данных понятий. Ради избежания путаницы в словоопределении обратимся к раскрытию их смысла в нашем понимании. Понятием «радикализм» (от латинского radix – корень) определяются социально-политические идеи и действия, направленные на наиболее кардинальное, решительное (радикальное, коренное) изменение существующих социальных и политических институтов. В современном употреблении термин «радикализм» означает, прежде всего, выраженное стремление к решительным, «корневым» идеям, а затем и к методам их достижения, и к связанным с этими идеями соответствующим действиям. Если радикализм всегда фиксируется на крайних идеях, это его суть, то экстремизм всегда бывает действенным, но не обязательно идейным. Об экстремизме говорят, оценивая степень крайности методов реализации идейных стремлений. По своей сути, это более высокий уровень развития радикализма, его следующая ступень (по принципу движения от мысли, идеи к делу, поступку). Слово «экстремизм» образовано от латинского extremus – крайний. В общем и довольно абстрактном смысле экстремизм – это приверженность к крайним мерам, действиям, решениям, в более конкретном, политическом – линия поведения, позиция, отвергающая компромиссы, согласование с оппонентом (противником), метод борьбы, отражающий наиболее агрессивные установки субъекта. В узком смысле под политическим экстремизмом понимают незаконную деятельность политических движений и партий, должностных лиц и отдельных граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни. В настоящее время нарастает тенденция проникновения экстремизма во все области человеческой жизни, мы можем наблюдать, наряду с политическим, экономический, националистический, культурный, религиозный и даже экологический его виды. Терроризм представляет собой следующий, третий уровень развития радикализма. Как только крайность взглядов (радикализм) и действий (экстремизм) в политической борьбе выходит за рамки правомерного поведения и средства достижения цели становятся преступными, экстремизм перерождается в качественно новое образование – терроризм. Ситуацию с определением термина «терроризм» как нельзя более точно описал в 1998 г. Ю. М. Антонян. «Отсутствует криминологическое понятие терроризма, а его определение в российском уголовном законе вызывает серьезные сомнения. Не полностью выписана феноменология терроризма, не выделены его отдельные проявления …». Вопрос об определении терроризма чрезвычайно сложен. Разработка его понятия – одна из самых трудных задач как правовых наук, так и практики борьбы с преступностью. Необходимо различать законодательное (уголовно-правовое, международно-правовое) и криминологическое определение понятия «терроризм». Уголовный кодекс Российской Федерации в ч. 1 ст. 205 определяет терроризм следующим образом: «…совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо для оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях». Бесспорно, что данное определение не является исчерпывающим, поскольку объективно не способно охватить все современные проявления терроризма, соответственно, многими исследователями оно признается сомнительным. Любая попытка предоставления исследователем своего варианта дефиниции терроризма есть признание несостоятельности его определения в уголовном законе. Видимо, поэтому законодатель по-иному определил ту же дефиницию в законе о борьбе с терроризмом: «Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений». Данное понятие, естественно, более полно охватывает проявления терроризма, однако отличается сложностью восприятия, нагромождением информации. Ситуация с международно-правовым определением еще более сложная, что обусловлено участием в одном правовом документе нескольких стран с разными взглядами, идеологическими подходами и действием одновременно нескольких международных документов, подписанных разными группами государств и содержащих в себе различные дефиниции терроризма. Например, разнятся определения, предложенные Организацией американских государств и Шанхайской организацией сотрудничества. Учитывая то, что определение Шанхайской организации сотрудничества составлено относительно недавно – в 2001 г., стоит обратить на него внимание. Представляет интерес лишь его вторая часть – подпункт «б», поскольку первая часть отсылает нас к другому междунородно-правовому акту – Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма 1999 г. и сосредоточена на собственно международно-правовых особенностях исследуемого явления. Пункт «б» гласит следующее: «любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержатся от его совершения, и преследуемые в уголовно-правовом порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон». Таким образом, в международном праве....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации» на уроках основ безопасности жизнедеятельности
- Организационно-правовые основы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе
- Организационно-правовые основы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе