VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016733
Тема: Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»)

Экономический факультет

Кафедра бухгалтерского учета и электронного бизнеса





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)

на тему:

«Организация бухгалтерского учета 
на предприятиях малого бизнеса»




Студент гр. ЗЭКМ-01-16/1-1

          Кузьмина Алена Тимофеевна

Научный руководитель

к.э.н., доцент
Матвеева Ольга Леонидовна
Заведующий кафедрой

к.э.н., доцент 
Брусов Александр Геннадьевич
Рецензент

Главный бухгалтер
ООО «Автомастер-1»
Иванова Валентина Вениаминовна 



Чебоксары 2018


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА	7
1.1. Основные критерии определения предприятий малого бизнеса	7
1.2.  Принципы организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса	9
1.3. Особенности отдельных видов налогообложения и бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса	20
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ В ООО «АВТОМАСТЕР-1»	30
2.1. Экономическая характеристика организации	30
2.2. Учетная политика организации	43
2.3. Бухгалтерская и налоговая отчетность организации	59
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ООО «АВТОМАСТЕР-1»	74
3.1.	Оценка состояния бухгалтерского учета организации	74
3.2.	Совершенствование бухгалтерского учета организации	76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	90
ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                 101      








ВВЕДЕНИЕ

     С переходом к рыночным отношениям малый бизнес стал очень популярен. Во многих странах он считается основным двигателем экономики. Малые предприятия способствуют созданию новых рабочих мест, обновлению ассортимента товаров и услуг. При изменении конъюнктуры рынка они способны быстро и гибко реагировать и принимать оперативные управленческие решения, что позволяет оставаться рынку достаточно насыщенным разнообразными, в том числе новыми товарами, а ценам оставаться устойчивыми. На малых предприятиях чаще зарождаются новые инновационные идеи, они быстрее осуществляют внедрение передового опыта. Поэтому весьма важным является создание благоприятной среды для развития малого бизнеса.
     Для малого бизнеса характерно возможное применение упрощенных систем ведения учета и налогообложения. В то же время некоторые малые предприятия имеют тенденцию отказываться от ведения бухгалтерии с целью уменьшения издержек, в частности это больше характерного для частных предпринимателей. К такому положению также добавляется факт того, что нормативно-правовая база в России ориентирована на постановку бухгалтерского учета большого и среднего бизнеса, а не микропредприятий. Основная цель специалистов по формированию рациональной системы организации как бухгалтерского, так и налогового и управленческого (оперативного) учета в любой компании – это максимально возможное упрощение системы ведения всех видов учета без вреда для успешного выполнения возложенных на организацию задач в условиях ограниченных ресурсов и наличия разных режимов налогообложения. 
     Несмотря на значимость вопросов бухгалтерского учета и налогообложения предприятий малого бизнеса, составления их бухгалтерской отчетности в экономической литературе данные вопросы недостаточно освещены. Помимо этого, государство, учитывая значимость малого предпринимательства в настоящее время, с каждым годом вносит все больше изменений в законодательство РФ в поддержку малого бизнеса. Этим объясняется актуальность темы данной работы.
     Целью данного исследования является исследование теоретических и методических основ бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса, а также установление рекомендаций по его совершенствованию.
      Задачами исследования являются:
     - рассмотреть изменение критериев определения предприятий малого бизнеса в истории России;
     - охарактеризовать особенности отдельных видов налогообложения на предприятиях малого бизнеса;
     - изучить законодательство и выявить специфику организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса;
     - изучить порядок бухгалтерского и налогового учета хозяйственных операций в определенном малом предприятии 
     - проанализировать формирование бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия малого бизнеса;
     - предложить рекомендации по совершенствованию организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса.
     С целью решения названных задач нами были применены следующие методы: опрос, наблюдение, анализ и синтез, моделирование, аналогия, группировка, классификация, сравнение, в том числе приемы бухгалтерского учета и статистики. Их применение обеспечивает получение надежных результатов исследования.
     Объектом исследования является предприятие малого бизнеса в г.Чебоксары – Общество с ограниченной ответственностью «Автомастер-1» (ООО «Автомастер-1»). Данное предприятие применяет УСН с объектом «доходы» и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Автомастер-1».
     Информационно-эмпирическая база написания магистерской диссертации формировалась на основе законодательных и нормативно-правовых актов РФ, разработок Минфина РФ, а также материалов научно-практических конференций, монографических исследований, методических требований, положений, инструкций и пр. В работе были использованы документы бухгалтерской отчетности ООО «Автомастер-1».
     В ходе теоретического анализа систем и методов бухгалтерского учета, применяемых малыми предприятиями, и разработке способов их совершенствования, были использованы основные положения исследований, проведенных  Башкатовым В.В., Сташук Л.Н., Скорочкиной С.С., Лытневой Е.А., Корень А.В., Касьяновой Г.Ю., Зотиковым Н.З., Евтушенко Н.С., Дараевой Ю.А. и других, осветивших те или иные аспекты изучаемого вопроса. 
     Также в написании работы помощь оказали следующие электронно-библиотечные системы: ЭБС IPRbooks, ЭБС «Юрайт», КиберЛенинка,  «Издательство «Лань» и другие.
     Научная новизна диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании организации системы бухгалтерского учета для малого предприятия, применяющего упрощенную систему налогообложения, ориентированной на формирование качественной учетной информации о финансово-хозяйственной деятельности, и, которая способствует успешной адаптации к отраслевой специфики аналогичных организаций.
     Наиболее существенные результаты, отражающие научную новизну диссертационного исследования, состоят в следующем:
     - разработана и описана организация бухгалтерского учета предприятия малого бизнеса, отвечающая требованиям упрощенного содержания ее составляющих, в зависимости от отраслевой принадлежности и условий хозяйствования;
     - обоснованы рекомендации по составлению бухгалтерской налоговой отчетности для малых предприятий, применяющих совмещение двух налоговых режимов – упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы» и единого налога на вмененный доход;
     - разработаны рекомендации в части совершенствования бухгалтерского и налогового учета предприятия малого бизнеса;
     - разработаны формы внутренней отчетности в разрезе групп пользователей.
     Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что разработанные рекомендации и способы совершенствования организации бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса, применяющего совмещение двух налоговых режимов, на примере ООО «Автомастер-1», могут применяться так же и для других организаций, которые относятся к малому предприятию и стремятся к уменьшению налоговых расходов. 
     Наибольшей значимостью для практики обладают следующие результаты диссертационной работы: систематизация бухгалтерского учета и специальных налоговых режимов в малом бизнесе по основным элементам учетной политики согласно нормативно-правовой базы; совершенствование порядка заполнения форм отчетности, системы документооборота.
     Структура диссертации соответствует теме, целям и задачам исследования. Магистерская диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
     









1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1. Основные критерии определения предприятий малого бизнеса

     «С переходом к рыночным отношениям малый бизнес стал очень популярен. Во многих странах он считается основным двигателем экономики. Малые предприятия способствуют созданию новых рабочих мест, обновлению ассортимента товаров и услуг. При изменении конъюнктуры рынка они способны быстро и гибко реагировать и принимать оперативные управленческие решения, что позволяет оставаться рынку  достаточно насыщенным разнообразными, в том числе новыми товарами, а ценам оставаться устойчивыми. На малых предприятиях чаще зарождаются новые инновационные идеи, они быстрее осуществляют внедрение передового опыта. Поэтому весьма важным является создание благоприятной среды для развития малого бизнеса» [74, с.177]. 
     Нужно заметить, что научная литература часто употребляет вместо термина «малое предпринимательство» термин «малый бизнес». Характеристика понятий практически одинакова. Отличительной чертой малого предпринимательства является то, что этот термин чаще встречается в юридической сфере, так как употребляется в нормативных актах за некоторыми исключениями, а «малый бизнес» – в экономической. 
     Рассмотрим, как в нашей истории менялись критерии определения понятия «малое предприятие» по данным таблицы 1.1 (Приложение 1).
     С 01.01.2016 Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ к предприятиям малого и среднего бизнеса стали относить [4]:
     - хозяйственные общества;
     - хозяйственные партнерства;
     - производственные кооперативы;
     - сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
     - крестьянские (фермерские) хозяйства;
     - индивидуальные предприниматели.
     С 01.08.2016 соблюдение лимитов дохода для классификации как малого и среднего бизнеса определяется не суммой дохода (выручки), а на основе дохода от предпринимательской деятельности за предыдущий календарный год.
     В соответствии со ст. 7 Закона № 209-ФЗ[4], в целях осуществления государственной политики, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства в РФ предполагается принятие следующих мер (Рисунок 1.1).
      
     
     
      
      
      
     
      
      
     
     
     
     Рисунок 1.1 – Меры государственной поддержки малого предпринимательства (ст.7 Закона №209-ФЗ)
     Критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям будут представлены в виде таблицы 1.2.

Таблица 1.2 – Критерии принадлежности организаций к микро-, малым и средним предприятиям
Критерии
Среднее предприятие
Малое предприятие
Микропредприятие
1
2
3
4
Суммарная доля участия в уставном капитале других организаций, %
Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме. 
Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме. 
Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.
Доходы
2 млрд. руб.
800 млн. руб.
120 млн. руб.
Численность сотрудников
101–250 человек

100 человек

15 человек
     Малые предприятия, занимающиеся несколькими видами деятельности, классифицируются в соответствии с критериями основного вида деятельности, доля которого является самой большой в годовом обороте или годовой прибыли [40, с.45].
     Следовательно, можем сделать вывод, что малое предприятие представляет собой независимо функционирующий хозяйствующий субъект на основе частной собственности в виде определенного имущественного соединения с упрощенной системой бухгалтерского учета, основной целью которого является извлечение прибыли (за исключением потребительского кооператива), которое имеет ограничения на регистрацию, состав учредителей, среднесписочную численность сотрудников, доходы от продажи товаров (работ, услуг), балансовую стоимость активов.
     Таким образом, отметим различные аспекты к установлению критериев отнесения организаций к предприятиям малого бизнеса: выручки от реализации продукции (работ, услуг), показатели средней численности работников, балансовой стоимости активов, величины основного капитала, единство права собственности и управления, относительно небольшие рынков сбыта и ресурсов. Согласно данным критериям можно определить модель рыночного поведения предприятий малого бизнеса, выделив их в отдельную группу из общего состава хозяйствующих субъектов.
     
1.2.  Принципы организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

     Единые методологические основы и принципы ведения учета и налогообложения субъектами малого бизнеса установлены ФЗ «О бухгалтерском учете», ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», НК РФ и др.
     «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций» [29, c.46]. Особенность бухгалтерского учета и то, что отличает его от других видов хозяйственного учета – документирование и регистрация всей информации (хозяйственных процессов и операций).
     Нужно отметить, что в современных условиях бухгалтерский учет включает финансовый, управленческий и налоговый учеты. Ведение финансового учета является обязательным для всех организаций без исключения, так как он служит основой для других видов учета и выступает источником информации для руководства, налогового органа, органов социального страхования и других[9]. Управленческий учет зависит от дирекции предприятия и направлен на решение текущих и стратегических задач [76, с.52]. От налогового учета зависит правильность расчета налогооблагаемой базы по отдельным видам налогообложения и своевременность расчета с бюджетом.
     Выделим следующие принципы бухгалтерского учета:
     1) автономности – любая организация выступает как самостоятельный юридический объект со своим имуществом;
     2) двойной записи – включает запись двойной записи хозяйственных операций одновременно и на одинаковую сумму по дебету и по кредиту бухгалтерских счетов;
     3) действующей организации – предприятие не предполагает прекращать свою деятельность в ближайшее время;
     4) регистрации – все хозяйственные операции должно обязательно найти отражение в бухгалтерском учете;
     5) начислений – любая хозяйственная операция фиксируется по мере возникновения, а не в момент оплаты;
     6) периодичности – предполагает составление отчетности за период (месяц, квартал, полугодие, год);
     7) конфиденциальности – внутренняя учетная информация организации составляет коммерческую тайну. 
     Основным принципом организации бухгалтерского учета на малом предприятии является максимально возможное упрощение системы ведения всех видов учета без вреда для успешного выполнения возложенных на организацию задач в условиях ограниченных ресурсов и наличия разных режимов налогообложения [31, c.167]. Особенно актуально соблюдение данного принципа для малого предприятия в связи с ограниченными возможностями и ресурсами. Следовательно, для малых организаций особенно важно обеспечение эффективной работы бухгалтерии. 
     Малые предприятия имеют право применять упрощенный бухгалтерский баланс при соблюдении следующих условий:
     - количество сотрудников не больше 100 человек;
     - доход не более 400 млн. рублей на 2017 год, с 2018 года данный показатель увеличен до 800 млн. рублей;
- валюта баланса не более 60 млн. рублей;
     - доля участия не малых организаций (в том числе иностранных) менее 49%.
     Исключения составляют только государственные и муниципальные унитарные предприятия;  жилищные, жилищно-строительные, кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации; участники проекта «Сколково» и акционерные общества, так как для них обязателен аудит[5].
     «Руководитель (директор) малого предприятий несет ответственность за соблюдение законодательства и организацию финансового учета на предприятии. Он: может вести учет лично, передать ведение учета на договорной основе специализированной организации, бухгалтеру-специалисту или аудитору, может учредить бухгалтерию» [74, с.177].
     «В настоящее время многие предприятия малого бизнеса передают ведение учета какой-либо аутсорсинговой компании. Преимущество аутсорсинга заключается в том, что заказчику в этом случае гарантируется качественное исполнение услуг специализированной организацией с учетом всех изменений, дополнений и новых нормативных документов. Основным недостатком аутсорсинга является то, что они не всегда могут исчерпывающе понять специфику работы клиента, что может сказаться на качестве учетной информации. Возникает риск нарушения конфиденциальности, снижения оперативности получения необходимых данных. Решая вопрос о целесообразности заключения договора аутсорсинга следует исходить из специфики и масштабов деятельности, затрат на содержание бухгалтерии» [74,с.178].
     Перед тем, как первично поставить или реформировать бухгалтерский учет организации необходимо внимательно изучить те задачи, которые должна выполнять бухгалтерия предприятия. Данные задачи определяет сама организация при грамотной постановке бухгалтерского учета[60, с.113]:
     1) обеспечение сохранности имущества;
     2) определение финансового результата деятельности;
     3) обеспечение эффективности управления ресурсами;
     4) выявление налоговых обязательств.
     Знание этих задач руководством любого предприятия имеет особую важность в связи с тем, что основой организации эффективной системы бухгалтерского учета и управления организацией выступает поиск и выбор наиболее правильных путей их решения. 
     Первому этапу процесса постановки системы бухгалтерского учета на малых предприятиях предшествует анализ потребностей в целесообразности выполнения поставленных задач. Изучив особенности деятельности предприятий малого бизнеса можно сделать вывод о том, что из вышеназванного списка задач не все могут быть необходимы и востребованы.  В предприятиях малого бизнеса, которые осуществляют разовые операции, вероятно отсутствие необходимости в исчислении финансового результата деятельности, в связи с тем, что он определяется разницей между поступившими и израсходованными денежными средствами [38, с.84]. Также хочется отметить, что бухгалтерский учет организации, применяющей единый налог на вмененный доход, предполагает расчет налоговых обязательств как произведение базового дохода, полученного в результате определенного вида предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и физического показателя, устанавливающего данный вид деятельности. 
     Обеспечение сохранности имущества имеет непосредственную связь с материальной ответственностью сотрудников организации. Трудовой кодекс РФ (далее ТК РФ) регулирует вопросы материальной ответственности работника и работодателя. Можно выделить следующие особенности материальной ответственности[2]:
     1. Материальная ответственность полная или ограниченная, что должно быть отмечено в письменном договоре (ст. 241, 242, 244 ТК РФ). 
     2. Материальная ответственность в размере 100%  накладывается исключительно исходя из норм ТК РФ или иных федеральных законов (ст. 242 ТК РФ)[3]. 
     3. Перечень работ, выполняемых работниками, на которые может вводиться коллективная материальная ответственность.
     4. В случае если ответственность за сохранность материальных ценностей  или выполнение каких-либо действий не возложена на сотрудников, то за нее отвечает руководитель организации.
     5. Для выполнения задачи обеспечения сохранности имущества организации необходимо обеспечить поступление, движение и выбытие материальных ценностей исключительно посредством уполномоченных материально ответственных лиц, что подтверждается письменным договором, приказом.
     6. Прием и передача материальных ценностей обязательно документально подтверждается подписью материально ответственных лиц.
     Задача обеспечения эффективного управления ресурсами в большинстве случаев требует обеспечения индивидуального подхода при ее решении. Важно отметить одностороннюю зависимость эффективного управления ресурсами от обеспечения сохранности имущества [36, с.67]. Например, если на складе находятся залежалые товары – задача целостности имущества будет выполнена, а эффективности управления ресурсами – нет. 
     «Управление ресурсами включает в себя процессы планирования, закупок, поставок, распределения, учета и контроля трудовых и материально-технических ресурсов» [56, с.480]. Управление финансовыми ресурсами подразумевает управление стоимостью.
     Можно выделить следующие формы бухгалтерского учета, подлежащие применению на предприятиях малого бизнеса:
     1. Упрощенная форма бухгалтерского учета: «по простой форме бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия; по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета» [11].
     2. Мемориально-ордерная форма.
     3. Единая журнально-ордерная форма.
     4. Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций.
     5. Автоматизированная форма.
     6. Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения,  утвержденную приказом МНС России от 28.10.02 № БГ-3-22/606 (далее – Книга учета доходов и расходов). Применение данной формы возможно лишь для организаций на упрощенной системе налогообложения исходя из положений главы 26.2. «Упрощенная система налогообложения» НК РФ[1].
     Если малое предприятие не осуществляет производства продукции и выполнения услуг с большими материальными затратами, совершает  не больше тридцати хозяйственных операций в месяц, может вести бухгалтерский учет операций, регистрируя их, только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности.
     В дополнение  к Книге у малого предприятия есть обязанность вести ведомость учета заработной платы, учитывающей расчеты заработной платы с работниками, налога на доходы физических лиц с бюджетом.
     Книга представляет собой регистр аналитического и синтетического учета, на основе которого определяется наличие денежных средств и имущества, источники их возникновения на определенную дату. Книга включает рабочий план счетов, утвержденный руководителем. Учет хозяйственных операций можно вести на каждом из утвержденных счетов.
      «Схема документооборота при простой форме бухгалтерского учета: Первичные учетные документы – Ведомость заработной платы – Книга учета фактов хозяйственной деятельности – Кассовая книга – Баланс и отчетность»  [24].
     Форма учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предприятия малого бизнеса имеет свои особенности. Любая из ведомостей может быть применена в целях учета хозяйственных операций по одному из применяемых бухгалтерских счетов. Эта форма бухгалтерского учета рекомендуют к использованию тем субъектам малого предпринимательства, которые осуществляют производство продукции (работ, услуг) [11].
     По каждой операции сумма записывается одновременно в двух отчетах: одна – на дебетовой учетной записи с номером зачисленной учетной записи (в графе «Корреспондирующий счет»), другая – по кредиту корреспондентского счета и аналогичной записи номера дебетовой учетной записи.
     Обе ведомости в графе «Содержание операции» включают записи только на основании первичных документов. Остатки в отдельных отчетах следует сравнивать с соответствующими данными первоисточников, на основании которых были сделаны записи (отчеты кассы, выписки из банковского счета и другие).
     Для заполнения бухгалтерского баланса предприятия малого бизнеса используют данные оборотной ведомости, которая составляется на основе шахматной ведомости по форме №В-9, обобщающей месячные итоги. 
     В случае изменения оборотов по операциям, относящимся к прошлым периодам, в текущем месяце, делаем дополнительную запись в регистрах бухгалтерского учета, а уменьшение оборотов выделяем красным цветом.
     Любое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть отмечено надписью «Исправлено» с датой и подтверждено подписью лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета в малом бизнесе.
     В данной работе мемориально-ордерную форму охарактеризуем лишь как отражение целостной картины, чем для практического применения. Можем отметить, в настоящее время, в век компьютеризации и все более жестких требований к результативности организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса, она устарела, довольно трудоемка и почти не находит применения на практике. Быть может в виду этих причин,  она не упоминается в списке форм бухгалтерского учета Типовых рекомендаций.
     Мемориальные ордера создаются по данным первичных учетных документов, включающие в себя корреспонденцию счетов по данным операциям, что позволяет организовать синтетический учет.
     Зарегистрированный мемориальный ордер используют для записи операций в Главной книге. «Главная книга или контрольная ведомость строится по шахматному принципу, заключающегося в  разбивке каждого счета на отдельные колонки, которые предназначены для записи оборотов по каждому корреспондирующему счету. Она регистрирует только текущий оборот. Остаток на счетах в нем не отображается» [62, с.69].
     Главная книга составляет основу для формирования оборотной ведомости по счетам синтетического учета. В то же время структура Главной книги упрощает процедуру составления шахматной оборотной ведомости, заполняющейся результатами каждого счета [62, с.78]. Накопительные и группировочные ведомости используются для облегчения подготовки записей в учетные регистры (регистры синтетического учета). 
     Регистры аналитического учета заполняются исходя из данных подшитых к мемориальным ордерам документов. Контроль аналитического и синтетического учета выполняется с помощью создания оборотной ведомости по счетам аналитического учета и сопоставления их результатов с соответствующими суммами оборота на синтетических счетах.
     Единую журнально-ордерную и журнально-ордерную формы счетоводства предпочитают использовать в средних фирмах и организациях. Рекомендации по их применению содержатся в письме Минфина России от 24.07.92 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях», также в соответствующих отраслевых указаниях, которые специально были разработаны министерствами и ведомствами для организаций различных отраслей. 
     Действие записи хозяйственных операций выступает как единый рабочий процесс. Ведение журнала не предусматривает хронологической регистрации хозяйственных оборотов [34, c.211]. Записи в накопительных регистрах производятся в контексте показателей, необходимых для управления и контроля финансово-хозяйственной деятельности организации, и для составления ежемесячных, квартальных и годовых отчетов.
     Аналитический и синтетический учет обычно осуществляется совместно в единой системе записей. Аналитические учетные карточки могут быть открыты, как исключение, для некоторых типов расчетов, для которых существует значительное количество личных счетов. По калькулируемым объектам фиксируются книги учета объектов основных средств или инвентарные карточки, ведомости учета затрат на производство или карточки. Соответственно оборотные ведомости выводятся только на основе расчетов, на которых хранятся аналитические карточки. Подлежат сохранению оборотно-сальдовые ведомости по учету готовых изделий и оборотно-сальдовые ведомости по учету материалов.
     Обычно журнально-ордерная форма счетоводства предполагает два вида бухгалтерских регистров [48, с.102]:
     - журналы-ордера – основной регистр бухгалтерского учета;
     - вспомогательные ведомости – используются в случае необходимости применения аналитических показателей в виде группировки данных первичных документов, сложных для обеспечения в журналах-ордерах. 
     Данные виды бухгалтерских регистров строятся по кредитовому признаку регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Данные синтетического учета подлежат регистрации исходя из данных первичных учетных документов исключительно по кредиту надлежащих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами. Исключение составляют операции по расчетным и валютным счетам и кассовые операции, которые подлежат регистрации по кредиту и по дебету счетов, служащих для регистрации указанных операций. Необходимо контролировать и не разделять банковские и кассовые документы для записей в определенных журналах-ордерах. Чтобы избежать дублирования, записи в журналах-ордерах с кредитовыми оборотами в корреспонденции с дебетом счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета», выполняются, как правило, в соответствии с итогами соответствующих отчетов за месяц.
     Итоги по данным журналов-ордеров в конце каждого месяца переносят в Главную книгу. Не предполагается ведение шахматной контрольной ведомости или шахматного баланса. Баланс оборотов также не составляют. Составление сальдового баланса предполагает использование данных из Главной книги. При необходимости могут применяться отдельные показатели из учетных регистров.
     Согласно рекомендациям Минфина России предприятиям малого бизнеса материальной сферы производства можно использовать регистры, указанные в журнально-ордерной форме счетоводства [35, с.112].
     Предприятия малого бизнеса могут выбрать в качестве формы учета Книгу учета доходов и расходов. Возможность ее использования предоставляет переход организации на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2 НК РФ. Учет доходов и расходов в таких малых предприятиях ведется исходя из вышеупомянутой главы. Они освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет в полном объеме согласно п.4 ст. 6 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
     НК РФ накладывает обязанность организации, перешедшей на упрощенную систему налогообложения, вести налоговую отчетность о своей деятельности, необходимой для расчета налоговой базы и суммы налога, исходя из Книги доходов и расходов [61, с.46].
     Основное отличие данной книги от других форм бухгалтерского учета в том, что хозяйственные операции не отражаются методом двойной записи [58, с.62]. В ней производится накопительная запись, объем которой зависит от выбранного объекта налогообложения – «доходы» или «доходы минус расходы» [62, с.159]. В случае выбора объекта налогообложения «доходы минус расходы» запись полученных доходов и произведенных расходов отражается последовательно на основе первичных документов позиционным способом.
     И вводятся данные обо всех прибывших доходах и произведенных расходах (столбцы 4 и 6 книги), из которых затем учитываются доходы и расходы, используемые при расчете единого налога (столбцы 5 и 7 соответственно).
     Книгу учета доходов и расходов включает в себя учет хозяйственных операций за один календарный год [63, с.76]. Она может выполняться как на бумаге, так и в электронном виде.
     Если книга ведется в бумажном виде, то она нумеруется, прошнуровывается. На последней странице указывают количество подшитых листов и заверяют подписью директора и при наличии, ставят печать. Отметим, начиная с 07 апреля 2015, организации не обязаны иметь круглую печать и использовать ее для заверения издаваемых документов,  что подтверждается Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ.
     Автоматизированная форма бухгалтерского учета предполагает использование электронно-вычислительных машин. Данную форму бухгалтерского учета нужно относить к одной из вышеназванных в зависимости от применяемых в ней регистров, так как форма представляет собой алгоритм сбора информации.
     На данный момент в большом количестве разрабатываются компьютерные программы, настраиваемые на потребности отдельных пользователей и обеспечивающие ведение учета в бухгалтерии в организациях. Можем отметить содержание в бухгалтерских программах: экранных форм первичных документов, отчетов, плана счетов, журналов и средств, предназначенных для изменения конфигурации программы под потребности конкретного пользователя, какую бы деятельность он не вел [45, с.53-54].
     Таким образом, для бухгалтера при организации бухгалтерского учета важное значение имеет способность учитывать все нюансы от начала и до конца. В целях ее обеспечения нужно обратить внимание на одно из правил бухгалтерского учета, основной смысл которого заключается в том, чтобы средства, затраченные на получение информации не оказались выше, чем вероятный экономический эффект от управленческих решений, принятых на ее основе. 
     
1.3. Особенности отдельных видов налогообложения и бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

     «Для малого бизнеса характерна возможность применения упрощенных систем ведения учета и налогообложения. В связи с этим основная цель специалистов по формированию рациональной системы налогового учета в любой компании – это максимально возможное упрощение системы ведения всех видов учета в условиях ограниченных ресурсов. Согласно статье 18 НК РФ малые предприятия могут применять общую систему налогообложения (ОСН) или применять упрощенные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН)» [74, с.177]. При выборе режима налогообложения следует учитывать приведенные особенности их применения, налоговую нагрузку, специфику деятельности организации в таблице 1.3.

Таблица 1.3 – Краткая характеристика отдельных режимов налогообложения 
Режим налогообложения
Особенности применения
Налоговая нагрузка
УСН (6% с дохода)
- штат работающих не более 100 чел.;
- годовая выручка до 150 млн. руб.;
- стоимость ОС не более 150 млн. руб.;
- доля участия других компаний не более 25%;
- применение ККТ обязательно;
- регистр учета – Книга учета доходов и расходов;
- для ИП налоговая ставка 0% в течение первых двух лет.
- освобождаются от уплаты налога на прибыль, имущество, НДС;
- с выручки компании следует уплатить 6%;
- основной налог снижается за счет страховых взносов (максимально 50%);
- сдача декларации раз в год не позднее 30 марта;
- возможность ведения учета по упрощенной схеме;
- при превышении лимитов фирма теряет право на УСН.
УСН (доходы – расходы)
- особенности применения те же, как и при УСН 6% с дохода;
- учитываются доходы и расходы. 
- возможность ведения бухгалтерского и налогового учета по упрощенной схеме;
       
- не платят.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.