- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002424 |
Тема: | Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях |
Содержание
Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях Оглавление Введение ……………………………………………………………………… 3 1. Теоретико-методологические аспекты экономической безопасности государства ………………………………………………….. 6 1.1 Понятие экономической безопасности в системе национальной безопасности …………………………………………………………….. 6 1.2 Классификация угроз экономической безопасности ……………... 13 1.3 Методика анализа и оценки эффективности политики и стратегии экономической безопасности государства ………………… 21 2. Анализ уровня экономической безопасности России в современных условиях …………………………………………………….. 26 2.1 Характеристика механизма обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации ……………………………….. 26 2.2 Индикаторы обеспечения экономической безопасности России .. 35 2.3 Оценка результативности обеспечения экономической безопасности России ……………………………………………………. 56 3. Приоритеты обеспечения экономической безопасности России в современных условиях ……………………………………………………... 62 3.1 Направления совершенствования государственной политики в области обеспечения экономической безопасности …………………. 62 3.2 Оценка социально-экономической эффективности предложенных мероприятий …………………………………………… 69 Заключение ………………………………………………………………….. 73 Список используемых источников ………………………………………. 76 Приложения …………………………………………………………………. 79 Введение Актуальность темы. Экономическая безопасность Российской Федерации является составной частью национальной безопасности России. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации была одобрена Указом Президента РФ в 1996 году. Она была ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации в течение трех-пяти лет экономических преобразований. За прошедшее время в России и в мире произошли и продолжают происходить значительные изменения, существенно влияющие на международное положение Российской Федерации, ее экономику, затрагивающие национальные интересы и предъявляющие новые требования к обеспечению экономической безопасности страны. Увеличились число и скорость протекающих процессов, возросло многообразие социально-экономического и культурно-политического мира. Часть сфер мирового сообщества и сфер его деятельности живет, образно говоря, в будущем (сверхсовременные технологии, пока недосягаемый уровень благосостояния, кибервойска и т.д.), часть - в мире, где использует достижения настоящего, часть - в условиях Средневековья (религиозные войны, пиратство, похищения людей, рабство и т.п.). И Россия в своей внешнеэкономической деятельности в той или иной мере взаимодействует с разными частями мирового сообщества. Все это привело к тому, что назрела необходимость принятия новой Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. В настоящее время нет единого толкования понятия «безопасность» и как результат - видов и родов безопасности: национальной, государственной, экономической, демографической, экологической и др. Термину «безопасность» приписывают разные смыслы: состояние, явление, способность, мера (система мер), условия (комплекс условий). А это несовпадающие предметы как изучения, так и управления. Кроме того, понятие «безопасность», как правило, используется совместно с другими понятиями или определяется через них. Это защищенность, опасность, угроза, ситуация. Все они образуют единую систему понятий, и работать с ними следует как с элементами одной системы. Расплывчатое определение терминов указывает на неполное понимание сущности изучаемых явлений и процессов, не позволяет строго определить границы изучаемого, управляемого или защищаемого объекта. В соответствии с вышеизложенным, целью настоящего исследования является выявление признаков искажения показателей, связанных с основными направлениями обеспечения экономической безопасности России в современных условиях. Названная цель потребовала постановки и решения следующих задач: - раскрыть понятие экономической безопасности в системе национальной безопасности; - привести классификацию угроз экономической безопасности; - рассмотреть методику анализа и оценки эффективности политики и стратегии экономической безопасности государства; - охарактеризовать механизм обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации; - проанализировать индикаторы обеспечения экономической безопасности России; - оценить результативность обеспечения экономической безопасности России; - разработать направления совершенствования государственной политики в области обеспечения экономической безопасности; - оценить социально-экономическую эффективность предложенных мероприятий. Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются нормативно-правовые, справочные и аналитические материалы, регулирующие вопросы экономической безопасности Российской Федерации. Предмет исследования - основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях. Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды российских ученых в области экономической безопасности и государственного регулирования социально-экономических и политических процессов: В.А. Богомолова, Р.М. Гусейнова, Г.П. Журавлевой, П.П. Журило, С.В. Казанцева, М.В. Кунцмана, Е.А. Мосякиной, С.Н. Сильвестрова, В.А. Цветкова, Н.Д. Эриашвили и др. В выпускной квалификационной работе применялись экономико-математические и статистические методы исследования. Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 32 источника, приложений. Выпускная квалификационная работа содержит 13 таблиц и 9 рисунков; основной текст изложен на 75 листах. 1. Теоретико-методологические аспекты экономической безопасности государства 1.1 Понятие экономической безопасности в системе национальной безопасности Проблема обеспечения национальной безопасности России относится к крайне важным и актуальным проблемам современного этапа, поскольку ситуация в данной области по некоторым направлениям, к сожалению, продолжает ухудшаться. Экономическая безопасность в качестве научной категории относится к видовым составляющим национальной безопасности , и в тоже самое время является категорией экономической науки. В настоящее время законодательно национальная безопасность подразумевает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в разных сферах жизнедеятельности от угроз внутреннего и внешнего характера, с помощью которой обеспечивается устойчивое поступательное развитие государства.1 В соответствии со статьей 1 закона «О безопасности», дающем определение категории «безопасность», видится возможным выстраивание строгой иерархии определений всех других видовых и родовых производных от данной базовой категории. В такой иерархии под экономической безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Национальная безопасность является чрезвычайно сложной многоуровневой функциональной системой, в которой непрерывно протекают процессы взаимодействия данным интересам, не только внутренним, но и внешним. При таком взаимодействии и противоборстве интересы и угрозы находятся в постоянном воздействии со стороны других элементов системы национальной безопасности: факторы внутренней и внешней окружающей среды и действия управляющей системы. Целевой функции данной системы является степень защищенности этих интересов от угроз. Центром системы национальной безопасности, как и ее отдельных видов, являются жизненно важные интересы личности, общества и государства, выступающих в виде совокупности потребностей, удовлетворение которых способствует надежному существованию и прогрессивному развитию личности, общества и государства, а также угроз безопасности, подразумевающих под собой совокупность условий и факторов, которые создают опасность этим жизненно важным интересам. Определение центральной роли интересов и их особого значения обусловлено тем, что именно они служат основной движущей силой развития общества и реальной причиной социальной активности людей, выступая в данном смысле наиболее важными факторами любых преобразований в обществе, государстве и мире в целом. Экономическая безопасность государства - это состояние экономики и институтов власти, обеспечивающее гарантированную защиту национальных интересов, гармоничное, социально ориентированное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже в случае самых неблагоприятных вариантов развития процессов внутреннего и внешнего характера. Так как экономическая безопасность является, по сути, идеальной категорией, она даже в самых экономически и социально стабильных странах, имеющих устоявшийся политический режим, является понятием относительным. Вероятность любых неблагоприятных воздействий, их возможность и угроза, сохраняются даже в таких государствах.2 На сегодняшний день для России крайне важен поиск оптимального соотношения между открытостью экономики и защитой национальных интересов, в целях обеспечения экономической безопасности, которая состоит из двух частей. Это, во-первых, интересы и цели в рамках границ государства, то есть поддержание государственного суверенитета. Во-вторых, это место России в мировом разделении труда, в мировой торговле, в международных финансовых и банковских сегментах. Как отмечает В.И. Авдийский, экономическая безопасность должна отвечать, по крайней мере, двум условиям: 1) сохранение экономической самостоятельности государства, его способности в собственных интересах к принятию решений, связанных с развитием хозяйства. 2) возможность сохранения уже достигнутого уровня жизни населения и его дальнейшего повышения.3 По сути дела, экономическая безопасность является, прежде всего, защитой национальных интересов государства. Экономическая безопасность подразумевает такое состояние национальной экономики, для которого характерны устойчивость, «иммунитет» к воздействию внутренних и внешних факторов, которые ведут к нарушению нормального функционирования процессов общественного воспроизводства, подрывают достигнутый уровень жизни населения, и тем самым вызывают повышенную социальную напряженность в обществе, а так же угрозу существованию государства. Ряд исследователей считают экономическую безопасность способностью национальной экономики обеспечивать благосостояние нации и стабильность внутреннего рынка в независимости от воздействия внешних факторов. Так, В.А. Богомолов отмечает, что «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. Объектами защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица в качестве субъектов хозяйственной деятельности».4 По мнению М.В. Кунцмана, экономическая безопасность – это такое состояние экономической системы, которое способствует ее динамичному развитию и при котором государство обладает реальной возможностью выработки и проведения в жизнь независимой экономической политики. 5 Большая же часть авторов под экономической безопасностью понимают устойчивость государства также и к воздействию внешних и внутренних факторов. Устойчивость экономической системы априорно предполагает ее развитие. Если развития экономики не происходит, то возможности выживания резко снижаются. Устойчивость и развитие проистекают из динамического подхода к проблемам экономической безопасности. Это, в первую очередь, связано с тем, что индикаторы экономической безопасности могут и должны меняться со временем. Оценка состояния экономической безопасности осуществляется посредством объективной системы параметров, критериев и индикаторов, с помощью которых определяются пороговые значения функционирования экономической системы. За пределами данных значений система утрачивает способность динамичного саморазвития, конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках, становится объектом экспансии со стороны транснациональных монополий, разрушается коррупцией, криминалитетом, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства государства. Для разработки направлений государственной политики (например, антикризисных мер) требуется, помимо качественного описания экономики, так же и количественное очерчивание границ безопасного развития. Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей, представленных на рисунке 1. Ослабление границ экономической безопасности в системе национальной экономики является допустимым лишь до определенного уровня. Важностью обладают не столько сами показатели, сколько их пороговые значения. Общепринятым считается, что пороговым значением являются предельные величины, несоблюдение которых служит препятствием для нормального хода развития элементов воспроизводства, формирует негативные, разрушительные тенденции в сфере экономической безопасности. Рисунок 1 – Критерии и показатели экономической безопасности Отметим, что реализуемая институтами государственной власти политика экономической безопасности должна быть нацелена на полный комплекс показателей, а пороговые значения одних показателей не должны быть достигнуты в ущерб другим. Например, возможно значительное увеличение прироста ВВП за счет экспорта нефти. Отсутствие роста добычи нефти может повлиять на внутренне ориентированный рынок, что неизбежно вызовет рост себестоимости товаров и услуг, и, следовательно, рост цен. Государство обязано в каждом конкретном случае регулировать вопросы, связанные с соотношением экономической эффективности и безопасности, но выгоды краткосрочного периода в стратегическом аспекте могут оказать негативное воздействие. Реализация государственной стратегии экономической безопасности может быть успешной при соблюдении определенных условий: 1. Проведение четких разграничений и постановкой задач по государственному управлению между федеральными и исполнительными органами власти субъектов федерации, а так же местного самоуправления. 2. Информационное обеспечение должно четко отражать реальное положение в экономике. 3. Экономическая безопасность должна быть реализована в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития и государственного бюджета.6 Для обеспечения и выполнения государственной стратегии экономической безопасности необходимо разработать соответствующий механизм ее реализации, под которым понимается система организационно-экономических и правовых мер, направленных на предотвращение социальных и экономических угроз. Данный механизм включает в себя элементы, представленные на рисунке 2. Рисунок 2 – Механизм реализации государственной стратегии экономической безопасности За время, прошедшее с начала рыночных реформ, экономическое, внутри- и внешнеполитическое положение Российской Федерации изменилось настолько и в таком направлении, что принятая модель реформирования требует тестирования в большей степени по критериям социально - экономической безопасности, чем экономического обоснования с позиций тех или иных теорий. Отсюда вытекает необходимость разработать соответствующие концепции, программы, практическую политику, правовую и институциональную инфраструктуры. Именно социально - экономическая политика государства, процесс реализации реформ должны подвергаться обязательной диагностике через призму экономической безопасности страны. Тематике экономической безопасности присущ специфический срез с точки зрения системной трансформации российской экономики. Проводимые реформы внесли коренные изменения в геополитическое положение России, ее место в структуре современного экономического порядка, мировых балансах сил и интересов. Различные экономические, социальные, правовые и административные реформы оказывают разное влияние на мотивационные механизмы, интересы, экономическое поведение. Они затрагивают материальные основы производства и производительности, влияют на структуру экономики и социальную сферу, в разной степени сказываются на научно-техническом потенциале, типах роста и экономическом равновесии. Именно отсюда и появляется связь концепций и практики проведения реформ экономической безопасности, возникает необходимость учета ее требований в процессе разработки реформационных стратегий и технологий. И, наконец, специфическая тема взаимосвязи кризисов в экономике и экономической безопасности. Очевидно, что характер кризиса, его масштабы и глубина, воздействие на выживаемость и последующее обновление экономики, недопущение необратимого саморазрушения экономической системы, национальной государственности, необходимость сохранения гражданского мира и социального согласия оказывают определяющее воздействие на состояние и динамику экономической безопасности в критических точках развития социально - экономической системы. 1.2 Классификация угроз экономической безопасности Угрозы экономическим интересам государства следует рассматривать по двум направлениям: 1) реальные потери, ущерб; 2) упущенная выгода. В связи с этим важным является понимание возможностей предупреждения и преодоления таких угроз. Распространенной является точка зрения, в соответствии с которой только небольшая часть угроз экономическим интересам государства способна вызвать негативные последствия в экономике и заслуживает глубокого анализа. Сторонники такой позиции объяснение этого видят в трансакционных издержках в повседневной экономической деятельности субъектов, например, в некачественном управленческом аппарате и ошибках в принимаемых решениях. Помимо этого, они придерживаются точки зрения, что в краткосрочном плане является угрозой (например, эмбарго на поставки нефти), в долгосрочной перспективе может стать стимулом и ускорением технологического развития.7 В вопросах обеспечения экономической безопасности государства и формирования в данном направлении стратегического мышления весьма сложным является прогнозирование того, какие именно воздействия из вне необходимо рассматривать в качестве сигнала для изменения, например, технологической политики, а какой в качестве однозначной угрозы, требующей не приспособлений, а противодействий. Аналогичный вопрос следует отнести и к политике как институту государственной деятельности, которая может и должна быть включена в число угроз экономическим интересам государства. Посредством экономической политики, с одной стороны, обеспечивается ее экономический рост, но с другой стороны, она способна вызвать критическое состояние экономического положения ее хозяйственной системы. К угрозам экономической безопасности относятся также и неадекватность законодательства, несовершенство механизма формирования экономической политики ( выраженное в высокой степени воздействия регионального и отраслевого лоббизма в процедурах принятия решений; слабой согласованности и зачастую непоследовательности действий экономических ведомств), что способно привести к нарушениям финансовой сбалансированности и финансовой дисциплины, социальным конфликтам, ослаблению конкурентоспособности отечественных производителей. К несомненной угрозе экономической безопасности относится современная экономическая модель страны, которая основана на экспорте топлива и сырья, импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления. В данную модель включено также и увеличение вывоза стратегически важного сырья при крайне неэффективном или вовсе криминальном использовании прибыли, рост оттока высококвалифицированных кадров и интеллектуальной собственности, неконтролируемая утечка финансового и интеллектуального капиталов, рост зависимости государства от иностранных производителей высокотехнологичного оборудования.8 Отметим и то, что в последние годы крайне высоким темпами снижается научно-технический потенциал страны, что в свою очередь, чревато потерей качества исследований на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, деградацией наукоемких производств, ростом вероятности техногенных катастроф, технологической зависимостью и подрывом оборонного потенциала государства и утратой достигнутых позиций в мире. Нарушения социальной справедливости связаны с негативными общественными явлениями: правонарушения в использовании имеющихся финансовых и материально-технических ресурсов; инициирование криминализации экономических отношений и коррупции, затронувшей даже правоохранительные структуры, органы исполнительной и законодательной власти. В большинстве случаев коррупция приводит к парализации действий принимаемых законов, серьезному снижению эффективности правовой системы, а коррупционеры предпринимают попытки, зачастую успешные, приобретения политического влияния. Так, к основным внутренними угрозами экономической безопасности России относятся: 1. Усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения приводят к ситуации социальной напряженности в обществе, что в реультате может повлечь серьезные социально-экономические потрясения. Все это ведет к созданию ряда проблем в обществе - тотальной неуверенности населения, его психологическому дискомфорту, формированию крупных криминальных структур, наркомании, алкоголизму, организованной преступности, проституции. 2. Деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых ведет к формированию серьезных структурных сдвигов. Снижение конкурентоспособности и тотальное сворачивание производства являются стимулом к увеличению объемов безработицы и снижению качества жизни населения. Ресурсная ориентация национальной экономики способствует получению высоких доходов, но никоим образом не обеспечению устойчивого экономического роста. 3. Усиление неравномерности экономического развития российских регионов. Такая ситуация порождает проблему разрыва единого экономического пространства. Существенный разрыв в уровне социально-экономического развития регионов ведет к разрушению существующих связей между ними и возникновению препятствий межрегиональной интеграции. 4. Криминализация российского общества. В обществе наблюдается резкое усиление тенденции к получению нетрудовых доходов посредством прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Огромное значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и тенденция сращивания между ними. Все это негативно сказывается на общей экономической конъюнктуре, препятствуя выходу национальной экономики из кризиса. 5. Резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста - научно-технический потенциал - практические потерян в связи с сокращением инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости. Будущее развитие экономики - за наукоемкими отраслями, для формирования которых у России на сегодняшний день нет достаточного научного потенциала. 6. Усиление межэтнической и межнациональной напряженности, создающее реальные условия возникновения внутренних конфликтов на национальной почве. Их трансляцию осуществляет ряд общественных объединений, в круг интересов которых не входит сохранение культурной и национальной целостности России. 7. Повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущее к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства. 8. Снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации в связи с кризисом в системе здравоохранения. Снижение человеческого потенциала делает невозможным экономический рост и развитие промышленности.9 Среди внутренних угроз наибольшая опасность связана с тенденциями, складывающимися в социальной и научно-технических сферах. Особенно остро стоит вопрос платежеспособности российского населения. Возобновление экономического роста предполагает восстановление платежеспособного спроса не только в потребительском секторе, но и в инвестиционном. Здесь возникает своеобразная «платежеспособная ловушка». Низкий платежеспособный спрос ведет к сворачиванию многих видов производства. Чрезмерный платежеспособный спрос вызывает рост цен, создавая нагрузку на эмиссию денег и тем самым способствуя росту темпов инфляции. В совокупности внутренние угрозы экономической безопасности тесно переплетены и взаимосвязаны между собой. Их ликвидация нужна не только для формирования необходимого уровня экономической безопасности, но и сохранения российской государственности. Вместе с внутренними, имеют место и внешние угрозы экономической безопасности. К внешним факторам, которые оказывают влияние на экономическую безопасность государства и создают угрозы, можно отнести: - снижение роли России в мировой экономике; - снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы; - усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений; - повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения; - ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ; - создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России; - международный терроризм; - ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций.10 Ущерб может быть нанесен преднамеренно посредством нарушения нормального состояния международной торговли, исключая случаи соглашения на международном уровне; нарушения валютного режима, манипуляций, направленных на занижение курса национальной денежной единицы, замораживании ее авуаров в иностранных банках; создания ограничений и препон на пути международного трансферта технологий и научно-технического обмена по политическим мотивам и т. д. Обеспечение высокого уровня экономической безопасности требует постоянного контроля внешних и внутренних угроз, в связи с чем их перечень постоянно меняется в зависимости от действующих в настоящее время политических, социальных, правовых и экономических условий. Поскольку общественно-политическая обстановка в государстве в значительной мере находится в зависимости от перечисленных выше наиболее значимых угроз, действия исполнительных органов власти должны быть особо высокоэффективными в области предупреждения опасности. В настоящее время либерализация экономической деятельности, проникновение в экономику теневых капиталов не сопровождаются формированием адекватного механизма (действия) и субъектов (физические и юридические лица, их права и юридические обязанности). Закрепленные в законах и нормативно-правовых документах конкретные ситуации предполагают юридическую ответственность, а формой выражения такой ответственности могут являться правонарушения и противоправные деяния, которые квалифицируются как преступления. Экономические преступления – это уголовно наказуемые действия, которые совершаются в сферах производства, распределения и потребления товаров и услуг, в т. ч.: - связанные с незаконным использованием служебного статуса; - хищения, связанные с присвоением, растратами и злоупотреблением служебным положением; - обман потребителей и нарушение правил торговли; - уклонение от уплаты налогов; - выпуск или продажа товаров, которые не отвечают требованиям безопасности и др. Мотивы экономических правонарушений и преступлений заключаются в удовлетворении материальных интересов, стремлении к обогащению, мести и ненависти к конкретному лицу, стремлении к лидерству и власти. Типичными экономическими преступлениями считаются: - рэкет и вымогательство; - принуждение к совершению сделки; - заведомо ложная реклама и незаконное использование товарного знака; - коммерческий подкуп; - получение и разглашение составляющих коммерческую тайну сведений; - лжепредпринимательство. Со временем преступность становится все более опасной, приобретая новые качества, поскольку в ней начинает преобладать корыстная направленность. При этом некоторые преступления приобретают агрессивно-насильственный характер, становятся циничными и жестокими. Масштабы преступных действий имеют тенденцию к расширению, а сферы влияния распространяются на жизненно важные сферы деятельности, в которых сосредоточивается крупный капитал, направляемый на дальнейшее воспроизводство преступности.11 Для экономических преступлений последнего времени характерна новая их формация – они становятся групповыми и организованными. В экономической сфере этот «вид деятельности» хорошо организован на всех стадиях его реализации, включая репатриацию незаконно полученных средств. Статистические данные констатируют, что экономическая преступность все больше и больше продвигается в глобальном пространстве и создает организованные международные криминальные связи, расширяется и укрепляется. Решением задачи в направлении противодействия экономическим правонарушениям может стать теоретическое обоснование проблемы минимизации социальных потерь, вытекающих из таких экономических преступлений. Общие социальные потери определяются следующим образом: прямые потери от нарушения закона или ущерб, нанесенный обществу, за минусом прибыли, получаемой нарушителем, социальная стоимость наказания правонарушителя для общества; социальная стоимость создания обстановки высокой вероятности обнаружения правонарушения и наказания за него. Обобщая данную теорию, можно сделать следующий вывод – экономическая преступность состоит в том, что при длительной карьере преступника средний его ожидаемый доход всегда будет отрицателен, и, следовательно, экономические правонарушения убыточны. Негативным явлением в жизни мирового сообщества конца XX века с нанесением экономического ущерба и вреда цивилизации стал терроризм – устрашение путем уничтожения не обязательно людей, но и промышленных и гражданских объектов, культурных ценностей и религиозных святынь, т. е. всего того, что может создать социальную напряженность, изменить ситуацию в свою пользу. Совокупность реальных и потенциальных угроз экономическим интересам государства позволяет определять опасности для тех или иных сфер хозяйственной деятельности страны и создания комплексности мер по их отражению. Приведенный перечень угроз экономическим интересам России в различных сферах деятельности ее хозяйствующих субъектов не является окончательным, нуждается в ранжировании по степени приоритетности угроз при достаточной для экономического анализа степени их детализации.12 Для России внешние и внутренние угрозы могут быть сгруппированы по направленности влияния на производственные факторы развития хозяйствующих субъектов; по организации межгосударственного обмена товарами, услугами и капиталом; по удовлетворению потребностей в социальной сфере с созданием института защиты жизнедеятельности человека и роста ресурсно-интеллектуального потенциала: преодоление любого вида экономических правонарушений, борьба с криминальной деятельностью в экономике и терроризмом. В межгосударственных отношениях приоритеты связаны с укреплением экономической независимости и положения на мировом рынке. 1.3 Методика анализа и оценки эффективности политики и стратегии экономической безопасности государства В настоящее время в экономической литературе в качестве метода определения критериев выделяют индикативный подход, то есть использование различных индикаторов. Индикаторы представляют собой пороговые (предельные) значения различных показателей деятельности социально-экономической системы. За пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства страны, коррупции. Однако, по мнению ряда экономистов, важны не сами индикаторы, а их динамика. Поскольку лишь динамика отражает соотношение показателей и пороговых значений, обозначая перемены развития системы.В этом случае оценка экономической безопасности осуществляется методом сравнения фактических показателей (абсолютных и относительных) деятельности с индикаторами.13 Существенным недостатком данного подхода является сложность определения точности, достоверности индикаторов, отсутствие исчерпывающих методических рекомендаций для определения индикаторов, которые учитывали бы специфику социально-экономической системы. Так, в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации зафиксировано, что для ее реализации должны быть разработаны количественные и качественные параметры состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, что дает право полагать использование индикативного подхода для оценки экономической безопасности Российской Федерации. Между тем, разработка методологии построения предельно критических показателей очень сложна. Это, прежде всего, связано со сложностью российской статистики, достоверность и надежность которой часто вызывает нарекания. Так, Федеральный орган государственной статистики Российской Федерации не исчисляет дефлятор ВВП, а правительство оперирует собственными оценками этого трудоемкого показателя. Определение предельных пороговых значений грешит субъективизмом и эклектикой. В качестве порогов берутся данные по отдельным (или группе) развитым странам, а также по самой Российской Федерации в лучшие ее времена, либо оценки различных авторов. В начале 2000 года Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН было предложено из всей совокупности показателей, оценивающих экономическую безопасность использовать 150, которые можно назвать индикаторами, исходя из следующих трех их отличительных свойств: - они количественно отражают угрозы экономической безопасности; - обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и поэтому большей способностью предупреждать общество, государство и субъекты рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мерах в сфере экономической политики; - взаимодействуют между собой в достаточно сильной степени.14 Впоследствии Центром были сформированы уже 4 группы пороговых значений: 1) макроэкономических, отражающих главные, принципиальные черты национальных интересов и утверж....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях
- Механизм обеспечения экономической безопасности России.
- Обоснование стратегии, направления и инструментов обеспечения продовольственной безопасности РФ в условиях негативного экономического влияния на государство