- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ первобытного костюма и разработка на его основе коллекции современной одежды
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011890 |
Тема: | Анализ первобытного костюма и разработка на его основе коллекции современной одежды |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» Институт истории и культуры Кафедра дизайна и НХК ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к КУРСОВОЙ РАБОТЕ по дисциплине «ИСТОРИЯ КОСТЮМА» Тема: Анализ первобытного костюма и разработка на его основе коллекции современной одежды Группа: ДЗ – 21 ФИО студента: Махова В. Научный руководитель: Чеснокова О.С. Работа допущена к защите:_________ Чеснокова О.С. «___»_______ 2017г. Елец – 2017 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Анализ источников творчества……………………………………………5 Краткая характеристика исторического периода ………………...5 Характеристика первобытного искусства………………………. 10 Эстетический идеал красоты в первобытный период……………………14 Анализ исторического костюма изучаемого периода в соответствии с темой……………………………………………………………………………. 16 Анализ общих закономерностей первобытного костюма……… 16 Характеристика модных аксессуаров, цветов, материалов, декора…………………………………………………………………………… 22 Конструктивные решения исторических костюмов рассматриваемого периода……………………………………………………. 29 Обоснование выбора костюма для макетирования……………. .33 Анализ и проработка макета исторического костюма……………………33 Конструктивный анализ проектируемого костюма………………... 33 Выбор материалов…………………………………………………… 34 Заключение……………………………………………………………………… 35 Список используемой литературы……………………………………………. 37 Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. Введение Исторический костюм, его всевозможные формы, пластичность линий, цветовые решения, являются неотъемлемой составной частью исторического общества. Наряд складывался и утверждался разными временами, впитал в себя дыхание не только той эпохи, в которую был создан, но и предыдущих столетий. В настоящее время открытие археологами раскопки показывают, что одежда начала свое существование на самых первых этапах усовершенствования человеческого общества (40-25 тысяч лет тому назад). Одежда, как и всякий предмет, декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе не только красоту и целесообразность. Фигура тела человека и образ жизни его определили первые простые виды одежды. Современные ученые психологии первобытных людей все больше и больше приходят к этой мысли, что причиной появления одежды стал страх. Страх оказаться голым перед лицом самой опасности. Именно он «страх», причины которого скрыты в глубинах нашего подсознания, и стал основой происхождения одежды. Усвоение человеческой психологии крайне важно для того, чтобы понять, почему история одежды развивалась именно так, как это происходило, а никак иначе. Актуальность курсовой работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к возникновению одежды, ее функций в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Целью работы является анализ первобытного костюма и разработка на его основе коллекции современной одежды. Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать источники творчества. 2. Раскрыть особенности эстетического идеала красоты рассматриваемого периода. 3. Осуществить анализ исторического костюма изучаемого вида в соответствии с темой. 4. Проработать макет исторического костюма. Источниками информации для написания работы по теме «Анализ костюма первобытного человека» послужили базовая учебная литература, теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Анализ костюма первобытного человека», справочная литература, прочие актуальные источники информации. Анализ источников творчества. Краткая характеристика исторического периода. Открытия археологов показывают, что одежда появилась на самых первых этапах развития человечества. Уже в эпоху палеолита (древнекаменный век) человек умел, пользоваться костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные природные материалы - листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им необходимую ему форму. [4,c.108]. В начале мезолита (10 – 8 тыс. до н.э.) происходит смена погодных условий. Племена были вынуждены искать себе новые источники пропитания, приспосабливаться к новым условиям жизни. Происходит переход к производящему труду, появляется хозяйство, так же они занимаются земледелием. Вместе с тем выделяются и ремесла. В этот нелегкий период появились новые изобретения это веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды (иглы из костей рыб и животных или металла). В последствия изменении климата возникла нужна в защите тела от холода и выпадающих осадков, что привело к появлению одежды из шкур. В след за этим появляется обувь и дополнения к одежде. Первое появление обуви считают северные и горные районы. Форма (сандалии, чулки из привязанных к ногам шкур) конструкция обуви зависела от условий и места обитания человека. Самая простая туфля получалась из прямоугольного куска кожи, затянутой на подошве. Для изготовления обуви использовали кожу, кору, камыш, папирус, солому, войлок и дерево.Самым древним элементом одежды является пояс. К нему крепились орудия труда, оружие, кошельки и другие необходимые предметы. В последствии на основе ремня возникла идея создания кармана, сумки и передника. [5, c. 180]. Истории одежды первобытных людей эпохой неолита (новый каменный век), начало которого считается V-III тыс. до н. э. В это время человек уже обладал различными навыками для создания гардероба и в археологи находят самые разные виды одежды: безрукавки, рубахи, чулки. Кроме того, появляется одежда из ткани (до этого времени одежду шили только из шкур убитых ими животных), а к середине неолита появляются и такие почти современные элементы как распашная (расстегивающаяся посередине рубаха). Шкуры животных послужили основной деталью для создания ткачества. Они обрабатывались разными способами (в зависимости от региона), для придания прочности, непромокаемости или мягкости. Если с кожи жирового задублевания снимали верхний слой, то получали замшу. У народов, занимающихся собирательством, была так же известна одежда из специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. У некоторых народов Африки, Индонезии и Полинезии такая ткань из коры дерева называлась «тапа». Ее украшали разнообразными узорами с помощью краски, наносимой специальными штампами. Для создания одежды использовали и самые различные волокна растений (банановый луб, волокно конопли и крапивы, лен). В самом начале из них плели корзины, навесы, сети, веревки, а затем простое сплетение стеблей, волокон растений или меховых полосок перешло в ткачество. Для него требовалась длинная тонкая и одинаковая по толщине нить, сшитая из различных волокон. В эпоху неолита появляется еще и веретено (принцип действия – скручивание волокон). Чуть позже был создан ткацкий станок. Человек с появлением ткани пытался разными способами закрепить ее на теле. Сама форма одежды и способ ее прикрепления зависели от свойства ткани т.е. грубые и жесткие ткани делались не сложные по конструкции формы, а пластичные и тонкие ткани позволяли создавать сложные силуэтные формы. [4,c.110]. Одежда стала разделяться по характеру кроя и способу ее ношения. В зависимости от региона, применяемых материалов одежду по-разному крепили на фигуре: - драпировали на фигуре (Греция, Рим); - обертывали тело (Египет); - делали прорези для головы, образуя пончо (Ассирия, Латинская Америка). Постепенно создается крой. Форма такой одежды была ближе к форме тела человека т.е. создавала прилегающий силуэт. Из целого полотнища затем выделялись рукав, лиф, юбка, различные детали. Таким образом, древнюю одежду можно подразделить на три типа: - несшитая (некроеная), созданная из одного куска ткани. Такая одежда обертывала тело и драпировалась, скалывалась булавкой, а затем завязывалась или удерживалась поясом (Египет, Рим, Древняя Греция). - шитая (типа туники), созданная из ткани с отверстием для головы, рук, ног. После, к такому типу одежды стали пришивать рукава, что придало развитие рубашечному покрою одежды (Восток, народы севера, Средняя Азия). - комбинированная (подкроенная), изображала прямоугольник с закругленными краями или круг с отверстием для головы. Это тип пелерины лил пончо (Индия, Южная Америка). По характеру кроя так же можно выделить пять видов одежды: конструкции из прямых полотнищ; конструкции, имеющие треугольные вставки; конструкции с цельнокроеными рукавами; конструкции с отрезными рукавами и кокеткой; конструкции с отрезным лифом и рукавами. Важную роль играли и украшения, являясь при этом таким же древнейшим видом одежды, как и грим. Украшения имели ряд функций; - магическая (амулеты и обереги); - социальная (обозначение положения человека в племени); - эстетическая (выражение представлений о красоте); - информационная («говорящие» ожерелья, при отсутствии письменности). Такие первобытные украшения создавались из различных материалов: кости животных и птиц, а иногда и человеческие, клыки и бивни животных, зубы летучих мышей, клювы птиц, раковины, сушеные плоды и ягоды, перья, кораллы, жемчуга, металл, камни. [4,c.115]. Рис .1. «Украшения первобытных людей» Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка. Они выполняли защитную, магическую, информационную (принадлежность к роду, общественное положение, заслуги) и устрашающую функцию. . Рис. 2. «Татуировки первобытных