VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные подходы к анализу конкурентоспособности продуктов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002163
Тема: Основные подходы к анализу конкурентоспособности продуктов
Содержание






РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Туран Сымбат Дулаткызы




     Содержание 
     Введение …………………………………………….…...……...…….……3
     1. Теоретические основы  управления качеством и конкурентоспособности продуктов  в современных условиях……………….7
     1.1 Сущность управления качеством и основные этапы развития….…..7
     1.2 Основные подходы к анализу конкурентоспособности                продуктов……………………………………..…………………………………18
     1.3 Методы управления качеством……………………………………..23
     
     2. Анализ программы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности на ТОО «Корпорация ВЕК»………………….……31
     2.1 Организационно-экономическая характеристика                предприятия ...................................................................................................31
     2.2 Анализ управления качеством строительства на            предприятии………………..…………………………………………..………37
     2.3 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности ТОО «Корпорация ВЕК»…………………………………………………………….39
     
     3. Разработка программы повышения качества и конкурентоспособности продуктов на ТОО «Корпорация ВЕК» ….……...…50
     3.1 Разработка программы повышения качества на основе стандартов серии ISO 9000…………………………………………………………………50
     3.2 Экономический расчет окупаемости системы менеджмента качества на основе стандартов серии ISO……………………………………………….54
     Заключение …………………………………………………….…………60
     Список использованной литературы ………………………….….……62
     Приложения ……………………………………………………………..68
     
     
     
     Введение
     Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в исследовании качества и конкурентоспособности продукции, которые  находятся в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что качество в настоящее время является важнейшим средством и необходимым условием обеспечения конкурентоспособности на микро-, и макроуровне экономики. Активизация деятельности в области управления качеством способствует формированию действенного механизма социально-экономических преобразований в стране. Развитие науки, техники и технологий предоставляет человечеству принципиально новые возможности в достижении высокого уровня качества продукции и услуг, в улучшении на этой основе материальных, социальных и культурных условий жизни человечества.
     Качество продукции является одним из основополагающих факторов деятельности любого предприятия.  Роль и значение роста качества продукции для нашей страны на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей. 
     В любой стране высокое качество производимой продукции повышает результативность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, уменьшает непроизводственные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспортные возможности, поднимает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене. 
     Высокое качество продукции расширяет возможности потребления созданной продукции, повышает устойчивость денежного обращения, способствует росту жизненного уровня населения, обеспечивает совершенствование производства, улучшение условий труда и быта, охрану окружающей среды и здоровья населения [12,79].
     Научная новизна исследования в общем плане определяется уточнением, дополнением и развитием применительно к условиям рыночных отношений методологических и организационно-методических положений управления качеством продукции как основы обеспечения конкурентоспособности в современных условиях. А так же заключается в разработке системного подхода к процессу формирования подсистемы «цена-качество» для достижения высоких результатов. Научной базой для дальнейшей разработки проблемы совершенствования управления качеством продукции в современных условиях могут служить полученные результаты анализа. 
     Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию государственных стандартов контроля качества; разработке технического регламента, сопровождающего процесс выполнения автоматизированного контроля качества продукции.  Практическая значимость состоит в возможности использования разработанных проектных решений в деятельности специалистов. Также материалы и результаты проведенного анализа могут быть использованы при проведении занятий по учебным дисциплинам «Управление качеством», «Стратегический менеджмент». 
     Современное состояние решаемой проблемы совершенствование деятельности управления качеством продукции и конкурентоспособности в современных условиях на предприятии рассматривают такие экономисты и финансисты, как Герасимов Б.И., Василевская И.В., Загидуллин Р.Р., Магомедов Ш.Ш.,  Салимова Т.А.,  Рожков В.Н., Логанина В.И.  и другие. 
     Цель и задачи исследования. Главная цель данной дипломной  работы - исследовать качество и конкурентоспособность ТОО «Корпорации ВЕК».
     Исходя из этого, можно сформировать задачи:
     - рассмотреть теоретические основы управления качеством в современных условиях;
     - критически проанализировать основные подходы к анализу конкурентоспобности продуктов;
      - провести анализ основных финансово-экономических показателей ТОО «Корпорации ВЕК»;
     - проанализировать программу повышения управления качеством строительства на предприятии;
     - разработать программу повышения качества и конкурентоспособности продуктов организации на основе стандартов серии ISO.
     Объектом исследования в данной работе выступает ТОО «Корпорация ВЕК»
     Предметом исследования является качество и конкурентоспособность продуктов.
     Методологической основой послужил  широкий круг учебной литературы по таким дисциплинам, как финансовый менеджмент, экономический и финансовый анализы. Кроме научной литературы были использованы периодические издания, журналы и данные годового отчета финансово – хозяйственной деятельности ТОО «Корпорация ВЕК» за 2014 – 2016 годы.
     При выполнении работы будут использованы различные методы   изучения и анализа объекта исследования, такие как методы сравнения, коэффициентов, элиминирования, анализа и синтеза, монографические и др.
     Работа состоит из введения, трех глав и заключения. 
     В первой главе описываются теоретические основы  управления качеством и обеспечение конкурентоспособности продуктов  в современных условиях.
     Во второй главе проводится анализ программы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности на ТОО «Корпорация ВЕК».
     В третьей главе разработана программа повышения качества и конкурентоспособности продуктов на ТОО «Корпорация ВЕК» на основе стандартов серии ISO.
     В заключении представлены выводы и предложения.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1. Теоретические основы  управления качеством и конкурентоспособности продуктов  в современных условиях
     
     1.1 Сущность управления качеством и основные этапы развития
     Среди всех направлений деятельности организаций любого уровня одним из самых важных является удовлетворение нужд потребителей в области качества. Само по себе качество относится к универсальной категории, имеющей множество аспектов и особенностей. К его основным аспектам относят философский, социологический, технический, экономический и правовой.
     С философской точки зрения понимание категории «качество» означает сущностную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от другого объекта. Вместе с тем качество объединяет многие объекты в единую совокупность, то есть делает их однородными. Категория качества показывает соответствующую ступень познания человеком объективной реальности. 
     На начальном этапе исследования объект выступает отдельным своим свойством или рядом свойств. С философской точки зрения, свойство понимается как способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим, с которыми он может вступать во взаимодействие. В дальнейшем качество выступает как некоторое множество свойств. Так как каждый объект взаимосвязан с другими вещами и явлениями, он может обладать несметным количеством свойств. 
     Следовательно, попытки определить качество как полную совокупность свойств уведут в безграничность. Это в полной мере относится к материальным объектам.  Тем не менее, например, при рассмотрении конкретных изделий категория качества не может свестись только к изучению их отдельных свойств. 
     Она должна выражать целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта. Таким образом, при философском подходе качество определяется всем тем, что объективно составляет относительно устойчивую, внутренне определенную сущность объекта [4,215].
     Социологический аспект качества связан с отношением субъекта к изучаемому объекту, например с восприятием потребителями соответствующей продукции или услуг. При этом качество может рассматриваться как категория, отвечающая законам спроса и предложения и зависящая от уровня культуры, доходов потребителей и т.п. 
     Технический аспект качества обусловлен количественными и качественными изменениями объекта исследования. Если философский аспект качества состоит в выделении совокупности качественно однородных объектов, то инженер, рассматривая понятие качества, вкладывает в его содержание конкретный смысл. 
     Объектом исследования становятся технические закономерности проявления физических и других свойств объектов одинакового назначения. 
     С инженерных позиций качество исследуется в плане сопоставления совокупности свойств выбранного объекта с аналогичным объектом, принятым за некий эталон.
     С экономических убеждений  качество рассматривается как результат потребления или потребительская стоимость исследуемого объекта. Поскольку потребности в качестве того или иного объекта могут быть разнообразными, постольку это качество будет оцениваться потребителями по-разному. С экономической точки зрения немаловажно знать, насколько качество соответствует потребности. 
     Иначе не всякое высокое качество может быть благом, то есть между техническим и экономическим пониманием качества имеется противоречие. Оно носит диалектический характер и обусловливается дополнительной взаимосвязью производства и потребления объектов. Исходя из этого, представляется целесообразным технический и экономический аспекты качества рассматривать совместно, что становится важным при проведении оценки его уровня.
     Правовой аспект качества относится к разработке НТД, порядку ее разработки, утверждения, внедрения, выполнения и учета. С правовой точки зрения качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающих установленным в документации требованиям.
     При определении термина «качество» следует учитывать различные аспекты его понимания. Однако, из-за одностороннего подхода к этому вопросу, в литературе можно встретить множество его формулировок. В ряде зарубежных источников качество рассматривается как соответствие требованиям потребителей, а иногда качество определяется как пригодность к эксплуатации. Однако подобный подход к определению качества отражает только одну из его сторон, что, как правило, требует дополнительных пояснений [8,17].
     Более предпочтительной и отвечающей современным представлениям о качестве применительно к продукции и услугам можно признать следующую формулировку: «Качество — совокупность свойств рассматриваемого объекта (например, продукции или услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемые потребности при использовании его по назначению».
     Продукцию следует понимать как совокупность всего многообразия материальных ценностей, выступающих в виде существенного результата хозяйственной деятельности и предназначенных для удовлетворения соответствующих потребностей. Продукция является обобщенным понятием и включает изделия, продукты, технологии.
     Услуги следует характеризовать как результат взаимодействия поставщиков и их средств труда с потребителями по удовлетворению потребностей последних. К видам услуг можно относить, например, транспортные, информационные, телекоммуникационные и т.д. Необходимо также определить некоторые другие понятия и термины, которые следует воспринимать однозначно. 
     Это объективно требуется не только с научной точки зрения, но, не в меньшей мере, и с практической. Подтверждением сказанному может служить то, что в настоящее время в развитых странах специалисты устойчиво тяготеют к четкой алгоритмизации терминологических определений в области качества и управления для однозначного их понимания всеми работниками.
     В условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Оно во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности и ключом к ней. 
        Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль. Поэтому деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений объективно должна быть приоритетной. На рисунке 1 рассмотрим ряд причин, определяющие необходимость повышения и обеспечения качества.










Рисунок 1 - Причины, определяющие необходимость повышения
и обеспечения качества.
     Наряду с перечисленными причинами необходимо отметить также усиление конкуренции на мировых рынках.  Конкуренция стала реальностью не только на внешнем, но в определенной мере и на казахстанском рынке. 
     К этому следует добавить, что в настоящее время большая часть основных фондов промышленности Казахстана имеет низкий уровень качества, морально устарела и находится фактически на грани полного физического износа. 
     Так, например, только около шести процентов основных фондов всех предприятий по своему «возрастному» уровню соответствуют среднестатистическим показателям мирового хозяйства.
     В последние годы в Казахстане снизились темпы обновления выпускаемой продукции, и уменьшилось число новых изделий, соответствующих лучшим мировым и отечественным достижениям. Много нареканий и рекламаций вызывает качество изготовления продукции и оказываемых услуг. При ненадлежащем отношении к качеству товаров и услуг как в условиях рынка, конкуренции и сравнительно открытой экономики, так и при иных системах хозяйствования любое дело, как правило, потерпит неудачу, и состояние общества не будет стабильным. 
     Известный философ И.А. Ильин в книге «Путь духовного обновления» писал, что «Качественность исчезает и не восполняется никаким количеством, ибо дурное множество есть не что иное, как обилие дурных вещей, состояний или усилий, которые никому не нужны [23,76].
     Без качества всякое обилие теряет свой смысл; оно прямо становится бедствием и опасностью подобно тому, как в наводнении, в налетах саранчи или в многословии глупца. 
     Жизнь вообще имеет смысл и может совершенствоваться только тогда, когда бережется и растится качество; нет его — и гибель становится неминуемой. А качество творится и обеспечивается, прежде всего, и больше всего культурой личного духа. 
     Невозможно создать хорошую ткань из гнилых нитей; нельзя построить прочный дом из трухлявого, рассыпающегося кирпича; больные и умирающие, стеная в унисон, не создадут прекрасного хорового пения. Где личный дух пренебрежен и унижен, общественность будет больною и творчески бессильною».
     Управление качеством как наука получило теоретическую основу у нас в стране в 70—80-е гг. прошлого века. В этот период было проведено много исследований и экспериментов, были опубликованы монографии, книги и статьи. 
     Исключительно важным и принципиальным итогом этой работы стало то, что управление качеством является неотъемлемой частью, функцией любого производства, независимо от используемых при этом методов управления, форм собственности и масштабов производства. 
     Стабильного повышения качества невозможно достичь только воздействиями локального, разрозненного характера, так как недостаточно высокое качество продукции и услуг одной отрасли или даже одного поставщика ведет к созданию и изготовлению продукции такого же уровня качества в другой отрасли или на другом предприятии. Управление качеством должно носить комплексный характер, что в свою очередь возможно только при системном подходе к управлению. 
     Именно такой подход позволит обеспечить качество, удовлетворяющее потребителей. 
     Наряду с управлением качеством среди других целевых подходов к управлению важнейшими следует признать: обеспечение поставок продукции потребителям в срок, увеличение объемов производства продукции, снижение себестоимости выпускаемой продукции. 
     Вместе с тем роль управления качеством в обеспечении конкурентоспособности в условиях рынка исключительно велика. Подтверждением является практика передовых зарубежных фирм, где на первое место среди направлений менеджмента всегда ставится качество. Их деятельность, особенно по повышению и обеспечению качества, ориентируется только на потребителей.
     Процесс развития систем качества имеет спиралевидную форму, в результате чего возникают новые формы управления качеством. В этом непрерывном процессе происходит взаимодействие субъекта и объекта управления, его факторов, управляющей и управляемой системы, связей между ними. 
     Важная сторона процесса развития или вектор направленности саморазвития системы качества выражается в понятии «цель» и определении результата процесса, преобразующего входные потоки в выходные за счет ресурсов и управляющих воздействий [27,11].

Рисунок 2 - Спираль качества [1,59]
     Развитие взглядов на качество было многоаспектным, эволюция понятия «качества» шла параллельно с общей эволюцией взглядов на технологии, экономику, управление.  
     С точки зрения производителя продукции в процессе эволюции представления о качестве, обеспечение качества и управление этим процессом прошло ряд этапов, в которых упор делался на разную направленность действий:
     1. На контроль качества; 
     2. На обеспечение качества через технологические процессы;
     3. На стоимость достижения качества;
     4. На системное управление качеством.
     Рассмотрим эти этапы подробнее. 
     Этап 1. Контроль качества
     Направленность действий на обеспечение качества через контроль качества. Это самая ранняя система управления качеством. Она основывалась на общих принципах т.н. научной школы управления (школа Тейлора – начало XX века). Она устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю и нижнюю границы допусков, — проходные и непроходные калибры. Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества — инспекторы. Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение. Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием.
     Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном). Все отмеченные выше особенности системы Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия. 
     Как видим, основным из всех функций управления в такой системе является контроль конечной продукции.
     Этап 2. Обеспечение качества
     Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица), однако производство — это процессы. И вскоре стало ясно, что управлять надо процессами.
     В 1924 г. в БЕЛЛ Телефоун Лэборэтриз (ныне корпорация AT&T) была создана группа под руководством Р. Л. Джонса, заложившая основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные Вальтером Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Г. Доджем и Г. Ромингом. Эти работы послужили началом статистических методов управления качеством, которые впоследствии благодаря Э. Демингу получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в стране.
     Системы качества усложнились, так как в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость, а также знать, какими методами можно их уменьшить. Появилась специальность - инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты и т. п. В целом акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими. Более сложной стала мотивация труда, так как теперь учитывалось, как точно настроен процесс, как анализируются те или иные контрольные карты, карты регулирования и контроля. К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля. Стали более сложными и отношения поставщик — потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы на статистический приемочный контроль.
     Итак, в данном случае идет речь уже о создании качества. Управление качеством становится динамичным, меняющимся во времени. Упор делается на техническо-технологический аспект качества. На этом этапе происходило теоретическое развитие понятия качества и начало практического применения статистических методов контроля и регулирования.
     Этап 3. Стоимость качества
     После того, как повсеместно стали внедряться и использоваться технологические методы управления качеством, основанные, в первую очередь, на статистических методах управления процессами производства, производители стали всё большее внимание обращать на экономическую сторону этого процесса. Действительно, на рынке, при прочих равных условиях выше конкурентоспособность тех изделий, которые при одинаковом уровне качества имеют более низкую цену. А этого можно добиться только снижением издержек (затрат) на качество производимой продукции. 
     Таким образом, предыдущие два этапа дополнились действиями, направленными на стоимость качества, где стало уделяться большое внимание структурной организации систем обеспечения качества, основным критерием которых стала оптимизация затрат на эти процессы. Можно сказать, что на этом этапе в действие вступает экономический аспект качества.
     Этап 4. Системное управление качеством
     Наконец, четвертый этап характеризовал революцию в управлении качеством (точнее, несколько революций, поскольку он проходил не одномоментно, а на протяжении многих лет, вплоть до сегодняшнего дня). Его появлению способствовали более общие тенденции, которые привели к формированию новых взглядов на менеджмент в целом. Чтобы было понятно, о чём идет речь, логично сделать небольшое отступление и пояснить, как исторически были связаны и развивались представления об общих принципах управления организацией и, связанной с этим проблемой – управления конкретным объектом – качеством продукции. 
     В дальнейшем на длительный период времени (с 1920-х до начала 1980-х годов) пути развития общего менеджмента и менеджмента качества разошлись. Главная проблема качества воспринималась и разрабатывалась специалистами преимущественно как инженерно-техническая проблема контроля и управления вариабельностью продукции и процессов производства, а проблема менеджмента — как проблема в основном организационного и даже социально-психологического характера [7,8].
     В ведущих в промышленном отношении странах, где фирмы и компании действуют в жестких условиях рынка и конкуренции, успешно функционируют СМК продукции и услуг. 
     Во многом эти системы аналогичны отечественным комплексным системам управления качеством, но в целом более эффективны. Состав и сущность таких систем регламентируются рядом международных стандартов по управлению. Соответствие системы требованиям стандартов потребителями признается гарантией того, что изготовитель может поставлять продукцию стабильного качества и выполнять договорные (контрактные) условия.
     За рубежом наличие СМК стало непреложным правилом для каждого поставщика. Эффективность функционирования предприятий во многом зависит от специфического процесса трудовой, общественно необходимой деятельности определенной категории профессиональных работников, направленной на постановку целей и объединение усилий всех работающих с использованием современных принципов, функций, методов, организационных структур, ресурсов, технологий для достижения требуемых результатов.
     Применительно к рыночным отношениям чаще используется понятие «менеджмент». Так, например, в соответствии с ISO 9001 управление качеством рассматривается как «часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству». При этом менеджмент качества, по формулировке, приведенной в указанном стандарте, представляет собой скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. При некоторых различиях в понимании менеджмента очевидно, что в формулировках много общего и они практически адекватны сложившемуся в отечественной литературе понятию управления в условиях рыночных отношений.
     Применительно к органам государственной власти или другим подобным структурам термин «управление» также понятен и более привычен, чем «менеджмент». Таким образом, при изучении данной дисциплины целесообразнее применять термин «управление» и, соответственно, «управление качеством», вкладывая в их содержание приоритетность работы с людьми в условиях рыночных отношений. В целом термины «менеджмент качества» и «управление качеством» целесообразно рассматривать как тождественные понятия.
     В связи с тем, что в Казахстане международные стандарты ISO серии 9001 приняты в качестве национальных, то, в первую очередь, в организациях необходимо больше внимания уделять системному управлению качеством, то есть СМК (как они зафиксированы в названиях международных стандартов ISO серии 9001). В управлении всегда выделялось главное направление, где необходимо было обеспечить успех и которое определяло бы в конечном итоге достижение всех целей управления. Таким направлением в управлении в настоящее время для условий рыночной экономики, безусловно, является системное управление качеством, являющееся наиболее приоритетным фактором успеха в условиях рыночной экономики. В нынешних условиях без эффективного управления качеством невозможно нормальное функционирование общественного производства любой страны [15,91].
     
     1.2 Основные подходы к анализу конкурентоспособности продуктов
     Конкуренция - (от лат. сoncurre - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своих услуг, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция услугодателей. 
     Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности – одно вытекает из другого. Естественно, что категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку.
     Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. 
     “Европейский форум по проблемам управления” определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, сбывать услуги, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем услуги их конкурентов.
     Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества.
     Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими услугами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. 
     Киперман Г.Я. определяет конкурентоспособность организации как способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичных услуг (конкурентам) как по степени удовлетворения своими услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.
     Фатхутдинов Р.А. определяет конкурентоспособность как способность фирмы выпускать конкурентоспособные услуги, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами.
     Анализ различных точек зрения о содержании понятия «конкурентоспособность» показывает, что по исследуемой проблеме нет единого взгляда различных авторов. Не все авторы излагают свою формулировку понятия «конкурентоспособность». Большинство из них представляют конкурентоспособность более узко, чем следовало бы.
     Однако очевидно, что конкурентоспособность - многомерное экономическое явление, следовательно, выражается системой показателей.
Исследовав точки зрения различных авторов и уточнив основные характеристики понятия конкурентоспособности предприятия сферы услуг, можно предложить следующее определение: это уровень его экономических показателей и потребительских свойств, предоставленных услуг позволяющий выдержать соперничество другими аналогичными предприятиями на данном рынке в определенный момент времени. 
     Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:
     - техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
     - эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
     - эстетическим (внешний вид товара);
     - нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
     - экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).
     Задачи анализа:
     - оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;
     - изучение факторов, воздействующих на ее уровень;
     - разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.
     Методика анализа конкурентоспособности продукции показана на рисунке 3.
     
     Рисунок 3 – Блок-схема анализа конкурентоспособности продукции
     Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.                                           
     Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента:
     
     где q - единичный параметрический показатель; 
     Р - уровень параметра исследуемого изделия; 
     P100 - уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100 %.
     Групповой, показатель (G) объединяет единичные показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:
     
     Интегральный показатель (J) представляет собой отношении  группового показателя по техническим параметрам (GmJ) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):
     
     Если J < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если Y > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.
     В данном примере (табл. 17.7) по техническим параметрам оцениваемый холодильник уступает базовому образцу, но превосходит его по экономическим параметрам, что делает его конкурентоспособным: J= 0,962 / 0,911 = 1,056.
      Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно использовать матричный метод. Сущность его состоит в построении матрицы, в которой по вертикали отражаются темпы роста объема продаж всех или основных фирм-продавцов на рынке, а по горизонтали указывается доля рынка, контролируемая данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.
     Важное направление повышения конкурентоспособности продукции — совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.
     При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности?
     Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: пр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44