- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основа профилактики ВИЧСПИДа среди старшеклассников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006667 |
Тема: | Основа профилактики ВИЧСПИДа среди старшеклассников |
Содержание
2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ/СПИДА СРЕДИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 6 В ШКОЛЕ 6 1.1. ВИЧ/СПИД: понятие, история возникновения 6 1.2. Основа профилактики ВИЧ/СПИДа среди старшеклассников. 19 Выводы к главе 1 33 ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СРЕДИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ 35 2.1. Формы и методы профилактики ВИЧ/СПИДа среди старшеклассников 35 2.2. Разработка просветительского тренинга «Остановим СПИД, пока он не остановил нас» 47 Выводы к главе 2 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64 ПРИЛОЖЕНИЯ 68 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Вследствие противоречивых социально-экономических и культурно-образовательных процессов, проявившихся в нашем обществе, началась социальная дезадаптация, девальвация нравственных ценностей, дефицит мотивации к ведению здорового образа жизни. Все это привело к резкому снижению уровня здоровья населения, распространению опасных инфекционных болезней, в том числе и ВИЧ/СПИДа. Особое беспокойство вызывает тот факт, что подавляющее большинство ВИЧ-инфицированных зарегистрировано среди группы лиц в возрасте от 20 до 29 лет и от 30 до 39 лет, то есть среди трудоспособного репродуктивного населения. Распространенность ВИЧ/СПИДа также характеризуется подавляющей уязвимостью молодежи (15-28 лет). Кроме того, среди всех ВИЧ-инфицированных в течение последних лет, наблюдается высокий процент подростков (?2,5-4%). Здоровье нации рассматривается как показатель цивилизованности государства, отражающий социально-экономическое положение общества, а около 75% болезней у взрослых можно избежать благодаря корректировке поведения в детские и молодые годы. Значит, сохранение здоровья детей и молодежи является приоритетной задачей государства, и система образования должна и может играть ведущую роль для ее выполнения и обеспечения оптимальных условий для полноценного развития и роста детей в безопасной и благоприятной среде. Среди приоритетных направлений в профилактике ВИЧ/СПИДа должна стать информационно-просветительская работа с детьми и молодежью, главное внимание в которой сосредоточено на формировании у молодого поколения здорового образа жизни, системы высоких жизненных ценностей, предоставление ей должного образования по вопросам сохранения здоровья, сексуального поведения, путей предотвращения ВИЧ и инфекций, передающихся половым путем. Ключевая роль в данном вопросе принадлежит системе школьного образования, которая обеспечивает массовый охват молодежи. Поэтому профилактика распространения ВИЧ/СПИДа среди учащейся молодежи является одной из центральных задач, которые сегодня стоят перед современным образованием. Анализ научных источников, как отечественных, так и зарубежных, свидетельствует, что в них в определенной степени освещены вопросы мониторинга и организации работы по выявлению и оказанию медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, а также теоретико-методологические основы профилактики ВИЧ/СПИДА среди молодежи и внедрения программ по здоровому образу жизни (Д. Берроуз, О. Вакуленко, Л. Габора, А. Голиусов, В. Беляева, П. Боллини, Т. Лощева, С. Лапаенко, О. Леонтьева, Л. Сущенко, В. Оржеховская и др.). В то же время, анализ исследований научных работ дает основания для вывода, что в них, несмотря на весомые теоретические и прикладные достижения, подавляющее большинство аспектов социально-педагогической профилактики ВИЧ/СПИДа среди старшеклассников изучены недостаточно. Недостаточно практических механизмов реализации профилактической работы среди учащихся общеобразовательных учреждений, учитывающих динамику развития современного мира, многообразие социально-педагогических проблем, а также форм и методов воспитательного воздействия на старшеклассников, адаптированных под современные реалии и требования общества. Итак, актуальность и необходимость поиска эффективных путей решения внешних и внутренних противоречий, вытекающих из природы профилактики ВИЧ/СПИДа, недостаточность теоретической основы и практической реализации системной социально-педагогической профилактики ВИЧ/СПИДа среди старшеклассников, высокая социально педагогическая значимость проблемы, обусловили выбор темы работы «Социальная работа по профилактике ВИЧ/СПИДа среди старшеклассников в общеобразовательном учреждении». Целью исследования является изучения теоретических и практических основ социальной работы по профилактике ВИЧ/СПИД среди старшеклассников в общеобразовательных учреждениях. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи исследования: - анализ изучения ВИЧ/СПИДА на современном этапе; - характеристика основ профилактики ВИЧ/СПИДА среди старшеклассников; - подбор форм и методов профилактики ВИЧ/СПИДА среди старшеклассников; - разработка просветительского тренинга «Остановим СПИД, пока он не остановил нас». Объект исследования – старшеклассники. Предмет исследования – содержание, формы и методы профилактической работы ВИЧ/СПИДА среди старшеклассников. Гипотеза исследования: разработка и внедрение просветительского тренинга «Остановим СПИД, пока он не остановил нас» в общеобразовательных учреждениях будет способствовать повышению эффективности профилактики ВИЧ/СПИДа среди старшеклассников. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, общих выводов, списка используемых источников, приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ/СПИДА СРЕДИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ 1.1. ВИЧ/СПИД: понятие, история возникновения На современном этапе развития нашего общества особую актуальность приобретает весь комплекс проблем, связанных с социальным здоровьем человека, которое является результатом определенного этапа социализации и предметом дальнейшего личностного роста и развития. Переходный период в развитии человечества привел к изменению нравственных общепринятых норм и ценностей. Общество столкнулось с проблемой распространения вредных привычек в молодежной среде и, как следствие, быстрых темпов распространения заболевания ВИЧ/СПИДа. Данная проблема требует безотлагательного вмешательства социальных служб, учреждений и институтов по предупреждению распространения негативных явлений в молодежной среде. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения ВИЧ/СПИД – это вирусная болезнь, препятствующая борьбе организма против инфекций и раковых заболеваний [12]. Инфицированные ВИЧ люди легко поддаются оппортунистическим (вызываются микроорганизмами, которые, как правило, не являются патогенными) и угрожающим для жизни болезням. Эти болезни чаще всего лечатся, однако успешных способов излечения этих болезней в условиях иммунной недостаточности, до сих пор нет. Изучение ВИЧ-инфекции началось зимой 1981 с распознания СПИДа как новой инфекционной болезни. В районе Лос-Анджелеса, в США, среди молодых мужчин-гомосексуалистов были обнаружены больные с редкими заболеваниями – пневмонией, которую вызывают Pneumocystіs carіnіі и саркомой Капоши (идиопатическая множественная геморрагическая саркома) [11]. Как известно, пневмоцистная пневмония изредка случается в домах престарелых, но протекает в нетяжелых формах. В Лос-Анджелесе воспаление легких, наоборот, имело затяжной характер с осложнениями и смертельными последствиями. Саркома Капоши, как известно, представляет собой редкую форму рака кожи. Она развивается преимущественно у лиц пожилого возраста в виде высыпаний на подошвах и других участках тела, протекает длительное время и относительно доброкачественно. Здесь она поражала молодых мужчин, осложнялась метастазами и заканчивалась летально. Специальные исследования показали, что у больных имеют место серьезные нарушения иммунной системы – резкое ослабление клеточного иммунитета. С легкой руки журналистов болезнь назвали синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД) [18]. Такое название неудачно, поскольку больной ничего хорошего не приобретает, а наоборот, теряет иммунитет. К тому же, у подавляющего большинства зараженных наблюдается длительное вирусоносительство без признаков поражения клеточного иммунитета. Сам синдром приобретенного иммунодефицита относится к полиэтиологическому состоянию, то есть может вызываться различными факторами, а не только вирусом СПИДа. Поэтому для обозначения этой патологии все чаще употребляют термин «ВИЧ-инфекция» (ВИЧ – вирус иммунодефицита человека) [18]. Впервые сообщение о новом заболевании было сделано в декабре 1981 года в американском еженедельнике «Ежедневные сообщения о заболеваемости и смертности» [22]. Естественно, что появление нового вируса породило многочисленные теории его происхождения. По мнению некоторых ученых, вирус иммунодефицита человека происходит от вируса иммунодефицита зеленых мартышек. Такой вирус очень близок по своему генному строению к вирусу иммунодефицита человека, который был выделен у одного из видов африканских обезьян. Как могла произойти передача семейного вируса обезьян человеку? Многие племена Центральной Африки охотятся на обезьян и употребляют их внутренние органы и кровь в пищу. Заражение обезьяньим вирусом могло произойти из-за повреждения на коже охотника или при употреблении сырого мяса, мозга обезьян. Ученые высказывают мнение, что преодоление видового барьера могло произойти вследствие мутации обезьяньего вируса из-за радиационного воздействия. В 1950-1960 годы проводились исследования ядерного оружия и в экваториальной зоне земного шара произошло резкое повышение радиационного фона. Допускается и влияние естественного радиационного фона, который в местах залежей урановых руд в некоторых районах Африки очень высок [11]. По другой версии, высказанной рядом ученых [7, 3, 11], ВИЧ был создан искусственно. Еще в 1969 году Пентагоном была разработана программа по созданию бактериологического оружия, способного подавлять иммунную систему человека. В одном из научно-исследовательских центров США методом генной инженерии получали новые виды вирусов. Исследования проводились на осужденных, отбывающих пожизненный срок заключения, в обмен на освобождение по завершении эксперимента. Возможно, их выход на свободу способствовал распространению ВИЧ-инфекции среди населения. Версия построена на совпадении времени завершения эксперимента по разработке такого вида бактериологического оружия и появления первых случаев СПИДа среди гомосексуалистов, и именно в США и странах Центральной Африки. Впрочем, убедительных объективных или документальных доказательств ее подтверждения до сих пор нет. Также существует гипотеза, что вирус передался человеку при разработке американскими учеными из Филадельфии вакцины против полиомиелита. В пользу этой версии говорит то, что очаги эпидемии СПИДа совпали с местами разработки вакцины [14]. Ученые считают, что СПИД – просто новая болезнь, результат изменений, произошедших в обществе. Профессор Шерман, один из ключевых ученых, имеющих отношение к открытию СПИДа, предлагает теорию путешествий [22]. Первые случаи СПИДа обнаружили в 1981 году. Если предположить, что должно пройти десять лет от проникновения вируса в организм человека до начала болезни, следует, что первые случаи инфицирования происходили в 70-е годы. Что происходило в 70-х годах? Человечество начало активно путешествовать. По версии профессора Шермана, могло случиться такое: например, поехали французы заниматься экзотической любовью в какую-нибудь экзотическую африканскую страну. И вирус, который был безопасным для африканцев, стал смертельным для европейцев. А потом, видоизмененный, и для жителей Африки. Аналоги существуют – достаточно безопасные в Европе корь и скарлатина стали смертельными для индейцев. К началу эпохи путешествий у жителей разных континентов был достаточно стойкий иммунитет к местным вирусам. Но активные путешествия человечества нарушили иммунный баланс. За три десятка лет «болезнь XXI века» эволюционировала, как в географическом, социально-экономическом, так и в гуманитарно-политическом плане. Она приобрела интернациональный и общечеловеческий характер, угрожая превратиться в главную угрозу антропогенной безопасности XXI века, как для стабильных обществ, так и для развивающихся стран. За тридцать лет, с того момента как был зафиксирован первый в мире случай смерти от СПИДа, умерло почти 35 миллионов человек. По данным ООН, только в Африке количество ВИЧ-инфицированных в последние годы возросло в 10 раз и сейчас составляет 6 млн. [12]. По официальным данным, количество ВИЧ-инфицированных в постсоветских странах и в Восточной Европе достигло почти 1 млн. человек. Но многие эксперты считают, что этот показатель занижен в несколько раз. Самая сложная ситуация сложилась в России, Украине, Беларуси, Молдове и Казахстане. Если до 1987 года в Украине не было вообще зарегистрировано ВИЧ-инфицированных, то сегодня, по уровню распространения ВИЧ/СПИДа в Европе, Украина занимает первое место. За последние пять лет количество случаев ВИЧ-инфицированных в Украине выросло в 20 раз и сейчас составляет около 400 000. Среди взрослого населения Украины уровень распространения ВИЧ составляет почти 1 процент, что позволяет говорить о предэпидемическом состоянии заболеваемости [40]. Что касается нашего региона, то по предварительным данным, в течение 2015 года в рамках гуманитарных проектов на Донбассе по результатам скрининга быстрыми тестами на ВИЧ было выявлено 495 новых ВИЧ-позитивных пациентов. В 2015 году различными гуманитарными организациями были проведены закупки и совершено 7 поставок гуманитарных грузов территории Луганской и Донецкой народных республик: более 8300000 тест-систем, презервативов, шприцов и т.д., а также 48 182 упаковок препаратов для непрерывного лечения 773 больных мультирезистентным туберкулезом. Указанные масштабные поставки удалось осуществить благодаря поддержке донора – Глобального фонда – и налаживанию эффективного взаимодействия с партнерами – Всемирной организацией здравоохранения (WHO), Международным комитетом красного креста (ICRC), организацией «Врачи без Границ» (MSF). Серьезные трудности в снабжении медицинскими препаратами для лечения ВИЧ-ТБ неоднократно ставили под угрозу жизни почти 8000 ВИЧ-положительных пациентов. Более 500 пациентов заместительной поддерживающей терапии (ЗПТ) в 2015 году вынуждены были прекратить лечение (всего с начала войны в мае 2014 – более 900) из-за решения властей ЛНР об остановке программ, исчерпания запасов препарата на территории, контролируемой ДНР и бюрократических режимных ограничений со стороны правительства Украины. На данный момент только 92 пациента в Донецке все еще продолжают проходить ЗПТ с минимальной дозировкой метадона. Большинство международных гуманитарных организаций, в т.ч. агентства ООН, благодаря сотрудничеству с которыми ранее удавалось поставлять на Донбасс лекарственные средства и расходные материалы, вынуждены были покинуть территорию, находящуюся под контролем ЛНР и ДНР из-за ультимативного запрета на работу. Только в декабре 2015 года удалось возобновить поставки препаратов для лечения туберкулеза на территорию ДНР. Программы профилактики ВИЧ/ИППП (инфекции, передающиеся половым путем) при поддержке гуманитарных организаций продолжают внедряться на Донбассе, где более 25 000 пациентов из числа уязвимых категорий получают соответствующее лечение и поддержку. В августе 2015 более 90 пациентов ЗПТ в Горловке, вынуждены были прекратить лечение из-за полного исчерпания запаса препаратов, по этой же причине в октябре 2015 было прекращено лечение для 54 пациентов ЗПТ в г. Макеевка. Еще в конце мая на основании «несоответствия законодательству ЛНР» была окончательно прекращена ЗПТ на территории Луганской народной республики. На территории, подконтрольной ДНР, в Донецке, продолжает функционировать только один сайт, где 92 пациента получают препарат в минимальной среднесуточной дозировке – 25 мг. Фактически, пациентам проводится долговременная детоксикация со снижением дозы препарата. По имеющимся данным запаса препарата осталось на 1 месяц. Таблица 1.1 Обеспечение препаратами ЗПТ в ЛНР и ДНР (по состоянию на 27.01.2016г.)[40] ДНР ЛНР Всего Разница по сравнению с данными на 28.09.2015 Кол-во пациентов на 01.05.2014г. 759 639 1398 Кол-во пациентов на 27.01.2016 378 193 571 -15 Из-за режимных и нормативных ограничений, введенных правительством Украины в декабре 2014 года, и отсутствия соответствующего разрешительного решения, доставка наркотических препаратов ЗПТ на территории Донбасса были приостановлены. Всего, с начала боевых действий, более 900 пациентов были лишены лечения ЗПТ, преимущественно именно из-за исчерпания запасов необходимых лекарственных препаратов. Запасы бупренорфина в зоне боевых действий окончательно закончились еще в феврале 2015 года. Рис. 1.1. Динамика количества пациентов ЗПТ в ДНР и ЛНР [40] Характерной чертой нынешнего этапа распространения инфекции является то, что ранее ее распространение ограничивалось преимущественно традиционными «группами риска», но сегодня распространение получают случаи появления новых групп – дети ВИЧ-инфицированных, члены их семей и жертвы нарушения норм безопасности в отдельных медицинских учреждениях. Формируются многочисленные «группы риска вторичного порядка», возникновение которых имеет вполне социальную природу. Профилактика и контроль «новых групп риска» осложняется многими факторами: - латентность процесса распространения инфекции среди социальных слоев, которые не относятся к традиционно уязвимым; - усложненность процедуры мониторинга и невозможность контроля за социальной мобильностью «групп риска»; - низкий уровень общественной культуры сосуществования с больными СПИДом; - «тенизация» болезни и социальная «герметизация» людей, от нее страдающих; - недостаточная эффективность работы с ВИЧ-инфицированными, с категориями, имеющими черты склонности к заболеваемости, и близким социальным окружением ВИЧ-инфицированных. Рост нелегальной миграции, распространения наркотиков и развития транснационального секс-бизнеса в сочетании с политическими обстоятельствами (среди них то, что многим странам с низким уровнем экономической состоятельности и высоким уровнем заболеваемости СПИДом придется стать соседями Европейского Союза) создают синергетический эффект для глобального обострения проблемы СПИДа и последующей «европеизации инфекции». К сожалению, осознание этой проблемы еще не носит общемирового политического характера и не привлекает должного внимания общественности. Ведь проблема ВИЧ/СПИДа становится по своей актуальности не менее значимой, чем проблемы экологической и техногенной безопасности. Среди главных последствий «европеизации СПИДа» уже в ближайшие десятилетия могут возникнуть такие кризисные явления, как углубление тенденции к ухудшению общего генофонда и уровня производительности наций; прогрессирующее увеличение объема необходимых социальных расходов, связанных с противодействием угрозе эпидемии на фоне общей тенденции «старения Европы»; появление новых форм социально-политической нетерпимости к социально уязвимым слоям населения (прежде всего, ВИЧ-инфицированным). Все это может привести к появлению крайне негативных и ранее неизвестных общественно-политических явлений. Общественное мнение по ВИЧ/СПИДу, к сожалению, характеризуется [37]: - нетерпимостью к ВИЧ-инфицированным; - порочностью мысли, что больные СПИДом создают угрозу для общества; - уверенностью большинства граждан, эта проблема их никогда не коснется; - уверенностью большинства людей, что ВИЧ поражает лишь наркоманов и проституток. Люди редко задумываются над тем, что подобное бедствие может настигнуть и их самих, и их семью. Хотя сейчас вопрос о том, как вести себя, если близкий человек инфицирован ВИЧ, встает перед многими людьми. Сегодня в мире ежеминутно не менее десятка человек заражаются вирусом иммунодефицита человека. Многие из них, узнав о диагнозе, осознают крах своей жизни и мрачно смотрят в неопределенное будущее. Каждую минуту эти люди сталкиваются не только со своим страхом, но и с непониманием со стороны родственников, друзей, коллег. Современное общество характеризуется достаточно низким уровнем толерантности к людям, живущим с ВИЧ. Однако человек, независимо от его ВИЧ-статуса, прежде всего – человек. Проблема в том, что мы, как и много лет назад, не хотим поверить, что проблема СПИДа и его последствий касается каждого. Именно поэтому 1 декабря – «День борьбы со СПИДом» – переименован в «Международный день взаимопонимания с ВИЧ-инфицированными» [34]. Одним из серьезных препятствий на пути обсуждения вопросов профилактики инфицирования ВИЧ и, особенно, толерантного отношения к людям, которые живут с ВИЧ, становится глубоко укоренённый в обществе страх. В последние годы наблюдается резкий рост различных фобий. Такие страхи способны испортить жизнь, как самому человеку, так и его близким. Люди по-разному относятся к лицам, у которых выявлена ВИЧ-инфекция. Но ВИЧ-инфицированный или больной СПИДом – это человек, наделенный такими же чувствами, желаниями, надеждами, что и здоровый человек. Как правило, люди, узнав, что они ВИЧ-инфицированы, испытывают потребность поделиться с кем-то своими переживаниями, найти понимание и сочувствие, почувствовать себя не одиноким в борьбе со страшным недугом. Только взаимопонимание и человечность всегда были той основой, которая спасала от любой беды. Опасна сама ВИЧ-инфекция, а не ВИЧ-инфицированные. Итак, бороться необходимо с инфекцией, а не с людьми. Доказано, что вирус иммунодефицита не передается от больного здоровому при обычных бытовых контактах, через воздух или через окружающие предметы. Инфицированные дети могут посещать детские сады, учиться в школах. Больные СПИДом и инфицированные могут отдыхать в обычных санаториях, домах отдыха, пансионатах. Основной помощью таким людям становится моральная и физическая поддержка со стороны врачей, семьи, родственников. Главное – не давать больному повода считать, что люди, которые его окружают, его боятся. Больные СПИДом нуждаются в особом внимании, бережном, душевном отношении друзей и родственников. Такое отношение крайне необходимо, потому что эти люди из-за своего болезненного состояния часто бывают подавленными, испытывают различные страхи. Сосуществование с инфицированными ВИЧ для многих людей становится испытанием настоящих человеческих качеств, искренности материнских, дружеских чувств. Каждому человеку важно проявлять сочувствие к ВИЧ-положительным и уметь противодействовать дискриминации и поддерживать людей, которые живут с ВИЧ. Ведь, к счастью, есть ряд факторов, осознание которых помогает планировать меры, направленные на приостановление не только эпидемии ВИЧ/СПИДа, но и эпидемии страхов и слухов, которыми переполнена вся история выявления и развития пандемии. В частности: - пути передачи инфекции известны, ограничены и могут быть контролируемыми человеком; - развитие инфекции можно замедлять медикаментозным путем, так ВИЧ-инфекция переходит в вариант хронической болезни, тем самым продлевая жизнь; - при лечении концентрация вируса в жидкостях организма понижается, что почти исключает передачу инфекции. После 15 лет с момента объявления 1 декабря Днем борьбы со СПИДом, в 2003 году, сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИД, выступила с инициативой изменить название этого дня на «День взаимопонимания с ВИЧ-позитивными людьми» с целью повышения уровня толерантного отношения общества к людям, которые живут с ВИЧ/СПИДом. Итак, 1 декабря – Международный день взаимопонимания с ВИЧ-инфицированными. Это не просто смена названия. Это изменение стало результатом осознания обществом простого факта: бороться надо с инфекцией, а не с людьми. Если 20 лет назад ключевыми понятиями в профилактике распространения ВИЧ/СПИДа были собственно болезнь и борьба с ней, то сегодня мы говорим о людях, которые живут с ВИЧ, то есть ВИЧ + (ВИЧ-положительных) и отношении к ним общества. Дискриминация – стигма, ставшая действием [25]. Дискриминация возможна только благодаря неравному распределению власти и контроля в обществе. Стигматизации людей, живущих с ВИЧ, способствует много факторов. К примеру: - ВИЧ/СПИД – заболевание, угрожающее жизни, а тема смерти вызывает страх; - часто люди, которые недостаточно знают о ВИЧ, ассоциируют его с очень плохим самочувствием и изменением внешности; - ВИЧ – это инфекция, часто встречается незнание путей ее передачи; - ВИЧ больше касается людей, которые чаще всего дискриминируются и находятся в неравном положении в обществе: женщин, подростков, молодых людей, потребителей инъекционных наркотиков и тому подобное. Нельзя спекулировать на чувстве страха и сожаления. Самое главное – предоставить людям мысль о том, что, чтобы защититься от ВИЧ-инфекции, следует придерживаться безопасного поведения и помнить о путях заражения. ВИЧ передается: - через кровь и другие жидкости организма; - при использовании применяемых инфицированными ВИЧ шприцев; - при незащищенных интимных отношениях с ВИЧ-инфицированными; - при переливании зараженной крови; - при рождении ребенка ВИЧ-инфицированной матерью; - при незащищенных контактах с кровью зараженного ВИЧ человека; - через грудное молоко от инфицированной матери ребенку. ВИЧ не передается: - через слюну и пот; - при нахождении в одном помещении с инфицированными ВИЧ; - при сидении за одной партой; - через чихание, кашель; - при пользовании общей посудой, постельным бельем, полотенцами; - при пользовании общими ванной, туалетом, сауной; - через пожимание рук, объятия; - через поцелуи (дружеские); - через укусы насекомых. От страха и стигматизации, связанной с ВИЧ/СПИДом, человечество постепенно переходит к осознанию того, что для приостановления эпидемии нужно не только говорить о ВИЧ-инфекции и о том, как она опасна, а и учиться жить в мире, где носителем инфекции может оказаться любой, жить в мире, где есть ВИЧ. ВИЧ-инфекция давно перестала быть показателем социального образа жизни, зависимости от наркотиков. Она перешла на половой путь развития, и, значит, каждый, кто не задумывается о последствиях неразборчивых связей, автоматически становится под этот дамоклов меч. Как видим, мы все оказались на одной подводной лодке, откуда нельзя убежать и где нужно учиться жить в новых условиях. Во-первых, отказаться от успокаивающего тезиса о том, что подобная беда коснется кого-то, но только не меня. Во-вторых, сломать существующий в обществе стереотип мышления о ВИЧ-инфекции и ВИЧ-положительных людях. Их слишком много, чтобы на каждого наклеить ярлык неприкасаемого, изолировать, вычеркнуть его из числа родных и близких, лишить возможности жить полноценной жизнью. Дискриминация в этом случае не просто нарушает права отдельных людей, но становится барьером для изменения ситуации с ВИЧ в целом. Только взаимопонимание спасет от любой беды. А беда отступит, если успеть ее предупредить. Опасна ВИЧ-инфекция, а не ВИЧ-инфицированные. Вот из этого и нужно делать выводы, изменив собственное невежество на знание, а предубеждение – на понимание. Для предотвращения реализации негативных социально-демографических и социально-политических сценариев глобального распространения СПИДа необходимо использовать современные подходы комплексного и коллективного антикризисного гуманитарного менеджмента. Особый акцент следует сделать на одновременности, согласованности и последовательности мероприятий по противодействию распространения инфекции во всех странах с высоким уровнем заболеваемости и «рисковых странах», являющихся потенциальными эпицентрами ВИЧ-угрозы. Это страны с высоким уровнем нелегальной миграции, низким уровнем социального контроля за ВИЧ/СПИДом, высоким уровнем распространения наркомании, проституции, недостаточным уровнем качества медицинского обслуживания. Если задать вопрос – что до сих пор было препятствием для эффективной борьбы с ВИЧ-инфекцией, то ответ будет вполне конкретный: сужение спектра средств решения проблемы в сугубо локальных медико-пропагандистских мероприятий. Сегодня проблема переросла этот уровень, а потому меры по противодействию угрозе СПИДа должны носить уже не догоняющий, а упреждающий и глобальный характер. Совместные правительственные и общественные усилия сегодня нужно сконцентрировать на проведении широкой просветительско-пропагандистской работы в образовательных учреждениях и СМИ, совершенствовании деятельности местных органов власти, организаций и учреждений по профилактике и борьбе со СПИДом, создании условий для «детенизации» проблемы, сосредоточении внимания на основательной профилактической работе среди старых и новых «групп риска», упрощении доступа к медицинским, социальным и гуманитарным ресурсам. В сумме разрозненных локальных программ и мероприятий, борьба с ВИЧ-угрозой должна превратиться в четкую коллективную стратегию и консолидированную тактику по обеспечению комплексной антропогенной безопасности человечества. 1.2. Основа профилактики ВИЧ/СПИДа среди старшеклассников. На сегодняшний день мировая тенденция свидетельствует о том, что сохранение здоровья человека является одной из важнейших проблем. В современных условиях наблюдается распространение таких негативных явлений среди несовершеннолетних, как: курение, наркотизация, ранние половые контакты; что, в свою очередь, приводит к резкому ухудшению физического, психического и репродуктивного здоровья молодых людей. Одним из путей предотвращения распространения негативных явлений среди несовершеннолетних является включение в систему социально-педагогической работы со старшеклассниками общеобразовательных учебных заведений занятий по профилактике негативных явлений, ВИЧ/СПИДа. Существуют различные подходы к определению понятия «профилактика». Так, по определению В.П. Лютого, профилактика является составной частью любой деятельности и включает комплекс мероприятий, которые должны предупредить ухудшение состояния объекта деятельности и возникновения проблем [15]. А.Т. Барышполец, И.Ф. Ильинская, Б.П. Лазаренко представляют определение профилактики как комплекса мероприятий, направленных на предотвращение у отдельной личности, группы людей или общества нежелательных или негативных явлений [15]. Среди последних особое значение, на их взгляд, имеют негативные явления экологической, социальной, медицинской или смешанной природы. По мнению А.В. Беспалько, А.А. Виноградовой, Т.В. Журавль профилактика – это деятельность, направленная на предупреждение возникновения и развития негативных социальных явлений, социальных проблем и проблем личности [15]. Определение социальной профилактики И.Д. Зверевой, И.В. Козубовского и В.Ю. Керецман основывается, прежде всего, на выявлении неблагоприятных биологических условий, психолого-педагогических факторов, обусловливающих отклонения в психическом и социальном развитии детей, подростков, молодежи, в их поведении, состоянии здоровья и т.д., а также организации жизнедеятельности и досуга молодежи [12, с. 38]. Исследование проблем профилактики позволило Т.В. Семигиной и И.И. Миговичу говорить о профилактике в контексте предупреждения аморального, противоправного поведения, другого асоциального поведения, выявления негативного воздействия на жизнь и здоровье людей и предотвращении такого воздействия [14, с. 123]. Социальная профилактика негативных явлений может осуществляться на уровне всего общества, отдельного региона, макросреды (макроуровень), отдельной социальной группы, учреждения, организации, микросреды (микроуровень), отдельного индивида (индивидуальный уровень). Профилактическая работа на макроуровне реализуется в виде комплексных профилактических программ, кампаний в средствах массовой информации, массовых мероприятий, координированной деятельности сети учреждений и организаций. На микроуровне профилактика осуществляется в виде специальных программ, мероприятий и отдельных действий в пределах учреждений, организаций и по месту жительства. Индивидуальный уровень профилактики – работа, проводимая специалистами и волонтерами с отдельными лицами. Исторически сложились несколько стратегий и моделей профилактики негативных явлений. Стратегии профилактики – это общие подходы к определению основных целей профилактики определенной проблемы и путей их достижения. Что касается негативных явлений в молодежной среде можно выделить следующие стратегии: 1. Стратегия борьбы (устранение негативного явления, проблемы, их рисков и последствий). Проблема или явление признаются однозначно негативными и недопустимыми; профилактика направлена на их недопущение. 2. Стратегия нормализации (ограничение риска, негативного влияния проблемы или явления). Негативное явление, проблема признаются нежелательными, но допустимыми (по крайней мере, частично, при определенных обстоятельствах), профилактика направлена на недопущение (ограничение) их негативных последствий. Модели профилактики на основе определенных научных или бытовых представлений о природе проблемы (негативного явления) определяют цели, содержание и методы ее профилактики. В рамках стратегии борьбы можно выделить следующие модели профилактики негативных явлений в детской и молодежной среде: 1. Модель сдерживания (репрессивная модель). Она базируется на представлении о склонности детей, подростков и молодежи ко всему плохому. Профилактика сводится к запрету определенных действий и видов поведения детей и молодежи, ограничения их личной свободы (запрет посещать определенные места, заниматься «вредной» деятельностью, читать определенные книги или смотреть телепрограммы и т.д.). Основные методы – требования, распоряжения, указания, контроль и наказания. Эффективность сдерживания ограничена: невозможно достичь полного контроля. Начиная с подросткового возраста, запреты могут спровоцировать определенную часть детей на их нарушения. 2. Модель запугивания. Как и предыдущая, базируется на представлении о склонности детей и молодых людей к негативному, рискованному поведению, которое придает особое удовольствие. Остановить их хотят, вызвав страх перед прямыми и косвенными негативными последствиями рискованных действий (возможностью попасть в наркотическую зависимость, заболеть, оказаться в состоянии социальной изоляции, страдать физически и морально, даже потерять жизнь). Информация о последствиях подается в эмоционально-окрашенном виде, опасность преувеличивается. Работа проводится в форме лекций, бесед, кино- и видео лекториев, демонстрации документальных и художественных фильмов, социальной рекламы. Модель эффективна при работе с детьми младшего школьного возраста. Подростки и молодежь, особенно те, кто уже имеет опыт негативного поведения, такую информацию часто воспринимают как тенденциозную и не доверяют ей. К тому же у эмоционально чувствительных лиц запугивание может вызвать невротическое расстройство. 3. Модель утверждения моральных принципов. Причины негативных явлений сторонники модели в....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: