- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основы бухгалтерского учета на малых предприятиях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000228 |
Тема: | Основы бухгалтерского учета на малых предприятиях |
Содержание
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ Кафедра учета, статистики и аудита Курсовая работа по предмету « Бухгалтерский учет» на тему: «Основы бухгалтерского учета на малых предприятиях» Выполнила: Студентка 3курса факультета МЭО 13 академической группы Камаева И. С. Научный руководитель: к.экон.н, доцент Безрукова Евгения Николаевна г. Москва, 2015г. Содержание Введение………………………………………………………………2 Глава 1:Основы бухгалтерского учета на малых предприятиях…………………………………………………………4 1.1 Критерия отнесения предприятий к категории малых и их роль в экономике страны…………………………………….4 1.2 Значение и задачи бухгалтерского учета деятельности малых предприятий………………………………………………8 1.3 Изменения в законодательной базе………………………….9 Глава 2 Учетная политика малого предприятия……………….16 2.1 Особенности организации бухучета малого предприятия..16 2.2 Варианты упрощенной бухгалтерской отчетности………....24 2.3 Обязательные формы первичных документов…………… 28 2.4 Примеры………………………………………………………....32 Заключение…………………………………………………………. 36 Литература…………………………………………………………...38 Приложения………………………………………………………….40 Введение Развитие малого предпринимательства обеспечивает устойчивость экономического роста страны за счет его мобильности, динамичности, массовости и конкурентоспособности. Происходит использование местных сырьевых ресурсов, создаются дополнительные рабочие места, в том числе и в сельской местности, учитываются потребности местного рынка. Для малого бизнеса характерны низкие операционные расходы, малый фонд заработной платы, небольшие инвестиции в оборудование. В малом бизнесе люди могут совмещать несколько профессий. Малое предпринимательство дает возможность быстрого материального успеха, при этом предприниматели одновременно получают заработную плату и все дивиденды от бизнеса. В странах ЕС малое предпринимательство обеспечивает рабочие места примерно 72% трудоспособного населения 1 Опросы, проведенные по России, показали, что 72% жителей не имеют своего дела и не планируют открывать бизнес в будущем, а также что из 4,0 миллионов малых предпринимателей, зарегистрированных в начале 2013 года, к концу года осталось только около 3,5миллионов. 2 Борис Титов, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, в своем докладе на первой Всероссийская конференция "Федеральный ситуационный анализ (ситан) по обсуждению ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей", отметил факторы, негативно влияющие на бизнес. К ним относятся: рост фискальной нагрузки, тарифов на электроэнергию, высокие ставки по кредитам, низкий рост производительности труда, избыточный контроль со стороны государства.3 Фундаментальными проблемами предпринимательства являются высокие ставки по кредитам, сложная система обеспечения кредитов, отсутствие длинных денег, высокие тарифы на продукцию и услуги естественных монополий. Административные барьеры, низкий уровень правовой поддержки является его локальными проблемами. В случае преодоления этих препятствий существенно повысится уровень деловой активности в малом и среднем бизнесе, в том числе и в молодежной среде. Премьер министр Российской Федерации Д.А.Медведев объявил, в 2013 году было выделено 21,5 млрд. руб. ($640 млн.) государственных субсидий на поддержку малого и среднего бизнеса, и что правительство планирует повысить данную поддержку. Он добавил, что развитие этого сектора - одно из приоритетных направлений экономической политики. По его словам, «уже в этом году новые предприятия малого бизнеса в производственной, научной и социальной сферах смогут воспользоваться двухлетними налоговыми каникулами, работа по реализации этого решения идет достаточно активно». В бюджете на 2014 год заложены 21,6 млрд. рублей на поддержку малого и среднего бизнеса и 10 млрд. на создание федерального гарантийного фонда. Для эффективного функционирования предприятия и принятия правильных управленческих решений необходим постоянный анализ информации о кругообороте средств, получаемый с помощью бухгалтерского учета. В общем объеме экономической информации в малом бизнесе учетная информация занимает свыше 80%. Цель курсовой работы по бухгалтерскому учету: - расширение теоретических знаний; - углубленное изучение нормативно-правовых документов по учёту на малом предприятии; - изучение учетной политики предприятия. В первой главе рассмотрены теоретические основы и нормативно-правовая база бухгалтерского учета на малых предприятиях. Во второй главе анализируются основы учетной политики малого предприятия. Использована учебная литература, журнальные статьи, материалы на сайте министерства финансов России, материалы интернета по теме работы. Глава 1 Основы бухгалтерского учета на малых предприятиях 1.1 Критерия отнесения предприятий к категории малых и их роль в экономике страны. Федеральный Закон N 209-ФЗ ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" от 24.07.2007 содержит в себе критерии, по которым определяются юридические и физические лица, и вводит такие новые категории для законодательства РФ как «среднее предпринимательство» и «микропредприятия». После того как закон N 209-ФЗ вступил в силу, субъекты малого и среднего предпринимательства были разделены на три группы: микропредприятия - со средней численностью занятых не более 15 человек; малые предприятия - со средней численностью от 16 до 100 человек; средние предприятия - со средней численностью от 101 до 250 человек. Ряд критериев и их характеристики будут закреплены до 1 января 2018 года. Критерии представляют собой предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий год: микропредприятия — 60 млн руб.; малые предприятия — 400 млн руб.; средние предприятия — 1 млрд руб.4 Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год – не установлена.5Правительство Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливает предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов. Средняя численность работников малого предприятия за календарный год = все работники (в том числе работники, работающие по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени) + работники представительств + работники филиалов + раюотники других подразделений предприятия. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Малые многопрофильные предприятия, занимающиеся сразу несколькими видами деятельности, относятся к малым предприятиям по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. С 1 января 2008 г. к субъектам малого и среднего предпринимательства стали относиться: - юридические лица, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц: - кооперативы; - коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий; - физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; - крестьянские (фермерские) хозяйства. Для юридических лиц: - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц - не выше 25%. - доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства - не выше 25%. В 2013 году малые предприятия составили 20% ВВП России, или около 25% от общей численности занятости. Вклад малого бизнеса в экономику страны должен составить 50% к 2020 году, как в странах Европы. В мировой экономике огромное количество предприятий и фирм, из которых от 95% в ФРГ до 99.7% в Японии приходится на мелкие предприятия (по числу работающих). "Количество малых и средних предприятий у нас растет, но еще этот уровень далек от того, на котором он должен был бы находиться, имея в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой вклад малых и средних предприятий в общую копилку ВВП больше, чем у нас", - заявил В.Путин. Он добавил, что в США доля малого и среднего бизнеса составляет 50%, а в Китае уже 60%. 6 В 1995 году в России насчитывалось около 900 тысяч малых и средних предприятий, а в 2012 году уже составило шесть миллионов. Однако на этих предприятиях занято лишь 16,8 миллионов россиян, то есть 25% от всех занятых граждан в России.. В среднем в каждом предприятии малого и среднего бизнеса трудится три работника.7 Достоинства при учреждении малого предприятия: форсированное развитие в период экономического спада для удовлетворения платежеспособного спроса; поддержка государства; разрешение производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов; снабжение материально - техническими ресурсами предприятиями и организациями, на базе которых образованы малые предприятия. Важным преимуществом является также то, что имущества учредителя и имущество предприятия разделены. 1.2 Значение и задачи бухгалтерского учета деятельности малых предприятий Бухгалтерский учет - это система наблюдения и обобщения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, отражаемая с помощью отчетов и документов для приобретения данных о работе предприятия и итогов этой работы, а также для осуществления контроля над его деятельностью. Бухгалтерский учет – это метод документированного отражения в денежном выражении имущества и хозяйственной деятельности предприятия, с целью контроля и управления ими. Основной целью бухгалтерского учета является максимальное упрощение процедур, не нанося ущерба выполнению поставленных задач, что особенно актуально для малых предприятий, ввиду их ограниченности финансовыми ресурсами. Главными задачами бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса являются: осуществление контроля над имуществом, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; предостережение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов; формирование информации, необходимой для оперативного управления, для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами. Основными задачами анализа хозяйственной деятельности и финансовых результатов малого предприятия являются:· оценка динамики абсолютных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);· определение направленности и размера влияния отдельных факторов на сумму прибыли и уровня рентабельности;· выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности; · оценка динамики состава и структуры активов, их состояния и движения;· оценка динамики состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения;· анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости предприятия и оценка изменения ее уровня;· анализ платежеспособности предприятия и ликвидности его баланса. 