- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организация взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007609 |
Тема: | Организация взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт социального образования Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций Кафедра психологии и социальной педагогики Организация взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений для развития лидерского потенциала старших подростков Выпускная квалификационная работа Выпускная квалификационная работа допущена к защите Зав. кафедрой психологии и социальной педагогики ________ _________________ дата М.А.Иваненко, канд. пед. наук, доцент Исполнитель: Корягина Зоя Андреевна, студент БУ-43z группы заочного отделения _______ _______________________ дата подпись Руководитель ОПОП ВО: «44.03.01 – Психолого-педагогическое образование» Капустина Н.Г., канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики ______ ____________________ дата подпись Научный руководитель: Капустина Н.Г., канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики ______ ____________________ дата подпись Екатеринбург 2017 Введение Актуальность исследования. При переходе России к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, особой актуальность обладает проблема развития лидерского потенциала у старших подростков. Одним из главных социальных институтов, дающим успешное решение данной проблемы, являются общественные объединения, которые благоприятствуют процессу развития лидерского потенциала. В Федеральном Законе " О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (2006 г.) отмечается, что государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений направлена на "социальное становление, развитие и социализацию детей и молодежи в общественной жизни..."[5]. Система образования, детские общественные объединения не изменяя свои традициям интегрируют усилия для усиления социального опыта подростков, необходимые в жизни умения и навыки, проявляя при этом личностные качества и реализуя лидерский потенциал. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых выявлено, что развитие лидерского потенциала предшествует становлению таких важных качеств личности, как способность принимать ответственные решения в значимых для групп ситуациях, регулировать взаимоотношения в группе, направляя усилия всех на достижение социально-значимой цели организации и др. Изучение научной литературы и исследований показало, что рассматривались следующие аспекты проблемы взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений для развития лидерского потенциала старших подростков. В работе Волохова А.В.изучена самореализация ребенка в процессе программы социализации в деятельности общественной организации [21]. Доказано, что помощь в развитии детского движения и осуществлении детских инициатив обогащают содержание деятельности детских объединений - с одной стороны, с другой- способствуют социальной адаптации, помогают каждому в самореализации, апробации полученных знаний в реальных отношениях. Кирпичник А.Г. поведал об общественной организации [47] и сделал вывод, что пребывание детей и подростков в ДОО приводит к глубиннным изменениям их личности. Кудряшова Е.В. рассмотрела лидерство, как предмет социально-философского анализа [51] сделав вывод, что власть облечена статусом так же, как правитель чертами личности. Тажутдинова Г.Ш. раскрыла тему взаимосвязи лидерства и направленности личности подростка[61]. Она показала, что характерно для личности лидера или выдвигается ли лидер группы по определенному виду направленности. Несмотря на проведенные исследования феномена лидерства в подростковом возрасте, вопросы взаимодействия общеобразовательной организации и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала у старших подростков за последнее время в работах специально не рассматривались. Исследования и рекомендации на данную тему отсутствуют. Решение проблемы развития лидерского потенциала подростков в различных социальных институтах общества осложняется противоречием между потребностью общества в лидерах, как авторитетной личности, играющей главную роль в организации совместной деятельности, необходимостью развития лидерского потенциала подростков, - и недостаточной теоретической и практической разработанностью алгоритма организации взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений, направленного на развитие лидерского потенциала старших подростков. Проблема исследования: как организовать взаимодействие общеобразовательной организации и общественных объединений для развития лидерского потенциала старших подростков? Объект исследования: процесс взаимодействия общеобразовательной организации и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков. Предмет исследования: последовательность шагов в организации и детских общественных объединений, способствующих развитию лидерского потенциала подростков. Цели исследования: на основе анализа теоретических и опытно – поисковых данных охарактеризовать алгоритм организации взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений для развития лидерского потенциала старших подростков. Гипотеза исследования: организация взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений для развития лидерского потенциала старших подростков должна осуществляться в соответствии с разработанным алгоритмом. Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, в соответствии с объектом и предметом исследования, были определены и решались следующие Задачи: 1. Изучить понятие «лидерский потенциал старших подростков»; 2. Охарактеризовать общеобразовательную организацию и общественные объединения, как социальные институты; 3. Рассмотреть общеобразовательную организацию и общественные объединения, как субъекты взаимодействия по развитию лидерского потенциала старших подростков; 4. Описать и проанализировать опыт взаимодействия школы №8 и общественного объединения «Надёжа» города Полевского. Для решения задач исследования и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретические – анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование; эмпирические – изучение и обобщение педагогического опыта, анализ документов, наблюдение, метод экспертных оценок, тестирование. База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8» и общественное объединение «Надёжа» в г. . Выпускная квалификационная работа состоит из двух введения, заключения, использованной литературы (в количестве 65 источников) и Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений для развития лидерского потенциала старших подростков. Лидерский потенциал: определение, условия развития, проявления в старшем подростковом возрасте. Научно – практическая и социально – педагогическая проблемы лидерства в подростковой среде обозначались в начале ХХ века, и по сей день в данной области, по мнению ведущих теоретиков, явно сложилась кризисная ситуация из – за недостаточной методологической разработанности [37; 45; 60]. В первой половине ХХ века в педагогической науке ученые чаще всего пользовались теорией черт лидерства. Эта теория признает врожденность и неповторимость свойств лидера, именно поэтому лидерство, как социально – психологический феномен рассматривается представителями этой научной школы в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность выдвинуться, знать ведущую позицию и удерживать власть, благодаря наличию этих уникальных черт [15; 23; 44]. В ходе разработки теории были выделены качества, которыми обладает лидер: ум, сильный характер, энергия, такт, способность привлекать к себе внимание, чувство юмора, умение предвидеть и т.д. Поэтому главной задачей для исследователей предполагается отбор черт, необходимых лидеру, которые могут быть универсальными и характерными для большинства лидеров [16; 17; 52]. Ставится задача критического осмысления работ психологов западной научной школы [7; 61]. В этот период большое внимание уделяется выявлению проблемы лидерства, а также разработке четкого определения этого понятия в отечественной науке. Авторами различных теорий лидерства написаны варианты определения понятий «лидерство» и «лидер» [2; 18; 19]. Понятие лидерства рассматривается учеными с разных сторон. По мнению Р. Ликерта лидерство – процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений [48]. По мнению В.Е. Хоккинга лидерство – функция групп, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе [64]. Т.О. Джакобс рассматривает теорию обмена лидерства: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности достижения цели [44]. В работах разных исследователей имеются описания важных лидеру черт характера. Например, по мнению Г. Тард лидеры сочетают в себе творческую одаренность и нонконформизм [52]. Густав Лебон выделял другую совокупность черт: твердую убежденность, фанатизм, одержимость идеями, слепую веру. По мнению Лебона ум и интеллект не являются лидерскими качествами, поскольку «мыслитель слишком явно видит сложность проблем, чтобы он мог иметь когда – либо очень глубокие убеждения, и слишком мало политических целей кажется ему достойными его усилий». По его мнению, только «фанатики с ограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями могут основывать религии, империи и поднимать массы» [49]. Проанализировав вышесказанное, мы можем сказать, что лидерскими качествами можно считать: социальную активность, самооценку и уверенность в себе, интеллект, а так же коммуникативные и организаторские склонности. Понятие социальная активность это частный случай понятия активность, которое используется во многих областях знаний. Большинство авторов считают, что социальная активность – это способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее. Прочитав Л.П. Буевой [25], О.И. Иванова [36], Л.Н. Когана [47] и В.Г. Мордюковича [57] можно сделать вывод, что социальная активность – качество личности, способствующее преобразованию окружающей действительности и самого индивида. В своих книгах Е.И. Леонова определяет социальную активность личности, как динамическое качество личности, способствующее реализации социальной направленности личности и ее готовности проявлять себя в различных аспектах жизнедеятельности (в т. ч. в культурно – досуговой деятельности) [49]. Мы не можем не согласиться с В.З. Коганом, который определяет социальную активность, как сознательную и целенаправленную деятельность личности и ее целостно – социально – психологическое качество, которые, будучи взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального взаимодействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Он выделяет значение деятельности в развитии личности и считает, что деятельность является реальным проявлением социальной активности человека [47]. С.И. Ожегов в своем легендарном словаре определяет интеллект (ум), как мыслительная способность, умственное начало у человека [55]. Академик Н.Н. Моисеев раскрывает интеллект, как целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели [49]. По мнению В. Штерна интеллект – это есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям [52]. Мы согласны с точкой зрения Айзенка, который указывает на коэффициент интеллекта (баллы IQ) – показатель способности человека узнавать что – то новое. Это степень, в которой человек может наблюдать и понимать происходящее [6]. Интеллект включает в себя несколько компонентов: любопытство, глубина ума, гибкость и подвижность ума, логичность мышления, доказательность мышления, критичность и широта мышления. Следующим, не менее важным качеством личности является самооценка. Отечественные психологи, изучая самооценку, в первую очередь выделяют важность деятельности человека. А.Н. Леонтьев считает, что самооценка является одним из существенных условий формирования личности. По ее мнению самооценка мотивирует индивида и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний [51]. С точки зрения С.В. Бориснева самооценка – свойство человека оценивать себя, свой социальный статус и коммуникативную роль в конкретной ситуации [17] . А. И. Липкина определяет самооценку, как оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности [53]. По мнению В.В. Синявского [61] и В.А. Федорошина [64] лидер обладает такими качествами, как коммуникативные и организаторские склонности. Л.И. Уманский выделяет три группы организаторских способностей: склонность к организаторской деятельности, организаторское чутье, умение оказывать эмоционально – волевое воздействие. Особое внимание автор обращает на способность руководителя самостоятельно заниматься организаторской деятельностью, смело брать на себя функции организатора и ответственность за работу других людей в неблагоприятных и трудных условиях, потребность осуществлять организаторскую деятельность и постоянную готовность брать за нее ответственность [63]. Для проведения анализа о лидерском потенциале у старших подростков обратимся к характеристике подросткового возраста. Изучением старшего подросткового возраста занимались многие известные отечественные и зарубежные ученые: Ш. Бюллер [16], Л.С. Выготский [43], А.Н. Леонтьев [51], Э. Шпигер [64] и другие. Большинство авторов имеют свою точку зрения на возрастные периодизации. Л.С. Выготский считает, что старший подростковый возраст – это возраст 14 -17 лет. Ученый называет этот возраст пубертатным и описывает его через становление психосоциальной идентичности, которая лежит в основе подросткового самосознания. В пубертатный период происходит осознание временной протяженности собственного «Я», которая включает прошлое ребенка и определяет проекцию себя в будущее, осознание себя, как отличного от родительских образов, осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности [43]. Э. Эрикон говорит, что период подросткового возраста – период между 12 и 19 годами. Автор выделяет, что в этом возрасте у человека появляется чувство своей неповторимости, индивидуальности, отличия от других. Если в силу обстоятельств, возрастное развитие пошло по отрицательному пути, то формируется диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность. Типичной чертой этой фразы является «ролевой мораторий» (от лат. moratorium – отсрочка): на долю ребенка выпадает все больше ролей и обязанностей, но он не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а только примеряет их себе [65]. Старшему подростку предстоит вступление в самостоятельную жизнь, поиск своего индивидуального жизненного пути и определение своего места в жизни. Подросток уже не является ребенком, но еще не является взрослым. Он полностью обращен в собственное будущее, и все настоящее выступает для него направленностью его личности. Л.И. Божович считает, что выбор дальнейшего пути в жизни, самоопределение, становятся тем эмоциональным центром социальной ситуации, вокруг которого начинают вращаться интересы и деятельность [16]. Старший подросток направлен на социальное и личностное самоопределение. Молодые люди примеряют на себя различные социальные роли, соответствующие данной ступени развития. Но они не совсем берут их на себя, а экспериментируют в существующих условиях. Нужно, чтобы в этот период подросток соединил все новые роли в одно целое, проанализировал с прошлым и спроецировал в будущее. Также в этот период у подростков проявляется стремление узнать внутреннюю позицию взрослого человека и почувствовать себя в качестве члена общества, определить себя в мире. Нужно понять себя и свои возможности вместе с пониманием своего места и назначения в будущей жизни. Сформированный уровень притязаний и стремления занять значимую позицию в обществе, в мире взрослых сильно влияет на внутренний мир старшего подростка. Изучая свой внутренний мир, подросток начинает поиск смысла жизни. Он осознает ценность своего внутреннего мира. Начинает воспринимать внешний мир через себя. Это период «самокопания», познания своей личности. Подростки пытаются разобраться в своем характере, своих чувствах и действиях, правильно расставить жизненные приоритеты. В этом возрасте актуальным вопросом становится самовоспитание. Познание своего «Я» приводит к осмыслению собственных достоинств и недостатков, работой над устранением недостатков и развитием достоинств. Впоследствии чего, обучающиеся старших классов выдвигают к себе более высокие требования. Формируется система ценностей, взгляд на окружающий мир, жизненная позиция и ценностные ориентации. Подросток совершает мировоззренческий выбор, который окажет влияние на его будущее. От формирующегося