VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экологические права и свободы человека и гражданина

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015882
Тема: Экологические права и свободы человека и гражданина
Содержание
Министерство образования и науки РФ
Курский государственный университет

Кафедра   «Теория и история государства и права »







КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Экологические права и свободы человека и гражданина 
     в Российской Федерации »                   
     
     
     
Автор работы                                                             студентка Наумова Д.В.

Группа                                                                         11






    Руководитель работы                                            Метушевская Т. И.
      
      
      
      
      
      Курск, 2018 г. 



Оглавление


Введение. ………………………………………………………………………..3

Глава 1.  Экологические права и обязанности: понятие, система, правовое регулирование …….………..………………………………………5
1.1. Понятия и виды экологических прав человека и гражданина
       РФ……………………………………………………………………5
1.2. Правовое регулирование экологических прав по
       законодательству  РФ …………………………………………….
        
Глава 2.  Гарантии и защита экологических прав и свобод в  РФ…….
     2.1. Способы защиты экологических прав в РФ………………………
     2.2. Роль общественных объединений в защите экологических прав человека и граждан в РФ…...……………………………………………

Заключение ……………………………………………………………..………

Список источников и литературы …………..……………………….......


     
    
    
    

Введение
      
     Экологические права граждан РФ проистекают из главного конституционного права каждого человека – права на жизнь, которое основано на положениях Хартии права человека; Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой 4 ноября 1950 г.; Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. и закрепленной в  Стокгольмской  декларации 1972 г.,  и в других международных документах.1
     В условиях сложной экологической ситуации в стране, крайне низкой эффективности природоохранительной деятельности государства законодательное, особенно конституционное закрепление экологических прав имеет для России большое политическое и юридическое значение. 
     Признав экологические права граждан, Российское государство сделало первый шаг в направлении создания правового государства, подтвердило намерение построить его. Достаточно широкое регулирование субъективных экологических прав в формируемом законодательстве является свидетельством демократизации права. Признание прав стимулирует рост самосознания граждан, экологическое сознание и культуру. Оно будет способствовать вовлечению граждан в охрану окружающей среды, стимулирует деятельность государства в данной сфере, так как реализация права на благоприятную окружающую среду, других экологических прав предполагает возможность требовать соответствующего поведения от других субъектов, прежде всего от государственных органов. В то же время регулирование экологических прав способствует укреплению авторитета государства, его выходу на международную арену, вхождению в европейское и мировое правовое пространство. 
     Признание и правовое регулирование экологических прав человека и гражданина важно не только для самого индивида, но и для общества и государства. Так, социально ответственное государство, устанавливая те или другие права, может рассчитывать на то, что граждане, реализуя эти права, будут способствовать повышению эффективности природоохранительной деятельности самого государства. Например, предоставляя гражданам право участвовать в процессе подготовки и принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений в процедуре оценки их воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, можно ожидать повышения эффективности соответствующей деятельности органов исполнительной власти. 
  Соответственно, общество и государство не остаются безразличными к тому, как гражданин реализует свои права. Они должны быть заинтересованными в активности граждан. 
  Таким образом, при последовательной реализации экологические права имеют существенное правовое значение как основа для постепенного восстановления благоприятного состояния окружающей среды в стране, призваны обеспечить нормальную жизнедеятельность человека. 
   Все вышеуказанное и послужило причиной выбора  указанной  темы автором.
      Целью настоящей работы является рассмотрение экологических прав и свобод человека и гражданина в РФ.
      Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
      - раскрыть понятие и виды экологических прав;
-   законодательно раскрыть правовое регулирование экологических прав и свобод гражданина и человека в РФ;
      -  осветить  способы защиты данных прав и свобод в нашей стране;
      - подробно изучить роль общественных объединений в защите экологических прав в РФ.
      Для написания данной работы была использована различная  литература: Конституция Российской Федерации,  Гражданский кодекс РФ, нормативно-правовые акты, учебная литература, учебные пособия,  различные публикации в периодической печати и др.






















Глава 1.  Экологические права и обязанности: понятие, система, правовое регулирование

1.1. Понятия и виды экологических прав человека
и гражданина  РФ
     
     Право – единая система общеобязательных правил (норм), которые установлены или санкционированы государством. Соблюдение норм права обеспечивается государством в принудительном порядке.
     Экологическое право – самостоятельная отрасль в системе российского права, регулирующая общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.2 В связи с тем, что экологическое право включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, - земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое его иногда ее называют суперотраслью. 
     Также одна из черт данной отрасли права – ее молодость. В отличие от фундаментальных отраслей, таких, например, как уголовное и гражданское право, экологическое право начало формироваться как отрасль во второй половине 20 века. С этим и связана основная черта  и такая особенность экологического права, как чрезвычайная интенсивность развития. Вряд ли можно привести еще один пример, когда за два-три десятилетия создается разнообразнейшее и детальное регулирование, массив различных хуже или лучше согласованных норм: от заповедного дела до производства упаковочных материалов, от охраны редких растений до  конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.3
     Комплексный характер данной отрасли права определяется тем, что общественные  экологические отношения регулируются как  собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права: гражданского, конституционного, административного, уголовного, предпринимательского, финансового, аграрного и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д. Можно считать, что только семейное право не имеет прямого отношения к регулированию охраны окружающей среды: но опосредованно экологическое право «работает» на укрепление семьи, поскольку ее благоденствие во многом определяется природными условиями жизни.
     Экологические правоотношения – это общественные отношения, возникающие в связи с реализацией субъектами экологического права своих прав и обязанностей в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
     В данной работе следует дать  некоторые определения, которые более полно раскроют понимание экологического права:
     - окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Природная среда (природа) является совокупностью компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компонентами (объектами  охраны)  природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животные миры, иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Все это обеспечивает благоприятные условия для существования жизни на земле;
     - субъекты экологического права - это лица, которые по закону управомочены совершать определенные действия или бездействия, носящие правоохранительный характер. Они могут реализовывать эти действия или бездействия в своем поведении самостоятельно, не взаимодействуя с другими субъектами экологического права. Правомочия любых субъектов в праве означает меру их возможного и дозволенного поведения. Правомочия субъектов экологических правоотношений условно делят на общие и специальные. Общими правомочиями обладают все виды субъектов, так как они выступают в виде универсальных правил. И, напротив, специальными - обладает узкий круг субъектов, которые имеют особенности в правовом статусе.  Так, например, право общего природопользования могут реализовать в равной степени все субъекты экологических правоотношений, в то время как право специального природопользования – только те субъекты, которые в силу своего правового статуса уполномочены на такой вид природопользования. Сами общие и специальные правомочия субъектов более подробно классифицированы законом в отдельных видах экологических правоотношений;
     - природный объект – вся совокупность вещества природы одного вида – земли, вод, лесов и др.  в глобальном или национальном масштабе;
     - природный ресурс – более узкое понятие по сравнению с природным объектом – это часть природных объектов, используемых человеком для удовлетворения своих потребностей. Все природные ресурсы (объекты) классифицируются на исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновимые и невозобновимые,  восполнимые и невосполнимые;
     - природный комплекс – это естественные экологические системы и иные совокупности природных объектов и ресурсов, отношения по поводу которых регулируются нормами экологического права (особо охраняемые природные территории, морская среда, экологически неблагополучные территории, континентальный шельф и др.);
     - охрана окружающей среды – это деятельность органов        государственной власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления,  общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленных на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию  ее последствий.
     Специфика объектов экологических правоотношений влияет на содержание этих правоотношений, в основе которых лежат правомочия субъектов. Также эта специфика служит основным критерием разграничения экологических правоотношений от правоотношений, возникающих в других отраслях права. Например, к экологическим отношениям нельзя отнести отношения, возникшие в сфере обеспечения ветеринарного благополучия сельскохозяйственного скота, так как к объектам экологических правоотношений относятся особи животного мира, имеющие естественное происхождение в дикой природе, а также обитающие в среде этой дикой природы. Особенности экологических правоотношений можно поделить на типичные и индивидуальные. Для типичных особенностей характерно влияние на содержание правоотношений в большей степени, чем индивидуальных.
     Статья 42 Конституции РФ указывает на то, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.4
     Юридическое значение признания этого рода прав предопределено их содержанием и возможностями гражданина как обладателя права. 
     Можно ли назвать объектом экологического права человека? В законодательстве нет прямого ни положительного, ни отрицательного ответа на этот вопрос. Однако, анализируя  экологическое право, можно утверждать, что человек также может быть отнесен к объектам охраны, т. к. человек – это органический элемент природы, он  зависим от воды, воздуха и т.п., но и окружающая среда напрямую зависит от человека.
     Под экологическими правами человека понимаются узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей  при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения. Экологические права граждан относятся к разновидности естественных и неотчуждаемых прав человека, которые возникают и существуют с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют меру свободы и необходимости поведения человека в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.5 
     Так, обладанием правом означает: а) свободу поведения индивида в границах, установленных нормой права; б) возможность для индивида пользования определенным социальным благом; в) полномочие совершать определенные действия и требовать совершать соответствующих действий от других лиц; г) возможность обратиться в суд за защитой нарушенного права. 
     Право природопользования - это правовой институт, входящий в систему экологического права и регулирующий правоотношения, возникающие в результате использования природных ресурсов. Эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности является использованием природных ресурсов.
     Основными принципами природопользования являются: платность и рациональность использования способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; приоритет  охраны природных ресурсов перед их использованием, а также их целевое использование. 


1.2. Правовое регулирование экологических прав по
законодательству  РФ

   
   Каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, которая зависит от существующей обстановки, этапа развития государства и общества, уровня его организованности. Закономерной тенденцией реализации этой необходимости является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов, прежде всего правовых норм, содержащих требования по нормированию общественной жизнедеятельности, выраженных в субъективных правах и обязанностях физических и юридических лиц. 
   Если обобщить, то метод правового регулирования – это способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства, или, другими словами, это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений в сфере экологического права.
	Конституция РФ - есть основной закон, являющийся отправной точкой для всех норм права, который впервые наделил понятие права на благоприятную окружающую среду высшей конституционной легитимностью, он значительно расширил круг отношений, регулируемых экологическим правом. Поэтому, вместо устаревшего и противоречащего Конституции РФ Закона РСФСР от 11.12.91 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» был принят Федеральный закон от 10.02.02г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот закон является базовым законодательным актом в рассматриваемой сфере. В это законе речь идет не только о компонентах окружающей среды, но о всей совокупности материальных и культурно-исторических объектов, которые составляют среду обитания человека, обеспечивают условия его жизнедеятельности и обусловливают состояние здоровья. При таком подходе в качестве субъектов правоотношений выступают все участники хозяйственной и иной деятельности, органы государственной власти и управления (регулирования), контроля (надзора) в области экологопользования и охраны окружающей среды, а также граждане, право которых на благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией РФ (ст, 36,37,41,42).6 Согласно ст. 76 Конституции РФ издаваемые субъектами РФ правовые акты, регулирующие различные отношения в сфере экологии, не должны противоречить соответствующему федеральному законодательству, что не препятствует им в случае отсутствия на федеральном уровне определенного законодательного акта регулировать общественные отношения самостоятельно.
     Как акты правового регулирования следует также выделить Федеральные законы от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". К законодательным актам отраслевого характера относятся: Водный кодекс, ЛК, Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"; федеральные законы от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Отдельные вопросы экологической безопасности регулируются федеральными законами от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений». Эти и другие Федеральные законы составляют сердцевину экологического права, его основную часть на федеральном уровне, но не единственную.7
    Нормативные правовые акты Президента РФ в основном содержат концептуальные положения о направлениях государственной политики в рассматриваемой сфере. Речь идет об указах от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", от 01.04.1996 N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".
    Положения федеральных законов конкретизируются в постановлениях Правительства РФ. Во исполнение своих полномочий Правительство, осуществляя распорядительные функции, активно принимает оперативные меры и участвует в формировании экологического права РФ.  В качестве примеров можно привести постановление Правительства РФ от 02.02.2010 N 42 "Об уничтожении запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов" и приказ Минприроды России от 06.09.2010 N 344 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания". Начиная с 2008 г. в экологическом законодательстве наметилась неоднозначно оцениваемая тенденция акцентирования внимания в подзаконном нормотворчестве на акты министерств и федеральных служб (например, в водной, лесной и ряде других сфер).
    Определенную  вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты. Например, ГОСТ 17.5.1701-78 «Охрана природы. Рекультивация земель», ГОСТ 17.2.1.04-77 «Охрана природы. Атмосферный воздух» и др. Все стандарты обеспечивают «расшифровку» содержания нормативно-правовых актов, предостерегая от возможных ошибок в правоприменительной практике. 8
    Значительная роль в правовом регулировании экологических отношений отведена актам субъектов РФ и муниципальных образований. Региональное законодательство развивается с разной степенью интенсивности, однако вопросы, подлежащие регулированию в силу требований федеральных законов, субъектами РФ, как правило, решаются своевременно. Муниципальное нормотворчество напрямую вытекает из компетенции, определенной федеральным и региональным законодательством.
    При рассмотрении данного вопроса необходимо отметить немаловажную роль в правовом регулировании экологического права роль судебной системы. Все решения других органов, нарушающие права и обязанности граждан, могут быть обжалованы в судах. Конституцией РФ (ст. 126, 127) закреплено право Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики. Разъяснения Пленумов этих судов носят общий неперсонифицированный характер и, беспорно, являются источником права. При осуществлении права непосредственного применения Конституции РФ при рассмотрении отдельных дел суды восполняют пробелы в праве, в том числе руководствуясь внутренним убеждением. Решение суда, по существу отменяющее закон, является источником права.9
     Подводя общий итог вышеперечисленного, в заключение этого вопроса, хочется отметить, что в предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:
     1) отношения, имеющие волевой характер;
     2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических взаимодействий;
     3) отношения, составляющие сферу действия эколого—правовых норм.
     Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы.
     Предмет экологического права отличается:
     1) от природно—ресурсового права – более широким кругом общественных отношений, их иным качеством;
     2) от гражданского права – отсутствием имущественного характера в использовании и охране природных объектов, отсутствием товарных отношений в сфере природопользования;
     3) от аграрного права – отличием предмета права. Ведущим методом в экологическом праве является метод экологизации, который направлен на гармонизацию отношений общества и природы.
Основаниями возникновения экологических правоотношений являются
юридические факты, которые в свою очередь подразделяются на события и действия. Событие возникает и порождает эколого—правовые отношения независимо от воли человека. Действие представляет собой наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Институтом экологического права является совокупность эколого—правовых норм, которые регулируют узкий круг подобных общественных отношений.
     Метод экологизации составляют следующие элементы:
     1) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное управление использованием природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны;
     2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;
     3) регламентацию правил природопользования, обусловленных, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой – правовым статусом природопользователя;
     4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.
     Также эколого—правовой метод регулирования проявляется и в других отраслях российского права. Это осуществляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.
     Экологическое право проявляется в следующих формах:
     1) правовые доктрины и идеи в экологическом праве, которые составляют правовую концепцию взаимодействия общества и природы;
     2) нормы экологического права, которые устанавливают правила поведения человека по поводу использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;
3) правоотношения.
Регулирование природопользование, государство стремиться придать
ему рациональный (разумный) характер. Рациональность природопользования означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.10
     









Глава 2.  Гарантии и защита экологических прав и свобод в  РФ

2.1. Способы защиты экологических прав в РФ



     Экологические права граждан принадлежат к естественным и неотчуждаемым правам, которые возникают с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют поведение человека в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В настоящей главе рассматриваются особенности защиты экологических прав граждан.
     Экологические права – тип естественных человеческих прав, обладающих неотчуждаемым характером. Законодательством определяется мера определенной свободы и гражданское поведение в области использования, сохранности природы и обеспечения экологических норм по безопасности.
     Разделение экологических прав обуславливает наличие прав общих и специальных. Формулировка общих прав приведена в Конституции РФ. Права специального вида установлены законодательством, регулирующим использование и охрану обособленных природных объектов. К основополагающим конституционным экологическим правам относятся:
    - право на благоприятное состояние природной среды;
    - право на достоверную информацию о состоянии природы;
    - право на компенсацию вреда, нанесенного здоровью или имуществу индивида экологическими правонарушениями.
       Нормы российского права гарантируют гражданину защиту его экологических прав. Согласно нормативным предписаниям, содержащимся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», которые являются средством детализации и правового опосредования конституционно-правовых норм, каждый гражданин имеет право на:
     - организацию общественных союзов по охране окружающей среды;
- обращение в органы государственной власти РФ для получения
достоверных сведений о состоянии природной среды;
    - участие в митингах, демонстрациях, референдумах и иных
мероприятиях, касающихся охраны природы;
     - внесение предложений о проведении экологических экспертиз;
    - подачи в государственные органы жалоб относительно охраны
природы и состояния окружающей среды;
  - обращаться с иском в суд о компенсации экологического вреда;
   - реализацию иных прав, предусмотренных законодательством.
    Также стоит отметить, что в соответствии с нормативными предписаниями Федерального закона «Об охране окружающей среды»  у граждан и организаций имеются свои обязательства по сохранности экологии: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам в целом; соблюдать иные требования законодательства в данной области.
   Что касается защиты экологических прав со стороны государства, то в ст. 13 вышеназванного закона определена правовая система соответствующих мер. Органы государственной власти РФ любого уровня должны гарантировать соблюдение и реализацию экологических прав в области охраны окружающей среды: при размещении объектов, деятельность которых способна причинить вред окружающей среде, решение о размещении принимается с учетом мнения населения или итогов референдума; должностные лица, препятствующие гражданам и организациям в реализации их экологических прав, привлекаются к ответственности.
     Согласно ст. 45 Конституции РФ граждане могут защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенные законодательством РФ. Лицо, чьи права нарушены, может отстаивать интересы само (самозащита) либо обратиться в государственные органы за защитой (государственная защита).
     Таким образом, защита экологических прав представляет собой деятельность не только физических и юридических лиц, но и государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является первостепенной обязанностью государства.
   Способами защиты экологических прав являются:
  - судебный контроль за работой администрации (общие суды
компетентны рассматривать административные споры);
     - административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, который осуществляется в пределах самой исполнительной власти;
         - прием и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб) органами исполнительной власти;
     - прокурорский надзор за законностью деятельности структур
исполнительной власти (министерств и ведомств) и органов местного самоуправления;
    - контроль, предусмотренный законодательством, со стороны
представительных органов власти за аппаратом управления, но в обязательном порядке в соответствии с системой «сдержек и противовесов». 
     В соответствии с Законом РФ от 17.01.1992 г. (в ред. от 30.06. 2003 г.) «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ст. 1). Одной из задач Прокуратуры РФ является надзор за соблюдением прав и свобод, в том числе и экологических, человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. С этой целью в рамках Прокуратуры РФ наряду с территориальными подразделениями созданы специализированные природоохранные прокуратуры по бассейновому или региональному принципам. Эти подразделения целиком заняты надзором за соблюдением экологического законодательства.11
     Административный порядок защиты прав граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Гражданам гарантируется право на обращение с жалобой в государственные органы или органы местного самоуправления касательно нарушенных экологических прав, включая жалобы на незаконные  действия/бездействия государственных структур, которые повлекли данные нарушения. Государственный орган местного самоуправления обязан:
     - всесторонне и объективно изучить обращение,
     - при необходимости запросить материалы и документы в соответствующих государственных структурах,
     - принять меры о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
     - дать письменный ответ по существу поставленных вопросов в обращении;
     - уведомить гражданина о направлении обращения в другой государственный орган/орган местного самоуправления, компетентный рассмотреть и решить данный вопрос.
     Если гражданин получил отказ в удовлетворении жалобы в административном порядке либо не получил ответа по истечении срока, предусмотренного законодательством, он имеет право обратиться в суд.
     Судебный порядок рассмотрения административных и уголовных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и государства  предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 21-ФЗ, Уголовным кодексом и т.д. В данных документах регламентируется оспаривание нормативно - правовых актов, решений, а также действий/бездействий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Суд рассматривает жалобу, если она обоснована, то он признает действие или решение, повлекшее нарушение прав гражданина, организации, государству незаконным, восстанавливает нарушенные права и свободы, отменяет примененные к нему ранее меры ответственности. Суд может вынести решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину, юр. лицу или государству незаконными действиями (решениями), а также предоставлением недостоверной информации.
     Одной из важнейших защитных правовых мер обеспечения рационального природопользования является экологический контроль. Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности – контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.  Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор производится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан. В природоохранительной практике России выделяют следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, муниципальный и общественный.12


2.2. Роль общественных объединений в защите экологических прав человека и граждан в РФ


	Общественный экологический контроль неразрывно связан с общественным экологическим движением. Еще в 1988 г.  в «Меморандуме в защиту природы» группой известных ученых, писателей и деятелей искусств высказывалось убеждение, что «делу спасения Отечества от экологической катастрофы … может помочь великое народное движение за сохранение природы на каждой пяди нашей земли…».13
	Действующая Конституция РФ предусматривает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. 
   В развитие данных положений Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 17.05.1997 № 78-ФЗ, от 19.07.1998 №112-ФЗ, от 12.03.2002 № 26-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-Ф3, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ от 10.01.2006 № 18-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, 23.07.2008 № 160-ФЗ) устанавливает, что право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.
   Общественным объединением называется добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
   Учредителями общественного объединения являются физические или юридические лица – общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы. Все учредители имеют равные права и несут равные обязанности.14
   В нашей стране действует значительное число общественных экологических образований, представляющие практически все организационно правовые формы, предусмотренные  Федеральным законом «Об общественных объединениях». Основным направлением их деятельности являются  сбор и распространение экологической информации, проведение общественной экологической экспертизы, юридические консультации по вопросам, связанным с охраной окружающей среды, представительство в судах по искам о защите экологических прав граждан.15
   Различают следующие виды общественных объединений:
   - общественная организация - это предусматривающее членство общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;
   - общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;
   - общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее ч.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.