людей» Раскраску наносили при помощи грима, который представлял собой смесь жира и краски. Макияж бил известен людям уже в каменном веке. В период палеолита было известно около 17 красок. Самые основные: белила (мел, известь), черная (древесный уголь, марганцевая руда), охра, которая позволяла получать различные оттенки от светло-желтого до оранжевого и красного. Раскраска своего тела и лица считалась магическим обрядом, часто она являлась особым признаком взрослости и впервые наносилась во время обряда инициации (посвящение мальчика во взрослые полноправные члены племени). Татуировка представляла собой вырезанный или наколотый на коже узор и, в отличие от раскраски, была постоянным украшением. Важное значение уделялось прическе и головному убору. Считалось, что волосы, главным образом длинные женские, обладают магической силой. Поэтому у многих народов существовал запрет для женщин показываться на людях с неприкрытой головой. Изменение прически всегда означало изменение какого-либо положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор считался знаком священного совершенства и высокого положения в обществе. [4, c.120]. Характеристика первобытного искусства. Первобытное искусство, несмотря на свою внешнюю простоту и скромность, имеет большое значение в истории человечества в общем. Прогресс различных его целей сопровождался тысячелетиями, а в некоторых регионах планеты – к примеру, в Австралии, Океании, некоторых государствах Африки и Америки – оно существовало и в ХХ веке, заменив своё название на «традиционное искусство». [6, c. 75]. Изобразительное искусство. Самые древние памятники первобытного мира относятся к древнекаменному веку – палеолиту (приблизительно 40 тыс. лет до н. э.). В основном это были наскальные росписи на потолках и стенах пещер, в подземных гротах и галереях Европы, Северной Африки и Южной Азии. Ранние рисунки были просты и элементарны , они отображали только то, что человек видел в своей повседневной жизни: животных, отпечатки человеческих рук, вымазанных в краске, и т. д. Для живописи они так же использовали земляные краски, охру, черный марганец, белую известь. По мере развития искусства первобытного периода рисунки становились богаты и многогранны, усложнялись сюжеты. Рис. 3. «Изобразительное исскство первобытных людей» Резьба. Так же как и живопись, усиленно развивалась резьба по камню, дереву и кости, люди старались изготавливать полноценные статуэтки. Чаще всего это были животные: медведи, львы, мамонты, змеи и птицы. Создавая такие фигурки, люди пытались как можно точнее передать силуэт, фактуру шерсти и т. д. Считается, что статуэтки служили нашим предкам в качестве амулетов, оберегали их от злых духов. [6, c. 77] Рис. 4. «Резьба по камню первобытных людей» Архитектура. После того как произошла произошла так называемая неолитическая революция. Всё большее количество племён избирали оседлый образ жизни и нуждались в постоянном и надежном своем жилище. В зависимости от места обитания того или иного племя, появлялось множество новых типов домов – на сваях, из высушенного кирпича и т. д. [6,c.72]. Рис .5. «Дом первобытного человека» Керамика. Самое важное в истории искусства первобытного мира занимают керамические изделия. Впервые их также начали изготовливать в эпоху неолита. Использовать доступный и простой в обработке материал – глину – люди это научились делать еще задолго до того как, в палеолите, однако по-настоящему красиво выделывать посуду и другие изделия из него они стали намного позже. Постепенно создавалась а затем и появлялось всё больше новых форм (кувшины, чаши, миски и другие), почти каждый предмет украшали с помощью нарисованных или высеченных орнаментов. Самым ярким примером этого искусства первобытного мира можно считать Трипольскую керамику. Роспись на различных изделиях этого народа отображала реальность во всём её разнообразии. [6, c.74]. Рис. 6. «Трипольская керамика» Эпоха бронзы. Рассматривая формы первобытного искусства, следует обратить внимание и на бронзовое литьё, которое ознаменовало собой начало совершенно новой эры в истории развития человека. Именно в этот самый период времени появляются мегалитические сооружения (менгиры, дольмены, кромлехи), которые, по мнению историков, несли в себе религиозный подтекст. Как правило, мегалиты располагались поблизости от мест захоронения. [10, c. 191]. Рис. 7. «Бронзовое литье древнего человека» Украшения. На протяжении всех этих этапов древние люди стремились украшать себя и свою одежду. Украшения изготавливались из всех подручных материалов: ракушек, костей добычи, камня, глины. Позже со временем, научившись обрабатывать бронзу, железо и другие металлы, в том числе и драгоценные, они научились умело делать ювелирные изделия, которые и по сей день радуют нас своей красотой и изящностью. Искусство первобытной эпохи имеет важное значение, ведь именно с его появлением часто связывают с сильнейшим скачком в эволюции, навсегда отделившего человека от зверя. [10, c. 192]. Рис. 8. «Украшения первобытных людей» Эстетический идеал красоты в первобытный период. Во все времена существовал общий эталон женской красоты, в представлениях образа идеальной женщины. Все попытки найти каноны красоты (начиная c древнегреческого "золотого сечения" и заканчивая современными расчетами) никогда не приводили, и вряд ли приведут, к какому-то общепринятому идеалу. Эпоха и национальный склад ума всегда вносят в термин идеала красоты и изысканности свои собственные поправки. Женской красоты это касается в первую очередь, ведь ее понятие во многом основывается на эротике. А ведь в этом плане нет ничего хуже постоянности, даже если оно совершенно. Взгляд о женской красоте менялся последовательно. В этом смысле история человечества представляет собой длинную цепь прекрасных превращений, начало которых идет из каменного века. Остановимся лишь на нескольких самых ярких и характерных моментах, которые нашли богатое воплощение в искусстве. Но даже их достаточно, чтобы показать всю условность идеала. [8, c. 29]. В своих представлениях об идеале женской красоты первобытные люди были предельно практичны. Главная их забота - продолжение племени. От этого на женщину они смотрели как на машину по производству и выкармливанию потомства. Поэтому идеальный образ женщины-прародительницы, которой поклонялись наши предки, был такой. Она имела широкое, крепкое и упитанное тело с огромной грудью, которой она должна вскармливать крепких и здоровых детей - будущее племени, гарантию его продолжения. [8, c. 25]. Первыми произведениями искусства были именно женские фигурки. Археологи прозвали их "палеолитическим Венерами". [8, c.27]. Рис. 9. «Палеолитические Венеры» Лицо, руки и ноги, как правило, даже не намечались, зато первобытный художник богато наделил фигурки богатыми женскими признаками — обвисшими грудями, резко выделенным, свисающим до колен животом и большими бедрами. Однако, это не значит, что все женщины палеолита представляли собой подобные "туши". Да и вряд ли эти фигурки были канонами красоты. При изготовлении "Венер" художником двигало не столько эротические, сколько культовые мотивы: выражалось уважительное отношение к зрелой женщине, "сосуду" для беременности. Учитывая, что жизнь людей эпохи палеолита была тяжела и опасна, такие "плодородные" женщины, дожившие до зрелости, были в большой цене. Исходя из более поздних наскальных изображений, первобытные женщины были стройны, мускулисты и мало чем отличались от мужчин. Анализ исторического костюма изучаемого периода в соответствии с темой Анализ общих закономерностей первобытного костюма. Эпоха мезолита возникла раньше всего на Ближнем Востоке около 15 тыс. лет назад, и уже около 12 тыс. лет назад сменился докерамическим неолитом. На большей части Европы мезолит был заменим неолитом около 5 тыс. лет до н. э., дольше всего он сохранялся в районе Балтийского моря и Финского залива. Ряд культур мезолитического типа исчезли относительно . Мезолит (др.-греч. ????? — средний + ????? — камень), средний каменный век — период между палеолитом и неолитом. Термин «эпипалеолит» обычно используется для описания мезолитических культур за пределами Северной Европы. Рис. 10. « Первобытный человек» [5, c. 183] Археологически мезолит был выделен по появлении в этот период каменной индустрии, в которой использовались каменные орудия c составными лезвиями из кремня или обсидиана, а также микрорезцы и другие типы микролитов. Шлифовка уже была на то время известна, но употреблялась редко. В это время происходит несменяемое распространение лука со стрелами, которые, были изобретены ещё в предыдущую эпоху. Это связывают с пришедшими изменениями в охотничьем промысле. О рыболовстве свидетельствуют гарпуны и рыболовные сети. Так же с камнем, широко использовалась и кость, например, для наконечников стрел и других орудий. Гончарство почти нигде не использовалось. Имеются находки деревянных изделий, в том числе, и транспортных средств — лодок-долблёнок и плотов. В этот период была выведена собака, которая могла помогать в охоте и в качестве сторожа. Начало мезолита связано с завершением последнего оледенения в Европе «Ледникового периода», что вызвало недостачу пищи, затронуло большинство культур европейского региона Мезолит возник в конце плейстоцена, закончился с распространением земледелия, которое существовало в разных географических местностях в разное время. В некоторых областях (таких, как Ближний Восток) земледелие уже использовалось в конце плейстоцена, и поэтому мезолит там был скупой и почти незаметным. В результате окончания этого тяжелого периода на Земле установился привычный для нас климат, животный и растительный мир. Во время мезолита люди расселялись далеко на север, осваивали территории Шотландии, Прибалтики, части побережья Северного Ледовитого океана. Общество Мезолит стал толчком в развитии человеческих факторов: создании общих норм и правил поведения, запретов и указов, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу. Развивались формы насилия, связанные не с проблемой выживания, а с нарушением общепринятых норм,тогда нарушители подвергались различным формамнаказания, а иногда и физической расправе. Откладывались новые знания об окружающей среде, развивались и усовершенствовались умения и навыки, помогающие выжить человеку в трудное время. Так, людям необходимо было знать некие особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. Появился первый опыт лечения травм, полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей и т. д. Проводились первые хирургические операции: удаление зубов, ампутация конечностей. Образование первых так называемых «жилых холмов» (площадью приблизительно 2—4 га, иногда около 10 га) относится именно к периоду мезолита. Искусство и духовная жизнь Согласно открытиям ученых начала XX века, в мезолите сложилась членораздельная речь. Это возражает как данным о современных культурах мезолитического уровня, так и современным понятия о духовной и нравственной жизни предшествующего палеолита: в мезолите уже существовала речь с развитой фонетикой и грамматикой, но плохо были развиты теоретические термины, термины для больших чисел и т. п. Развивается искусство. Найдены многочисленные рисунки людей, животных, растений; скульптура, в отличие от прежних так называемых палеолитических Венер с преувеличенными вторичными половыми признаками, становится более сложной, имеются даже изображения фантастических существ (например, «человек-рыба» из Лепенского Вира). Рис .11. «Исскуство эпохи мезолита» Появляются первые пиктографии —прообраз рисуночного письма. Возникает музыка и танцы, использовавшиеся во время празднования и ритуалов. Углубляются языческие религиозные представления. Создаются коллекции мелкой разрисованной гальки —символы погибших предков. К эпохе мезолита относятся, например, отличающиеся необычным стилем и богатым содержанием наскальные росписи, обнаруженные в Испанском Леванте. Животные (быки, горные козы, благородные олени, кабаны и др.) Хозяйство В лесных районах мира появились первые признаки вырубки леса, которое становится массовым в период неолита, когда потребовались большие пространства для земледелия. Если образ жизни в палеолите был, как правило, кочевым, то в мезолите он становится всё более и более оседлым, начинается мощное освоение территории. Площадь территории, которую контролировало племя , остаётся по-прежнему довольно крупной. Селения, как правило, сезонного характера (в холодное время года селились ближе к зимним источникам питания, в тёплое — к летним). Активно развиваются ремёсла, не носившие в палеолите постоянного характера (изготовление корзин, предметов одежды). Тем не менее, охота, рыболовство и собирательство всё ещё играют большую роль. Мезолитические культурные регионы очень богаты, на большой территории в плане материальной культуры и генетики, что говорит о постоянном культурном и хозяйственном обмене. Мезолитические орудия по-прежнему изготовливались в основном из камня, но это были главным образом так называемые микролиты, мелкие острия и пластины чаще всего геометрических форм, иногда с ретушью по краю, употребляемые для составных орудий или в качестве наконечников стрел. Наряду с микролитами распространились крупные каменные рубящие орудия типа топоров или тесел. Рис .12. «Орудия мезолитов» Одежда мезолитических племен Европы изменялась в зависимости от области и времени года. Нет никаких доказательств существования ткачества. На наскальных рисунках изображены мужские фигуры - обнаженные, в набедренных повязках или коротких брюках. Женщины носили колоколовидные юбки, их руки и верхняя часть тела были обнажены. Рис. 13. «Племя мезолитов» Особое значение имели прическа и головной убор, так как считалось, что волосы обладают магической силой, таким образом, длинные волосы женщины прикрывались головным убором. Все манипуляции с волосами имели магический смысл, так как считалось, что в волосах сосредоточена жизненная сила [4, c. 115]. Изменение прически всегда означало изменение общественного положения в обществе, возраста и социально-половой роли человека. Головной убор, возможно, появился как часть церемониального костюма при проведении ритуалов у правителей и жрецов. У всех наших предков головной убор был знаком священного достоинства и высокого положения. Таким же древнейшим видом одежды, как и грим, являются украшения, которые первоначально выполняли магическую функцию в виде амулетов и оберегов. Одновременно первые украшения выполняли функцию обозначения социального положения человека и эстетическую функцию. Первобытные украшения изготавливались из самых разнообразных материалов: костей животных и птиц, костей человека (у тех племен, где существовал каннибализм), клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, птичьих клювов, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов. Отсюда следует , вероятнее всего, символическая и эстетическая функция одежды предшествовала его практическому назначению —защите тела от воздействий внешней среды. Украшения могли нести и информационную функцию, являясь у некоторых народов своеобразными письмами (например, у южноафриканских племен зулу были распространены «говорящие» ожерелья при отсутствии письменности) [4, c. 117]. Характеристика модных аксессуаров, цветов, материалов, декоров и дополнения костюма Одежда -это одно из самых древних изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды служили, кроме шкур, листья, трава, древесная кора (например, тапа - материя из обработанного луба у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки. С изменением климата во многих регионах возникла необходимость защиты тела от холода, что привело к появлению одежды из шкур - древнейшего материала для изготовления одежды у племен, занимающихся охотой. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов. Охотники последнего ледникового периода были, скорее всего, первыми людьми, носившими одежду. Одежду делали из шкур животных, сшитых вместе полосками кожи. Шкуры животных сначало фиксировали на колышках и выскабливали, затем обмывали и туго натягивали на деревянную раму, чтобы они не стягивалась при высыхании. Жёсткую сухую кожу после этого размягчали и разрезали, чтобы сделать из нее одежду. [3, c. 93] Одежду вырезали, а по краям остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря дыркам было намного легче протыкать шкуры костяной иглой. Доисторические люди делали булавки, и иголки из осколков кости и оленьего рога, которые затем полировали, шлифуя их о камень. Вычищенные шкуры также использовали для изготовления палаток, сумок и спальных принадлежностей. Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Носили также меховую обувь, привязанную кожаными шнурками. Животные давали шкуру - ткани, сухожилия - нитки и кости - иголки. Одежда, сделанная из шкур животных, уберегала от холода и дождя и давала возможность древним людям жить на далёком севере. Через какое-то время после начала земледелия на Ближнем Востоке из шерсти стали создавать ткань. В других же частях света для этих целей использовали растительные волокна, как, например, лен, хлопчатник, луб и кактус. Ткань разукрашивали и декорировали растительными красителями. Для создания красителей люди каменного века использовали цветки, стебли, кору и листья многочисленных растений. Цветки дрока красильного и пупавки красильной давали целый спектр цветов - от ярко-желтого до коричневато-зеленого. Растения вроде индигоноски и вайды давали очень яркий и нсыщенный синий цвет, тогда как кора, листья и скорлупа грецкого ореха гарантировали красновато-коричневый цвет. Растения также создавались для выделки шкур: кожу размягчали, вымачивая в воде с дубовой корой. И мужчины и женщины в каменном веке носили украшения. Ожерелья и подвески создавались из различных природных материалов - бивня слона или мамонта. Считалось, что ношение ожерелья из костей леопарда давало магическую силу. Ярко окрашенные камушки, раковины улиток, рыбьи кости, зубы животных, морские ракушки, яичная скорлупа, орехи и семена, бивни мамонтов и моржей, рыбьи кости и птичьи перья - использовалось все. О разнообразии материалов для украшений нам известно по наскальной росписи в пещерах и орнаментам, обнаруженным в захоронениях. Позже стали также изготавливать бусы - из полудрагоценного янтаря и жадеита, гагата и глины. Бусины нанизывали на тонкие полоски кожи или бечевки, сделанные из растительных волокон. Женщины заплетали волосы в косы и закалывали их гребнями и булавками, нитки ракушек и зубов превращали в красивые украшения для головы. Люди, вероятно, разрисовывали свои тела и подводили глаза красящими веществами, вроде красной охры, делали себе татуировки и пирсинг. [3, c. 95-96]. Шкуры, снятые с убитых животных, обрабатывались, как правило, женщинами, с помощью специальных скребков, сделанных из камня, костей, и раковин. При обработке шкуры женщины сперва вычищали остатки мяса и сухожилий с внутренней поверхности кожи, затем удаляли волосы самыми разными способами, в зависимости от региона.Вот например, древние народы Африки зарывали шкуры в землю вместе с золой и листьями, в Арктике — вымачивали в моче (таким же способом обрабатывали шкуры в Древней Греции и Древнем Риме), затем кожу дубили для придания ей прочности, а также катали, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности. Вообще, способов дубления кожи известно очень много: с помощью отваров коры дуба и ивы, в России, например, квасовали — вымачивали в кислых хлебных растворах, в Сибири и на Дальнем Востоке в кожу втирали рыбью желчь, мочу, печень и мозг животных. Кочевые скотоводческие народы пускали в ход для этой цели кисломолочные продукты, вареную печень животных, соль, чай. Если с кожи жирового дубления удаляли верхний лицевой слой, то получали замшу. Шкуры животных по сегодняшний день являются важным материалом для изготовления одежды, но, все-таки, великим изобретением стало использование состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти животных. И кочевые скотоводческие, и оседлые земледельческие народы использовали шерсть. По всей вероятности, самым древним способом обработки шерсти было валяние: древние шумеры в третьем тысячелетии до н.э. носили одежду из войлока. [3, c. 99]. Множество предметов из этого материала(головные уборы, одежда, попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских захоронениях в Пазырыкских курганах Горного Алтая (VI—V вв. до н.э.). Войлок создавали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти, шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко разнеслось у кочевых народов Евразии, у которых он служил и материалом для изготовления жилищ (например, юрты у казахов). У тех народов, которые занимались собирательством, а затем стали земледельцами, была известна одежда из специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. У некоторых народов Африки, Индонезии и Полинезии такая ткань из коры называется «тапа» и украшается разноцветными узорами с помощью краски, наносимой специальными штампами. Подчеркивание земледелия и скотоводства в отдельные виды труда сопутствовалось и выделением ремесел. В земледельческих и скотоводческих племенах было создано веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды из тканей и кож (в частности, иглы из костей рыб и животных или металла). Научившись в эпоху неолита искусству прядения и ткачества, человек первоначально создавал волокна из дикорастущих растений, но происшедший переход к скотоводству и земледелию позволило использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка). Из них сначала плели корзины, навесы, сети, силки, веревки, а затем простое сплетение стеблей, лубяных волокон или меховых полосок превратилось в тканье. Для тканья нужна была длинная, тонкая и равномерная по толщине нить, свитая из различных волокон. В эпоху неолита появилось великое изобретение — веретено (принцип его действия — скручивание волокон — сохраняется и в современных прядильных машинах). Прядение было женским занятием, которым занимались и созданием одежды, поэтому у многих народов веретено было символом женщины и ее роли хозяйки дома. Ткачество также было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка. В древности было известно три вида примитивных ткацких станков: 1. Вертикальный станок с одним деревянным брусом (навоем), висящим между двумя стойками, в которых натяжение нити сопровождалось с помощью подвешенных к нитям основы глиняных грузиков (подобные станки были у древних греков). 2. Горизонтальный станок с двумя неподвижно закрепленными брусьями, между которыми натягивалась основа. На нем ткали ткань строго определенного размера (такие станки были у древних египтян). [3, c. 106-107]. 3. Станок с вращающимися валами-навоями. Ткани создавали из бананового луба, волокон конопли и крапивы, льна, шерсти, шелка — в зависимости от региона, климата и традиций. В первобытных общинах и обществах Древнего Востока существовало строгое и рациональное распределение труда между мужчинами и женщинами. Изготовлением одежды, как правило, занимались женщины: они пряли нити, ткали ткани, сшивали кожи и шкуры, украшали одежду вышивкой, аппликацией, рисунками, нанесенными с помощью штампов и т.д. Шитой одежде предшествовал ее прообраз: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны). Простейшая древняя обувь — сандалии, или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается примером кожаных поршней славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовалась также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы). Головные уборы, защищали голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изобража....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: