VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные мотивы изучения иностранного языка учащимися разного школьного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003185
Тема: Основные мотивы изучения иностранного языка учащимися разного школьного возраста
Содержание
1. Основные мотивы изучения иностранного языка учащимися разного школьного возраста.
1.1 Определение мотивации
В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.
Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта». [29,79]
« Термин « мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин « мотив». Слово « мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение ( сюда входят, в частности, потребности, мотивы ,цели, намерения, стремления и многое другое) ,и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность». [29,79]
Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.
Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что «одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников». [2, 118]   
Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности - проблема становления социальных по своему началу и нравственных по содержанию мотивов поведения . Работы Божович и ее сотрудников имели большое значение для совершенствования проблемы мотивации преподавания. Вместе с тем перспективным для дальнейшего совершенствования этой области психологии является ее положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и ее отношением с окружающей действительностью, а также о структурности мотивации . 
В иностранных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений поведения человека и животных . Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в разных областях психологической науки с применением разных методов. 
Своеобразное познавание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К. Левин, изобрётший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто независимое. Как представителями гештальт - психологии понималась категория образа . Так К . Левиным в «теории поля» понималась категория мотива . [18 , 208] Поведение К . Левин пояснял, исходя из отношений , складывающихся у личности с непосредственной средой в данный временной микроинтервал . [18 , 212] Левин , перейдя от фрейдистского познавания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе «организма – среда» , сделал значимый шаг вперед в совершенствование преподавания о мотивах . Его несомненной заслугой является и разработка , и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций . 
В теории Д. К. Маккеланда рассказывается о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются и формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых довольно всеобщих целевых состояний» , видов удовлетворения или результатов. [18 , 217]
Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического нрава, поясняющих поведение человека, его начало, направленность и энергичность. Мотивация поясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив преподавания – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Исследуя мотивацию учения, психологи и педагоги должны установить мотивы и цели преподавания, эмоции, которые учащийся переживает в процессе обучения. Мотив проявляется в ситуации поиска, поэтому лучше всего исследовать мотивы учения через предпочтение учащимися одних учебных предметов другим, поиск более или менее сложных репродуктивных или проблемных учебных заданий. 
Мотивация учения выражается в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации мотивов. Цели учебной деятельности наиболее отчетливо проявляются в доведении деятельности до конца (или откладывание ее), в возращении к исполнению прерванных учебных действий, в преодолении трудностей, в наличии или отсутствии отвлечения от учебной деятельности, в завершенности или незавершенности учебных действий. Цели могут быть устойчивыми и неустойчивыми, гибкими и ригидными, стереотипными и нестандартными, новыми или старыми. В педагогической психологии И. Логинов, С. Сарычев, А. Силаков сообщают о том, что « чем ниже уровень целеполагания, тем менее устойчива цель, тем быстрее она разрушается.» [ 25, 99]
Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на:
Внешние (мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избегания неприятностей).
Внутренние (интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами данной деятельности и тем самым к саморазвитию).
Внешние мотивы могут оказывать заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащихся доли внутренней мотивации.
Наряду с вышеназванными мотивами, выделяют познавательные и социальные мотивы.
Познавательные мотивы заложены в самой учебной деятельности, они связаны с содержанием учебной деятельности или с самим процессом учения, направленные на содержание учебного предмета, связанные с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания: [ 16]
- «широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями. Они также различаются по уровням». [ 35, 97]  Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д. ;
- «учебно-познавательные мотивы» - ориентация на усвоение способов добывания знаний» [ 35, 98] : интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
- «мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности».
Данные уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого « мотива достижения» [35, 100] , который заключается в стремлении ученика к успеху в ходе непрерывного соревнования с самим собой, в стремлении добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.
Социальные – это мотивы, связанные с тем, что находится за пределами учебной деятельности, мотивы, направленные на иного человека в ходе обучения ; это мотивы, при которых само знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания, а мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата), похвалы, признания приятелей, подчинение требованию учителя и др.
Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:
- «широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения».[ 35, 102]  Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться  к избранной профессии;
- «узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их одобрение)». [ 35, 103] Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми. Одной из видов таких мотивов считают так называемую « мотивацию благополучия» [35, 105] , проявляющуюся в желании получать только одобрение со стороны преподавателей, родителей, приятелей. Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении учащегося занять первое место, являться одним из лучших. В таком случае иногда говорят о « престижной мотивации». Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения – в стремлении занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе и т.д.;
- «мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми».  [35, 106]  Учащийся не только хочет общаться с другими людьми, но и стремится понимать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с педагогом и одноклассниками, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является значимой основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
В развитии учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование мотивации учения. Формированию мотивации в целом способствуют:
- включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;
- построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;
- занимательность, необычное изложение учебного материала;
- использование познавательных игр, дискуссий и споров;
- анализ жизненных ситуаций;
- развитие самостоятельности и самоконтроля ученика.
Таким образом, познавательные и социальные мотивы учения должны ориентироваться на готовность школьника включаться в учебную деятельность. На уроке учебная деятельность должна иметь полную психологическую структуру, то есть включать осознание и постановку целей, выполнение действий, приемов и операций, самоконтроль и самооценку.
Помимо представленных ранее мотивов существуют и творческие мотивы. Они особенно ярко проявляются в старших классах. Наличие творческих мотивов означает, что ученик не только усваивает те приемы учебной работы и те способы общения, которые ему предлагаются в ходе учения как образец, но и ищет новые способы учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми. Эти творческие мотивы могут воспитываться не только в разных формах внеклассной работы — в кружках, факультативах, в секциях Дворца пионеров, но и в ходе работы на уроке.
Как мы видим, мотивы учения могут быть совершенно разными. Встает логичный вопрос о том, какие мотивы – познавательные или социальные – имеют наибольшую общественную ценность? Для гармонически развитой личности недостаточно иметь какой-либо один мотив, необходимо сочетание разных мотивов.
Управление мотивацией изучение иностранного языка является одной из центральных проблем методики обучения в школе. К сожалению, на данный момент, обучение иностранному языку в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у школьников «естественной потребности» в общении на нем. В связи с этим перед учителем стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приближенной к естественным условиям.
В области обучения иностранного языка психологические вопросы мотивации решаются в работах А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней [14], А. А. Леонтьева [24], Н. М. Симоновой и др. Взяв за основу указанные выше работы, мотивацией можно назвать систему побуждающих импульсов, направляющих субъекта учебной деятельности на более глубокое изучение иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности.
Как утверждает Г. В. Рогова и 3. Н. Никитенко, заинтересованность в процессе обучения иностранным языкам держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету преподаватель иностранного языка должен развивать у студентов внутренние мотивы: мотивы познавательной деятельности, интерес к содержанию обучения, мотивы овладения общими способами действий, выявление причинно-следственных связей в изучаемом учебном материале. При этом ключевыми и решающими параметрами считаются те, которые присущи данному индивиду: возрастные особенности мотивационной сферы учащихся, личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Это позволяет вызвать у школьников истинную мотивацию.
«Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие - второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда, так или иначе, подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях - желание получить высшее образование, в третьих - интерес к самим знаниям. Та и другая категория мотивов характеризуется специфическими особенностями на разных этапах развития ребенка. Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил закономерный ход изменений мотивов учения с возрастом и условия, способствующие этому изменению».[3] 
У младших школьников (1-4 классы) широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность. Вместе с тем у них имеется и определенный уровень развития познавательных интересов. Первое время и те и другие мотивы обеспечивают добросовестное, можно даже сказать, ответственное отношение учащихся к учению в школе. В первом и втором классах такое отношение не только продолжает сохраняться, но даже усиливается и развивается.
 Однако постепенно это положительное отношение маленьких школьников к учению начинает утрачиваться. Переломным моментом, как правило, является третий класс. Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя заметно падает. Существенной причиной этих изменений указывает «Л.И. Божович, является, прежде всего, то, что к 3-4 классам их потребность в позиции школьника является уже удовлетворенной и позиция школьника теряет для них свою эмоциональную привлекательность. В связи с этим и учитель также начинает занимать в жизни детей иное место. Он перестает быть центральной фигурой в классе, способной определять и поведение детей, и их взаимоотношения. Постепенно у школьника возникает собственная сфера жизни, независимая от того, как на это или иное смотрит учитель. На этом этапе развития уже не только мнение учителя, но и отношение детского коллектива обеспечивает переживание ребенком состояния большего или меньшего эмоционального благополучия».  [27]
Мотивация учения в младшем школьном возрасте имеет ряд особенностей. Выделим положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника и ее динамику на протяжении этого возраста.
В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.
Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных черт, характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:
-недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
-неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);
-малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;
-слабо обобщены, то есть охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам;
-содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения (знание, причем с их фактической, иллюстративной стороны и лишь затем-закономерности), а не на способы учебной деятельности; до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что нередко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке оценивается прежде всего результат, а не стремление к преодолению трудностей, которая чревата неуспехом).
Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе.
Если проследить общую динамику мотивов учения от I к III классу, то выявляется следующее. В начале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношения портфеля и т.д.), затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее - к способам добывания знаний.
Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В последние годы психологические исследования показали, что «уже в середине младшего школьного возраста может закладываться и интерес к способам приобретения знаний. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг». [11].
«Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя» что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя». [11]
 




1.2 Возрастная периодизация школьников. Специфика формирования мотивации на каждой школьной ступени
Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверчивое, хотя его огорчает получение плохих отметок. Уже появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей. Мотивы коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем и наивном их проявлении.
«Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в первых и вторых классах и заметно снижается в третьем классе». [11]  Снижение интереса происходит более заметно в тех классах, где преобладает установка на сообщение готовых  знаний, на их запоминание, где активность детей носит подражательный характер. Так ученики третьего класса больше всего не любят пересказывать прочитанное, списывать с доски, учить наизусть правила  и стихи, а любят самостоятельно решать примеры и задачи, наблюдать за явлениями природы, лепить, рисовать. Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности.
В качестве причин снижения интереса к учению в начальной школе               В.А. Сухомлинский называл «злоупотребление учителя плохой отметкой, снижающее стремление ребенка учиться и его уверенность в своих возможностях». [7]
Некоторое общее снижение мотивации учения к концу начальной школы не должно дезориентировать учителя. Дело в том, что угасает лишь общее положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так как оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает.
Понимание социальной значимости учения теперь (во вторых - третьих классах) должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний. Там, где учителю удается это сделать, снижения мотивации учения к концу начальной школы не наступает.
Сказанное свидетельствует о том, что мотивационная сфера в младшем школьном возрасте существенно перестраивается: общая познавательная и социальная направленность дошкольника конкретизируется в «позиции школьника»- стремлении посещать школу, затем эта позиция удовлетворяется и должна быть заменена новым типом отношения- учебно-познавательными мотивами и более зрелыми формами социальных мотивов. К концу младшего школьного возраста у учащихся совершенно необходимо сформировать хотя бы в первом приближении учебно-познавательный мотив- интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Формирование этих новых уровней мотивации составляет резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте.
В силу психологических особенностей младших школьников учитель иностранного языка должен осмысленно собирать те или иные методы и приемы обучения. К примеру, у учащихся начальных классов вряд ли возникнет интерес к иностранному языку. По мнению педагогов, одним из основных факторов повышения мотивации к обучению иностранному языку именно у младших школьников является эмоциональный фактор. Эмоциональная сфера совместно с когнитивной и психомоторной обеспечивает успешность процесса усвоения иностранного языка. Эмоциональность организации урока иностранного зыка была положена в основу многих в большинстве своем альтернативных методик.
Любого учителя иностранного языка не нужно убеждать в том, что игра - это мощный стимул к овладению языком, что она ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра - это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Игра особенно важна именно в младшем школьном возрасте. Также она может успешно применяться учителем и на среднем этапе обучения иностранному языку.
«Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции младших школьников является музыка. Музыка и пение могут  оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка. Использование песен на изучаемом языке актуально и на начальном этапе обучения. Во-первых, учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ученика, ибо специально отобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус». [20]
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что для повышения эффективности обучения иностранному языку и стимулирования мотивации учащихся на начальном этапе изучения данного предмета необходимо широко использовать их эмоции. Языковые игры и песни должны широко использоваться учителем, поскольку данные формы работы чрезвычайно приятны для младших школьников. Процесс обучения доставляет им радость, и желание изучать иностранный язык усиливается.
Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5-9 классов. «В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности. Причем не только усложняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают 5-6 учителей, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Главное, постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения». [34,64] Если ученик еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у учащегося скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, он стремится теперь излагать материал своими словами и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения.
Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы  и увлечения  также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. «Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают ля них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни». [34, 68]  
Однако здесь порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже  отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток  обычно остро переживает, учебные неудачи и из-за самолюбия иногда маскирует подлинное отношение к этим неудачам: делает вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен. 
«Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению играют: идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный  и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха». [34, 78]
Наряду с познавательными интересами «существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний». [ 34, 81] Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего, их значение для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка.
«Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению».
Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами.
Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции, и нежелание выполнять трудное закрепляет отрицательное отношение к предмету.
Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.
Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотив, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.
Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростка, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.
Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. « Потребность во всём, что для этого необходимо подросток удовлетворяет сам путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом». [34, 69]
« Нередко отношение подростка к тому или иному учебному предмету определяется отношением к учителю, преподающему данный предмет». [34] Подросткам обычно нравятся те предметы, которые преподают их любимые учителя. Успеваемость многих детей средних классов в школе временно падает из-за того, что за пределами школы у них появляются сильные, конкурирующие с учением интересы. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка  окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и поддержания им.
В подростковом возрасте значительно расширяются и углубляются, прежде всего, интересы социально-политического плана. Ребенок начинает интересоваться не только текущими событиями, но и проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое положение он займет в обществе. Подобное явление сопровождается расширением познавательных интересов подростка.  Круг того, что интересует подростка и что он хочет узнать, становится все шире и шире. Причем часто познавательные интересы подростка обусловлены его планами на будущую деятельность. Подростки, конечно, различаются по своим познавательным интересам, которые в этом возрасте становятся все более дифференцированными.
Для подростков на первый план выходит самостоятельная деятельность познавательная активность. Самообучение возникает и направляется учебно-познавательной мотивацией. Для ее развития учителю иностранного языка необходимо использовать при обучении различные упражнения проблемного характера. Это послужит активизации познавательной деятельности учащегося, вызовет интерес и желание выполнять предложенное задание.
Для развития познавательной активности подростков можно порекомендовать использовать проектное обучение, которое предполагает совместную учебную деятельность, самостоятельный перенос знаний и умений в новые ситуации. « Проект как особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности – самостоятельно планируемая и реализуемая школьная работа, в которой речевое общение интегрируется в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности». [39]
Для подростков, как было сказано выше, характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно-ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. Проекты предполагают активизацию их деятельности: учащиеся подбирают информацию в справочниках, ищут фотографии и рисунки и даже самостоятельно делают аудио и видеозаписи. В этом случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением школьников проявить инициативу сделать что-то самим. Посредством своих работ ребята учатся управлять своей деятельностью и добиваться результатов. В этом возрасте учащимся важно получить оценку не только со стороны учителя, но и своих сверстников. Поэтому необходимо, чтобы учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могли участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. У подростков центр физической и духовной жизнедеятельности перемещается во внешний мир. Общаясь на иностранном языке, учащиеся открывают для себя ценность языка в международном общении.
Таким образом, при обучении иностранному языку учителю нужно развивать познавательную активность школьников. Поскольку именно она является основным стимулом повышения мотивации изучения иностранного языка на данном этапе обучения.
Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием интересов, прежде всего, познавательных. Учащиеся старших классов начинают интересоваться уже определенными областями научного познания, стремятся к более глубоким и систематическим знаниям в интересующей их области.
Для старшеклассника характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность.
В школьный период отмечается общая направленность учащихся старших классов на свое будущее, и все настоящее выступает для них в свете  этой новой направленности их личности. У них формируется собственное нравственное мировоззрение, моральное «Я», которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давлений окружающих.
Для старшеклассника важнейшим условием развития личности является взаимоотношение в школьной среде. Именно взаимоотношение ( или общение) на данном этапе личности является ведущим видом деятельности наряду с учебной деятельностью. В общении происходят основные новообразования. У учащихся 10-11 классов отмечается преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству, престижу. Одной из основных целей и стремлений старшеклассников является установление прочных отношений с окружающими в системе отношений, включающей в себя отношения с преподавателями, одноклассниками, друзьями, семьей.
Большинство старшеклассников стоят перед выбором профессии, перед выбором определенных жизненных ориентиров. Не всегда и не все могут найти свое место в жизни и определиться с выбором будущей профессии. Главная задача психологической службы в школе – помочь старшеклассникам как можно быстрее определиться с выбором профессии, исходя из определенных личностных качеств учащихся; разумно преодолеть возникшие психологические, эмоциональные, интеллект.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44