взгляда на жизнь зависит профессиональное и личностное самоопределение. Создается оно постепенно, в процессе поиска, приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания и социальных убеждений. В старшем подростковом возрасте, личность в необходимой степени становится более зрелой морально, интеллектуально и психологически. Мировоззрение определяет длительные стратегические жизненные цели и принятые принципы поведения. Большое значение имеет сфера, в которой ребенок реализует себя. Например, участвуя в общественно - полезной деятельности, подросток осознает себя и признается окружающими, как равноправный член общества, так создаются оптимальные условия для реализации потребности в социальном признании, для усвоения социально – значимых ценностей. Когда подросток занимается значимой для всех деятельностью, которая к тому же постоянно усложняется, то он получает удовлетворение от сознания своей общественной ценности, самоутверждается как личность, самоопределяется. В такой общественно полезной деятельности происходит развитие адекватного ей мотива. Подростком может двигать желание показать, проявить себя (тогда другие люди выступают средством для удовлетворения этого желания) или желание принести пользу другим людям (тогда другие люди выступают целью его деятельности). Самоопределение осуществляет влияние на сферы жизни старшего подростка. Обучающиеся старших классов ищут во взрослых помощь в выборе пути в жизни и самоопределения, а потому, большое значение уделяют общению со старшим поколением, больше доверяют взрослым и прислушиваются к их мнению. Общество ровесников для подростков – важный канал информации, по которому они узнают, о чем по разным причинам им не говорят взрослые, и вид деятельности и межличностных отношений. Многие виды совместной деятельности развивают у ребенка необходимые умения социального взаимодействия, подчинение коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с общественными. Также общество сверстников для подростка – вид эмоционального контакта. Осознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи – не только облегчает подростку жизнь, но дает ему важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Важное значение для подросткового самоуважения - это умение заслужить уважение и любовь равных. Все вышеперечисленное напрямую влияет на личность лидера, поскольку он должен пользоваться огромным авторитетом и влиянием. У подростка появляется потребность не только в принятии, но и в обособлении себя от других членов общества. В этом возрасте подросток начинает ценить уединение, его личное пространство становится неприкосновенным. Для старшего подростка характерны поиски и сомнения, споры, перемены мнений. Эти процессы очень важны для развития человека, без них подростки могут вырасти пассивными, поверхностными в своих притязаниях. Практика говорит о том, что личностные ценности, мировоззрение в целом еще не сформировалось или сформировалось не крепко. В период старшего подросткового возраста достаточно сильна комфортность, проявляется желание, но умения отстоять свои взгляды, и убеждения еще нет. Индивидуальность подростка нуждается в подкреплении обществом или ближайшим окружением. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям. В подростковом возрасте формируется тяга к лидерству, как особому виду деятельности, оформляются основы лидерских качеств. В роли лидера подросток выполняет определенные социальные роли, пытаясь разобраться в проблеме лидерства, вырабатывает собственный лидерский стиль, идентифицирует себя с известными лидерами. Изучив параграф можно сказать, что лидерский потенциал старших подростков - это совокупность задатков и способностей личности (коммуникативных, организаторских, интеллектуальных, креативных), проявляющихся в ситуациях взаимодействия в группе и позволяющих индивиду самореализоваться как лидеру. Условиями, обеспечивающими развитие лидерских качеств подростков являются: вовлечение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта; использование в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования, которая обеспечивает каждому подростку возможность реализовать различные позиции членов объединения (от исполнителя до организатора); осуществление систематического педагогического мониторинга динамики развития лидерских качеств. Критериями развития лидерских качеств подростков являются: критерий внутренней готовности, и критерий внешней реализации включающий деятельностную составляющую и личностнопозиционную составляющую. 1.2. Образовательная организация и общественное объединение как социальные институты и субъекты взаимодействия по развитию лидерского потенциала старших подростков Развитие лидерства – целенаправленное формирование соответствующих качеств, выработка личной мотивированности, желания быть лидером, уверенности в себе, готовности решаться и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, понимание собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазму и т.п. Эти качества характеризуют параметры активности лидера. Лидер - социально компетентен, доброжелательно относится ко всем членам группы. Это предусматривает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать членов команды, делать замечания, давать советы, внимательно относиться ко всему, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т.