VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Обоснование стратегии, направления и инструментов обеспечения продовольственной безопасности РФ в условиях негативного экономического влияния на государство

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010340
Тема: Обоснование стратегии, направления и инструментов обеспечения продовольственной безопасности РФ в условиях негативного экономического влияния на государство
Содержание
      Содержание
      
      
Введение	2
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию факторов, влияющих на обеспечение продовольственной безопасности	7
1.1. Факторы обеспечения продовольственной безопасности страны	7
1.2. Критерии, индикаторы и пороговые значения продовольственной безопасности в условиях современных экономических вызовов и угроз	17
Глава 2. Вызовы и угрозы продовольственной безопасности Российской Федерации в условиях негативного внешнеэкономического воздействия	30
2.1. Современные вызовы и угрозы продовольственной безопасности Российской Федерации	30
2.2. Влияние экономических санкций на продовольственную безопасность Российской Федерации	42
Глава 3. Приоритеты обеспечения продовольственной безопасности в связи с действием экономических санкций	55
3.1. Стратегические цели и задачи обеспечения продовольственной безопасности в новых экономических условиях	55
3.2. Приоритеты государственной политики в обеспечении продовольственной безопасности	72
Заключение	88
Список использованных источников и литературы 	99
      

      ВВЕДЕНИЕ
      
      Актуальность темы исследования сопряжена с чертами обеспечения Российской продовольственной безопасности в критериях негативного экономического воздействия со сторонки Соединенных штатов Америки, государств Евросоюза и Северо-Атлантического блока, а вдобавок прочих стран, примкнувших к ним. С введением весной 2014г. Касательно РФ экономических санкций, вопросы продовольственной безопасности вышли на один из основных мест в системе экономической безопасности государства. И данную проблему следует рассматривать как наиглавнейшую составляющую обеспечения независимости и национального суверенитета.
      Прошлые десятилетия, начиная с 1990 годов, Российская федерация решала проблемы обеспечения продовольствием жителей в большей степени за счёт импорта. Главное внимание в экономике уделялось формированию топливно-энергетического комплекса,  разработке и добыче полезных ископаемых в ущерб сельскому хозяйству и АПК в целом. Как фиксировал в свое время экс-министр финансов А. Кудрин, Российской федерации было главнее финансирование не неэффективного аграрного производства, а формирование отраслей, приносящих евро и доллары, на которые можно было приобрести нужное продовольствие. Поэтому степень становления российского продовольственного комплекса перестал отвечать мировым трендам. Такая политика содействовала только вытеснению по всей цепочке от создания до реализации продуктов питания российских производителей зарубежными и ускоренному развитию лишь инфраструктуры торговли продовольственными товарами. Экономические кризисы в начале 1990 годов, в 1998 и 2008 годах не послужили эффективным катализатором к развитию российского аграрного хозяйства. По информации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в соотнесении с 90 г., энергетическая ценность продуктов питания в государстве понизилась на треть, расходование мяса и мясопродуктов населением – на 31-33%, рыбы – на 42-45%, молока и молочных товаров – на 32-36%, овощей и плодов – на 38-42%. А в соответствии с информацией Росстата, в 92 г. импорт продовольствия и аграрного сырья составлял 9,6 миллиардов долларов США, в 2013г. он возрос до 43,1 миллиардов( 4,5 раза). За данные годы ввоз говядины увеличился в 4,5 однажды, молока и сливок – в 4,6, сливочного масла – в 5,2, картофеля – в 3,1, рыбы – в 18,9 раза. Сейчас доля импортных товаров питания в рационе русского населения около 40%.
      У РФ в сравнении с прочими странами, прежде всего западноевропейскими, более низкий степень употребления продуктов питания, более высокие цены на них при низких доходах основной массы населения. Такое положение объясняется зависимостью нашей страны от импорта продовольствия, прежде всего животноводческой продукции из Австралии, Германии, США, Польши, Канады, Бразилии и прочих стран.
      В новых экономических обстоятельствах надобность снабжения продовольственной защищенности Российской федерации, как базы экономической безопасности государства, получило высокую ступень актуальности, научной и фактической роли.
      Уровень разработки проблемы. Проблемам развития Российского сельского хозяйства – ключевого звена АПК посвящено значительное количество исследований, в том числе связанных с укреплением продовольственной безопасности.
      Экономические угрозы продовольственной безопасности отмечали в свое время А. Смит, Д. Рикардо, А. Сена, Е. Барбер, Дж. Конуэл и др. В России этим проблемам уделяли внимание Н.И. Бухарин, Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов и пр. В шестидесятых годах ХХ века – В.Ф. Майер, Т. Мальтус, В.М. Рутгайзер, И.С. Шевцов и др.
      Вопросы достижения независимости в вопросе продовольствия рассматриваются в работах А.И. Алтухова, В.С. Балабанова, З.З. Биктимирова, Е.Г. Лысенко, И.Н. Буздалова, Р.Р. Гумерова, А.В. Гордеева, А.М. Емельянова, Э.Н. Крылатых, Е.Н. Борисенко, В.В. Маслакова, В.А. Милосердова, Б.И. Пошкуса, Е.С. Серова, И.Г. Ушачева, А.А. Шутькова, А.Б. Ярлыкапова.
      Инновационная и инвестиционная сторона вызовов и угроз продовольственной безопасности исследуется в трудах С.Ю. Глазьева, В.Д. Гончарова, В.С. Левина, М.С. Лобанова, О.М. Мамай, И.С. Санду и пр.
      Угрозы  государственной экономической безопасности рассматриваются в трудах российских ученых:
      А.В. Колосова, А.П. Куцобина, А.Г. Гранберга, А.Л. Гапоненко, В.А. Квартальнова, В.Г. Афанасьева, В.И. Назаренко, В.М. Вазагова, В.Н. Овчинникова, И.Б. Власовой, И.М. Могилевкина, К.Е.Юдаевой , Л.Ф. Ходоркова, Ю.А. Гонтаря, Ю.М. Журавлева и др.
      В данных и подобных исследованиях основное внимание уделяется усилению государственной экономической безопасности посредством повышения эффективности стратегического управления, улучшения механизма государственного регулирования различными сферами экономики.
      Государственное регулирование экономикой в целях повышения ее эффективности и стабильности анализируются в трудах А.А. Томпсона,А.В. Быстрякова, А.Д. Стрикленда, А.М. Марголина, А.Н. Алисова, А.П. Панкрухина, Б.Н. Кузыка, В.А. Мау, В.В. Перской, В.И. Кушлина, В.П. Чичканова, Дж. Стиглица, Ю.В. Яковца, А.Л. Гапоненко, Н.К. Моисеева,
       П.В. Забелина, Е.И. Велесько и пр.
      В части трудов связанных с  экономической безопасностью необходимо указать исследования А.Е. Арменского, А.Е. Петрова, В. К. Сенчагова, В.С. Гусева, В.С. Загашвили, Г.С. Вечканова, И.Я. Богданова, М.Я. Корнилова и пр.
      Значительный объем исследований посвящен изучению взаимосвязей в управлении процессами в экономике находясь в обстановке усиливающейся международной конкуренции, перехода к экономике инновационного вида. В разработку данных проблем значительный вклад внесли: А.Б. Паскачев, А.Д. Богатуров, А.Н. Фоломьев. А.С. Смирнов, А.Т. Спицын, В.А. Кашин, В.А.Золотарев, В.И. Кузнецов, А.П. В.К. Сенчагов, Э.А. Позняков, И.Н. Петренко, И.О. Паршин, И.С. Королев, Л.И. Абалкин, Л.Н. Красавина, М.Г. Делягин, Р.С. Гринберг, С.А. Ситарян, Д.С. Львов, Ю.С. Пивоваров и пр.
      В то же время, проблемы обеспечения продовольственной безопасности со стороны инновационного развития АПК и перехода к новым  технологическим укладам (пятого и шестого) ещё не получили должного освещения в имеющихся научных работах.
      Изложенные положения и актуальность данной темы, обусловили решение научной задачи – теоретически обосновать особенности наиболее полного удовлетворения нужд жителей России в продуктах питания в условиях отрицательного внешнего воздействия.
      Таким образом, цель диссертационного исследования - выявление и обоснование стратегии, направления и инструментов обеспечения продовольственной безопасности РФ в условиях негативного экономического влияния на государство и существующих противоправных санкций.
      Цель исследования потребовала решение следующих задач:
* уточнение занимаемой ступени продовольственной безопасности в области экономической безопасности государства с учетом экономических санкций;
* уточнение крайних значений, индикаторов и критериев продовольственной безопасности с учетом повышенных экономических угроз и рисков;
* осуществление верификации нынешних угроз продовольственной безопасности Российской Федерации в сфере внешнеэкономических санкций;
* выявление влияния экономических санкций на продовольственный потенциал аграрного производства в Российской Федерации;
* определение приоритетов, целей и задач совершенствования осуществления продовольственной безопасности Российской Федерации;
* уточнение стратегии, направления и инструментов обеспечения государственной политики в области продовольственной безопасности.
      Объект диссертационного исследования- это стратегия, направление и инструменты реализации продовольственной безопасности Российской Федерации с учетом негативного внешнеэкономического влияния и применения к ней внешнеэкономических санкций другими странами.
      Предмет исследования– экономические и управленческие взаимоотношения, сопряженные с ростом уровня продовольственной безопасности на базе нового курса сельскохозяйственной политики – замена импорта продукции за счет инновационного развития АПК и преоброзования на лучшиетехнологические уклады.
      Теоретическая значимость работы - в конкретизации теоретико-методологических основ обоснования путей, способов и инструментов реализации продовольственной безопасности РФ с учетом негативного внешнеэкономического воздействия и влияния и применения к ней внешнеэкономических санкций. Несколько теоретических положений и выводов привносят свой вклад в разработку концептуальных баз государственного регулирования рыночных отношений в области реализации продовольственной безопасности с учетом ужесточения глобальной экономической конкуренции.
      

      Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию факторов, влияющих на обеспечение продовольственной безопасности
      
      1.1. Факторы обеспечения продовольственной безопасности страны
      
      
      Уровень продовольственной безопасности, как неотъемлемая часть экономической безопасности, является важным показателем развития народного хозяйства1. Сельское хозяйство и рыбная отрасль непосредственно получают производственные ресурсы от большинства отраслей народного хозяйства. В свою очередь, в продукции сельского хозяйства и рыбной отрасли также нуждается значительное число отраслей экономики, а, главное, повседневно все население страны.
      Учитывая, что сельское хозяйство, а также рыбная отрасль относятся к исключительно рискованной деятельности, подверженной множеству вызовов и угроз, большинство исследователей рассматривают продовольственную безопасность как исходную, неотъемлемую часть системы национальной и экономической безопасности страны. По мнению Е.И. Антамошкина, обеспечение продовольственной безопасности имеет такое же значение, как общественная безопасность государства и национальная оборона2.
      Традиционно, в современном мире, место и роль продовольственной безопасности, которое она занимает в системе экономической безопасности страны, определяется в парадигме количественных показателей производства и потребления продуктов питания, мер стимулирования и поддержки сельского хозяйства, рыбной отрасли, степени зависимости от импорта из других стран и т.д.
      В целях уточнения места и роли продовольственной безопасности,
      
      которое она занимает в системе экономической безопасности страны, данную дефиницию рассматривают как результат развития экономики, комплекс экономических мер стимулирования и поддержки сельского хозяйства.
      В то же время исследование показывает, что в современной экономической теории отсутствует общепринятое понимание места и роли продовольственной безопасности в народном хозяйстве. Соответственно к оценке и формированию системы продовольственной безопасности разные страны подходят с учетом особенностей экономики и природно-географических условий. Во многом это связано, как отмечает Секретарь Совета безопасности РФ Н. Патрушев, с постоянной корректировкой традиционных угроз и рисков, появлением новых3.
      Наглядным подтверждением постоянного уточнения роли и места продовольственной безопасности в народном хозяйстве страны служат официальные документы, принятые в  Российской Федерации за минувшие 15-ть лет. В их числе, Концепция национальной безопасности РФ4, вкоторую через три года после ее принятия были внесены серьезные изменения и дополнения5. А еще через девять лет она была заменена на Стратегию национальной безопасности России до 2020г.
      Сформулированное в 1974 году в документах Генеральной Ассамблеи ООН и конкретизированное в Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности (1996год) понятие «продовольственная безопасность» («foodsecurity»)6, как состояние экономики, гарантирующее доступ к продуктам питания… опирается на следующие элементы: 
      наличие безопасных продуктов питания; 
      физическая доступность достаточной в количественном и питательном отношении пищи; 
      экономическая доступность продовольствия для всех социальных групп и слоев населения;
      1.	автономность национальной продовольственной системы, т.е. продовольственная независимость;
      2.	возможность национальной продовольственной системы снижать влияние сезонных, погодных и других колебаний на снабжение продовольствием населения;
      3.	наличие безопасных продуктов питания; 
      4.	способность национальной продовольственной системы развиваться в режиме расширенного воспроизводства.
      5.	физическая доступность достаточной в количественном и питательном отношении пищи;
      6.	экономическая доступность продовольствия для всех социальных групп и слоев населения7;
      В большинстве теорий и на практике продовольственная безопасность связывается с факторами индустриальной или доиндустриальной экономики.
      Так, например, Е.И. Антамошкин под продовольственной безопасностью предлагает понимать состояние экономики и АПК, при котором независимо от влияния разных внутренних и внешних факторов в полном объеме удовлетворяются потребности населения в продовольствии в соответствии с нормами потребления8.
      С точки зрения А.С. Клименко, продовольственная безопасность связана с обеспечением необходимыми продуктами питания в широком ассортименте и установленных норм качества.
      В.П. Белов обращает внимание на удовлетворение с минимальным риском, без нанесения ущерба основным ценностям нынешнего и будущего поколений потребностей, связанных с самосохранением, самовоспроизводством и самосовершенствованием9.
      Согласно точке зрения Л.С. Чешинского, «под продовольственной безопасностью страны следует понимать обеспечение гарантированного насыщения потребности в основных видах продовольствия на основании научных норм. При этом, «по большинству основных продовольственных товаров собственное производство должно … составлять не менее 75-80% потребления»10.
      Аналогичную точку зрения высказывает академик И.Г. Ушачев.
      Согласно его расчетам, процент отечественного производства сельскохозяйственных товаров может колебаться от 60% до 90%. В общем объеме продаж на российском рынке продукция отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей должна составлять: по сахару - не менее 60%, по растительному маслу - не менее 70%, молоку и мясу - не менее 80% , зерну – не менее 90%11».
      По мнению директора Центра агропромышленной политики РАНХиГС Натальи Шагайда, понятие продовольственная безопасность значительно шире ее понимания как самостоятельного обеспечения страны продуктами питания. В него входит наличие продовольствия, доступность, стабильность поставок, уровень продовольственного потребления12.
      Поддерживая в целом данную точку зрения, Ф. Акулинин считает важным связать продовольственную безопасность с качеством отечественных продовольственных товаров, а также ценой, которая должна быть не выше импортных аналогов. В русле данного определения находится высказывание министра сельского хозяйства Российской Федерации Н. Федорова о том, что продовольственная безопасность есть уровень самообеспеченности продуктами питания по ключевым показателям13.
      Ряд исследователей считают необходимым разграничивать такие понятия как «продовольственная безопасность» и «продовольственная независимость». В постановлении Государственной Думы Российской Федерации «О продовольственной безопасности Российской Федерации» понятие «продовольственная независимость РФ» трактуется как непременное условие обеспечения продовольственной безопасности связанное с недопущением чрезвычайной продовольственной ситуации в случае прекращения поставок продуктов питания из-за рубежа14.
      В рамках данной парадигмы О.С. Анисимов связывает продовольственную безопасность с широким спектром внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов государства и общества, в том числе в экономической сфере15. Н.А. Мякинникова – с сохранением независимости, суверенитета и государственной целостности16.
      Связывая продовольственную безопасность с качеством и ценой отечественных и импортных продовольственных товаров, Ф. Акулин под продовольственной безопасностью подразумевает такое состояние социально-экономической системы страны, при котором «обеспечивается ее продовольственная независимость, а в случае прекращения ввоза пищевых продуктов из-за границы кризиса не возникает»17. М.Л. Гвардейцев, П.Г. Кузнецов, А.А. Розенберг характеризуя продовольственную безопасность также указывают на угрозы, связанные с внешнеэкономической деятельностью18.
      В официальных документах РФ продовольственная безопасность выдается в черте стратегического приоритета и составляющий доли экономической безопасности страны19. В Доктрине продовольственной безопасности РФ продовольственная безопасность установлена как такое положение экономики Российской федерации, где всецело поддерживается продовольственная независимость, а также обеспечивается материальная и экономическая доступность для жителей государства продовольствия, которые отвечают условиям технических регламентов в размерах не ниже оптимальных норм потребления, достаточных для качественного образа жизни20.
      Продовольственной независимостью именуют в Доктрине стойкое российское производство жизненно необходимых пищевых товаров. К жизненно необходимому продовольствию отнесено: зерно, сахарный песок, растительное масло, мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба и рыбные продукты, картошка и пищевая соль. Доктриной установлены крайние значения этих продуктов21.
      Свое понимание значения и важности продовольственной безопасности в экономике государства есть в законодательстве Америки, Германии, Франции,Швейцарии, Швеции, Китая, Белоруссии и др. Так, к примеру, в законе «О продовольственной безопасности Соединенных штатов Америки» (1985г.) предоставленная область рассматривается как особенная сфера экономики, имеющая стратегический смысл. В США продовольственная безопасность достигается с помощью предоставления устойчивости продаж на внутреннем рынке продовольствия, в большей степени своего производства, а также осуществлении государственных программ продовольственной поддержки бедным, стимулирования страной становления экспорта аграрной продукции22.
      Еще одним курс - рассмотрение задач предоставления продовольственной безопасности через призму обеспечения продовольственного суверенитета, охраны государственных интересов в предоставленной области экономики23. Так, к примеру, в законе о продовольственной безопасности Германии отмечено, что страна обязана рассматривать вопрос, связанный с обеспечением жителей продовольствием как стратегический и не подвергать продовольственную проблему подчиненности от третьих стран.
      И экономическая, и продовольственная независимость как составная часть первой, выступают наиглавнейшим обстоятельством национального суверенитета. Продовольственную безопасность надлежит исследовать как базу основ экономической и государственной безопасности страны.
      Значение и положение продовольственной безопасности в организации экономической безопасности определяет способность государства независимо назначать линии и формы своего экономического формирования, невзирая на внешнее влияние. В этом русле под продовольственной безопасностью нужно понимать такое положение экономической безопасности, в котором совершается обеспечение продовольственной суверенности государства. 
      То есть в случае, если будет пресечен импорт пищевых товаров из-за границы, продовольственный кризис не появится. Однако, в случае значимой, превышающей пороговое значение подчиненности государства от поставок продовольствия или средств производства для сельскохозяйственного сектора возможна утрата суверенитета, снижение рейтинга страны. Эта модель становления сельскохозяйственного сектора и, соответственно, положение продовольственной безопасности во многом находится в зависимости как от независимого политического решения, так и от интернациональной ситуации, интернациональных вызовов и угроз. Находясь в зависимости с экономической безопасностью, продовольственная безопасность характеризуется специальным состоянием.
      Это состояние, как замечает В.К.Сенчагов, обусловливается такой степенью становления экономики, при котором совершается обеспечение гарантированной защиты государственных интересов даже в случае не очень благоприятных критериях развития внутренних и внешних процессов24.
      Невзирая на то, что продовольственная безопасность является важным обстоятельством сохранения суверенности, государственной цельности ее главным назначением безусловно считается удовлетворение основных потребностей населения, без которых жизнедеятельность неосуществима. В соответствии с этим, по суждению автора, особенное место и особенная важность продовольственной безопасности в структуре экономической безопасности государства обуславливается не только сохранением суверенности и государственности но и тем, что она является фундаментом всей жизнедеятельности в целом.
      Экономически развитые страны с успехом используют комплекс мер, специальные программы преференций для аграрного сектора25.
      В США эффективность развития продовольственной сферы во многом обусловлена высокой степенью свободы предпринимателей. Продуктивная политика государства позволяет не только контролировать и регулировать с помощью рыночных законов производство сельскохозяйственной продукции, но и ход реализации сельскохозяйственных продуктов.
      В США согласно Закону о продовольственной безопасности продовольственная безопасность осуществляется с помощью предоставления устойчивости продаж на внутреннем рынке продовольствия, особенно своего производства, а также осуществлении национальных программ продовольственной поддержки малоимущим. Принципиальное значение в обеспечении продовольственной безопасности в Америке имеет побуждение страной роста экспорта сельскохозяйственной продукции26.
      В Америке расходы на выполнение национальных программ в области сельского хозяйства составляют порядка 4,3 – 4,6% всех расходов федерального бюджета. В своей совокупности они эквивалентны 26-27,5% годичной стоимости производимой сельским хозяйством продукции. На каждый гектар пашни в США приходится 400 – 420 доллар субсидий.
      Важной характеристикой укрепления продовольственной безопасности является то, что порядка 24-25,5% производимой в США продукции сельского хозяйства идет на экспорт. Оказываемая государством продовольственная помощь достигает 25 - 28 миллиардов долларов. Из них порядка 16 – 18 миллиардов долларов идут на оплату продовольственных талонов. Под специальную программу снабжения продовольствием подпадает 26 – 30 миллионов взрослого населения (15 – 12% населения страны), 22 - 24 миллиона школьников (16 - 14%), а также дети до 4-х летнего возраста27.
      В целом, следует отметить, что продовольственную безопасность отличает системный, многоуровневый характер, который делает невозможным ее вычленение из сферы экономики, экономической безопасности. Генезис уточнения содержания понятия «продовольственная безопасность» показывает, что на первоначальном этапе использовалось упрощенная трактовка. В основном продовольственную безопасность трактовали в контексте обеспечения населения сельхозпродукцией собственного производства.
      При таком подходе обеспечение продовольственной безопасности связывалось с экстенсивным ростом потенциала собственного сельхозпроизводства, рабочей силы, площадей занимаемых данным сектором экономики. Решение проблем продовольственной безопасности связывалось с обеспечением роста производительности труда, с ростом энерговооруженностью данной отрасли экономики28.
      В настоящее время место и роль продовольственной безопасности в системе экономической безопасности страны определяет, прежде всего, структура и тип экономики. Так, в структуре постиндустриального типа экономики продовольственную безопасность характеризует особое взаимодействие древнейшей экономической отрасли с новейшими отраслями народного хозяйства, где важнейшую роль играют технологические уклады.
      Рост экономического потенциала сельского хозяйства во многом зависит не только от развития производительных сил села, но и прежде всего уровня развития техники и технологий, в том числе технологий селекции, 
      управления ростом и развитием сельскохозяйственных растений и животных.
      Базисный инновационный прогресс в аграрной сфере направлен на переход к органическому земледелию, нанотехнологиям, биотехнологиям и информационным технологиям; в технике – к автоматизации производства; в селекции – сортов растений и пород животных – к генетически модифицированным видам; в кооперации и интеграции – к вертикальной интеграции29.
      В целом можно утверждать, что уровень технологий, их реализация, потребность в них определяли и определяют развитие цивилизации на всем протяжении ее человеческой истории. 
      Влияние технологических укладов на продовольственную безопасность в значительной степени связано с условиями экономической деятельности (благоприятными, неблагоприятными, санкционными). Для каждого уровня технологического уклада характерны свои особенности влияния экономических санкций на состояние продовольственной безопасности. Чем ниже уровень экономического уклада, чем большую долю занимает в экономике сельскохозяйственное производство, тем большим рискам подвержена экономика.
      Если в промышленности можно свернуть убыточное производство и перейти на выпуск более прибыльных товаров, то в сельском хозяйстве мелкие и средние фермеры (в России это и личные подсобные хозяйства) и в кризис продолжают производство и даже наращивают его, чтобы выжить.
      Бедный фермер не может сокращать производство, даже если оно неприбыльное, он не может на своей земле начать производить более выгодную несельскохозяйственную продукцию. Он вынужден получить хоть какую-нибудь выручку, чтобы удовлетворить самые неотложные нужды30.
      
      ?
      1.2. Критерии, индикаторы и пороговые значения продовольственной безопасности в условиях современных экономических вызовов и угроз
      
      Официальными индикаторами состояния экономической безопасности являются индексы объемов производства продукции сельского хозяйства, а также потребление взрослым человеком не менее 3000-3200 калорий пищи в день, включая белки, жиры, углеводы. В качестве критериев продовольственной безопасности также рассматривают долю импорта во внутреннем потреблении продуктов питания, уровень инвестиций в сельское хозяйства и рыбную отрасль, расходы государственного бюджета и др.
      В мировой практике и научной среде сложилась особая методология оценки уровня продовольственной безопасности. В зависимости от принадлежности к той или иной экономической школе выделяют разные пороговые значения, критерии и индикаторы продовольственной безопасности.
      Традиционные оценки состояния продовольственной безопасности основываются на медико-физиологических разработках. Так, согласно оценкам ВОЗ, взрослый человек должен получать не менее 3000 – 3200 калорий в день, включающей белки, жиры, углеводы. Согласно рекомендациям ООН, население должно обладать возможностями экономической и физической доступности продуктов питания, при среднем уровне самообеспеченности продовольствием страны не менее 80% по основным группам агропромышленного производства31.
      Согласно методики ООН, состояние мировой продовольственной безопасности определяется исходя из двух показателей - объем мировых запасов зерна и производство его на душу населения. 
      Мировая практика показывает, что для того чтобы страна могла сохранить свою продовольственную независимость доля импорта во внутреннему потреблению продуктов не должна превышать 20-25%.
      В настоящее время считается безопасным наличие переходного запаса, равного 15-18% общего двухмесячного потребления. При меньшем уровне мирового запаса начинается рост мировых цен на зерно и продовольствие.
      В методике установленной ФАО (ООН) порог продовольственной безопасности и независимости определен в объеме 20% импорта от общего объема потребляемого продовольствия32. В то же время каждая страна, исходя из объективных и субъективных факторов, устанавливает свой порог продовольственный безопасности. Однако, мировая практика показывает, что для того чтобы страна могла сохранить свою продовольственную независимость доля импорта по внутреннему потреблению продуктов не должна превышать 20-25%33.
      Одним из важных показателей обеспечения продовольствием в кризисных ситуациях являются государственные стратегические запасы продовольствия, постоянно обновляющиеся. Следует отметить, что объем запасов продуктов определяется из расчета обеспечения потребления продуктов питания в общенациональном масштабе в течение 60 дней.
      В ходе анализа продовольственной безопасности, как правило, используют такие общепринятые критерии, как:
      1. Уровень самообеспеченности государства продовольствием с учетом физической доступности необходимого набора продуктов питания для населения; 
      2. Уровень экономическая доступность продовольственной продукции 
      в разрезе разных трат; 
      3. Уровень физической доступности продовольствия. 
      В числе индикаторов указываются: производство продовольствия с учетом поправок на потери; формирование продуктов семенных и экспортных фондов; объем внутреннего производства продуктов питания на душу населения, объем потребления продуктов питания с учетом импорта продукции на душу населения34.
      Индикаторы производства продукции на душу населения рассчитываются как отношение производимой продукции по ее основным видам к численности населения, помноженное на коэффициенты.
      И = ПП : ЧН х К (формула)
      Где И – индикаторы производства продукции на душу населения ПП – объем производимой продукции в год ЧН – численность населения
      К – коэффициенты потерь, гос. резерва и др. 
      В Указе Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» обозначены основные индикаторы, предназначенные для оценки состояния национальной безопасности35. В их перечень входят:
      1) уровень безработицы (доля от экономически активного населения); 
      2) децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);
      3) уровень роста потребительских цен; 
      4) уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта и др.
      По мнению А.С. Клименко, данный перечень целесообразно расширить, выделить пороговые значения и индикаторы по более широкому кругу проблем продовольственной безопасности36. Среди таких показателей, как отмечает А.С. Клименко, целесообразно выделить индикаторы, которые будут характеризовать продовольственную безопасность с позиции производства с учетом нормативов потребления, экономической доступности продуктов питания и резервов37.
      Подход к определению пороговых значений для каждого вида продукции имеют свою специфику, к которой добавляется сложная взаимосвязь, возникающая в случае замещения одного продукта другим38.
      Так, например своя специфика имеется при расчете пороговых значений индикаторов, связанных с производством и потреблением молока, мяса, рыбы, овощей и др.
      Продовольственную безопасность характеризует потребительский спрос, структура личного потребления, уровень денежных доходов, демографический фактор (в разрезе регионов), оптимальный, рациональный рацион питания, инфраструктура сети розничной торговли в расчете на 10000 человек. А также место сельскохозяйственного производства в экономике страны, объем сельскохозяйственного производства и доля сельскохозяйственного производства в ВВП страны.
      В научной среде отсутствует общая точка зрения относительно количественных и качественных критериев мониторинга уровня продовольственной безопасности. Согласно точке зрения Л.С. Чешинского, собственное производство должно составлять не менее 75-80% потребления.
      В свою очередь, по мнению академика И.Г. Ушачева, от 60 до 90% (так, например, по сахару - не менее 60%, по растительному маслу - не менее 70%, молоку и мясу - не менее 80% , зерну - не менее 90%).
      Пороговые значения индикаторов установлены в «Государственной программе развития сельского хозяйства... на 2008-2012 годы»39. Для определения пороговых значений на более отдаленную перспективу важное значение имеет «Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года»40, а также «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Опираясь на данные и другие материалы, можно сформировать систему индикаторов и пороговых значений продовольственной безопасности. Соответственно, исходя из научно обоснованных нормативов потребления на душу населения, можно рассчитать общие объемы продовольствия по основным ее видам.
      Особенностью индикаторов продовольственной безопасности является и то, что в балансе продукции растениеводства необходимо учитывать семенной фонд. То есть, для определения объема производства продовольствия, требующегося для удовлетворения потребностей населения,
      на нормативном уровне, должны учитываться дополнительные объемы семенного фонда (в т.ч. зерновых, картофеля, подсолнечника и др.)41.
      При определении общих объемов продовольствия важно также учитывать коэффициент естественных потерь и отходов производства.
      Баланс производства и использования основных продуктов питания показывает, что из общего объема ресурсов по мясу и мясопродуктам на потребление расходуется 93,3%, по молоку и молочным продуктам - 95,6%, по яйцам - 95,4%, по картофелю и овощам - 95,4%42. Необходимо также учитывать, что «в процессе производства таких молочных продуктов, как творог, сыр, в среднем используется 75% белка, при производстве масла используется 2% белка, остальное остается в молочной сыворотке, пахте и обезжиренном молоке»43.
      Важное значение имеет оц.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.