VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные понятия закона РФ «О защите прав потребителей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003129
Тема: Основные понятия закона РФ «О защите прав потребителей
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

     В условиях объективно существующей необходимости удовлетворения гражданами Российской Федерации собственных нужд, значимых для их жизни и здоровья либо обеспечивающих достойный уровень существования, качество производимых товаров и оказываемых услуг имеет первостепенное значение для максимального удовлетворения их потребностей. В современных  условиях российского рынка товаров и услуг существует насущная необходимость законодательного обеспечения безопасности потребительского рынка, продиктованная низким качеством многих товаров и в целом - их опасностью для людей; фальсификацией не только товаров, но и товаросопроводительных документов, сертификатов качества, безопасности, страны происхождения, товарных знаков и др., что, в свою очередь, нарушает общепризнанный принцип соответствия товаров и услуг комплексу и уровню требований, установленных и закрепленных в соответствующих и надлежаще оформленных документах. Дополнительно актуализирует проблему защиты прав потребителя   в России то, что Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года относит к угрозе национальной безопасности прямую или косвенную возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, а уровень роста потребительских цен включает в основные характеристики состояния национальной безопасности. Проблемы защиты прав потребителя в России имеют большое теоретическое и практическое значение, занимают важное место в деятельности специалистов различных отраслей знаний, в том числе юристов. 
     Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных вопросов связанных с правовым регулированием защиты прав потребителей, а также практическим применением законодательства по защите потребителей.
     Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
     1. Рассмотреть основные понятия потребительского права в Российской Федерации.
     2. Изучить государственную и общественную защиту прав потребителей.
     3. Проанализировать ответственность за нарушение прав потребителей.
     Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в Российской Федерации между потребителями, с одной стороны, и их контрагентами - изготовителями (исполнителями, продавцами), с другой. Предметом исследования являются права потребителей, формы защиты их прав и гражданско-правовые средства защиты указанных прав.
      Методологическую основу исследования составили общенаучный (диалектический) метод познания и частно - научные методы: сравнительно-правовой и метод анализа и толкования правовых актов.
     Курсовая работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка используемых нормативно-правовых актов и литературы.


Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1.1. Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей

     Потребительское право – комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан.
     Начиная с 70-ых годов во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей. Монополизация производства, торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.
     В Российской Федерации как самостоятельная отрасль права потребительское право возникло в начале 90-х годов.
     До этого отношения по удовлетворению материальных и культурных потребностей граждан в основном регулировались нормами Гражданского Кодекса (ГК) (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. "права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества", ст. 364 ГК РСФСР "права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком"). Эти акты устанавливали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан.
     Но классическое гражданское законодательство никогда не было специально рассчитано на регулирование защиты прав потребителей. В этих условиях появилась настоятельная необходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей, обеспечивающего приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг.
     Первой серьезной попыткой решения вопросов правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей".
     Переворотом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 года Закона СССР «О защите прав потребителей», который так и не вступил в силу в связи с распадом СССР. Закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве. Преимуществом закона было наличие в нём механизмов его реализации. Закон не только требовал привычного принятия подзаконных актов, но и прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. Закон СССР «О защите прав потребителей» был одним из первых нормативных актов, закрепивших право граждан на компенсацию за причинённый моральный вред. В то же время некоторые положения этого закона, например, право граждан на гарантированный минимум потребления, носили декларативный характер.
     Закон РФ «О защите прав потребителей» вступил в силу 7 апреля 1992 года. Одной из существенных гарантий защиты прав потребителей стала норма, запрещающая ущемлять права потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей. Не менее важна норма Закона, которая предоставила право принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, только Правительству РФ, прямо запретив ему поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд1. Выводя из сферы действия Закона юридические лица, законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для рядового потребителя. Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии реализации этих прав. Закон предусмотрел повышенные гарантии при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию, как перед потребителем, так и перед другими лицами, независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителя на защиту стало закрепление в Законе подсудности по выбору истца и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей, Закон предусмотрел и возможность коллективной защиты потребителей и предоставил государственным органам возможность пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.
     
 1.2. Основные понятия закона РФ «О защите прав потребителей»
     
     Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в РФ, является Закон РФ "О защите прав потребителей" от 1 января 1992 г., введенный в действие 7 апреля 1992 г. (Закон). Данный Закон действует сейчас в редакции Федерального Закона от 03 июля 2016 г.
     Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ, оказания услуг, т.е. в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Закон не распространяется на потребителей – юридических лиц и на потребителей – граждан, если они используют, приобретают, заказывают товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а для иных целей, например, для осуществления предпринимательской деятельности.
     Основные понятия, содержащиеся в преамбуле Закона, претерпели существенные изменения. Например, ранее потребителем признавалось лицо, приобретающее товар без намерения извлечь в дальнейшем прибыль. Теперь потребитель – тот, кто приобретает товары исключительно для личных, семейных и иных бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
     Новая редакция п. 5 ст. 18 Закона не требует теперь у потребителя кассового или товарного чека при предъявлении претензий к качеству товаров. Закон увеличил с 6 месяцев до двух лет сроки предъявления требований в отношении недостатков товара, на который гарантия не установлена (ст. 19 Закона).
     Еще одна новелла Закона – возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга лиц (ст. 46). В данной статье определен круг лиц, уполномоченных предъявлять в суд иски в интересах неопределенного круга потребителей о признании противоправными действий продавцов (изготовителей, исполнителей) на основании договоров с ними, и прекращении этих действий.
     Одно из существенных положений Закона – запрещение снижать гарантии защиты прав потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов. Не менее важна норма, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему перепоручать принятие таких актов министерствам и ведомствам2.
     Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, что позволило им реально участвовать в формировании потребительской политике в государстве (ст. 45 Закона).
     Основные понятия, определенные в Законе и используемые в данной работе:
     1. Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных либо семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
     2. Изготовитель – организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
     3. Исполнитель - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
     4. Продавец - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
     5. Стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).
     6. Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
     Все отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ "О защите прав потребителей" и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации3.
     Сам Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
     В 1996 году Закон РФ "О защите прав потребителей" был принят в новой редакции. Было исключено ряд статей, некоторые статьи претерпели ряд изменений. В 1999 году в закон были внесены изменения с целью приведения его в соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации.
     


    Глава 2. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
     
    2.1. Общие права потребителей
     
     Одним из прав, принадлежащих всем без исключения потребителям, является право на просвещение в области защиты прав потребителей. Указанному праву корреспондирует право на потребительское образование, закрепленное в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 года № 39/248 "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей"4. 
     К важнейшим правам потребителей относится право на информацию, закрепленное в ст. ст.8-10 Закона.
     В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.02.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", под информацией понимают сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления5.
     Согласно ст.8 Закона, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
     Закон не раскрывает понятие "необходимая информация". Толковый словарь русского языка толкует слово "необходимая" как "такая, без которой нельзя обойтись, нужная, обязательная"6. Таким образом, под необходимой информацией должна пониматься информация, которая, в соответствии с Законом, является обязательной.
     Закон также не дает определение достоверной информации. В Толковом словаре русского языка слово "достоверная" трактуется как "верная, не вызывающая сомнений"7. Полагаю, следует согласиться с Т.Л. Левшиной, что под достоверной информацией необходимо понимать информацию, в которой сведения соответствуют действительности8.
     Доступная для потребителя форма доведения информации означает, что информация должна быть предоставлена в форме (письменной или устной), позволяющей потребителю понять её содержание. 
     Согласно ст.9 Закона, информация об изготовителе (исполнителе, продавце) включает фирменное наименование (наименование) организации, место её нахождения (юридический адрес) и режим работы. Указанные сведения продавец (исполнитель) должен размещать на вывеске. Если изготовителем (исполнителем, продавцом) является индивидуальный предприниматель, то он обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю, кроме перечисленного, должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке её действия, а также сведения об органе, выдавшем эту лицензию.
     Указанная информация должна быть доведена до сведения потребителей независимо от того, где осуществляется торговля, бытовой или иной вид их обслуживания во временных помещениях, на ярмарках и т.п. или в месте постоянного нахождения продавца (исполнителя).
     Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
     Как справедливо отмечает В.И. Таланцев, своевременность предоставления информации предполагает её полное наличие уже при заключении договора9. Кроме того, на доведение до потребителя информации при заключении договора купли-продажи или договора о выполнении работ (оказании услуг) указывается в п.2 ст.8 Закона.
     Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю также должна быть предоставлена об этом информация.
     Одним из основных правы потребителей является право на получение товаров (работ, услуг) надлежащего качества.
     Для того, чтобы товары (работы, услуги) были надлежащего качества, они должны соответствовать требованиям, изложенным в Законе и ГК. Согласно ст.4 Закона, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Если законами или в установленном ими порядке, в частности, стандартом, предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
     Право потребителя на обмен товара. Если потребителю продан некачественный товар, то он вправе предъявить следующие требования: безвозмездное устранение недостатков, соразмерное уменьшение покупной цены или возмещение расходов на их исправление, замена товара с недостатками на товар аналогичной марки (модели, артикула) либо на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжение договора и возмещение убытков.
     Потребитель вправе выбрать не только одно из перечисленных последствий, но и место предъявления своих требований (по месту покупки или месту нахождения изготовителя).
     Требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов потребителя по их устранению либо замене товара могут быть предъявлены также непосредственно организации-изготовителю.
     На практике широко распространена продажа по образцам и (или) описанию.
     Образец - это изделие, потребительские (эксплуатационные) характеристики которого определяют требования к качеству передаваемого товара. Описание товара - это перечень потребительских (эксплуатационных) характеристик, которыми должен обладать передаваемый товар (может сопровождаться графическим изображением, фотографией и т.п.)10. 
     К числу основных прав потребителей относится право на безопасность товаров (работ, услуг).
     Определение безопасности товара (работы, услуги) дается в преамбуле Закона, под которой понимается безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). 
     В соответствии с п.2 ст.7 Закона, изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
     Под сроком службы понимается период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине (п.1 ст.5 Закона). 
     Под сроком годности понимается период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению (п.4 ст.5 Закона). Сроки годности устанавливаются на: продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы). 
     Право потребителей на свободный выбор товаров (работ, услуг) предусмотрено в ст.16 Закона. Согласно п.2 указанной статьи Закона, продавцу (исполнителю) запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), т.е. запрещается навязывать потребителю так называемые "наборы", "заказы" или услуги "в комплексе". Продавец не вправе навязывать потребителю приобретение товара, не являющегося единой ассортиментной единицей - "комплектом", согласно п.1 ст.479 ГК (набор посуды или мебели).11

    2.2. Ответственность за нарушение прав потребителей
    
     Юридическая ответственность - ответственность юридических и физических лиц за соблюдение законов и норм государственного регулирования действий и взаимоотношений.
     Как известно, действующее российское законодательство предусматривает 4 вида юридической ответственности:
     1) уголовная ответственность за совершение преступления на основе норм уголовного права;
     2) дисциплинарная ответственность за дисциплинарный проступок (нарушение трудовой дисциплины) на основе норм трудового права;
     3) материальная (имущественная) ответственность за причинение имущественного вреда на основе норм трудового и гражданского права;
     4) административная ответственность за совершение административного проступка на основе норм административного права.
     Рассматривая права потребителей, законодатель одновременно предусматривает и варианты их правовой защиты различными отраслями права. В основном выделяют гражданско-правовой, уголовно-правовой и административно-правовой способы защиты12.
     Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. 
     Закон устанавливает различные гарантии удовлетворения требований потребителя: от уплаты штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере цены иска до уплаты потребителю неустойки в случае просрочки выполнения его законных требований. 
     Ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге).
     Если при заключении договора потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора. 
     Если же договор был заключен, то потребитель имеет право в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар (работу, услугу) суммы и возмещения возникших в связи с этим убытков. 
     При определении разумного срока, в течение которого потребитель вправе отказаться от исполнения договора, необходимо ориентироваться на срок годности товара, сезонность его использования, потребительские свойства и т.п. 
     При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю). 
     В силу статей 22 и 23 Закона, требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, о возмещении возникших у него убытков должны быть удовлетворены в течение десяти дней со дня их предъявления, а за нарушение этого срока, потребитель вправе требовать выплаты неустойки в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки неустойку.
     Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, за недостатки товара (работы, услуги), которые возникли в товаре (работе, услуге) после его передачи потребителю из-за отсутствия у него такой информации. 
     Если отсутствие полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) привело к причинению вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, он вправе потребовать возмещения такого вреда, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя. 
     Особо отметим, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги)13.
     Ответственность за вред, причиненный потребителю вследствие недостатков товара (работы, услуги).
     Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в полном объеме.
     Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). 
     Вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения в следующих случаях: 
     - если на товар (результат работы) изготовитель должен был установить срок службы или срок годности, но он не установлен; 
     - если потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности; 
     - если потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар (результат работы) по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья. 
     Если изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы).
     Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. 
     Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем. 
     Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет. 
     Изготовитель (исполнитель, продавец) может быть освобожден от ответственности только в двух случаях: 
     - если представит доказательства того, что вред причинен вследствие непреодолимой силы; 
     - если докажет, что вред причинен по вине потребителя - из-за нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги). 
     Ответственность за нарушение сроков (неустойка). 
     За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель, уполномоченная организация, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.  
     Причем, потребитель вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (договором купли-продажи или договором оказания услуг)14. 
     Законом предусмотрена ответственность в виде неустойки за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя (устранения недостатков товара, замены товара с недостатками и т.д.). Продавец (изготовитель, уполномоченная организация, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара. Размер такой неустойки законом не ограничен и может превышать стоимость товара. 
     Законом предусмотрена ответственность за нарушение установленного договором купли-продажи срока передачи потребителю предварительно оплаченного товара. За это нарушение продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.  Сумма неустойки, взысканной потребителем за это нарушение, не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
     За нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель несет ответственность в виде неустойки в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги) за каждый день просрочки. Сумма такой неустойки (пени) ограничена законом – она не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
     Аналогичный размер неустойки предусмотрен и за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, связанных с некачественно выполненной работой или услугой (об уменьшении цены за выполненную работу, о возврате уплаченных за работу денежных средств).
     Требования потребителя об уплате неустойки, предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, исполнителем, уполномоченной организацией, импортером) в добровольном порядке. 
     Если дело рассматривается судом, то, руководствуясь статьей 333 ГК РФ, суд вправе уменьшить размер неустойки, если он явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства. Однако Верховный суд РФ разъяснил, что по делам о защите прав потребителей применение статьи 333 ГК РФ возможно только в исключительных случаях и по заявлению ответчика. 
В решении суд обязан указать мотивы, которыми он руководствовался, уменьшая размер неустойки. 
     Ответственность за убытки, причиненные потребителю. 
     Закон предусматривает ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения продавцом (исполнителем, уполномоченной организацией, импортером) сроков удовлетворения требований потребителя, связанных с недостатками товара (работы, услуги) или сроков исполнения обязательства. 
     Убытками в силу статьи 15 ГК РФ являются расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб). 
     Убытки подлежат возмещению сверх неустойки, установленной законом или договором. 
     Доказательством размера расходов, которые потребитель должен будет нести для восстановления своего нарушенного права, могут служить, например, смета затрат на устранение недостатков товара (работы, услуги), подготовленная независимой экспертной организацией. 
     Если продавец игнорировал предъявленные ему претензии, и потребитель был вынужден обратиться за консультацией к юристу, то документы по оплате этих услуг так же могут служить доказательством понесенных потребителем убытков. 
     Потребитель при определении убытков, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества, вправе так же требовать выплаты ему разницы между ценой такого товара, установленной договором купли-продажи, и ценой аналогичного товара на момент удовлетворения его требований о взыскании уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы.
     Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченную организацию, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.
     Ответственность за отказ удовлетворить требования потребителя в досудебном порядке (штраф). 
     Если продавец (изготовитель, исполнитель, уполномоченная организация, импортер) отказался в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, установленные законом, то при удовлетворении этих требований судом, с ответчика в пользу потребителя в обязательном порядке будет взыскан штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя.


    Глава 3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
     
    3.1. Судебная защита прав потребителей. 

     Судебная защита прав потребителей является одной из наиболее важных гарантий охраны их прав, поскольку обеспечивает гласность и объективность разрешения возникающих конфликтов, строгое соблюдение норм материального и процессуального характера15. 
     По делам о защите прав потребителей Законом не установлен предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителей, однако по некоторым спорам данной категории действующим законодательством предусмотрен такой порядок (например, ст.797 ГК предусматривает претензионный порядок до предъявления иска, вытекающего из перевозки груза).
     Одной из особенностей рассмотрения судами дел о защите прав потребителей является то, что по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе) (п.4 ст.13, п.5 ст.14, п.6 ст.28 Закона). Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п.6 ст.18, п. п.5 и 6 ст. 19, п. п.4, 5, 6 ст.29 Закона).
     К особенностям рассмотрения судами дел данной категории относится также право суда при вынесении решения в пользу потребителя взыскать штраф с ответчика за несоблюдение последним добровольного порядка удовлетворения требований потребителя и перечислить пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа органу местного самоуправления или общественному объединению потребителей (ассоциации, союзу), если этот орган или объединение (ассоциация, союз) выступило с заявлением в защиту прав потребителя (п.6 ст.13 Закона).
     В остальном (за исключением рассмотрения дел в отношении неопределенного круга потребителей) защита прав потребителей в судах осуществляется в соответствии с общими правилами гражданского судопроизводства.
     При удовлетворении иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей суд должен назначить срок, в течение которого правонарушитель обязан через средства массовой информации или иным способом довести до потребителей решение суда.
     Закон предусматривает так называемую альтернативную подсудность дел. Это означает, что потребителю предоставляется право выбора места предъявления исковых требований и, следовательно, суда, который будет рассматривать возникший спор. Исковые заявления могут подаваться в суд по месту жительства потребителя, права которого нарушены, по месту нахождения ответчика (изготовителя или продавца) либо по месту причинения вреда. Выбор суда принадлежит потребителю, но нельз.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44