п.; Нужно развивать у лидера умения и навыки быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и помнить особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы. Школа - это важнейший фактор реализации педагогических воздействий при воспитании лидера. Опираясь на концепции Л.С. Выготского [43] и других современных педагогов, мы делаем выводы о необходимости использования в деле воспитания лидера идей гуманизма, свободы личности и ее индивидуализации, идеи равноправного взаимодействия учителя и подростка, а также идеи тесной взаимосвязи семьи и школы. В образовательной организации воспитываются важнейшие навыки вхождения ребенка в социум. Центральным двигателем человеческой деятельности является потребность, для развития лидерского потенциала подростка необходимо создать условия, требующие проявления его активности. Это возможно при направленной социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности в образовательной организации. Анализ исследований В.Б. Сбитневой [60] и др. показал, что стремление к объединению – естественная потребность детского и подросткового возраста. Объединяясь в группы, компании, команды и т.п., подростки объединяют знания, практический опыт, силы и возможности для достижения конкретной цели в различных формах деятельности. Поэтому подросток видит в объединении с другими себе подобными средство самозащиты, самоутверждение, самоопределение себя как личности, единственной в своем роде, и как члена сообщества себе подобных людей. Такие общественные, образовательные, творческие объединения могут быть созданы для детей одного возраста и разного возраста (разновозрастные). Они отличаются по своим целям программам деятельности, по количеству и составу, своих членов, характеру устанавливаемых отношений, взаимодействий, связей, внутренней структуре, уровню развития и влияния на детей и подростков. Объективно каждый ребенок может с детства являться участником различных социальных объединений. Это семья, группа в детском саду, школьный класс, компании друзей, туристическая группа и т.п. Объединения бывают постоянными и временными, большими и малыми, формальными (имеющими статус и признание) и неформальными; реальными – существующими на практике и условными – в которых отсутствуют конкретные связи отношений. Такое объединение по возрастному признаку как «старшеклассники». Объединения могут быть разнохарактерными по содержанию, форме, уровню развития. Некоторые из объединений могут характеризоваться каким-либо одним направлением деятельности (морское дело, экология, техническое творчество и др.), другие являются многопрофильными, реализующими социально-значимые проекты. Детское объединение, как организация – это сложная, взаимосвязанная система социальных позиций и ролей, которые должны соответственно выполняться людьми, являющимися членами той или иной организации. Организация – объединение людей ради такой цели, которая не может быть достигнута ни кем из них порознь, хотя и важна для каждого. Достижение этой цели вынуждает их распределится по ролям («горизонтально»)и по руководству, подчиненно статусом («вертикально») [33; 34]. Актуальным сегодня многими известными педагогами и ученными признается определение роли детского общественного объединения (постоянного и временного) как значимого явления для признания субъектности позиции ребенка воспитательном пространстве школы (А.В. Волхов [18], Б.З. Вульфов [42], И.М.Ильинский [46], А.В. Мудрик [53], М.И. Рожков [58] и др.). Деятельность общественных объединений и организаций, приобретших за последние 16 лет статус юридического лица, доказывает, что в условиях современного воспитания поведенческая модель «подчинения» детей и подростков вытесняется моделью «участия и соучастия», обеспечением ситуации выбора из многогранных возможностей, в том числе, благодаря созданию различных институтов воспитания в альтернативных средах, с последующим их включением в единое воспитательное пространство системы образования. Организованное пространство - это важное условие его гуманистической ориентации. Роль взрослых зачастую определяет влияние на содержательный выбор общественной деятельности детьми и подростками. Это установившиеся понятия в практике детского движения принятые определения, которые мы разделяем и используем в представлении теоретических основ проводимого нами исследования. К ним относятся следующие: Детское общественное объединение – формирование детей, объединившихся на основе общности интересов для реализации цели саморазвития по инициативе и при педагогическом управлении взрослых; Детская общественная организация – самодеятельное, самоуправляемое на основе устава и других документов равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся [55; 58]. Исследованиями А.В. Волохова установлено, что на начальном этапедетская общественная организация может быть охарактеризована как детское общественное объединение. На более высоком этапе развития (сформированы органы детского самоуправления, оределились лидеры, осуществляется коллективное планирование, реализации и анализ деятельности) детское общественное объединение может перерасти в детскую общественную организацию [22]. Между правом на существование и развитие детских общественных объединений и отсутствием реальных возможностей удовлетворения потребности в них детей и подростков есть противоречие по дефициту взрослых, готовых взять на себя проблему создания и обеспечения условий функционирования таких объединений. Важной причиной противоречий является недостаточнае разработанность нормативно-правовых основ взаимодействия общеобразовательной организации и детских общественных объединений в конкретных условиях. Результаты исследований Л.В. Байбородовой [11], И.П. Бодалева [16], и других показали взаимодействие детских общественных объединений и государственных образовательных структур, которое следует понимать как совокупность взаимосвязанной деятельности. Понятие «взаимосвязанная деятельность» отличается от понятия «совместная деятельность», понимаемого буквально как деятельность, осуществляемая вместе (совместно) ее субъектами, участниками, то есть общей деятельности. Совместная же деятельность проводится субъектами «вместе», нередко она осуществляется раздельно. Общая деятельность может быть поделена во времени и в пространстве, может не совпадать в целях и принципах, формах и способах организации и т.д., но при этом между деятельностями взаимодействующих субъектов должны быть установлены определенные (необходимые) связи. Наличие (или отсутствие) и особенности связей указывают на факт существования и своеобразие взаимодействия [11;16;17]. Понятие «взаимодействие» раскрывает достаточно широкий круг процессов, благодаря которым происходит своеобразный обмен между взаимодействующими сторонами, и взаимные влияния и изменения. В определенный отрезок времени характер этих процессов не остается неизменным и принимает форму содействия (сотрудничества) или противодействия (борьбы), которая выступает в единстве и взаимообусловленности. С точки зрения современных представлений о взаимодействии необходимо новое объяснение проблемы взаимодействия общеобразовательной организации и детских общественных объединений; уточнение совокупности процессов (стихийных и целенаправленных) взаимного воздействия и изменения; фиксация сферы равноправного и неравноправного взаимодействия и выделение его особенностей, осознание активной роли конкретных личностей в реализации объективно существующих связей (Н.Ф. Басов [12], О.Н. Бессонова [13], и др.) Взаимодействие общеобразовательной организации и детских общественных объединений предполагает наличие регулирующих и регламентирующих отношения сторон основ: правовых, экономических, содержательно - деятельностных, организационных, социально – психологических. Мы получили подтверждение, что уровень и характер субъектов взаимодействия во многом определяется степенью развитости этих основ. Раскроем их сущность. Нормативно-правовые основы взаимодействия - это принятые в государстве законодательные и иные акты (постановления, решения, указы, распоряжения) органов государственной власти или их представителей. Законодательные акты создают фундамент взаимодействий образовательных учреждений, детских общественных объединений и выполняют основную регулятивную функцию во взаимодействии. Экономические основы взаимодействия представляют взаимосвязи сторон и хозяйственной деятельности, финансовых отношениях. Исторически сложившаяся ситуация отсутствия правовой основы деятельности детских общественных объединений приводит к отсутствию экономической основы. При этом «пострадавшей» оказалась организация, как не имеющая права юридического лица. На сегодня экономические основы взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций разработаны очень слабо. Взаимодействующими сторонами найден компромисс, заключающийся в разработке специальных документов (договоров), содержание которых отвечало на вопросы: какие действия и в каких случаях осуществляются безвозмездно; кем и когда расходуются средства, заработанные в процессе совместных акций; кто, кому и за что платит и платит ли? Содержательно - деятельностные основы взаимодействия, занимающие определенное положение в системе взглядов, воззрений, убеждений и действий каждой из сторон. Разработанные группой ученных в 1990 году «Концепция социализации ребенка в детских общественных объединениях», обоснованный и подтвержденный на практике вариативно - программный подход (А.В. Волохов [18]), создали содержательно-деятельную основу взаимодействия двух социальных институтов. Опираясь на исследования А.В. Волохова, охарактеризуем их с позиций общего, особенного и единичного [19]. Общим является все, что характерно для процесса развития любойссоциальной модели взаимодействия в системе образования (определение цели, основ, механизмов). Особое отличие уровеня решения проблем социализации детей в детской общественной организации от уровня влияния на детей иных социальных институтов ( структура жизнедеятельности, событийность, система отношений субъектов). Единицы характеризуют специфику конкретных усилий государственных образовательных структур по поддержке детской инициативы и творчества (индивидуальных, групповых). Организационные основы взаимодействия включают процедуру установления конкретных взаимных прав и обязательств (договоров), упорядочение способов и форм взаимосвязей в процессе функционирования образовательных учреждений и детских общественных организаций, объединений, согласование необходимых структур и функций. Потому как оформлены (и оформлены ли) организационные основы, можно судить об уровне и характере взаимодействия. За прошедшие годы организационные основы не только оформились, но и реализовались на практике в нормах уважительного отношения друг к другу с позиции социального партнерства. Социально-психологические основы. Исследованиями ученых доказано, что социально - психологические основы взаимодействия определяются состоянием отношения руководителей общеобразовательной организации и лидеров детск....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: