VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Общая характеристика законодательства о защите прав потребителей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000023
Тема: Общая характеристика законодательства о защите прав потребителей
Содержание
Тема диплома: " ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ ".
План


стр.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................
3
Глава 1. Общая характеристика законодательства о защите прав потребителей.....................................................................................................

6
     1.1 Характеристика законодательства в сфере защиты прав потребителей.....................................................................................................

6
     1.2 Роль закона «О защите прав потребителей» в сфере охраны прав граждан на потребительском рынке......................................................

17
     1.3 Гражданско-правовые способы защиты в сфере торговли.........
27
Глава 2. Правовое регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей при продаже товаров...............................................................

37
     2.1 Права потребителей при продаже товаров....................................
37
     2.2 Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара..........................................................................................

48
     2.3  Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя............................................................

50
Глава 3. Защита прав потребителей при продаже товаров..........................
55
     3.1 Досудебный порядок урегулирования споров..............................
55
     3.2 Судебная защита прав потребителя при продаже товара............
62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................
66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................
71






ВВЕДЕНИЕ


	Актуальность. В ст. 7 Конституции РФ1 закреплено положение о том, что Российская Федерация является социальным государством. Это означает, что его политика  направлена на создание условий, которые должны обеспечить достойную жизнь и охрану здоровья граждан. Законодательное закрепление защиты прав потребителей при продаже товаров является одним из средств достижения указанной цели.
	Количество гражданских дел о защите прав потребителей, рассматриваемых судами общей юрисдикции, постоянно увеличивается. Так по данным статистики за 2013   в суды общей юрисдикции поступило  142,9 тыс.  или 3,8 % от общего числа оконченных производством дел. Основная часть это иски из договоров в сфере торговли и услуг – 109,1 тыс. дел. Увеличилось и число исков о защите прав потребителей, рассматриваемых мировыми судами  на 17,4 % и составило 229,0 тыс. дел (2,6 %), в 2012 году – 195,0 тыс. дел (2,9 %)2. Анализ правоприменительной практике по данной категории дел подтверждает актуальность темы выпускной квалификационной работы. 
	Степень научной разработанности темы достаточно высока.   Отдельным аспектам защиты  прав потребителей при продаже товаров уделяли внимание многочисленные авторы, такие как Н.А. Баринов, П.А. и В.В. Богдан, М.И. Брагинский, М.А. Бычко, Е.В. Вавилин, Д.Х. Валеев, Е.Е. Васильева, В.В. Витрянский, Р.Е. Волколупов, А.В. Гридин, В.А. Гуревич, А.В. Дашко, Н.Ю. Иванова, Е.А. Игнатова, А.Ю. Кабалкин, Н.Е. Карягин, С.Г. Ким, А.А.Кирилловых, И.В. Кирюшина, К.В. Костина, М.И. Кулагин, Т.Л. Левшина, В.Б. Левицкий, Т.Л. Левшина, Л П. Морозов, Я.Е. Парций, Т.Э. Погудина, А.А. Райлян,  О.Н. Садиков, Е.Ю. Свинцова, А.В. Таскаев, Е.Я. Токар, А.В. Турбанов, Р.О. Халфина, М.Ю. Челышев, Л.А. Шашкова, М.А. Шевченко, А.Е. Шерстобитов и др.
	Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование и комплексный анализ защиты прав потребителей при продаже товаров.
	Для достижения цели работы были поставлены следующие исследовательские задачи:
-  охарактеризовать законодательство в сфере защиты прав потребителей;
- выяснить роль закона «О защите прав потребителей» в сфере охраны прав граждан на потребительском рынке;
- исследовать гражданско-правовые способы защиты в сфере торговли;
- рассмотреть понятие и сущность прав потребителей;
- проанализировать правовое регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей при продаже товаров;
- выяснить последствия продажи товаров ненадлежащего качества;
- выявить срокипредъявления потребителем требований в отношении недостатков товара;
- охарактеризовать  процедуру устранения недостатков товара;
- проанализировать право потребителя на замену и обмен товара ненадлежащего качества;
- выяснить оответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя;
- дать характеристику основных способов защиты прав потребителей при продаже товаров.
	Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с защитой прав потребителей при продаже товаров.
	Предмет исследования – действующее законодательство в сфере защиты прав потребителей при продаже товаров.
	Теоретической базой исследования стали работы специалистов в области гражданского и потребительского права, таких как  Т.Е. Абова Т.Е., Н.А. Агешкина, А.П.  Анисимов, С.Ю.. Баранов, Е.А, Бевзюк, Е.А. Богатырева, В.В. Богдан, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Ю.Е. Булатецкий, А. Бычков, Л.Ю. Грудцына, Г. Ю. Касьянова, А.А. Кирилловых, Н.А. Колоколов, В.П. Мозолин, Г.Ю. Мицык, Н.Г. Пономарева, Б.И. Пугинский, В. Пустовойтов, М.А. Шевченко, А.Е. Шерстобитов м др.
	Методологической основой исследования стали как общенаучные методы познания, в частности диалектический, так и специальные методы познания. 
	Нормативная база работы представлена Конституцией РФ, положениями Гражданского Кодекса  РФ (далее ГК РФ), Закона РФ «О защите прав потребителей» и иные относящиеся к теме подзаконные нормативные акты. 
	Эмпирическая база исследования основана на примерах судебной практики рассмотрения дел о защите прав потребителей в сфере торговли Судами общей юрисдикции и мировыми судами.
	Структура выпускной квалификационной обусловлена содержанием и целями исследования и состоит из введения,  трех глав, включающих в себя одиннадцать параграфов, заключения, списка использованных нормативных актов и научной литературы.









Глава 1. Общая характеристика законодательства о защите прав потребителей

1.1 Характеристика законодательства в сфере защиты прав потребителей

	Защита прав потребителей в качестве самостоятельной отрасли законодательства  имеет совсем недолгую истории. Она началась складываться в начале 90-х годов ХХ века. Однако это не означает, что до этого времени вопросы защиты прав потребителей не были востребованы в науке.  Еще в дооктябрьский период существовал обширный по объему материал, в котором исследователи3 отмечают прямое или косвенное наличие  элементов законодательства о защите прав потребителей. В качестве научного материала данная проблематика также обнаруживается в трудах известных юристов и правоведов до октябрьского периода. 
	Так, известный русский историк В.О. Ключевской в  работе «Русский рубль ХYI-ХYIII вв. и его отношение к нынешнему» рассуждает о необходимости контроля  государства за правильностью мер и весов, используемых в торговле. Также известный ученый упоминает об Орешковской таможенной грамоте, которая была введена Иваном Грозным, установившей конкретный вес хлеба, контролируемый государством. В этой же работе упоминается  о контрольных проверках, проводимых полицейскими органами в XVII веке с целью установления соответствует ли вес отпускаемого хлеба, установленным нормам4.  
	В трудах C.B. Пахман, К.П. Победоносцева, Г.Ф. Шершеневич5 поднималась проблема  ответственности продавцов за продажу некачественного товара или оказания некачественной услуги. Указанные авторы, посредством анализа исторически сложившейся  практики применения источников права, отмечали основы зарождения зашиты прав покупателей на  приобретение ими товара соответствующего заявленным свойствам и качества.
	A.A. Евреинов, В.П. Исаченко, А. Левицкий,  Ф. Проскуряков, и другие в своих трудах комментировали законы своего времени, что позволяет сегодня, на основе анализа их работ определить позицию органов государственной власти по вопросам развития торговли и защиты прав покупателей6.
	Заслуживает внимания работа  В.И. Фармаковского, который систематизировал существовавшие нормативно-правовые акты о гражданских договорах и обязательствах. В книге «Законы о гражданскихъ договорахъ и обязательствахъ», указанный  автор в общедоступной форме излагал и пояснял их текст, указывал на шибки, которые допускались вреализации, толковании распоряжений министерства финансов и разъяснений Правительствующего Сената касательно казенной продажи питей и исполнении договоров, при этом, автор строго придерживался взглядов Правительствующего Сената, которые были выражены в решениях кассационных департаментов. 
	Как видим, уже в 19 веке имелось значительное количества фактического материала, который использовался русскими правоведами для анализа, который отличался глубоким знанием юридических норм и истории русского права. Перечисленные работы сходны тем, что авторы исследуют, анализируют и научно обосновывают нормы о купле-продаже товаров, их свойствах, вопросы качества, явные и скрытые недостатки, что в целом явилось основой для создания полноценной системы охраны интересов покупателей.
	Отметим, что в течение советского периода  с 1917 по 1950 гг.,  целенаправленных исследований по изучению состояния защиты прав потребителей в СССР нами не обнаружено. Имеющиеся работы в этой сфере посвящались в основном вопросам развития советской  торговли7.
	В 60-70 гг. ХХ века появляется ряд трудов по исследуемой проблематике, однако отметим, что в основном авторы  В. Голубовский, К.В. Гусев, Т.П. Коржицкая, Л. Овсянников, М.С. Студеникина исследовали вопросы развития государственного и общественного контроля за соблюдением правил советской торговли8.
	Вопросы уголовной ответственности за правонарушения в сфере торговли и практику их применения изучали и анализировали Г.З. Анашкин,  Г.И. Вольфман, Ю.А. Иванов ,В.Ф. Караулов, и др.9.
	В сфере цивилистической науки,  историей практики применения советского гражданского законодательства о защите прав потребителей  занимались А.Ю. Кабалкин,  Я.А. Куник, В.А. Язеа 10. 
	В своих исследованиях, указанные авторы представили достоверную картину общего состояния розничной торговой сети,  количеств нарушений, которые совершали продавцы в государстве. Они проявляли истинную заботу о советском покупателе.  Исследования этого периода отличались изложением материала на основе марксистко-ленинских взглядов на государство и право. Безусловно, эти работы носили научный характер, но они имели ярко выраженную идеологическую направленность, которая была характерная для  этого периода.
	Внимание к проблеме защиты прав потребителей возросло к концу 80-х годов. Исследователи пытались  определить, насколько назревшие реформы смогут обеспечить эффективную защиту прав потребителей. Однако, специальные исследования по данному вопросу не проводились Заслуживает внимание, одна из немногочисленных фундаментальных работ того времени касательно защиты прав потребителя, автором которой являлся А.Е. Шерстобитов, которого не без оснований считают основоположником современного законодательства о защите прав потребителей. Автор на основе критического  подхода к состоянию защиты прав потребителей, осуществил анализ, существовавшего законодательства о защите прав потребителей11. Однако, исследователи в этот период ограничивались в основном на комментариях действующего законодательства. Особо значимыми в этом плане были работы Я.Е. Парций, Д. Сорк, A.M. Эрделевского. Эти авторы не ограничивались в своих комментариях только  трактовкой правовых норм, но предлагали краткий исторический обзор возникновения законодательства о защите прав потребителей, анализировали  наработанную практику,  нормативные документы12. 
	Значительный интерес представляли научные статьи В.Н. Аргунова, А.А. Малова, А.Г. Нецветаева,  Г.Я. Цехер, и др., в которых излагались результаты деятельности, направленной на  совершенствование законодательства о защите прав потребителей и яркие примеры применения его на практике.
	Несмотря на значительный вклад, перечисленных авторов в исследование проблем защиты прав потребителей, отметим, что работ, посвященных проблемам государственной и общественной защиты прав потребителей, было мало. В частности вопросы генезиса создания и деятельности соответствующих органов практически не были освещены. 
	Диссертационные исследования таких авторов как С.Г. Аникиец, B.C. Белых, М.А. Бычко, Г.О. Рыбакова, Г.М. Степаненко,  Б.А. Шабля, и др. были посвящены процессу применения нормативных актов, содержащих положения о защите прав потребителей. Однако в них отсутствовал анализ предпосылок принятия законодательных актов, а практика применения не подкреплялась соответствующими архивными материалами. Указанные авторы делали в своих исследованиях акцент на толкование правовых норм, их содержание, они выявляли пробелы в законодательстве и противоречия нормативно-правовых актов, принимаемых в этой сфере. Исторический подход к рассматриваемой проблеме в  этих работах отсутствовал. Это свидетельствует о том, что  развитие научных исследований законодательства о защите прав потребителей и практики его применения в России осуществлялось не в полном объеме. Этот вывод сделан на основе анализа имеющейся литературы.  Поэтому попытаемся на основе современного исследовательского материала попытка всесторонне и комплексно изучить проблему законодательного регулирования защиты прав потребителей.
	 Напомним, что до 90-х гг. ХХ века  защита прав потребителей основывалась на нормах гражданского законодательства, а в нормативных актах  отсутствовала система специальных гарантий защиты прав граждан-потребителей. Особенностью этого периода было наличие многочисленных подзаконных актов, которые регулировали отдельные сферы взаимоотношений с участием потребителей. В этих актах, особенно ведомственных зачастую содержались нормы, которые ущемляли интересы потребителей, а в ряде случаев противоречили  действовавшему законодательству, которое также не соответствовало нормам международного права, в частности   «Руководящим принципам для защиты интересов потребителей»13. Несоответствие заключалось, прежде всего, в том, что такие права потребителей как право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов не были  законодательно урегулированы российским законодателем, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и поэтому зачастую носили декларативный характер. В целом можно констатировать, что до 90-х годов в стране отсутствовала   реальная система государственной защиты потребителей. Это  приводило к тому, что потребителям зачастую навязывались невыгодные для них условий договоров или товары, которые не пользовались спросом. 
	Переход России к рыночным отношениям при одновременном отсутствии  культуры потребления способствовал тому, что проблема необходимости  специального законодательства, которое бы было направлено на защиту потребителей,  встала особенно остро. Поэтому 22 мая 1991 года был принят Закон СССР «О защите прав потребителей», который так и не вступил в силу в связи с распадом СССР. 
	В Законе содержалось значительное количество положений, которых не было в гражданском законодательстве. Основным его достоинством было то, что в нем предлагался механизм его реализации. В Законе содержался запрет на создание ведомственных документов, которые затрагивали интересы потребителей. Это был один из первых нормативных актов, в котором было закреплено право граждан на компенсацию за причинённый моральный вред. Однако, следует отметить и недостатки этого нормативно-правового акта, в части исследователи отмечают, что некоторые его положения носили декларативный характер. Это касалось, прежде всего, права граждан на гарантированный минимум потребления.
	Создание нового государства, потребовало изменения всей системы законодательства. Новый Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон) вступил в силу 7 апреля 199214.
	В качестве гарантий защиты прав потребителей, в Закон была введена норма, которая запрещала принимать нормативно-правовые акты, которые бы ущемляли права потребителей, установленные в Законе. Важным моментом является норма Закона, в соответствии с которой право принимать нормативные акты, которые затрагивают интересы потребителей, предоставлено  только Правительству РФ. Закон запрещает Правительству  поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. 
	Контролирующим органом за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей в этот период являлся Государственный антимонопольный комитет. 
	С 2004 года, государственный надзор за зашитой прав потребителей возложен на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Этот орган был создан во исполнение  Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»15. 
	Шестого  апреля было издано постановление Правительства РФ № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».  
	Тридцатого июня 2004 г. было опубликовано  постановление Правительства РФ № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»16.  

	В 2012 году Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»17 в указанные выше Постановления Правительства был внесен ряд изменений касательно полномочий Роспотребнадзора.
	В Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека указано, что служба "организует прием граждан, обеспечивает полное и своевременное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок".
	Управления Роспотребнадзора по субъектам РФ действуют во всех субъектах РФ. Так как они действуют на основе Федерального подчинения, это дает возможность быть независимыми в отношениях с местной властью.
	Что касательно местных органов по защите прав потребителей, то какие либо контрольные функции у них отсутствуют.  Единственная административная мера, которую они  вправе применять - это приостановка реализации товаров, у которых просрочен срок годности.  Но это не означает, что они не могут принимать  действенные меры к предпринимателям, нарушающим закон.  Они вправе формировать  "черные списки" недобросовестных магазинов и фирм, в которых систематически нарушается законодательство о защите прав потребителей.  Деятельность этих органов направлена на выявление разнообразных прав потребителей и в случае их обнаружения, эти органы направляют  эту информацию в соответствующие федеральные органы для принятия мер. Они имеют  также  право на обращение в суд в интересах защиты прав потребителей.  Заметим, что  местные органы по защите прав потребителей, созданы и вполне успешно действуют практически в каждом населённом пункте России.  Исследователи отмечают, что на их долю приходится  решение более 80% проблем, которые возникают у потребителей товаров и услуг, в том числе и в сфере торговли. 
	Кратко остановимся  на роли общественных объединений потребителей. 
	Право граждан объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), деятельность которых направлена на защиту прав потребителей и осуществляется  в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях"18, закреплено в  п. 1 ст. 45 Закона о защите прав потребителей.  Эти объединения действуют на основании устава и являются некоммерческими организациями потребителей, что делает их независимыми от государства, бизнеса и политики. Повторимся, что основная цель их деятельности – зашита прав потребителей.
	За период действия Закона его нормы неоднократно изменялись, об этих изменениях более подробно остановимся в следующих разделах работы. Сейчас же отметим, что  действующее потребительское законодательство не исчерпывается одним только Законом о защите прав потребителей. В  его состав входит целая группа нормативно-правовых актов. Это и законы РФ и  постановления Правительства РФ, в которых регламентируются отдельные отрасли потребительского законодательства.
	Безусловно, что основным нормативным актом, закрепляющим и гарантирующим права граждан, является Конституция Российской Федерации19.
	В случае наиболее серьёзных нарушении прав потребителей, их охрана осуществляется на основе норм  административного и уголовного законодательства. Так в ст. 238 Уголовного кодекса РФ20 установлена уголовная ответственность за производство, хранение, перевозку, сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, которые не отвечают требованиям безопасности.
	Кодек об административных правонарушениях (КоАП  РФ)21. также содержит ряд норм устанавливающих административную ответственность за нарушение прав потребителей. 
	Наиболее значительным нормативным актом, который регулирует отношения с участием потребителей,  является ГК РФ22, в котором установлены правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте. В ГК закреплены  права и обязанности субъектов гражданских правоотношений в сфере торговли, определены общие условия заключения гражданско-правовых договоров и нормы, определяющие особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров.
	В ряде статей ГК РФ (п. 2 ст. 1, ст. ст. 5, 6, 8 и др.) указано на то, что  регулирование гражданско-правовых отношений наряду с правовыми нормами может осуществляться также договором, обычаями делового оборота и исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости.
	Упомянем еще несколько законов, в той или иной степени регламентирующих права потребителей. Это Федеральные Законы:
- "О техническом регулировании"23;
- "О естественных монополиях"24;
-  «Об основах туристской деятельности»25;
- "О связи"26;
- "О качестве и безопасности пищевых продуктов"27;
- Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"28.
	Также следует отметить  Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 года  "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"29.
	К потребительскому законодательству следует отнести и ряд подзаконных нормативных правовых актов, в частности это Постановления Правительства РФ:
- "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации"30;
- "Об утверждении Правил продажи товаров по образцам" (от 21.07.1997 N 918)  31
- "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ непродовольственных товарах информации на русском языке" (от 15.08.1997 N 1037) 32.
	Требования всех перечисленных нормативных правовых актов обязательны для исполнения на  всей территории РФ.
	Следует отметить и нормы международных договоров, которые  имеют приоритет перед внутренним законодательством Российской Федерации. Это положение закреплено в Конституции РФ. 
	Отметим, что, ратифицированные Россией   «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей»33, которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН  в апреле 1985, возложили на Россию определённые обязательства по закреплению в законодательстве основных прав потребителей, которые признаны международным сообществом. Практически все эти права нашли отражение в Законе РФ «О защите прав потребителей».
	Таким образом, в заключение раздела можно сделать вывод о том, что законодательство о защите прав потребителей представляет собой совокупность разноотраслевых нормативных актов, которые объединены общим предметом регулирования отношений предпринимателей и покупателей (потребителей). Однако отметим, что это вряд ли является целесообразным. Основной проблемой в данном плане является именно факт наличия более 250 нормативно-правовых актов, в той или иной мере регулирующих правоотношения в сфере защиты прав потребителей. Наличие такого значительного количества нормативно-правовых актов, способствует размыванию отдельных положений Закона «О защите прав потребителей», что снижает его эффективность, считаем необходимым признать ряд нормативно-правовых актов утратившими силу, а их нормы в том случае, если они являются эффективными воспроизвести в Законе «О защите прав потребителя», одновременно считаем необходимым внести ряд изменений непосредственно в действующую редакцию Закона. Суть этих изменений нами будет изложена в следующих разделах работы.

1.2 Роль закона «О защите прав потребителей» в сфере охраны прав граждан на потребительском рынке

	Закон РФ «О защите прав потребителей» (в  актуальной редакции ФЗ № 112 от 05.05.2014)  регламентирует отношения, которые возникают между потребителями и изготовителями исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров. Также Закон  устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, получение информации о товарах и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
	Заметим, что практически сразу же после принятия в 1992 году, он довольно быстро получил статус самого применяемого закона в России. Десятки тысяч потребителей при помощи этого закона смогли осуществить защиту своих прав34. 
	В преамбуле к закону обозначены основные понятия, которые используются в  его тексте. И, конечно же, в самом начале раскрывается понятие, кто является потребителем. 
	Тот факт, что до 1991 года легальное определение «потребитель» в узком смысле отсутствовало, не означало, что это понятие не существовало на практике. Анализ научной литературы этого периода доказывает, что это понятие, исследователи использовали для обозначения граждан, которые заключали договоры купли-продажи, договоры на оказание услуг, договор подряда с предприятиями (организациями) или гражданами, которые осуществляли бытовое, торговое либо иное обслуживание. Общественные отношения, возникающие в ходе этого процесса именовались отношениями в сфере обслуживания.
	Так,  Ю. И. Можаренко, давал следующую трактовку понятия потребителя -  это граждане,  чьи потребности удовлетворяются в процессе  отношений в сфере обслуживания35. 
	Я. А. Куник в 1982 году выступил  на Европейском симпозиуме по юридической ответственности за качество продукции с докладом, посвященным защите  прав потребителей на надлежащее качество товаров. Тема доклада была заявлена как "Правовая охрана прав потребителя".
	 В. П. Мозолин, A. Ю. Кабалкин в докладе "Совершенствование законодательства об обслуживании граждан в СССР" предлагали меры по усовершенствованию законодательства, защищающего интересы "потребителей – советских граждан"36.
	Отметим, что анализируемое понятие использовалось не только для характеристики гражданско-правовых отношений в сфере обслуживания советских граждан, но и при анализе уголовных преступлений в этой сфере. Так, диссертационная работа А.М. Пивозян была посвящена теме: "Борьба с обворовыванием потребителей по советскому уголовному праву"37. 
	Диссертация Ю. И. Ляпунова имела схожее наименование "Уголовная ответственность за обворовывание потребителей по советскому уголовному праву". Однако, отметим, что широкого распространения термин «потребитель»   в большинстве работ советского периода не имел, чаще ученые использовали понятия «гражданин-покупатель», «гражданин-заказчик», «гражданин-клиент».
	Л.М. Гладкова в работе "Правовые знания – покупателям" рассматривала взаимоотношения между розничными торговыми предприятиями с гражданами. Исследование B. А. Язева "Советский закон о гарантиях прав покупателей" было посвящено механизму реализации прав покупателей. Ю. А. Львович  в работе "Охрана интересов покупателя" давал оценку и характеристику состояния охраны покупательских интересов. 
	В. С. Мартемьянов в работе "Охрана прав покупателя, заказчика и клиента"38 анализирует в отдельности права покупателя, заказчика, клиента. Таким образом, можно утверждать, что в научных исследованиях советского периода собирательное  понятие "потребитель" было малоиспользуемым. 
	В Законе СССР "О защите прав потребителя" от 22 мая 1991 года было впервые дано легальное определение понятия «потребитель», которое  соответствовало международному уровню.  В указанном законе определялось, что потребитель – это  гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать продукцию для личных бытовых нужд". В Российском законе от 7 февраля 1992 года было дано аналогичное толкование этого понятия. 
	Отметим, что в экономической теории понятие  "потребитель" использовалось с момента появления этой науки.
	В экономической теории  излагается место и роль потребителя на рынке товаров, описываются условия, в которых действует потребитель, определяются рамки потребления, развития массового потребительского спроса, который основан на производстве и продвижении на рынок необходимого количества товаров и услуг. В экономической теории используется следующее определение понятия «потребитель»: потребитель – это "лицо, или организация, которая потребляет продукты чьего либо производства или чьей, либо деятельности".
	По смыслу Закона РФ о защите прав потребителя, потребителем является гражданин, который имеет  намерение заказать или приобрести или  заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. 
	Таким образом, мы видим, что действие закона не распространяется на юридических лиц. Думается, что этим  подчеркнута необходимость  создания повышенных гарантий защиты именно для рядового потребителя. 
	Закон регулирует значительную по  объему  сферу гражданско-правовых отношений по перемещению товаров, работ, услуг от коммерческих организаций (продавцов), изготовителей, импортеров, исполнителей  к гражданам потребителям.
	Как отмечается в Государственном  докладе Роспотребнадзора "Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2013 году", Закон объективно является одним из наиболее востребованных нормативно-правовых актов, который постоянно актуализируется. В него постоянно вносятся изменения, которые направлены в первую очередь на то, чтобы механизмы защиты прав потребителей, изложенные в Законе вышли на качественно новый уровень, который отвечает современным тенденциям39. Эти изменения должны послужить дальнейшему укреплению всей национальной системы защиты прав потребителей.
	По итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 16 января 2012 г. "Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации", Президентом РФ, был издан Перечень поручений, в котором основной акцент был сделан на дальнейшее совершенствование правовых механизмов Закона и была отмечена необходимость формирования дополнительных гарантий защиты прав и интересов граждан в наиболее проблемных секторах потребительского рынка.
	Основное значение Закона следует из самого его названия, он направлен на то, что потребитель должен быть в полной мере защищен от недобросовестных производителей и продавцов. 
	Следует отметить и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"40. В этом постановлении  Пленум дал необходимые разъяснения по вопросам применения норм Закона при рассмотрении судами дел о Защите прав потребителей. 
	Чтобы более полно раскрыть роль Закона в сфере охраны прав граждан на потребительском рынке, приведем несколько примеров из судебной практики.
	Л. обратился в суд с иском к ОАО «Х» и просил взыскать с ответчика 679800 руб. в связи с возвратом автомобиля; неустойку в размере 3718 руб. за каждый день просрочки,  расходы за услуги эвакуатора   - 8 000 руб.; за оформление доверенности  - 760 руб.; компенсацию морального вреда в размере 300000 руб.; услуги представителя 15 000 руб.; штраф. Л. мотивировал свои требования тем, что (дата) он  заключил с ООО «А» договор поставки автомобиля ХХХХ, стоимостью 679800руб Изготовитель автомобиля ОАО «Х». Гарантийный срок на автомобиль был установлен - 24 месяца или 80000 км пробега. В процессе эксплуатации в гарантийный период (дата) во время движения по трассе А-Б произошло возгорание в двигателе автомобиля, в связи с чем работоспособность автомобиля была утрачена полностью. В этот же день автомобиль был доставлен эвакуатором по месту жительства истца, после чего (дата) Л. направил ответчику письменную претензию, в которой содержалось требование о  возврате  уплаченной за товар (автомобиль) сумму в размере 679800 руб. (дата)  ответчик претензию получил, однако требования истца удовлетворены не были.
	В качестве соответчика в ходе судебного разбирательства выступало ООО «А». Районный суд города С. принял решение  взыскать с ОАО «Х» в пользу Л. стоимость автомобиля в размере 679800 руб.,   471800 руб., неустойку в размере 37000 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., расходы по оплате услуг эвакуатора в размере 8 000 руб., штраф в размере 130450 руб., расходы по оформлению доверенности представителю в размере 760 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 руб.41.
	В ст. 14  Закона определено, что вред, причиненный потребителю недостатками товара, должен быть возмещен в полном объеме. Потребителю предоставлено право  требовать возмещения вреда в этом случае независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет.
	Р. обратился в суд к ООО «Х» о расторжении договора купли-продажи, взыскании уплаченной стоимости товара, неустойки, возмещение убытков, компенсации морального вреда. В ходе судебного разбирательства было установлено, что Р.  был продан товар ненадлежащего качества - духовой шкаф «Zanussi». После первого включения  имуществу истца был причинен вред, произошло оплавление кухонного гарнитура. Исковые требования были удовлетворены42.
	Ш. обратилась в суд в своих интересах и интересах своей несовершеннолетней дочери В. с иском к ООО «М» о  взыскании убытков, компенсации морального вреда и судебных расходов. Истец в обоснование требований указала, что после употребления колбасы, которая была приобретена в ООО «М», её дочь с признаками отравления была доставлена в инфекционное отделение БСМП с диагнозом  острая кишечная инфекция. После проведения экспертизы образца ко.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44