- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основные права гражданина РФ в области образования и культуры
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015316 |
Тема: | Основные права гражданина РФ в области образования и культуры |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» САРАТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Заочный факультет Кафедра Публичного права К У Р С О В А Я Р А Б О Т А по дисциплине «Конституционное право» на тему: «Основные права гражданина РФ в области образования и культуры» Выполнил: Студент 1 курса 27 Группы заочной формы обучения Краснова Анна Николаевна Подпись ________________ Научный руководитель: к.ю.н., доцент Бабина Ксения Ивановна Подпись ________________ Саратов - 2018 С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение …………………………………………………………...................... 3 Глава 1. Понятие прав человека и гражданина. Их классификация …………………………………………………………………..5 1.1. Юридические нормы прав и свободы граждан РФ………..…..5 1.2 Теоретический анализ конституционных и международных норм ………………………………………………………………………6 Глава 2. Права гражданина Российской Федерации на образование……………………………………………………………………....8 2.1. Система образования, сложный меняющийся механизм…......8 2.2 Общие признаки языковой политики……………………...…...10 2.3. Преемственность основных образовательных программ…...14 Глава 3. Права гражданина Российской Федерации на участие в культурной жизни……………………………………………………………...18 3.1.Виды, содержание культурных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации……………………… ……...18 3.2. Разработки и классификации культурных прав человека….20 Заключение……………………………………………………………………...28 Список литературы…………………………………………………………….29 Введение Актуальность темы. Многие ученые сейчас отмечают, что в современном мире наблюдается усиливающаяся тенденция к социализации экономики, политики и права. Социальные права человека встали в ряд актуальнейших проблем мирового сообщества и отдельных государств. Они являются определяющими и для каждой отдельной личности, так как призваны обеспечить важнейшие жизненные потребности и интересы, гарантировать достойный и уровень достаточный жизни и свободное развитие. Эти права признаны мировым сообществом, закреплены во многих международных актах и стали своеобразными международными нормами-стандартами. Конституция Российской Федерации за своими гражданами закрепила много прав, направлены на сохранение человека и гражданина, ведь «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…», одними из которых являются право на образование и на участие в культурной жизни, которые и взяты мною за основу для написания курсовой работы. В современном мире, где соседствуют высокие памятники древней архитектуры и технологии , вышеуказанные права играют немаловажную роль, потому как для дальнейшего развития человечества нужны культурные и образованные люди, которые ни только привнесут что-то новое для развития общества, но и сумеют сохранить и приумножить то, что нам оставлено. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время особую важность в нашей стране приобретают проблемы развития культуры и сохранения , обеспечение и защита права каждого гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям, что также не возможно без образования, которое представляет собой особую сферу жизнедеятельности государства и общества. В образовании совершенствуется передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, но и самого характера мышления, духовных ценностей, миропонимания, исторического и нравственного самосознания нации. Теоретической основой данной курсовой работы послужили Конституция Российской Федерации, научные труды известных ученых, таких как: Целью моей курсовой работы является раскрытие общего понятия прав человека и гражданина, их классификации, а также раскрытие понятий прав на образование и на участие в культурной жизни. Данная цель предопределяет необходимость решения в рамках исследования следующих задач: 1. Определить юридическую природу прав человека и гражданина; 2. Дать характеристику понятию «право гражданина», произвести классификацию прав. 3. Проанализировать и выявить особенности права гражданина на образование и права на участие в культурной жизни. Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Понятие прав человека и гражданина. Их классификация. 1.1. Юридические нормы прав и свободы граждан РФ Одно из важных назначений Конституции состоит в том, чтобы надежно охранять права и свободы гражданина и человека от посягательств государства и его органов. Иначе говоря, с принятием Конституции устанавливаются пределы государственной власти и обязанность государства служить человеку, гарантировать и соблюдать его права. Многие исследователи считают, что для характеристики прав и свобод, закрепленных в главе 2 Конституции Российской Федерации, необходимо выяснить содержание ряда важных понятий: «права гражданина», «правовой статус», «права и свободы», «права человека», и т.п. Как отмечают многие теоретики, право не следует понимать только в объективном смысле - как систему юридических норм, которые созданы государством и закреплены в его официальных актах, действуют независимо от воли и сознания отдельных лиц. Право необходимо рассматривать, как в субъективном смысле - как притязания людей на определенные блага, обусловленные природой человека. В этом случае речь идет о правах человека - неотъемлемых свойствах человека, которые не даруются никем и принадлежат ему в силу своего рождения. Подобно тому, как человек рождается на свет с головой, разумом, ногами, и сердцем, так он рождается и свободным. Поэтому права человека следует понимать как естественные возможности личности, реализация которых обеспечивает ему жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности в различных сферах жизни общества. Однако на пути естественных прав свободы человека встает государство, которое человек сам создает в надежде получить защиту и гарантии своей жизни и интересов. Утратив свои права и свободу , которые он имел в естественном состоянии в силу факта своего рождения, т.е. до появления общества, государства, человек не сразу обретает свободу гражданскую. Человечество прошло долгий путь развития, который был достаточно драматичным во взаимоотношениях личности и государства, прежде чем человек стал мерой всех вещей, поэтому права человека следует понимать не только как притязания, средства получения какого-либо блага. Они имеют значение тогда, когда гарантированы условия их реализации. Государство должно быть главным гарантом их осуществления. В статье 2 Конституции Российской Федерации говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», а в статье 9 Конституции Российской Федерации указывается на то, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Различными отраслями российского права регулируются положение человека, его права, свободы. Особая роль Конституции РФ состоит в том, что она закрепляет и гарантирует основные, фундаментальные свободы и права. 1.2 Теоретический анализ конституционных и международных норм Конституция Российской Федерации нормативно не разделяет права и свободы человека и гражданина на какие-либо группы, однако на основе теоретического анализа широкого спектра конституционных и международных норм основополагающий конституционно-правовой институт прав и свобод может быть подвергнут классификации. Таким образом, мы видим, что теоретиками приведена классификации прав человека и гражданина в Российской Федерации, и как отмечают некоторые ученые, «данная классификация консолидирует хронологический, содержательный подходы и по происхождению. Человечество в своем развитии «выработало» три поколения прав человека, каждое из которых в той или иной степени отражено в Конституции Российской Федерации»1. Взяв данную классификацию за основу, я хочу дать понятие и раскрыть такие права гражданина Российской Федерации, как право на свободу творчества, образование и на участие в культурной жизни, поскольку они входят в особую группу основных прав и свобод гражданина и человека, и составляют социально-экономические права, которые касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование. Раскрывается важная грань социального правового государства2 в экономических, социальных и культурных правах. Глава 2. Права гражданина российской федерации на образование. 2.1. Система образования, сложный меняющийся механизм Начать изучение основных прав гражданина Российской Федерации в области образования и культуры, а хочу как раз с образования, которое, как цитируется во многих научных работах, является особой сферой жизнедеятельности общества и государства, в которой совершенствуется передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, но и самого характера мышления, миропонимания, духовных ценностей, мироощущения, исторического и нравственного самосознания нации3. Образование современного человека занимает одну из высших ниш в системе ценностей. Система образования в России — это сложный меняющийся механизм. Постоянные изменения в образовании затрагивают практически всех граждан Российской Федерации. Как отмечается в научной литературе, право на образование можно определить, как гарантированную конституцией возможность лица получить в процессе воспитания и обучения систему знаний, навыков, ценностных установок, умений, опыта практической деятельности и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, физического, творческого и (или) профессионального развития, удовлетворения своих образовательных потребностей и интересов. Оно по-разному формулируется в содержании национальных конституций современных государств. В Конституции Российской Федерации статье 43 определено, что каждый имеет право на образование. Всем гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Поскольку общее образование в России является обязательным, то родители или лица их замещающие, должны обеспечить получение образования всем детям. В то же время каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ст. 1-4). Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Под образованием подразумевается процесс саморазвития личности и развития, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Согласно статьи 2 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании», образование представляет собой единый целенаправленный процесс обучения и воспитания4. Социальный аспект права на образование заключается в вопросе о бесплатности или платности его получения, в предоставлении государством социальных гарантий его получения. Культурный аспект права на образование выражается, в том, что образование является необходимой предпосылкой духовного развития каждого человека, его культуры и благополучия. Экономический аспект права на образование заключается, в том, что его реализация является важнейшим фактором научно-технического и экономического роста государства, который может быть обеспечен только высокообразованными гражданами. Отнесение конституционного права на образование к группе социально-экономических прав и свобод, обосновывается еще и тем обстоятельством, что получение соответствующего образования, как правило, предшествует реализации другого важного социально-экономического права - права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род занятий и деятельности. Право на образование рассматривается как естественное, основное, конституционное право человека. Российское государство в Законе провозгласило область образования приоритетной5, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны. 2.2 Общие признаки языковой политики Образование можно оценивать, как долгосрочный ресурс, национального и регионального развития, ориентированный на будущее, воспроизводящий и развивающий человеческий потенциал применительно к условиям завтрашнего дня6. Немаловажным в условиях многонационального Российского государства является и положение о том, что граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, руководствуясь при этом общими принципами языковой политики в этой сфере. Это право граждан обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, групп, классов, а также условий для их функционирования. Государство оказывает также содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности. В Конституции Российской Федерации статья 43 говориться, что право на образование включает в себя: 1. право на дошкольное образование; 2. право на основное общее образование; 3. право на среднее профессиональное образование; 4. право на высшее образование. Все эти права большинство людей сами реализовать не в силах, и поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления образованием. Права на образование выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. В части 2 Конституции Российской Федерации статьи 43 гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст. 5 Закона. Эти гарантии отличает их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения названных видов образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. Следует учесть, что перечисленные виды образования граждане имеют право получить бесплатно лишь впервые. Что касается лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, вправе неоднократно получать его бесплатно. Закон «Об образовании в Российской Федерации» развивает положения Конституции Российской Федерации и гласит, что в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. А к уровням профессионального образования относятся: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование — бакалавриат; 3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование подготовка кадров высшей квалификации. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное профессиональное образование и дополнительное образование детей и взрослых. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования. Согласно части 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственной или муниципальной образовательной организации и на предприятии». В России наряду с бесплатным образованием распространено получение высшего образования на платной основе в государственных и негосударственных высших учебных заведениях. В нашей стране получила широкое распространение система послевузовского профессионального образования — в виде повышения квалификации, получения второго высшего образования, обучения в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии. Имеется Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в него ранее вносилось немало изменений и дополнений, после появления нового Закона об образовании 2012 г. Закон 1996 г. остается формально действующим актом. Закон «Об образовании в Российской Федерации» тоже говорит о повышении квалификации, связывает ее с повышением профессионального уровня, получением новой компетенции в рамках имеющегося документа об образовании, а также с получением документа о профессиональной подготовке, о защите диссертации. Что касается, послевузовского профессионального образования, то названный Закон в ст. 108 говорит о том, что существовавшие до этого уровни образования должны быть приравнены к образовательным уровням, установленным новым Законом, в том числе: послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре); послевузовское профессиональное образование в ординатуре — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры; послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры - стажировки — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры - стажировки. Получается, что по названному выше Закону все перечисленное есть формы не послевузовского образования, а высшего образования7. Согласно части 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации - основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или иных их законных представителей. Вместе с тем Закон устанавливает обязательность основного общего образования до достижения обучающимся восемнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее. В соответствии с Законом под основным общим образованием понимается окончание 9 классов общеобразовательной школы или иного, приравненного к ней по статусу, образовательного учреждения. Лицу, получившему такое образование (при успешном окончании процесса обучения), выдается документ государственного образца об уровне образования. Этот документ является необходимым условием для продолжения обучения в Наряду с бесплатным образованием или государственном образовательном учреждении последующего уровня образования (ч. 2 и 4 ст. 27 Закона). 2.3. Преемственность основных образовательных программ В части 5 статьи 43 Конституция Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. Закон об образовании в статье 11 и последующих развивает это конституционное положение и говорит, что федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ; вариативность содержания образовательных программ, возможность формирования образовательных программ, соответствующего уровня образования, различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования: 1) к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе финансовым, кадровым, материально-техническим и иным; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. Вместе с правами на образование, которые нам гарантирует Конституция Российской Федерации, государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования в соответствии с Законом основываются на следующих принципах, указанных в статье 3 Закона об образовании: 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свобод и прав личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, гражданственности, трудолюбия, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства; 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования РФ с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; 6) советский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов воспитания и обучения; 8) права на образование, обеспечивается в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные указанным Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования8. Подводя итог, можно сделать вывод, что конституционно-правовой уровень регулирования обусловливает принадлежность права на образование к категории основных, конституционных прав. Конституционное право на образование является сложным по составу и включает в себя ряд относительно самостоятельных прав. В ряде случаев оно является одновременно и обязанностью получать (иметь) образование. Глава 3. Право гражданина Российской Федерации на участие в культурной жизни. 3.1. Виды, содержание культурных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Государство дало нам право на образование, которое непосредственно своей неотъемлемо связано с культурой. В процессе изучения истории, как зарубежной, так и отечественной, мы непременно обращаемся к культуре того или иного период существования общества и человечества, изучаем живопись, литературу и т.д. Конституция Российской Федераций гарантировала право на участие в культурной жизни, что предполагает возможность осуществления деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей всех народностей и наций . Например, М.Б. Смоленский отмечает: «Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, этнических общностей, политических партий, этно-конфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений» 9. Нужно отметить, что в настоящее время этот вопрос является актуальным, поскольку современное общество переживает большое «переселение» культур, что происходит из-за перемещения лиц, разных национальностей из одних государств в другие, например, переселение в Европу и Россию лиц из восточных стран. Делая небольшой отступ от раскрытия понятия данного права гражданина Российской Федерации, нужно отметить, что право на участие в культурной жизни закреплено далеко не во всех действующих конституциях стран мира. Профессора А.И. Казанник и А.Н. Костюков отмечают, что «В России оно сформулировано в части 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации, согласно которой «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». В несколько иных формулировках право на участие в культурной жизни закреплено в национальных конституциях Беларуси (ст. 51), Болгарии (ст. 54), Грузии (ст. 34), Португалии (ст. 73), Словакии (ст. 43), Киргизии (ст. 49), Таджикистана (ст. 40). В Конституции Бельгии оно фигурирует под таким характерным для стран Запада названием, как «право на культурное и социальное процветание» (ст. 23). Оригинальную трактовку право на участие в культурной жизни получило в содержании Конституции Мьянмы, исходя из которой каждый гражданин страны имеет право содействовать свободному развитию литературы, культуры, искусств, обычаев и традиций, которые он ценит и любит (ст. 365)»10. Конституция Российской Федерации в статье 44 гарантирует каждому комплекс прав и свобод, что направлено на реализацию и удовлетворение культурных и духовных потребностей. Как отмечает в своей статье С.И. Носов - «культурные права обладают существенной спецификой, так как касаются особой группы общественных отношений11». Данную позицию разделяют многие юристы, работающие в сфере прав человека; различными международными организациями и союзами приняты многочисленные международные правовые акты, подтверждающие юридический характер культурных прав человека. В научной литературе нет единства мнений относительно того, что следует отнести к категории культурных прав и свобод. Необходимо иметь в виду, что перечень и содержание прав и свобод человека и гражданина находятся в постоянной динамике и обусловлены этапом развития общества. 3.2. Разработки и классификации культурных прав человека На содержание и виды культурных прав и свобод в нашей стране оказало несомненное воздействие и восприятие Россией неотчуждаемых прав человека, признанных международным обществом. Большинство отечественных авторов рассматривают культурные права в одной группе с социально-экономическими правами. Между тем культурные права обладают существенной спецификой, так как касаются особой группы общественных отношений. Следует подчеркнуть важность проведения исследований в целях дальнейшей разработки классификации культурных прав. Что позволит своевременно вносить предложения по изменению действующего законодательства и в большей степени реагировать на процессы в сфере культуры. Много внимания закреплению прав человека в области культуры уделяется в международно-правовых актах. Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 г.) (ст. 27) закрепляет следующие права человека в области культуры: 1) право каждого на свободное участие в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами; 2) право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных и художественных трудов, автором которых он является. Развивая положения Всеобщей декларации прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах12 (от 16 декабря 1966 г.) устанавливает (ст. 15) право человека на: 1) участие в культурной жизни; 2) пользование результатами научного прогресса и их практического применения; 3) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными и художественными трудами, автором которых он является. Конституционные права в Российской Федерации в области культуры могут быть подразделены на конституционные права в широком и узком смыслах. К конституционным правам в широком смысле относятся не только права человека непосредственно в области культуры, но и права человека, закрепленные в Конституции Российской Федерации, тесно связанные со сферой культуры. В указанную группу прав относят13 : 1) право на свободное развитие и достойную жизнь (ст. 7); 2) право на пользование родным языком, на свободный вид общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26); 3) свобода совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию, не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и рассматривать религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28); 4) право на образование (ст. 43); 5) свобода литературного, художественного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44); 6) право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44). К конституционным правам в области культуры в узком смысле относятся права, предусмотренные статьи 44 Конституции Российской Федерации: - свобода литературного, художественного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44); - право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Помимо конституционных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в области культуры, права и свободы в этой сфере могут закрепляются в законодательных и иных правовых актах, например, Закон РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с последующими изменениями и дополнениями), который устанавливает неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность и приоритетность этого права человека по отношению к правам государства, организаций и групп, закрепляют целую группу прав в этой области. Действующее законодательство закрепляет принцип приоритетности прав человека в области культурной деятельности по отношению к правам государства, групп и организаций. Так, согласно ст. 9 Основ законодательства Российской Федерации о культуре права человека в области культурной деятельности являются приоритетными по отношению к правам в этой области государства, общественных и национальных движений, этно-конфессиональных групп, политических партий, религиозных организаций, профессиональных и иных объединений. Кроме того, Основы определяют права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры14. Каждый человек имеет право на личную культурную самобытность, т. е. на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности. Человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Конечно же, имеются и ограничения данных прав, которые закреплены законодательством Российской Федерации, например, по соображениям секретности. Кроме того законодателем установлены следующие права: - каждый без ограничения возраста имеет право на эстетическое воспитание и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством об образовании; - каждый человек имеет право собственности в области культуры. Оно распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты. Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируются законодательством; - граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Они имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения; - граждане вправе вывозить ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: