VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и основные направления психосоциальной работы с населением

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008049
Тема: Понятие и основные направления психосоциальной работы с населением
Содержание
Содержание



Введение

Глава 1. Теоретические основы психосоциальной работы с населением

1.1. Понятие и основные направления психосоциальной работы с населением

1.2. Правовые основы осуществления психосоциальной работы с населением в России  

1.3. Субъекты и объекты психосоциальной работы с населением

1.4.  Технологии психосоциальной работы с различными категориями населения

Глава 2. Особенности организации и осуществления психосоциальной работы с населением на примере ЛРНЦ «Русское поле»

2.1. Общая характеристика деятельности ЛРНЦ «Русское поле»

2.2. Основные направления психолого-социальной работы ЛРНД «Русское поле»

2.3. Порядок оказания психосоциальной помощи семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями

Глава 3. Совершенствование организации психосоциальной работы с семьями с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями, в ЛРНД «Русское поле»

3.1. Оценка эффективности осуществления психосоциальной работы в ЛРНЦ «Русское поле»

3.2. Оптимизация системы оказания психосоциальной помощи семьям с детьми,  страдающими онкологическими заболеваниями

3.3. Оценка социально-экономической эффективности разработанных мероприятий

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Глава 1. Теоретические основы психосоциальной работы с населением





1.1. Понятие и основные направления психосоциальной работы с населением



Становление и развитие в России социальных служб и социальной работы начало формировать общественную необходимость в оказании социально-психологической помощи населению. В настоящее время психосоциальную работу принято относить к новой отрасли практической психологии, важному направлению социальной работы. В данном контексте особое внимание уделяется психологическим аспектам адаптации отдельно взятого индивида или группы людей к изменившимся условиям, трудной жизненной ситуации.

Зарождение и развитие психосоциальной работы связано с периодом последнего десятилетия XX века, в то время, когда в России начали формироваться и развиваться азы социальной работы. До этого в нашей стране отрасли практической психологии, связанные с теми или иными сферами человеческой деятельности, были развиты слабо. В настоящий же момент оказанием социально-психологической помощи занимается множество государственных (муниципальных) организаций, в которых работают высококвалифицированные психологи и социальные работники.

По своей сути психосоциальная работа представляет собой комплекс мер, направленных на преодоление социальной дезадаптации и социально-психологического неблагополучия, которые могут быть вызваны причинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием. К причинам внешнего характера, как правило, относят потерю близких, потерю работы, возникновение различного рода заболеваний, инвалидность, смену места жительства и т.п. Причины внутреннего характера могут возникнуть в связи с психическими свойствами личности, такими как излишняя стеснительность, низкая самооценка, психологическая травма, полученная в раннем возрасте, а также наличие у человека  субъективных страхов. В свою очередь, к источнику социально-психологического неблагополучия смешанного типа можно отнести, например, возникновение серьезных психологических проблем, потеря интереса к жизни, апатия, что может быть вызвано наступившей инвалидностью [агапова, с. 116].

Наличие какой-либо из вышеперечисленных причин вызывает необходимость изменения прежних стереотипов поведения человека, стиля и  образа его жизни, мотивации и оценок для того, чтобы сформировать и развить способность благополучного существования в новых условиях.

Решение подобного круга проблем зачастую требует внешнего вмешательства, которое осуществляется в виде оказания социально-психологической помощи. Она, в свою очередь, оказывается нуждающимся слоям населения посредством осуществления психосоциальной работы специально уполномоченными органами и специалистами.

Психосоциальная работа представляет собой комплекс мер, направленных на выявление, изучение и нейтрализацию негативного воздействия психотравмирующих факторов на социальную жизнь человека, его соматическое и психическое здоровье, межличностные отношения. В данном случае психотравмирующие факторы могут приводить к развитию расстройств познавательных, эмоциональных, двигательно-волевых процессов, неврозов, психозов, что может завершаться попытками суицидов и противоправными действиями. На основе изучения и анализа психотравмирующих факторов определяется выбор и применение адекватных психосоциальных методов и средств по восстановлению, психосоциальной поддержке различных групп и лиц, обращающихся к специалистам по социальной работе за получением необходимых видов помощи.

Кроме того, психосоциальную работу принято относить к части комплексных программ социального оздоровления и воспитания населения. При этом, для каждой категории граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, разрабатываются индивидуальные психосоциальные технологии и программы, содержание которых зависит от целей осуществления психосоциальной работы.

Предметом реализации психосоциальной работы является психическое состояние человека (общины, группы людей), погруженного в трудную жизненную ситуацию. 

В свою очередь, в качестве объекта психосоциальной работы выступает трудная жизненная ситуация, возникающая у различных групп населения (пожилых, многодетных, инвалидов, безработных, одиноких, малоимущих, больных и т.д.). Здесь стоит отметить, что на субъективном уровне объективно возникшая трудная ситуация может по-разному переживаться разными людьми: у одних может происходить актуализация защитных психических механизмов, у других - мобилизация имеющихся психических ресурсов, а у третьих может наступить социально-психологическая дезадаптация вследствие деструкции сложившихся регуляторов. Именно социально-психологическая дезадаптация, характеризующаяся как составная часть трудной жизненной ситуации человека, и является объектом психосоциальной помощи.

К функциям психосоциальной работы относится:

- информационная;

- диагностическая;

- консультативная;

- коррекционная;

- посредническая;

- терапевтическая.

Задачей осуществления психосоциальной работы является преодоление социальной дезадаптации человека, оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой жизни. В данном случае в  центре внимания находится психика человека, которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением, т.е. жизнедеятельностью. Центральный тезис психосоциальной работы - здоровая психика обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека и, наоборот, деструктивные изменения в жизни ведут к деструктивным изменениям психики.

По мнению В.А. Халанской и М.А. Ситниковой, к основным задачам психосоциальной работы относятся:

- решение диапазона социальных, личностных ресурсов человека для самостоятельного решения возникающих проблем;

- преодоление различного рода трудностей человека;

- актуализация творческих, личностных, интеллектуальных, физических и духовных возможностей человека, которые необходимы его для выхода из кризисного состояния:

- стимулирование самоуважения и уверенности человека самого в себе [Халанская, с. 11].

В практике реализации психосоциальной работы, её принято разграничивать на три основных вида, к которым относится:

- диагностика, ориентированная на выявление психосоциальных проблем человека;

- консультирование;

- тренинг.

В свою очередь, к направлениям психосоциальной работы можно отнести:

1. Решение семейных проблем, что предусматривает осуществление ряда мероприятий по стабилизации семейных отношений. Здесь можно говорить о необходимости нормализации отношений между родителями и детьми, между супругами, между прочими членами одной семьи.

2. Решение возрастных проблем, где деятельность социального работника чаще всего осуществляется в отношении пожилых людей, в силу своего возраста испытывающие различного рода трудности, которые можно разрешить посредством оказания психосоциальной помощи.

3. Оказание кризисной психосоциальной помощи в трудных жизненных ситуациях. Сюда входит организация работы с людьми, имеющими алкогольную или наркотическую зависимости, с семьями, имеющими детей-инвалидов, а также с семейным насилием.

Психосоциальная работа непосредственно осуществляется психологами социальных служб. Наряду с психологическим консультированием, она включает в себя углубленную социально-психологическую  и психологическую диагностику, в процессе которой выявляются личностные особенности человека, оказывающие затрудняющее воздействие на  его социальную адаптацию, а также на эффективное функционирование в системе профессиональных и семейно-бытовых отношений. 

В ходе осуществления психосоциальной работы с населением, социальный работник выполняет одну из важнейших профессиональных функций, которая заключается в оказании психосоциальной поддержки клиенту. По своей характерной особенности такая поддержка выступает в качестве буфера, смягчающего последствия тех или иных негативных жизненных событий.

В зарубежной традиции психосоциальная поддержка понимается как производное всех обязательств и связей, которые обеспечивают индивида:

1) товарами и услугами, такими как финансовая помощь или бытовая помощь на дому;

2) информацией (например, кто и где может оказать консультацию по разным вопросам;

3) психосоциальным содействием, выражающимся в поддержке, эмоциональном комфорте, близости [галасюк, с. 17].

Отсюда следует, что психосоциальная поддержка ориентирована на оказание информационной, материальной и эмоциональной поддержки человека. Как правило, неформальную поддержку оказывают родственники и друзья, а формальную – социальные работники, психологи и врачи. 

Психосоциальная работа может быть включена как в комплекс мероприятий, направленных на оказания социальной помощи индивиду или группе людей, так и выступать в качестве самостоятельного вида социальной деятельности. В первом случае осуществляется психологическое сопровождение медицинской, юридической, материальной и прочих видов помощи с целью преобразования трудной жизненной ситуации человека. В случае организации психосоциальной работы как самостоятельного вида социальной деятельности, преодоление трудной жизненной ситуации преимущественно достигается посредством использования психологических способов. Однако в обоих случаях главная цель психосоциальной работы заключается в поиске и актуализации внутренних (психических) ресурсов индивида для достижения им состояния продуктивной адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности [басова, с. 302].

Помимо этого, в ходе психосоциальной работы происходит оценка характера отношений человека с его ближайшим окружением, а также дается приводятся основные социально-психологические характеристики этого окружения. Отсюда следует, что психосоциальная работа носит как индивидуальный, так и групповой характер, что связано с осуществлением психологической коррекции, как отдельно взятой личности, так и системы отношений ее ближайшего окружения [Щенникова, с. 9].

Как правило, индивидуальная психосоциальная работа проводится с конкретным индивидом: с инвалидом, с ребенком, с безработным, с жертвой насилия, с осужденным и т.д. Проведение групповой психосоциальной работы проводится с ближайшим окружением индивида, страдающего психологическими расстройствами (например, с семьей инвалида) или с группой таких индивидов (например, с группой анонимных алкоголиков).

Таким образом, осуществление психосоциальной работы с населением в современных социально-экономических условиях является необходимостью и одним из важных условий развития социального устройства страны. От эффективности её осуществления напрямую зависит социальное благополучие населения,  жизненный и психологический настрой отдельно взятых граждан, по тем или иным причинам оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также качество системы социальных гарантий. 





1.2. Правовые основы осуществления психосоциальной работы с населением в России  



Психосоциальная работа, проводимая современными учреждениями социального обслуживания населения, ориентирована на предоставление социально-психологических услуг и психосоциальной помощи нуждающимся слоям населения. Основы оказания социально-психологических услуг и психосоциальной помощи на территории РФ регулируется сводом нормативно-правовых актов международного, федерального и регионального уровня.

К числу основных международных документов, регулирующих основы оказания социальной и психосоциальной помощи населению, можно отнести:

1. «Всеобщая Декларация прав человека» от 10.12.1948г.

2. «Декларация о правах инвалидов» от 09.12.1975г. 

3. «Конвенция о правах ребенка» от 20.11.1989г.

Значение Декларации прав человека заключается в том, что впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов.

Конвенция о правах ребенка было единогласно принята Генеральной ассамблеей ООН от 20.10.1989г. Через год она была ратифицирована Россией. Её значение заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Ценность Конвенции заключается также в том, что  она является обязательством на будущее, так как призвана создавать благополучные условия для развития детей, которым в будущем предстоит построить справедливый, гуманный мир. 

Влияние действующего документа Конвенции о правах ребенка на социальный строй современного общества крайне велико. Зафиксированные в нем нормы выступают в качестве ориентира для правительств, партий, государственных (муниципальных) учреждений и ведомств  в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, рационально мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

В соответствии с Декларацией о правах инвалидов, которая была принята Генеральной ассамблеей ООН от 09.11.1971г., все инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства, несмотря на происхождение, характер и серьезность увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане. Значение  указанной Декларации заключается в том, что инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и удовлетворительный уровень жизни. При этом они имеют право на медицинскую и психологическую помощь, на восстановление здоровья и положения в обществе.

На федеральном уровне основным законом, регулирующим деятельности учреждений социального и социально-психологического обслуживания российских граждан, является Конституция РФ. Она регламентирует основы общественного и государственного устройства, систему управления, порядок создания и деятельности различных государственных (муниципальных) учреждений, основные права и обязанности граждан и т.д. 

Так, например, п.2 ст. 7 Конституции РФ указывает на то, что в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Нормы, установленные п. 1 ст. 39 Конституции РФ, указывают на то, что каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, определенных на законодательном уровне [Конституция].

Кроме того деятельность социальных работников и социальных служб, занимающихся реализацией психосоциальной работы с населением, регулируется Федеральным законом от 28.12. 2013г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон N 443-ФЗ). В документе Закона N 442-ФЗ закреплены основы правового регулирования социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей социальных услуг, основы предоставления социального обслуживания, порядок предоставления социальных услуг и т.д.

В ст. 20 Закона N 442-ФЗ определены основные виды социальных услуг, оказываемых населению, в число которых входят и социально-психологические услуги. В документе Закона N 442-ФЗ они характеризуются как услуги, предусматривающие «оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия».

В отношении  оказания психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия стоит отметить, что в данном случае речь идет об оказании индивидуальной психосоциальной работы посредством телефонного консультирования. В России телефон доверия появился в 1990 году, а позже в самостоятельную структуру был выделен телефон доверия для молодежи. Функция телефонного консультирования – посредническая, обусловленная тем, что при общении консультанта с абонентом, первый не только оказывает второму психологическую поддержку, но и направляет его в социальные службы с целью получения конкретной помощи [агапова, с. 117]. Например, консультант может направить абонента, потерявшего работу, в службу занятости населения.

Также стоит отметить, что в соответствии со ст. 21 Закона N 442-ФЗ, социально-психологическая помощь может быть оказана нуждающимся гражданам в форме срочных социальных услуг. В данном случае оказывается содействие индивиду в получении такой помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.

Правовое регулирование реализации психосоциальной работы с населением в РФ осуществляется также и на региональном уровне. Так, например, в Московской области в настоящее время действует закон от 04.12.2014 N 162-2014-ОЗ «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области» (далее по тексту – Закон N 162-2014-ОЗ).

Согласно нормам Закона 162-2014-ОЗ социальная и, в частности, психосоциальная помощь населению Московской области оказывается по трем основным формам:

1. Оказание помощи на дому (одиноким инвалидам, гражданам пожилого возраста, а также одиноким супружеским парам из числа участников и инвалидов ВОВ, Героев Советского Союза, инвалидов боевых действий, бывших несовершеннолетних узников фашизма, героев Социалистического Труда и т.д.).

2. Оказание помощи в полустационарной форме социального обслуживания (лицам без определенного места жительства и лицам, освободившимся из мест лишения свободы, не имеющим работы и средств к существованию).

3. Оказание помощи в стационарной форме социального обслуживания (женщинам, находящимся в кризисной ситуации и лицам, сопровождающим детей-инвалидов).

В документе Закона N 162-2014-ОЗ указано, что социально-психологические услуги жителям Московской области могут  быть оказаны во всех формах социального обслуживания граждан. К таким формам относится психологическая коррекция, психологическая помощь и поддержка, преодоление семейных конфликтов, психологическая диагностика и обследование личности, оказания анонимной, консультационной и психологической помощи, психологические тренинги, социально-психологический патронаж и т.д.

В систему правового регулирования основ осуществления психосоциальной работы с населением, относятся нормативные акты, которые регулируют непосредственно деятельность  социальных учреждений и различных ведомств. Примером в данном случае может служить документ «Примерное положение о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 896. Согласно нормам указанного документа, к специализированным учреждениям для несовершеннолетних относятся социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей и центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. 

Ещё одним примером нормативного акта, регулирующего деятельность  социальных учреждений и различных ведомств, занимающихся осуществлением психосоциальной работы с населением,  является документ «Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению». Он был утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 19.07.2000г. N 53. В указанных методических рекомендациях приводятся основные направления деятельности Центра психолого-педагогической помощи населению (далее по тексту - Центра), организация и порядок его работы,  условия принятия, обслуживания и снятия с обслуживания граждан. Кроме того, в нормативном акте приводится состав структурных подразделений Центра, в число которых должны войти организационно-методическое отделение, отделение приема граждан, консультативное отделение и отделение психолого-педагогической помощи.

В рамках текущего исследования необходимо отметить, что на территории РФ в настоящее время действуют государственные общепризнанные стандарты (ГОСТы) по социальному обслуживанию отдельных категорий граждан. Они регулируют особенности предоставления социальных услуг инвалидам (ГОСТ Р 53053-2014), детям (ГОСТ Р 53061-2014), семьям (ГОСТ Р 53063-2014), гражданам пожилого возраста (ГОСТ Р 53347-2014), инвалидам (ГОСТ Р 53348-2014). Помимо этого, на территории РФ действует ГОСТ, регулирующий предоставление услуг по профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость граждан в социальной обслуживании (ГОСТ Р 56831-2015).

Так, например, нормы ГОСТа Р 53348-2014 указывают на то, что оказание социально-психологических услуг инвалидам предусматривает улучшение состояния их психологического здоровья с целью адаптации в обществе.

В п. 5.3. документа ГОСТ Р 53348-2014 установлены объемы и формы предоставления социально-психологических услуг инвалидам. К основным из них относятся:

- услуги, направленные на обеспечение социальной безопасности инвалидов (психопрофилактическая работа, социально-психологическое консультирование, психодиагностика, обследование личности, психологическая коррекция, психологическая помощь и поддержка и т.д.);

- прочие социально-психологические услуги (экстренная психологическая помощь, посещение стационарных учреждений здоровья для оказания морально-психологической помощи, а также оказание психологической помощи путем бесед, выслушивания, общения,  подбадривания и психологической поддержки жизненного тонуса).

Также на уровне регионов РФ вопросы осуществления социальной и психосоциальной работы с населением регулируются региональными нормативным актами. Их нормы устанавливают основы и порядок деятельности социальных служб, определяют основные требования к профессиональным знаниям и навыкам практикующих психологов, педагогов, социальных работников.

Таким образом, правовое регулирование осуществления психосоциальной работы, которая является отдельным видом (формой) социального обслуживания населения, обеспечивается на различных уровнях правоотношений (международном, федеральном и региональном). Однако к настоящему моменту ни на одном из указанных уровней не было дано четкого определения понятия «психосоциальная работа» и не сформировано единого подхода к её осуществлению. Это можно характеризовать как недоработку и не совершенствование нормативно-правовой базы, приводящей к появлению ряда затруднений в деятельности служб социально-психологической помощи и практической работе социальных работников.



1.3. Объект и субъекты психосоциальной работы с населением



К объекту психосоциальной работы принято относить ту часть населения страны, которая в настоящий момент времени находится в трудной жизненной ситуации. Это могут быть как отдельно взятые индивиды, так и малая общественная группа, население определенной локализованной территории.

Отличительной чертой объектов психосоциальной работы является наличие трудной жизненной ситуации:

- безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка, готовых приступить к работе);

- инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности);

- конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные, физическое, психическое, сексуальное насилие, а также  пренебрежение жизненными нуждами); 

- малообеспеченность (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей);

- недееспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры);

- одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности).

- сиротство (утрата лицами, находящимися в возрасте до 18 лет, родителей вследствие их смерти);

- отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого «микромира», что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий) и т.д.

Отсюда следует, что к объектам психосоциальной работы относятся люди с ограниченными возможностями, инвалиды, дети-сироты, социально-неблагополучные семьи, безработные, участники боевых действий и т.д. Иными словами, это те граждане, которые по той или иной причине находятся в тяжелой жизненной ситуации и неспособны справиться с ней самостоятельно.

Для отнесения граждан к объекту психосоциальной работы в настоящее время используются медико-правовые и экономико-правовые основания. Примером в данном случае могут выступать основания для признания гражданина инвалидом. В данном случае необходимо говорить о действии Постановления Правительства РФ от 20.02.2006г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее по тексту – Постановление N 95).

 Итак, согласно нормам Постановления N 95, признание гражданина РФ инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: 

а) федеральным бюро медико-социальной экспертизы;

б) главными бюро медико-социальной экспертизы;

в) бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Кроме того, признание гражданина инвалидом осуществляется в ходе проведения медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его организма на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты РФ.

Здесь необходимо отметить, что медико-социальная экспертиза проводится с целью установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

К перечню условий признания гражданина РФ инвалидом, согласно нормам II главы Постановления N 95, относится:

- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

- ограничение жизнедеятельности;

- необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Необходимо обратить внимание на то, что для признания гражданина инвалидом необходимо наличие всех, указанных выше, условий. В таком случае он становится объектом психосоциальной работы, реализуемой различного рода социально-психологическими учреждениями и службами.

Аналогичным образом в нашей стране действуют основания для отнесения граждан к категории безработных (Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»), малоимущих (Федеральный закон от 24.10.1997  N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»), ветеранов (Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О Ветеранах») и т.д.

В настоящий момент в России ведется активная работа по формированию более качественных критериев отношения граждан к объектам психосоциальной работы. В конечном итоге должны быть разработаны показатели, позволяющие определить реальные объекты психосоциальной работы на всех уровнях:

- макроуровне;

-организационном;

- семейном;

- групповом;

- личностном [сухов, с. 154].

Тем не менее, в современных публикациях освещению данного вопроса с научной точки зрения не уделяется должного внимания. Зачастую современными исследователями и учеными перечисляются группы, отнесенные к объектам психосоциальной работы, без всякого обоснования и объяснения.

В свою очередь, к субъектам психосоциальной работы относят профессиональную группу специалистов, деятельность которых сосредоточена на оказании социально-психологической помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Отличительной особенностью субъекта в данном отношении является наличие у него цели и предполагаемого результата. В рамках осуществления психосоциальной работе к главной цели деятельности субъекта относится преодоление социальной дезадаптации и социально-психологического неблагополучия отдельных категорий населения.

Как правило, в качестве субъектов психосоциальной работы принято рассматривать отдельных работников социальных служб, которые условно подразделяются на следующие категории:

1. Управленцы, в число которых входят работники системы социальной защиты населения РФ, осуществляющих функции организации и администрирования на федеральном, региональном и локальном уровне.

На федеральном уровне к числу управленцев, выступающих в качестве субъекта психосоциальной работы, относят руководителей высшего звена. Они могу быть руководителями министерств и ведомств системы социальной защиты населения федерального уровня, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также могут являться начальниками отделов, и ведущими специалистами указанных учреждений.

Региональный уровень представлен субъектами психосоциальной работы, реализуемой управленцами среднего звена. Это могут быть руководители:

- региональных и муниципальных органов управления системой социальной защиты населения; 

- отделений Пенсионного фонда России в субъектах РФ, городских и районных управлений Пенсионного фонда России;

- региональных отделений Фонда социального страхования РФ;

- отделов указанных организаций. 

На локальном уровне организацией психосоциальной работы с населением занимаются  управленцы низшего звена, к числу которых можно отнести руководителей социальных служб, входящих в систему социальной защиты населения, а также и их структурных подразделений.

2. Специалисты-практики, которые занимаются непосредственным взаимодействием с индивидуумом или общественной группой с целью предупреждения или преодоления трудных жизненных ситуаций. Специалистов-практиков принято подразделять по отраслевому признаку:

-  специалисты по социальной работе образовательных учреждений;

- специалисты по социальной работе правоохранительных органов; 

- специалисты по социальной работе на предприятиях, в организациях и учреждениях;

- специалисты по социальной работе учреждений системы социальной защиты населения;

- специалисты по социальной работе, служащие в вооруженных силах.

На основании представленных выше данных можно сделать вывод о том, что в качестве объекта психосоциальной работы выступают граждане, по тем или иным причинам оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а  в качестве субъекта – государственные и муниципальные службы, деятельность которых направлена на оказание различного рода помощи и социально-психологической поддержки населению.





1.4.  Технологии психосоциальной работы с различными категориями населения



Одно из наиболее важных мест в практике психосоциальной работы с населением занимают технологии, которые характеризуются как приемы и способы реализации сложных социально-психологических процессов посредством их разделения на систему последовательных операций и процедур. Кроме того, технологии психосоциальной работы с населением представляют собой совокупность процедур и операций, оказывающих психосоциальное воздействие на общественные процессы с целью достижения (в каждом конкретном случае) наилучшего социально-психологического результата.

Л.В. Куликов относит психосоциальные технологии к неотъемлемому элементу отношений, возникающих и развивающихся внутри общества. По мнению исследователя, их применение обусловлено необходимостью разрешения различного рода трудных жизненных ситуаций личности, в том числе и экстремальных (чрезвычайных) ситуаций [Куликов, с. 63].

В свою очередь, по мнению Д.А. Донцова, технологии психосоциальной работы с населением характеризуются как рациональные способы осуществления разноплановой социально-психологической деятельности. Также их принято относить к интегральной совокупности методов и способов профессионального воздействия на личность и общественную группу, в ходе осуществления социально-психологической помощи [донцов, с. 193].

К основополагающим задачам применения психосоциальных технологий при работе с различными категориями населения, находящимися в трудной жизненной ситуации, относятся:

- оптимизация трудовой деятельности 

- гармонизация социальных отношений в обществе;

- оказание качественной социально-психологической помощь в чрезвычайных ситуациях;

- развитие социальных связей в организациях;

- улучшение условий жизни людей и общества, предотвращение социальных конфликтов и т.д.

К настоящему времени сформировалась довольно обширная классификация технологий, применяемых в процессе реализации психосоциальной работы с населением. 

В зависимости от степени новизны психосоциальные технологии подразделяются на принципиально новые (инновации) и традиционные (воспроизводство накопившегося опыта). 

В соответствии со спецификой психосоциального воздействия на объект психосоциальной работы, технологии принято разделять на макротехнологии (предназначенные для работы в больших социальных группах, сообществах и коллективах), мезотехнологии (используемые на уровне отдельно взятого населенного пункта) и микротехнологии (предназначенные для индивидуальной работы и работы со сравнительно небольшими объединениями людей).

Помимо этого технологии психосоциальной работы с населением классифицируются в зависимости от степени практической включенности и психологического воздействия на объект. К их числу относят:

а) кабинетные технологии, используемые на основе результатов информационно-логического анализа;

б) лабораторные технологии, которые используются в искусственно созданных и экспериментальных условиях;

в) полевые технологии, используемые в реальной общественной среде.

Довольно широко психосоциальные технологии классифицируются в зависимости от структурного содержания психосоциальной работы. Здесь выделяют функциональные и частные технологии.

Отличит.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%