1.3 Изменения в законодательной базе в поддержку малого предпринимательства. В Госдуме постоянно ведется работа по законодательному обеспечению комфортных условий для ведения бизнеса в России. С 2009 года введен уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности. Создана возможность для регистрации новой компании через интернет. В 2013 году утверждена дорожная карта по оптимизации процедур регистрации нового бизнеса. Согласно ей снижено количество процедур, а время на прохождение их не должно превышать пяти дней. Принят ФЗ, ограничивающий объем проверок малого предпринимательства, а также устанавливающий необходимость согласования внеплановых проверок малых предприятий с органами прокуратуры. С 102 до 49 сокращено количество лицензируемых видов деятельности, введен принцип бессрочного действия лицензии. За последние 3 года правительство РФ приняло ряд нормативных актов, которые сократили стоимость и сроки технологического присоединения к энергосетям и сетям теплоснабжения. С 2009 года реализуется закон о малой приватизации, предоставивший малым и средним предприятиям преимущественное право приобретения в собственность арендуемых ими помещений. 32 тыс. малых и средних предприятий стали собственниками арендуемых помещений. С 2005 года не менее 10% государственных заказов должно размещаться у субъектов малого предпринимательства. С 2014 года государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать у малых предприятий не менее 15% общего годового объема закупок. 8 При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, использовались общие требования бухгалтерского и налогового законодательства, а также нормы документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета: 1.Гражданский кодекс РФ; 2.Налоговый кодекс РФ; 3.Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. (ред. от 28.12.2013) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014) 4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). В законе сформулированы основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно: - заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за поддержкой; - доступность инфраструктуры их поддержки для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; - равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным в федеральных, региональных и муниципальных программах поддержки, к участию в соответствующих программах; - предоставление поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; - открытость процедур предоставления поддержки. Виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления: - финансовая и имущественная поддержка (ст. ст. 17 и 18); - информационная поддержка (ст. 19); - консультационная поддержка (ст. 20); - поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (ст. 21); - поддержка в области инноваций и промышленного производства (ст. 22); - поддержка в области ремесленной деятельности (ст. 23); - поддержка внешнеэкономической деятельности (ст. 24); - поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25). Закон N 209-ФЗ устанавливает следующие особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства: - специальные налоговые режимы; - упрощенные правила ведения налогового учета; - представление налоговых деклараций по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам; - упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; - упрощенный порядок составления статистической отчетности; - особенности приватизации государственного и муниципального имущества; - формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; - меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора); - меры финансовой поддержки; - меры для развития инфраструктуры поддержки; 5.Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 144н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету". 6.Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" . Ст. 20 п.3) упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства (бизнеса) и отдельных форм некоммерческих организаций (с 2013 года вступила в силу). По упрощенной отчетности могут отчитываться Организации (не ИП) на любом налоговом режиме, относящиеся к субъектам малого предпринимательства. Вести бухучет можно также онлайн в интернете, а также отправлять баланс и отчет о прибылях-убытках через интернет. У малого бизнеса есть выбор: использовать упрощенные бланки или же заполнять традиционный (большой) баланс и отчет о прибылях и убытках. 7.Положений по бухгалтерскому учету; 8.Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. 9.Информация Минфина РФ от 19 июля 2011 г. N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства" 10.2 июля 2013 года N 144-ФЗ ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» 11.23 июля 2013 года N 238-ФЗ О внесении изменений в ФЗ « О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и статью 46 ФЗ «О техническом регулировании» 12.7 мая 2013 г. № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" Положения, которые облегчали жизнь малым предприятиям, и нормативные акты, в которых это было закреплено.9 Положения для субъектов малого предпринимательства Нормативные акты Субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. Решение о включении в состав бухгалтерской отчетности отчета об изменениях капитала, движении денежных средств определяется необходимостью представления такой информации самим субъектом Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н Субъекты малого предпринимательства самостоятельно разрабатывают формы бухгалтерской отчетности Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" Субъекты малого предпринимательства могут включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям. Также можно раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" Настоящее Положение может не применяться при формировании бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства, за исключением указанных субъектов, публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н Субъекты малого предпринимательства могут не применять настоящее Положение и не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010), утвержденное Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н При отражении в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н Субъект малого предпринимательства приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н Рассмотрены, приняты или находятся в стадии обсуждения вопросы снижения страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, упрощения процедуры "малой приватизации", снятия ограничений на участие иностранцев и институтов развития в уставном капитале предприятий. Недавно принят важный закон о федеральной контрактной системе, предусматривающий размещение не менее 15% общего годового объема госзаказа у малых предприятий. А весь объем государственных закупок составляет более 7 трлн. рублей. Госпрограмма развития сельского хозяйства до 2020 года предусматривает возрождение потребкооперации в сельской местности. Для членов крестьянских хозяйств установлены пониженные социальные взносы из расчета 1 МРОТ на каждого члена крестьянской семьи и на главу фермерского хозяйства. Это положение действует с 1 января 2014 года. С 1 января 2014 года вступил в силу Закон о снижении страховых взносов для малого бизнеса. Льготный тариф для наименее обеспеченных предпринимателей будет действовать бессрочно. Для предпринимателей с годовым доходом до 300 тыс. рублей размеры ставок определяются исходя из 1 МРОТ. Для предпринимателей, чей годовой доход превышает 300 тыс. рублей, ставка будет рассчитываться исходя из 1 МРОТ плюс 1% от дохода, полученного предпринимателем. Малые предприниматели выйдут из теневого бизнеса. Впервые с сентября 2012 года число вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в России превысило количество бизнесменов, прекративших свою деятельность. Только в феврале, по данным ФНС , по всей стране свою деятельность начали 48 693 ИП, тогда как прекратили деятельность – 36 399 предпринимателей. С начала года индивидуальными предпринимателями стали 87 707 человек, а ушли из бизнеса – 82 774 ИП. 10 Глава 2 Учетная политика малого предприятия 2.1 Особенности организации бухучета малого предприятия. С 1 января 2013 года утратил силу Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и вступил в силу закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Из новшеств, внесенных в действовавшее ранее законодательство, мы рассмотрим изменения в организации ведения бухучета. В учетной политике малого предприятия закрепляется ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме. Организации, независимо от применяемой системы налогообложения, в полном объеме вводят бухучёт. Для представителей малых и микропредприятий предусмотрено послабление – бухгалтерский учет они могут вести в более упрощенном режиме (пункт 3 статьи 20 и пункт 10 части 3 статьи 21 Закона № 402-ФЗ; Приказ Минфина РФ от 18.12.2012 № 164н). Освобождены от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели, а также те, кто занимается частной практикой (пункт 1 часть 2 статьи 6 закона № 402-ФЗ). Это действительно, если в соответствии с налоговым законодательством они ведут учет доходов (доходов и расходов), позволяющий определить размер налога. Бухучет необязателен для предпринимателей, которые применяют общую, патентную или упрощенную систему налогообложения; для тех, кто перешел на уплату единого сельхозналога; для тех, кто платит ЕНВД. Упрощать бухучет не вправе малые предприятия, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. То есть те организации, которые выпускают акции и облигации. В учетной политике следует также отразить, какие формы бухгалтерской отчетности использует организация. Приказ Минфина РФ от 17.08.2012 № 113н утвердил упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства. В них включаются показатели только по группам статей без детализации показателей. Это не означает, что какие-либо данные могут отсутствовать в отчетности, просто они не выделяются, а включаются в соответствующую группу активов или пассивов. В приложениях к балансу и отчету о прибылях и убытках приводится наиболее важная информация, при отсутствии которой невозможно оценить финансовое положение и результаты деятельности организации. В этом случае в состав бухгалтерской отчетности включаются отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств или пояснительная записка. Рассмотрим подробнее правила, которые, отличают упрощенный бухучёт от стандартного.11 1. Рабочий план счетов упрощается методом объединения некоторых счетов. В Информации Минфина РФ № ПЗ-3/2010 рассмотрены варианты объединения. Можно вести учет затрат на производство на счете 20 «Основное производство», а счета 23, 25, 26, 28, 29 не использовать. Разрешено сократить количество применяемых синтетических счетов по сравнению с типовым планом счетов. Можно отражать на счете 10 информацию о производственных запасах вместо того, чтобы вести операции по счетам 07, 10 и 11. Кроме того, информацию о производственных затратах можно целиком показывать на счете 20. То есть разбивка на счета 20, 23, 25, 26, 28, 29 не нужна. Важно также, что для учета денег в банках малым предприятиям достаточно использовать счет 51 вместо счетов 51, 52, 55 и 57. 2. Доходы и расходы можно признавать по кассовому методу – по мере поступления и расходования денежных средств. Суть кассового метода: доходы и расходы следует признавать только после фактической оплаты. При этом полученные авансы также надо ставить в доход, а выданную предоплату в момент выдачи списывать в расходы нельзя. Надо дождаться, пока контрагент выполнит свои обязательства (отработает аванс). 3. Некоторые положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) можно не применять. Например, ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н), касающееся учета налога на прибыль и другие. В учетной политике предприятия необходимо указать, будут ли они применяться или нет. 4. Финансовые вложения можно учитывать по их первоначальной стоимости, то есть отражать в учете по займам, вкладам в уставный капитал и другим вложениям сумму, которая впоследствии не меняется и не корректируется (не определяется их рыночная стоимость). 5. В отчетности текущего периода можно отражать последствия изменений в учетной политике, оказавшие существенное влияние на финансовые результаты деятельности организации, а также на движение денежных средств. Другие организации вынуждены пересчитывать показатели отчетности, как если бы изменения произошли в прошлом, причем пересчет делается за два предшествующих года. Все существенные ошибки в бухучете и отчетности исправлять текущим периодом. Проводить ретроспективный пересчет не нужно в любом случае. Так предусмотрено пунктом 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. приказом Минфина от 28 июня 2010 г. № 63н). 6. Малым предприятиям можно не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов. 7. Возможно применение упрощенной системы регистров учета для организаций, не занимающихся производством продукции. При объеме операций не более 30 в месяц допускается ведение учета в Книге учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1. 8. Малые предприятия вправе все проценты по полученным кредитам и займам учитывать как прочие расходы, независимо от того, потратили заемные средства на покупку инвестиционного актива или нет. Об этом сказано в пункте 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (утв. приказом Минфина России от (6 октября 2008 г. № 107н). 9. Некоммерческие организации вправе применять упрощенные формы бухучета и отчетности. Исключение – НКО, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей. 10. Для систематизации и накопления информации можно принять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования регистров (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества. Обобщение информации на счетах малого предприятия Объект учета Счета, используемые «обычной» организацией Счет, на котором малое предприятие обобщает информацию Производственные запасы 07 «Оборудование к установке» 10 «Материалы» 11 «Животные на выращивании и откорме» 10 «Материалы» Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг) 20 «Основное производство» 23 «Вспомогательные производства» 25 «Общепроизводственные расходы» 26 «Общехозяйственные расходы» 28 «Брак в производстве» 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» 20 «Основное производство» Готовая продукция и товары 41 «Товары» 43 «Готовая продукция» 41 «Товары» Дебиторская и кредиторская задолженность 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» 75 «Расчеты с учредителями» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 79 «Внутрихозяйственные расчеты» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Денежные средства в банках 51 «Расчетные счета» 52 «Валютные счета» 55 «Специальные счета в банках» 57 «Переводы в пути» 51 «Расчетные счета» Капитал 80 «Уставный капитал» 82 «Резервный капитал» 83 «Добавочный капитал» 80 «Уставный капитал» Финансовые результаты 90 «Продажи» 91 «Прочие доходы и расходы» 99 «Прибыли и убытки» 99 «Прибыли и убытки» Приказ Минфина от 18.12.2012 № 164н утвердил для микропредприятий право на ведение бухгалтерского учета по простой схеме, то есть без применения двойной записи. В простом бухучете отсутствует понятие дебета и кредита. Учет ведется без отражения операций на взаимосвязанных счетах. В соответствующий регистр записываются все факты хозяйственной жизни предприятия. Не ведутся обобщающие счета для отражения величины собственных средств (капитала) и финансовых результатов (прибылей, убытков). Бухгалтерский баланс составляется на основе полной инвентаризации. Регистры для простого учета можно разработать самостоятельно с соблюдением требований Закона № 402-ФЗ. Учетная форма должна содержать графы для указания даты, номера, наименования первичного документа и содержания хозяйственной операции. Необходимо включить графы для отражения поступления (выплаты) денежных средств. Учет в таком регистре напоминает ведение налогового учета при УСН в Книге учета доходов и расходов. В данном случае отражаются абсолютно все хозяйственные операции, как влияющие на налоговую базу, так и не влияющие на нее. Так сказано в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н). Конкретных требований насчет содержания и названий регистров нет. Соответственно, это могут быть, например, ведомости или таблицы. Главное, чтобы в регистрах были все необходимые реквизиты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Напомним, что это название регистра и наименование фирмы-составителя, дата начала и окончания ведения регистра и др. Коллегии адвокатов, нотариальные палаты и микрофинансовые организации не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Каждый регистр рекомендуется применять для отдельного объекта учета (п. 4.2 Информации Минфина России от 20 февраля 2013 г. № ПЗ-3/2012). Значит, понадобятся отдельные регистры для зарплаты, НДФЛ и страховых взносов, иных налогов, основных средств, запасов и пр. Если микропредпритие хочет вести учет без двойной записи, соответствующее решение необходимо закрепить в учетной политике для целей бухучета. Применять кассовый метод при ведении учета без двойной записи нельзя. Учет необходимо вести методом начисления. Применять данную льготу следует осторожно, так как микропредприятие может вырасти. Соответственно, если фирма вела бухгалтерский учет без двойной записи, придется восстанавливать бухучет, что требует дополнительных затрат денег и времени. Преимущества бухучета по простой схеме заключаются в том, что для его ведения не требуется высокая квалификация, а также не требуются большие временные затраты. Закон № 402-ФЗ установил требования, предъявляемые к квалификации главных бухгалтеров. Требования применяются к следующим организациям: открытым акционерным обществам, страховым компаниям, инвестиционным фондам и т.п. К главным бухгалтерам малого бизнеса никаких требований закон не предъявляет. Ответственность за организацию ведения бухучета и хранение бухгалтерских документов, как и прежде, лежит на руководителе экономического субъекта. Руководители микропредприятий, субъектов малого и среднего бизнеса, а также индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, вправе вести бухучет самостоятельно. Необходимо оформить соответствующий приказ о принятии на себя функций по ведению бухучета и обязательно отразить это в учетной политике организации. 2.2 Варианты упрощенной бухгалтерской отчетности. Упрощения, предусмотренные для малых предприятий Аспект учетной политики Общее правило Для малых предприятий Признание доходов и расходов По начислению Возможен кассовый метод (для всех кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) Признание доходов и расходов по договору строительного подряда По мере готовности Возможно по начислению или кассовым методом (для всех кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) Последующая оценка финансовых вложений По текущей рыночной стоимости, если ее возможно определить Допустимо по первоначальной стоимости (для всех кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) Отражение предстоящих расходов на отпуска, годовые премии, гарантийный ремонт и проч. Необходимо создать резервы предстоящих расходов (показать оценочное обязательство) Можно отказаться от создания резервов (для всех кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) Учет процентов по кредиту на покупку объектов незавершенного производства (строительства) Необходимо капитализировать, то есть включить в стоимость объекта Можно отнести к прочим расходам (для всех кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) Отражение разницы между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) В случае возникновения сле....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: