- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Процесс создания современного костюма с элементами русского народного ансамбля
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012241 |
Тема: | Процесс создания современного костюма с элементами русского народного ансамбля |
Содержание
Содержание Введение……………………………………………………………………….…..3 Глава 1. Теоретические аспекты создания русского народного костюма……6 1.1 Исторические сведения создания русского народного костюма…………..6 1.2 Изображение русского народного костюма в живописи…………..……...10 Вывод по главе 1…………………………………………………………………14 Глава 2. Практические аспекты создания современного костюма с элементами русского народного костюма……………………………………..16 2.1 Развитие русского костюма XX-XXI века…………………………………16 2.2 Моделирование современного костюма с элементами русского народного костюма………………………………………………………………………….20 Вывод по главе 2…………………………………………………………………23 Заключение………………………………………………………………………24 Литература………………………………………………………………………25 Интернет-ресурсы и другие источники……………………………………….26 Приложения…………………………………………………………………….27 Введение Данная курсовая работа посвящена процессу создания современного костюма с элементами русского народного ансамбля. Народный костюм – это неотъемлемая часть истории развития страны, его народа и быта. Он несет огромную историческую значимость, которую трудно переоценить. Русский народный костюм соединял в себе различные виды декоративно-прикладного искусства, традиции покроя изделий и материалов вплоть до их изготовления. Изучением значимости русского народного костюма занимались многие искусствоведы, например, Зараржевская Р.В., Терещенко А.В., Мерцалова М.Н, Быков А.В., Беловинский Л.В и многие другие. Как отмечает Калашникова Наталья Моисеевна, он отражал «не только этническую принадлежность и географическую среду; в ней складывался уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозная принадлежность. Костюм – это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа» [] Основная проблема состоит в том, что удалось сохранить не так много традиционных русских народных костюмов. Но стоит отметить, что в последнее время к нему проявляется все больше внимания. Многие элементы народного костюма используются при моделировании современной одежды. Исходя из темы проекта, целью курсовой работы является теоретическое изучение и рассмотрение практических аспектов создания современного костюма с элементами русского народного костюма. Следовательно, задачи курсовой работы это: * Изучение понятия русского народного костюма, историю и значение; * Исследование теоретических и практических источников по данной теме; * Выявить влияние русского народного костюма на создание модных современных коллекций модельеров; * Создание эскизов современного костюма. Соответственно, объектом исследования является русский народный костюм. Предметом исследования – процесс создания современного костюма с элементами русского народного костюма. В данном исследовании использовались следующие методы: * Анализ искусствоведческой литературы; * Систематизация и обобщение изученного материала; * Рассмотрение различий народных костюмов различных регионов. Структуры курсовой работы: Общий объем работы составляет … страницы Первая глава «Теоретические аспекты создания русского народного костюма» состоит из двух параграфов. 1. Исторические сведения создания русского народного костюма 2. Изображение русского народного костюма в живописи Вывод по главе на странице 15 Вторая глава – «Практические аспекты создания современного костюма с элементами русского народного костюма» состоит из двух параграфов: 1. Развитие русского костюма XX-XXI века 2. Моделирование современного костюма с элементами русского народного костюма Вывод по главе на странице 23 Заключение курсовой работы на странице 24 Список литературы на странице 25. Всего использовано .. источников Интернет ресурсы на и другие источники на 26 странице Приложения к курсовой работе на 27 странице Глава 1. Теоретические аспекты создания русского народного костюма 1.1. Исторические сведения создания русского народного костюма Русский народный костюм – это сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, которой использовался в повседневном и праздничном обиходе. Стоит отметить, что народный костюм также имеет и заметные особенности в зависимости от конкретного региона, назначения (повседневный, праздничный либо свадебный), а также возраста. Народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, который несет в себе определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. В искусстве костюма соединены различные виды декоративно-прикладного искусства: ткачество, вышивка, кружевоплетение, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: различных тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, птичьих перьев, речного жемчуга, перламутра, цветных граненых стеклышек и многое другое. Процесс создания народного костюма – это эстетическое преобразование жизненного опыта в художественные образы, осуществляемое мастерством народа с помощью эстетических идеалов на основе традиций. Одной из характерных черт, свойственных всему народному костюму – это его функциональность. Он не должен сковывать движений, легкий, не жаркий, и в то же время достаточно теплый и может укрыть от непогоды. Другая характерная черта – это конструктивность. Рациональная конструкция кроя того или иного изделия, которая позволяла делать отходы ткани минимальными без режущих предметов. Ткань изготавливали на специальном ткацком станке. Чаще всего уже заранее зная назначение будущего полотна и именно поэтому при шитье не было необходимости подрубания швов и кромок. Основные ткани, из которых изготавливали одежду – домотканый холст и шерсть простого полотняного переплетения. С середины девятнадцатого века появились фабричный шелк, атлас, парча, кумач, ситец, сатин и кашемир. Еще одна характерная черта русского народного костюма – это декоративность. Стоит отметить, что декорация имела и функциональное назначение – она выполняла роль оберега и поэтому орнамент располагался на наиболее важных местах – на вороте, пазухе, обшлагах рукавов и подоле. Огромную роль в русском народном костюме занимает украшение вышивкой. Оно дополнялось тканными узорами, цветными лентами, сочеталось с фактурой ткани и кроем одежды. Символика разнообразных узоров вышивки имела глубокий смысл. Особое значение уделялось соляным знакам, которые символизируют солнце. Ими считается круг, прямой четырехконечный крест, круг с радиусами, круг с вписанным в него крестом. Также это было изображения многочисленных птиц. В вышивке – это «павы» с изящным туловищем и пышным хвостом, более скромные – петухи и иные изображения. Символы плодородия – это различные ромбы. Визуально они напоминали крестьянские поля: ромбы с перекрестком посередине олицетворял засеянное поле либо ромбы с продленными и загнутыми крюками сторонами олицетворяло поле, которое дало свои всходы. Прямолинейность и геометричность орнамента обуславливается тем, что техника тканья и вышивки по счету нитей затрудняла выполнение закругленных линий. Цветовая гамма народного костюма – это не случайное расположение цветов. Так, нижняя – «земная» часть костюма (например, женская понева) темная, а верхняя, связанная с небом и солнцем – белая либо красная. Ткани окрашивались местными натуральными красителями. Различные цвета давали настои коры деревьев, листьев, плодов и трав с добавлением хлебного кваса или медного купороса. Так, преобладание красного цвета в народном костюме связано с тем, что его дает сорняк марены, который можно было легко найти практически везде. Темно-малиновый цвет возможно получить из высушенных и измельченных листьев дикой яблони и конопли. Желтый, охристый и зеленоватые цвета получались благодаря использования конского щавеля, березовых веток, луковой шелухи. Комплексность – еще одна характерная черта. Состав народного костюма являлся определенным и был привязан к своему региону. Так на протяжении многих веков сформировалось несколько типов национального русского костюма. Основными комплексами русского народного костюма являются: * Поневный комплекс, в который входит рубаха с плечевыми деталями, понева, нагрудник, сорока (для женщин) либо повязка (для девушек), пояс, обувь (кожаная либо лыковая). Является самым древнем стилем одежды. Изображение поневы встречается уже в десятом веке. Правда, до пятнадцатого века ее называли просто «набедренная одежда». Начиная с четырнадцатого века поневному комплексу приходят на смену другие костюмы [Приложение 1]. * Сарафанный комплекс, в который входит рубаха, сарафан, передник, нагрудную одежду (например, душегрею), кокошник для женщин либо венец для девушек, кожаную либо лыковую обувь. Так, сарафанный комплекс появляется примерно с четырнадцатого века как мужская одежда – своеобразный кафтан на северо-западе России. Спустя два столетия сарафан становится и женской одеждой, правда, его чаще называли словами, которые отражали особенности конструкции либо материала – например, ситцевик либо крашенник. Уже к середине восемнадцатого века сарафаны носили купчихи и небогатые горожанки по всей стране [Приложение 2]. * Комплекс с андараком представляет собой юбку-андарак, которую надевали с рубахой с прямыми паликами и отложным воротником, жилеткой на шнуровке, широким поясом и головным убором, который напоминал колпак. Стоит отметить, что этот комплекс практически не распространился [Приложение 3]. * Комплекс с кубильком, который представлял собой приталенное платье с длинными рукавами. Его носили с металлическим поясом, рубахой, длинными штанами, вязанным колпаком и наброшенным на него тонким покрывалом. Этот комплекс бытовал в казачьих станицах Дона и Терека [Приложение 4]. * Парочка – это комплекс из юбки и кофты либо цельного платья, сшитый из фабричной ситцевой ткани [Приложение 5]. Характерной особенностью крестьянской культуры – это существование костюмных комплексов, появившихся в разное время. Мужской комплекс шился также из домотканых материалов, также в конце девятнадцатого века начали использовать фабричные ткани. Обычно мужской повседневный комплекс состоял из рубахи-косоворотки с разрезом с левой стороны и портов. С воротником-стойкой мужские рубахи стали шить в конце девятнадцатого века, далее покрой рубах изменился: они стали короче и появились скошенные бочка, сборы внизу рукавов, к которым стали пришивать манжеты. В непогоду поверх рубах надевалась распашная одежда из сукна – своеобразные зипуны, свиты и кафтаны, зимой – овчинные полушубки либо тулупы. Подпоясывали широким шерстяным домотканым кушаком. Зимой поверх портов надевали еще одни штаны из шерсти. Рубахи было принято носить навыпуск и обязательно подпоясано узким поясом, к которому при необходимости прикрепляли бытовые мелкие предметы. На голову надевали войлочную шапку, с середины девятнадцатого века появились картузы. Также зимой носили шапку-ушанку или треух. Обувь – лапти с онучами либо сапоги, валенки одевали по зиме. Детская же одежда и покроем, и орнаментом повторяла взрослый костюм. Главное отличие – изготавливалась из более дешевых материалов и состояла из меньшего количества деталей. 1.2 Изображение русского народного костюма в живописи Изображения русского народного костюма можно найти преимущественно в работах мастеров жанровой живописи. Жанровая живопись – это художественное изображение сцен повседневной жизни как отображение форм жизни народа и окружающей его действительности. Такое изображение может быть реалистичным, воображаемым или романтизированным его создателем. Однако следует отметить, что костюм на картине не всегда может соответствовать реальному комплексу. Бытовая живопись в восемнадцатом веке была малоразвита, так как Академия художеств не считала ее важной. Только к концу девятнадцатого века русская тема в искусстве становится как никогда актуальной. Появляется интерес к этнографическим источникам и многие художники изображают разнообразные сцены. Большой вклад в изображение русского народного костюма вложил союз передвижников (просуществовали до 1923 года), который был вдохновлен идеей народничества. На первый план выходит социальное восприятие русской жизни. Одним из таких художников является Суриков Василий Иванович. Его знаменитое произведение «Боярыня Морозова», которое было закончено в 1887 году. Это одно из самых заметных исторических полотен в истории русской живописи. Целью данной работы было воссоздание конкретного сюжета без театральной игры. Именно в этом произведении уделено большое историческое значение русскому народному костюму [Приложение 6] Далее для художника главной темой обращения к народному костюму становится история его собственной сибирской земли (Василий Иванович был родом из Красноярска) и история русского старообрадчества. Он составил огромную галерею русских портретов своих современниц. Это были знатные дворянки со всей России. Это не просто натурщицы, а скорее его идеал женской красоты русского типа. Например, Портрет Рачковской [Приложение 7]. В этом ему помогает русский платок. Другой художник из Союза передвижников, который внес огромный вклад в изучение русского народного костюма и его историю – Максимов Василий Максимович и его самое знаменитое произведение – «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» 1875 года [Приложение 8]. В этом произведении изображена реконструкция обряда в Тверской губернии. Также замечательные работы, в которых можно рассмотреть русский народный костюм Тверской губернии для женщины, мужчины и даже ребенка – «Слепой кормит мальчика в пустой избе» [Приложение 9] и «Крестьянские модницы» [Приложение 10] Также Репин Илья Ефимович внес свой вклад, хотя тема русского костюма не являлась центральной в его творчестве. Однако, обращение к правильному изображению русского костюма – работа «Царевна Софья» [Приложение 11]. В создании этой работы ему помогал Стасов Владимир Васильевич – историк искусств, архивист и художественный критик. Все попытки реконструкции этого костюма были описаны в личных дневниках художника. Еще один художник-передвижник – Маковский Владимир Егорович, у которого очень этнографичные произведения. Он писал социально крестьянские темы Орловской губернии – например, произведение «Сельский молебен» [Приложение 12], также «Свекор» [Приложение 13], на котором изображена орловская крестьянка в костюме молодухи (его надевали от замужества до рождения ребенка), на голове у девушки сложный многосоставный головной убор «сорока» с алой повязкой вокруг – таким образом очень часто носили фату, в которой были на венчании до рождения первенца в знак памяти об этом событии. Девушка изображена рядом со свекром, который чему то наставляет свою новую родственницу. Маковский Константин Егорович – художник, который начинает вместе с передвижниками идет дальше и развивается. Он был самым богатым художником своего поколения. Если верить записям его дневникам, у него было закончено более тысячи законченных работ. Он был новатор, его осуждали художники-передвижники за отход от демократических и народнеческих идеалов движения. Славу художнику принесли огромные монументальные многофигурные полотна из жизни русской боярской старины. Очень многие его работы существуют в двух-трех вариантах. Часть работ он успешно выставлял в своем американском туре. В конце девятнадцатого века появляется такое понятие, как «русская старина» и это понятие живет везде. Под этим понималась очень размытая эпоха, условно принимали допетровскую Русь. Произведение «Под венец» [Приложение 14] 1889 года изображена допетровская боярская Русь. Это, несомненно, стилизация, потому что если судить по головным уборам, то родственницы невесты должны были съехаться с половины России – на полотне изображены тверские, галичские, архангельские, владимирские головные уборы. Константин Егорович изобразил очень много женщин дворянского круга. На них чаще всего центральное место занимают головной убор – чаще всего кокошник. Так, например, в произведении «Рукодельница» [Приложение 15]. При рассмотрении портрета Зинаиды Юсуповой она позирует в русском костюме из собственной коллекции художника [Приложение 16]. На ней надет очень богатый косоклинный парчовый сарафан из шелка восемнадцатого – девятнадцатого века, рубаха с кисейными рукавами, расшитыми золотом, девичий головной убор, накинутая фата, сзади волосы убраны в косу, жемчужные украшения. Также свой вклад внес художник-акварелист Сергей Сергеевич Соломко, который в настоящее время малоизвестен. Рисует сцены, одетые в стилистику русской старины с костюмами примерно семнадцатого века. У него практически все девушки изображены как очень богатые замужние крестьянки (все девушки в кокошниках, коса- принадлежность девичьего убора и прочее). Это можно увидеть в таких произведениях, как «Залог любви» [Приложение 17] либо «Признание в любви» [Приложение 18]. Именно он становится художником бала 1903 года. Также знаменитый иностранный художник Леон Бакст изображает кокошники. Скорее всего его не интересовали, как его раньше носили крестьянки. Это скорее антураж модного позирования, девушки одеты в модных платьях, которые не похожи на крестьянские; также головной убор одет поверх прическе, которую не пытаются скрыть. Кустодиев Борис Михайлович также обратил свое внимание к русскому народному костюму. Он очень точно изобразил комплексы северных богатых горожанок и крестьянок и использует как театральный костюм. Например, в работе «Катерина» [Приложение 19]. Вывод по главе 1 В результате анализа литературы и других источников можно сделать вывод, что русский народный костюм, развиваясь под влиянием изменения строя жизни, становился все проще: от сложных и многообразных комплексов он в двадцатом веке пришел к простой в изготовлении, шившимся из фабричных тканей костюма. Тем не менее устойчивость народных традиций, продиктованная все теми же условиями жизни и хозяйственной деятельности, способствовала сохранению в значительной части яркого самобытного и сложного по структуре народного костюма. Также стоит отметить внимание, с которым всегда относились к русскому народному костюму. Народные мастера умели превращать обычную вещь в произведение искусства. При этом они добивались огромного разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе. Пожалуй, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства: многообразие форм и образов, незаурядность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего комплекса в целом, изящество декора, вышивки… Помимо музейных экспонатов, благодаря которым становится возможным познакомиться поближе с элементами русского народного костюма, это также возможно с помощью изучения работ многих художников, которые сохранились до настоящего времени. Некоторые работы заслуживают пристального и детального изучения. Глава 2. Практические аспекты создания современного костюма с элементами русского народного костюма 2.1 Развитие русского костюма XX-XI века Среди многочисленных направлений развития моды в костюме хотелось бы выделить фольклорное, использующее элементы народного костюма. Это специфичное направление начало формироваться в начале двадцатого века и использовало мотивы, идеи, образы, приемы кроя и отделку народного костюма. Фольклорный стиль существует наряду с другими направлениями и заимствует из наследия народного искусства то, что наиболее точно совпадает с требованиями времени. В то же время, изделия, выполненные по мотивам народного костюма, имеют довольно продолжительное существование. Если проследить за использованием народных мотивов в проектировании костюма, то можно увидеть периоды равномерного течения, спады и вспышки. Одним из первых дизайнеров, кто использовал элементы народного костюма в своем творчестве, был Поль Пуаре. После поездки в Россию в 1911 году он вводит в моду украинские вышивки и красные сапожки. Даже своих детей он одел в рубашки-косоворотки, а жене сшил костюм, напоминающий армяк. В моде двадцатых годов также можно найти ряд примеров создания модной в то время одежды, в решении которой используются элементы народного костюма. Например, в нарядных платьях использовались силуэтные формы и размещение вышивки, напоминающие крестьянскую рубаху. В этот период в моделях Коко Шанель появились «русские» мотивы – это пальто с меховой отделкой по типу тулупа, блузы и платья из крепдешина, вышитые орнаментами, типичными для русского народного костюма. Особая заслуга в новых вариантах видения бытового костюма, основанного на национальном костюме, принадлежит Ломановой Надежде Петровне. В 1925 году коллекция платьев, выполненная из кустарных тканей, и на выставке в Париже получила Золотую медаль. Тридцатые годы прошлого столетия – время расцвета национальных культур и развития интереса к народному декоративному искусству. Вместо моделирующих лабораторий во главе моды становится Московский дом модели, объединивший лучших художников-модельеров. В эти годы начинается изучение народного декоративного искусства применительно к творческой работе над костюмом. Наиболее детальному исследованию и многообразному использованию подвергается декор рубахи, которая являлась основой любого комплекса в народном женском костюме. Главным композиционным центром этого изделия был плечевой пояс: вышивка у ворота, на груди и рукавах имеет разнообразные варианты. Если проследить за использованием рубашечной формы в разработках дома моды, то можно выделить разные решения: перед и спинка кроятся из целого куска или стан платья имеет продольные линии кроя, проходящие по центру детали, или симметрично по обе стороны средней линии. Связь народного костюма с современным проявляется и в моделировании женской верхней одежды. Например, в моде того времени утвердилась форма казакина. Казаки – это верхняя суконная одежда с длинными рукавами, облегающая фигуру в верхней части и расширяющаяся к низу. Примерно в пятидесятые года наблюдается регулярное обращение к народному костюму. Одной из причин, стимулирующих явление активного использования народного костюма в моделировании в этот период, было чувство патриотизма, усиленное победой в Великой отечественной войне. Разработке одежды по народным мотивам наметился переворот. Новый подход к источнику выражался в том, что кроме декоративного строя народного костюма, в сферу внимания модельеров-художников стали попадать его внутренние закономерности, такие как, целесообразность, зависимость декоративной нагрузки вещей от назначения, возрастная обусловленность построения и оформления костюма и тому подобное. В творчестве художников по костюму этого периода нашли также отражения силуэт, форма и покрой верхней одежды. Наиболее часто использовались такие ее виды, как шушпан, душегрея, свита, кафтан, казакин. В это время на первый план выдвигается функциональная роль общества, а в одежде ее утилитарные качества и целесообразность. В связи с этим, важным моментом в проектировании новых моделей одежды становятся свойства тканей, их пластические и декоративные возможности. Родились образцы тканей с новым видом поверхности, ритмом цветных полос, напоминающие пестрядинные ткани, широко применявшиеся для изготовления народной одежды. Стали вырабатываться одежные льняные ткани, как гладкой окраски, так и многоцветные. Своеобразные рисунки тканей художникам подсказали памятники древнерусского зодчества с деревянной домовой резьбой. Вышивка и отделку отходит на второй план. Чаще всего вышивка располагается по отлету воротника или краю горловины, в меньшей степени на рукавах и низу изделия. Также изменяются формы проявления народного костюма в современной одежде. Они становятся многообразнее и захватывают не только костюм, но и обувь, украшения и дополнения к нему. Характерной особенностью для данного этапа является то, что народные мотивы используются художниками по принципу дифференциации (происходит избирание какого-нибудь одного прообраза), то есть стали глубоко анализировать не только декоративное решение народного костюма, но и его смысл, назначение, зависимость употребления тканей, покроя и декора от функциональной роли вещей. Национальное своеобразие перестало противопоставляться современному модному костюму. В начале шестидесятых годов прообразом многих вариантов решения костюма явились строй и лаконизм русских сарафанных форм. Сарафанная форма стала не только фактом обновления моды, но и пунктом перехода к новым силуэтным формам в костюме с узким по линии груди и широким по линии низа. В мире моды распространение такой формы не случайно было названо «стиль а-ля-рюсс» - то есть русский стиль. В следующем десятилетии фольклорный стиль в костюме набирает все большие обороты. Чувствуется некий «декоративный азарт» в применении одновременно в одной модели однотонных тканей и тканей с мелким рисунком, ручной и машинной вышивки, цветных беек и кантов. Анализируя использование народного искусства при проектировании костюма в конце двадцатого столетия нельзя не отметить творчество Вячеслава Зайцева. Трудно перечислить и описать все модели, созданные им под влиянием русского искусства или русского народного костюма, так как в его коллекциях одежды постоянно присутствуют народные мотивы. Не случайными были коллекции «Русские сезоны в Париже» (1988 г.), «Ностальгия по красоте» (1992-1993 гг.) «Воспоминание о будущем» (1995 г.). В них воплотилось то, чем ценна эстетика русского народного костюма, отражающая единство человека с природой, простота кроя и пропорций, ясность линий. Использование чистых открытых тонов в цветовой гамме коллекций тоже проявляется как внутренняя связь с народными традициями. В первое десятилетие наступившего столетия инженерами и дизайнерами швейной промышленности идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учетом современных условий. При этом национальные мотивы в наиболее интересных современных моделях больше угадываются, чем акцентируются. Разные авторы при создании композиции современных моделей используют разные принципы, присущие народному костюму. Это могут быть, например: * рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен; * согласованность конструктивных линий и распределения декора; * яркая цветовая гамма, включающая в себя определенное количество цветов; * о декоративность; * единство утилитарности и красоты. 2.2 Моделирование современного костюма с элементами русского народного костюма В настоящее время ценится одежда, которая отличается национальным своеобразием или украшенная элементами народного костюма. Поэтому в качестве творческого источника в работе было выбрано народное творчество регионов России. В процессе ознакомления с народными комплексами и костюмами были изучены следующие аспекты: * декоративную составляющую, а именно: орнаментальные композиции, используемые при украшении костюма, по виду построения и жанру; их значение и смысловые функции; месторасположение орнамента в костюме; отделку как композиционный элемент костюма не имеющий практического назначения (вышивка нитью и лентами; отделка тесьмой, кантом и каймой; отделка различными видами кружев; мех; и т.д.), определяя характер, место и количество; * применяемые материалы: физико-механические свойства, основные цветовые гармонии, используемые в костюме и в орнаменте; качественное и количественное сочетание фактур; * конструктивную основу: покрой, особенности поперечного и продольного членений. Таким образом, основой для идейного вдохновения стал женский костюм Кадниковского уезда Вологодской губернии XIX века. Главным материалом для изготовления одежды был лен. Также его часто красили и наиболее распространенные цвета – красный и синий, белый. Реже – коричневый, зеленый, охристый и желтый. Обязательным атрибутом Кадниковского уезда – это вставки орнаментального ткачества и мерного льняного кружева. Чаще всего они украшали подолы рубах и передники. Помимо домотканого полотна также для изготовления костюма использовалась покупная ткань – ситец, коленкор и другие хлопчатобумажные ткани, шелк и порча. Чаще всего изделия из такой ткани носились в выходной либо праздничный день. Рубаха составляла основу костюма в XIX веке. Верхняя часть – воротушка – были двух типов: с высоким обтягивающим воротом либо открытым. К воротушке на талии пришивался стан – отрез из белого домотканого холста. Его украшали к низу ткачеством с атласными лентами либо кружевом. Поверх рубахи надевался сарафан. В XIX веке он был косоклинный. Чаще всего он изготовлялся из пестряди, набивной ткани (ткань, поверх которой было украшение печатным рисунком, преимущественно, ручным способом)[Приложение 20]. Под подол подшивали холстину. Пояс являлся обязательным элементом одежды. Повседневный пояс отличался меньшей длиной, скромной отделкой и отсутствием баклушек – своеобразных кисточек. Поверх сарафана либо юбки надевался передник, изготовленный из холстины, выкрашены и вытканные мелкими клетками белого цвета. Головной убор незамужних девушек в XIX веке испытывал городское влияние. Часто использовали повязку – традиционный девичий головной убор в виде широкой полосы шелка или парчи, покрывающий лоб, закрепленной на затылке завязками, украшенной лентами и цветами. Также девушки надевали поверх головы платок, преимущественно из шелка и являлся обязательным элементом одежды[Приложение 21]. Таким образом рассмотрев основные элементы Кадниковского костюма, можно приступить к моделированию современного. Костюм будет состоять из рубахи с высоким воротом из льняной ткани белого цвета. Рукава украшены оборкой и вышивкой из красных нитей. Сарафан косоклинный из будет изготовлен из пестряди либо другой натуральной ткани, похожей на нее красного цвета. Пояс красного цвета с баклушами и традиционным узором ручной работы. Ширина – примерно 3-4 см, длина – 1,5-2 метра. Передник из белой льняной ткани, украшенный набивкой красного цвета и кружевом. Примерные готовые работы можно посмотреть в Приложениях 22,23. Нитки для шитья в том виде, в котором они существуют в настоящее время, появились лишь в средние века с изобретением ткацкого станка и ленточной машины, что позволило производить более тонкую пряжу. Именно в то время возникло изречение: шей тем ее материалом, из которого выработана ткань. Использование ниток в качестве основного материала для соединения отдельных деталей одежды исторически относится к ещё более древним временам, чем период изобретения текстильного волокна. Следовательно, если основным материалом для изготовления будет натуральная ткань (лен), то и нитки необходимо взять льняные. Поскольку нитки-мулине также в основном состоят изо льна, то их можно использовать для изготовления набивки ткани и изготовления традиционного пояса. Кружево можно также сделать с использованием тонких хлопчатобумажных нитей при помощи небольшого крючка – размер крючка 0,5 мм. Для изготовления такого костюма на 44-46 размер понадобится примерно 20 метров ткани шириной около 2 метров. Эскизы готового изделия можно посмотреть в приложениях 24-29. Вывод по главе 2. Таким образом, можно сделать вывод, что костюм – это особый объект творческой деятельности художника-модельера. Интерес к русскому народному костюму не утихает и на сегодняшний день. Для создания костюма используются самые разнообразные материалы, наделенные различными качествами – цветом, фактурой, рисунком и др. Был рассмотрен традиционный женский костюм Кадниковского уезда Вологодской губернии, несущей в себе определенную идею, образное содержание, структуру, обусловленное назначением Заключение Список литературы Интернет-ресурсы и другие источники 1. https://www.booksite.ru 2. http://rusnardom.ru/category/russkie-traditsii/ 3. https://www.youtube.com 4. https://ru.wikipedia.org 5. https://e-koncept.ru 6. http://cultinfo.ru 7. http://smallbay.ru/article/history.html 8. https://www.perunica.ru/tradicii/ 9. http://ruvera.ru/gallery/kollekciya_narodnoiy_odejdy 10. Лекции и выступления Боровского Андрея Приложения Приложение 1 3 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: