VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные подходы к изучению восприятия в современной науке

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003033
Тема: Основные подходы к изучению восприятия в современной науке
Содержание

ВВЕДЕНИЕ



     Актуальность. В развитии психики ребенка, дошкольный возраст является важным этапом. В этот период закладывается основа для формирования новых психических образований, который в дальнейшем развивается в процессе обучения в школе. Этот этап является одним из ступеней в ходе психического развитии, которая взаимосвязана с другими этапами развития. Поэтому важно вовремя уловить благоприятное время развития у ребенка определенного психического процесса.
     Актуальность этой задачи в современной России отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование предпосылок к учебной деятельности.
     Проблема развития ребенка, на сегодняшний день, привлекла внимание многих психологов. Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
     Развитие таких особенностей, как усвоение знаний и умений происходит именно в дошкольный период. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, такие как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь. Эффективность осуществления психического развития зависит от того, как рано начали воспитывать и обучать ребенка. От рождения до взрослости, ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность.
     Одной из сложных и центральных проблем в психологии является проблема психического развития и становления детей. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был подробно исследован и описан Л.А.Венгером.
     В дошкольном периоде все познавательные процессы подвергаются существенным изменениям, связанным с качественными изменениями мышления. Это обусловлено тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и межличностных отношений, которые требуют присутствия у детей совершенно новых психологических качеств.
     В дошкольном возрасте развивается произвольное внимание, что очень важно при поступлении в школу, так как внимание является одним из главных факторов организации учебно-воспитательного процесса. 
     В процессе действий с предметами, ребенок в раннем возрасте накапливает опыт и словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Все эти достижения в дальнейшем помогают дошкольнику осваивать окружающий мир, в процессе формируя восприятие.
     Проблема состоит в поиске необходимых путей и методов исследования восприятия у детей дошкольного возраста.
     Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить особенности восприятия у детей дошкольного возраста.
     Объектом исследования является процесс формирования восприятия у детей дошкольного возраста.
     Предметом исследования является описание исследования восприятия у детей дошкольного возраста.
     Гипотеза: формирование восприятия у детей дошкольного возраста осуществляется при комплексной работе воспитателей и родителей.
     Задачи исследования:
     1. Изучить психолого-педагогическую литературу по особенностям формирования восприятия у детей дошкольного возраста.
     2. Подобрать методы для диагностики восприятия у детей дошкольного возраста.
     3. Разработать рекомендации по формированию восприятия у детей дошкольного возраста.
     4. Провести экспериментальное исследование особенностей восприятия у детей дошкольного возраста.
     5. Проанализировать результаты проделанной работы и сделать выводы.
     Методологические основы исследования по восприятию составили теории ученых: А.В.Запорожца, А.П.Усовой, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Л.А.Венгера, М.Монтессори. Работы авторов, изучавших закономерности психического развития детей на разных возрастных этапах: А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского, Н.Н.Поддьякова, С.Л.Рубинштейна.
     Методы исследования: теоретический анализ научной, научно-практической и методической литературы; наблюдение; педагогический эксперимент, тестирование.
     Методики:
     1. Чего не хватает на картинках.
     2. Узнай, кто это.
     3. Какие предметы спрятаны на рисунках.
     4. Непараметрический критерий ?*–Угловое преобразование Фишера.
     Элементы научной новизны и теоретической значимости состоят в том, чтобы проанализировать и обобщить теоретический материал по роли воспитателя в формировании восприятия у детей дошкольного возраста. Так же нами были составлены схемы и таблицы по теориям авторов педагогики и психологии.
     Практическая значимость работы состоит в том, что было организовано и проведено диагностическое исследование восприятия,а так же составлены рекомендации для родителей и воспитателей.
     База исследования - МБДОУ №14,п.Реммаш.
     Выборку составили дети группы №4: 24 ребенка, из которых  7 девочек и 17 мальчиков.
     Структура дипломной работы состоит из двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



1.1. Основные подходы к изучению восприятия в современной науке



     Большинство ученых всего мира сходятся во мнении, что восприятие это моментальный процесс, не связанный с дополнительными рассуждениями, что это скорее активное исследование, а не пассивное фиксирование визуальных элементов в поле зрения. Многие из их занимались исследованием феномена восприятие. 
     Так по определению Венгер Л.А., восприятие это целостное отражение различных предметов, явлений и ситуаций, возникающих в процессе непосредственного влияния физических раздражителей на поверхность рецепторов различных органов чувства. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. 
     Восприятие связано с осознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям. Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его. Одной из составляющих структур можно назвать опыт, полученный ранее, а так же процессы осмысления того, что воспринимается. Другими словами, процесс восприятия включает психические процессы высокого уровня, к которым можно отнести память и мышление[5, стр. 42].
     Это и служит причиной того, что восприятие рассматривается как перцептивная система человека, в своих работах А.В.Запорожец экспериментально это показал.
     Для того, чтобы воспринимать знакомые предметы, человеку достаточно объединить всего пару воспринимаемых признаков и прийти к нужному результату. При восприятии новых или незнакомых предметов, узнавание их гораздо сложнее и протекает в наиболее развернутых формах. Новые предметы воспринимаются в процессе сложной аналитико-синтетической работы. В результате этого выделяются одни существенные признаки, тормозящие другие, несущественные и комбинирующие воспринимаемые детали в одно осмысленное целое[18, стр. 242].
     Восприятие процесс сложный и активный. Основная характеристика процесса восприятия – это немедленное осознание формы, схватывание наиболее характерных ее черт и закономерностей благодаря накопленному опыту, наличию в памяти эталонов и познавательных карт. Время, требующееся на узнавание объекта, очень мало (около 1/100 секунды) и зависит от того, насколько этот образ знаком воспринимающему субъекту и что конкретно он ожидает увидеть.
     Мы не пытаемся разглядеть мельчайшие детали воспринимаемых форм и объектов, а выбираем для восприятия ровно столько, сколько нужно для понимания того, что мы видим в целом. Степень обобщенности восприятия зависит от того, насколько правдоподобно выглядит определенный объект. Другие свойства восприятия характеризуют многообразие процессов, протекающих за столь ничтожно малое время.
     Рубинштейн С.Л. в своей работе дает определение каждому свойству образа, складывающемуся в процессе восприятия[32, стр. 120]:
     Предметность - это способность человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов, которые обладают свойствами, вызывающими данные ощущения.
     Целостность это свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как устойчивое целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.
     Константность – относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия.
     Категориальность носит обобщенный характер. Каждый предмет мы обозначаем, словом или понятием и относим к определенному классу. В соответствии с этим классом, в воспринимаемом предмете мы ищем и вводим признаки, которые свойственны всем предметам данного класса и выражены в объеме и содержании этого понятия.
     Активность восприятия это восприятие в конкретный период времени только для одного предмета или конкретной группы предметов.
     Избирательность - это способность человека воспринимать только те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Избирательность зависит от интересов, установок и потребностей личности.
     Запоминаемость это свойство восприятия запечатлевать ощущения или переживания. Одномоментно глаз может выделить и запомнить не более 7-9 предметов.
     Все приведенные свойства зрительного восприятия характеризуют его как достаточно сложный процесс, во многом основанный на вероятностном прогнозировании динамики объектов окружающего мира[32, стр. 121-122].
     Многочисленные эксперименты легли в основу большого количества теорий восприятия. Большинство ученых сходятся во мнении, что восприятие — моментальный процесс, не связанный с дополнительными рассуждениями, что это скорее активное исследование, а не пассивное фиксирование визуальных элементов в поле зрения (Шиффман Х.Р). 
     Восприятие можно охарактеризовать и как процесс неких изменений, происходящих в органах чувств человека в результате воздействия на них физических характеристик визуального объекта. Восприятие объективно на уровне первичных сенсорных процессов. Восприятие глубоко субъективно на последующих стадиях, когда включаются образная память и воображение[38, стр. 154].
     Представители гештальтпсихологии  внесли существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина - образ. Рассмотрим  классификацию факторов, которые влияют на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии, которую предложил М.Вертгеймер.
     М.Вертгеймер выделил четыре фактора:
     1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, которые вызвали соответствующие ощущения. При визуальном восприятии одни объекты сосредотачивают на себе основное внимание (фигура), в то время как другие отходят на задний план (фон). Чем выше контрастность между фигурой и фоном, тем более очевидны различия между ними. 
     2. Сходство элементов друг с другом. Согласно М.Вертгеймеру, чем больше элементы похожи друг на друга по какому-нибудь явному качеству (размер, цвет и т.д.), с тем большей вероятностью они будут восприниматься как одно целое. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой «хорошей» формой, то есть обладающие симметрией, периодичностью или иным «удобным» для восприятия свойством.
     3. Естественное продолжение. Согласно этому фактору, элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.
     4. Замкнутость. Заключается в том, что наше восприятие пытается визуально соединить в один объекты, расположенные близко друг к другу, но по сути являющиеся отдельными[6, стр. 42].
     Когда человек воспринимает сложные, осмысленные изображения, срабатывает механизм прошлого опыта и мышления, который выделяет в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, основываясь на которые и соотнеся полученную информацию, можно о нем составить целостное представление. Для классификации восприятия в психологии в настоящее время получили распространение несколько оснований.
     Различия в анализаторах, участвующие в процессе восприятия, выступают в качестве основы одной классификации. По преобладающей функции анализатора, в восприятии различают следующие виды: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное, вкусовое восприятия.
     Согласно еще одной распространенной классификации С.Л.Рубинштейна, существуют формы материи восприятия: пространство, время, движение.
     Согласно данной классификации выделяют следующие виды:
     * восприятие пространства состоит в чувственно-наглядном отражении пространственных свойств вещей, их взаимоотношений и движений. Процесс восприятия пространства полностью построен на совместной деятельности различных анализаторов: зрительный, кожный, вестибулярный, двигательный.
     * восприятие времени - отражение объективной деятельности, скорости и последовательности событий действительности.
     * восприятие движения базируется на том, что движение предмета человеком воспринимается благодаря тому, что указанный предмет провоцирует последовательное возбуждение различных участков сетчатки, меняя свое положение[32, стр. 141].
     Кроме указанных видов восприятия, различают и такие как: процесс восприятия сложных звуков, процесс восприятия устной речи, процесс восприятия человека человеком. 
     Восприятие человека человеком (социальная перцепция) – чрезвычайно сложное явление. В нем обычно выделяют два аспекта: когнитивный (познавательный) – способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности, индивидуальности и эмоциональный – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.
     Так же различают виды восприятия по степени волевого контроля, а именно: преднамеренное восприятие и непреднамеренное восприятие. В своих исследованиях Симановский А. подчеркивает, что в основе преднамеренного восприятия лежит сознательно поставленная цель.
     Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека, одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение – преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений действительности, людей и самого себя. 
     Непреднамеренные восприятия - это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека. Его формой выступает неорганизованное наблюдение - обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности[34, стр. 61].
     В восприятии формы предметов принимают участие три основные группы факторов, как утверждает Немов Р.С.:
     1. Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга реагировать на отдельные элементы изображений, которые имеют определенную насыщенность, длину, ориентацию и конфигурацию. Эти клетки называют клетками-детекторами. Они выделяют в зрительном поле вполне определенные предметы, благодаря свойствам своих рецептивных полей.
     2. Законы образования фигур, форм и контура.
     3. Жизненный опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов,  перемещения человека и частей его тела в пространстве[25, стр. 164].
     В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки, а так же ряда других частей тела. В восприятии глубины так же участвуют движения мышц. Следует отметить, что зрительно правильной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз.
     Восприятие и оценка движения так же основаны на последовательном использовании информации, которая исходит из различных источников.
     Восприятие времени есть отражение длительности, последовательности явлений действительности, а также темпа и ритма. Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика и составляет физиологическую основу восприятия времени. 
     Следует отметить, что существуют большие возрастные и индивидуальные различия в восприятии времени. Эмоциональный настрой так же играет важную роль. Так, например, при хорошем восприятии время идет чуть быстрее обычного, а в состоянии фрустрации, соответственно, медленнее.
     Таким образом, мы можем говорить о том, что в психологической науке на сегодняшний день существует множество классификаций по разным видам восприятия. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Это необходимое условие ориентировки человека в окружающей среде.



1.2.Основные новообразования исследования восприятия у детей дошкольного возраста



     В настоящее время с 1 января 2014 года вступил в силу государственный Стандарт дошкольного образования, который закрепляет приоритет познавательного развития дошкольников [1].
     Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. А также познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Представлений о форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях [1, п. 2.6].
     Так, в общих положениях Стандарта отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства[1, 1.4. п.6]. Стандарт направлен на решение одной из многочисленных задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс. Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов[1, 1.6. п.5].
     Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности. Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
     Таким образом, можно сделать вывод, что на формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. 
     У детей дошкольного возраста в интеллектуальном плане, как отмечает Божович Л.И., выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции, которые решают познавательные и личностные задачи. Это время, когда у ребенка появляется внутренняя личная жизнь, которая берет начало в познавательной области и продвигается к эмоционально-мотивационной сфере. В этих направлениях развитие проходит свои этапы, от образности до символизма[3, стр. 102].
     Образность - это способность ребенка создавать образы, изменять их оперировать ими произвольно.
     Символизм - это умение пользоваться знаковыми системами, совершать знаковые операции и действия: логические, математические, лингвистические и др.
     Как  утверждает Выготский Л.С., творческий процесс тоже берет начало в дошкольном возрасте. Это проявляется в особенности преобразовывать окружающую действительность, создавая что-то новое. Проявление творческих способностей у детей можно проследить в конструктивных играх, а так же в техническом и художественном творчестве[10, стр. 5].
     Как подчеркивает в своих исследованиях Лурия А.Р., синтез внешних и внутренних действий объединяет в единую интеллектуальную деятельность, возникает в познавательных процессах. Он в памяти представлен соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении, во внимании это сопровождается умением контролировать и управлять внутренний и внешний планы действия, в восприятии-перцептивными действиями[21, стр. 152].
     Данная тенденция наиболее ярко выступает в мышлении, где она представлена в виде объединения в единый процесс наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического способов решения практических задач. Полноценный человеческий интеллект формируется и далее развивается на этой основе. Следует отметить, что человеческий интеллект отличается способностью одинаково успешно решать задачи, которые представлены во всех трех планах.
     Воображение, мышление и речь соединяются в дошкольном возрасте. Этот синтез создает у ребенка способность вызывать и произвольно управлять образом (разумеется, в ограниченных пределах) при помощи речевых самоинструкций. Следовательно, у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления.
     Процесс формирования речи как средства общения, по мнению Люблинской А.А., завершается одновременно, подготавливая успешную среду для активного воспитания и развития ребенка как личности. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений[23,cтр. 110]. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Ребенок начинает делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще очень ограничен, а знания недостаточны, то делая обобщения,  они нередко ориентируются на случайные признаки. 
     Речь оказывает большое влияние на развитие восприятия. Как утверждает Люблинская А.А. в своей работе, речью в этом возрасте мы называем то, что ребенок начинает активно использовать, называя качества, признаки, состояние различных объектов и отношений между ними. Когда ребенок называет то или иное свойство или явление, он тем самым и выделяет для себя эти свойства. Когда ребенок называет предметы, он отделяет их от других, показывая их состояния, связи или действия с ними, тем самым видит и понимает реальные отношения между ними[23, стр. 112].
     Поддьяков Н.Н. подчеркивал, что усвоение элементарных нравственных норм, форм развития и правил культурного поведения происходит в процессе воспитания, проведенного на речевой основе.
     Эти нормы усваиваются и становятся характерными чертами личности ребенка, благодаря чему управляется поведение ребенка. Действия в результате этого становятся произвольными и нравственно регулируемыми поступками[28, стр. 58]. Деловые и личные мотивы создают многообразные отношения между ребенком и окружающими людьми. 
     Все перечисленное создает индивидуальность ребенка и делает его личностью, которая отличается от других детей в интеллектуальном и мотивационно-нравственном плане. Во главе личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, которое состоит из личностных качеств и способностей, причин, неудач.
     Как утверждает Мухина В.С., дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. Ребенок дошкольного возраста делает плодотворный прыжок в своем психическом развитии. Сначала у ребенка формируются ощущения, активная речь, непроизвольное внимание, а так же предметное восприятие. Данные качества помогают дошкольнику в понимании и освоении окружающего мира, постепенно формируя восприятие. Ведущим процессом дошкольного возраста является восприятие, которое объединяет отдельные свойства предмета в целый образ, тем самым, выполняя объединяющую функцию.
     В дошкольный период восприятие активно развивается при воздействии различной деятельности ребенка. Это и лепка, и рисование, и конструирование, и чтение книг, и прогулки, и занятия музыки, и спортивные занятия, и просмотр фильмов[24, стр. 82].
     Процесс восприятия - это получение и первичная переработка информации из внешнего мира, узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.
     По мнению авторов Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, восприятие ребенка непосредственно связано с игрой.  В игре ребенок имитирует все фрагменты окружающей жизни и новой  информации, которая вызвала у него интерес, активно изучая воспринятую информацию. Исключительное значение в жизни и восприятии дошкольника имеют ролевые игры, где ребенок постигает законы общения, социальные отношения, характеры  и роли людей в обществе[8, стр. 102].
     Функция восприятия в жизни дошкольника велика. Именно восприятие строит фундамент для развития мышления, способствуя развитию речи, внимания, памяти и воображения. Эти процессы будут занимать важные позиции в младшем школьном возрасте. В особенности, логическое мышление.
     Восприятие теперь будет выполнять обслуживающую функцию. Восприятие, которое хорошо развито, проявляется в виде наблюдательности ребенка и его способности подмечать особенности предметов и явлений, черточек и деталей, которые не уловил взрослый.
     Восприятие будет прогрессировать, и оттачиваться в процессе обучения, при согласованной работе мышления, воображения и речи.
     Процесс восприятия в дошкольном возрасте переживает упадок первоначально аффективного характера, как показали результаты экспериментальной работы Запорожец А.В. и Усовой А.П. Перцептивные и эмоциональные процессы расчленяются. Восприятие приобретает осмысленный, целенаправленный и анализирующий характер, в котором можно разглядеть произвольные действия, а именно наблюдение, рассматривание и поиск.
     Если в процессе восприятия дошкольника не будут складываться благоприятные условия для развития восприятия, то и процессы, которые с ним связаны, будут отставать в развитии. Это и приводит к затруднению освоения учебной деятельности в младшем дошкольном возрасте. Серьезные же отставания могут привести к задержке психического развития[18, стр. 35].
     Как утверждают авторы Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А., в дошкольном возрасте развитие процесса восприятия имеет свои особенности. У младшего дошкольника восприятие носит предметный характер. Например, форма, цвет, величина и другие свойства предмета не отделяются у ребенка от предмета. То есть, младший дошкольник видит их слитно с предметом. В процессе восприятия, ребенок видит не все свойства предмета, а наиболее яркие, а иногда и одно свойство, опираясь, на что он отличает предмет от других предметов. Соприкасаясь с предметами или изучая их, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, многогранность свойств в предмете[19, стр. 155]. Благодаря этому, развивается способность отделять предмет от его свойства, наблюдать похожие свойства в разных предметах и разные свойства в одном предмете.
     В среднем дошкольном возрасте, по мнению Обуховой А.В. развиваются познавательные процессы, ребенок овладевает приемами активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания, измерения и другие. В ходе активного познания ребенок знакомится с модификациями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства. Ребенок учится воспринимать проявления этих свойств, овладевает способами обнаружения, называния, учится различать их оттенки и свойства. В этот промежуток времени у него образовываются представления об основных геометрических фигурах (прямоугольнике, квадрате, кубе, треугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины; о времени[26, стр. 105].
     Ускоренному развитию восприятия способствует включение ребенка в доступные ему виды деятельности. Однако, если эта активность не будет организована, целесообразна и не направлена специально на развитие восприятия, то этот процесс к концу дошкольного возраста не будет организован в систему и иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Если развитие процесса восприятия оставить незавершенным, то это приведет к задержке развития других познавательных процессов.
     Восприятие, которое специально организовано, способствует лучшему пониманию явлений. Следует отметить, что образное начало влиятельно в это время. Оно нередко мешает ребенку сделать правильные выводы касательно того, что можно говорить о наглядном образном мышлении, которое наиболее характерно для этого возраста.
     В период от рождения до дошкольного возраста у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, а именно, способность мысленно расчленять видимый предмет на части, а затем объединять их в единое целое. Этот процесс протекает под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности. Нужно отметить, что перцептивные образы, которые относятся к форме предметов, так же приобретают новые содержания. Причем выделяется не только контур предмета, но и структура, пространственные особенности и соотношения его частей.
     
     
     
1.3. Анализ методов диагностики восприятия у детей дошкольного возраста



     Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы, связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. 
     Воспитатель регулярно показывает детям приемы осмотра или прослушивания вещей и явлений, средства записи установленных свойств (рисунок, схема, слово). Затем ребенок может самостоятельно планировать работу восприятия и преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием, мышлением), приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения[42]. При достаточно развитом наблюдении можно говорить о наблюдательности ребенка как особом качестве личности.
     Психологическое диагностирование позволяет оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. В целом такая работа позволяет определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития всех познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год.
     Большинство методик позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартной, десятибалльной шкале. Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.
     К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. 
     Такой способ диагностики позволяет выявить трудности и проблемы в ходе развития познавательных процессов, поэтому в дальнейшей работе, основываясь на результаты исследования, можно планировать развивающую работу, делая упор на выявленные трудности. При этом организуем психологические занятия с элементами тренинга, психологические практикумы, игр-занятий, способствующих развитию произвольного и непроизвольного внимания, памяти, запоминания, мышления, воображения, восприятия и коммуникативных навыков, выполнение упражнений, направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов дошкольников. Часто один и тот же игровой прием позитивно влияет на развитие различных психических функций.
     Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста. Оценка результатов предполагает оценку способности дошкольников принимать задачи; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Способность использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов – внимание, восприятие, мышление. Способность классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным. Умение сотрудничать с воспитателем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий – коммуникативные и социальные навыки[42].
     При психологическом исследовании, возможно, использовать не одну методику, а несколько, которые оценивают психологические свойства с различных сторон. Это необходимо не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. 
     Методики, позволяющие оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляют одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.
     При проведении диагностики у детей, родителям должны сообщаться результаты. Большое внимание необходимо уделять работе с родителями, по результатам проведенного исследования с ними рекомендуется проводить консультации, беседы. 
     
    .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44