VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Орнаментальные мотивы традиционного эвенского костюма

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002564
Тема: Орнаментальные мотивы традиционного эвенского костюма
Содержание
Содержание

Введение
1 глава. Орнаментальные мотивы традиционного эвенского костюма
1.1.Классификация эвенских орнаментальных мотивов
1.2. Архаичные элементы в орнаментике
2 глава. Сравнительный анализ традиционного костюма и орнаментальных традиций народов Якутии и Северо-Востока России .
Заключение 
Список литературы
Приложение

















Введение
Сделай нормально. Где список литературы?
    Орнамент предназначен для визуального восприятия характера данного объекта, ситуации, события.  Если орнамент является частью предметного мира, в котором мы живем, то произведения искусства – это образ мира. 
    самым таинственным языком культуры каждого народа является молчаливый язык орнамента, символа, который с давних времён считается зашифрованным текстом, своеобразным культурным феноменом нации (Слишком пафосно и эмоционально).Слово “орнамент” образовано от латинского слова “ornamentum”, которое переводится как “украшение”. Он не является самостоятельным произведением искусства, это лишь узор, который в зависимости от характера предмета может быть исполнен  различной техникой и из самого различного материала.
    
     Эвенский орнамент, как и любой другой орнамент, отражает и общие культурные понятия наших предков. Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения. 
    Говоря о костюме  эвенов, следует заметить, что их этногенетические связи,  природные условия проживания, идентичность занятий и культуры привели к созданию однотипной одежды.  Свое понятие о мире древний человек выражал условными знаками, которые становились элементами орнамента, поэтому орнамент имел сакральный характер
    Совокупность орнаментов в традиционном костюме, их обусловленность материалом и формой предмета, в ритме – образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля.В процессе сложения стиля, отражавшего новые художественные идеалы, в прикладном искусстве создаются новые декоративные решения, в нем появляются новые орнаментальные мотивы. Значение орнамента не только в одежде но и жизни древнего человека надо написать. Какое смысловое значение имеет орнамент. Вообще зачем его использовали. По орнаменту можно культурную и этническую принадлежность человека можно узнать. Особенно это было сильно в древнем и средневековом обществе. (вот это распиши нормально. Посмотри как введения в других дипломных пишут) почему именно заинтересовал костюм как совокупность , система отдельных элементов одежды? Почему, например, ты не стала отдельную одежду исследовать?
    Предмет исследования:традиционный эвенский костюм
    Объект исследования:орнамент эвенского костюма
    Цель работы:Выделить и изучить архаичные элементыв традиционном эвенском костюме.
    Задачи:
    1. Исследовать труды исследователей, музейные фонды
    2. Провести классификацию элементов орнамента традиционного эвенского костюма, 
    3. Выделить архаичные элементы орнамента.
    4. Провести сравнительный анализ эвенского костюма и орнамента  народов Якутии и Северо-Востока России.
    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что до настоящего времени не уделялось достаточного внимания изучению орнаментальных традиций в одежде эвенов. Выделение архаичных элементов в орнаментике костюма позволит раскрыть некоторые аспекты в вопросе этногенеза эвенов.
    Хронологические рамки. Хронологические рамки ограничены19 -20 вв. это обусловлено тем, что элементы костюма этого времени наиболее полно освещены в трудах исследователей и образцы костюма сохранились в фондах музеев.
    Источники: 
    1. Элементы традиционного костюма эвенов, хранящиеся в фондах музеев
    2. Археологический материал из фондов МАЭ СВФУ
    3. Архивный материал
    4. Опубликованные труды по материальной культуре древних племен Якутии и Северо-Востока России и эвенов.
    Методология. Сравнительно-типологический, сравнительно-исторический, описательный методы, также, принцип историзма.
    Структура:Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
    Историография изучения. Эвены на протяжении своей многовековой истории создали  культуру северных оленеводов, свойственной и очень важной частью которой является их традиционная одежда.
        До Великой Октябрьской социалистической революции это самобытное искусство почти совсем не заманивало внимания исследователей.
    Изучение материальной культуры коренных народов Якутии приходится примерно к XVIII в. Значительные материалы были собраны  «Камчатскими», экспедициями  I-й половины XVIII в. Большое место в исследовании истории, этнографии и географии Якутии занимают труды участников I-й Камчатской экспедиции (1733-1743гг.) Г.Ф. Миллера, Я.И. Линденау и др. Работа Я.И. Линденау «Описание народов Сибири» является первым исследованием по этнографии охотских эвенов. В его опубликованной работе содержатся этнографические описания хозяйственных занятий, быта, социальных и семейных отношений, культуры, которые Я. Линденау адресует к «пешим тунгусам» или «ламутам», относящихся в основном к осёдлой народности
    Большой вклад внес в изучении материальной культуры народов Якутии участник географической экспедиции под руководством капитана Биллингса (1786-1789гг) Г.А. Сарычев. В результате экспедиции был собран обширный  историко-этнографический и лингвистический материал по эвенам.
    Лучше всего и, пожалуй, полнее всего сказались этнические традиции в художественной отделке предметов эвенской национальной одежды. Еще в XVIII—середине XIX в. многие путешественники и ученые восхищались нарядным костюмом эвенов. Например, академик .А. Ф. Миддендорф характеризовал ламутское (эвенское) шитье как «великолепнейшее», «блистательнейшее». По некоторым данным  енисейский губернатор в 1836 г. сравнивал ламутский кафтан с испанским камзолом, а наряд невесты-ламутки оценивался суммой в  500 рублей.
       И действительно, пристально всматриваясь в эти старинные кафтаны эвенов, полные изящества и легкости, нельзя не удивляться высокому мастерству их создателей.
    В начале XX века В.М. Зензинов, отбывавший ссылку в селе Русское Устье в низовьях реки Индигирки, описал одежду народов Севера Якутии.
       Постепенное изучение народной одежды эвенов началось с 40-х гг. XX века. В опубликованных работах и сборниках по одежде народов Якутии того периода освещались некоторые элементы комплекса традиционного костюма. Одним из пробелов этих исследований является то, что авторы не отличали одежды мужчин и женщин, детей и девушек, пожилых и молодых людей, одежды бытового и производственного, праздничного и ритуального назначения, хотя именно эти признаки, как известно, и образуют в совокупности тот сложный комплекс традиционного костюма, характерный для разных групп населения. Они же и учитывают религиозную специфику, природно-климатические и иные факторы.
      Большая заслуга в деле изучения традиционной одежды северных тунгусов (в том числе и эвенов) и его классификация принадлежат советскому этнографу-североведу Е. Р. Шнейдеру. В своей работе «Искусство народностей Сибири»  он одним из первых обратил внимание на богатейшую фактуру используемого эвенами материала, на относительную простоту их орнаментальных мотивов, состоящих в основном из прямых линий, кружков, эллипсов, зигзага, четырехконечных розеток, «арочек». Из технических приемов Е. Р. Шнейдер упоминает инкрустацию, кантование, оторочку, аппликацию, плетение из ремешков, вышивку оленьим волосом и цветными нитками, шитье бисером.
      Интересные сведения по современному народному декоративному искусству эвенов   содержатся в работах Н. И. Каплан,У. Г. Поповой,А. В, Беляевой, Е. В. Белковой,И. А. Захаровой. Однако в целом это большое искусство все еще остается, к сожалению, недостаточно изученным.
    Красочность, декоративность эвенской одежды отмечал известный русский исследователь Крайнего Севера, этнограф В. Г. Богораз-Тан. Он писал:«Вся  одежда  ламутов   сверкала красными и голубыми узорами вышивок, как цветы на каменных склонах... Кожаные и меховые кафтаны, обшитые  черным,  зеленым  и  красным сафьяном, перемежающимся, в клетку, дорогим алым сукном, маленький кусочек которого покупается пятью белками, четырехугольник передника, вышитый бисером, крашеной лосиной шерстью, похожей на цветной шелк... отороченные красной тканью и полосой черного пушистого меха, обшитые маленькими пунцовыми хвостиками, сделанными из кусочков шкуры молодого тюленя, окрашенными одним из затейливых способов, известных только ламутским женщинам. На шапках, на огнивных и табачных мешках, на меховых сапогах и кожаных штиблетах, даже на колыбели, в которой лежал грудной младенец, на маленьком седле, выглядывавшем из-за полога   и   походившем   на   игрушечное- везде и всюду сверкали затейливые узоры ламутских украшений».
    В 50—60-е гг. ценный вклад в исследование национальной одежды эвенов и их орнамента внес советский этнограф С. В. Иванов. Этим вопросам С. В. Иванов посвятил многие страницы своих двух крупных монографий, где затронул проблемы выявления этнических традиций в народном искусстве, подчеркнул, что орнамент является историко-этнографическим источником в изучении исторического прошлого определенного этноса.
      Богата и своеобразна представлена материальная культура эвенов в коллективном труде «История культура эвенов» .На большом фактическом материале представлена традиционно-бытовая культура эвенского народа. Отдаленность от центра способствовало долгому сохранению традиционной одежды эвенов. Вместе с тем, следует отметить, что в элементах традиционной одежды эвенов угадывается сближение со своими соседями эвенами и другими этносами, что говорит о значительном взаимовлиянии и взаимообогащении культур народов. 
    Достаточно обобщен большой этнографический  материал по изучению типов традиционной верхней одежды и головных уборов народов Сибири в коллективной монографии Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР «Историко-этнографический атлас Сибири».. Следует отметить, что значительное место в Атласе направлено подробному описанию типов одежды.. В Атласе авторами выявлены общие черты покроя верхней одежды и головных уборов народов Сибири и впервые сделана их классификация.
       Отдельными видами материальной культуры народов Якутии занималась Н.Ф. Прыткова. Разработанная ею программа, по изучению народной одежды является своеобразным методическим пособием для изучения исследуемой темы. Автор выделяет различные типы покроя верхней одежды по регионам. Н.Ф. Прыткова считает, что «покрой одежды, т.е. покрой ее стана, является наиболее устойчивым элементом, позволяющий: дать сравнительный анализ всей верхней одежды народов Сибири».В ее работе выделены основные признаки глухой и распашной одежды народов Якутии. Она считает, что распашная одежда была характерна для тунгусов, ламутов и юкагиров, а глухая для чукчей. Последняя была принята частично юкагирами и эвенами тундровой зоны.
       Большой вклад в изучении материальной культуры народов Сибири внесла Г.М. Василевич. Ею была предложена единая классификация обуви народов Сибири, основу которой составили устойчивые признаки характерные для обуви рассматриваемого региона: конструктивные особенности раскроя обуви, используемый материал и его предназначение (бытовая, дорожная, промысловая или праздничная). При этом особенно интересны теоретические выводы автора о существовании большого разнообразия вариантов обуви почти у каждой народности. Г.М. Василевич впервые описала эвенский нагрудник и отнесла его к неотъемлемой части тунгусского костюма.На основе глубокого анализа Г.М. Василевич пришла к выводу об относительной устойчивости типа нагрудника в Сибири. Ею же подробно исследована история развития и распространения тунгусского кафтана.
       В самостоятельный раздел выделены вопросы традиционной одежды эвенов и эвенков в работе С.И. Николаева. Работа написана на основе полевого материала в сравнении с опубликованными работами. Использование автором широкого круга источников позволило дать более целостное представление об традиционном костюме  эвенов. Такого рода описание важно при разработке типологии элементов традиционной одежды. Особое внимание С.И. Николаев уделил изменению традиционной одежды после коллективизации. Он дал представление как о традиционной, так и о современной одежде эвенов и эвенков. Немаловажное значение имеет подчеркнутый автором вывод о практичности ровдужно-меховой одежды перед ватными фуфайками и брюками для оленеводов и охотников.
      Более подробно описана одежда эвенов тюсягирского рода конца XIX -нач. XX века в статье И.С. Гурвич «Эвены-тюсягиры».  Ему принадлежат и другие работы, посвященные народам Севера Якутии.
      Работы многих исследователей содержат краткое описание о народной одежде эвенов, эвенков, юкагиров и других народов Якутии.
       Интересные сведения проведены в работах В.Х. Иванова, З.И. Ивановой, P.C. Гаврильевой и Т.П. Тишиной, помещенных в сборнике статей «Проблемы народного прикладного искусства Якутии».Однако, все статьи в целом посвящены прикладному искусству, традициям шитья, орнаментам якутского народа. Тем не менее, работы этих известных исследователей имеют большое значение в изучении традиционной эвенской одежды.
      Более того, в известном смысле могут считаться как методологические исследования. Эвенской женской одежде посвящена статья С.В. Будниковой и A.A. Бурыкина «Декоративно-прикладное искусство эвенов Охотского побережья» .Работа отличается и тем, что в ней проводятся сравнительные анализы женских костюмов эвенов Магаданской области и Якутии, прослеживаются отдельные моменты взаимовлияния образцов одежды западных, северных и восточных эвенов. Большой вклад внес в изучении современной одежды эвенов A.A. Бурыкин.
    Привлекла внимание работа Л.H. Жуковой «Одежда юкагиров», опубликованная в 1996г. Работа была написана как учебное пособие, но фактически она представляет собой научное исследование. Следует отметить, что в элементах традиционной одежды юкагиров угадывается сближение со своими соседями - эвенами и другими этносами, что показывает о начале процесса взаимовлияния и взаимообогащения культур народов.
       За последние годы опубликовано немало работ по эвенам, но до сих пор нет монографических исследований по материальной культуре эвенов Якутии. Отдельные статьи по некоторым отделам культуры содержатся в журналах «Северные просторы», «Розовая чайка».
    В 2001г. по теме «Традиционная одежда народов Севера Якутии: проблемы сохранения и развития» защитила диссертационное исследование B.C. Акимова. Основным объектом ее исследования являются традиционные виды и типы одежды эвенов, эвенков и юкагиров Якутии. Автором впервые обобщается и систематизируется накопленный этнографической наукой материал по традиционной одежде народов севера Якутии. В работе особое внимание уделено вопросам взаимосвязи и взаимовлияния этнических общностей.
       В том же году издается монография В.Х. Иванова-Унарова «Этнокультурные взаимосвязи и взаимовлияния у народов Северо-Востока Сибири». Систематизируя произведения декоративно-прикладного искусства народов Северо-Востока Сибири (эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей и коряков), автор предлагает типологические модели одежды каждого из этих народов. 
    
    
    
    
    
    
    
    
    


1 глава. Традиционный костюм эвенов
    1.2   Классификация эвенских орнаментальных мотивов
    Здесь нужно выделить по классам (самый простой вариант):
    1 Геометрический орнамент
    2 Растительный орнамент
    3 Зооморфный орнамент
    4 Антропоморфный орнамент
    При изучении орнамента нужно различать орнаментальные мотивы, т. е. те фигуры, простые и сложные, которые, повторяясь, образуют орнамент и орнаментальную композицию, которая образуется из орнаментных мотивов.
    Состав орнаментов в эвенском костюме достаточно богат. При этом рисунок и техника исполнения не всегда жестко связаны между собой. Часть орнаментов вышивается только бисером, другая – оленьим волосом, часть выполняется преимущественно в технике меховой мозаики. Но бывает и так, что один и тот же узор выполняется разными видами техники, хотя основная масса эвенских орнаментов приходится на шитье бисером. Между различными типами техники орнаментирования прослеживается историческая преемственность, но сам мотив при этом сохраняется без изменений. Эвенский орнамент состоит из тех же геометрических элементов, которые характерны для орнамента северо-восточных палеоазиатов, эвенков. Но это не исключает самобытности орнаментального искусства эвенов, отличающегося большим разнообразием и богатством. Своеобразие эвенского декоративно-орнаментального искусства показывает и лексика, когда каждый тип узора имеет свой термин, варьирующий в зависимости от диалекта группы..
       Орнаментальные мотивы эвенов, украшающие их одежду, перчатки, кисеты, переметные сумы и другие предметы из кожи, различны, но преобладающими являются полосы, прямоугольники и концентрические круги.
    На изделиях традиционного костюма в основном применяется полосовой орнамент. Узкие полоски меха, кожи ровдуги и бисера располагают зонально. Чередуясь по фактуре материала, цвета и многократно повторяясь, они производят богатый декоративный эффект. Не только полоски, но и все другие мотивы орнамента, различные комбинации квадратов, прямоугольников, кругов создают полосовой орнамент. Этот орнамент распространен очень широко. Он исполняется различным способом, но чаще всего наносится краской, вышивается оленьим волосом или состоит из накладного цветного бисера. Эвены отдают предпочтение узким полоскам, располагая их зонально. Таких полосок бывает иногда до тридцати. Особенно .богато украшены ими женские нагрудники. Обычно этот орнамент встречается в комбинации с квадратиками и прямоугольниками. Прямоугольники и квадраты нередко образуют более сложные узоры в виде лестниц. Светлые квадраты и прямоугольники чередуются с темными. Несмотря на простоту и однообразие узоров, зональный орнамент благодаря исключительному разнообразию фактуры и тонкому подбору цветов выглядит очень богато. Многочисленные аналогии ему можно найти в искусстве северо-восточных палеоазиатов, эвенков и долган.
    Столь же распространенным является орнамент из кругов, занимающий в искусстве эвенов весьма заметное место. В виде бордюра он встречается на меховой одежде, нагрудниках и обуви, в виде отдельных крупных кругов — на перчатках и мешочках, иногда на головных уборах. Круги всегда концентрические. Они состоят из трех, четырех и большего числа бисерных колец н имеют в диаметре 2—4 см. Одиночные круги значительно крупнее (до 10 см в диаметре). Бисер, с помощью которого они выкладываются, бывает чаще всего белого, черного и синего цветов, но встречается и красный. Круги обычно располагаются на близком расстоянии друг от друга, иногда плотно примыкают и даже сливаются друг с другом. Некоторые вышивальщицы уплощают круги, превращая их в овалы.
    Овалы — несомненно более поздняя форма рассматриваемого орнамента. Сближенные круги и овалы оконтуривают сверху и снизу поясками бисера, состоящими из дуг. Таких поясков с каждой стороны бывает несколько, ивместе с кругами они образуют широкую декоративную полосу.
    Круги встречаются не только в вышивке. Подобно юкагирам эвенкийские женщины для украшения своей меховой одежды, нагрудников и головных уборов широко пользуются серебряными и посеребренными железными пластинками круглой формы. Эти пластинки они располагают на коже, Тмехв или сукне в таком же порядке, как и кружки из бисера , и нередко поясок из бисерных кружков помещается рядом с пояском из круглых металлических дисков. Серебряные диски иногда заменяют медными ажурными бляшками или крупными фарфоровыми бусами белого цвета.
    Следующая группа мотивов эвенского геометрического орнамента хорошо знакома нам по эвенкийскому материалу — это дуги с ромбо- или крестообразными утолщениями на месте их соединения или выпрямленные дуги в виде ромбов на длинных ножках, примыкающих к прямой полоске . Пространство между дугами в эвенском орнаменте, чаще чем в эвенкийском, заполнено концентрическими кружками. Наряду с мотивами, состоящими из дуг с ромбами, встречаются дуги со шпорами на месте соединений, а также фигуры, похожие на язычки.
    Дуги с концентрическими кругами или шпорами, а также дуги, превращающиеся в «язычки», можно рассматривать как мотивы, промежуточные между эвенкийскими и чукотско-корякскими. Образцы орнамента на рис.  7 , 8 являются уже вполне палеоазиатскими. Такие язычки или шпоры в изобилии встречаются у коряков, чукчей, эскимосов и алеутов. 
    Незначительное место занимают в эвенском орнаменте криволинейные узоры, близкие к якутским и, видимо, возникшие под влиянием якутских образцов. Они состоят из парных спиралей и лирообразных фигур.
    Среди эвенских вещей попадаются предметы корякского производства, вместе с которыми к эвенам проникали и мотивы корякского орнамента. Таковы, например, меховая одежда глухого типа (украшенная по подолу широкой декоративной полосой, среди узоров которой имеются ромбы и зигзаг, и обувь камчатских эвенов с узором из мелких квадратиков, вышитых сухожильной ниткой, крупных треугольников из светлой кожи и ромбов, вышитых цветными шелковыми нитками.
    В орнаменте эвенов какие-либо присущие им одним мотивы отсутствуют. Их орнамент примыкает, с одной стороны, к орнаменту северо-восточных палеоазиатов, с другой (в меньшей степени), включает эвенкийские элементы. Эвенам известны также полосовые узоры, которые можно встретить у всех народов Севера.
     
     
      (рис.1)                         (рис.2)
Несколько слов о способе украшения одежды - шитье оленьим волосом , некогда широко распространенном у эвенов. Это техника нанесения на замшу-ровдугу декоративных швов, выполненных крашеным оленьим или лосиным волосом (использовался подшейный волос – нгоелрэ – с зимней шкуры оленя или лося, белый или окрашенный в коричневый цвет). Ширина шва от 3 до 8–9 мм. Интересна особенность техники: замша не прокалывается насквозь и остается совершенно чистой с изнаночной стороны. Ныне встречаются имитации шитья волосом, выполненные цветными нитками.
    Существует как минимум два вида швов, один из них – дылика – дает  совершенно гладкую полосу, для второго – апкача – характерны узелки по одному из краев шва. Набор узоров, вышиваемых оленьим волосом, весьма невелик и заметно отличается от вышиваемых бисером. Чаще всего это длинные полосы, где коричневый волос через 2–3 см чередуется с белым. На некоторых изделиях, чаще всего на клапанах вьючных сумок-мангурок, встречаются вертикальные полоски, с боков и сверху (или снизу), окаймленные полукружьем – по-эвенски этот вид вышивки называется учикин. Очень редко на женских передниках выполнены ряды фигур, напоминающих подкову или прямоугольник с выемкой сверху. Такая вышивка называетсямалтамч – «выумчатый» (рис. 1, рис. 2).
     
     
    Мэрэтикэгчэ (рис. 4) –  «кружки», от эвенского мэрэти «круг», «круглый» (о плоских предметах), – широко распространенный орнамент. Встречается на женских передниках, торбасах, полах кафтанов.
     
      
      рис. 4
    Цветовая гамма орнаментов довольно устойчива, но не неизменна. Традиционные цвета эвенского шитья бисером – белый, голубой, черный и в небольшом количестве красный. Поле, на котором размещается узор, голубое или черное, реже белое; орнамент образует обычно черные или белые линии, красный бисер чаше всего используется в центре отдельных элементов.
      
      рис. 3
    Кокчаликагча –  «копыта», от эвенского кокчин «копыто», – один из самых распространенных декоративных мотивов. Встречается на передниках и торбасах, в отделке кафтанов. Представляет собой черную ломаную линию по голубому полю (существуют и другие цветовые комбинации). Величина угла ломаной линии от 60 до 90 градусов, высота зубцов 2–4 см (рис. 3).
      .
      
      рис. 5
    Один, реже два ряда черных кружков на светлом, как правило, голубом поле. Диаметр кружков 1,5–2,5 см, пространство внутри – одинакового с внешним фоном цвета, в центре – белая, черная или красная бисеринка   (рис. 5).
      
      рис. 6
    Итикагча (рис. 6) –  «личики», от эвенского ити «лицо», – еще один излюбленный эвенский мотив, которым расшиваются и передники, и торбаса, и полы кафтанов. От горизонтального ряда кружков диаметром 1–2 см («лица») отходят вниз под углом примерно 60 градусов две линии, формирующие силуэт человеческой фигурки. Ширина декоративной полосы 2,5–4 см. Цветовая гамма – обычно белое на черном фоне, но могут встретиться и другие варианты, например, черный узор но голубому полю (рис. 7).
      
      рис. 7
    Орнамент имеет большое количество вариантов: кружки могут занимать большую часть полосы, приближаться по форме к горизонтально расположенным овалам или прямоугольникам, один из редких вариантов близко напоминает силуэты человеческих фигурок.
      
      
      
      
      
      
      рис. 8
    Остакагча (рис. 8) – «ноготки», от эвенского оста «ноготь человека», «коготь животного», – довольно редкий орнамент. Встречается на передниках, иногда на торбасах. Линия, образующая прямоугольники со скругленными верхними углами шириной 1,5–2,5 см, высотой 2,5–3,5 см (рис. 9).
      
      рис. 9
    В отличие от названных выше орнаментов остакагча иногда выполняется в технике шитья оленьим волосом. (Женский передник, где этот орнамент вышит волосом)
      
      
      рис. 10
    Утэкэгчэ (рис. 10) – «домики», от эвенского утэн «дом» (дом-землянка или дом русского типа), – этим орнаментом украшают обычно нижнюю часть передников, торбаса, редко – полы кафтанов. Представляет собой ломаную линию со скругленными по верхнему краю углами. Цветовая гамма – темная линия на светлом фоне (например, черная на голубом) или светлая на темном фоне (белая на черном фоне), иногда черная и белая линии располагаются рядом. Высота декоративной полосы 1,5–2 см (рис. 11).
    Часто у орнамента утэкэгчэ верхнее и нижнее пространство, разграниченные ломаной линией, зашиваются бисером разных цветов.
      
      рис. 12
     
      
      рис. 11
    Огэтэ – или огэлтэкэгчэ (рис. 12) –  происхождение названия неясно. Орнамент, очень похожий на мэрэтикэгчэ («кружки») – в том варианте, когда кружки располагаются в два ряда друг над другом. Кружки при этом соединяются в восьмерку. Диаметр кружков 1,5– 2,5 см, высота полос 3–5 см. иногда встречаются два ряда восьмерок, один над другим, разделенные просветом в 1–1,5 см. Мотив может украшать любую часть костюма.
    Конгкэчэ, конгкэчэгчэ, конгкэчэкэгчэ (рис. 13)–  «ромбики» высотой 1,5–3,5 см, шириной 1–2 см (реже поставленные на угол квадратики). Встречается обычно на торбасах, сумках, иногда на передниках или на коротком расшитом бисером поясе энгэнь.
      
      рис. 13
    Мотив для меховой мозаики из разноцветных – темных и белых – кусочков меха, чаще всего камуса. Поэтому при имитации узора бисером он чаще всего тоже двухцветный (рис. 14).
      
      рис. 14
    Встречается преимущественно у восточных групп эвенов, вероятнее всего заимствован ими у коряков.
      
      рис. 15
    Томинукагчна,  конпгэликэгчэ – орнамент из ромбиков, вышитых черным бисером, с белыми крестообразными вставками внутри.Между этими двумямотивами много общего: одинаковые средства осложнения – либо вторая контурная линия другого цвета, либо вставки другого цвета внутри рисунка. Обычное цветовое решение – темный контур на светлом фоне, реже – светлый на темном фоне. Орнамент довольно редкий, встречается на передниках и на коротком поясе женского кафтана энгэнь (рис. 15).
    Атакикагча – «пауки», от эвенского атаки «паук», орнамент в виде крестиков, почти всегда белых, редко голубых на черном фоне. Расстояние между крестиками 1–3 см. встречается на передниках в виде узкой полосы, расположенной горизонтально или окаймляющей с боков и снизу верхнюю или нижнюю часть передника. Орнамент выполнял магическую охранительную функцию: появление паука в жилище эвенов – хорошая примета, паука нельзя убивать, в сказках он всегда помогает людям.
      
      рис. 16
     
      
      рис. 17
    Иннгэчэ (рис. 16) –  от чего образовано это слово, неясно. Орнамент, сходный с атакикагча. Имеет вид звездочек из 5–6 бисеринок одного цвета, чаще всего белого на темном (черном) фоне. Расстояние между звездочками 2,5–5 см. Встречается, как и атакикагча, в виде узкой полоски на передниках, торбасах. Иногда его окаймляют сверху, снизу или с обеих сторон полосы бисерного шитья, в качестве отделки пол женского кафтана.
    Интересен технологией исполнения: звездочки, составляющие его, образуются посредством завязывания узелков на единой нитке (рис. 17).
      
      рис. 18
    Хамча (рис. 18) –  «смешанный», от эвенского хам-дай «смешать, смешивать», – орнамент из бусинок двух цветов – от 1 до 6– 7, нанизанных на одну нитку. Бисер трех и более цветов – эвены на одну нитку никогда не нанизывают. Как и два предыдущих орнамента, является дополнительным элементом отделки или в виде узких полос, окаймляющих другие орнаментальные мотивы, или в виде бисерных полос в одну нитку (рис. 19).
      
      рис. 19
    Иногда несколько расположенных параллельно ниток бисера имитируют шитье оленьим волосом. В этом случае белый и красный бисер воспроизводит цветовую гамму, присущую этой технике.
      
      рис. 20
    Нгунмэр (рис. 20) – «прямой», от эвенского нгун, – нитка бисера какого-либо одного цвета – черного, белого, голубого, красного. Служит средством обрамления узора или заполняют поле, на котором он вышит.
      
      рис. 21
    Нёчэ, нёчэкэгчэ (рис. 21) – «трава», от эвенского нёчэ, – мотив не имеет строго определенной формы. Цветовое решение – обычно темные линии на светлом фоне. Встречается на торбасах, изредка на полах кафтанов. Никогда – на передниках, отделка которых очень консервативна. Иногда на торбасах современной работы бисером вышивается лишь контур орнамента.
      
      рис. 22
     
      
      рис. 23
    Хякитакагча (рис. 22) – «деревца» или «елочки», от эвенского хякита, «дерево (растущее)», «лиственница», – узор, напоминающий стилизованное изображение елочки. Встречается редко. В Магаданском краеведческом музее хранятся торбаса, украшенные этим мотивом.
    Таннгнякагча (рис. 23) – «оленьи рога», от эвенского таннгня, «рог оленя, лося». Узор не имеет канонической формы, обычно выглядит как переплетение темных линий на светлом фоне.
    Встречается нечасто, на женских сумках – авса и разнообразных поделках из бисера. Как и орнаменты нёчэ и хякитакагча, появился у эвенов сравнительно недавно.
      
      рис. 24
     
      
      рис. 25
    Хакмат (рис. 24) – «шахматы», орнамент из квадратиков темного (черного) и белого цветов, имеющий вид шахматной доски. Чаще встречается в технике меховой мозаики из кусочков темного и белого меха квадратной формы. Длина стороны квадратика от 0,5–1 до 3–4 см, обычно их не менее трех рядов (два редко), иногда мотив располагается на изделии в виде нескольких отдельных фрагментов. Бисером вышивается чрезвычайно редко, очевидно, только в виде имитации мозаики (рис. 25).
      
      рис. 26
    Киресэкэгчэ или киресэгчэ (рис. 26) –  «крестики». Довольно редкий тип орнамента, представляющий собой ряд равносторонних крестов, контрастирующих по цвету с фоном: либо черные кресты на белом, либо белые на черном. Ширина линий, образующих крест, 0,5–1 см, ширина и высота крестов 2–4 см. Может вышиваться бисером и в технике меховой мозаики.
    По существу этим и исчерпывается разнообразие. Большая часть предметов декоративно-прикладного искусства эвенов имеет устойчиво традиционные типы отделки и орнаментов. 
     
    1.2.     Архаичные элементы в орнаменте традиционного эвенского костюма
    Изучению процесса становления и развития эвенского орнамента, проблем его классификации способствует обнаруженный археологический материал свидетельствующий о том, что основным занятием носителей ымыяхтахской культуры была охота на диких северных оленей. Эти данные подтверждают высказывание А.П. Окладникова в 40-50-х годах XX в., исследовавшего к тому времени Лену и Колыму. Притом ученый на основе своих наблюдений, пришел к выводу, что хозяйственная деятельность неолитических охотников на северного оленя имеет сходство с круглогодичным занятием юкагиров. Мнения исследователей относительно этнической принадлежности поздненеолитических племен ымыяхтахцев неоднозначны: некоторые связывают их с предками юкагиров (Левин, 1958; Симченко,1976), другие считают их 
прародителями чукчей, эскимосов и коряков (Константинов, 1978; Диков, 1979). По мнению признанного исследователя ымыяхтахской культуры С.А.Федосеевой,  ымыяхтахцы могли участвовать в формировании нескольких современных этносов- юкагиров и северо-восточных палеоазиатов (Федосеева, 1980) Исходя из этого, исследователь высказал мнение о том, что предки юкагиров в Заполярье пришли в эпоху неолита и создали нижнеленскую культуру.
       Как показывают археологические исследования, в заполярной зоне Якутии в общем жизненном укладе древних ымыяхтахцев и юкагиров прослеживаются и другие параллели. Известно, что эвены, эвенки и юкагиры с незапамятных времен носили распашной костюм с нагрудником. Следует упомянуть, что в иччиляхском погребении в низовьях Лены А.П. Ок- ладниковым были зафиксированы остатки нагрудника , аналогичные исследованным в глазковских могильниках Прибайкалья. На стоянке Белая Гора, вместе с ымыяхтахским комплексом, обнаружена береста с изображением нагрудника, свидетельствующая о существовании распашного костюма с нагрудником у носителей ымыяхтахской культуры. Отсутствие следов племен усть-мильской культуры и раннего железного века на Индигирке дает право говорить, что изображение нагрудника оставлено предками юкагиров. Здесь уместно упомянуть, что до XX в. юкагиры свои нагрудники изображали в пиктографических письмах на бересте. На одном из таких писем нарисованы мужской и женский нагрудники.
      Следует указать, что проблема происхождения геометрических узоров, в том числе и эвенских, является одной из самых сложных. Они могут быть : древними и поздними, но похожие на древние, не имеющие с ними связь, и др.
      В числе мотивов, известные в эвенской орнаментике (включая орнамент других  малочисленных народов), имеются простые и сложные дуги, а иногда принимают форму полукругов (рис) , нанесенных механическим методом. 
      Орнаментальные мотивы в виде дуг, могли произойти различным путем.
    Пояски из растянутых зонально расположенных дуг, были известны населению Прибайкалья еще в неолитическую эпоху. Образцы этого орнамента, нанесенные на глиняные сосуды, приведены в работе А.П. Окладникова (1950г.рис). Он выдвинул версию, что следовательно узор из дуг был унаследован тунгусами от их далеких предков, живших в Прибайкалье, который смог сохранится по сегодняшний день.
       Следуем отметить, что у.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44