VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные принципы управления

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007203
Тема: Основные принципы управления
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования



«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет публичного и корпоративного администрирования

Специальность:  ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ





Курсовая работа

«Основные принципы  управления»













Работу выполнил:

Студент 2 курса 925 поток

Яковлева Надежда Александровна



(подпись)





Руководитель:

Кучина Ольга Владимировна

_____________________________________

                             (подпись)

	

		

	Санкт-Петербург

	2016 г.

	
	

	Оглавление

	Введение	2

	

	Глава 1. Место и роль  принципов в теории управления.	4

		Эволюция теоретических концепций организации. Современная организационная парадигма	4

		Классификация принципов управления	12

	

	Глава 2. Развитие принципов управления на современном этапе.	18

		Основные принципы управления	18

		Принципы управления социально-экономической системой
(организацией)	20

		Социально-психологические принципы управления	26

		Универсальные принципы общего управления	27

	

	Заключение	35

	

	Список используемой литературы	36

	




Введение

		Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практика управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента.

		Актуальность темы курсового исследования определяется тем, что в соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

		Принципы и теория представляют собой структурную основу науки. Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением.

		Принципы — это фундаментальные истины (или то, что считается истинным в данное время), объясняющие связи между двумя или более переменными величинами.

		Теория представляет собой системную группировку взаимосвязанных 	принципов.	Важнейшим	показателем	зрелости какой-либо науки является состояние ее системной теории. Сюда входит концептуальная модель, применяемая в данной области, логическая интеграция различных элементов, которые ее составляют, а также способов ее применения в исследованиях.

	Принципы управления — это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражающиеся при постановке практических задач менеджмента. В них отражается действие объективных законов и практики управления, а также определяются требования к конкретной системе. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

		Объектом исследования в данной работе выступают основные теоретические принципы менеджмента.

		Предмет исследования анализ основных функций и принципов современного менеджмента.

		Цель данной курсовой работы - рассмотреть принципы управления и их развитие в современных условиях. В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

Дать определение принципам управления;

Определить какие требования предъявляются к принципам управления;

Описать группы, которые включает классификация принципов управления;

Перечислить основные принципы управления и сформулировать их содержание;

Рассмотреть основные принципы управления социально-экономической системой (организацией) и сформулируйте их содержание;

Подобрать теоретическую литературу по теме исследования и назвать авторов универсальных принципов общего управления;

	Практическая значимость данной курсовой работы обусловлена тем, что

	ее результаты могут быть использованы, как проанализированный материал

	по данной теме.




Глава 1. Место и роль принципов в теории управления

	1.1. Эволюция теоретических концепций организации. Современная организационная парадигма

		Исторически можно проследить, как эволюционировали теоретические концепции, определяющие сущность самих организации, роль и основные критерии, применяемые для оценки эффективности деятельности различных организационных структур. Заметим, что эти теории появились вместе с тектологией А. Богданова, но независимо от нее. Организационные теории ставили задачей разработку принципов, правил, рекомендаций, процедур управленческой деятельности в каждый конкретный момент, тогда как для тектологии было важно обнаружить объективные организационные механизмы, которые не изменялись бы в разных ситуациях.

		Ниже перечислены модели организаций, составляющие основу соответствующих организационных теорий:

Механистическая модель (Ф. Тейлор, А, Файоль, М Вебер).

Естественная организация (Т, Парсонс, Р. Мертон, А, Этциони). Функциональные организации рассматриваются как объективный самосовершенствующийся процесс, в котором присутствует, но не преобладает субъективное начало. Цель — лишь одно из оснований функционирования организации.

Организация-община (Э. Мэйо). Главный регулятор функционирования - принятые в организации нормы поведения.

Социотехническая модель (А. Райс (Э. Трист). Основана на зависимости внутригрупповых связей от технологии производства.

Институционистская (Ч. Бернард). Организация рассматривается как система длительных взаимодействий между ее членами, которые вносят в организацию собственные ожидания и ценности.

Кибернетическая модель (С. Вир, Д. Форрестер, С. Янг). Предполагает построение полной математической модели структуры организации с учетом многочисленных обратных связей.

Институциональная модель (Д. Норт). Формы и поведение организации определяются обычаями, традициями, нормами.

Конфликтная модель (Р. Ходл). Организация имеет множество противоречивых целей и действует в условиях противоречивых интересов различных членов организации или ее групп.

Органическая модель (Т. Берне, Д. Сталкер). Общество сравнивается с живым организмом, в котором все части взаимозависимы.

Процессная модель (А. Богданов), Общество рассматривается как непрерывный процесс соединений (ассоциаций) и разъединений (диссоциаций). Общество не имеет устойчивой структуры.

Проблемная модель (В. Франчук). Проблемы организации рассматриваются не как препятствия или помехи в ее развитии, а как выражение естественных потребностей и возможностей их реализаций.

		Рассмотрим современную организационную парадигму. Согласно определению С. Вира, система есть одно из названий порядка, противоположность хаосу. Системность в этом смысле рассматривается как организованность, а система — как организация. В то же время в теории организации понятие организации в одном из смысловых вариантов интерпретируется как система.

		Слово «организация» происходит от латинского «organize» — делать 

	сообща, стройный вид, устраиваю. Организация рассматривается как процесс и как явление. Как процесс она представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, например, процесс создания работоспособного коллектива.

		Организация как процесс регулируется законами о труде, процессуальными уголовным кодексами. Как явление она представляет собой физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели. В России организации как явление регулируются Гражданским кодексом РФ.

		Организация составляет объект исследования теории организации. Для классической теории организации характерно изучение различных типов организационных структур. Главными ее принципами являются жесткая функциональная иерархия, вертикальная и горизонтальная специализация. Современную теорию организации часто отождествляют с самоорганизацией.

		В. Хиценко теорией самоорганизации, которая, по его мнению, включает в себя синергетику, называет новое направление в кибернетике и теории систем, выделяя при этом следующие ее основные аспекты.

	Гносеологический аспект. Вместо редукционистского расчленения проблем — признание несистемное™ и неделимости мира, напоминающего более живое переплетение проблем, нежели кирпичную кладку модулей: экономических, социальных, экологических. Вместо вероятностных процессов функционирования — порождающий информацию режим детерминированного хаоса в автономной диссипативной системе.

	Кибернетический аспект. Вместо управляемости и автоматизма — автономия. Вместо успокаивающих отрицательных обратных связей — положительные самовозбуждающие циклы типа автокатализа.

	Социологический аспект. Вместо подчиненности в иерархических структурах — свобода и ответственность в децентрализованных сетях коллегиальных отношений. Вместо внешнего планирования — циркулярные механизмы самоорганизации.

		В настоящее время существует и другое научное направление, тесно связанное с кибернетикой и теорией систем, — эволюционная кибернетика, которую рассматривают как развитие синергетики. Теория организации изучает процессы системообразования и их закономерности. Вместе с этим теория организации исследует природу системообразующих факторов. Теория систем изучает сущность целостности и системности, свойства целого и его частей, т.е. организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого и есть система. Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, т.е. достижения определенного уровня ее организации. Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее самоорганизации и саморазвития.

		Исследуя методы управления социально-экономическими системами с кибернетических позиций, можно показать, что при определенном развитии этих методов внешние критерии становятся частью системы управления. В этом случае выход системы замыкается с входом, и она переходит в режим саморазвития. При этом цели перестают быть главными критериями управления. Такая система становится объектом исследования синергетики.

		Наблюдается все более глубокое и продуктивное взаимопроникновение теории систем, теории организации, кибернетики и синергетики по мере их развития. • Однако это обстоятельство создает проблему идентификации указанных паук. Анализ этой проблемы позволяет сделать предположение о продуктивности идеи создания единой организационной науки.

		Интеграционные процессы сами по себе являются организационными процессами, процессами упорядочения, систематизации знаний, процессами саморазвития науки. Они отражают на идеальном уровне организационный опыт живой и неживой природы.

		Существование трех основных смысловых вариантов понятия «организация» обусловлено именно взаимным влиянием различных по своей родословной, но тесно связанных между собой наук.

		Рассмотрим структуру теоретической базы деловой организации. Учет интеграционных тенденций позволяет рассматривать менеджмент не как сумму соответствующих разделов, отстаивающих свое право на самостоятельный статус, а как целостную систему знаний.

		Управление современным предприятием требует совершенно иной концепции организации, чем та, что преобладала в ранних школах управленческого рационализма.

		Внимание менеджмента в части управлении трудовым процессом переключается на передачу исполнительно-технологических функций и функций логического автоматизма от человека к машине. Тем не менее, функциональный подход продолжает доминировать, поскольку принято считать, что реальной альтернативы ему нет. Однако радикальные изменения во внешней среде в последнее время все больше выявляют ограниченность возможностей функционального подхода к управлению деловыми организациями.

		Реальные процессы в деловой организации не следует подстраивать под имеющуюся структуру, созданную на основе функционального разделения. В свою очередь, деловая организация как объективированная структура не должна быть тормозом для деловых процессов. Ограниченность возможностей бюрократических структур частично преодолевается за счет сравнительно гибких (например, матричных) структур. Действительно, они обеспечивают большую по сравнению с иерархическими структурами адаптивность организации в случаях, при рассмотрении организации как совокупности различных бизнес-процессов.

		В конце 1980-х гг. стала распространяться идея представления организации в виде системы бизнес-процессов (бизнес-системы), а управления ее деятельностью - как управление бизнес-процессами. Под бизнес-системой понимается система отношений внутри организации, в ее внешнем окружении, отрасли и на рынке.

		Бизнес-процесс — это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя.

		В рамках бизнес-процессов организация представляется как динамическая система со своими входами и выходами. Внешние входы и выходы, обеспечивая связь с внешней средой, определяют границы основных бизнес- процессов. Вместе с этим, внутри организации должны существовать потоки работ, обеспечивающие основные бизнес-процессы. Они также имеют свои границы, свои входы и выходы. Содержание основных и вспомогательных проблем, решаемых организацией, и сама организация превращаются в систему принятия решений.

		Функциональный менеджмент реализуется в целевой модели организации, тогда как управление бизнес-процессами ориентируется на модель, в которой проблемы рассматриваются не столько как препятствия к достижению целей, сколько как естественные условия функционирования организации. В основе деятельности такой организации лежит не достижение заранее определенных целей, а обеспечение ее устойчивого развития. Выявление проблем тогда можно рассматривать как бизнес-процесс.

		Функционирование каждого элемента бизнес-процесса обеспечивается группой специалистов, понимающих значение своей работы для организации в целом. При этом должность руководителя не является обязательным атрибутом управления группой. В определенном смысле слова организацию можно представить как «ассоциированного работника», а каждого ее члена — как персонифицированное выражение организации, ее общего управленческого начала.

		В зависимости от характера решаемых проблем одни группы специалистов могут существовать продолжительное время, другие — более короткое, чтобы затем их члены включались в новые потоки работ. Новое место в новом элементе бизнес-процесса специалисты занимают на основе понимания всеми участниками актуальности решаемой проблемы. На смену традиционным подразделениям организации приходят динамичные команды специалистов, не обязательно находящихся на одной территории, но в любом случае эффективно связанные друг с другом. В ряде случаев сотрудники могут работать, находясь дома или перемещаясь, но иметь мобильные средства связи.

		Управление организацией на основе бизнес-процессов требует нового управленческого мышления и даже нового поколения менеджеров. Уместно вспомнить практически забытого ученого, идеи которого намного опередили время и только сегодня заново открываются, — польского исследователя Б. Трентовского. Своей главной целью он ставил построение научных основ деятельности руководителя («кибернета»). Он писал, что применение искусства управления без сколько-нибудь серьезного изучения соответствующей теории подобно врачеванию без сколько-нибудь серьезного понимания врачебной науки. Более того, Б. Трентовский считал, что кибернет не проектирует будущее, он позволяет будущему рождаться своим собственным независимым способом, он оказывает будущему помощь как опытный и квалифицированный политический акушер.

		Концепция управления бизнес-процессами менее поддается формализации и регламентации по сравнению, например, с принципами рациональной бюрократии. Конкретные рекомендации здесь уступают место потенциальной готовности менеджера решать принципиально новые задачи. Поэтому управление бизнес-процессами в каждой организации может принимать неповторимые черты. Смысл управления бизнес-процессами заключается в обеспечении эффективной реакции организации на запросы внешней и внутренней среды в условиях полной свободы от стереотипов.

		Таким образом, предпосылками реализации управления на основе бизнес-процессов являются: понимание сотрудниками организации всего потока работ, своей роли и уровня ответственности; представление сотрудникам максимальной свободы действий; высокий уровень организационной и гражданской культуры; надежные и эффективные связи на границах элементов бизнес-процесса; обмен информацией в реальном масштабе времени; возможность перегруппировки элементов бизнес-процесса, если того требуют интересы организации при решении определенной проблемы; способность работников решать широкий круг задач; освобождение от управленческих стереотипов; нестандартное творческое мышление работников; инициатива и импровизация вместо исполнительности; сильная и гарантированная мотивация.

		Концепция управления бизнес-процессами формируется на основе таких явлений, как бригадные формы организации труда, японские кружки качества, система управления производством .«just in time», матричные структуры управления, гибкие автоматизированные производственные системы, децентрализация управления и т. д. Исследования интеграционных процессов в науках, составляющих теоретическую базу менеджмента, а также изучение реальных процессов в современной деловой организации дают основания для вывода: менеджеризм как одно из величайших достижений XX в. постепенно будет уступать место синергизму; управление по принципу «субъект-объект управления» будет заменяться взаимодействием в организации, ее саморазвитием. Экономические предпосылки синергизма заключаются в деперсонификации собственности, переходе к совместному владению собственностью, а также в интеграционных тенденциях в социально-экономической среде.

		Согласно современным представлениям о стабильности, это состояние обеспечивается не столько подавлением отклонений (статическая стабильность), сколько возможностью изменения состояния в определенном диапазоне (динамическая стабильность). Динамическая стабильность организации иногда отождествляется с гибкостью.




	1.2. Классификация принципов управления

		В принципах обобщены познанные законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления. Закономерности, повторяемые в значительном количестве положительных результатов решения задач управления, становятся принципами. Принципы не привнесенные извне, они вытекают из самой сущности общества, из уровня развития его производительных сил, культуры и т.д. (например, японская, и американская модели менеджмента.)

	Закономерности управления

	

	Принципы управления

	Существующий способ производства

	

	Формы собственности, социально- 
политическая структура, культура

	

	Национальное духовное развитие

	

	Опыт (образцы) управления

	

		Рисунок. 1. Факторы, определяющие принципы управления.

		Принципы управления можно разделить на: общие для всех видов управления; относящиеся ко всем компонентам системы управления; специфические, для управления конкретным производством; относящиеся к отдельным частям системы управления.

		Общие принципы управления следуют из объективных законов развития природы и общества.

		Для системного представления принципов управления экономическими объектами необходимо исходить из более общих кибернетических принципов (рисунок. 2).

		Кибернетические принципы совпадают, как правило, по формулировке с соответствующими общими законами управления, взаимосвязаны и отражают целостность системы принципов в единстве их проявления в любой управляемой системе. Например, оптимальность функционирования невозможна без осуществления принципа информационных (главным образом обратных) связей, которые могут оптимизироваться (принцип оптимальности) в зависимости	от поставленной цели функционирования (принцип целеполагания) и т.д.

	

Активное самодвижение самоуправляемых систем

	

	

Иерархия управления

Целеполагания и целеосуществление

Активное отображение взаимодействия с окружающей средой

Относительность управляющих и управляемых подсистем

	

	

	

	

	

Информационные и обратные связи (информационное обеспечение)

Соответствие управля-ющей управляемой подсистем (необходимое разнообразие)

Оптимальность функционирования

	

	

	

	

		Рисунок. 2. Кибернетические принципы (законы) в общенаучном и прикладном понимании.

		Самодвижение систем предполагает самоуправление и является в то же время способом существования противоречий, т.е. самодвижение осуществляется в результате самоуправления при разрешении противоречий. Поэтому декомпозиция принципа активного самодвижения самоуправляемых систем выделяет кибернетические принципы второго и третьего уровней, которые отражают противоречия и способы их разрешения в самоуправляемой системе.

		Из общего принципа активного самоуправления самоуправляемых систем, присущего субъектам рыночной экономики, можно вывести социально- экономические принципы управления, согласующиеся с общими кибернетическими принципами (рисунок. 3.).

	Кибернетические принципы

	

Информационные и обратные связи

Соответствие управляющей и управляемой подсистем

Оптимальность функционирования

	

	

	

Повышение управляемости производства

Повышение информированности участников производства

Активное формирование обратных связей

	

	

	

Мотивация

Оптимальность и гибкость управления

	

	

Централизация и делегирование полномочий

Единство интересов

Согласование целей

	

	

	Социально-экономические принципы

	Рисунок. 3. Взаимосвязь кибернетических и социально-экономических принципов управления.

		Следует отметить, что категории теории управления (цели, принципы, функции) взаимосвязаны и нередко имеют в определениях сходные элементы. Так, мотивация (т.е. активизация и стимулирование людей) здесь представлена как принцип, но в то же время это и функция управления. Иногда стимулирование (экономическое, моральное) относят и к методам управления. Но методы управления — это совокупность способов и приемов воздействия на объект управления для достижения цели управления. Цель в качестве непосредственного мотива направляет и регулирует действия, в этом смысле она тождественна принципу управления (руководящей идее, правилу поведения). Поэтому, например, стимулирование как руководящее правило в управлении (принцип) может реализоваться различными методами. Вообще говоря, категория «методы управления» логически следует из категории «принципы управления», поэтому трудно разделить некоторые принципы и методы.

		Важно подчеркнуть, что в результате декомпозиции общих принципов управления увеличивается число требований (частных принципов), которые необходимо выполнять по мере приближения к непосредственному объекту управления, чтобы реализовать общие принципы. Увеличивающееся количество требований, часто противоречивых, обусловливает применение разнообразных методов управления, их совершенствование применительно к конкретным условиям, что обогащает, в конечном счете, теорию и практику управления.

		Емким по содержанию и методам реализации является принцип научной обоснованности управления. Научный подход в управлении требует комплексного учета всех факторов экономического развития, объективных экономических законов и тенденций развития общества. Требования научной обоснованности управленческих решений выполняются, если обеспечены системный подход к управлению, оптимальность и гибкость управления. Последние принципы тождественны кибернетическому принципу оптимальности функционирования.

		Декомпозиция принципов управления единства позволяет сформулировать целый ряд требований: определенная самостоятельность низовых звеньев, активизация инициативы работников и привлечение их к управлению, повышение квалификации, ответственности дисциплины и сознательности кадров, обоснованный их подбор. Все разнообразие системы требований к управлению и их взаимосвязи невозможно отобразить на плоскости. Нельзя также считать какие-то принципы главными, основными, другие второстепенными.

		Любая организационно-экономическая система как совокупность производства и управления создается для достижения определенных целей. Структуру и состав любой системы можно определить только после определения целей и содержания процессов и средств, необходимых для достижения целей. Выполнение принципов управления производством способствует достижению поставленных перед организацией целей. Любой из принципов управления осуществляется в конкретной управленческой деятельности (функциях управления), завершаясь принятием управленческих решений и выработкой управляющих воздействий — основных форм отношений управления.

		Формулирование принципов является объективной необходимостью, а сами эти принципы несут на себе определенную историческую нагрузку. Это объясняется тем, что каждое общество формулирует свое отношение к реальной действительности, исходя из общественно-экономической формации.

	Принципы управления можно разделить на две группы.

		К первой группе относятся общие принципы управления:

принцип единства политического и хозяйственного руководства;

принцип эффективности и оптимальности принимаемых решений;

принцип плановости, особенно в той части, которая связана со стратегическими планами развития фирмы;

принцип сочетания единоначалия и коллегиальности управления;

принцип основного звена;

принцип мотивации и стимулирования труда.

		Ко второй группе относятся кибернетические принципы:

принцип обратной связи;

принцип внешнего дополнения;

принцип преобразования информации;

принципы целенаправленности, перспективности;

принцип социального подхода в управлении.

		Существует и другая классификация. Так, например, для внутрифирменного управления характерны: принцип централизации и децентрализации в управлении, их сочетание, ориентация, на долгосрочные цели развития, участие работников в управлении, принцип планомерности и др. Все они составляют группу структурно-функциональных принципов управления. Вторая группа принципов — принципы управления производством, третья — принципы управления персоналом.

		Рассмотрим требования к принципам управления. Принципы часто характеризуются как описательные, предписывающие и нормативные. Принцип считается описательным, если он просто описывает связь между переменными, и предписывающим или нормативным, если сформулировав таким образом, что указывает какому-либо лицу, как ему следует действовать

		Связь принципов и методов управления нельзя рассматривать вне целенаправленного управленческого воздействия. Цель такого воздействия определяет методы управления, а принципы позволяют выбрать для достижения цели наиболее эффективные в данных условиях методы. Принципы управления носят обязательный характер. Совокупность же методов может изменяться в зависимости от условий деятельности при сохранении принципов. Принципы позволяют применять систему методов и каждый метод в отдельности.

		Принципы управления должны удовлетворять следующим условиям:

соответствовать целям организации;

отражать основные связи и отношения системы управления;

учитывать временные аспекты процесса управления;

быть признанными;

иметь правовое оформление, то есть быть закрепленными в нормативных документах.




Глава 2. Развитие принципов управления на современном этапе.

2.1. Основные принципы управления

		Рассмотрим особенности основных принципов управления.

		Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. Ведущим принципом менеджмента выступает принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. Путем применения этого принципа решается проблема распределения полномочий по принятию решений на каждом уровне соподчинения. Наиболее приемлемым считается вариант, при котором централизованно принимаются стратегические решения, а оперативное управление осуществляется децентрализовано, когда полномочия делегируются низовому звену управления. Это требует проявления высокой степени координации на всех уровнях организации.

		Принцип единоначалия и коллегиальности. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в менеджменте основано на применении принципов единоначалия и коллегиальности.

		Единоначалие заключается в том, что всю полноту ответственности за работу' организации несет одно лицо — президент фирмы, директор, управляющий. В соответствии с единоначалием каждый работник должен строго отвечать за доверенный ему участок работы.

		Коллегиальность предполагает привлечение к выработке управленческих решений руководителей различных подразделений. Благодаря коллегиальности обеспечивается более высокая степень объективности и обоснованности решений, что способствует их успешной реализации. Решения могут приниматься и коллективами, например собранием акционеров, где они принимаются большинством голосов. Это разновидность коллегиальных решений.

		Принцип демократизации управления. Активную жизненную силу в современном производстве приобретает принцип демократизации управления. Усложнение процесса труда изменяет подход к рабочему. Рабочий становится субъектом производственного процесса. Наличие у рабочего высокого уровня профессиональной квалификации, образования и общей культуры создает у него потребность участвовать в управлении производством. Выражение «промышленная демократия» характеризует совокупность факторов участия работников в управлении фирмой, партнерские отношения между предпринимателем и рабочим. Это проявляется в широком участии работников в собственности, прибыли, принятии решений на всех уровнях управления.




2.2.Принципы управления социально-экономической системой
(организацией)

		Принцип цели. Цель — это то, чего мы хотим достичь, цель — мысленное, продуманное и взвешенное определение того результата, на достижение которого направлены наши помыслы и действия. Функционирование любой системы будет эффективным, если в причинно-следственную связь между элементами ее структуры будет включена четко сформулированная цель.

		Искусство определять важнейшие тактические цели, определять очередность и методы их решения — основа искусства управления и часто основывается на предвидении, интуиции. Однако перечень ключевых, центральных задач и, следовательно, ожидаемый эффект от их решения вполне могут и должны быть определены заранее по каждой из основных подсистем управления.

		Итак, один из важнейших принципов управления можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Этот принцип распространяется на все виды деятельности человека — от государственного и производственного управления и до тактики поведения личности на бытовом и межличностном уровнях. Не зная цели и тех результатов, которых можно ожидать при ее достижении, любая акция, любой поступок обречены на провал или могут вызвать серьезный конфликт.

		Принцип правовой защищенности управленческого решения. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с определенным риском. Взаимодействие между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем зависит от многих правовых ограничений. Постоянно рождаются все новые и новые законы, меняются кодексы.

		Принцип правовой защищенности требует от руководителей предприятий знания действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актам.

		Принцип оптимизации управления. Любая управляемая система эволюционно развивается, совершенствуется, в ней возрастает упорядоченность, оптимизируется структурная организация. Источником, причиной развития являются внутренние противоречия системы, и эволюция системы зависит от своевременного определения этих противоречий, уменьшения или устранения их негативного влияния. Противоречия как диалектическая категория являются необходимым и существенным фактором развития, любого поступательного движения. Но накопление противоречий может привести к хаосу, потере управления, к регрессу.

		Оптимизация управления позволяет совершенствовать структуру управляемого объекта и повышать его функциональные возможности, что в итоге ведет к ослаблению или полному устранению внутрисистемных негативных процессов. Этот важный принцип управления можно сформулировать так: оптимизация управления повышает эффективность управляемой системы.

		Принцип соответствия. Основы принципа соответствия были заложены около ста лет назад американским инженером Ф. У. Тейлором, основоположником научной организации труда и управления, «отцом научного менеджмента».

		Для определения соответствия работника занимаемой должности необходимы опыт и умение отделить профессиональные деловые качества от словесной мишуры и внешней помпезности сотрудника. Чаще всего люди пытаются откусить больший кусок, чем могут проглотить, ведь обычно человек весьма высокого мнения о своих способностях и интеллекте. Значительно реже встречаются случаи недооценки своих возможностей, робости, застенчивости. Если человеку с хорошим образованием поручить выполнять рутинную канцелярскую работу, то значительная часть его знаний пропадет без пользы, а сам сотрудник будет стараться сменить место работы ради более интересной должности.

		Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя — вот основа принципа соответствия. Четко применять принцип соответствия рекомендовал еще великий древнегреческий философ Сократ. Он учил, что главная задача и основное свидетельство искусства любого общественного деятеля, военачальника, торговца, строителя — умение дать человеку работу по его способностям и добиться выполнения порученного задания.

		Принцип автоматического замещения отсутствующего. Очевидная важность принципа автоматического замещения отсутствующего ясна каждому опытному руководителю. Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных Должностных инструкций и регулироваться формально.

		Есть одно, несколько неожиданное следствие этого принципа — важность служебных должностных инструкций, документов, направленных на выполнение своего долга в рамках права. Мало найдется людей, имеющих опыт работы в органах управления, которые с симпатией относились бы к предписаниям, инструкциям, циркулярам, но их отсутствие ведет к правовому нигилизму, когда все отвечают за все, а в итоге — никто и ни за что.

		Однако замещение отсутствующего, особенно если приходи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44